Понятие и правовые основы лизинг а
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЛИЗИНГА

1.1  Понятие и правовые основы лизинга

1.2  Преимущества и недостатки лизинга

1.3  Безопасность налогового планирования с помощью лизинга

1.4  Рынок лизинга в России

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ

2.1  Лицензирование деятельности лизинговых компаний

2.2  Бизнес-стратегия лизинговой компании

2.3  Разновидности лизинговых компаний

3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТРАНСЛИЗИНГ»

3.1  Общая характеристика компании

3.2  Программы лизинга

3.3  Динамика развития

3.4  Финансовые результаты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приложение

Список литературы

 



ВВЕДЕНИЕ

Лизинг в России на сегодняшний день является одной из специфических форм финансирования капитальных вложений. По юридической форме лизинговая сделка представляет собой разновидность долгосрочной аренды инвестиционных ценностей, однако как термин «лизинг» в российском законодательстве появился лишь в 1994 г. До этого в нашей стране использовались понятия долгосрочной и краткосрочной аренды, которые не были лизингом в современном понимании этого термина. Таким образом, история рынка лизинговых услуг в России насчитывает не более 15 лет, из них активно он развивается последние пять лет.

Сегодня российский рынок лизинговых услуг признают одним из наиболее динамично развивающихся. По оценкам экспертов, среднегодовой прирост российского лизингового бизнеса за последние восемь лет составил 33,7 %, в то время как в Европе ежегодный прирост в среднем не превышает 20%. На данный момент в России существует более 300 лизинговых компаний, и это число постоянно растет. Отмечается и более четкая структурированность рынка, где ясно становятся видны различные сегменты.

Но несмотря на стремительное развитие и ряд преимуществ, у лизинга, как у любой другой деятельности есть свои слаборазвитые стороны.

Закон не определяет понятий оперативного и возвратного лизинга, из-за чего данными услугами не могут воспользоваться те, кто в них особенно нуждается, - малый бизнес, застройщики, владельцы автопарковок, железнодорожники и промышленные предприятия. Слабо развит в России лизинг коммерческой недвижимости, так как не понятно, как зарегистрировать подобные сделки – законы противоречат друг другу. Недоступна финансовая аренда и обычным гражданам, не частным предпринимателям.

Налоговые органы часто пытаются доказать, что налоговая выгода, которую компания получает, становясь лизингополучателем, является необоснованной. компании отказывают в вычетах по НДС, доначисляют налог на прибыль и привлекают к налоговой ответственности. Отстаивать законность налоговой оптимизации очень часто приходится в суде.

Главная задача – доказать судьям и инспекторам, что лизинговая сделка была заключена, что бы получить оборудование или транспорт, необходимые для коммерческой деятельности. Иными словами, договор лизинга имел реальную экономическую цель. А налоговая выгода лизингополучателя – это всего лишь побочный положительный эффект лизинговой сделки.

Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является определение понятия и сущности лизинга.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач: что является лизингом, его преимущества и недостатки, как развивается лизинг в России. Необходимым условием для создания лизинговой компании является ее лицензирование, разработка стратегии, ее адаптация к специфике компании, изучим виды лизингодателей в зависимости от источников финансовых ресурсов. На примере компании ООО «Транслизинг» проанализируем лизинговую деятельность и рассмотрим, какие компания предлагает программы, которые помогут выбрать самый оптимальный вариант финансирования.

Рассмотрим три самых актуальных на сегодня способа снижения налоговой нагрузки посредством лизинга. Их безопасность оценим по пятибалльной шкале: 1 -самый опасный способ, 5 - безрисковый метод налогового планирования. Баллы выставлены в зависимости от тенденции в судебных инстанциях, а также от оценок налоговых юристов.

В работе использовались материалы известных авторов учебников и деловой литературы, такие как Н.Ю. Круглов, Н.М. Коршунов, Н.Д. Эриашвили, П.В. Алексий, были взяты статьи из периодических изданий: «Финансовые услуги», «Финанс», «Финансы и кредит», «Уральская кредитная линия», так же использовались сайты: site: http//www. rosagroleasing. Ru, site: www.trans-leasing.ru, site: www.klk-leasing.ru, site: www.inkoleasing.ru, site: www.kubleasing.ru.



СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЛИЗИНГА

Рынок лизинга в России

Еще не так давно немногочисленным лизинговым компаниям в России приходилось постоянно объяснять клиентам необходимость, целесообразность и выгодность финансовой аренды. Сегодня это общепризнанный эффективный инструмент.

Кроме увеличении популярности финансовой аренды в целом и роста количества лизинговых компаний можно с уверенностью говорить еще об одной тенденции - возрастании региональной доступности лизинговых услуг. Если раньше большая часть лизинговых операций была сконцентрирована в Москве и Московской области, то сегодня региональный лизинг приобретает все большую значимость. На Москву и С.-Петербург в 2001 - 2002 годах приходилось около 80% лизинговых сделок. Сегодня, спустя всего пять лет, на столицы приходится чуть больше 60% всего российского лизинга, а около 40% - это уже региональный бизнес.

Исторически лизинг в нашей стране начинался с легкового автотранспорта, и сейчас в этом сегменте он наиболее развит - там самые совершенные лизинговые продукты. Вторым по популярности был лизинг грузовой специальной техники, третий развит сегмент - промышленное оборудование. Кроме того возрос интерес к железнодорожному подвижному составу. Достаточно активно рассматривается вопрос по лизингу объектов недвижимости.

Общий объем лизинговых сделок по итогам 2010 года превысил $15 млрд. Динамика рынка, которую он демонстрирует в течении последних нескольких лет -прирост 30 - 50% в год. Но стоит отметить факторы, которые определят дальнейшие перспективы. Прежде всего, вопрос о налогообложении. В последние годы приходится тратить большое количество усилий на урегулирование вопроса НДС, на то, чтобы иметь возможность проводить те законные операции, которые определены в Налоговом кодеке. Кроме того, наблюдается уверенный рост экономики, сопровождающийся большим спросом на новые основные фонды. У многих дилеров оборудования происходит скачкообразный рост продаж. Некоторые поставщики уже к маю - июню выполнили план продаж, который был рассчитан до конца 2010 г. Рынок требует основных средств, и на них есть реальный спрос. Но ограничивающими факторами выступают объем доступного финансирования и доступность самого оборудования.[9]

Судя по тому, что количество лизинговых сделок в России с каждым годом увеличивается, этот вид деятельности становится весьма перспективным. Так, например, в статье профессора Высшей школы экономики, доктора экономических наук Виктора Газмана, приведены следующие данные: в 2009 году объемы нового лизингового бизнеса, рассчитанные на основе данных о 135 лизингодателях, превысили $8,5 млрд, в то время как по ВВП этот показатель на уровне 5%, а по инвестициям в основной капитал - 6,7%. Среднегодовой прирост лизинговых операций за восемь лет составляет 33,7%. Согласитесь, для России - неплохой показатель, особенно если учесть, что удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в основные производственные фонды страны в 2009 году равнялся примерно 9%, а в инвестициях в оборудование и транспортные средства 18%. Это соответствует среднеевропейскому уровню.

По данным '"Эксперта РА"[10] в 2010 году объем заимствований по лизинговым сделкам составил 14,7 млрд против 8 млрд долл. в 2009 году, а доля лизинга в ВВП за год выросла с 0,99 до 1,5%. «Рынок вышел на новую стадию роста, - считает директор департамента рейтингов финансовых институтов «Эксперт РА» Павел Самиев. - Первый цикл, начавшийся в 2001 году, в 2009 году завершился волной инвестиционного спроса и обновления основных фондов. Рынок лизинга перешел с 2009 года на качественно новый этап развития и до 2010 года имеет реальный шанс вырасти в 5-7 раз.

Прирост объема новых сделок и профинансированных средств в 2010 году стал фундаментом устойчивого и быстрого роста на ближайшие несколько лет. Темпы роста рынка в отдельные годы могут достигать 150%.

Основная доля сделок в 2010 году пришлась на лизинг железнодорожного транспорта - 15,73%, а также лизинг грузового и легкового автотранспорта - 14,59%. Указанные сегменты почти удвоили свою долю на рынке по сравнению с 2009 годом и в совокупности составили около 50% рынка. По оценкам аналитиков «Эксперт РА», сегмент лизинга железнодорожного транспорта имеет потенциал двукратного роста в абсолютном выражении к 2010 году, кроме того, хорошие перспективы есть у лизинга недвижимости и сельскохозяйственной техники.

Особенностью российского рынка является то, что на его динамику оказывают сильное влияние конъюнктурные сделки и внутрихолдинговый лизинг. Такие контракты не всегда носят рыночный характер, и их объем трудно прогнозировать. Вероятно, через несколько лет объем нового бизнеса в лизинге будет больше коррелировать именно с рыночными тенденциями инвестиций в основной капитал, как на Западе.

 

Рис. 1 Объем заимствований по лизинговым сделкам в России за 2010 год (млрд. долл.)

 

Лизинг в России будет стремительно расти. Этот рынок еще не насыщен. В настоящий момент многие компании начинают более активно развиваться, потенциальный спрос на лизинговые услуги велик. Лизинговые компании при иностранных банках уже активно выходят на рынок лизинга в России, и мы ожидаем усиления конкуренции в этом сегменте уже в краткосрочной перспективе, потому что проекты в сфере лизинга весьма привлекательны для иностранных инвесторов.

Таким образом, лизинг - это вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств. Объектом является движимое и недвижимое имущество. Преимущество в том, что лизинговыми услугами пользуются компании любого уровня (малый, средний и крупный бизнес), но наиболее он выгоден тем предприятиям, которые находятся на общей системе налогообложения, т.е. платят налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Экономия для таких предприятий при приобретении имущества в лизинг составляет порядка 15-20% по сравнению с банковским кредитованием на развитие бизнеса. Эффективность лизинга обосновывается налоговыми преимуществами данной схемы финансирования. Лизинг выгоден за счет экономии по трем налогам: налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество. Вместе с тем, лизингу присущ и ряд негативных сторон.

Лизинг в России развивается стремительными темпами, возрастает региональная доступность лизинговых услуг, количество лизинговых сделок с каждым годом увеличивается, этот вид деятельности становится весьма перспективным. Прирост объема новых сделок и профинансированных средств в 2010 году стал фундаментом устойчивого и быстрого роста на ближайшие несколько лет. Темпы роста рынка в отдельные годы могут достигать 150%.



АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТРАНСЛИЗИНГ»

Лизинг транспортных средств

ü Лизинг легкового автотранспорта отечественного и импортного производства

Классов «эконом», «бизнес», «VIP», новый и приобретенный на вторичном рынке.

ü Лизинг грузовых транспортных средств отечественного и импортного производства

Малотоннажный грузовой транспорт; седельные тягачи; бортовые автомашины; прицепы и полуприцепы; рефрижераторы; автобусы и т.д.

ü Лизинг спецтехники отечественного и импортного производства

Самосвалы, бетоносмесители, пожарная техника, топливозаправщики, тракторы и бульдозеры, коммунальная техника, краны самоходные, на автомобильном и гусеничном ходу и т.д.

Лизинг оборудования

ü Пищевое и упаковочное оборудование

ü Мясоперерабатывающее; хлебопекарное; кондитерское, упаковочное; торговое, оборудование для баров, ресторанов и т.д.

ü Обрабатывающее и технологическое оборудование

ü Лесозаготовительное и лесообрабатывающее оборудование; станки для производства мебели и строительно-столярных изделий и т.д.

ü Тепловое и энергетическое оборудование

ü Строительное оборудование

ü Медицинское оборудование

ü Системы жизнеобеспечения жилых, общественных и производственных зданий

ü Системы кондиционирования и вентиляции; охранно-пожарная сигнализация; оборудование для отопления, водоснабжения, канализации и т.д.

Лизинг информационных технологий

ü Локальные вычислительные сети (рабочие станции и серверы, системы хранения информации, системы бесперебойного питания); сети передачи данных (СКС, беспроводные решения, решения для территориального распределения офисов); телекоммуникационное оборудование; системы полноцветной печати.

Лизинг недвижимости

ü Офисные и производственные помещения.

2008 год.

Этот год стал одним из важнейших в профильном становлении компании.

Поступательной рост и надежность «Транслизинга» стали основными фондами. Кредит доверия, выданный первыми партнерами, компания вернула с процентами. Год начался с получения целевого транша от «КредитУралБанка» в размере, более чем в десять раз превышающий первоначальный уставный капитал компании. Это был выход на новый качественный уровень предоставления услуг заказчикам. Свои новые возможности компания использовала для расширения деятельности по обновлению основных фондов предприятий региона, развивая лизинг автотранспорта. Объемы финансирования лизинговых операций компании достигли показателей компаний, лидирующих в этом секторе экономики Челябинской области. «Транслизинг» вошел в ассоциацию «Рослизинг» и в ЮУТПП.

Финансовыми партнерами «Транслизинга» стали и другие крупные банки Уральского региона, такие как «Челиндбанк» и АКБ «Связь-банк». Список стратегических партнеров рос, в него вошли Страховое ОАО «Национальная страховая группа», «Южурал-АСКО», «ЮжуралЖАСО». Постоянными поставщиками техники стали автоцентр «Керг» - официальный дилер VOLKSWAGEN, «Лада-Бест» - официальный дилер «АвтоВаз», ТД «Машека», РУП «МАЗ», «МосМАЗсервис».

ЗАО «ОСТ-Авто» - региональный представитель РУСБИЗНЕСАВТО.

2009 год

Сегодня «Транслизинг» - это универсальная лизинговая компания. Нашими клиентами уже стали более 135 предприятий и предпринимателей Южного Урала. Они получили инвестиции для приобретения техники и оборудования на сумму более 200 миллионов рублей. Всего заключено более 300 договоров лизинга. Работают несколько лизинговых программ. Наши клиенты имеют практически неограниченные возможности выбора поставок отечественного и зарубежного легкового, грузового, пассажирского автотранспорта, дорожной и строительной техники, коммунально-уборочной техники. Мы предоставляем не только единичную технику, но и полностью оснащенные транспортные колоны и готовые строительные комплексы.

Программа лизинга информационной техники и технологий предполагает оснащение предприятия компьютерной техникой и офисным оборудованием, строительство корпоративных сетей «под ключ».

Программа отраслевого лизинга промышленного оборудования и производственной техники разработана для предприятий добывающих и перерабатывающих отраслей. По программе лизинга энергетического оборудования мы предоставляем в лизинг локальные отопительные системы, газогенераторные станции и другое оборудование, необходимое нашим предприятиям и жилищно-коммунальному комплексу.

2010 год

«Транслизинг» не собирается останавливаться в своем развитии. Отработав механизмы финансовой аренды, наша компания успешно осваивает новые направления лизинга. Уже сейчас закладываются основы программы лизинга недвижимости, в т. ч. производственных и офисных помещений, торговых зданий, как самостоятельных, так и являющихся частью торгово-промышленных, торгово-развле-кательных, торгово-офисных комплексов. В программу лизинга недвижимости входит и приобретение предприятиями жилых помещений для сотрудников. География имущества - вся Россия: от столицы Южного Урала до столицы России. Реализация этой программы упростит задачу открытия новых филиалов и представительств для наших клиентов, сэкономит средства на найм квартир или оплату гостиниц. Вместе мы внесем свой вклад в развитие жилищно-строительного сектора экономики России.

2007 год

Как и во все предыдущие годы, «Транслизинг» находится в числе лидеров Урало-Сибирского региона. По сравнению с 2010 годом, в 2,5 раза увеличилось количество заключенных договоров, объем реализации вырос в 3 раза, а лизинговый портфель увеличился в 2,2 раза. «Транслизинг» всегда стремится развивать более тесные отношения с партнерами. В 2007 году мы учли отзывы и пожелания наших партнеров и создали программу совместных продаж. Уникальность программы в том, что она дает ряд значительных преимуществ всем ее участникам и, конечно же, нашим общим клиентам. Подробнее о программе совместных продаж…

На протяжении пяти лет ООО “Транслизинг” демонстрирует положительную динамику роста всех финансовых показателей. Широкая клиентская база, полный спектр финансовых услуг, растущая инфраструктура – эти факты, которые говорят о том, что компания развивается динамично. Считаем, что результаты, достигнутые ООО “Транслизинг” за все годы, станут реальной базой для дальнейшего укрепления своих позиций на рынке лизинговых услуг. Предпринимаются активные действия к переходу на общеевропейский уровень оказания лизинговых услуг, пополнение уже имеющегося продуктового рядя новыми услугами. Одной из стратегических задач ООО “Транслизинг” является построение долгосрочных партнерских отношений с поставщиками, разработка специальных предложений с постоянным снижением процентной ставки для наших клиентов.

«Транслизинг» на рынке лизинговых услуг

За годы становления и развития компания прошла путь от новичка до ведущего оператора на российском рынке лизинговых услуг, несомненного лидера в Урало-Сибирском регионе.

Стратегия развития компании «Транслизинг» включает в себя построение долгосрочных партнерских отношений с банковскими структурами, страховыми компаниями, поставщиками импортного и российского транспорта и оборудования, востребованного отечественным рынком.

Компанию отличают:

Этика в отношениях с партнерами - безукоризненное выполнение обязательств, ответственность, безупречная кредитная история, порядочность, открытость.

Достижения компании.

Кроме роста финансовых показателей, достижениями компании составляют награды, ордена, грамоты, благодарности.

ООО «Транслизинг» является членом Российской ассоциации лизинговых компаний.

Так же в феврале 2007г. коллектив ООО «Транслизинг» был награжден орденом «Звезда созидания».

Благодарности и грамоты за оказание благотворительной помощи в целях развития физической культуры и спорта среди молодежи Челябинской области.

Присутствие в рейтингах.

Постоянный и качественный рост основных финансовых показателей компании отразился в повышении позиций ООО «Транслизинг» в общероссийских рейтингах лизинговых компаний. На протяжении последних лет по основным показателям компания занимает 55-56 места по России, является безусловным лидером Урало-Сибирского региона.

Программы лизинга

 

Специально для своих клиентов компания разработала программы лизинга. Исходя из специфики каждого клиента, данные программы помогут выбрать самый оптимальный вариант финансирования - лизинг

Программа «Лизинг-Стандарт».

Наиболее востребованная программа, включающая в себя все преимущества лизинга в максимальной степени: рассрочка платежей, налоговые льготы, установленные законодательством, экономия оборотных средств и т.д. Дополнительные преимущества: лизинг Челябинск

ü минимальный первоначальный взнос

ü имущество переходит в собственность лизингополучателю по минимальной стоимости.

Программа «Лизинг-СУПЕРСтандарт»

Программа ориентирована на быстро развивающиеся предприятия, испытывающие нехватку оборотных средств.

Данная программа позволяет минимизировать ежемесячные платежи без увеличения первоначального взноса, тем самым освобождая денежные средства для дальнейшего инвестирования в развитие предприятия.

Программа «Лизинг-Люкс» лизинг Челябинск

Программа рассчитана на предприятия, не испытывающих острого дефицита оборотных средств, но тем не менее желающих воспользоваться всеми преимуществами лизинга при минимальных затратах и на самых выгодных условиях. При первоначальном взносе от 25%. Вы получаете действительно люкс условия. Прежде всего - это низкое удорожание и минимальные ежемесячные лизинговые платежи.

Программа «Лизинг-Спринт»

Уникальность данной программы заключается в возможности лизингополучателя определить для себя оптимальный срок лизинга.

Она идеальна для предприятий, которые планируют получить имущество себе в собственность в минимальные сроки.

Причем, за счет сокращения срока лизинга снижается удорожание и страховые выплаты.

Программа "Лизинг от 6%" лизинг Челябинск

Преимущество данной программы - пониженная среднегодовая стоимость лизинга. Срок лизинга по данной программе составляет от одного до трех с половиной лет, аванс от 10% до 49%. В данную программу входит более 8 предприятий разной специализации.

Основные условия

Получить у компании в лизинг автомобиль, спецтехнику или оборудование могут предприятия и предприниматели России.

Срок лизинга до 5-ти лет.

Транслизинг осуществляет за свой счет:

Страховку по льготным тарифам и условиям.

Постановку автомобиля на учет в ГИБДД.

Уплату налога на имущество.

Уплату транспортного налога.

Необходимые документы:

Заявка на лизинг (приложение 1).

Анкета лизингополучателя (приложение 2).

Учредительные документы.

Свидетельство о постановке на учет в ИМНС.

Решение о назначении Директора предприятия и приказ о приеме на работу главного бухгалтера.

Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках (формы 1 и 2) за четыре последних отчетных периода. Для предприятий по упрощенной форме – декларация по единому налогу или декларация по ЕНВД.

Справка из банка о наличии (отсутствии) задолженности всех видов (кредиты, векселя и пр.).

Справка по месячным оборотам из банка (-ов) по всем активным расчетным счетам за две последние отчетные даты.

Программа совместных продаж.

 Программа совместных продаж была реализована на основе отзывов и пожеланий партнеров и предлагает ряд значительных преимуществ партнерам-участникам программы. Компания так же считает, что участники программы могут предложить их общим клиентам непревзойденную комбинацию: собственную компетентность, доступность инвестиций и возможность адаптировать условия продажи к нуждам конкретного клиента. Являясь важнейшим проектом стратегии ООО «Транслизинг» Программа совместных продаж свидетельствует о том, что компания стремится развивать более тесные отношения с партнерами и способствует формированию конкурентоспособного, динамичного и квалифицированного персонала, обслуживающего клиентов.

В стремлении способствовать росту бизнеса партнеров, она прикладывает усилия к продвижению торговых марок партнеров-участников программы и к увеличению количества их потенциальных клиентов.

Основная цель состоит в том, чтобы помочь клиентам выбрать партнера, способного предоставлять высококачественное обслуживание и предлагать такие продукты и услуги, которые наилучшим образом соответствуют требованиям клиентов.

Преимущества участия в программе совместных продаж

- Партнеры компании имеют выделенных менеджеров, что значительно повышает взаимопонимание и упрощает все процедуры, связанные с продажами. ООО «Транслизинг» не только обеспечивает непрерывное консультирование участников программы, но и проводит регулярные встречи и семинары по планированию дальнейшего развития бизнеса.

- Предсказуемые скидки на услуги компании, направленные на стимулирование клиентов к дальнейшему сотрудничеству с партнером.

- Максимальное использование программ ООО «Транслизинг» по маркетингу в целях создания для участников программы наилучших условий продвижения продукции на рынке.

- Современные инструменты продаж, повышающие эффективность бизнеса и упрощающие повседневные операции, способствуют более эффективной работе наших партнеров, стимулируют рост бизнеса и повышение уровня удовлетворенности клиентов.

- Участники программы, имеющие в своем штате специалистов, сертифицированных ООО «Транслизинг» по Программе совместных продаж, получают конкурентное преимущество и могут позиционировать себя на рынке как эксперта в области инвестиций и лизинга.

- Участники Программы совместных продаж первыми получают информацию о готовящихся новых инвестиционных программах ООО «Транслизинг» и условиях финансирования клиентов.

Участником Программы совместных продаж.

ООО «Транслизинг» предлагает партнерство лизинговым и страховым компаниям, юридическим, консалтинговым и аудиторским компаниям, производителям оборудования и транспорта, а так же официальным представителям поставщиков уникального высокотехнологического оборудования.

В обмен на широкий ряд преимуществ партнеры, желающие принять участие в программе, должны соответствовать двум критериям:

а) уровень сотрудничества с ООО «Транслизинг»;

б) возможности по предоставлению услуг клиентам.

Уровень сотрудничество с ООО «Транслизинг» определяется следующими факторами:

- Обязательный курс обучения «Лизинг, инвестиции и продажи». Необходим, чтобы научить персонал партнера предоставлять консультации по всему спектру решений и продуктов ООО «Транслизинг». Знания, полученные в результате курса, помогают повысить уровень знаний в сфере лизинга, а так же оптимизировать партнерские отношения с ООО «Транслизинг».

- Заполнение анкеты. Точная информация о компании-партнере, позволяет нам эффективно контактировать с соответствующими сотрудниками компании и своевременно предоставлять необходимые данные о маркетинговых программах, мероприятиях, семинарах ит.п.

- Сертификация сотрудников. Так как наличие в компании специалистов в области лизинга является важным фактором при работе с клиентами, требованием к партнеру является наличие в штате как минимум одного сертифицированного специалиста по курсу «Инвестиции, лизинг и продажи». Чем выше количество и уровень сертификации специалистов тем больше преимуществ получает партнер, включая высокий рейтинг в программе маркетинга.

- Объем совместных продаж. Является обязательным фактором для новых участников Программы совместных продаж. Для дальнейшего сотрудничества необходимо выполнять требования по минимальному объему совместных продаж.

Дополнительную информацию о требованиях к участникам программы совместных продаж можно получить на сайте www.leasing74.ru или непосредственно в ООО «Транслизинг».

Определение круга возможных клиентов.

ООО «Транслизинг» стремится помогать участникам Программы совместных продаж в проведении компаний, направленных на достижение максимальной информированности клиентов и мер по повышению спроса на продукцию и услуги наших партнеров:

- Участники программы совместных продаж имеют приоритетную возможность размещения логотипа компании и информационных материалов на сайте ООО «Транслизинг».

Таким образом, наши партнеры становятся более известными среди клиентов. Развивая программу совместных продаж, мы проводим рекламные компании, направленные на продвижение дополнительных предложений наших партнеров.

- Участникам программы предоставляется право на участие в программе совместного маркетинга.

Ее цель состоит в том, чтобы помочь партнерам расширить сотрудничество с ООО «Транслизинг» путем дополнительных инвестиций в маркетинг и продажи. Смысл программы заключается в совместном финансировании маркетинговых компаний, благодаря чему повышается эффективность затрат партнеров и ООО «Транслизинг» на маркетинг и продажи.

Такое сотрудничество является выгодным как для ООО «Транслизинг», так и для наших партнеров. Совместные средства могут направляться на традиционные маркетинговые мероприятия, такие как почтовые рассылки, проведение семинаров, выставочное оборудование и многое другое.

Если участник программы предложит провести совместно финансируемое мероприятие, то в случае одобрения ему будут выделены деньги на индивидуализированный маркетинг.

Компенсации

Участники Программы совместных продаж могут рассчитывать на компенсации и вознаграждение за высококачественную работу и достигнутые практические результаты. Сертифицированные специалисты партнеров могут рассчитывать на получение премии за достигнутые результаты работы. Для получения дополнительной информации о компенсациях необходимо обратиться к Вашему менеджеру по работе с партнерами.

Поддержка программы совместных продаж

Участникам программы совместных продаж предоставляется удобный доступ к самой последней информации о продуктах ООО «Транслизинг», рекламных мероприятиях, специальных проектах, обучающих программах и многое другое.

Участникам программы предоставляется все нормативные и расчетные данные, необходимые для формирования индивидуального коммерческого предложения для каждого клиента. Это позволяет повысить эффективность бизнеса наших партнеров и уровень удовлетворенности клиентов, а так же добиться уникальных конкурентных преимуществ.

ООО «Транслизинг» непрерывно инвестирует в интеллектуальные технологии и программное обеспечение, предназначенные для совершенствования ключевых бизнес-процессов, что позволяет добиться наиболее оперативного взаимодействия с нашими партнерами.

ООО «Транслизинг» регулярно проводит брифинги для партнеров, призванные проинформировать партнеров о краткосрочных планах и долгосрочных тенденциях рынка. Так же мы проводим семинары, посвященные темам от специальных возможностей расширения рынка до новых стратегий бизнеса с учетом изменения состояния рынка.

Отзывы клиентов компании

Шамиль Ялалетдинов, директор ООО ТД «Челябинский компрессорный завод» говорит, что профиль компании - производство и реализации компрессорного оборудования. Но мы представляем на рынке не только себя, но и компрессорные установки типа ДЭН с приводом электродвигателя, типа KB с приводом от дизельного двигателя Лизинг хорошо себя зарекомендовал, и мы сами предлагаем воспользоваться лизингом клиентам, которые в силу финансовых затруднений не могут сразу оплатить стоимость компрессорного оборудования. У «Транслизинга» я бы выделил, прежде всего оперативность в работе сотрудников этой компании и ярко выраженный профессионализм

Василий Рыбаков, директор ООО «Автокомлекса «Регинас». «Регинас» ведет свою деятельность с 1992 года. Начинали с небольших поставок автомобилей ВАЗ. Сейчас предприятие - одно из крупнейших в регионе в сфере автобизнеса. В состав «Регинаса» входят: три автосалона, расположенных в Челябинске, один в Магнитогорске. В 1999 году «Автокомплекс «Регинас» заключил дилерский договор по бренду «Mitsubishi». В 2001 году «Автокомплекс «Регинас» стал официальным Дилером «Hundoi». С осени 2001 года «Регинас» - дистрибьютор производителя моторных масел «ZIC» - Корпорации SK - одной из самых крупных компаний по производству топлива и смазочных материалов в мире. Наконец, в 2008 году «Регинас» стал официальным дилером «Nissan». В планах компании - дальнейшее развитие в сфере автомобильного бизнеса, строительство новых дилерских центров в Челябинске и Магнитогорске, ряд проектов в области производства.

Во всех 4-х салонах «Регинас» работают специалисты по финансовому сервису (всего 5 человек). Они проконсультируют клиента, подберут подходящие условия лизинга, помогут заполнить необходимые документы, оформить страховку (все это - не выходя из здания салона). Оперативность в работе с клиентами и профессионализм салонов позволяет покупателям экономить время, принимая решение о выборе партнеров, схеме покупки автомобиля. В этой связи для «Транслизинга», характерна высокая скорость заключения и оформления сделки, безусловная клиентоориентированность персонала лизинговой компании, эффективное сопровождение сделки, широкая реклама в местных СМИ деятельности «Транслизинга» в целом, что позволяет правильно ориентироваться на рынке.

Любовь Ландеберг, директор ООО «ТФК Урал-Трейд»:. Поставляет на рынок авто- и спецтехнику на базе шасси Урал, КамАЗ, МАЗ. Сегмент деятельности у нас широкий, бизнес перспективный. Представляем бренды «Урал», «Ивановец», «Челябинец», «Клин-цы», «Галичанин». Рост продаж по лизингу лучше всего стимулировать, на мой взгляд, посредством личных продаж. Преимущества работы с «Транслизингом» очевидны: это прежде всего надежность и оперативность в предоставлении услуг.

Динамика развития

Общий объем лизингового портфеля ООО «Транслизинг» на конец 2010 года достиг миллиардной отметки. На прилагаемых диаграммах (рис. 2-8) приведены данные о росте количества заключенных договоров, доходов компании, и собственного капитала, объеме финансирования договоров лизинга, суммарного размера оплаченных лизинговых платежей, валюте баланса и чистой прибали компании за последние три года.

В таблице представлена структура стоимости новых заключенных договоров лизинга по отдельным группам лизингового имущества в динамике за последние три года.

 

Таблица 3.

Вид оборудования 2010 год 2009 год 2008 год

ТРАНСПОРТ

Автотранспорт 390860 108263 76785 Грузовой 301625 78365,2 35739,5 Пассажирский 89234,3 29898,1 41045,5

ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНИКА

Сельскохозяйственная 7309,7     Оборудование для пищевой промышленности 21090,1 11529,4   Авторемонтное и автосервисное оборудование 2248 1443,6   Деревообрабатывающее и целлюлозно-бумажное оборудование 1765,75 2535,6   Лесозаготовительное оборудование 3559,1     Дорожно-строительная техника 52357,4 1852,8 9842,7 Прочая строительная техника 99377,5 16755,8   Погрузчики 3656,9 1621,6   Компьютеры и оргтехника 3558,2 589,4   Машиностроительное и металлообрабатывающее оборудование 54849,5 12674   Мебель 61,5     Медицинское оборудование 943,3     Полиграфическое оборудование 12368,4 1693,9   Телекоммуникационное оборудование 2642,5     Торговое оборудование 2524,7 4225,7   Энергетическое оборудование 6140 2594,1   Другое оборудование 29320,8     ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ 77919,2 2376,4  

Анализ вышеприведенных данных свидетельствует о ежегодном увеличении объемов заключенных лизинговых сделок. С 2009 по 2010гг. существенно выросли объемы сделок легкового автотранспорта на 75%, грузового автотранспорта на 80%, дорожно-строительной техники на 96,5%, машиностроительного и металлообрабатывающего оборудования на 77%.

Среди новых направлений следует отметить увеличение объемов сделок IT - технологии, компьютерной и оргтехники на 85%.

Рост доходов свидетельствует о ежегодном увеличении объема заключенных лизинговых договоров. За 2010 год существенно выросли объемы доходов по лизинговым операциям на 250%.

За последние два года объемы финансирования лизинговых договоров выросли в 5 раз.

Рост валюты баланса говорит о стабильном росте компании ООО «Транслизинг»

Финансовые результаты

 

Динамика основных финансовых показателей свидетельствует об устойчивой тенденции развития бизнеса.

В таблице 4 приведен укрупненный баланс компании для сравнения за 2009 и 2010 гг.

За 2010 год валюта баланса компании увеличилась на 224% в основном за счет увеличения дебиторской задолженности (на 520%) и доходных вложений в материальные ценности (на 232%) в активе и за счет увеличения суммы обязательств на пассиве (на 231 %). Динамика роста валюты баланса отражает устойчивое увеличение объемов деятельности компании.

Структура баланса является типичной для инвестиционной компании, отображающей лизинговое имущество на своем балансе. Основную долю активов составляют внеоборотные активы (85%). При этом на 01.01.2007г. основную долю внеоборотных активов (97%) составляют доходные вложения. За 2010 год внеоборотные активы компании увеличились на 210%, доходные вложения возросли на 232%, что обусловлено увеличением объемов лизинговых сделок.

В 2010 году основным источником финансирования компании являлись долгосрочные и краткосрочные обязательства, доля которых в пассиве баланса составляет на 01.01.2007 г. 96%, в том числе:

- краткосрочные и долгосрочные кредиты банков;

- краткосрочные и долгосрочные займы

- кредиторская задолженность по обязательствам перед поставщиками и по авансам, полученным от лизингополучателей, что характерно для деятельности лизинговой компании.

По состоянию на 01.01.2007г. собственный капитал сформирован в основном за счет нераспределенной прибыли прошлых лет и отчетного периода в размере 8280 тыс. рублей, что на 133% больше, чем нераспределенная прибыль по состоянию на 01.01.2010г.

 

Таблица 4.

Показатель баланса, тыс. руб. 2009 % 2010 %

АКТИВ

Внеоборотные активы 118521 88% 367374 85% основные средства 11273 8% 10878 3% незавершенное строительство 15 0% 36 0% доходные вложения 107233 80% 356460 82% Текущие активы 15627 12% 67213 15% запасы 510 0% 5506 0% НДС 204 0% 6 0% долгосрочная дебиторская задолженность 8936 7% 55397 13% денежные средства 5977 4% 6304 1% ИТОГО АКТИВОВ 134148 100% 434587 100%

ПАССИВ

Собственные средства 8738 7% 19218 4% уставной капитал 2500 2% 4700 1% нераспределенная прибыль 6238 5% 14518 3% Обязательства 125410 93% 415369 96% долгосрочные обязательства 103102 77% 213875 49% в т.ч.         долгосрочные займы и кредиты 63330 47% 21385 49% прочие долгосрочные обязательства 39772 30%     краткосрочные обязательства 22308 17% 201494 46% краткосрочные займы и кредиты 17932 13% 56817 13% кредиторская задолженность 4376 3% 11137 3% в т.ч авансы полученные 3347 2% 4020 1% доходы будущих периодов     133540 31% ИТОГО ПАССИВОВ 134148 100% 434587 100%

 

За счет прибыльной деятельности собственный капитал за 2010 год увеличился на 120%. Низкое значение коэффициента соотношения собственного и привлеченного капитала обусловлено спецификой деятельности лизинговой компании. За прошедший год, увеличивая свой собственный капитал, компания одновременно увеличивала объемы привлечения ресурсов для финансирования деятельности компании, наращивала свой кредитный портфель.

Следует особо подчеркнуть, что как заемщик по кредитным договорам с банками и договорам займов с коммерческими структурами, ООО «Транслизинг» обслуживает долг безупречно -по всем кредитным договорам и займам отсутствуют просроченные платежи, как по основному долгу, так и по оплате процентов.

Главный источник финансирования ООО «Транслизинг» - привлеченные средства. Но в качестве вспомогательного источника финансирования компания использует свободные денежные средства. В 2010 году ООО «Транслизинг» инвестировал в лизинговые проекты собственных свободных денежных средств на сумму около 98 миллионов рублей.

Показатели эффективности деятельности

Коэффициенты ликвидности:

- динамика структуры активов и пассивов показывает увеличение в 2010 году краткосрочных активов на 330%, а рост краткосрочных обязательств на 204%, что положительно влияет на ликвидность и устойчивость компании;

- промежуточный коэффициент покрытия, характеризующий способность высвободить из оборота денежные средства и погасить долговые обязательства, на 01.01.2010г. составлял 0,7. На 01.01.2007г. данный показатель составил 0,9. При этом достаточным значением показателя считается 0,8;

- коэффициент текущей ликвидности или общий коэффициент покрытия, являющийся обобщающим показателем платежеспособности предприятия, на 01.01.2010г. составил 0,7. На 01.01.2007г. данный показатель составлял 1,0. При этом достаточным значением показателя является 1-2;

- стоимость чистых активов по состоянию на 01.01.2007г. составляет более 153 млн. рублей.

Коэффициент рентабельности:

- рентабельность продаж компании за 2010 год составила 24.2% при достаточном значении указанного показателя в 15%;

- рентабельность активов составила на

■ 01.01.2007 г.-4.4%;

- рентабельность собственного капитала компании составила на 01.01.2007г. - 68.2%

Показатели эффективности характерны для лизинговой компании, финансирующей свою деятельность за счет заемных финансовых ресурсов. При снижении стоимости привлекаемых для осуществления основной деятельности

■ ресурсов, коэффициенты рентабельности смогут увеличиваться.

Таблица 5.

Отчет о прибылях и убытках

Показатели, тыс.руб 2009 год 2010 год Увеличение, %
Выручка 70913 179014 152
Себестоимость 51796 131426 154
Валовая прибыль 19117 47588 149
Прибыль (убыток)до налогообложения 8079 12596 56
Текущий налог на прибыль 2026 3107 53
Чистая прибыль 6053 9489 57


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие лизинга на протяжении последних 5-7 лет носит взрывной характер. Ежегодные темпы роста составляют 30 - 50%. Причиной этого служат два основных фактора: освоение лизингом новых отраслей экономики и ее рост. Однако при анализе текущего состояния дел приходишь к выводу, что лизинг до сих пор не исчерпал и половины ресурса его развития. Лизингодателями практически не освоены такие отрасли, как энергетика, нефтегазовый бизнес, недвижимость. Лизинг подвижного состава занимает серьезную долю портфеля многих компаний, однако железнодорожные операторы не пользуются финансовой арендой в полном объеме. Поэтому лизинговый рынок России ждет еще несколько лет бурного роста.

Финансовую аренду будут использовать для развития своего бизнеса в ближайшие годы более 50% российских предпринимателей, и в конечном итоге это форма финансирования в ряде направлений, например автомобильном, потеснит обычные банковские кредиты. Расширится диапазон инструментов лизинга (оперативный, возвратный). Безусловно, упадет процент удорожания предмета договора, а предлагаемые лизингодателями условия улучшатся. Но перемены придут не сами по себе, а только с общим развитием российской экономики и отказом от практики работы по «серым» схемам. Как это происходит во всей Европе.

Сейчас темпы роста лизинговых компаний опережают развитие практически всех основных секторов финансовой системы РФ и существенно превосходит скорость роста экономики в целом. Эта тенденция сохранится в ближайшей перспективе. Завершается период становления лизингового бизнеса: заметно усилилась конкуренция, особенно после появления сильных западных игроков. Скоро данная отрасль перейдет на новый этап своего развития. Основной задачей для лизинговых компаний будет сохранение преимущества перед конкурентами. Возможно, это потребует от операторов финансовой аренды более тесного взаимодействия с лизингополучателями и контрагентами, понимания потребностей и проблем, а также своевременной реакции на систематически изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Лизинг в России постепенно принимает все более четкие организационные и правовые формы. Формируются необходимые законодательные и нормативные предпосылки для правового регулирования деятельности участников лизинговых операций.

Рынок лизинговых операций в России оценивается как чрезвычайно емкий, способный принести значительные доходы всем его участникам.

Развитие лизингового бизнеса в России зависит прежде всего от надежных гарантий, сокращающих риски для отечественных и зарубежных участников лизинговых операций.

Подводя итоги, можно с уверенностью заявить, что лизинг в России сделал шаг в сторону как качественного, так и количественного роста. На сегодняшний день деятельность лизинговых компаний в полной мере характеризуется несколькими основными параметрами: источники привлечения финансирования, клиенты и виды оборудования, передаваемого в лизинг, а эффективное привлечение ресурсов для финансирования лизинговых сделок — это ключевой фактор успеха лизинговой компании.

Лизинговыми компаниями (лизингодателями) могут быть только коммерческие организации, создаваемые в установленных Гражданским кодексом РФ организационно-правовых формах, с предусмотренной в учредительных документах лизинговой деятельностью и имеющие лицензию на право ею заниматься. Лицензирование деятельности лизинговых компаний осуществляет Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ. Лицензии, выданные МЭРТ РФ, действительны на всей территории России.

В основе управления бизнесом в сфере лизинговых услуг, лежит разработка стратегии, ее адаптация к специфике компании и проблемам реализация производимых товаров (услуг), которая стратегия основывается на подробном изучении всех возможных направлений развития компании и заключается в выборе общего курса, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов, стиля ведения бизнеса.

Лизинговые компании подразделяются на две группы по степени дифференциации услуг: узкоспециализированные и универсальные, деятельность которых направлена на узкий или широкий круг потребителей и поставщиков.

В основе конкретного примера о развитии лизинговой деятельности была рассмотрена компания ООО «Транслизинг» - рыночно-ориентированная компания с устойчивой репутацией высокопрофессиональной, надежной компании, что позволяет говорить о ее высоком уровне развития, ставшего следствием грамотного менеджмента, ориентированного на современное ведение бизнеса, кропотливой и планомерной работы по достижению намеченных целей.

Уже сегодня линейка услуг компании «Транслизинг» позволяет создать структуру нового бизнеса (помещение, производственные мощности, автопарк, компьютерное обеспечение, жилье) по лизинговой схеме, не затрагивая оборотных средств. При этом у предприятия не формируется кредиторская задолженность. И при необходимости предприятие может параллельно воспользоваться услугами банковского кредитования.

На протяжении пяти лет ООО «Транслизинг» демонстрирует положительную динамику роста всех финансовых показателей. Широкая клиентская база, полный спектр финансовых услуг, растущая инфраструктура - это факты, которые говорят о том, что компания развивается динамично.

Считаем, что результаты, достигнутые ООО «Транслизинг» за все годы, станут реальной базой для дальнейшего укрепления своих позиций на рынке лизинговых услуг. Предпринимаются активные действия к переходу на общеевропейский уровень оказания лизинговых услуг, пополнение уже имеющегося продуктового ряда новыми услугами.

Одной из стратегических задач ООО Транслизинг является построение долгосрочных партнерских отношений с поставщиками, разработка специальных предложений с постоянным снижением процентной ставки для клиентов.

На протяжении всей своей деятельности ООО «Транслизинг» воспринимало собственную репутацию как самый ценный актив.



Приложение

Приложение №1

к Заявке на лизинг № ___ от «___» ________200__г.

АНКЕТА ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЯ

 

1. Наименование предприятия  
2. Местонахождение  
3. Год начала деятельности  
4. Отраслевая принадлежность  

 

5. Основные виды деятельности, которые предприятие (ИП) осуществляет в настоящее время:

 

Наименование Краткое описание
1      
2      
3      

 

6. Основные поставщики:

Наименование Контактная информация (адрес, телефон) С какого года работаете с поставщиком Наличие долгосрочных договоров
1        
2        
3        

 


7. Основные покупатели:

Наименование

Контактная информация (адрес, телефон)

С какого года работаете с покупателем Наличие долгосрочных договоров  
1

 

 

     
2

 

 

     
3

 

 

     

8. Система налогообложения

 

9. Имеется ли кредитная история в банках?

r да, в следующих банках

 

r нет

 

10. Заключались ли ранее договоры лизинга?

r да, с компаниями

 

r нет

 

11. Откуда Вы узнали об ООО «Транслизинг»?

r рекомендация лизингополучателя ООО «Транслизинг»

 

r рекомендация поставщика предмета лизинга

 

r реклама в СМИ

 

r рекламный буклет ООО «Транслизинг»

 

r другое

 

                   

 

Руководитель ____________________ / ____________________ /

(подпись) (расшифровка подписи)

МП




Приложение №2

к Заявке на лизинг № ___ от «___» ________200__г.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ

Список литературы

 

1. Предпринимательское право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 / «Юриспруденция»/ [Н.Д. Эриашвили и др.]; под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили, П.В. Алексия. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007

2. Хозяйственное право. Н.Ю. Круглова. М.: Русская деловая литература, 1998

3. Предпринимательство: Учебник /Под ред. М.Г. Лапусты. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002

4. Практический журнал для бухгалтера «Главбух», № 10, 2007

5. В. Калинин. Тревожное затишье // «Финансовые услуги» - 2010. – октябрь: С 24

6. Н. Логинова, М. Груздева. От кармана к тендеру // «Финанс» - 24-30 мая 2008 № 20 (61): С 18

7. В.А. Горохова . Бизнес-статегия лизинговой компании // «Финансы и кредит» - № 36 (276) – сентябрь 2007: С 46

8. М. Игнатова. Эффективные инструменты развития вашего бизнеса // «Уральская кредитная линия» - №5 (8) июнь 2008: С 6

9. М. Игнатова. Лизинг и факторинг для предпринимателей Челябинска // «Уральская кредитная линия» - №6 (9) июнь 2008: С 32

10. Газман В. Д. Рынок лизинговых услуг России — 2009 // Лизинг ревю. — 2010. — № 2: С 4.

11. Ефремов В. С. Стратегическое планирование в бизнес-системах — М.: Финпресс, 2001.

12. Портер М. Конкуренция. — М.: Изд. Дом «Вильяме», 2007.

13. Газман В. Д. Финансовый лизинг: — Высшая школа экономики. — 2-е изд. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009., с. 40.

14. site: http//www. rosagroleasing. Ru

15. site: www.trans-leasing.ru

16. Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг России / Материалы сайта журнала «Лизинг ревю», 204 – 2007

17. site: www.klk-leasing.ru

18. site: www.inkoleasing.ru

19. site: www.kubleasing.ru


[1] Предпринимательство: Учебник /Под ред. М.Г. Лапусты. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. С. 255.

[2] Хозяйственное право. Н.Ю. Круглова. М.: Русская деловая литература, 1998. C. 578.

[3] Хозяйственное право. Н.Ю. Круглова. М.: Русская деловая литература, 1998. C. 576.

[4] Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. С. 256.

[5] М. Игнатова. Эффективные инструменты развития вашего бизнеса // «Уральская кредитная линия» - №5 (8) июнь 2008: С. 6.

[6] М. Игнатова. Эффективные инструменты развития вашего бизнеса // «Уральская кредитная линия» - №5 (8) июнь 2008: С 6

[7] Н. Логинова, М. Груздева. От кармана к тендеру // «Финанс» - 24-30 мая 2008 № 20 (61): С. 18.

[8] В. Калинин. Тревожное затишье // «Финансовые услуги» - 2010. – октябрь: С. 24.

[9] В. Калинин. Тревожное затишье // «Финансовые услуги» - 2010. – октябрь: С 24

[10] . Логинова, М. Груздева. От кармана к тендеру // «Финанс» - 24-30 мая 2008 № 20 (61): С. 18.

[11] Предпринимательское право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 / «Юриспруденция»/ [Н.Д. Эриашвили и др.]; под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили, П.В. Алексия. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. С. 323.


Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЛИЗИНГА

1.1  Понятие и правовые основы лизинга

1.2  Преимущества и недостатки лизинга

1.3  Безопасность налогового планирования с помощью лизинга

1.4  Рынок лизинга в России

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ

2.1  Лицензирование деятельности лизинговых компаний

2.2  Бизнес-стратегия лизинговой компании

2.3  Разновидности лизинговых компаний

3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТРАНСЛИЗИНГ»

3.1  Общая характеристика компании

3.2  Программы лизинга

3.3  Динамика развития

3.4  Финансовые результаты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приложение

Список литературы

 



ВВЕДЕНИЕ

Лизинг в России на сегодняшний день является одной из специфических форм финансирования капитальных вложений. По юридической форме лизинговая сделка представляет собой разновидность долгосрочной аренды инвестиционных ценностей, однако как термин «лизинг» в российском законодательстве появился лишь в 1994 г. До этого в нашей стране использовались понятия долгосрочной и краткосрочной аренды, которые не были лизингом в современном понимании этого термина. Таким образом, история рынка лизинговых услуг в России насчитывает не более 15 лет, из них активно он развивается последние пять лет.

Сегодня российский рынок лизинговых услуг признают одним из наиболее динамично развивающихся. По оценкам экспертов, среднегодовой прирост российского лизингового бизнеса за последние восемь лет составил 33,7 %, в то время как в Европе ежегодный прирост в среднем не превышает 20%. На данный момент в России существует более 300 лизинговых компаний, и это число постоянно растет. Отмечается и более четкая структурированность рынка, где ясно становятся видны различные сегменты.

Но несмотря на стремительное развитие и ряд преимуществ, у лизинга, как у любой другой деятельности есть свои слаборазвитые стороны.

Закон не определяет понятий оперативного и возвратного лизинга, из-за чего данными услугами не могут воспользоваться те, кто в них особенно нуждается, - малый бизнес, застройщики, владельцы автопарковок, железнодорожники и промышленные предприятия. Слабо развит в России лизинг коммерческой недвижимости, так как не понятно, как зарегистрировать подобные сделки – законы противоречат друг другу. Недоступна финансовая аренда и обычным гражданам, не частным предпринимателям.

Налоговые органы часто пытаются доказать, что налоговая выгода, которую компания получает, становясь лизингополучателем, является необоснованной. компании отказывают в вычетах по НДС, доначисляют налог на прибыль и привлекают к налоговой ответственности. Отстаивать законность налоговой оптимизации очень часто приходится в суде.

Главная задача – доказать судьям и инспекторам, что лизинговая сделка была заключена, что бы получить оборудование или транспорт, необходимые для коммерческой деятельности. Иными словами, договор лизинга имел реальную экономическую цель. А налоговая выгода лизингополучателя – это всего лишь побочный положительный эффект лизинговой сделки.

Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является определение понятия и сущности лизинга.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач: что является лизингом, его преимущества и недостатки, как развивается лизинг в России. Необходимым условием для создания лизинговой компании является ее лицензирование, разработка стратегии, ее адаптация к специфике компании, изучим виды лизингодателей в зависимости от источников финансовых ресурсов. На примере компании ООО «Транслизинг» проанализируем лизинговую деятельность и рассмотрим, какие компания предлагает программы, которые помогут выбрать самый оптимальный вариант финансирования.

Рассмотрим три самых актуальных на сегодня способа снижения налоговой нагрузки посредством лизинга. Их безопасность оценим по пятибалльной шкале: 1 -самый опасный способ, 5 - безрисковый метод налогового планирования. Баллы выставлены в зависимости от тенденции в судебных инстанциях, а также от оценок налоговых юристов.

В работе использовались материалы известных авторов учебников и деловой литературы, такие как Н.Ю. Круглов, Н.М. Коршунов, Н.Д. Эриашвили, П.В. Алексий, были взяты статьи из периодических изданий: «Финансовые услуги», «Финанс», «Финансы и кредит», «Уральская кредитная линия», так же использовались сайты: site: http//www. rosagroleasing. Ru, site: www.trans-leasing.ru, site: www.klk-leasing.ru, site: www.inkoleasing.ru, site: www.kubleasing.ru.



СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЛИЗИНГА

Понятие и правовые основы лизинг а

 

До недавнего времени в РФ лизинговые отношения регулировались общими нормами гражданского законодательства. ГК РФ регулировались условия о сроке действия договора имущественного найма, распределении прав и обязанностей сторон по эксплуатации имущества и др. Развитию лизинга в нашей стране содействовали Указ Президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17 сентября 1994 г. и постановление Правительства РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» от 29 июня 1995 г. На базе данного постановления было утверждено Временное положение о лизинге. Лизинг является эффективной формой финансирования вложений на приобретение основных средств.

В соответствии с Федеральным законом от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге» лизинг - это вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

Правовые основы лизинга установлены Гражданским кодексом РФ, Временным положением о лизинге и Положением о лицензировании лизинговой деятельности, утвержденными Правительством РФ, а также рядом других правовых актов. Нормы Гражданского кодекса, регулирующие лизинговую деятельность, гармонизированы с основными положениями Оттавской конвенции о международном финансовом лизинге.

Правовой институт лизинга в составе обязательственного права включает три составляющие: куплю-продажу, аренду, финансовую аренду.

Имущество, являющееся предметом договора лизинга, передается продавцом непосредственно арендатору в месте его нахождения, минуя арендодателя. При этом функция арендодателя состоит в финансировании сделки.

Арендодатель не отвечает перед арендатором за выполнение продавцом требований, вытекающих из договора купли-продажи, кроме случаев, когда ответственность за выбор продавца лежала на арендодателе. В последнем случае арендатор может предъявлять требования, вытекающие из договора купли-продажи, как арендодателю, так и продавцу, так как в этом случае они несут солидарную ответственность перед арендатором. В иных случаях претензии по качеству и комплектности имущества, сроков его поставки арендодатель направляет непосредственно продавцу имущества.

Риск случайной гибели или случайной порчи арендованного имущества переходит к арендатору в момент передачи ему арендованного имущества, если иное не предусмотрено договором.

В процессе исполнения договора лизинга арендатор имеет права и несет обязанности, свойственные покупателю, кроме обязанности оплатить имущество, т.е. арендатор наделяется правами, свойственными собственнику имущества, не являясь его фактическим собственником.

Оплата пользования лизинговым имуществом осуществляется лизингополучателем в виде лизинговых платежей, уплачиваемых лизингодателю. Размеры, способ, форма и периодичность выплат устанавливают в договоре лизинга по соглашению сторон.

Лизинговые платежи включаются в соответствии с законодательством РФ в себестоимость продукции (работ, услуг), произведенной лизингополучателем (в отличие от выплат за проценты по банковскому кредиту, производимых из прибыли).

Органы исполнительной власти субъектов РФ призваны создать необходимые условия для активного развития инвестиционной деятельности на основе широкого использования операций финансового лизинга, включая международный, в т.ч. путем содействия лизинговым компаниям в решении организационных, кредитно-финансовых, материально-технических и социальных вопросов.

В классическом лизинге имеет место трехсторонний характер взаимоотношений:

лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и передает его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

продавец (поставщик) лизингового имущества - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга.[1]

Лизинговая операция осуществляется по следующей схеме.

Будущий лизингополучатель нуждается в некотором имуществе, для получения которого у него нет свободных финансовых средств. Тогда он находит лизинговую компанию, которая располагает достаточными финансовыми средствами и обращается к ней с деловым предложением о заключении лизинговой сделки. Согласно этой сделке лизингополучатель выбирает продавца, располагающего требуемым имуществом, а лизингодатель приобретает его в собственность по договору купли-продажи и передает лизингополучателю по договору финансовой аренды во временное пользование за оговоренную в договоре плату. По окончании договора в зависимости от его условий имущество возвращается лизингодателю или переходит в собственность лизингополучателя.

Права и обязанности участников договора лизинга устанавливаются следующими нормами (устанавливаемыми Временным положением):

ü лизингополучатель имеет право использовать лизинговое имущество только на условиях, определенных в договоре;

ü с момента поставки лизингового имущества лизингополучателю к нему переходит право предъявления претензий продавцу в отношении качества, комплектности, сроков поставки имущества и в др. случаях ненадлежащего выполнения договора купли-продажи, заключенного между продавцом и лизингодателем. Однако в случае если выбор имущества осуществлялся лизингодателем по поручению лизингополучателя, то ответственность за качество лизингового имущества несет лизингодатель;

ü лизингополучатель обеспечивает сохранность лизингового имущества, его страхование, несет все расходы по содержанию лизингового имущества в рабочем состоянии, техническому обслуживанию и ремонту этого имущества, если иное не предусмотрено договором лизинга;

ü основной обязанностью лизингополучателя является своевременная выплата лизингодателю лизинговых платежей. За неуплату или несвоевременную уплату лизинговых платежей в договоре должны предусматриваться штрафные санкции;

ü в течении срока действия договора лизинга лизингополучатель обеспечивает сохранность лизингового имущества, а также выполняет все необходимые действия, направленные на поддержку его в рабочем состоянии, включая техническое обслуживание и ремонт. Он несет все расходы по содержанию лизингового имущества, его страхованию, включая страхование своей ответственности перед лизингодателем, а также все расходы, возникающие в связи с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом этого имущества, если иное не предусмотрено договором лизинга;

ü лизингодатель вправе использовать лизинговое имущество в качестве залога, если иное не предусмотрено договором лизинга.[2]

Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей квалификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке.

Согласно классификатору основных фондов к движимому имуществу относят:

ü силовые машины и оборудование (теплотехническое, турбинное оборудование, электродвигатели и т.п.);

ü рабочие машины и оборудование для различных отраслей промышленности (полиграфическое оборудование, строительная техника и т.п.);

ü транспортные средства (железнодорожный подвижной состав, морские и речные суда, автомобили и т.п.);

ü средства вычислительной и оргтехники;

ü прочие машины и оборудование.

Примером недвижимого имущества являются:

ü производственные здания;

ü сооружения (нефтяные и газовые скважины, гидротехнические и транспортные сооружения).

Действие конвенции о международном лизинге распространяется только на движимое имущество.[3]

По экономической природе лизинг схож с кредитными отношениями и инвестициями. Кредитные отношения базируются на трех принципах: срочности (кредит дается на определенный период), возвратности (возвращается в установленный срок) и платности (за предоставленные услуги берется вознаграждение). При лизинге собственник имущества, передавая его на определенный период во временное пользование, в установленный срок получает его обратно, а за предоставленную услугу получает комиссионное вознаграждение, то есть имеет место кредит, в котором стороны оперируют не денежными средствами, а имуществом (основным капиталом).

Различают финансовый, возвратный и оперативный лизинг. Финансовый лизинг - вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю данное имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование. При этом срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга или его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

Форма финансового лизинга возникает, если арендные отношения отвечают одному из следующих признаков: период аренды совпадает или довольно близок к сроку полезной службы арендуемого имущества; сумма арендной платы за весь арендный период превышает или равна рыночной стоимости арендованного имущества на момент заключения соглашения об аренде; в конце арендного периода к арендатору переходит право собственности на объект аренды; в течение арендного периода предусматривается право арендатора на досрочный выкуп арендованного имущества по остаточной стоимости.

В России, конечно, существует необходимая законодательная база для совершения лизинговых операций банками. Но пока лишь немногие банки принимают участие в лизинговом процессе, поскольку им сегодня экономически невыгодно «замораживать» свои средства, вкладывая их в лизинг. Поэтому масштабы лизинговых операций несоизмеримы ни с имеющимися потенциальными возможностями банков, ни с потенциальными потребностями предприятий. Российские коммерческие банки, будучи универсальными и достаточно молодыми кредитными учреждениями, часто сталкиваются с серьезными проблемами при принятии решения об участии в финансировании инвестиционных проектов. Увеличение доли долгосрочных кредитов в нашей стране сдерживается тем, что собственные средства банков относительно невелики, а привлекаемые - обычно краткосрочные. В мировой практике долгосрочные кредиты считаются самыми надежными и соответственно ставка процентов по ним ниже. В российских условиях, напротив, долгосрочные кредиты относятся к наиболее рисковым кредитам, а у коммерческих банков отсутствуют резервы, достаточные для покрытия возросших кредитных рисков.

Основные требования сделки по финансовому лизингу:

1) право выбора объекта лизинга и продавца лизингового имущества принадлежит лизингополучателю, если иное не предусмотрено договором;

2) лизинговое имущество используется лизингополучателем только в предпринимательских целях;

3) лизинговое имущество приобретается у продавца только при условии передачи его в лизинг пользователю;

4) сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать полную (или близкую к ней) стоимость лизингового имущества в ценах на момент сделки.

Собственником имущества, переданного в лизинг, в течение всего срока действия договора лизинга является лизингодатель, а лизингополучатель имеет право на выкуп этого имущества по истечении или до истечения срока договора.

Для того чтобы воспользоваться возможностью ускоренной амортизации лизингового имущества, необходимо это указать в договоре, а также уведомить налоговые органы. Лизингодатель вправе использовать лизинговое имущество в качестве залога, если иное не предусмотрено договором лизинга.

Основные положения финансового лизинга:

1) лизингополучатель имеет право использовать лизинговое имущество только на условиях, предусмотренных в договоре;

2) с момента поставки лизингового имущества лизингополучателю к нему переходит право предъявления претензий продавцу в отношении качества, комплектности, сроков поставки имущества и в других случаях ненадлежащего выполнения договора купли-продажи, заключенного между продавцом и лизингодателем. Однако в случае, если выбор имущества осуществлялся лизингодателем

по поручению лизингополучателя, то ответственность за качество лизингового имущества, как правило, несет лизингодатель;

3) лизингополучатель обеспечивает сохранность лизингового имущества, его страхование, несет все расходы по содержанию лизингового имущества в рабочем состоянии, техническому обслуживанию и ремонту, если иное не предусмотрено договором лизинга;

4) основной обязанностью лизингополучателя является своевременная выплата лизингодателю лизинговых платежей. За неуплату или несвоевременную выплату лизинговых платежей в договоре должны быть предусмотрены штрафные санкции.

Договор о лизинге может быть досрочно расторгнут, если одной из сторон были нарушены его условия.

Экономическая часть Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» определяет порядок расчета общей суммы лизинговых платежей за весь период договора лизинга.

Эта сумма должна включать:

— полную (или близкую к ней) стоимость имущества;

— плату лизингодателю за кредитные ресурсы, используемые им для приобретения имущества;

— комиссионное вознаграждение лизингодателю;

— возмещение страховки имущества, если оно было застраховано лизингодателем, и иных затрат лизингодателя, предусмотренных договором о лизинге.

Возвратный лизинг - разновидность финансового лизинга, при котором продавец предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель.

Оперативный лизинг - вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование. Срок, на который имущество передается в лизинг, устанавливается на основании договора лизинга. По истечении срока действия договора лизинга и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотрено договором лизинга, предмет лизинга возвращается лизингодателю. При этом лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет лизинга, при оперативном лизинге предмет лизинга может быть передан в лизинг неоднократно в течении его полного срока амортизации.


Таблица 1

Особенности финансового и оперативного лизинга

Вид лизинга Финансовый лизинг Оперативный лизинг (аренда)
Особенности лизинга - лизингодатель закупает имущество для передачи его в лизинг не на свой страх и риск, а по указанию лизингополучателя; - кроме лизингодателя и лизингополучателя в сделке участвует третья сторона - продавец объекта сделки; - продолжительность договора лизинга соизмерима со сроком амортизации; - переход права собственности и завершение договора после выплаты лизингополучателем полной суммы; - лизингодатель закупает имущество на свой страх И риск, а не по указанию лизингополучателя; - по истечении срока действия договора предмет лизинга, как правило, возвращается лизингодателю; - лизингополучатель не имеет права требовать перехода прав собственности на предмет лизинга; - предмет лизинга может быть передан в лизинг неоднократно в течение полного срока амортизации имущества.

 

Временным положением предусмотрено, что лизинг может быть как внутренним, когда все субъекты лизинга являются резидентами РФ, так и международным, когда один или несколько субъектов лизинга являются не резидентами в соответствии с законодательством РФ. Т.о., лизинг является одной из форм привлечения иностранных инвестиций.

По своим целям лизинг представляет своеобразную форму инвестиций: лизингодатель финансирует инвестиции лизингополучателя.

В зависимости от срока реализации лизинга различают:

ü долгосрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течении 3 и более лет;

ü среднесрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течении от 1,5 до 3 лет;

ü краткосрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течении менее 1,5 лет.[4]




Дата: 2019-07-24, просмотров: 183.