В основе расчета расходов на содержание стационара – показатель среднегодового количества коек, который в зависимости от сроков развертывания новых коек определяется по формуле:
,
где Кср – среднегодовое количество коек;
Кн – количество коек на начало года;
Кк – количество коек на конец года;
n – число месяцев функционирования вновь развернутых коек.
Общие расходы на здравоохранение в проекте бюджета района определяются следующим образом.
1. Определяется величина фонда заработной платы по больницам и стационарам района. В зависимости от среднегодового количества коек и средней заработной платы на одну койку в год, определяемой отдельно по диспансерам, находящимся в городах и рабочих поселках и в сельской местности:
,
где ФЗПг – годовой фонд заработной платы;
ЗПк – средняя заработная плата на одну койку в год.
2. Определяются расходы на медикаменты (в нормативном порядке), а также расходы на канцелярские и хозяйственные расходы (по нормативам на одну койку в год).
Итоговая сумма расходов на медикаменты состоит из суммы расходов на медикаменты и расходов на бесплатную и льготную выдачу медикаментов по больницам, находящимся в городской и сельской местности:
,
где Рм – расходы на медикаменты в стационарах;
NР – норма расходов на медикаменты;
КД – количество койко-дней;
,
где СР – общая сумма расходов на медикаменты;
Рм – расходы на медикаменты в стационарах;
Рбл – расходы на бесплатную (льготную) выдачу медикаментов.
Аналогично определяется сумма канцелярских и хозяйственных расходов:
,
где СК – сумма канцелярских и хозяйственных расходов;
NР – норма расходов на одну койку в год.
3. Определяется норма расходов на питание на одну койку в год:
,
где NР – норма расходов на питание на одну койку в год;
ЧД – число дней функционирования койки в год;
NД – норма расходов на питание на одну койку в день.
Сумма расходов на питание определяется по формуле:
,
где СР – сумма расходов на питание;
NР – норма расходов на питание на одну койку в год;
Кср – среднегодовое количество коек.
4. Определяется количество койко-дней по больницам и диспансерам в городах и сельской местности по формуле:
,
где Ккд – количество койко-дней;
ЧК – число дней функционирования койки в год;
Кср – среднегодовое количество коек.
5. Расходы на мягкий инвентарь определяется по формуле:
,
где Рм.и. – расходы на мягкий инвентарь;
Рд.н.к. – расходы на дооборудование новых коек;
Рд.к. – расходы на оборудование прежних коек.
При этом используется расчет прироста коек, который обеспечивается по формуле:
,
где ПК – прирост коек за год;
КК – количество коек на конец года4
КН – количество коек на начало года.
6. Расходы на дооборудование новых коек определяется так:
,
где Рд.н.к. – расходы на дооборудование новых коек;
Рд.н.к. – норма расходов на дооборудование одной новой койки.
6. Далее определяется свод расходов проекта бюджета района по больницам и диспансерам городов, рабочих поселков, сельской местности:
,
где Ср – сумма расходов по проекту бюджета района по больницам и диспансерам;
ФЗП – фонд заработной платы (ФЗП) медицинских работников и административно-хозяйственного персонала;
НФЗП – начисления на ФЗП (в 1999 г. они составили 38,5% от ФЗП);
СР.М. – общая сумма расходов на медикаменты;
СР.К. – сумма канцелярских и хозяйственных расходов;
СР.П. – сумма расходов на питание;
СР.МИ – сумма расходов на мягкий инвентарь.
Статьи расходов
1) Заработная плата (ст. 1) занимает особое место, так как составляет 60% затрат на содержание медицинского учреждения. В настоящее время она устанавливается в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы.
2) Начисления на оплату труда (ст. 20 в размере 39-40% направляются во внебюджетные фонды.
3) Административно-хозяйственные расходы (ст. 3) включают широкий перечень затрат по обслуживанию лечебного процесса.
4) Командировочные расходы (ст. 4) определяются в соответствии с действующими нормами.
5) В стационарах большое внимание уделяется расходам на питание больных (ст. 9), определяемым умножением норм затрат на количество койко-дней, планируемых в каждом отделении.
6) В таком же порядке осуществляется планирование расходов на приобретение медикаментов и перевязочных средств (ст. 10). С целью контроля за стоимостью медицинских услуг в расчет цен принимаются наиболее дешевые медикаменты.
7) Расходы на приобретение медицинского оборудования и расходы на приобретение мягкого инвентаря (ст. 12 и ст. 14) планируются в пределах выделенных ассигнований и по дифференцированным нормам в зависимости от профиля отделений.
8) Затраты на капитальный ремонт зданий (ст. 16) медицинских учреждений определяются на основе финансово-сметных расчетов в пределах выделяемых бюджетных ассигнований. Прочие расходы (оплата летных часов санитарной авиации, организация и проведение культурно-массовых мероприятий среди больных и др.) планируются на уровне прошлых лет с учетом экономии.
К бюджетным ассигнованиям медицинские учреждения вправе привлекать средства, полученные в ходе оказания платных медицинских услуг, в том числе по договорам добровольного медицинского страхования.
Итог сметы – свод затрат по всем статьям расходов.
При составлении сметы медицинского учреждения используются материалы экономического анализа исполнения смет за предшествующие один-три года. Выводы по материалам анализа позволяют уточнить размеры отдельных расходов, некоторые расчетные нормы, выявить динамику показателей и установить влияние различных факторов на отклонения по статьям сметы расходов. При условии инфляционного роста размер показателей может корректироваться на коэффициент инфляционных ожиданий по согласованию с вышестоящими органами управления здравоохранением.
1.3.3 Важнейшие модели (методы) финансирования медицинских учреждений
1) цена конкретной медицинской услуги при бюджетно-страховой модели, определяемая на базе сметы расходов;
2) оплата средней стоимости пролеченного больного (в целом по стационару или в среднем по отделению);
3) оплата одного законченного случая лечения на основе клинико-статистических групп или медико-экономических стандартов;
4) среднедушевой норматив финансирования на работающее и неработающее население.
Может применяться и комбинация этих методов. При этом конкретный выбор модели финансирования осуществляется местным органом исполнительной власти.
До 1993 года в процессе сводного бюджетного планирования расходов на здравоохранение применялись среднегодовые показатели по сети, штатам и контингентам по видам учреждений, средней ставке заработной платы на одну должность, средние расчетные нормы по статьям затрат на текущее содержание.
Сводное планирование основано на анализе предыдущего периода и осуществляется в два этапа:
1) расчеты к проекту бюджета Федерации, области, края;
2) разработка расчетных показателей по здравоохранению для бюджетов районов, городов областного, краевого подчинения и определение объема расходов для учреждений, состоящих на областном (краевом) бюджете и нижестоящих бюджетов и учреждений.
Расчетные показатели сообщались финансовым отделам районов (городов), анализировались, уточнялись в областных (краевых) финансовых управлениях. С учетом этих корректировок составлен бюджет города (района) по расходам на здравоохранение. В таком же порядке районные (городские) финансовые отделы разрабатывали расчетные показатели по здравоохранению по бюджетам городов районного подчинения и т.д.
Главная проблема состоит не в правильности определения цены конкретного медицинского случая, а в порождении механизмов, которые ориентировали медицинские учреждения на проявление инициатив, полезных для расширения перечня и качества медицинских услуг.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.