Сущность и нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Все организации, осуществляющие свою деятельность, занимаются формированием расчетных и финансовых взаимодействий с различными контрагентами, которыми бывают юридические или физические лица, и которые оплачивают своими финансовыми средствами приобретенную услугу или товар. Подобные расчетные отношения формируются с покупателями или заказчиками.

Покупателем является лицо (физическое либо юридическое), производящее покупку продукции или услуг за некоторую плату в денежном эквиваленте [36, с. 60].

Заказчик — лицо, которому фирма оказывает свои услуги или продает свой продукт. Перед началом продажи продукции может оформляться счет-заказ, который не носит обязательного характера [44, с. 483].

Для обеспечения защиты интересов клиентов, нужно составить договор, который является основой при расчетах с покупателями и заказчиками. Действие договора начинается после его подписания обеими сторонами.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками проводится при помощи оформления документации по бухгалтерским операциям и при финансовых расчетах с контрагентами.

Вовремя проведенные и верные расчеты с клиентами оказывают большой эффект на быстрый оборот и поступление финансовых средств [23, с. 29].

К основным задачам учета расчетов с покупателями и заказчиками относятся:

— движение финансовых средств в компании, которое происходит планомерно и в оптимальных размерах;

— контроль использования финансов, которые зависят от их назначения;

— ежедневное контролирование движения финансовых ресурсов, и правильность их хранения в кассе;

— обязательное и верное ведение взаиморасчетов с клиентами;

— правильное использование системы расчетов, которые предусмотрены соглашениями с покупателями и заказчиками;

— периодическая сверка по расчетам с контрагентами на предмет обнаружения задолженности;

— осуществление контроля по уплате платежей по авансам [46, с. 121].

Учет расчетов с покупателями и заказчиками, характеризует эффективность применяемой расчетно-кредитной политики с контрагентами предприятия. Это отгрузка по предоплате и по факту, с рассрочкой платежа или по бартеру. Многообразие вариантов не денежных форм, а также наличных и безналичных расчетов с покупателями автоматически закладывает в себе определенные риски по нарушению сроков оплаты, возникновению просроченных и безнадежных долгов. В некоторых случаях это допустимо, и требует соответствующего платежно-финансового контроля, в некоторых — неизбежно, и приводит к негативным последствиям в виде судебных исков к недобросовестным партнерам.

В современном мире юридические и физические лица, в ходе совершения хозяйственной деятельности, опираются на действующие нормативно-правовые акты. Все экономические субъекты в соответствии с законодательством обязаны вести бухгалтерский учет [39, с. 752].

Бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, а также составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности [3].

Каждое предприятие в ходе хозяйственной деятельности осуществляет расчеты с поставщиками и (или) покупателями. В современном мире с развитием рыночных отношений появились разные формы расчетов, которые могут изменяться в зависимости от специфики деятельности, финансового положения организации, ее целей и задач, а также других условий. У предприятия при приобретении товарно-материальных ценностей появляются расчетные обязательства перед поставщиками [20, с. 107]. Для погашения данных обязательств используют две формы расчетов: в безналичном порядке или наличными денежными средствами, если иное не установлено законом. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями регулируется законодательными актами РФ.

В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней. Основные документы, регулирующие бухгалтерский учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отражены в таблице 1.

 

Таблица 1 — Перечень нормативных актов, на основании которых организуется бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками [37, с. 557]

Название документа Дата и номер утверждения Примечание

Первый уровень нормативного регулирования

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) 30.11.94 г. № 51-ФЗ Регулирует порядок перехода права собственности на продукцию, порядок заключения договоров купли-продажи
Налоговый кодекс Российской Федерации 31.07.1998 г. № 146-ФЗ Регулирует налогообложение расчетов с дебиторами и кредиторами
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» 06.12.2011 г. № 402-ФЗ Устанавливает все основные требования и допущения бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами

Второй уровень нормативного регулирования

Приказ Минфина России «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» 29.07.98 г. № 34н   Устанавливает требования и принципы ведения учета расчетов с дебиторами и кредиторами

Продолжение таблицы 1

Название документа Дата и номер утверждения Примечание

Третий уровень нормативного регулирования

Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» 31.10.2000 г. № 94н   Предусматривает синтетические счета для учета расчетов с дебиторами и кредиторами
Приказ Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» 13.06.95 г. № 49   Устанавливают требования к порядку проведения инвентаризации расчетов
Учетная политика предприятия   Устанавливается предприятием Устанавливает порядок списания просроченной дебиторской задолженности: за счет резерва по сомнительным долгам; без формирования резерва

 

Гражданский кодекс Российской Федерации [1] — один из основных документов, которые регламентируют учет расчетов в России. В соответствии с ГК РФ все расчеты, которые осуществляются между контрагентами за поставленную продукцию, оказанные услуги и выполненные работы, на основании заключенных договоров. Существуют различные виды договоров, которые также закреплены в ГК РФ. Кроме того, в данном законодательном акте в соответствии с договором предусмотрен порядок перехода права собственности и отгрузки продукции покупателю.

Гражданский кодекс РФ закрепляет:

— срок исковой давности (срок взыскания дебиторской задолженности), который составляет три года, по истечении которого задолженность списывается;

— наличие залога, который поставщик может прописать в договоре за отгруженную продукцию, предметом которого может быть имущество, включая имущественные права и вещи; если покупатель не выполняет своих обязательств, то может быть обращено взыскание на предмет залога в соответствии с порядком, установленном в договоре, если иное не предусмотрено законом.

Налоговый кодекс Российской Федерации [2] регламентирует налогообложение между покупателями и поставщиками.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ [3] утверждает правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии. В соответствии с данным нормативным документом все хозяйственные операции подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета на основании первичных документов, который оформляется в результате совершения той или иной хозяйственной операции.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н [4], устанавливает порядок организации и ведения бухгалтерского учета, формирование и представления отчетности экономическими субъектами. Также данный документ регламентирует взаимоотношения экономического субъекта с пользователями бухгалтерской информации.

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» [5] закрепляет определение доходов и их классификацию, а также устанавливает момент признания доходов организации от продажи продукции, оказания услуг и выполнения работ.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» закрепляет определение расходов и их классификацию, а также регулирует момент признания расходов при приобретении товаров у поставщиков [6].

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению устанавливает ведение синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и покупателями. Данный документ регламентирует синтетический и аналитический учет резерва по сомнительным долгам [7].

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств закрепляют порядок проведения и оформление результатов инвентаризации расчетов с поставщиками и покупателями [8].

Положение о правилах осуществления перевода денежных средств закрепляет правила перевода денежных средств при расчетах с контрагентами, с использованием различных форм расчетов [9].

Организации соблюдают не только нормативно-правовые акты Российской Федерации в части бухгалтерского учета, но и стандарты, разработанные самим экономическим субъектом. К данным стандартам относят: устав и учетную политику организации, положение о бухгалтерии и др. Устав закрепляет основные правовые аспекты деятельности организации.

В учетной политике организации закрепляются основные аспекты ведения бухгалтерского учета, налогового учета и их особенности с учетом специфики деятельности организации. В учетной политике организации утверждается создание резервов по сомнительным долгам, в части расчетов с покупателями [38, с. 12].

Организация в ходе своей хозяйственной деятельности обязана организовывать и осуществлять свою деятельность на основании действующих законодательных нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с поставщиками и покупателями позволяет организации грамотно вести бухгалтерский учет и составлять на его основе бухгалтерскую финансовую отчетность.

1.2 Документальное оформление операций по расчетам с покупателями и заказчиками

 

Для достоверного обобщения информации в рамках взаимоотношений по реализованным товарам, продукции, другим товарно-материальным ценностям или оказанным услугам необходим учет расчетов с покупателями и заказчиками. Основные нюансы выполнения обязательств закрепляются в договорах, а исполнение/неисполнение условий по оплате и отгрузке ведет к возникновению дебиторской или кредиторской задолженности.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками, кратко говоря, характеризует эффективность применяемой расчетно-кредитной политики с контрагентами предприятия. Это отгрузка по предоплате и по факту, с рассрочкой платежа или по бартеру.

Многообразие вариантов неденежных форм, а также наличных и безналичных расчетов с покупателями автоматически закладывает в себе определенные риски по нарушению сроков оплаты, возникновению просроченных и безнадежных долгов. В некоторых случаях это допустимо, и требует соответствующего платежно-финансового контроля, в некоторых — неизбежно, и приводит к негативным последствиям в виде судебных исков к недобросовестным партнерам [24, с. 310].

Финансовое положение и стабильность компании напрямую зависят от величины дебиторских и кредиторских обязательств, а совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками является неотъемлемой частью управленческих задач. Постоянный мониторинг долгов необходим для наличия ясной картины о положении дел в организации:

— наличие большой величины дебиторской задолженности ведет к неразумному кредитованию покупателей и может стать причиной оттока средств. Это в свою очередь обуславливает невозможность предприятия вовремя рассчитываться перед кредиторами и погашать собственные долги;

— наличие высокой доли кредиторской задолженности говорит о регулярном невыполнении поставщиком своих обязательств по отгрузке товаров/продукции, выполнению услуг или показывает правовые особенности по переходу права собственности, закрепленные в договоре [48, с. 142].

Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками включает формирование достоверной и своевременной информации; соблюдение общепринятых форм договоров, первичной документации по совершаемым сделкам; контроль по имеющимся обязательствам; выполнение регулярной сверки с контрагентами.

Обобщение данных по расчетам с покупателями производится с помощью активно-пассивного счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Аналитика ведется в разрезе каждого контрагента, договора, сделки. Дополнительно возможна классификация по форме оплаты, сроку платежа, наличию вексельных обязательств, другому критерию, существенному для предприятия.

Отражение расчетов с покупателями в активе или пассиве баланса зависит от вида задолженности — дебиторской (подлежит внесению в актив) или кредиторской (необходимо записать в пассив). Записи по дебету счета 62 производятся в корреспонденции со счетами продаж — 90, 91 на суммы выручки и показывают факт перехода права собственности к контрагенту, формируя дебиторскую задолженность. Записи по кредиту счета 62 производятся в корреспонденции со счетами, предназначенными для отражения денежных средств, — 50, 51, 52, 55, 60 и образуют кредиторскую задолженность, отображая размер оплаты [21, с. 53].

Счет 62 может иметь следующие субсчета:

— по расчетам в общем порядке — 62.1;

— по расчетам с предприятиями в части авансов — 62.2;

— по расчетам в части векселей — 62.3;

— по расчетам в части валюты — 62.21-62.22, 62.31-62.32;

— по розничным расчетам — 62.Р;

— по прочим расчетам — устанавливаются компанией самостоятельно.

В таблице 2 представлены типовые проводки учета расчетов с покупателями и заказчиками.

 

Таблица 2 — Типовые проводки учета расчетов с покупателями и заказчиками [27, с. 99]

Хозяйственная операция Дт Кт
Отгружены товары покупателю 62.1 90.1
Выделен НДС 90.3 68
Поступили деньги в оплату за товары на расчетный счет 51 62
Поступила предоплата в счет будущей поставки товара 51 62.2
Поступила на расчетный валютный счет оплата за экспортную отгрузку 52 62
Рассчитан НДС с предоплаты 76АВ 68.2
Выполнена реализация имущества 62 91.1
Зачтена в оплату полученная ранее предоплата 62.2 62.1
Погашение долга покупателя в счет созданного резерва по сомнительным долгам 63 62

Продолжение таблицы 2

Хозяйственная операция Дт Кт
Проведен зачет встречных требований по договору 60 62
Возвращен излишний аванс покупателю 62.2 51
Начислены положительные/отрицательные курсовые разницы 62 91.2

 

Правила расчетов с покупателями требуют, чтобы аналитический учет велся в разрезе:

— расчетных документов, срок исполнения которых пока не наступил;

— расчетных документов, срок исполнения которых просрочены;

— полученных авансов;

— векселей — с ненаступившим сроком погашения, дисконтированным в банковском учреждении, не оплаченным в срок [15, с. 140].

Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками ведется на основании оправдательных первичных документов.

Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками зависит от особенностей и порядка расчетов с покупателями, от того наличный или безналичный расчет с покупателями производится [26, с. 201].

Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на основании первичных документов:

— счет-фактура, используется для полного налогового учёта НДС на предприятиях-налогоплательщиках;

— накладная, документ, который предназначен для бухгалтерского учета, создание которого позволяет оформить операции по отпуску и приему товарно-материальных ценностей;

— товарно-транспортная накладная, предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом;

— акт выполненных работ, предназначен для отражения в учете реализации работ и услуг;

— платежные поручения;

— квитанции приходного кассового ордера [21, с. 76].

К примеру, правила расчета с покупателями за наличный расчет, требуют выдачи им лишь чеков ККТ, а при расчетах за поставленные товары организаций между собой составляются товарные накладные и, если операция облагается НДС, счета-фактуры.

Основание к отгрузке готовой продукции покупа­телям либо отпуска со склада — это приказы-накладные маркетингового отдела предприятия, в которые включены 2 документа: приказ складу, а также накладная на отпуск.

Приказ-накладную оформляют в 2-х экземплярах:

— один передают экспедитору в целях указания числа на­правляемых мест, суммы оплаченного ж/д тарифа за транспортировку продукции до станции покупателя;

— второй экземпляр оставляют кладовщику, по нему в кар­точках складского учета проставляют количество отпу­щенной продукции, затем документ передают бухгалтеру [19, с. 48].

На основе приказа-накладной, а также квитанции транс­портной компании бухгалтерия выписывает платежное требование для расчетов с покупателями через банковское учреждение и счет-­фактуру.

На основе счета-фактуры осуществляется начисление НДС, подлежащего уплате в бюджет. Покупателю продукции (услуг, работ) счет-фактура требуется в целях возме­щения НДС из бюджета.

Продавцы ведут учет счетов-фактур, выставленных покупателям в порядке хронологии, а покупатели — номеров их поступления [28, с. 307].

Счета-фактуры, которые составил продавец, регистриру­ют в книге продаж. Их нужно составлять в отно­шении всех товаров (услуг, работ), которые подлежат об­ложению НДС, в том числе по ставке 0%, и освобождены ­от налогообложения.

Одновременно с этим постав­щик выписывает счет-фактуру (в двух экземплярах) на фактическую отгрузку и записывает его в книгу продаж [11, с. 202].

Данные платежных требований ежедневно записываются в ведомости учета реализации продукции (работ, услуг).

В современных условиях совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками сводится преимущественно к повышению оперативности данных о расчетах с покупателями и ускорения обмена документами между контрагентами. Один из элементов развития системы расчетов с покупателями — внедрение электронного документооборота.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 334.