Слово «скиния» (евр. «огел», греч. «скини») значит палатка, шатер, куща. Этим именем называется переносной подвижный храм евреев, служивший единственно-законным местом для их общественного богослужения.
Как место, куда собирался народ для богослужения, исходный храм евреев назывался «скиниею собрания» («огелмоед»); как место, где Господь открывал Себя народу, сообщая ему Свою волю, он назывался «скиниею откровения» («огел га — едут»). В Септуагинте слова «моед» и «едут» переводятся словом «свидетельство» и походный храм евреев, и называются «скиниею свидетельства» или «свидения» (скини ту мартириу). Это наименование указывает на скинию, как видимое место, свидетельствовавшее о духовном пребывании Бога среди народа еврейского; для самого народа скиния служила свидетельством, указывавшим на его богослужебно-религиозные обязанности к Богу.
Скиния состояла из двух частей: первая — двор, окружавший скинию, вторая — самая скиния, разделявшаяся в свою очередь на два отделения: святилище и святое святых.
1. Двор скинии, простираясь в длину по линии восток-запад на сто локтей, а в ширину от юга к северу, на 50 локтей (локоть — около 0,47 м), представлял собою продолговатый четырехугольник, открытый сверху и обнесенный со всех сторон особою оградою из деревянных столбов, основанных на медных подножиях, вверху соединенных серебряными шестами и завешиваемых полотняными завесами. Вход был с восточной стороны.
Во дворе скинии, предназначавшимся для обычных жертвоприношений, стояли жертвенник всесожжения и умывальница.
2. Самое здание скинии (мишпан) представляло собою палатку в тридцать локтей длины и десять ширины и высоты. Оно разделялось на два отделения: первое называлось святилищем, второе — Святое Святых.
Святилище занимало две трети скинии, отделялось от святого святых расшитою изображениями херувимов завесою. Принадлежностями святилища были:
а) алтарь кадильный или жертвенник курений (для воскурения фимиама), стоявший прямо против входа в скинию, перед завесою, отделявшей святилище от святого святых;
б) на правой (северной) стороне святилища стояла «трапеза» или стол для «хлебов предложений», на который каждую субботу, по числу колен Израиля полагались 12 хлебов предложения, заменявшиеся новыми по прошествии недели;
в) на левой (южной) стороне стоял золотой светильник семисвечник (лампадный).
Западная часть здания скинии, имевшая в длину, ширину и высоту по 10 локтей и отделенная от светилища завесою, носила название Святого Святых. Главную и единственную принадлежность Святого Святых представлял «ковчег завета» или «кивот свидения». Это был род ящика длиною в 2,5, шириною и высотою в 1,5 локтя. Он был сделан из дерева ситтим (аравийской акации) и внутри и снаружи облажен золотом. Сверху ковчег покрывался золотою крышкою, которая называлась «очистилищем». На краях этой крышки были поставлены два золотых изображения херувимов, преклонивших свои лица и осенявших ковчег своими крыльями. В ковчеге хранились скрижали завета, на которых было начертано десятисловие, стамна (сосуд) с манною; сюда же впоследствии был положен прозябший жезл Ааронов и, по предсмертному завещанию Моисея, сбоку ковчега хранилась книга закона (Втор. 31, 26).
V. ТРЕТЬЯ КНИГА МОИСЕЕВА — ЛЕВИТ
Наименование книги
Третья законоположительная книга Ветхого Завета у евреев называется «Ваййкра» («И воззвал»), по первому слову книги. В славяно-русском переводе с греческого — книга Левит, то есть книга Левитов, Левитская книга, потому что содержит в себе свод законов о богослужении и обрядах, совершение которых возложено было на левитов — потомков Левия, как Богом поставленных служителей ветхозаветной Церкви.
Время написания
Книга написана после поставления скинии сведения — во втором году по исшествии евреев из Египта.
Изложение содержания
Книга состоит из 27 глав и разделяется на 4 части.
Первая часть (главы 1-7) — богослужебная, включает законы о жертвах всесожжения, бескровной, мирной, о грехе и преступлении и хлебных приношениях.
Вторая часть (главы 8-10) — иерархическая, содержит законы и обряды, касающиеся посвящения первосвященника (Аарона) и священников.
Третья часть (главы 11-22) — обрядовая в собственном смысле; включает законы и обряды служения левитского в очищении от различных осквернений; в ней говорится о чистых и нечистых животных, о нечистотах рождения, о проказе и прокаженных, об обрядах в праздники очищения, о нечистотах брачного сожительства в разных степенях родства и других языческих непотребностях — главы 11-20, а в главах 21-22 — о внешних и внутренних качествах жрецов и их отношениях к святыне.
Четвертая часть (главы 23-27) — каноническая; содержит законы о годовых праздниках ветхозаветных (субботе, пасхе, пятидесятнице, празднике труб, кущей, субботних, то есть седьмых, и юбилейных, то есть пятидесятых годах), о непрерывном горении светильника и хлебах предложения, В 26 и 27 главах возвещаются милости Господни за исполнение всех законов и обрядов и угрозы за небрежение и излагается устав о десятинах, первородных и обетах.
Между обрядовыми законами и в книге Левит местами встречаются законы нравственные, гражданские и судебные.
Значение книги
Все изложенные в книге Левит законы по достоинству своему недосягаемо высоко стоят перед законами других древних народов, показывая свое божественное происхождение. Многочисленные предписания обрядового закона Моисеева не обладают безусловным значением для всех времен, в противоположность закону нравственному, но в свое время и по отношению к народу еврейскому они имели важный воспитательный смысл.
Поддержание телесной чистоты обращало мысль к чистоте душевной. С другой стороны, эти обрядовые законы направлены были к тому, чтобы положить резкую границу между народом Божиим и народами языческими и тем предохранить Израиль от языческих пороков и суеверий.
В основе всех ветхозаветных законов лежит мысль о святости Бога и греховности человека, о необходимости очищения грехов, о невозможности достигнуть этого силами самого человека и необходимости Божественного искупления. Таким образом, эти обрядовые законы обращали мысль к Искупителю, в Котором Одном только находят свое объяснение все богоустановленные жертвы, ибо невозможно, как говорит святой апостол Павел, чтобы кровь тельца и козлов сама по себе очищала грехи (Евр. 10, 4). Словом, все говорило евреям о прообразовательно-мессианском значении этих обрядов, как это разъясняет апостол в своем Послании к евреям.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 221.