В более широком смысле контрперенос лучше всего может быть понят как проявление нежелания терапевта узнать или усвоить что-то новое о самом себе. Это может быть и отражением склонности не обращать внимания на определенные грани самого себя и оставлять нерешенными внутренние психологические проблемы. Подобные мощные контрсилы порой вызывают у терапевта достаточно враждебное отношение к пациенту. Такая враждебность, явная или скрытая, проявляется в ошибочных действиях или оценках, иррациональной «дружелюбности» или столь же иррациональных неприязни или гневе.
Все реакции контрпереноса, по Зингеру, могут быть грубо разбиты на три категории (Singer, 1970):
• реакции иррациональной «доброты» и «заботы»,
• реакции иррациональной враждебности по отношению к пациенту,
• тревожные реакции терапевта из-за пациента.
Все эти реакции могут проявляться как в обычной жизни, так и в снах или фантазиях терапевта.
Контрперенос не следует считать исключительно негативным явлением. Он становится таковым и начинает отрицательно влиять на ход терапии только в случае, если распознан и обработан некорректно. Целью терапии терапевта является не устранение любой возможности появления контрпереноса, но скорее обучение терапевта тому, как осознавать свои реакции и зрело с ними обращаться.
Иногда эти реакции, если изучить их достаточно объективно, могут привести к более глубокому пониманию пациента и дать о нем дополнительную информацию. Если терапевт замечает свои реакции и анализирует их, то он может осознать, какие именно из действий или слов пациента продуцируют контрперенос. До этого терапевт мог и не осознавать многого из того, что сообщал или пытался сообщить ему пациент. Вместо того чтобы слушать, он мог реагировать, – например, страданием от контрпереносной реакции (Chessick, 1985b). В этом смысле контрперенос, так же как и перенос, нередко воспринимается как сопротивление воспоминанию или вскрытию проблемы. Анализ контрпереноса в психотерапии приносит нам больше знания и понимания того материала, который до этого терапевтом не воспринимался.
Интерпретация - основной вид деятельности аналитика во время лечения, процесс, в ходе которого аналитик словами выражает то, что он понял в психической жизни пациента. Понимание основывается на описании пациентом своих воспоминаний, фантазий, желаний, страхов и других элементов психического конфликта, прежде им не осознававшихся либо осознававшихся неполно, неточно или в искаженной форме. Интерпретация основывается также на наблюдениях за тем, как пациент искажает отношения с аналитиком, чтобы встретиться с бессознательными потребностями и оживить прошлые переживания.
Генетическая интерпретация связывает и соотносит чувства, мысли, конфликты и поведение в настоящем с их историческими предшественниками, часто обращаясь к раннему детству. Реконструкция, являясь частью генетической интерпретации, представляет собой "сборку" информации о психологически значимых ранних переживаниях. Эта информация извлекается из сновидений, свободных ассоциаций, трансферентных искажений и других источников аналитических данных. Динамическая интерпретация направлена на прояснение конфликтующих психических тенденций, проявляющихся в поведении, чувствах и других формах психической деятельности. Интерпретация переноса раскрывает и объясняет искажения психоаналитических взаимоотношений, основанные но смещении на фигуру аналитика чувств, установок и способов поведения, изначально относившихся к значимым фигурам из прошлого пациента, обычно к родителям, братьям и сестрам.
Аналогическоя интерпретация, обычно предполагающая материал сновидений, раскрывает и проясняет абстрактные идеи, которые из-за сложности их непосредственной репрезентации в психических образах представлены в аллегорической форме материалом, до некоторой степени свободно соотносимым с абстрактными мыслями.
Интерпретация обычно предполагает дополнения и изменения со стороны аналитика и пациента по мере появления нового материала. Процесс интерпретации позволяет пациенту понять свою прошлую и настоящую внутреннюю жизнь по-новому, менее искаженно и более полно, что дает возможность изменения чувств, установок и поведения.
Снижение сопротивления— важнейшая задача в работе психолога, так как от уровня сопротивления клиента зависит результативность всего процесса консультирования, поэтому консультант должен уметь обращаться с этим феноменом. У каждого консультанта в процессе своей практики вырабатываются индивидуальные техники и способы работы с сопротивлением клиента. Любой клиент уникален, и консультант должен уметь быть гибким и использовать широкий набор техник и методов работы с сопротивлением каждого конкретного клиента.
Все же существует ряд универсальных способов обхождения с сопротивлением клиента:
• осознание причин сопротивления клиента, то есть консультант должен уметь осознавать возможные внешние причины сопротивления клиента, которые могут быть вызваны методами и действиями самого консультанта;
• пренебрежение проявлением сопротивления, то есть консультант замечает наличие у клиента сопротивления, но в первую очередь оценивает уровень этого сопротивления и, игнорируя симптомы, остается внимательным по отношению к его динамике, а также пытается определить, как функционирует система защиты клиента;
• уменьшение эмоционального влияния беседы через смещение акцентов на рациональном уровне диалога, например анализ результатов тестов;
• снижение темпа консультативного процесса за счет изменения его невербальных составляющих, нейтральных сопутствующих дел, например курения или чаепития;
• юмор, шутка, но это необходимо делать осторожно и использовать нейтральные темы, чтобы не усилить сопротивления клиента, так как неуместная шутка может задеть клиента, показать его в своих глазах в невыгодном свете и т. п.;
• поддержка и выражение принятия;
• временное отвлечение от болезненной темы с последующим возвращением к ее обсуждению с помощью смены "знака" чувств у клиента или обращением к интеллектуализации;
• отражение консультантом чувств клиента, которые были вызваны его сопротивлением, например чувства вины, и этот метод подходит для работы на ранних стадиях консультирования;
• прямые манипуляции, применяемые консультантом в ситуации, когда клиент осознает свое сопротивление, при условии хорошо налаженного контакта между консультантом и клиентом и на более поздних этапах терапевтического процесса;
• интерпретация сопротивления, применяемая также на поздних стадиях консультирования и предполагающая прямое объяснение консультантом факта и причин сопротивления клиента и имеющая целью принятие клиентом своего сопротивления и выработку толерантности к воздействиям консультанта;
• направление к другому специалисту, если консультант не чувствует личной готовности к работе с таким глубоким личностным уровнем клиента.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 172.