Эффективно и бесперебойно может функционировать лишь государство, обеспечивающее индивидуумам возможности выбора и самореализации в той мере, в какой это не противоречит интересам социума в целом. Степень такой эффективности определяется тремя основными параметрами:
1. мерой соответствия принципа законности реальной практике;
2. трудностями, с которыми сталкиваются в своей работе государственные институты, причинами силы и слабости этих институтов;
3. причинами и характером трудностей, возникающими у граждан в процессе осуществления их конституционных прав.
Согласно утверждениям Монтескье, характер государственного устройства определяется способами реализации верховной власти и нормами её поведения, при нарушении которых государство разлагается. При этом изначальные цели всякого государства (обеспечить гражданам мирную жизнь, избежать разгула насилия в государстве и защитить от возможной угрозы со стороны других обществ) остаются неизменными. [10, с 93] При всей сложности определения эффективности управления социально- правовым государством, можно свести всё к двум элементам, как представляется, наиболее важным для оценки функционирования любого управления,- политическому и экономическому:
1. обеспечение единства государства, при всей неизбежности возникающих в нём конфликтных ситуаций;
2. постоянное обновление экономики, более или менее быстрое, в зависимости от склонности различных сплочённых социальных групп к переменам или к сохранению старых порядков.
Но на пути к достижению желаемой эффективности встают фундаментальные проблемы, связанные с реализацией прав в конституционных рамках.
Государство представляет собой аппарат, систематически применяющий насилие и принуждение. Такой аппарат нуждается в строгом контроле, поскольку насилие коррумпирует тех, кто его осуществляет. Тем не менее, следует признать, что без функции принуждения государство не смогло бы обеспечить исполнение установленного порядка и принятых законов. В этой связи предотвращение антигосударственной активности имеет важное значение, ибо в лице государства общество, и каждый гражданин в отдельности видят защитника и гаранта своих неотъемлемых прав. Необходимо строгое соблюдение закона, как гражданами, так и государством в лице уполномоченных и должностных лиц.
Поскольку всякая власть и возникает, и существует в условиях неизбежных конфликтов между слоями, классами, стратами, группировками, она вынуждена лавировать между двумя крайностями: 1) чрезмерной склонностью к компромиссам (когда решение государственных проблем подменяется стремлением к достижению соглашений); 2) избыточной тенденциозностью (когда партии любой ценой готовы отстаивать свои идейные установки).
Как правило, всякий монопольно правящий слой (класс, группа, партия) извлекает из своего положения выгоду. Государственные служащие в той же мере добиваются благ, как и руководители частных фирм. Когда управление возлагается на государство, общество однородно и иерархизировано.
Причины неэффективности и кризиса в управлении могут быть как объективными (не зависящими от воли людей: природные катаклизмы, внешние влияния и т.д.), так и субъективными (являющиеся результатом ошибочных решений). Неэффективность управления включает в себя в тесной связке и экономические, и политические признаки. В экономическом плане это:
1. неудовлетворительное руководство экономикой, инфляция, сокращение валютных запасов, необходимость обращения за иностранной помощью;
2. наличие привилегий меньшинства, несовместимых с общим благом; подобные привилегии могут присваиваться самим правящим слоем или быть вырванными у слабой государственной власти группами давления;
3. распад страны или союза как единого экономического (а следовательно, и политического) пространства (что наблюдалось, например, в периоды распада Британской и Французской империй).[10, с 94]
Политическая неустойчивость правительств чаще всего объясняется:
1. избытком разногласий, отсутствием надёжного большинства в парламенте; трудностью достичь эффективности Кабинета, составленного из представителей партий различной ориентации;
2. недостатками, несовершенством Конституции и парламентского механизма;
3. особенностями самого государства, действующей в нем системой партий и общественных организаций.
Было бы ошибкой также сбрасывать со счетов и характеристики самого государства, состояние гражданского сознания. Если граждане сомневаются в легитимности власти, то это мешает преодолению трудностей, кризисов, охватывающих страну, так как объектом нападок становится сама организация государственной власти (взять хотя бы пример Польши после 1945 года). Если среди граждан нет единства в понимании прошлого и будущего страны, то это также может вызвать кризис власти (такие разногласия возникали в парламентах некоторых колониальных держав по поводу целесообразности обладания колониями: в Нидерландах—об отделении тихоокеанских территорий, во Франции—в случае с Алжиром и т.п.). Государство становится особенно уязвимым, если отсутствие национального единства накладывается на брожение в армии. Часто именно после военных переворотов прекращается действие существующей конституции (страны Латинской Америки, Африки и др.).
Некоторые учёные, такие как Бернхейм, Моска, Джилас, сходятся в том, что качество и свойства того или иного демократического правления можно вывести из пяти его фундаментальных характеристик:
1. Состав господствующего меньшинства: а) кто в него входит; б) как легко в него проникнуть; в) какова степень открытости правящего меньшинства?
2. Личные качества, необходимые для достижения политической власти;
3. Привилегии правящего меньшинства;
4. Гарантии управляемых;
5. Обладатели истинной власти; рамки этого обладания, его сила и способы воздействия.
Таким образом, причины перечисленных возможных несовершенств государственного управления сводятся к трём основным моментам:
· Избыток олигархии: действия партий иногда зависят от всемогущества некого влиятельного меньшинства;
· Избыток демагогии: отдельные группы (слои, классы) и партии, их представляющие, порой забывают о нуждах социума в целом, об интересах страны;
· Недостаток, ограниченность свободы принятия решительных мер в критических ситуациях: это затрудняется несогласованностью интересов различных общественных движений
Итак, в числе наиболее значимых критериев эффективности функционирования социально-правового государства можно выделить: качество государственного управления, обеспечение социальной стабильности, экономического благополучия, минимальное влияние олигархии; искоренение (достижимое) демагогии; разумное использование капитала (максимальное исключение неразумного его проедания); отсутствие массовой безработицы; реальное влияние профсоюзов, но без диктата объединений членов жизненно важных отраслевых структур (транспорт, энергетика и т.п.).
Для достижения высокой эффективности своего функционирования, государство должно стремиться изживать черты авторитарности; идеологическую однородность и видимую бесконфликтность, которые держаться на единовластии какой-либо социальной группы; несвободу волеизъявления и ортодоксальность при фактической неоднородности.[10, с 96]
Дата: 2019-07-24, просмотров: 194.