Характеристика системных проблем промышленного комплекса РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Состояние промышленности в России имеет тяжелое положение и в ее развитии остро стоят проблемы, которые необходимо решать.

Основные проблемы текущего состояния промышленности России

1.Отсутствие оборотных и инвестиционных средств.

2. Изношенность и отсталость основных фондов.

3. Низкая конкурентоспособность (низкое качество, производительность, плохая фондоемкость, технологическая слабость.

4. Низкая доля в экспорте продукции обрабатывающих отраслей.

5.Слабый внутренний спрос.

6. Импортизация внутреннего рынка.

7. Тяжелая структура промышленности: недостаточная доля производства продукции конечного потребления.

8. Неэффективность механизмов финансового, научно - технологического, кадрового воспроизводства.

9. Неэффективность механизмов государственной поддержки экспорта, решения региональных проблем, социальных механизмов, механизмов преодоления структурных диспропорций.

10. Несовершенство диалога бизнеса и власти, низкая рефлексия властей.

11. Невоспроизводимое по запасам недропользование.

12. Недостаток инфраструктуры и навыков сбыта и сервиса.

13. Слабый менеджмент и финансовая дисциплина и ответственность.

14. Неоптимальная структура крупных и малых предприятий.

15. Несбалансированная с промышленной экономикой тарифная политика в естественных монополиях.

16. Все большая утрата инновационного характера, научно - технического потенциала.

Некоторые примеры решений отдельных проблем промышленной политики.

Вывод неиспользуемых и устаревших производственных мощностей, незавершенного капитального строительства, отработанных горнорудных сооружений и отвалов с баланса предприятий для снижения себестоимости.

Увеличение амортизационных фондов для роста собственных инвестиций.

Решение специфических вопросов градообразующих предприятий.

Введение новых принципов оценки основных фондов.

Создание целевого бюджетного ссудного фонда промышленности.

Для стимулирования внутреннего спроса интенсификация госзакупок и лизинга, включая государственный лизинг:

· авиатехники;

· станкоинструментального оборудования;

· в сельскохозяйственном машиностроении;

· в крупном транспортном машиностроении (локомотивная тяга, судостроение и т.п.)

· в энергетическом машиностроении.

Налоговое стимулирование перелива капитала из сырьевой в высокотехнологические отрасли.

Организация экспортного кредитования и субсидирования и организация кредитования населения под жилье и ТДП отечественного производства.

Создание законодательных условий преференций по стимулированию закупок отечественной продукции и создание внебюджетных централизованных фондов НИОКР, в том числе на основе части роялти.

Активизация механизмов заимствования на фондовых рынках для финансирования промышленного развития.

Введение в Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, валютное, банковское и иное право инструментов промышленной политики.

Создание свободных экономических зон научно-технологического прогресса, например, на базе закрытых административно-территориальных образований (закрытых городов). Министерства атомной энергии.

Возможные финансовые источники целевого бюджетного ссудного фонда промышленности:

1.Целевые отчисления.

2. Остатки на счетах бюджета.

3. Средства Сбербанка.

4. Резерв и прибыль Ц Б РФ и новые режимы их генерации и использования.

5. Золотовалютный запас РФ.

6. Пенсионные и страховые фонды.

7. Экономически обоснованная и необходимая целевая эмиссия и внедрение.

8. Целевая (обусловленная) амнистия капиталов.

9. Природная рента.

10. Заимствования на фондовом рынке.

11. Иностранный капитал.

12. Средства населения.

13. Переоценка (дооценка) основных фондов и активов российских предприятий

14. Целевая часть платы за приватизируемые предприятия.

В перспективе спрос на нефть и ее добыча в основном будут зависеть от динамики цен. Если установившиеся в настоящее время сравнительно низкие цены на нефть (в пределах 100 долл. за тонну) сохранятся до 2000 г., это будет способствовать свертыванию добычи нефти в нефтеэкспортирующих странах. Как следствие, в начале XXI в., возникнет острая ее нехватка с соответствующим скачком цен. Установление высоких цен (в пределах 150 долл. и выше за тонну) ускорит приток инвестиций в нефтяную промышленность в странах ОПЕК и вне этой организации. Это приведет к постепенному наращиванию добычи нефти, ее перепроизводству и вызовет падение цен. Вероятнее всего, как считают Байков Н. и Безмельницына Г., в прогнозный период цены будут поддерживаться на среднем уровне - 120-125 долл. за тонну. По этому варианту потребление нефти в мире к 2015 г. вырастет примерно на 1100 млн. т/год. В основном мировой спрос будет удовлетворяться путем наращивания добычи в странах - членах ОПЕК. Для удовлетворения этого спроса добыча должна составить уже в 2000 г. около 1800 млн. т (по сравнению с 1250 млн. т в 1994 г. - рост на 550 млн. т), к 2010 г. - около 2150 млн. т ив 2015 г. - 2300 млн. т. Одновременно страны, не входящие в ОПЕК, предпринимают усилия, чтобы предотвратить чрезмерное падение добычи из уже освоенных низкорентабельных месторождений. Поддержание высокого мирового уровня добычи нефти потребует значительных капиталовложений. По данным зарубежных экспертов, в течение оставшегося до 2000 г. времени требуемые капиталовложения в добычу нефти могут превысить 300 млрд. долл. (из них 1/3 в странах ОПЕК и 2/3 за ее пределами). Огромные капиталовложения в нефтедобычу стран ОПЕК (100 млрд. долл.) нельзя полностью изыскать из внутренних источников. Потребуется привлечение иностранного капитала и технологии для наращивания добычи нефти. Недостаток капиталовложений может негативно повлиять на экономическую ситуацию стран-экспортеров и основных импортеров нефти и поколебать существующую стабильность мирового рынка нефти.

В России добыча нефти падает. Для стабилизации или замедления темпов ее снижения потребуются значительные инвестиции. По мнению западных экспертов, чтобы удержать добычу нефти в России к 2000 г. на уровне 1992 г. (около 400 млн. т) потребуются капиталовложения на уровне 25 млрд. долл. Для подъема добычи до уровня 1991 г. (460 млн. т) понадобится уже около 50 млрд. долл. То же самое относится к Казахстану, второму по уровню добычи нефти в СНГ. Здесь только для ввода в разработку двух крупных месторождений - нефтяного Тенгиз и газоконденсатного Карачаганак потребуется минимум 10 млрд. долл. капиталовложений. Наряду со сложностью привлечения значительных инвестиций в какой-то мере сдерживать развитие нефтяной промышленности могут принимаемые многими странами меры по охране окружающей среды. Это связано прежде всего с проблемами глобального потепления климата в результате выброса в атмосферу газов, создающих парниковый эффект, в частности углекислого газа. Это может привести к ограничению использования ископаемого топлива органического происхождения, в том числе нефти. Конечно, в данном случае спрос на нефть в немалой степени будет зависеть от того, насколько жесткими будут ограничительные меры. В свою очередь, это окажет негативное воздействие на объемы инвестиций в нефтяную промышленность и добычу в странах - членах ОПЕК. С точки зрения этих стран принятые ими программы наращивания добычи нефти могут быть реализованы и оправданы только при сохранении в перспективе стабильного рынка сбыта. Несмотря на все возможные ограничения, потребление нефти в прогнозный период будет расти. Наибольшие темпы его прироста (около 2,5% в год) ожидаются в развивающихся странах, что в основном связано с быстрым ростом численности их населения, а также с развитием промышленности и транспорта. В промышленно развитых странах рост потребления нефти будет связан прежде всего с удовлетворением растущих потребностей транспорта (автомобильного и воздушного), однако в целом темпы прироста составят не более 0,7% в год. В целом же по миру темпы прироста потребления нефти составят около 1,5%.

Нефть представляет собой сырье для нефтехимии, нужна в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, полипропилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей. Нефть-источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельно-печного топлива (мазут), строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт); сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых в качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста.

Несмотря на трудности нефтяная промышленность Российской Федерации занимает 3 место в мире. В 1993 году было добыто 350 млн. т. нефти с газовым конденсатом. По уровню добычи мы уступаем только Саудовской Аравии и США. Нефтяной комплекс России включает 148 тыс. нефтяных скважин, 48,3 тыс. км магистральных нефтепроводов, 28 нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью более 300 млн. т/год нефти, а также большое количество других производственных объектов.

На предприятиях нефтяной промышленности и обслуживающих ее отраслей занято около 900 тыс. работников, в том числе в сфере науки и научного обслуживания - около 20 тыс. человек.

Сегодня произошли коренные изменения, связанные с уменьшением доли угольной промышленности и ростом доли отраслей по добыче и переработке нефти и газа в топливно-энергетическом комплексе страны. На первый план выдвигается природный газ и уголь открытой добычи. Потребление нефти для энергетических целей будет сокращено, напротив, расширится ее использование в качестве химического сырья. В настоящее время в структуре ТЭБа на нефть и газ приходится 74 %, при этом доля нефти сокращается, а доля газа растет и составляет примерно 41 %. Доля угля 20 %, оставшиеся 6 % приходятся на электроэнергию. Происходит интенсивное снижение добычи нефти. С 1988 по 1993г. годовая добыча уменьшилась более чем на 210 млн. т. Это обусловлено целым комплексом факторов: высокопродуктивные запасы крупных месторождений в значительной мере выработаны разработка многих нефтяных скважин переведена с фонтанного на худший механизированный способ добычи. Начался массовый ввод в разработку мелких, низкопродуктивных месторождений, потребности отрасли в материальных и финансовых ресурсах не удовлетворяются. Негативное влияние оказало и ослабление экономических связей с Азербайджаном и Украиной, на территории которых находилось большинство заводов бывшего СССР по производству нефтепромыслового оборудования и труб [17, 20].

До революции почти вся добыча нефти в нашей стране была сконцентрирована на Кавказе, где добывалось 97 % нефти. В 30-е годы были открыты новые нефтяные месторождения - в Поволжье и на Урале, но вплоть до Великой Отечественной войны основным нефтедобывающим районом был Кавказ. В 1940-1950-е гг. добыча нефти на Кавказе вследствие истощения месторождений сократилась (ее добыча там, в настоящее время имеет локальное значение, на территории России это район Северного Кавказа). Добыча нефти в Волго-Уральском районе возросла, район выдвинулся на одно из первых мест в отрасли. Здесь были открыты такие известные месторождения, как Ромашкинское, Бавлинское, Арланское, Туймазинское, Ишимбаевское, Мухановское, Китель-Черкасское, Бугурусланское, Коробковское. Добыча нефти в этом районе обходится недорого, но нефть Башкирии содержит много серы (до 3%), парафина и смол, что осложняет ее переработку и снижает качество продукции. На севере и на юге к ним прилегают Пермское и Оренбургское.
В 1960 г было открыто первое нефтяное месторождение в Западной Сибири, а с начала 60-ых около 300 месторождений нефти и газа, расположенных на обширной территории Западной Сибири, от Урала до Енисея.Широко известны Шаимский, Сургутский и Нижневартовский нефтеносные районы, где находятся такие месторождения, как Самотлорское, Усть-Балыкское, Федоровское, Мегионское, Сосницко-Советское, Александровское и др. В 1964 г. здесь началась промышленная добыча нефти. В последующие годы нефтяная промышленность Западной Сибири росла быстрыми темпами и в 1974 г. опередила по добыче нефти все другие районы СССР. Нефть Западной Сибири отличается хорошим качеством, высокой экономической эффективностью добычи. В настоящее время Западная Сибирь главный нефтедобывающий район страны.

На северо-востоке европейской части России расположен Ухтинский нефтяной район (месторождения Тибугское и Вайваш). Он обеспечивает нефтью север европейской части страны. Недалеко от него, у места впадения реки Усы в Печору, разрабатывается группа месторождений нефти (Тимано - Печерская нефтегазоносная провинция). Часть добываемой здесь нефти по трубопроводу поступает в Ярославль.

Кроме основных нефтедобывающих районов нефть добывают на севере острова Сахалин (месторождение Оха). С Сахалина нефть по нефтепроводам поступает на материк - в Комсомольск-на-Амуре. В Калининградской области находится месторождение нефти локального значения.

Признаки нефтеносности имеются на обширной территории Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Сегодня возникает необходимость резко увеличить объем поисково-разведочных работ, особенно в Восточной Сибири, в зонах глубин под газовыми месторождениями Западной Сибири, в шельфовых зонах морей, приступить к формированию необходимой для этого производственно-технической базы. Уже начата добыча нефти в Арктике, на шельфе у о. Колгуев (Песчаноозерское месторождение).

К настоящему времени в разработку вовлечено более 60% текущих запасов нефти. В разработке находится 840 месторождений, расположенных во многих регионах страны: от Калининградской области на западе до о-ва Сахалин на востоке, от о-ва Колгуев в Баренцевом море на севере до предгорий Кавказа на юге. Основным нефтяным регионом является Тюменская область, где сосредоточено более 70% текущих запасов и добывается 66% российской нефти. Вторым по значению районом является Урало-Поволжье, где добывается 27 %, далее следует Тимано-Печерская нефтегазоносная провинция - 3,2 %, Северный Кавказ - 1,6 %, Сахалин - 0,5%. Большинство старых нефтяных районов вступило в поздние стадии разработки, когда добыча нефти стабилизируется или даже уменьшается. Степень выработанности текущих запасов нефти превысила 50 %, в том числе более 30 % в Тюменской области, 70 % в Волго-Уральской провинции и 80% - на Северном Кавказе. Особенно значительно выработаны запасы на наиболее крупных месторождениях Башкирии и Волго-Уральского района.

При "старении" ряда нефтяных районов огромную роль приобретает создание новых нефтяных баз. Среди них резко выделяется Западно-Сибирская низменность. Добыча Западно-Сибирской нефти возрастала стремительными темпами. Из новых нефтяных баз формируется также Тимано-Печерская (крупнейшее месторождение Усинское).

Произошли изменения в структуре добычи нефти по способам эксплуатации месторождений. В 1965г. почти 2/3 всей нефти добывалось наиболее дешевым фонтанным способом. Теперь его доля заметно сократилась, наоборот резко возросло значение насосного способа.

Оценивая в целом сырьевую базу нефтяной промышленности России, можно сделать вывод, что в количественном отношении она достаточна для решения текущих и прогнозных задач по добыче нефти. Однако качественные изменения в структуре разрабатываемых и прогнозных запасов нефти будут негативно отражаться на эффективности процессов нефтеотдачи. Разработка таких запасов потребует применения более сложных и дорогостоящих технических средств и технологических процессов, а также применение новых более эффективных методов повышения нефтеотдачи продуктивных пластов [20].

Текстильное и швейное производство - Сырьем для хлопчатобумажных тканей является хлопковое волокно, в основном поставляемое из стран СНГ. Решить проблему обеспечения российских предприятий более дешевым сырьем возможно за счет увеличения объемов прямых поставок узбекского хлопка. Данный вопрос был рассмотрен на заседании "круглого стола" в Торгово-промышленной Палате Российской Федерации с участием представителей трейдеров.

Ситуация в производстве шерстяных тканей продолжает оставаться критической. Дефицит и низкое качество отечественного сырья, рост цен на высококачественную шерсть, не производимую в России, низкая рентабельность производства, недостаток оборотных средств и инвестиций не позволяют конкурировать с импортной продукцией. Резкое падение производства тюле-гардинных изделий связано с конкурентным давлением импортных товаров произведенных в Турции, где в последние годы были введены в действие новые мощности по производству синтетических волокон.

Производство трикотажных изделий в январе-марте 2006 года составило 25,3 млн. штук (85,9% к январю-марту 2005 года). Падение производства объясняется вытеснением отечественных товаров импортными и расширением "теневого" производства. Доля трикотажных из­делий российских производителей составляет на рынке 20%, импорт - 20-30%, оставшаяся часть - "серый" импорт и "теневое" производство.

Для улучшения положения в отрасли распоряжением Правительства Российской Федерации был утвержден план первоочередных мероприятий по реализации основных направлений развития легкой промышленности. В рамках выполнения намеченных мероприятий на заседании рабочей группы Межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике (состоявшемся 4 марта 2005 года) принято решение рекомендовать Комиссии рассмотреть вопрос об отмене ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для предприятий текстильной и легкой промышленности по 18 позициям ТН ВЭД. Была сформирована Межведомственная рабочая группа для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по пресечению незаконного производства, реализации и ввоза товаров на территорию Российской Федерации.

Проблемы ВПК - Военно-промышленный комплекс носит экстраординарный характер. Он производит военную технику, вооружения и боеприпасы и структурно включает элементы разных межотраслевых комплексов, прежде всего машиностроительного, металлургического и химического. В реестр оборонной промышленности РФ входит: 195 организаций авиационного производства, 97 – ракетно-космического, 105 – производство боеприпасов, 104 – промышленность обычных вооружений, 115 – судостроение, 7 – промышленность специального назначения.

ВПК является как бы анклавом в составе промышленности, сосредотачивая высокие технологии, лучшие кадры и НИОКР.

В настоящее время реализуется федеральная программа конверсии, осуществление которой позволит заметно увеличить вклад ВПК в нормализацию экономического положения страны и насыщение потребительского рынка необходимой продукцией. Производством потребительских товаров занимаются в той или иной мере практически все предприятия военной промышленности. Они выпускают подавляющую часть аудио- и видеотехники, холодильников, стиральных машин и т.д.

Производственные мощности, высвобождающиеся в процессе конверсии, ориентированы прежде всего на изготовление машин и оборудования для АПК, легкой промышленности, торговли и общественного питания, на выпуск потребительских товаров и мед. техники. Наряду с этим предполагается выпуск новейших транспортных средств для гражданской авиации, гражданского и рыболовного морского флота. Важным направлением конверсии служит развитие электроники, вычислительной техники и средств связи, т.е. всего того, что связано с программой информатизации страны [26].

Предприятия ВПК в наибольшем количестве представлены в таких машиностроительных центрах, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Ижевск, Тула и др. В то же время показательная тенденция рассредоточения производства по средним и малым городам обусловлена стратегическими соображениями. С ВПК связано также формирование сети в прошлом «номерных» городов, относящихся к ядерному топливному циклу.

Выпуск продукции промышленного производства данным комплексом возрос: индекс – 106,7% к соответствующему периоду 2006г. При этом производство гражданской продукции увеличилось на 0,7%.

Рост промышленного производства достигнут во всех отраслях комплекса, за исключением судостроительной промышленности и промышленности обыч­ных вооружений (производство снизилось на 13,1 и 1,1% соответственно). Наибольший прирост производства достигнут в авиационной промышленности (22,1%), в радиоэлектронном комплексе (9,8%), промышленности боеприпасов и спецхимии (9,4%).

Также в большинстве отраслей ВПК возросло производство гражданской продукции. Наибольший рост достигнут в авиационной промышленности -105,6% и в радиоэлектронном комплексе - 104,6%.

Вместе с тем в промышленности обычных вооружений и судостроительной промышленности производство гражданской продукции сократилось (доля этих отраслей в общем производстве гражданской продукции ОПК - около 37%); снижение составило 5,3 и 3,2%.

Производство авиационной техники возросло в основном в результате реализации экспортных контрактов (в несколько больших объемах по сравнению с соответствующим периодом 2005 г.). Увеличилось также производство другой гражданской продукции, в том числе комплектующих изделий для автомобильной промышленности, медицинской техники, оборудования технологического для АПК. При этом производство оборудования для ТЭК значительно сократилось.

В секторе обычных вооружений в январе-октябре сократилось производство железнодорожной техники и оборудования, в том числе вагонов грузовых магистральных (на 21,6%). В то же время увеличилось производство цистерн нефтеналивных (на 88,4%), отдельных видов тракторной и сельскохозяйственной техники (на 53,6%), потребительских товаров (на 12,6%), металлургической продукции (на 3,5%). Рост производства указанной продукции не изменил общую тенденцию сокращения производства гражданской продукции по сектору в целом.

В судостроительной промышленности снижение выпуска гражданской продукции обусловлено сокращением производства для внутреннего рынка (на 15,1%), а производство продукции на экспорт увеличилось на 19,7%.

В гражданском производстве снизился выпуск технологического оборудования для ТЭК (на 77,8%), для АПК (на 41,0%), продукции общего машиностроения (на 18,5%). В то же время возрос выпуск медицинской техники (на 8,3%), технологического оборудования для торговли (на 44,0%), потребительских товаров (на 1,4%). Объем производства гражданского судостроения остался на уровне соответствующего периода 2005 г. За январь-октябрь сдано 20 судов: 2 морских танкера-продуктовоза, 3 танкера «река-море», 3 сухогруза «река-море», 1 пассажирское судно, 1 промысловое и 10 судов обеспечения. В постройке находится 141 судно.

В радиоэлектронном комплексе рост гражданского производства обеспечен высокими темпами развития электронной промышленности (111,1%). В январе-октябре увеличилось производство приборов СВЧ, резисторов, изделий коммутационных и установочных, микросхем интегральных, приборов электровакуумных, радиокомпонентов, микроэлектроники, конденсаторов, приборов полупроводниковых, товаров народного потребления [27].

В промышленности боеприпасов и спецхимии достигнут прирост производства технологического оборудования для АПК (на 69,1%), медицинской техники (на 16,1%), потребительских товаров (на 9,3%) и промышленных взрывчатых веществ (на 14,1%). Вместе с тем сократилось производство технологического оборудования для ТЭК (на 2,2%) и торговли (на 4,1%).

В авиационной промышленности снижение объема производства гражданской продукции составило 3%, в основном, из-за снижения производства авиационной техники (на 12,8%). В том числе гражданских вертолетов - на 26,3%, самолетов - на 6,3%.

В 2005 году выпущен 31 гражданский самолет, включая 8 дальне- и среднемагистральных: ТУ-204-300 - 2 ед.,ТУ-204-120 - 1 ед. (г. Ульяновск), ТУ-154-1 ед.,АН-140-1 ед. (г.Самара), ТУ-214-1 ед. (г.Казань);ИЛ-96-300-1ед.(г.Воронеж), БЕ-200- 1 ед. (г.Иркутск).

Произведено 80 вертолетов, в их числе: 37 шт. – ОАО «Вертолетным заводом» (г.Казань) и 30 шт. –ОАО «Авиационным заводом» (г. Улан-Удэ).

Основная причина снижения объемов производства гражданской авиационной техники — неконкурентоспособность на внешнем и в значительной мере на внутреннем рынке [27].

Отсутствие динамичного роста производства промышленной продукции в ОПК в целом, и, прежде всего, в военном производстве обусловлены:

-возрастающим отставанием от мирового уровня в технологическом развитии научно-исследовательского, проектного и производственного секторов, в том числе снижением технического уровня уникальной стендовой испытательной базы;

- утратой целого ряда критических технологий, усилением зависимости российских производителей от зарубежных технологий, низким уровнем организации отрасли. Прежде всего, в части интеграции, специализации, концентрации и кооперации производства и производителей;

- потерей в перспективе рынков сбыта современных видов вооружения, военной и специальной техники в связи с исчерпанием научно-технического и производственно технологического за дела; определенным удовлетворением потребностей традиционных партнеров (Индия, Китай) в российском современном вооружении;

- финансово-экономическим положением значительной части предприятий и организаций ОПК, не позволяющим ликвидировать технологическое отставание и обеспечить устойчивое развитие;

- оттоком персонала высококвалифицированных кадров и отсутствием полноценного исполнения специалистов из-за низкого уровня оплаты труда при высоких требованиях к квалификации работников [26].




Дата: 2019-07-24, просмотров: 170.