Одним из важнейших показателей, влияющих на анализ проектов, является инфляция. В настоящий момент история экономики насчитывает довольно большое количество различных экономических учений, школ и течений: классики и неоклассики, марксистская экономия, институциональная, либерализм и многие другие. Представители почти каждого из этих направлений разрабатывали или разрабатывают свои теории относительно инфляции как одной из наиболее серьезных проблем, препятствующих полноценному экономическому развитию.
Так, в традиционной марксистской экономике инфляция проявлялась в переполнении сферы обращения денежными знаками сверх реальных потребностей хозяйства и их обесценении. Проблема инфляции занимает одно из центральных мест и в монетаристской литературе, которые единственной причиной инфляционного процесса считаю более быстрый рост националь6ой денежной массы по сравнению с ростом продукта.
Подводя итог, следует сказать, что на сегодняшний момент мы не имеем абсолютно правильной теории инфляционных процессов, таким образом, все теории и концепции становятся взаимосвязанными.
Рассмотрим конкретные способы анализа эффективности ИП в условиях инфляции. При проведении такого анализа необходимо учитывать, что инфляция выражается в уменьшении покупательной способности денег. Она характеризуется ростом среднего уровня цен в стране на заданный набор товаров, работ и услуг, а для дефляции характерно падение среднего уровня цен. Поскольку инвесторы намерены получить компенсацию за уменьшение покупательной способности денег, то инфляция приводит к росту процентных ставок за кредитные ресурсы [28; 147].
Инфляционные процессы сказываются на фактической эффективности инвестиций, поэтому фактор инфляции обязательно следует учитывать при анализе и выборе проектов капиталовложений.
Влияние инфляции на показатели финансовой эффективности можно рассматривать в двух аспектах:
- влияние на показатели проекта в натуральном выражении: следует учитывать тот факт, что инфляция ведет не только к переоценке финансовых результатов проекта, но и к изменению плана реализации проекта.
- влияние на показатели проекта в денежном выражении.
Показатели инфляции
Для описания влияния инфляции на эффективность ИП в Методических рекомендациях предлагается использовать следующие показатели и понятия.
1. Индекс цены на конкретный товар (продукт) - Ik. Он определяется как отношение цены на этот товар (продукт) в момент времени tj к его цене в момент времени ti. Данный индекс отражает изменение цены за некоторый промежуток времени.
2. Общий (базисный) индекс инфляции ( I об ) – индекс изменения средневзвешенной цены по определенной совокупности товаров за определенный период или весь период использования ИП. Общий индекс инфляции можно рассчитать по формуле:
; (13)
где - средневзвешенная цена всех товаров, входящих в корзину в момент времени tj;
- средневзвешенная цена всех товаров, входящих в корзину в начальный момент времени.
3. Степень неоднородности инфляции в период / момент времени t0 до момента ti или tj может определяться отношением индексов цен конкретного товара (Ik) к общему индексу инфляции (Iоб) по формуле:
(14)
где - степень неоднородности инфляции от момента t0 до момента tj.
4. Общий индекс инфляции за шаг m ( Im ) отражает отношение среднего уровня цен по группе товаров, входящих в «корзину» в конце шага расчета m, к среднему уровню цен в начальный момент времени этого шага или в конце предыдущего шага (m-1) [19; 233-237]:
(15)
Дата: 2019-07-24, просмотров: 225.