Глава I Служение интересам общества и граждан – цель демократического правового государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

 

Сведения

Глава I. Служение интересам общества и граждан – цель демократического правового государства

1.1 История развития концепции демократического правового государства

1.2 История идеи прав человека

1.3 Социально–правовой механизм обеспечения прав человека

Глава II. Обязанности граждан в условиях правового демократического государства

2.1 Система обязанностей человека и гражданина

2.2 Права, свободы и обязанности человека и гражданина, закрепленные Конституцией Украины

Глава III. Социальное государство как современная форма реализации интересов индивида государственной властью

3.1 Важнейшие критерии эффективности социально–правового государства

3.2 История развития социального государства

3.3 Понятия и признаки социально-правового государства

3.4 Реализация идеала социально-правового государства в украинском обществе

3.5 Проблемы и перспективы создания социально–правового государства в Украине

Заключение

Список использованной литературы



Сведения

 

Тема моей курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть понятия взаимной ответственности государства и гражданина, чтобы гражданин знал, на что он имеет законное право, и чего следует придерживаться, выполняя обязанности. В этом, собственно, и состоит актуальность выбранной мной темой в наше время. Такое явление (взаимная ответственность) присуще в большинстве случаев развитым демократическим государствам, поскольку, если взглянуть в историю, на тоталитарные государства, в них существуют только обязанности со стороны граждан, и только права со стороны государства. Тема курсовой, с моей точки зрения была бы недостаточно раскрыта, если не знать «корней», то есть истории, с чего все начиналось. В этом мне помогал учебник О.Ф. Скакун «Теория государства и права». Этот учебник для моей курсовой вообще являлся самым универсальным, поскольку в нем я нашел приблизительно 50%(!) интересующего меня информации и материала для курсовой работы.

Как я уже говорил, права могут достойно существовать только в правовом, демократическом государстве, да и цель этого государства состоит в том, чтобы обеспечить человека правами, формируя гражданское общество, тем самым, развиваясь в нужном направлении.

Но стоит сказать, что со временем в мире появляется новый термин – термин «социальное государство». Он был введен в 1850 году Лоренцем фон Штейном, но его активная теоретическая разработка началась в первой половине ХХ века, когда его закрепление проводилось в конституциях различных стран. Ст.1 Конституции Испании 1978 г. указывает, что Испания – социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, равенство и политический плюрализм. Ст.20 Конституции ФРГ 1949 года гласит о том, что ФРГ является демократическим и социальным федеративным государством. В Конституции Франции записано, что она является демократической и социальной республикой. Кстати, ст.1 Конституции Украины гласит о том, что, Украина также является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством. Сейчас большинство ученых-правоведов считают, что формирование социально – правового гос-ва в Украине будет сложным и долгим процессом, который обусловлен необходимостью кардинального реформирования экономической, политической, правовой и других систем общества.

Приходится констатировать, что пока в нашем гос-ве не достигнуто господство принципа верховенства права. В своей курсовой, для описания обязанностей, закрепленных Конституцией Украины я использовал, прежде всего, Конституцию Украины, как основной закон государства, где четко описаны обязанности граждан по статьям, а также две замечательные книги, это «Основи конституційного права України» под редакцией В.В. Копейчикова и хрестоматию по Конституционному праву Украины. Эта литература также очень мне помогла в написании курсовой. Ну а если перейти целиком к характеристике использованной литературы, то, прежде всего я хочу сказать за книгу, которая называется «Проблемы теории государства и права». И действительно, в этой книге очень широко, очень объемно раскрыта тематика с из-под разных углов, и что немаловажно – на доступном для начинающего юриста языке. Также в своей работе я использовал статьи из журналов, таких как «Право України», «Государство и право», авторами в них были Васькович Й., Гладких В., Корниенко В., Степанов В.Ф. В двух словах, эти статьи я бы охарактеризовал так: краткость, ясность, полезность, конкретизация поставленной проблемы и т.д. Ну и последним источником для моей курсовой послужила «всемирная паутина», хоть в небольшой мере, но все равно было бы не правильным это не отметить.

Теперь хочу перейти к завершающей фазе введения – к целям и задачам курсовой работы. Как я уже говорил, основной задачей моей курсовой является раскрытие смысла взаимной ответственности государства и гражданина, что является принципом правового государства, ну а цель, которую я поставил себе в отношении курсовой – раскрыть этот смысл как можно шире.



История идеи прав человека

 

История идеи прав человека берет начало в древности. Уже в Библии содержатся положения о ценности и неприкосновенности человеческой жизни, равенстве людей. В античных государствах и странах Древнего Востока обосновывалось равенство людей одинаковыми природными условиями их происхождения из Космоса, «неба». И хотя в период рабовладения и феодализма господствовала идея о правах свободных людей (Аристотель, Платон и др.), ее развитие способствовало накоплению интеллектуального материала для дальнейшего (буржуазного) скачка в этом направлении – признания равенства всех людей перед законом.

Активность в развитии идеи о правах человека приходится в эпоху Возрождения и Просвещения. В XVII–XVIII вв. эта идея преломляется в теорию естественного (прирожденного) права, которая позволила оценивать с позиций справедливости действующее в государстве позитивное право, проводить его преобразование в направлении гуманизма и свободы. Г. Гроций, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, И. Кант, Дж.-Ст. Милль, И. Бентам утверждают права личности (на жизнь, свободу, собственность и др.) как священные императивы и закладывают основы современного понимания прав человека. Каждый народ внес свою лепту в развитие идеи о правах человека, решая эту проблему в зависимости от исторических обстоятельств своего бытия.[9, с 181]

Идея прав человека, основанная на теории естественного права (прирожденного) права, находит воплощение в нормативных актах государств Европы и мира. Американская Декларация независимости 1776 года выразила фундаментальный принцип, на котором основана демократическая форма правления: «Мы считаем самоочевидной истиной, что все люди созданы равными, что наделены творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, на свободу и стремление к счастью». Французская Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1798 года изложила «естественные, неотчуждаемые и священные права человека»: личная свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению; неограниченность сферы проявления свободы человека и ограниченность сферы действия государственной власти; привлечение к уголовной ответственности только на основании закона (нет преступления, не указанного в законе; нет наказания, не указанного в законе), презумпция невиновности, свобода мнений, мысли, слова и печати, которая защищается «угрозой ответственности за злоупотребление этой свободой» и др. Названные документы США и Франции стали своего рода моделью (эталоном, образцом) для законодательного закрепления личных (гражданских) и политических прав человека.

Эту идею пестовали, отстаивали, обогащали, углубляли, боролись за ее реальное воплощение в жизнь выдающиеся мыслители Украины: Ф. Орлик, Т. Шевченко, М. Драгоманов, И. Франко, Леся Украинка, М. Грушевский, Б. Кистяковский и др. Уже в проекте Конституции Ф. Орлика (1710 г.) декларируется идея «исправления и подъема своих прирожденных прав и вольностей», восстановления «всяческого естественного права и равенства».

Т. Шевченко в поэмах воспевал свободу трудящегося человека. М. Драгоманов в конституционном проекте предусматривал личную свободу человека, обеспечение неприкосновенности личности, уважение ее достоинства. Правовед А. Кистяковский подчеркивал необходимость ограничения государственной власти «неотьемлимыми, ненарушимыми, неприкосновенными, неотчуждаемыми правами человека», важнейшим из которых называл право на достойное существование.[9, 182]

Процессу развития идеи прав человека присущи как количественные, так и качественные изменения. Количественные изменения о правах человека (его умножение, уточнение, конкретизация, увеличение объема и пр.) происходят в целом с позиций и в границах того или иного понятия права. Качественные изменения идеи прав человека связаны с переходом от предыдущего к новому понятию права. Новое понятие права означает концептуальный подход к изучению, пониманию, толкованию как государства и права, так и уже накопленных теоретических знаний о них. Безусловно, каждое новое понимание прав человека есть качественный скачок в юридическом познании. История развития идеи о правах человека – это, прежде всего, история новых понятий права и тех новых юридических теорий, которые формируются на основе этих понятий (юридико-позитивистская, социологическая, марксистско-ленинская, современная теория естественного права и др.)

В середине ХХ века идея прав человека осветилась новыми красками благодаря поднятию ее на конституционный уровень. Правда, не все конституции в странах мира основывались на теории естественного права. Многие из них создавались на основе юридико-позитивистского подхода к пониманию права, что приводило к отождествлению права и закона, либо на основе марксистско-ленинской теории (СССР), согласно которой права человека «даруются» государством. Естественно-правовой подход к пониманию прав человека как естественных и неотъемлемых, данных от рождения, получил закрепление в конституциях США, Франции, Италии, Испании.

Во второй половине ХХ века под влиянием международных документов о правах человека произошло смягчение исторического противостояния естественно-правового и позитивистского (отождествляющего право и закон) подходов к праву, даже их сближение, что нашло отражение в конституционной и судебной практике зарубежных государств. Позитивистский подход к природе прав человека, взаимоотношениям государства и личности, содержащихся в конституциях Австрии, ФРГ, преодолел разрыв с нравственными, личностными, социальными ценностями и пошел по пути позитивного закрепления естественных прав и принципов, их охраны и защиты.[9, с 183]

И это понятно. Принадлежность человеку прав от рождения предусматривает защиту и обеспечение их государством, что требует законодательного формулирования. Следовательно, ограничение власти государства правами человека не уменьшает ее роли. Права человека, не закрепленные в позитивном праве (законодательных актах), затрудняют осуществление государством функции их охраны и защиты.

В результате научной систематизации прав человека в историческом обозрении появилась теория трех поколений прав человека.

Первое поколение прав человеканеотчуждаемые личные (гражданские) и политические права. Это – право гражданина на свободу мысли, совести и религии, на участие в осуществлении государственных дел, на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и др. Личные и политические права приобрели юридическую форму сначала в актах конституционного национального права, а вскоре и в актах международного права.

Первое поколение прав человека является основой индивидуальной свободы и квалифицируется как система негативных прав, обязывающих государство воздержаться от вмешательства в сферы, регулируемых этими правами.

Первые акты английского конституционализма, закрепляющие права человека, – Петиция о правах (1628), Habeas Corpus Act (1679) и билль о правах (1689). Первое поколение прав человека составляют также американские декларации, а именно: Декларация прав Вирджинии (1776), Декларация независимости США (1776), Конституция США (1787), Билль о правах (1791), французская Декларация прав человека и гражданина (1789) и др.

Некоторые ученые относят к первому поколению прав человека Великую хартию вольностей (1215), где, в частности, говорится: «Ни один свободный человек не будет арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо (иным) способом обездолен…как по законному приговору равных его и по закону страны». С таким же основанием к первому поколению относят I Литовский Статут (1566) – юридический памятник литовского, белорусского и украинского народов. Здесь были провозглашены идеи равенства свободных людей перед законом, личной неприкосновенности, юридической защиты прав свободной (шляхетной) личности, личной ответственности перед законом и др. [9, с 184].Однако средневековое законодательство (Великая хартия вольностей, Литовский Статут и др.) строилось в соответствии с феодально-иерархической, сословной структурой общества, когда отсутствовало юридическое равенство граждан.

Отсчет первому поколению прав человека можно вести с периода установления юридического равенства сторон, когда разрушились сословные рамки средневекового общества. Этот период приходится на развитие буржуазных отношений и утверждение буржуазного общества с его законодательными актами. Только тогда равноправие из идеальной категории стало воплощаться в реальную действительность, получив конституционное или иное законодательное оформление. Принцип юридического равенства, ставший основой универсальности прав человека, придал им подлинно демократический характер.

После второй мировой войны необходимость обеспечения основных прав человека была признана в большинстве развитых стран.

Второе поколение прав человека – углубление личных (гражданских) и развитие социально – экономических и культурных прав (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и др.) – сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения и повышение культурного статуса. Эти требования возникли после первой мировой войны, а повлияли на демократизацию и социализацию конституционного права стран мира и международное право после второй мировой войны, когда благодаря бурному развитию производства сложились реальные предпосылки для удовлетворения социальных потребностей граждан.

Второе поколение прав человека называют еще системой позитивных прав. Они не могут реализоваться без организационной, координирующей и иных форм государства по обеспечению.

Каталог естественных и гражданских прав и свобод человека пополнился социально – экономическими и социально – культурными правами в ряде конституций ХХ в. (Мексиканские соединенные штаты, 05.02.1917; Итальянская Республика, 02.12.1947 и др.), во внесенных дополнениях и поправках в старые конституции. Социальные, экономические и культурные права нашли нормативное выражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и особенно в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.[9, с 185]

Третье поколение прав человека можно назвать солидарными (коллективными), т.е. правами всего человечества – правами человека и правами народов. Это право на мир, безопасность, независимость, на здоровую окружающую среду, но социальное и экономическое развитие, как человека, так и человечества в целом. Речь идет о тех правах личности, которые не связаны с его личным статусом, а диктуются принадлежностью к какой-либо общности (ассоциации), т.е. являются солидарными (коллективными), в которых правам личности отведено ведущее место (право на солидарность, право на международное общение и др.)

Становление третьего поколения прав человека (права человека – часть прав человечества) связано с национально – освободительным движением развивающихся стран, а также с обострением глобальных мировых проблем после второй мировой войны. Последние вызвали интернационализацию юридических формулировок прав человека, создание международных (либо континентальных) пактов о правах человека, законодательное сотрудничество стран в вопросах о правах человека, приобретение наднационального характера законодательств (особенно конституционных) тех государств, которые подписали международные пакты о правах человека. Международное признание прав человека стало ориентиром для развития всего человечества в направлении создания сообщества правовых государств.[9, с 186]

Между двумя первыми и третьими поколениями прав человека имеется взаимозависимость, осуществляемая через принцип: реализация коллективных прав не должна ущемлять права и свободы личности.

Заключение

 

Анализируя свою работу, хотелось бы сказать, что, просмотрев всю историю зарождения от идеи прав человека до социально–правового государства, невозможно четко определить, когда именно, точно случилась эта перемена точек зрения от тоталитарности до демократии. Почему сейчас считается «модным» жить именно в демократическом государстве? Я думаю, потому что в таком государстве человек наделен самым главным в его жизни – правами. Ведь настоящая «среда обитания» для прав человека возможна при демократии, демократическом правовом государстве. Демократия, правовое государство и права человека неотделимы друг от друга. Правовое государство – гарантия реальности прав человека в плане их защиты от нарушений со стороны аппарата власти, а права человека – главное условие и признак демократии, гуманистическое, человеческое измерение правовой государственности. Через реализацию, охрану и защиту прав человека, через демократию лежит путь к реальной интеграции Украины в Европейское и мировое сообщество. Но стоит заметить, что между государством и обществом должна быть некая дистанция, которая обеспечивает демократию, соответствующий уровень свободы субъектов гражданского общества. Потому как если государство полностью узурпирует общество, она уничтожает человека как свободную личность. Не гос-во определяет гражданское общество, а общество создает и контролирует государство. Именно таким способом обеспечивается относительно самостоятельное существование демократичного гражданского общества и правового государства. Также хочу сказать, что дистанция между гос-вом и обществом должна быть потому, что если дать народу свободу во всех сферах деятельности, даже государственно-важных, то такое правовое гос-во просуществует совсем недолго.

Казалось бы, «правовое государство» и «социальное государство» несовместимы. Первое предусматривает определенную свободу личности от государства, от его опеки. Второе, наоборот, опирается на активность государства в социальной защите личности, особенно социально-ранимой (пенсионер, инвалид, безработный не по своей вине).

Между тем, вторая половина ХХ в. соединила эти понятия, обогатив каждое из них. Когда говорят о построении социального правового государства, имеют в виду, прежде всего, воплощение в нем:

· Принципа верховенства права (господство правового закона) как ведущего в правовом государстве;

· Принципа социальной справедливости (обеспечение государством социальной безопасности личности) как ведущего в социальном государстве.

Социальное и правовое государства совместимы между собой до тех пор, пока функционирование государственной власти будет ограничиваться, уравновешиваться, контролироваться и распространятся в границах соблюдения основных прав человека.

Что касается Украины, то следует сказать, что, во-первых, сегодня она сталкивается с такими серьезными трудностями экономического и социального порядка, которые могут изменить общее направление украинского гос-ва в сторону, противоположную реализации ее идеала социально–правового гос-ва.

Понятно, что в условиях хаоса построить социально–правовое гос-во невозможно, как нельзя «вывести» политику без экономики. С другой стороны, известные примеры из истории, когда именно диктаторские режимы выводили страну из кризиса в ранг экономически развитых стран (Франко, Гитлер, Пиночет). Да и в целом опыт истории свидетельствует о том, что из чрезвычайных социально-экономичных ситуаций фактически ни одна страна не выходила пи помощи демократии.

Во-вторых, на пути к сближению к идеалу социально-правового гос-ва в Украине, очевидно, должны измениться отношения между гос-вом и личностью: нужно формировать психологию гражданина, а не подданного. Государство должно выступать гарантом прав человека, следовать неким принципам построения и деятельности гос-ва.



План

 

Сведения

Глава I. Служение интересам общества и граждан – цель демократического правового государства

1.1 История развития концепции демократического правового государства

1.2 История идеи прав человека

1.3 Социально–правовой механизм обеспечения прав человека

Глава II. Обязанности граждан в условиях правового демократического государства

2.1 Система обязанностей человека и гражданина

2.2 Права, свободы и обязанности человека и гражданина, закрепленные Конституцией Украины

Глава III. Социальное государство как современная форма реализации интересов индивида государственной властью

3.1 Важнейшие критерии эффективности социально–правового государства

3.2 История развития социального государства

3.3 Понятия и признаки социально-правового государства

3.4 Реализация идеала социально-правового государства в украинском обществе

3.5 Проблемы и перспективы создания социально–правового государства в Украине

Заключение

Список использованной литературы



Сведения

 

Тема моей курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть понятия взаимной ответственности государства и гражданина, чтобы гражданин знал, на что он имеет законное право, и чего следует придерживаться, выполняя обязанности. В этом, собственно, и состоит актуальность выбранной мной темой в наше время. Такое явление (взаимная ответственность) присуще в большинстве случаев развитым демократическим государствам, поскольку, если взглянуть в историю, на тоталитарные государства, в них существуют только обязанности со стороны граждан, и только права со стороны государства. Тема курсовой, с моей точки зрения была бы недостаточно раскрыта, если не знать «корней», то есть истории, с чего все начиналось. В этом мне помогал учебник О.Ф. Скакун «Теория государства и права». Этот учебник для моей курсовой вообще являлся самым универсальным, поскольку в нем я нашел приблизительно 50%(!) интересующего меня информации и материала для курсовой работы.

Как я уже говорил, права могут достойно существовать только в правовом, демократическом государстве, да и цель этого государства состоит в том, чтобы обеспечить человека правами, формируя гражданское общество, тем самым, развиваясь в нужном направлении.

Но стоит сказать, что со временем в мире появляется новый термин – термин «социальное государство». Он был введен в 1850 году Лоренцем фон Штейном, но его активная теоретическая разработка началась в первой половине ХХ века, когда его закрепление проводилось в конституциях различных стран. Ст.1 Конституции Испании 1978 г. указывает, что Испания – социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, равенство и политический плюрализм. Ст.20 Конституции ФРГ 1949 года гласит о том, что ФРГ является демократическим и социальным федеративным государством. В Конституции Франции записано, что она является демократической и социальной республикой. Кстати, ст.1 Конституции Украины гласит о том, что, Украина также является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством. Сейчас большинство ученых-правоведов считают, что формирование социально – правового гос-ва в Украине будет сложным и долгим процессом, который обусловлен необходимостью кардинального реформирования экономической, политической, правовой и других систем общества.

Приходится констатировать, что пока в нашем гос-ве не достигнуто господство принципа верховенства права. В своей курсовой, для описания обязанностей, закрепленных Конституцией Украины я использовал, прежде всего, Конституцию Украины, как основной закон государства, где четко описаны обязанности граждан по статьям, а также две замечательные книги, это «Основи конституційного права України» под редакцией В.В. Копейчикова и хрестоматию по Конституционному праву Украины. Эта литература также очень мне помогла в написании курсовой. Ну а если перейти целиком к характеристике использованной литературы, то, прежде всего я хочу сказать за книгу, которая называется «Проблемы теории государства и права». И действительно, в этой книге очень широко, очень объемно раскрыта тематика с из-под разных углов, и что немаловажно – на доступном для начинающего юриста языке. Также в своей работе я использовал статьи из журналов, таких как «Право України», «Государство и право», авторами в них были Васькович Й., Гладких В., Корниенко В., Степанов В.Ф. В двух словах, эти статьи я бы охарактеризовал так: краткость, ясность, полезность, конкретизация поставленной проблемы и т.д. Ну и последним источником для моей курсовой послужила «всемирная паутина», хоть в небольшой мере, но все равно было бы не правильным это не отметить.

Теперь хочу перейти к завершающей фазе введения – к целям и задачам курсовой работы. Как я уже говорил, основной задачей моей курсовой является раскрытие смысла взаимной ответственности государства и гражданина, что является принципом правового государства, ну а цель, которую я поставил себе в отношении курсовой – раскрыть этот смысл как можно шире.



Глава I Служение интересам общества и граждан – цель демократического правового государства

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 196.