Биографический метод как эмпирический метод в классификации Б.Г. Ананьева (наряду с экспериментальным, обсервационным).
«Биографический метод - собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности» - Б.Г. Ананьев.
Объект БМ в психологии- жизненный путь личности (исследуется также в философии, культурологи, этнографии, антропологии). Данные о личностно-биографических структурах (характер, самосознание, направленность личности, талант, жизненный опыт, ценностные ориентации и т.д.).
Предмет- психические феномены, механизмы и закономерности, регулирующие процесс построения личность жизненного пути.
Общая психология и психология развития- периодизация психического развития, динамика психических функций, динамика возрастных особенностей человека, общая удовлетворенность жизнью, акмеологические и геронтопсихологические закономерности, психологическое время и психологический возраст личности.
Социальная психология– образ жизни личности, роль социальных факторов в детерминации жизненного пути личности, концепции событийных групп.
Психология личности– ценностные ориентации, жизненные планы и программы, смысл и стиль жизни.
БМ обращен к жизненным проблемам человека: экзистенциальные неврозы, жизненная депрессия, тревога за будущее, смыслоутрата, личностный инфантилизм, несформированность личностных ценностей, деструктивность жизненных сценариев т.д.
БМ как методологический принцип изучения личности (история, развитие, становление) - биографический подход.
История становления биографического метода
Жизнеописание замечательных людей(Специальный жанр, недостатки: идеология авторов, тенденциозное искажение фактов, низкая достоверность).
История (источниковедение)— изучение истории через характерные единичные случаи.
Литературоведение- изучение творческой индивидуальности писателя.
Социология- метод изучения документoв (письма, дневники, мемуары т.д.).
Становление биографического метода в психологии
Н.А. Рыбников– психологическое изучение биографий людей (1918, 1929 гг.).
Г. Оллпорт - обобщил опыт психологического биографирования людей (1942 г.).
Ш. Бюлер- гуманистическая психология, идеографический подход, анализ биографий, анализ событий
3. Фрейд, Э. Эриксон- психоанализ, изучение событий раннего детства человека. Яркие психобиографические исследования.
Г. Томе- исследовал техники жизни, жизненные стили личности, биографические описания циклов жизни.
Н.А. Логинова- обобщила опыт биографических исследований, развивала идеи Б.Г. Ананьева, разработала процедуру биографического исследования в целях психодиагностики индивидуальности. Процедура последовательного углубления в предмет - от внешних к психологическим фактам.
А.А. Кроник- разработал каузометрический метод.
Биографический метод в свете идей Б.Г. Ананьева
Основные идеи Б.Г. Ананьева.
Динамический подходк исследованию жизненного пути личности.
Генетический принцип- интерпретация всего материала биографического исследования в характеристиках развития (фазы, этапы, периоды, стадии, критические моменты становления личности).
Принцип комплексности- онтопсихология (синтетическое человековедение - изучение человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности в едином жизненном цикле). Монографическое исследование.
Психологическое исследование социального бытия личности- история человека как частицы эпохи, общие законы развития жизненного пути в историческом времени зависимость фаз «кульминации» и «финиша» от «старта», Отражение биографии в субъективном мире человека, «производительность» жизненного пути.
Методологический, теоретический и методический статус биографического метода в современной психологии.
Методологический: БМ может выступать как биографический подход к исследованию личности, как методологический подход, рассматривающий личность через призму истории ее жизни (личность как субъект жизненного пути).
Теоретический: БМ как метод организации и проведения психологического исследования (собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекте деятельности).
Методический: БМ как способ получения данных о жизненном пути личности.
БМ носит интегративный статус среди методов психологического исследования (вбирает в себя множество других методов - опросные, архивные, тестовые и др.). БП объединяет три направления в исследованиях жизненного пути личности:
- генетическую персоналитику (изучение личности со стороны жизненных событий и противоречий, целей и ценностей в развертке жизненного пути);
- праксиологический анализ жизненного пути (история развития деятельности субъекта и продуктивности жизни);
- рассмотрение жизненного пути личности как неповторимой истории личной жизни.
Биографический метод как:
исторический(метод исследования жизненной истории человека),
генетический («квазилонгитюд») как метод исследования, отличающийся от настоящего лонгитюда тем, что динамика жизненного пути и генетические связи прослеживаются не в развернутом, а в свернутом виде,
синтетическийкак метод синтезирования всех данных о личности,
эмпирический и организационный(и метод сбора эмпирических данных, и метод организации исследования, вбирающий в себя множество конкретных методов и методик накопления эмпирических данных),
качественный и количественный- сочетает в себе качественный анализ и количественную обработку эмпирических данных.
Интегративный статус биографического методапо критериям:
«объективность - субъективность» - опирается на объективные и субъективные источники информации,
«каузальность - интенциональностъ» - позволяет как каузальное объяснение, так и интенциональное понимание жизненного пути личности,
«номотетичность - идеографичность» - сосредоточен на исследовании индивидуальной жизни личности (монографическое исследование, но позволяет устанавливать групповые закономерности развертывания человеческой жизни в конкретных социальных, культурных, исторических условиях),
«монологичность -диалогичность» - используются методы сбора данных как монологического (одностороннего), так и диалогического (личностная включенность испытуемого в исследование) характера,
«директивностъ - не директивность» - сочетание «объектного» и «субъектного» подхода к испытуемому.
Биографический метод с позиций субъектного подхода в психологии. Субъектный подход к исследованию жизненного пути личности. Личность как субъект жизни.
Объекты биографического метода в психологии: жизненный путь личности (события, ситуации, периоды, спутники, биографически значимые другие и т.д.).
Источники биографической информации: объективные и субъективные, прямые и косвенные. Техники субъективного и объективного биографирования. Биографические беседы и интервью, анализ личных документов, анализ круга общения, событийный анализ.
Новые методы психобиографического анализа: каузометрический метод (Е.И. Головаха, А.А. Кроник), многофакторный статистическо-биографический анализ (Н.И. Конюхов), смыслометрический метод (К.В. Карпинский).
Биографический метод в психологии (практикум)
Схемы биографического исследования: соотношение объективных и субъективных источников информации, диагностические процедуры, выбор конкретных способов в зависимости от цели исследования.
Методы сбора эмпирических данных: архивные, опросные, тестовые, психометрические. Методика изучения личных документов («Личное дело»). Биографическая анкета. Автобиография. Список событий жизни. Методика «Круг общения». Методика «Событийные группы». Методика «Свидетельские показания». Биографическая беседа (каузометрическое интервью). Праксиметрический анализ (анализ продуктов деятельности). Методика «Впечатления». Опросник «Смысложизненный кризис». Способы изучения временной перспективы и временной транспективы личности.
Методы обработки данных: качественные и количественные. Хронологические таблицы. Биографическая диаграмма (диаграмма «измерений»). Определение причинно-целевых связей значимых событий. Контент-анализ биографических документов.
Интерпретация данных: генезис, структура, образ жизни. Комплексный подход к интерпретации данных. Сопоставление биографических данных с нормами, полученными на больших выборках.
Наследственные функции судьбы проявляются при выборах индивида в пяти жизненных сферах: в любви, в дружбе, в профессии, в болезни, в Либидо или эротогенотронизмом называется генотропическое влияние, которое оказывают латентные гены при выборе брачного партнера.
Зонди обнаружил, что вступающие в брак часто не знают, что являются представителями семей, в которых встречаются одни и те же болезни.
Родители, будучи совершенно здоровыми, производят на свет детей, страдающими тем или иным видом патологии. Зонди делает вывод о том, что это происходит потому, что родители латентно несут в себе эту же патологию. Он приводит пример с коммивояжером, который совершал постоянные переезды из города в город, находился в любовных отношениях с несколькими женщинами. Однако к одной из женщин он приезжал чаще и вскоре вступил с ней в брак. От этого брака родился глухонемой ребенок, хотя оба родителя были совершенно здоровы. Анализ генеалогических деревьев родителей ребенка и по вертикали и про горизонтали показал, что среди родственников отца и матери было немало глухонемых людей [10].
походит на свою бабушку со стороны отца или на сестру отца. А сын напротив – на своего деда по материнской линии или на брата матери. Таким образом, отец является носителем динамического генофонда своей матери, который он передает дочери, мать же передает «генетическое приданое»
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com своего отца собственному сыну. Поэтому комплекс Эдипа, открытый З.Фрейдом, получает генобиологическое объяснение и доказывается наличие сильной генной связи между матерью и сыном и соответственно между Другой формой генотропической манифистации является выбор друзей – социогенотропизм. Действие латентных генов проявляется в том, что индивид выбирает в качестве образца для подражания или в друзья таких людей, у которых с ним имеется «генетическое родство». Идея генного родства друзей проявляется в произведениях Платона, И.Гете, Ш.Монтескье.
Многие поэты и писатели бессознательно предвидели, что двое друзей связаны чем-то таким, половина чего имеется у одного, а вторая – у другого из них. Не случайно ритуал «кровного родства» друзей, осуществляемый посредством смешивания крови указывает на генную основу такого союза и устанавливают такое отношение как будто бы они являются членами одной и определенной болезни, детерминированной латентно-рецессивными генами.
Каждый индивид реагирует на патологическое воздействие той формой болезни, которая предписана его конституцией, генотипом. От него зависит выбор индивидом определенного типа заболевания, реакции на внешние соматические или психические воздействия и инфекции.
Критическими периодами, когда осуществляется манифестация генов, определяющих тип заболевания, является пубертат и климакс. Гормональные кризисы могут активизировать только те заболевания, которые заложены генной структуре индивида. Поэтому можно говорить об этих периодах в жизни человека как судьбоносных, т.к. они сопряжены с серьезными изменениями в жизни человека, ставят перед ним вопросы жизни или смерти.
Так называемые пубертатные или климатерические осложнения (шизофрения, мания, сахарный диабет, наследственная гипертония и т.д) также связаны чаще всего с генными факторами. Гармональные кризисы могут активизировать только те заболевания, которые заложены в генной структуре индивида уже с момента оплодотворения и ждут предрасположенности к определенному типу смерти из-за определенной болезни или самоубийства. Тип смерти, который выбирает человек, неслучаен. Родовые гены определяют, с точки зрения судьбоанализа, вид смерти и будут ожидать возможности проявления в течение всей жизни.
Самоубийство как причина смерти, а также средство и способ, посредством которого он уходит из жизни являются результатом действия латентнорецессивных генов.
предрасположенными к смерти от туберкулеза, в циркулярно-пикнических семьях от заболеваний сердца, почек, сахарного диабета. Также выбор самоубийства зависит от принадлежности к определенному наследственному кругу. В основе самоубийства лежит не один, а два-три побудительных фактора. Представители садистского круга испытывают предпочтение к PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com веревке, ножу, бритве, кинжалу, топору, сабле, они вешаются, пронзают себе сердце, вскрывают вены, режут живот (горло) и т.д. Эпилептоиды прибегают к падению с высоты (из окна, с башни, моста, поезда), а также самосожжению (бензин, керосин). Так, самоубийцы, которые принадлежат к гомосексуально-параноидальному кругу предпочитают в качестве орудия яд или револьвер, кататоническо-шизоформного круга – выбирают пассивную смерть (умирают от голода или холода, или ложатся перед прибытием поезда на рельсы). Самоубийцы циркулярного круга часто выбирают оральный способ: прием морфия, алкоголя, снотворных и т.д. [14] наследственностью, которая получила название оперогенотропизма. Связь выбираемой профессии с латентными генами зависит, во-первых, от физических или психических способностей индивида и только потом от социально-экономических факторов.
Л.Зонди отмечает, что проявления оперогенотропизма заключается в том, что обычно выбирается профессия, в рамках которой нужно профессионально общаться с людьми, манифестирующими именно те побуждения, латентным носителем которых является сам выбирающий.
Например, если здоровый человек, у которого отец или мать, сестра или брат являются манифестирующими психическими больными, становится психиатром и большую часть жизни проводит среди психически больных.
Поэтому профессия пожарного лучше подходит для генотропической разрядки «пироманических» склонностей, профессия оперативного сотрудника – «криминальных» склонностей, а профессия парикмахера – для отреагирования гомосексуальных склонностей. Однако это не означает, что каждый оперативник является латентным преступником, пожарник – латентным пироманом, а каждый парикмахер –латентным гомосексуалистом.
Скорее всего отмечается, что в этих профессиях для человека создаются наиболее благоприятные условия для отреагирования в социальноприемлемой форме наследственные побудительные тенденции. [15.c.11] Л.Зонди, изучив семейные заболевания, характерологические особенности, профессии генетических и кровных родственников, приходит к выбору о биологической и генотропической взаимосвязи между выбором профессии и профессиональным побуждением.
экзистенциальных уровнях: биопсихологическом (наследственность, побудительная и аффективная природа); социально-психологическом (социальная и ментальная среда); личностно-психологическом («Я» и Дух).
33 вопрос.Понятие о тестах. Возможности и ограничения.
Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.
ТЕСТ (от англ. Проверка, исследование, испытание) — система заданий или вопросов , по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках ,а также знаниях, умении и навыках индивида. Ограничения применения тестов связаны с тем, что результаты тестирования зависят от многих неучтенных причин: от отношения к диагносту; негативного прошлого опыта общения с человеком проводивший тест (психолог, педагог); самочувствия; организации исследования( это один из видов деятельности); тестовой тревожности.
Возможности применения тестов С их помощью можно получить достаточно убедительную и полную картину психического состояния человека, но нельзя забывать, что окончательное решение о его психическом состоянии должен принимать врач на основе комплексной картины осмотра, беседы и тестов
Возможности.
1. Это короткие тесты — читатель тратит совсем немного времени и умственных усилий на их выполнение. Тут же он получает нехитрый ответ — оценку себя по одной, как правило, шкале популярного теста.
2. Это «острые» тесты — обсуждаются особо привлекательные для читателя личностные и межличностные предметные отношения. Как не вспомнить здесь «Тест на настоящего мужчину» или «Тест на настоящую женщину». Они весьма соответствуют возрастно-психологическим потребностям подростков или молодежи.
3. Эти тесты составлены так, что не нуждаются в пространных комментариях и не требуют пояснений специалиста. Они предназначены для «заочного» использования. Любой научный тест в психологии предназначен для специалиста, который, как правило, весьма дозированно и конфиденциально делится с клиентом полученной с помощью теста информацией. Здесь же нет проблемы дозирования информации, да и вообще проблемы конфиденциальности. Правда, сама конфиденциальность есть: ведь заполняет такой популярный тест человек один на один с текстом в журнале.
4. Популярные тесты, вообще говоря, готовят из читателей потенциальных клиентов, расчленяя их сознание и дифференцируя самооценки.
5. Популярные тесты быстро изготавливаются. Составить такой вполне пригодный для печати в соответствующих журналах тест достаточно просто. Самое трудное в таких тестах — дать шкалы оценки ответов и принципы суммирования полученных баллов.
6. Интерпретация таких тестов обычно весьма щадящая для читателей. Даже отнесение к менее благоприятному варианту в таких тестах обставляется оговорками так, чтобы не травмировать самолюбие читателя.
7. Популярные тесты обычно существуют «в наборах», т.е. «вываливаются» на пользователя пригоршнями, сразу расчленяя (затрагивая) целые пространства сознания клиента. Причем выбирает задания сам читатель. Тесты не навязаны, не предписаны ему, а выбраны им.8. Читатель достаточно четко понимает уровень «спроса» с подобных диагностических методик. Он понимает, что это больше развлечение, нежели серьезная оценка его семейной жизни.
Ограничения.
1. Популярные тесты нередко имеют весьма расплывчатые или даже специально комплексные предметные области.
2. Такие тесты никогда не нуждаются в валидизации или просто в сравнении с другими тестами. Считается, что то, что они измеряют, интуитивно явно для читателя.
3. Соответственно такие методики никогда не проверяются на надежность: то, что сегодня на тест клиент ответил так, а завтра — другим образом, не является недостатком теста.
4. Поскольку предмет тестирования в таких методиках никогда не скрывается (не маскируется), исследователь часто может получать эффект «социальной желательности», демонстративности.
5. Поскольку такие методики никогда не проверяются на их психометрические достоинства (достаточно ли они расчленяют выборку) и тем более никогда не имеют нормативов (нормативных, стандартных данных методики), выполнившие их никогда не узнают, насколько их результаты по методике сходны или различны с результатами других пользователей. Конечно, если только два или три читателя не заполняют тест одновременно!
6. В некоторых случаях, вообще говоря, подобные методики в отсутствие контакта с психологом-консультантом могут вести к ятрогениям. По крайней мере, такие методики не проверяются на ятрогенность.
7. Наконец, такие методики практически никогда (за редким исключением) не оснащены указаниями по границам возрастной применимости и половой релевантности. Это чаще всего бесполые и безвозрастные методики. (К сожалению, подобное можно сказать и о значительной части научных тестов в области семейной психологии.).
34 вопрос. Общие представления и характеристики тестовых методик.
Тест (от англ. test — проба, испытание, исследование) — это стандартизированные опросники или краткое задание, одновариантная контрольная работа, охватывающие вопросы, которые подлежат проверке. Их цель — дать точнью и достоверные сведения о количестве и качестве усвоения учащимися изучаемого материала. В.П. Беспалько весьма кратко, но достаточно емко тест определил так: «Задания на выполнение деятельности определенного уровня в сочетании с системой оценок». виды тестов
Традиционные тесты
Традиционный тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.
Нетрадиционные тесты К нетрадиционным тестам можно отнести тесты интегративные, адаптивные, многоступенчатые и так называемые критериально-ориентированные тесты.
Интегративные тесты
Интегративным можно назвать тест, состоящий из системы заданий, нацеленных на обобщенную итоговую диагностику подготовленности выпускника образовательного учреждения. Диагностика проводится посредством предъявления таких заданий, правильные ответы на которые требуют интегрированных (обобщенных, явно взаимосвязанных) знаний двух и большего числа учебных дисциплин.
Адаптивные тесты
Адаптивный тест представляет собой вариант автоматизированной системы тестирования, в которой заранее известны параметры трудности и дифференцирующей способности каждого задания. Эта система создана в виде компьютерного банка заданий, упорядоченных в соответствии с интересующими характеристиками заданий. Самая главная характеристика заданий адаптивного теста - это уровень их трудности, полученный опытным путем, что означает: прежде чем попасть в банк, каждое задание проходит эмпирическую апробацию на достаточно большом числе типичных учащихся интересующей контингента.
Классификация I.Поформетестирования:1) Индивидуальные и групповые Индивидуальные тесты — тип методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, отмечать функциональное состояние испытуемого и др. Групповые тесты — тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых. По характеру групповые тесты являются, как правило, типичными психометрическими тестами с весьма жесткой регламентацией процедуры обследования, обработки и интерпретации данных.2) Устные и письменные3) Бланковые (проведение стандартизированного теста в форме бумажной технологии - с помощью тестового буклета с заданиями и бланка (ответного листа), на котором испытуемый фиксирует свои ответы на задания), предметные (материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т. п),аппаратурные (требуют применения специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных)компьютерные (тесты, которые предлагают сбор тестовой информации в режиме диалога испытуемого с компьютером)4) Вербальные и невербальные. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словеснологической форме. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей. Невербальные тесты — это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т. п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.
II. По содержанию1)Тесты интеллекта (стандартизованные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач) 2) Тесты специальных способностей (тесты, направленные на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретных областях деятельности) 3) Тесты достижений (тесты, направленные на оценку усвоения испытуемым конкретных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате определенного курса обучения или тренировки) 4) Тесты личности (тесты, направленные на измерение неинтеллектуальных проявлений личности. Включает в себя проективные методики, личностные опросники и любые другие методики, предназначенные для диагностики эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивидуума.
III. По цели тестирования -Определение отклонений психического развития -Индивидуальное консультирование -Профотбор и профподбор -Определение уровня достижений (овладения знаниями, умениями, навыками) -Тренинговый процесс -Судебно-психологическая экспертиза
35 Вопрос: Ассоциативный метод и его разновидности
Метод ассоциативный(метод ассоциаций свободных)— терапевтиче-ский прием фрейдовского психоанализа: в ходе терапевтического сеанса клиентуПредлагает-ся свободно высказывать все, что приходит в голову. Предполагается, что клиент, сам того не осознавая, может «проговориться» - спонтан-но произнести слова, что укажут на невольно возникающие у него мысли; анализ-же этих мыслей и ассоциаций укажет причину и источник его заболевания или тревоги.
Это психоаналитическая процедура изучения бессознательного, в процессе которого индивидуум свободно говорит обо всём, что приходит в голову, невзирая на то, насколько абсурдным или непристойным это может показаться. Один из первых проективных методов. Метод активно использует-сяв психоанализе, психологии, социологии, психиатрии, социальной рабо-те, психолингвистике.
З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации — это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто не осознаваемого, содержания сознания. Это позволяет использовать ассоциативный эксперимент для выявления и описания аффективных комплексов. В контексте такого понимания ассоциаций все проективные методики могут быть классифицированы как разновидность метода свободных ассоциаций.
Вудворт приводит четыре основных типа применяемых ассоциативных методов:
Свободная ассоциация в сопоставлении с управляемой и дискретная в сопоставлении с континуальной.
1. Дискретная свободная ассоциация: исследуемый отвечает первым словом, которое придет ему в голову после слова-раздражителя, произнесенного экспериментатором. При этом хронометром измеряется время реакции.
2. Дискретная управляемая ассоциация: исследуемый отвечает по данной инструкции (например, должен ответить словом, имеющим противоположное значение слову-раздражителю, или назвать окраску предмета, которое было словом-раздражителем или же назвать его составные части и т. п.).
3. Континуальная свободная ассоциация: экспериментатор произносит слово-раздражитель и исследуемый отвечает серией самостояетельных слов так быстро, как только может (как правило, это делается с условием, чтобы он не называл предметы, находящиеся в комнате, где производится эксперимент).
4. Континуальная управляемая ассоциация: в отличие от свободной континуальной ассоциации исследуемый получает инструкцию каким- либо способом ограничить ассоциации (например, он должен называть слова, связанные со словом «футбол»). Одновременно с произнесением слова-раздражителя пускается секундомер (с последним слогом).
36 вопрос: Теоретическая модель психотерапевтического процесса при психоанализе. Классическая форма психоанализа. Возможности и ограничения психоанализа. Ситуации применимости и не применимости психоанализа.
Психоаналитическое направление в психотерапии является одним из старейших, но ортодоксальный психоанализ, разработанный 3. Фрейдом, используется редко. Внутри психоаналитического направления развивается много течений, придерживающихся его главных принципов. В психоаналитическом направлении выделяются следующие теоретические, принципы психотерапии.
• предмет исследования — содержание бессознательного:
• вытесненные конфликты;
■ эмоции;
• переживания и т. п.;
• бессознательное и его иррациональное содержание являются источником и причинами внешних особенностей поведения, проблем, различного рода патологий, возникающих у клиента;
• сущность человека определяется энергией либидо, составляющей мотивационную сферу, и ранними переживаниями детства;
• основное внимание сосредотачивается на изучении истории жизни клиента, а именно:
• на его психосексуальном развитии;
• специфике разрешения соответствующих каждой стадии комплексов;
• нормальное развитие обусловлено своевременным прохождением всех стадий психосексуального развития и правильным разрешением комплексов, возникающих на каждой стадии;
• анализ защитных механизмов личности, использование которых предохраняет индивида от осознания многих вытесненных в бессознательное конфликтов.
В психоаналитическом консультировании для консультанта ставятся следующие задачи:
• не сосредотачивать своего внимания на симптомах (защитных механизмах), а совместно с клиентом осуществлять поиск причин такого защитного поведения;
• помочь клиенту найти такие способы выражения своих подсознательных стремлений, которые более приемлемы как с социальной точки зрения, так и с точки зрения удобства для самого клиента;
• помощь в развитии психологической зрелости клиента через осознание им своих защитных механизмов и бессознательных импульсов и умение справляться с ними приемлемым образом;
• ориентация не на глубинную трансформацию личности, а на поиск решений проблем, которые связаны с внутренними конфликтами и переживаниями, становящимися более или менее осознаваемыми клиентом в ходе консультационной работы.
В психоаналитической психотерапии выделятся следующие методы работы:
• свободные ассоциации, то есть анализ терапевтом тех представлений, мыслей, воспоминаний, которые свободно, спонтанно возникают у клиента в ответ на то или иное явление;
• интерпретация, когда терапевт, анализируя поведение, действия или мысли клиента, разъясняет скрытые, не вполне осознаваемые им аспекты переживаний и действий;
• анализ переноса, то есть тех чувств, испытывая которые к другим людям клиент неосознанно переносит на консультанта и думает, что испытывает их к консультанту;
• анализ сновидений, то есть попытка понять скрытый смысл тех символов и образов, которые фигурируют в сновидении клиента и источник которых — бессознательное самого клиента.
• анализ сопротивления. Основная функция этой техники — обеспечить осознание клиентом своих эго-защитных механизмов и принять необходимую конфронтацию по отношению к ним, учитывая то обстоятельство, что именно сопротивления Эго являются главной помехой на пути осознания различных проблем. Главное правило консультанта — использовать для интерпретации наиболее очевидные эго-защитные механизмы.
Необходимые условия психоаналитического процесса:
Психоаналитическое лечение представляет собой поиск правды. Правдивость и подлинность переживаний в рамках самих отношений между пациентом и аналитиком требует для своего достижения соединения трех основных условий:
• Строгость и нерушимость рамок психоанализа.
• Способность психоаналитика осмыслять и истолковывать движения души
человеческой.
• Строгое соблюдение психоаналитиком этики: врачебной, психологической и психоаналитической.
Рамки психоанализа:
• Длительность психоанализа не может и не должна быть заранее определена.Глубокое и стойкое изменение требует длительной душевной работы, и свобода от ограничений во времени является непременным условием успеха.
• Эта свобода имеет обратную сторону в строгости правил касательно числа,регулярности и продолжительности сеансов.
• Оптимальное развитие психоаналитического процесса достигается при частоте от трех до четырех сеансов в неделю.
• Регулярность сеансов психоанализа представляет собой неизменную константу,позволяющую почувствовать все колебания и перемены в душевном состоянии пациента.
• Длительность сеансов психоанализа должна содействовать свободному излиянию речи пациента. Классические сорок пять минут представляются достаточным временем для сеанса, соответствующим способностям пациентов и психоаналитиков.
• Продолжительность сеансов фиксирована, и ничто из того, что пациенту,соблюдая основное правило, доведется сказать, ничто не может ни укоротить, ни продлить время, отведенное и для его речи, и для его молчания. Психоаналитик, запрещая себе произвольно устанавливать длительность сеанса, таким образом, одновременно уважает и личный ритм пациента, и правила своей профессии.
37 Вопрос :Юнгианский анализ. Процессы и этапы психотерапевтической практики.
Надо заметить, что сам Юнг возражал против превращения лечения в сугубо техническую или научную процедуру, утверждая, что практическая медицина есть и всегда была искусством; это относится и к анализу. Поэтому нельзя говорить о методах аналитической психологии в строгом смысле. Юнг настаивал на необходимости оставлять все теории на пороге консультационной комнаты и работать с каждым новым клиентом спонтанно, не имея каких-либо установок или планов. Единственной теорией для аналитика является его искренняя, идущая от сердца жертвенная любовь - агапе в библейском смысле - и активное действенное сострадание людям. А его единственным инструментом является вся его личность, потому что любая терапия осуществляется не методами, а всей личностью терапевта. Юнг считал, что психотерапевт в каждом конкретном случае должен решать, хочет ли он вступать на рискованный путь, вооружившись советом и помощью. Хотя в абсолютном смысле лучшая теория - не иметь теорий, а лучший метод - не иметь методов, эту установку не следует использовать защитным образом для оправдания собственного непрофессионализма.
Исходной методологической моделью для юнгианского анализа послужил психоанализ 3. Фрейда. Однако в аналитической психологии этот метод получил несколько иное теоретическое обоснование и практическое выражение, так что можно говорить о юнгианском анализе как о совершенно другом типе работы.
Анализ начинается как обычные человеческие отношения и больше напоминает теплую дружескую беседу. В сущности, клиенту не нужно как-то специально «подстраиваться» под аналитика, в значительной степени он сам дирижирует процессом. Аналитик - это не тот человек, который научит жить, спасет или вылечит. Прежде всего, это близкий друг, с которым у клиента есть личные отношения, в участии, внимании и доброте которого он стопроцентно уверен. В то же время условия соглашения с аналитиком позволяют клиенту в этих отношениях не зависеть от него так, чтобы это могло принести какой-либо вред или причинить неудобство. Таким образом, анализ становится опытом нетравматических и целительных близких взаимоотношений. Можно предположить, что аналитическую терапию ищут люди, испытывающие в жизни дефицит таких отношений.
В анализе клиент делегирует аналитику те части своей личности, которые отвечают за сравнение, оценивание, контроль, организацию. Например, клиент может относиться к аналитику как хорошему специалисту в психологии, возможно, как к тому самому человеку, который единственно ему нужен, понимая в то же время, что он не Бог и не гуру, а простой человек, такой же, как все, со своими недостатками и проблемами. Но он приходит к нему на сеансы как к специалисту, а не как к случайному человеку с улицы. Только тогда анализ будет работать.
Таким образом, успех анализа определяется тем, насколько пациент умеет быть пациентом. Только тогда он позволит и аналитику быть аналитиком. В этом состоит важнейшее условие анализа. Аналитик использует правила и устанавливает рамки, чтобы создать наиболее благоприятную ситуацию для лечения. Но последнее слово все-таки за самим клиентом, за его доброй волей и желанием сотрудничать. Поэтому очевидно, что анализ как метод психотерапии предназначен не для всех. Требуется определенная готовность со стороны пациента и сохранность функций его Эго. Задача аналитической психологии - раскрыть творческий потенциал любого переживания, помочь клиенту ассимилировать его полезным для себя образом, индивидуировать его.
Введение правил для внешних элементов анализа, касающихся обстановки приемной, частоты встреч, оплаты, связано не только с рациональными причинами. Аналитическая приемная должна стать для клиента тем местом, где произойдет встреча с глубинами собственной души и психическая трансформация.
Продолжительность сеансов. Обычно выбирается длина сеансов от сорока до шестидесяти минут.
Кушетка или кресло? Одно из важных изменений в технике анализа, введенное Юнгом, относилось к отказу от использования традиционной психоаналитической кушетки. Он предпочитал ситуацию «лицом к лицу», подчеркивая тем самым равенство позиций клиента и аналитика. Когда оба участника процесса сидят друг против друга, они открыты друг другу, видят реакции партнера. Это естественная и, в каком-то смысле, более уважительная ситуация, приближенная к реальной жизни. В ситуации «лицом к лицу» хорошо заметны невербальные сигналы, и пространство коммуникаций становится более плотным и многоуровневым.
Метод свободных ассоциаций. Общей инструкцией в начале анализа является предложение расслабиться, войти в полусонное состояние со свободно плавающим вниманием и говорить абсолютно все, что приходит в голову. При этом акцент делается на том, чтобы проговаривать все возникающие мысли и чувства, даже если они кажутся несущественными, неприятными или глупыми, в том числе относящиеся к анализу и личности аналитика. Именно так в идеале применяется основной метод - метод свободных ассоциаций.
Метод основан на идее, что по-настоящему свободные ассоциации человека, сумевшего оставить рациональное мышление, вовсе не являются случайными и подчинены четкой логике - логике аффекта. В юнгианской практике важно кружить возле образа, все время возвращаться к нему и предлагать новые ассоциации, пока не станет ясен его психологический смысл. Задача этого метода - не в том, чтобы «вывести клиента на чистую воду», а в организации свободного доступа к бессознательному содержанию. Такой подход требует от аналитика отказа от собственныхмоноидей, которые могут вести процесс ассоциирования и в результате обеднять образ. Существует соблазн привести клиента к тем же ассоциациям, которые возникли у аналитика.
Частота сеансов. Исторически для анализа требовались как можно более частые регулярные встречи. Однако Юнг отступил от этого принципа, решив, что на продвинутых этапах, когда наиболее тяжелые невротические моменты уже проработаны и клиент в большей степени ориентируется непосредственно на задачи индивидуации, число сеансов можно сократить. Тем самым уменьшается зависимость клиента от терапевта, и ему предоставляется больше самостоятельности. Юнг и большинство его первых соратников предпочитали один-два сеанса в неделю.
Интерпретация. Любой психологический анализ предполагает умение строить умозаключения, интерпретировать. Это всегда вербальный и сознательный акт, нацеленный на осознание ранее бессознательного материала. Можно предположить, что аналитику нужно быть весьма наблюдательным, иметь развитую речь и достаточные интеллектуальные способности. Однако интерпретация не является чисто интеллектуальной процедурой. Даже блестяще сформулированная и точная интерпретация, если она высказана несвоевременно и не принята клиентом, является совершенно бесполезной. Поэтому юнгианские аналитики в целом редко обращались к методологии интерпретации, делая акцент на спонтанности и больше полагаясь на интуицию.
Этапы анализа. Юнг предлагал линейную модель психотерапевтического процесса. В качестве первой стадии он выделял исповедание, признание, или катарсис. Эта процедура более или менее аналогична известным религиозным практикам. Любое душевное движение начинается с попытки избавиться от ложного и открыться истинному. Вторую стадию - прояснение причин - он связывал с фрейдовским психоанализом. На этом этапе человек должен освободиться от «неадекватных детских притязаний», «инфантильного потакания себе» и «ретрогрессивной тоски по раю». Третья стадия - обучение и воспитание - близка к адлерианской терапии. Она направлена на лучшую адаптацию к повседневной реальности. Наконец, четвертый этап - психическую трансформацию, объект своего главного интереса - Юнг противопоставлял трем предыдущим. Однако очевидно, что совершенно невозможно представить реальную терапию как последовательную смену стадий. Поэтому многие аналитики предлагали свои структурные метафоры для лучшего понимания динамики аналитических отношений.
Активное воображение. Термин «активное воображение» был введен Юнгом, чтобы отличить его от обычных грез и фантазий, являющихся примерами пассивного воображения, в котором образы переживаются нами без участия Эго и поэтому не запоминаются и ничего не меняют в реальной жизненной ситуации. Юнг предложил несколько особых причин для введения активного воображения в терапию:
1) бессознательное переполнено фантазиями, и есть необходимость внести в них какой-то порядок, их структурировать;
2) очень много снов, и есть опасность в них утонуть;
3) слишком мало снов или они не запоминаются;
4) человек чувствует на себе непонятное влияние извне (что-то вроде «сглаза» или рока);
5) человек «зацикливается», попадает в одну и ту же ситуацию снова и снова;
6) нарушена адаптация к жизни, и воображение для него может стать вспомогательным пространством для подготовки к тем трудностям, с которыми он пока не справляется.
Юнг говорил об активном воображении как о погружении, проводимом в одиночестве и требующем концентрации всей душевной энергии на внутренней жизни. Поэтому этот метод он предлагал пациентам как «домашнее задание». Некоторые юнгианские аналитики вводят элементы этой техники в свою работу с детьми или с группами. Применение же их в индивидуальном анализе не так распространено. Однако иногда активное воображение получается как бы само собой, когда пациент спонтанно развивает свои фантазии. И если они несут важную смысловую нагрузку для него и не являются выражением защит или сопротивлений, то имеются все основания их поддержать и помочь ему быть в контакте со всплывающим бессознательным материалом. Но в любом случае аналитик не предлагает исходного образа и не направляет процесс по своему усмотрению. Ведь активное воображение сродни художественному творчеству, а подлинное творчество - дело очень индивидуальное и самоценное и не может осуществляться «на заказ» или под принуждением.
Самое трудное при овладении этим методом - избавиться от критического мышления и предотвратить сползание к рациональному отбору образов. Только тогда нечто может совершенно спонтанно прийти из бессознательного. Надо позволить образам жить собственной жизнью и развиваться по своей логике. В отношении второго пункта есть подробные советы самого Юнга:
1) созерцайте и внимательно наблюдайте, как картина меняется, и не спешите;
2) не пытайтесь вмешиваться;
3) избегайте перескакивать с темы на тему;
4) анализируйте, таким образом, ваше бессознательное, но также дайте возможность бессознательному анализироваться самому и создавайте этим единство сознательного и бессознательного.
Как правило, возникает драматическое развитие сюжета. Образы становятся ярче и переживаются нами почти как реальная жизнь (конечно, при сохранении контроля и осознания). Возникает новый опыт позитивного, обогащающего сотрудничества Эго и бессознательного. Сеансы активного воображения можно зарисовывать, записывать и при желании обсуждать позже с аналитиком. Но нужно помнить, что это делается исключительно для себя, а не для аналитика. Это не то же самое, что необходимость вынести произведение искусства на суд публики, чтобы получить признание. Некоторые образы требуют того, чтобы их держали в секрете как самое сокровенное. И если ими делятся, то, скорее, в качестве знака глубокого доверия. Поэтому особой необходимости интерпретировать эти образы нет, если только толкование не является логическим продолжением и завершением сюжета. И ни в коем случае к ним нельзя относиться как к психодиагностическим проективным методикам. Для клиента важен сам непосредственный опыт сотрудничества с образами, потому что образы — это психика, это истинная жизнь души.
Амплификация.Амплификация означает расширение, увеличение или умножение. Иногда для прояснения бессознательного содержания недостаточно обычных методов. Такие случаи бывают, например, когда образы кажутся явно странными или необычными и пациент может дать очень мало личных ассоциаций на них. Образы могут быть очень емкими, намекающими на что-то не поддающееся описанию в простых формулировках.
Часто такие образы имеют богатый спектр символических значений; чтобы их увидеть, полезно обратиться к материалу мифов, легенд, сказок и исторических параллелей. Восстановление этой целостной картины связей, существующих в мире воображения, в определенном смысле оставляет образ в бессознательном, не прикрепляя его к конкретному истолкованию в терминах текущих проблем клиента. Благодаря этому он остается истинным символом для нас, позволяя войти в контакт с творческой силой бессознательного.
Говоря об амплификации, Юнг утверждал, что необходимо давать таким фантастическим образам, которые возникают перед глазами сознания в столь странном и угрожающем виде, некоторый контекст, чтобы они стали более понятны. Опыт показал, что лучший способ сделать это — использовать сравнительный мифологический материал. Как только эти параллели начинают разрабатываться, они занимают очень много места, из-за чего представление случая становится трудоемкой задачей. Здесь-то и необходим богатый сравнительный материал. Знание субъективного содержания сознания дает очень мало, но оно сообщает все-таки что-то о реальной скрытой жизни души. В психологии, как и в любой науке, довольно обширные познания в других предметах являются необходимым материалом для исследовательской работы (Юнг, 1991). Амплификация приводит туда, где личное соприкасается с коллективным, и дает возможность увидеть сокровищницу архетипических форм и почувствовать энергии архетипического мира. Она размывает наше жесткое отождествление с привычным мировосприятием, позволяя ощутить себя частью чего-то большего и более сущностного. Парадокс амплификации связан с окольными путями самопознания. Подобно тому, как когда мы хотим увидеть себя целиком в зеркале, то не подходим к нему, а наоборот, удаляемся, так и это растворение в мифах и в чем-то на первый взгляд не имеющем к нам непосредственного отношения, на самом деле позволяет приблизиться к себе настоящему. В психическом мире все организовано по принципу аналогий, и его познание требует метафорического мышления. Поэтому амплификация дает опыт научения такому мышлению. Конечно, в анализе не стоит задача учить клиентов чему-то специально.
И нет смысла перегружать их познаниями, которые им совсем не нужны в повседневной жизни или даже опасны из-за угрозы психической инфляции. Принцип анализа тесно связан с пониманием проспективной природы бессознательных процессов. Усиление их с помощью амплификации способствует появлению чего-то нового и ценного, реализации той цели, на которую они направлены. Фактически это опыт доверия бессознательному, когда мы просто следуем за ним, позволяя ему совершить полезную для развития работу. Но не следует думать, что амплификация предполагает активное вмешательство терапевта, забивающего время сеанса своими аналогиями. Сам Юнг, работая с интересными сновидениями, действительно частенько пускался в длинные рассуждения. Его энциклопедические познания и поразительная интуиция позволяли ему, начав издалека, медленно кружа вокруг архетипических элементов сна, неожиданно предложить такое истолкование, которое, по свидетельствам очевидцев, рождало ощущение чуда, какого-то магического, волшебного события. Безусловно, уникальный талант Юнга давал ему право работать очень спонтанно, не по правилам анализа в их сегодняшнем понимании. Например, он мог давать прямые советы, отправлять клиентов на время к своим ученикам, кричать на них, когда считал нужным растормошить их и вывести из состояния ступора (он сравнивал этот прием с электрошоком и с приемами дзенских мастеров). Однако в современной повседневной практике не стоит задача придумывать и разыгрывать для клиента какие-то фокусы. Даже таким основным юнгианским методом, как амплификация, большинство аналитиков предпочитают пользоваться крайне осторожно, учитывая наличие у самого пациента интереса к этим параллелям и следя за обратной связью. Знание мифологических аналогий нужно прежде всего самому терапевту, и достаточно, если он будет амплифицировать про себя.
Юнгианская психология - единственная психология, которая, по существу, ничего не утверждает, а только «вопрошает», поддерживая активный интерес к жизни, которая не гарантирует никаких спасительных соломинок тому, кто согласен идти по лезвию бритвы без страха и надежды.
Юнг не делал из своих идей окаменевших догм и не предлагал им слепо следовать.
38 ВОПРОС: Перенос и контрперенос
Перенос, трансфер (лат. transfere – переносить, перевозить) – перенос на терапевта эмоционального отношения клиента к значимым для него людям (отцу, матери и другим). Термин «перенос» впервые стал применяться в психоанализе.
В консультировании и психотерапии переносу свойственны такие черты (Gelso, Fretz, 1992):
1. Перенос всегда ошибочен в том смысле, что клиент представляет консультанта в ложном свете, т.е. приписывает ему черты, свойственные другим людям в других обстоятельствах и времени.
2. Различается «позитивный перенос» – перенос чувств любви, уважения, доверия, привязанности и «негативный перенос» – перенос чувства страха, ненависти, отвращения.
3. Возникновению переноса содействуют нейтральность и неопределенность консультанта. Понятие "нейтральность" в психотерапии не имеет определения. Нейтральность не идентична равнодушию или дефициту заботливости. Имеется в виду, что консультант беспристрастен и не навязывает клиенту своих ценностей. Неопределенность означает сокрытие от клиента своих чувств, установок, событий жизни. Нейтральность и неопределенность консультанта создают специфическую атмосферу отношений, которая позволяет возникнуть и полностью проявиться переносу. Он проявляется и при отсутствии этих условий, однако они облегчают возникновение переноса и усиливают его.
4. Перенос — бессознательный процесс. Хотя чувства клиента по отношению к консультанту могут быть и вполне сознательными, но сам факт, что они привнесены из других, более ранних отношений, не осознается. В консультировании психодинамической ориентации консультант побуждает клиента к осознанию такого переноса.
5. Перенос чаще возникает в сферах, где имеются неразрешенные детские конфликты со значимыми личностями.
Контрперенос – ситуация, при которой чувства и установки терапевта по отношению к клиенту являются следствием прежних ситуаций жизни терапевта, перемещенных на клиента.
Наиболее часто встречаются следующие причины контрпереноса:
1. Стремление консультанта понравиться клиентам, быть принятым ими и хорошо оцененным.
2. Боязнь консультанта, что клиенты могут о нем плохо подумать, не прийти на встречу и т.п.
3. Эротические и сексуальные чувства консультанта по отношению к клиентам, сексуальные фантазии, связанные с клиентами.
4. Чрезмерная реакция на клиентов, провоцирующих у консультанта чувства, обусловленные его внутренними конфликтами.
5. Стремление занимать пророческую позицию и давать клиентам навязчивые советы, как им следует жить.
39 вопрос: Сопротивление и регрессия в анализе. Использование контр переноса в процессе терапии. Интерпретация и техника. о поведении психолога при сопротивлении клиента.
Регрессия — описательная концепция, она относится к возвращению к более ранним, более примитивным формам умственной деятельности. Пациент имеет тенденцию возвращаться к тем местам, которые были точками фиксации в более раннее время. Фиксация и регрессия формируют комплементарные серии. Можно лучше понять эти взаимосвязи, воспользовавшись такой аналогией: армия пытается продвинуться на территорию врага. Наибольшее число групп оккупантов будет в тех местах, где они испытывают наибольшие трудности, или в наиболее безопасных местах, там, где им приятнее всего. Однако, поступая так, наступающая армия ослабевает и, стоит ей встретить трудности на своем пути, как она возвращается на те позиции, где она оставила самые сильные оккупационные группы.
Регрессия мотивирована бегством от боли и опасности. Это кажется верным, когда мы имеем дело с патологической регрессией. В случае, когда пациент отвергает свою эдипову любовь и соперничество, свою мастурбацию и свою фаллическую, эксгибиционистскую гордость и однажды снова становится открыто неповинующимся, язвительно-покорным, «туалетно-ориентированным» к навязчивым, причина именно в этом. Если удовлетворение и играет какую-то роль в регрессии, то только в том случае, когда оно продуцирует травматическую тревожность. Если удовлетворение не становится травматическим, оно вызывает фиксацию на эдиповом уровне, а не регрессию.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 264.