Стихи 1-2
Основным содержанием этих стихов является указание на то, что под видом трех странников Аврааму явился Сам Бог: «явился ему Господь…». Явление их усвоено было древней христианской иконографией для выражения тайны Святой Троицы.
21. Рождение Исаака. Седьмое явление Бога Аврааму.
Изгнание Агари с Измаилом (Быт. 21)
Стихи 12
Божие обетование: в «Исааке наречется тебе семя» в ближайшем смысле указывало, что не все плотские потомки Авраама (например, измаильтяне) будут считаться его семенем, потомками Авраама, избранным народом, носителем мессианских обетовании ветхозаветного человечества будет только потомство Исаака. Но этим не ограничивается смысл обетований. Новозаветное откровение в истории Сарры и Агари видит духовный смысл и потому изъясняет эту историю и обетования, связанные с нею, в таинственно-прообразовательном смысле по отношению к Церкви новозаветной.
Святой апостол Павел в четвертой главе послания к Галатам (4-21-31) говорит, что Авраам имел двух сыновей — одного от рабы (Агари), другого от свободной (Сарры). Но рожденный от рабы рожден по плоти, а рожденный от свободной — по обетованию. Сарра, мать Исаака, сына обетования, не раба, а свободная, долгое время прежде неплодная, а потом положившая начало многочисленному потомству, предъизображала собою новозаветную Церковь (Гал. 4, 26). Таким образом, потомками Сарры через Исаака являются сыны Церкви новозаветной — все верующие, во главе с основателем Церкви — Господом Иисусом Христом. В противоположность этому Агарь и родившийся от нее по плоти Измаил предъизображали синагогу иудейскую, находившуюся под рабством ветхозаветного закона, и в более широком смысле — всех не познавших Христа.
Восьмое явление Бога Аврааму (Быт. 22)
Стих 1
Время последнего (восьмого) богоявления Аврааму Бытописатель указывает неопределенно «и было, после сих происшествий». Исаак находился в это время в таком возрасте, что в силах был нести на себе дрова для жертвоприношения. Поэтому можно заключить, что после событий, изложенных в первой половине 21 главы, прошло достаточное время. Одни толковники (предполагают, что Исааку было 12 лет, другие — 25, третьи ¾ 37. Но в возрасте 12 лет он едва ли мог нести тяжелую связку дров для жертвоприношения; когда Исааку было 37 лет, умерла его мать Сарра, о чем повествуется после — (23, 1). Вероятнейшим представляется мнение, что Исаак шел на заклание в том же возрасте, в котором пострадал Иисус Христос, прообразуемый Исааком, то есть 33 лет.
Стихи 2-10
«Земля высокая», куда должен был идти Авраам, в еврейском тексте называется землею Мориа. Под этим именем толковники обыкновенно разумеют ту гору Мориа, на которой впоследствии Соломон построил Иерусалимский храм (2 Пар. 3, 1). Некоторые толковники, разумея под горою Мориа Голгофу, отождествляют место распятия Спасителя с местом жертвоприношения Исаака.
Стихи 11-14
Под ангелом Господним (евр. «Ангел Иеговы») явившемся Аврааму, толковники разумеют Ангела Завета, Второе Лицо Святой Троицы. Слова, которые произносит явившийся патриарху Ангел, показывают в нем лицо Божественное (стихи 12-15, 18).
Сущность, значение и цель великого испытания Авраама подробно и обстоятельно изъясняют Священное Писание и святые отцы и учители Церкви. Сам Бытописатель говорит, что необыкновенным повелением, данным патриарху, Бог «искушал Авраама» (1 стих). Конечно, искушение это было нужно не для Бога, Который, как Всеведущий, знал, что патриарх выйдет победителем из предстоящего ему искушения, но для самого Авраама и для всех последующих поколений. По отношению к самому Аврааму настоящее искушение имело своею целью укрепить веру патриарха. Силу и значение глубокой веры Авраама выясняет святой апостол Павел, когда говорит: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака, и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11, 17-19). Но, по апостолу Иакову, «вера без дел мертва», и потому Авраам оправдался от дел «возложив на жертвенник Исаака, сына своего». «Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства» (Иак. 2, 20-22).
С другой стороны, пример Авраама имел важное значение для всех последующих поколений, которым в великом самоотверженном подвиге патриарха указан достойный подражания пример (14 стих). Наконец, искушение Авраама имело и глубокое прообразовательное значение: в жертве Исаака Господь предуказал великую голгофскую жертву. Подобно тому, как Авраам не пощадил ради Господа сына своего возлюбленного (12 стих), так Сам Господь «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим. 8, 32, ср. Ин. 3, 16). По святому апостолу Павлу Авраам при жертвоприношении Исаака думал «что Бог силен и из мертвых воскресить. Почему и получил его в предзнаменование» (Евр. 11, 19), то есть получил его как прообраз воскресения Христа Спасителя, последовавшего после Его искупительной смерти. Поэтому Исаак, приносимый в жертву, по словам церковной песни — был образом Христовой смерти (тропарь по шестой песни канона, в неделю праотцев). «Авраам же, жряше сына, предвоображал заклание вся содержащего» (тропарь по шестой песни канона 2 января). При таком общем прообразовательном значении жертвоприношения Исаака, по толкованию святых отцов и учителей Церкви, и частные обстоятельства, сопровождавшие это событие, имели прообразовательное значение по отношению ко Христу Спасителю. Именно Исаак исходит из дома отца к месту, назначенному Богом для жертвоприношения. Иисусу Христу надлежало выйти из Иерусалима и пострадать вне врат его (Евр. 13, 12); Исаак нес на себе древо для жертвы, Христос нес орудие Своей смерти — крест. В том обстоятельстве, что вместо Исаака принесен был овен, предуказывало страдание Христа только по человечеству. Его тридневное воскресение предуказывалось тем, что Исаак вернулся живым на третий день.
Стихи 15-19
Настоящее обетование есть повторение и заключение всех обетовании, бывших Аврааму, и потому отличается особенною торжественностью. Обетование о семени, через которое все человечество получит благословение, относится к явлению в мир Христа Спасителя, искупившего человечество.
Всех богоявлений и откровений Божиих Аврааму было восемь:
Первое, в Уре Халдейском, когда Господь повелел Аврааму оставить свое отечество (Быт. 12, 1-3).
Второе, в Сихеме, где Господь объявил Аврааму, что эта земля будет принадлежать ему. Здесь был первый жертвенник Авраамов (Быт. 12, 7).
Третье, около Вефиля, по разлучении Авраама с Лотом (Быт. 13,3,14).
Четвертое, в ночном видении, когда Авраам вступил в завет с Богом (Быт. 15).
Пятое, при котором Авраам и Сарра получили новые имена и установлено обрезание (Быт. 17, 1-21).
Шестое, когда Авраам принял трех странников и узнал о гибели Содома (Быт. 18).
Седьмое, бывшее по случаю изгнания Агари и Измаила (Быт. 21).
Восьмое, при жертвоприношении Исаака (Быт. 22).
Исав и Иаков (Быт. 25)
Два сына Исаака — Исав и Иаков явились родоночальниками двух народов ¾ идумеев или эдомитян и израильтян или евреев. Несмотря на быстрый рост потомства Исава, младший народ — потомки Иакова — вскоре превзошел своих братьев и поработил их себе. Окончательно идумеи были подчинены Иоанном Гирканом (за 120 лет до Р.Х.), который заставил их принять обрезание. Тем самым идумеи подчинились евреям не только в политическом, но и религиозно-нравственном отношении. С этого времени имя идумеев, как отдельного народа, исчезает из истории.
В высшем духовно-таинственном смысле судьбы потомков Иакова и Исава имели, по толкованию Апостола, прообразовательное значение. Они предсказывали судьбу двух народов — иудеев, плотских потомков Исаака и христиан — верующих из всех народов. Исав, которому по первородству принадлежали особые преимущества, прообразовал евреев, которым, как Богоизбранному народу, принадлежали великие блага «всыновление и слава, и заветы, и законоположение, и служение, и обетование, от них произошел по плоти и Искупитель человечества» (Рим. 9, 4-5), Иаков был прообразом язычников. Но несмотря на это, евреи не наследовали великих благ обетований, данных их отцам.
Вместо плотского Израиля в Церковь Христову были призваны верующие из всех народов. Это отвержение плотских потомков Авраама и избрание духовного Израиля и предуказано было в обстоятельствах рождения Ревеккою Исава и Иакова. Это избрание одного и отвержение другого, спасение человека вообще, зависит от божественного предопределения, которое основывается на предвидении и правосудии Господа.
Стихи 12-15
Видение Иаковом таинственной лестницы можно рассматривать прежде всего в ближайшем значении по отношению к самому Иакову и затем в духовном или таинственно-прообразовательном смысле по отношению к божественному устроению спасения человеческого рода.
По отношению к Иакову, оставившему отеческий дом, окруженному чуждыми народами, идущему в отдаленную землю, таинственное видение показывало, что Иаков не оставлен без покровительства, что Господь бодрствует над одиноким странником, охраняет его через Своих ангелов.
Поэтому Господь ободряет Иакова, обещая ему Свое покровительство во всей его последующей жизни и благополучное возвращение в землю обетованную.
В общем же плане божественного домостроительства о спасении человечества видение Иакова поясняло и дополняло прежние обетования об Искупителе. Оно предуказывало, что несмотря на отпадение человека от Бога, Господь бодрствует над падшим человечеством, что Бог, промышляя о человеке, невидимо посылает на землю ангелов для служения людям, ищущим спасения (Евр. 1, 14), и что в определенное время Сам Господь сойдет на землю. Своим схождением и воплощением в потомстве Авраама, Исаака, Иакова Господь соединит небо с землею, падшее человечество примирит с Богом. Сам Христос Спаситель засвидетельствовал исполнение прообразовательного видения Иакова на Себе, когда сказал Нафанаилу, а в лице его всем апостолам «отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1, 51). Словами этими Спаситель выразил ту мысль, что соединение неба с землею, предуказанное в видении Иакову, вполне осуществлялось теперь, с пришествием на землю Сына Человеческого, Второго Лица Святой Троицы. Отсюда лестница, указывавшая на пришествие Сына Божия, по толкованию Церкви, проооразовала Матерь Божию Деву Марию, чрез Которую совершилось воплощение Христа Спасителя. Поэтому Церковь в своих песнопениях прославляет Богоматерь, как Лестницу «юже Иаков виде, по ней же сниде Бог, вознеся нас» (тропарь по третьей песне канона в четверг утром, третий глас).
Лестницею Богоматерь, по объяснению церковных песней, именуется потому, что чрез Нее «воистину нам Бог споживе схождением божественным и живот подаде человеком» (тропарь по пятой песни канона в пятницу утром, шестой глас). Поэтому повествование о видении Иаковом таинственной лестницы полагается Православною Церковью как паремийное чтение в богородичные праздники (вместе с чтениями из книг Притч. 9, 1-11 — о Премудрости и пророка Иезекииля 44, 1- 4 ¾ о вратах затворенных).
Обетования, которые изрекает Господь в первый раз Иакову, уже неоднократно изречены были его отцу и деду. Это — обетования о наследовании Иаковым и его потомками земли Ханаанской, о многочисленности его потомства и о благословении через семя патриарха всех народов земли.
Стихи 16-22
Проснувшись, Иаков засвидетельствовал, что Господь показал Свое особенное присутствие на месте бывшего ему видения; с благоговейным страхом патриарх сказал, что здесь Дом Божий и врата небесные, то есть здесь Бог особым образом явил Свое присутствие подобно тому, как дом (дворец) царя и ворота города (где в древности производился суд), явились обычным местом присутствия царя. Памятником бывшего ему богоявления Иаков поставил камень, служивший ему изголовьем, возлил на него елей, служивший символом милости и благодати Божией и дал имя этому месту Вефиль, что значит дом Божий. По смыслу обета, произнесенного при этом Иаковом, камень, поставленный им, должен быть для Него домом Божиим, то есть местом священным — храмом. Кроме этого, по тому же обету Иаков обещал посвятить Богу десятую часть своего имущества. Можно думать, что десятина, посвящавшаяся в подзаконные времена скинии, в патриархальное время употреблялась на дела благотворительности (ср. Втор. 14, 28-29).
Возвращаясь на родину после многолетнего пребывания у Лавана, Иакова берегу потока Иавок в уединении вознес молитву Богу о спасении от предстоящих опасностей. Здесь ночью ему явился Некто, боровшийся с ним до зари (24 стих). Видя как бы невозможность побороть Иакова, он повредил бедро патриарха, и последний его не хотел отпускать, пока тот не даст ему благословения (25-26 стихи).
Тогда таинственный борец дает патриарху новое имя и объясняет значение этого имени (27-28 стихи). На вопрос же Иакова о его имени, он ответил, что его не нужно знать патриарху, и после сего благословил Иакова (29 стих). Знаменательное событие, совершившееся на берегу потока Иавока, патриарх увековечил именем, которое он дал месту таинственной борьбы (30 стих). Для самого Иакова памятником таинственной борьбы осталась его хромота, а для потомков патриарха событие это увековечилось обычаем не есть жилы животного при бедре (31-32 стихи).
Стих 24
По ясному указанию Писания с Иаковом боролся Сам Бог. На это указывает — во-первых, имя, данное патриарху — Израиль, что означает «богоборец». Далее сам Иаков дает месту таинственной борьбы наименование «Пенуэл» (слав. «вид Божий»), что значит лицо Божие, указывая этим на то, что он находился в особенном близком общении с Богом и остался жив: «я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» (30). Значение же таинственной борьбы для самого Иакова выясняется словами: «ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Этими словами внушалось Иакову, что беспокойство его напрасно, что боязнь его пред братом не имеет оснований, что Иаков в силах одолеть врага. Таким образом, молитва Иакова, некогда хитростию предвосхитившего права первородства, принадлежавшие Исаву (25, 29-34; 27, 1-40), склонила божественное правосудие на милость. Иаков своею верою, молитвою и упованием на божественное милосердие как бы победил гнев Божий.
Этим указывалось, что чистосердечное раскаяние и молитва всегда могут склонить гнев Божий на милость. В этом отношении борьба Иакова с Богом, по мнению святых отцов и учителей Церкви, имела таинственное значение, прообразуя великое таинство искупления человечества, предуказывая, что настанет некогда время, когда божественное правосудие преклонится на милость к падшему человеку и человечество примирится с Богом через Христа Спасителя.
При таком общем значении борьба Иакова с Богом и частные обстоятельства, сопровождавшие ее, имели прообразовательное значение. Подобно Иакову, уединившемуся для молитвы, и Христос Спаситель пред Своими страданиями отделился от учеников для молитвы, в которой просил Отца Небесного, да мимо идет от Него чаша страданий. Подобно Иакову, боровшемуся ночью с Богом, Иисус Христос имел молитвенное борение с правосудным гневом Божиим за грехи человечества, которые он подъял на Себя и за которые Он должен был умереть. Но как Иаков мужественно выдерживал борьбу с Богом, так и Христос с мужеством совершил подвиг страдания: во время борьбы бедро Иакова было повреждено, так и Христос после перенесения искупительного подвига имел на теле Своем язвы страданий.
Стихи 25-32
Божественный борец, конечно, с намерением не одолевает Иакова, чтобы дать борьбе то таинственное значение, которое Господу было благоугодно соединить с нею. Но при этом Господь повреждает сустав бедра патриарха. Это нужно было для уверения Иакова в том, что борьба, вынесенная им, была действительным событием. А в то же время это указывало, что Иаков не должен был превозноситься и приписывать себе победу. Словами «отпусти Меня» Господь выражает ту мысль, что Иаков достаточно укреплен для перенесения предстоящих ему испытаний. Но Иаков уже видел в таинственном борце необыкновенного человека и потому просит его благословения.
По словам пророка Осии, благочестивый патриарх плакал и умолял Господа об этом благословении (12, 4). Благословляя Иакова, Господь дает ему новое имя «Израиль», то есть Богоборец. Это имя должно было указывать на ту борьбу, которую патриарх вынес. Вместе с тем, оно должно было подкреплять его в последующей деятельности, в духовно-нравственной борьбе с искушениями. Господь давал понять, что при божественном снисхождении человеку даются неограниченные благодатные силы для спасения.
Вопрос Иакова об имени таинственного борца нельзя понимать в том смысле, что патриарх совершенно не представлял, с кем он имеет дело: ниже (ст. 30) сам Иаков называет таинственного борца Богом и месту борьбы дает наименование Пенуэл — Лицо Божие. Слова патриарха, выражая прежде всего желание, чтобы Господь полнее явил ему Себя и Свое божеское существо, в то же время заключали в себе просьбу, чтобы Господь обстоятельнее раскрыл ему великую тайну Своего милостивого отношения к грешному человечеству в деле искупления. Но так как для человека вообще невозможно совершенное познание божественной сущности, а тайна искупления для ветхозаветного человека была открыта под образами, то Господь не дает ответа на пытливый вопрос Иакова. Своими словами: «на что ты спрашиваешь о имени Моем? (оно чудно)» (21, 1). Господь внушает Иакову, что желание его не может быть удовлетворено, что он уже достаточно укреплен для встречи с братом и потому должен довольствоваться тем, что открыто ему, не проникая в то, что человеку знать еще невозможно.
О самом благословении, которое Господь преподал Иакову, в Писании выражается неопределенно «и благословил его там». Несомненно, что это было то благословение, которое Господь неоднократно изрекал Аврааму, Исааку и самому Иакову — благословение, которое вместе с материальными благами давало патриарху великие духовные блага.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 324.