Бизнес-стратегия лизинговой компании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В основе управления любым бизнесом, в том числе и в сфере лизинговых услуг, лежит разработка стратегии, ее адаптация к специфике компании и проблемам реализация производимых товаров (услуг). В целом стратегия основывается на подробном изучении всех возможных направлений развития компании и заключается в выборе общего курса, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов, стиля ведения бизнеса. Однако стратегия не является детальным планом, описывающим, что именно будет делать компания. Стратегия определяет направление развития и фиксирует то, чего именно компания не будет делать. Другими словами, стратегия означает осмысленным выбор компанией пути развития.

Таким образом, при определении понятия стратегии можно выделить следующие ее составляющие:

ü определение целевого состояния, к которому будет стремиться организация в своем развитии (классический подход),

ü позиционирование положения организации относительно целевого состояния в настоящем,

ü нахождение наилучших с точки зрения интересов бизнеса способов перехода от настоящего состояния к целевому.

В экономической литературе имеются различные подходы к стратегическому бизнес-планированию, основанные на достаточно широком круге экономических характеристик целевого и будущего состояния организации. Наш анализ в основном построен на подходе М. Портера, так как его модель строится на детальном отраслевом и конкурентном анализе бизнеса.

Согласно М. Портеру бизнес-стратегию компании необходимо рассматривать на трех уровнях:

1) корпоративная стратегия;

2) конкурентная стратегия;

3) функциональная стратегия.

Теперь проанализируем, как перечисленные стратегии действуют на рынке лизинговых услуг. Для этого рассмотрим схему лизинговой сделки (рис. 2).

Технология лизинговой сделки:

1 - договор лизинга; 2 - договор купли-продажи предмета лизинга;

3 - договор поставки оборудования; 4- договор страхования;

5 - договор кредита; 6- договор поручительства, гарантии

Этапы заключения лизинговой сделки. Как и в любой сложной финансовой сделке, в лизинговой операции можно выделить три основных этапа:

1) подготовка и обоснование;

2) юридическое оформление;

3) исполнение.

На первом этапе оформляются следующие документы:

— заявка, полученная лизингодателем от будущего лизингополучателя на покупку оборудования;

— заключение о платежеспособности лизингополучателя и эффективности лизингового процесса;

— заявка-наряд, направленная лизингодателем поставщику оборудования;

— заявка, направленная лизинговой компанией банку о предоставлении ссуды на проведение лизинговой сделки.

На втором этапе оформляются следующие документы:

— кредитный договор, заключенный лизинговой компанией с банком о предоставлении ссуды на проведение лизинговой сделки;

— договор о купле — продаже объекта лизинга;

— акт о приемке-сдаче объекта лизинга в эксплуатацию;

— лизинговый договор;

— договор на техническое обслуживание передаваемого в лизинг имущества, если обслуживание будет осуществлять лизингодатель;

— договор на страхование объекта лизинга. На третьем этапе осуществляется эксплуатация поставленного имущества.

В договоре может быть специальный раздел, где перечислены права и обязанности сторон, которые мы рассматривали в п. 1.1. Основной обязанностью лизингополучателя является своевременная выплата лизинговых платежей с указанием общей суммы. Эту сумму должен будет выплатить лизингополучатель, при этом устанавливается порядок, сроки, способ, форма периодических лизинговых платежей. Обычно в договоре приводится подробный график выплаты лизинговых платежей с конкретными суммами и датами выплат.

Документооборот в лизинговых сделках выглядит следующим образом:

1) получение заявки от лизингополучателя;

2) подготовка заключения о платежеспособности лизингополучателя и эффективности лизингового процесса;

3) направление поставщику заказа-наряда;

4) получение ссуды для проведения лизинговой сделки;

5) заключение договора о купле-продаже объекта лизинга;

6) подписание акта о приемке оборудования в эксплуатацию;

7) заключение лизингового соглашения;

8) заключение договора о техническом обслуживании передаваемого в лизинг имущества;

9) заключение договора о страховании объекта лизинга;

10) выплата лизинговых платежей;

11) возврат объекта лизинга;

12) возврат ссуды и выплата процентов.

Во многих странах законодательство устанавливает для предприятий обязательное соотношение собственного и заемного капитала. Так как имущество по лизинговой сделке будет учитываться по балансу арендодателя (а заемный капитал не привлекается), то арендатор может расширить свои производственные мощности, не затронув оптимального соотношения собственного и заемного капиталов.

Мерами государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), установленными законодательством страны и решениями правительства страны, могут быть:

ü разработка и реализация государственной программы развития лизинговой деятельности в стране или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития страны;

ü создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;

ü долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;

ü меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;

ü финансирование из государственного бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов, в том числе с участием фирм-нерезидентов;

ü предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;

ü предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном национальным законодательством, освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга;

ü предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;

ü создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности;

ü предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;

ü отнесение при осуществлении лизинговых операций в агропромышленном комплексе к предмету лизинга племенных животных; создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования.

Как видно из схемы (рис. 1), каждый участник сделки заинтересован в ее осуществлении. Лизингополучатель получает оборудование, необходимое ему для осуществления деятельности. Денежные средства, уплаченные по договору лизинга, относятся на расходы, что уменьшает налогооблагаемую базу. НДС с лизинговых платежей лизингополучатель сразу же представляет к вычету. Кроме всего прочего, лизингополучатель сокращает свои издержки по налогу на имущество. Банк заинтересован в сделке, поскольку он получает надежный объект вложений средств. Страховая компания также за счет лизинга значительно расширяет свои продажи, так как имущество по договору лизинга обязано быть застрахованным. Гарантом по сделке обычно выступает головная компания лизингополучателя либо аффилированная с ним крупная компания, заинтересованная в инвестировании в лизингополучателя.

Так как мы рассматриваем совершенно конкретный вид бизнеса - услуги лизинга, то в целом корпоративную стратегию, по М. Портеру, как решение компании о том, в какой области она будет работать, уже можно считать определенной.

Суть лизинга заключается в инвестировании лизингодателем временно свободных и (или) привлеченных финансовых средств в экономику лизингополучателя и поэтому очевидно, что базовым ресурсом для лизинга являются имеющиеся в наличии или привлеченные финансовые ресурсы, и вопрос доступности этих ресурсов стоит весьма остро. В условиях же бурного роста рынка лизинговых услуг в нашей стране вопрос наличия достаточных собственных или привлечения сторонних денежных средств становится для лизинговой компании первостепенным. Дело в том, что у лизинговых компаний в условиях роста постоянно ощущается недостаток средств для инвестирования. Таким образом, возможность обеспечения экстенсивного роста за счет привлечения дополнительных ресурсов становится главной тактический задачей для лизинговых компаний, и формирование бизнес-стратегии лизинговых компаний подчиняется необходимости решать данную задачу. То есть, если рассматривать стратегии лизинговых компаний, то можно говорить, что способ привлечения финансовых ресурсов определяет функциональную стратегию по М. Портеру и задает очень жесткие границы при формировании корпоративной стратегии в целом, выдвигая поиск источников финансирования на первое место. При этом наличие возможности привлечения более дешевого финансирования выступает как источник конкурентного преимущества. И в этом смысле лизинговые компании могут быть позиционированы на рынке в соответствии с их возможностями привлечения финансовых ресурсов.

Существует также второй немаловажный принцип разделения лизинговых компаний: разделение по степени дифференциации услуг. Это также один из элементов позиционирования компании на рынке и в разрезе лизинга он имеет немаловажное значение.

По степени дифференциации услуг лизинговые компании можно разделить на узкоспециализированные и универсальные (табл. 2).


Таблица 2

Разделение лизинговых компаний по степени дифференциации их услуг

Степень дифференциации продукта ЛК Лизингополучатели Поставщики лизинговой продукции
Специализированные ЛК Ограниченный круг потребителей Узкий круг поставщиков лизингового оборудования
Универсальные ЛК Широкий круг лизингополучателей Широкий круг поставщиков, часто по предпочтению лизингополучателя

 

Специализированные лизинговые компании обычно имеют дело с одним видом товара (легковые автомобили, компьютеры, контейнеры и т.д.) или с товарами одной группы стандартных видов - строительное оборудование, оборудование средств связи, телекоммуникации, медицинское, полиграфическое оборудование и т.д. Соответственно, такие лизинговые компании работают с достаточно узким кругом поставщиков и лизингополучателей.

Универсальные лизинговые компании передают в лизинг разнообразные виды оборудования и машин. Они предоставляют лизингополучателю право выбора поставщика необходимого ему оборудования, размещения заказа и приема объекта сделки. В случае универсальной лизинговой компании техническое обслуживание и ремонт осуществляет поставщик либо сам лизингополучатель. Лизингодатель полностью освобождает себя от претензий со стороны лизингополучателя по возможной некомплектности или не качественности товара, переадресовывая лизингополучателя к поставщику согласно договорам купли-продажи имущества и лизинга. У лизингодателя в таких случаях отсутствует технический отдел, ограничиваясь юридической, финансовой службами и отделом заключения договоров. Таким образом, организационная и функциональная структуры универсальной и специализированной компаний будут существенно различаться. И дифференциация лизинговых компаний по степени универсальности в значительной степени будет определять их конкурентную стратегию.

Определение целевого состояния организации в процессе выработки ее бизнес-стратегии в современном мире все более проявляется в идентификации ее отличительных способностей. В рамках этого процесса и в России уровень специализации компаний постепенно возрастает. Усиливающаяся конкуренция на рынке лизинговых услуг приводит к тому, что лизингодатели стремятся занять на нем свою определенную нишу.

Если вернуться к схеме лизинговой сделки (рис. 1), то при оперативном лизинге из нее выпадает стрелка №3 - договор поставки оборудования.

Оперативный лизинг используется лизингополучателем, как правило, в силу особой технологии производственного процесса. В качестве классического примера использования оперативного лизинга выступает строительный комплекс, в котором каждый этап работ занимает непродолжительный отрезок времени. При этом технология строительства предполагает использование большого количества различных видов дорогостоящей техники (землеройные машины, экскаваторы, башенные краны и т.д.).

Как правило, лизинговые компании используют оперативный лизинг наряду с финансовым. И предоставление оперативного лизинга может рассматриваться как элемент конкурентной стратегии.

Таким образом, можно сделать вывод, что относительная сложность лизинговой сделки предполагает очень широкий спектр возможностей в позиционировании лизинговой компании на рынке и выбора ею целей развития и бизнес-стратегии достижения этих целей.




Дата: 2019-07-24, просмотров: 164.