Закон о посвящении Богу первенцев (Исх. 13, 1-2, 11-16)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Стихи 1-2, 11-16

Точное исполнение закона о посвящении Богу первенцев Моисей относит ко времени, когда евреи наследуют землю обетования (11 стих). Здесь евреи всех первенцев мужского пола от человека до скота должны посвятить Богу, причем первенцы из животных нечистых, например, ослов, должны заменяться чистыми животными (слав. «овцею», 13 стих) или денежным выкупом; за первенцев же из людей должно было вносить выкуп (13 стих); первенцы чистых животных, по указанию в Числах, 18, 17-19 непременно без выкупа, должны были посвящаться Богу.

По указанию стихов 14 и 15 закон о первенцах должен напоминать последующим поколениям евреев о чудесном выходе их отцов из Египта, когда первенцы египетские были избиты, а первенцы еврейские остались невредимыми: вместе с этим соединилось, конечно, воспоминание об избавлении от рабства египетского всего народа, который по словам Самого Господа, есть Его сын первенец (Исх. 4, 22). Кроме того, в законе о первенцах можно усматривать нравственно-религиозное и таинственно-прообразовательное значение; в нравственно-религиозном отношении закон о первенцах указывал на ту святость и нравственную чистоту, которая требовалась от избранного народа, поставленного в особые близкие, сыновные отношения к Богу (Втор. 14, 1-2). Евреи, избавленные от рабства языческого Египта, должны всецело посвятить себя на служение Богу, выделить для этого служения своих первенцев, которым в ветхозаветные времена принадлежали великие права и преимущества. Впоследствии вместо первенцев для непосредственного служения Богу было выделено колено Левиино.

Наконец, по толкованию Святой Церкви, в законе о первенцах заключен духовно-таинственный образ, он указывал на Христа Спасителя, как на «Перворожденное Слово Отца безначально, Сына первородящегося Материю» (9 песнь канона на Сретение Господне); как первенец, Он был Материю посвящен Богу (Лк. 2, 22-23) и в то же время избавил людей от рабства греху и диаволу и совершил освящение всего человечества (стихира на литии Сретения).

Переход евреев через Чермное море (Исх. 14)

 

Стихи 1-2

От Ефама евреи двинулись к югу, вдоль западного рукава Чермного моря и остановились станом «при море».

Стихи 3-9

Между тем фараон, сердце которого вновь ожесточилось, уже пожалел, что отпустил даровых работников. Узнав направление пути евреев, он подумал, что они заблудились и с избранным войском бросился за ними в погоню.

Стихи 11-12

С человеческой точки зрения положение евреев, расположившихся при море, казалось безвыходным: к востоку перед ними расстилалось море, к югу и западу стояли отвесные гряды скал. В таком положении, увидев приближающееся с севера страшное войско фараона, евреи естественно не видели спасения и с ропотом обратились к Моисею. Несомненно — после необыкновенных чудес в Египте, этот ропот потерявших присутствие духа евреев показывает жестокосердие и малодушие народа, забывшего о своем Защитнике и Покровителе. Эти качества обнаруживались потом всякий раз во время странствования по пустыне, когда народ нес лишения, когда от него требовались мужество и твердая вера.

Стихи 13-29

Моисей обратился к народу со словами ободрения, убеждая его, что Господь погубит врагов и чудесным образом спасет Израиль (13-14 стихи). Отвечая на внутреннюю молитву Моисея, Господь сказал, чтобы народ продолжал свой путь и повелел Моисею простереть жезл свой на море и разделить воды его, по этому чудесно открывшемуся пути евреи должны перейти море, а ожесточенный фараон и его войско должны погибнуть в волнах моря (15-18 стихи).

В то же время Ангел Божий (то есть Сам Бог, ибо Он называется Иеговою в 24 стихе), путеводительствовавший от Ефама чудесным столпом, стал между евреями и египтянами, освещая путь первым и наводя мрак на других (20 стих) и этим воспрепятствовал в продолжение ночи сблизиться двум враждебным станам (19-20 стихи). Моисей же, выполняя повеление Божие, простер руку свою на море, и Господь сильным восточным (слав. «южным») ветром разделил воды Чермного моря; по чудесно осушенному дну евреи прошли на другой берег моря, причем справа и слева вода стояла стеною (21-22 стихи). Египтяне бросились вслед за евреями в то время, когда они выходили на другой берег моря; Бог грозно воззрел на египтян, привел их в замешательство и затруднил ход их колесниц. Теперь сами египтяне сознали, что Господь защищает народ Израиля, и хотели бежать обратно, но Моисей, по повелению Божию, простер руку свою на море, воды его устремились на свое место и погребли в волнах своих египетское войско (23-29 стихи), во главе с фараоном. Таким образом, по библейскому повествованию, переход евреев через Чермное море является чудом, которое невозможно объяснить как событие естественное.

Стихи 30-31

Ближайшее историческое значение чудесного перехода евреев через Чермное море священный писатель, во-первых, указывает в том, что этим переходом Израиль окончательно избавился от египетского порабощения (30 стих). Во-вторых, совершившимся чудом укрепилась вера народа: «И увидели израильтяне руку великую, которую явил Господь над египтянами, и убоялся народ Господа, и поверил Господу» (31 стих). В-третьих, в глазах евреев утвердился авторитет вождя их Моисея. Наконец, чудесный переход Израиля через море, показав великое могущество Господа, привел в страх и трепет окружающие языческие народы, как об этом свидетельствует сам Моисей в песне, воспетой по переходе (15, 14-15), и как говорит об этом Раав блудница Иерихонским соглядатаям (Иисус Навин 2, 9).

Кроме своего ближайшего исторического значения чудесный переход через Чермное море имел и таинственно-прообразовательное значение. По словам Апостола, это чудесное событие прообразовало новозаветное крещение: «все крестились в Моисея в облаке и в море», — говорит Апостол о евреях (1 Кор. 10, 2). Подобно тому, как Израиль чудесным переходом избавился от рабства египетского и уверовал в Бога, так в водах новозаветного крещения человек избавляется от рабства греху и диаволу и получает силы к новой жизни. По словам церковной песни «Облак древле и море божественного проображаху крещения чудо, в них же древния крестишася исходяще законии людие: море же бе образ воды, и облак Духа» (тропарь по седьмой песни канона Богоявления). Кроме того, в переходе евреев через Чермное море Святая Церковь усматривает прообраз Пресвятой Девы Марии. По словам Богородична пятого гласа «В Чермном мори неискусобрачныя Невесты образ написася иногда. Тамо Моисей разделитель воды: зде же Гавриил служитель чудесе. Тогда глубину шествова немокренно Израиль: ныне же Христа роди бессеменно Дева. Море по пришествии Израилеве пребысть непроходно. Непорочная по рождестве Еммануилеве пребысть нетленна».

 

11. Благодарстренная песнь Моисея по переходе через
Чермное море (Исх. 15, 1-21)

 


Стихи 1-21

Победно-благодарственная песнь, которую воспели Моисей и все израильтяне после чудесного перехода через Чермное море, по своему содержанию разделяется на две части. В первой части (ст. 1-12) изображается могущество Божие, во второй (ст. 13-19) заключается молитва, чтобы Господь оказал евреям Свое покровительство в предстоящем им странствовании, благополучно довел Свой народ до земли обетования и здесь упокоил его.

Слова первого стиха можно считать главною мыслью, темою всей песни: Израиль воспевает Господа, потому что Он прославился в чудесном поражении сильных врагов. Поэтому мысль стиха не один раз повторяется в песне; Мариам с хором женщин употребляет настоящий стих, как припев (20-21 стихи).

В поражении войска фараона Господь явился помощником и покровителем Своего избранного народа («сей мой Бог»), показал Себя, как Бога патриархов, отцов народа еврейского («Бог отца моего») сильного в бранях (2-3 стихи). Потопив в волнах моря отборное войско фараона, Он показал этим Свою сильную руку (4-7 стихи). Чудесным образом разделив воды моря и погубив в волнах его алчных врагов, которые бросились на беззащитных евреев (8-10 стихи), Господь явно показал Свое могущество и превосходство перед мнимыми языческими богами (11-12 стихи).

Во второй половине песни Моисей выражает твердую уверенность, что Господь введет Свой народ «во обитель святую Свою», то есть в землю обетования (13 стихи). Затем Моисей указывает на то, что окружающие языческие народы слухом о страшном поражении египтян приведены в страх и трепет (14-16 стихи), молит Господа, чтобы страх этот тяготел над ними до тех пор, пока избранный народ не пройдет через владения их. Моисей возносит молитву, чтобы Господь ввел Израиля в землю обетования, поселил и упокоил здесь свой избранный народ и царствовал над ними вечно (17-19 стихи).

Кроме своего исторического значения благодарственная песнь Моисея имеет высший духовно-таинственный смысл. На этот высший смысл песни указывает Святая Православная Церковь, положившая ее в основу первой песни богослужебных канонов, вспоминая, что спасение Израиля и гибель египетского войска в волнах моря предуказывали спасение всего человечества, совершенное Христом Спасителем. В первой песни пасхального канона шествие Израиля в землю обетования так же берется, как прообраз шествия чад новозаветной Церкви от смерти к жизни, от земли к небу под водительством Христа, Бога нашего.

12. Изречение Богом заповедей десятисловия

(Исх. 20, 1-17 стихи)

 

Стихи 2-3

Первая заповедь десятисловия: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов, пред лицем Моим» (по-славянски «Аз есмь Господь Бог твой. Да не будут тебе бози инии разве Мене»). В ней Господь открывает, что существует единый истинный Бог — Иегова (слав. «Господь»), показавший Свое могущество в факте освобождения народа еврейского от египетского рабства, поэтому евреи должны служить Ему одному, не почитая кроме Иеговы («разве Мене») какого-либо другого бога.

Стихи 4-5, 6

Вторая заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на тебе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (по-славянски «Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им»).

Эта заповедь запрещает идолопоклонство в его различных видах, поклонение и служение всяким чувственным изображениям той или другой твари, почитаемой вместо Бога. Впоследствии Моисей, повторяя народу Синайский закон, указывает, что под «кумиром» нужно разуметь изображения, представляющие мужчину или женщину, под изображением того, что «на небе вверху» — изображения птиц, летающих под небесами и светил небесных, под наименованием того, что «на земле внизу» изображения какого-либо скота или гада, в словах «что в воде ниже земли» — изображения рыб (Втор. 4, 16-19).

Стихи 7

Третья заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (по-славянски «Не приемли имене Господа Бога твоего всуе»). Она запрещает напрасное употребление имени Господа. Благоговение перед Богом, Его святостью и величием должно выражаться произнесением имени Божия только тогда, когда это требует необходимость. Господь не оставит без наказания (по-славянски «не очистит») того, кто произносит Его «всуе», то есть не только при какой-либо лжи, но и при всяком пустом, суетном деле или разговоре.

Стихи 8-11

Четвертая заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работый и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (по-славянски: «Помни день субботний, еже святити его; шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый — суббота Господу Богу твоему»). Эта заповедь требует от человека, чтобы он седьмой день недели посвящал Богу, не нарушая священного покоя этого дня никакими работами, давая отдых себе, рабам и даже рабочему скоту. Празднование субботы должно быть напоминанием о творении мира, так как в седьмой день Господь почил от дел Своих и освятил его.

Стих 12

Пятая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (по-славянски: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли»). Определяя обязанности человека к своим ближним, законодатель прежде всего требует почтения к родителям, соединяя эту заповедь с обетованием благ.

Стих 13

Шестая заповедь: «Не убивай» (по-славянски «Не убий») устанавливает неприкосновенность жизни человека. Господь наш Иисус Христос, истолковывая высший смысл и значение шестой заповеди, не ограничивает понимание убийством в собственном смысле. По словам Христа Спасителя, нарушением заповеди являются напрасный гнев и слова укоризны по отношению к ближним (Мф. 5, 17-26).

Стих 14

Седьмою заповедью: «Не прелюбодействуй» (по-славянски «Не прелюбы сотвори») запрещается прелюбодеяние, оскверняющее душевную чистоту и разрушающее семью, основу общественной жизни.

Христос Спаситель пояснил, что человек нарушает эту заповедь и тогда, когда с вожделением смотрит на женщину (Мф. 5, 27-28).

Стих 15

Восьмою заповедью: «Не укради» законодатель усматривает неприкосновенность собственности ближнего, запрещает жизнь за счет трудов другого.

Стих 16

Девятая заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (по-славянски «Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна») запрещает вредить ближнему ложным свидетельством на суде или же вообще ложью вредить ему в обществе.

Стих 17

Десятая заповедь: «Не желай ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его,) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его,) ничего, что есть у ближнего твоего» (по-славянски «Не пожелай жены искренняго твоего: не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего»). Ею запрещаются не только худые дела, но даже желания и помышления, составляющие источник худых дел.

Заповеди, изреченные Богом на Синае, именуются «Десятисловием» или «Декалогом» (Исх. 34, 28; Втор. 14, 13; 10). Все заповеди Десятисловия определяют отношения человека, во-первых, к Богу, и, во-вторых, к ближним. На такое разделение заповедей указал Сам Христос Спаситель, когда на вопрос искушавшего Его законника: «Какая наибольшая заповедь в законе», — ответил, — «возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 35-40, ср. Лк. 10, 25-28).

Стихи 3-8

После получения Моисеем церковных и гражданских законов, изложенных в 20, 22-23 главах, евреи торжественно вступили в завет с Богом. Торжество это состояло в следующем:

Моисей, опустившись с горы, сообщил все полученные им законы народу, который, единогласно выразил готовность исполнять их (ст.З). Затем, записав полученные законы, Моисей на утро другого дня создал под горою алтарь и поставил 12 камней, что указывало на участие в завете всех колен Израиля (4 ст.). На построенном алтаре «юноши» из сынов Израилевых, то есть, по всей вероятности, первенцы, которые по обычаям патриархальных времен и по закону (Исх. 13, 1-2; 11-16) до установления левитского священства, имели право священнодействия — принесли жертвы всесожжения и мирную (слав. «Спасения» — 5 ст.). Моисей же половину жертвенной крови вылил в чашу, а другую — на алтарь (6 ст.). После этого он взял книгу завета, прочел её вслух народу, который единодушно дал обещание исполнять волю Господа (7 ст.) Наконец, Моисей жертвенной кровию окропил весь народ и сказал: «Вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (8 ст.). По дополнительному указанию Апостола, при заключении Синайского завета, кроме тельцов были принесены в жертву козлы, кровь жертвенных животных была соединена с водою, кропление произведено «волною» (шерстью) «червленою» и иссопом и, наконец, окроплен был не народ только, но и книга завета (Евр. 9, 19).

Выясняя значение совершенных священнодействий, Моисей назвал жертвенную кровь кровью завета между Богом и народом. Таким образом, в силу этого великого завета, совершенного при подножии Синая, Израиль выделяется из среды всего человечества, поставляется в особые близкие, сыновние отношения к Богу, делается народом избранным, царством священников, народом святым (Исх. 19, 5-6). Как непременное условие этого завета, со стороны народа требуется точное исполнение заповедей Господа, поэтому самая книга, прочтенная Моисеем вслух, называется книгою Завета (4 и 7 ст.).

Таинственно-прообразовательное значение Синайского Завета выясняется в новозаветном Писании. По объяснению святого апостола Павла, Синайское законодательство указывало на новозаветное законодательство через Христа Спасителя (Евр. 12, 18-29) и Ветхий Завет, заключенный Богом при Синае с плотскими чадами Авраама, был прообразом Нового Завета, заключенного Богом с духовным Израилем (Евр. 8, 8-13; 10, 16-17).

«Просветивый древле Израиля Моисейским законом, — поет Святая Церковь, — просветил еси мир явлением Твоего пришествия, Христе Боже» (тропарь по шестой песни канона 28 июля). При этом кровь жертвенных животных, которою окроплен народ, по Апостолу, прообразовала кровь Христа Спасителя (Евр. 9, 13-14). Поэтому Святая Церковь взывает к новозаветному Израилю — христианам: «Приемли, Израилю, Божие царство и пребывай во тьме и свет велий да узрит, и кроплением да обновятся людие божественная крове» (тропарь по шестой песни канона в неделю Ваий).

Дата: 2019-07-24, просмотров: 288.