Стратегический контроллинг должен обеспечивать руководство предприятия и других пользователей значимой информацией о стратегии предприятия (изменении текущих показателей в стратегическом положении). Так, с точки зрения стратегического контроллинга, такой показатель, как прибыль, рассматривается не как внутренний показатель, характеризующий результат деятельности предприятия, а как внешний показатель (результат), характеризующий положение предприятия по отношению к существующим и возможным конкурентам.
Следовательно, целью стратегического контроллинга является формирование информации о возможных приоритетных направлениях развития стратегии бизнеса предприятия путем выявления причинно-следственных связей при сопоставлении данных о затратах, ценах, спросе, финансовом положении и других с аналогичными данными конкурентов, а также принятие мер по регулированию возникших отклонений и оптимизации соотношения "затраты - прибыль".
Вышеизложенное определяет объекты стратегического контроллинга. К ним относятся относительные данные (сопоставимые с данными конкурентов) о затратах, ценах, спросе, финансовом положении, как в масштабе структурных подразделений предприятия, так и предприятия в целом.
2.3.Этапы процесса накопления информации в системе стратегического контроллинга
Изучение сущности стратегического контроллинга ставит перед необходимостью исследования структуры и состава процесса накопления информации в системе стратегического управления. Этот процесс состоит из следующих этапов (рис. 2.1).
Этап реализации стратегического анализа (1 этап) предполагает определение:
* цели предприятия;
* внешних условий работы предприятия для выявлении возможностей рисков и потенциальных возможностей;
* ресурсов предприятия для выяснения его сильных и слабых сторон;
* организационной структуры предприятия.
Рис. 2.1 Этапы накопления информации (стратегический контроллинг) в системе стратегического управления
Методы стратегического финансового контроллинга.
Группировка деловых и финансовых показателей деятельности предприятия
Для обнаружения сигналов о возникновении явлений кризисного состояния предприятия необходимо постоянное наблюдение за его деловыми и финансовыми показателями. Их анализ дает возможность количественно оценить явления. Одни и те же показатели могут иметь различное значение и тенденцию на разных этапах жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия. Поэтому анализ показателей по этапам жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия позволит выявить тенденцию развития кризисных явлений на основе количественных и качественных оценок.
Деловые и финансовые показатели делятся на несколько групп: показатели ликвидности, финансового состояния, оборачиваемости, рентабельности. В свою очередь, их можно подразделить по признаку отслеживания и изменяемости как по этапам жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия, так и по времени. В табл. 3.1 представлены показатели, требующие особого внимания на различных этапах жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия.
Таблица 3.1.
Деловые и финансовые показатели, требующие особого внимания по этапам жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия
Этапы жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия | Показатели | ||||
Ликвиднос-ти | Финансового состояния | Оборачиваемости | Рентабельности | ||
капитала | продаж | ||||
Зарождение | * | * | |||
Ускорение роста | * | ||||
Замедление роста | * | * | |||
Зрелость | * | * | * | ||
Спад | * | * | * |
Дата: 2019-07-24, просмотров: 222.