Латентная стадия (6- 12 лет)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Зоны интереса: интеллектуальные занятия, спорт, общение со сверстниками. В личности ребенка появляются такие структуры, как эго и суперэго. Происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

Генитальная стадия (от момента половой зрелости до смерти)

 Эта стадия формирует в человеке его отношение к партнеру, выбор стратегии поведения в сексуальных отношениях.

 Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, одноклассника, соседа). Это явление может носить и не ярко выраженный характер, чаще ограничивается тем, что подростки предпочитают общаться со сверстниками одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание.

Генитальный характер – это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен брать на себя активную роль в решении жизненных проблем, отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт - в сущности, все формы удовлетворения, легко давались, и ничего не требовалось взамен.

Обобщая информацию по всем уже рассмотренным стадия психосексуального развития, можно сделать следующие выводы: недостаток внимания или гиперопека на первой, Оральной стадии психосексуального развития, ведет к пассивности или циничности как свойству характера. Фиксация на анальной стадии – к упрямости, скупости, жестокости. Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса провоцируют склонность к беспорядочным любовным связям, невротическим моделям поведения, фригидности или импотенции. Отсутствие понимания в Генитальный период – неумению брать на себя ответственность и пассивность в собственной жизни.

16 вопрос. Диагностика по поведенческим проявлениям, вызванных действием защитных механизмов

Защитные механизмы человеческой психики направлены на уменьшение отрицательных и травматичных переживаний и проявляются на бессознательном уровне. Этот термин был введен Зигмундом Фрейдом, а затем более глубоко разработан его учениками и последователями, в первую очередь Анной Фрейд.

Психологическая защита – это естественное противостояние человека окружающей среде. Она бессознательно предохраняет его от эмоционально-негативной перегрузки. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. Все ЗМЛ обладают двумя общими характеристиками:

•они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;

•они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

1. Вытеснение

Вытеснение — это устранение из сознания неприятных переживаний. Оно проявляется в забывании того, что причиняет психологический дискомфорт.

2. Проекция

Проекция проявляется в том, что человек неосознанно приписывает свои чувства, мысли, желания и потребности окружающим людям. Этот механизм психологической защиты дает возможность снять с себя ответственность за собственные черты характера и желания, которые кажутся неприемлемыми.

Например, необоснованная ревность может быть результатом работы механизма проекции. Защищаясь от собственного желания неверности, человек подозревает в измене своего партнера.

Параноидные состояния личности часто в качестве механизма защиты используют проекцию.

3. Интроекция

Берем на себя часть того, что принадлежит другому. Это склонность неразборчиво присваивать чужие нормы, установки, правила поведения, мнения и ценности без попытки разобраться в них и критически переосмыслить. Все образование и воспитание построено на механизме интроекции. Родители говорят: «Не суй пальцы в розетку, не выходи на мороз без шапки», — и эти правила способствуют выживанию детей. Если же человек во взрослом возрасте «заглатывает» чужие правила и нормы без попытки понять, насколько они подходят лично ему, он становится не способен различить, что действительно чувствует и чего хочет сам и чего хотят другие.

4. Слияние

В слиянии отсутствует граница между «я и «не-я». Есть только одно тотальное «мы». Наиболее четко механизм слияния выражен в первый год жизни ребенка. Мать и дитя находятся в слиянии, что способствует выживанию маленького человека, потому что мама очень тонко чувствует потребности своего ребенка и реагирует на них. В данном случае речь идет о здоровом проявлении этого защитного механизма.

А вот в отношениях мужчины и женщины слияние тормозит развитие пары и развитие партнеров. В них сложно проявлять свою индивидуальность. Партнеры растворяются друг в друге, и из отношений рано или поздно уходит страсть.

5. Рационализация

Рационализация — это попытка подобрать разумные и приемлемые причины возникновения неприятной ситуации, ситуации провала. Целью этого защитного механизма являются сохранение высокого уровня самооценки и убеждение себя в том, что мы не виноваты, что проблема не в нас. Понятно, что более полезным для личностного роста и развития будет взять ответственность за произошедшее на себя и извлечь уроки из жизненного опыта. Рационализация может проявляться как обесценивание. Классический пример рационализации — басня Эзопа «Лиса и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, объясняя это тем, что виноград «зеленый».

6. Отрицание

Этот защитный механизм позволяет игнорировать (отрицать) очевидные факты, защищая психику от травм. Это полный отказ от неприятной информации. Отрицание часто становится первой реакцией на боль потери.

7. Регрессия

Регрессия позволяет приспособиться к травмирующей ситуации за счет неосознанного возвращения к привычным с детства формам поведения: плачу, капризам, эмоциональным просьбам и др. Мы на бессознательном уровне усвоили, что такие формы поведения гарантируют поддержку, безопасность. Регрессия дает возможность сбросить с себя бремя ответственности за происходящее: ведь в детстве за многое отвечали родители. Злоупотребление регрессией приводит к отсутствию успешной жизненной стратегии, сложностям в отношениях с окружающими людьми и появлению психосоматических заболеваний.

8. Сублимация

Сублимация проявляется в том, что в попытке забыть о травмирующем событии мы переключаемся на деятельность, приемлемую для нас и окружающих: начинаем заниматься творчеством или спортом. Сублимация — это продуктивный защитный механизм, давший миру огромное количество произведений искусства.

Гораздо полезнее и для себя, и для общества написать стихи, нарисовать картину или просто нарубить дров, нежели напиться или

отлупить более удачливого соперника.

9. Реактивное образование

В случае с реактивным образованием наше сознание защищается от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения , это преобразование из негативное чувства в позитивное и наоборот.

Например: когда есть два противоречивых чувства, гнев и неприязнь с одной стороны, любовь и желание быть с ним, с другой стороны, то реактивные образования могут сработать в любую сторону. У подростка реактивное образование может наблюдаться резкой сменой отношения с родителями, которых он еще недавно любил, вход в оппозицию, неприязнь, не уважение, все ради желания выделить свое Я, стать более взрослым и не зависимым, выбраться из симбиотических отношений (можно рассматривать, как вариант нормы).

Эта защита может включаться не только тогда, когда у нас есть два амбивалентных (противоречивых) чувства к человеку (событию). Но и тогда, когда есть одно чувство, но проявление его крайне нежелательно, порицается обществом, собственной моралью, или любыми другими запретами. Автоматически оно может переключиться на противоположное, которое приемлемо для общества, собственной морали, не блокируется другими запретами. Пример: гомофобия у мужчин, которые подсознательно склонны к гомосексуальным желаниям.

Стокгольмский синдром, ненависть и страх у заложников, к их захватчикам сменяется на понимание, принятие и даже любовь к ним (достаточно редкое явление). Высказывание «от любви до ненависти один шаг», как раз описывает работу этой защиты. Часто данная защита проявляется в патологических отношениях, где между супругами или партнерами, существует вражда, много конфликтов и противоречий, но реактивные образования подавляя негатив, превращают эти отношения в страстные, зависимые, насыщенные любовью, вплоть до одержимости другим человеком. Как только у одного из них пропадает начальное подавленное чувство (гнев, презрение, не переключаясь в противоположную сторону, с любви на ненависть), то отношения сразу же разрушаются, т.к. любовь и зависимость уходит в одночасье! Такое бывает редко, т.к. обычно такие отношения носят характер садо-мазохистических (в психологическом, не в сексуальном понимании этого слова), а они ,как известно, являются самыми крепкими отношениями на земле, несмотря на свою полную патологичность (т.к. каждый дает другому, то, в чем он нуждается в этой жизни).

10. Компенсация

Компенсация (гиперкомпенсация)- когда неудовлетворённость, не развитость, отсутствие, в одной сфере жизни (или нескольких), заполняется, замещается развитием в другой сфере (или нескольких). Также как и пустота в одной сфере психики, заполняется внешними факторами (пустота в душе, чрезмерным стремлением к общению, в том числе и в соц.сетях), или другими внутренними (фантазирование, уход в «светлое» будущее, мечтательность, воображение того, чего нет, или себя, кем хотел бы стать). В определенных количествах является вспомогательным механизмом для развития навыков, балансируя психику, через успех в компенсаторных сферах. Для ребенка и подростка выступает в роли развивающего механизма. Однако если ее много, или она выражена, то наступает ее патологическое воздействие на жизнь и психику. Если человек постоянно компенсирует не развитую сферу, или неудовлетворенность чем то другим, то он становится зависимым от этого другого (человека компенсатора, или компенсаторной сферы деятельности), прекращается полностью развитие причины, в результате получается однобокое, неполноценное развитие личности, с перекосами в одну сферу, и полным отсутствием способностей в другой жизненно необходимой среде. Это ведет к частичной дезадаптации, когда человек соприкасается с причинной для компенсации сферой. Также опасен механизм срыва компенсации, если причина компенсации уходит.

Компенсаторное поведение сразу пропадает, когда исчезает причина компенсации (например; занятие спортом при сниженной самооценке, когда самооценка повышается, то спорт забрасывается, т.к. имел чисто компенсаторный характер). Частый пример, это компьютерные игры, когда в них играют взрослые люди, как правило это носит компенсаторный характер, неудовлетворенность в жизни (материальная, статусная, карьерная, властная), компенсируется легкими и скорыми победами в военных стратегиях, экономических симуляторах и др. играх.

11. Дефлексия (отклонение)

Отклонение – неосознаваемый механизм ухода, направленный на прекращение контакта и усиление изоляции человека, как от других, так и от его собственного опыта. Человек абстрагируется от ситуации, отпускает реплики не по существу.

Этот механизм часто возникает в результате недоверия, страха, угрозы безопасности, случившиеся в прошлом, и оберегает человека от эмоциональных срывов. Внешне дефлексия может проявляться в избегании зрительного контакта с собеседником, постоянных движениях, топтании на месте и прочее.

 

17 вопрос: Диагностика на основе ошибочных действий

Для Фрейда смысл ошибочного действия представлял больший интерес, чем условия его возникновения. Психоаналитическое рассмотрение ошибочных действий как раз и предполагало прежде всего выявление их смысла. Под смыслом любого психического процесса Фрейд понимал не что иное, как намерение, которому он служит, тенденцию, которой он придерживается. В одних случаях смысл какого-то ошибочного действия оказывается очевидным и не требует больших усилий для его понимания. В других – необходима аналитическая работа, прежде чем станет понятным смысл ошибочного действия. Встречаются также случаи, когда за поверхностным, бросающимся в глаза смыслом ошибочного действия скрывается более глубинный, потаенный смысл, выявление которого оказывается делом непростым, но важным и необходимым.
Часто ошибочные действия случаются в результате столкновения двух различных намерений, когда одно намерение может подменяться другим, искажаться, модифицироваться. Это ведет порой к образованию таких комбинаций, которые кажутся в какой-то степени осмысленными или, напротив, абсурдными, не имеющими никакого смысла. Однако, как считал Фрейд, в любом случае ошибочное действие выражает вполне определенное намерение человека, прояснение которого необходимо для понимания того, что на самом деле стоит за тем или иным его промахом. В конечном счете вывод основателя психоанализа по поводу ошибочных действий сводился к тому, что они представляют собой серьезные психические акты, имеющие свой смысл, и что они возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений.

Если ошибочное действие – это результат столкновения между собой двух различных намерений, то для понимания его смысла необходимо прежде всего выявить данные намерения. Одно из них, нарушенное намерение, как правило, не вызывает трудностей для своего обнаружения, так как совершивший ошибочное действие человек знает об этом намерении и признает его. Второе, нарушающее намерение в одних случаях может быть явно выраженным, и человек догадывается о нем, но в других случаях оно может лишь частично выражать первоначальное намерение или искажать его, в результате чего утрачивается его истинное понимание.

Ошибочные действия — это одна из трех сфер, где бессознательное заявляет о себе в своих конкретных проявлениях и где можно не только фиксировать его, но и рабо­тать с ним.


Изречения

З. Фрейд: «Промахи являются удобнейшим материалом для любого желающего убедиться в истинности аналитического понимания».

З. Фрейд: «Индивид, совершивший промах, может его заметить или просмотреть; лежащая в основе промаха подавленная тенденция может быть хорошо известна индивиду. Но без анализа он обычно не знает, что соответствующий промах является результатом этой тенденции».

18 вопрос. Диагностика на основе психоанализа сновидений

Сновидение представляется как «Царский путь» в глубины бессознательного, поскольку в процессе сна как физиологического акта существенно снижена цензура сознания. Материал сновидений, в этом случае, представляет собой в чистом виде психический материал бессознательной сферы. Фрейд различал бытовое толкование сновидений и психоаналитическое. При психоаналитическом анализе сновидений он требовал соблюдения ряда принципов: 1. Сновидение представляет собою психический конгломерат, поэтому для его толкования и понимания нужен не универсальный ключ, а анализ сновидения поэтапно и в деталях. 2. Сновидение со схожим сюжетом у разных людей в сходных жизненных условиях может раскрывать совершенно различные побуждения. 3. Материал сновидения всегда имеет тесную ассоциированную связь с событиями реальной жизни сновидца и с прошлыми жизненными событиями. К такому толкованию относится разъяснение содержания сновидения по сонникам и подобным брошюрам, например, тараканы снятся к деньгам, а мухи к хлопотам и т.п. Этот момент является существенно важным в представлении психоаналитической теории. У Фрейда упор делается именно на прошлые жизненные события, в то время 4. Сюжеты сновидения представляют собой символический и искаженный материал бессознательной сферы. Следует также отметить, что динамические психические процессы протекают в период сна также, как и в бодрствующем состоянии человека, но с одним достаточно существенным исключением. Исключение состоит в том, что импульсы бессознательного не встречают существенного сопротивления со стороны сознания, поэтому прорываются с большей силой и манифестируют в сюжетах сновидения в символической форме. Прорываясь и манифестируя в сюжетах сновидения, импульсы ИД, также, как и при бодрствующем сознании сталкиваются с цензурой Супер-Эго и Я аналогичным образом вынуждено защищаться, что происходит с помощью уже упомянутых механизмов защиты. В отношении сновидений наиболее частым является действие вытеснения и искажения, что реализуется в формах забывания и искажения сюжетов сновидения после пробуждения. Другим распространенным в отношении сновидения защитным механизмом является сублимация, таким образом, в сновидении в приемлемой как для личности, так и для социума могут реализовываться самые нежелательные побуждения. В связи с этим сублимирующие сновидения даже получили условное название терапевтических сновидений. Сильной стороной анализа сновидений является несколько моментов. Во-первых, анализ сновидения позволяет диагностировать те же феномены, которые можно обнаружить, применяя метод анализа поведенческих и личностных проявлений. Во-вторых, с помощью анализа сновидений можно диагностировать феномены доступные при анализе ошибочных действий. В-третьих, только анализ сновидений позволяет обнаруживать скрытые психопатологические процессы, которые временно не проявляют себя в бодрствующем состоянии сознания личности. В-четвертых, только анализ сновидений предоставляет исследователю материал о всей диалектике противоборствующих сил бессознательной сферы и сознания. Анализ диагностики имеет четыре основные трудности. Первая из них — правильное понимание символики сновидений. Вторая — как у Карла Юнга указывается, что сновидения могут быть и предсказывающими, что объясняется Юнгом на основе иного понимания бессознательного, установление правильной ассоциативной связи между символикой сновидений и реальными жизненными событиями. Третья трудность — увязывание аналитического материала с реальными поведенческими и личностными проявлениями сновидца. Четвертая трудность — раскрытие завуалированных в символах и сюжетах сновидения скрытых, часто подавляемых истинных бессознательных побуждений личности.

19 Вопрос: Технология ассоциативного эксперимента

Ассоциативный эксперимент тесно связан с развитием такого направления в психологии, как ассоцианизм. Ассоцианизм, или ассоциативная психология, – это общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики.

Процедура проведения ассоциативного эксперимента такова: испытуемому предъявляется слово-стимул и требуется дать первые пришедшие в голову ассоциации. Фиксируется ответ и, в первоначальном варианте, время реакции. Отмечено, что ответ на аффективно окрашенные слова - стимулы вызывает большую задержку по времени, чем ответ на нейтральные. Обычно каждому испытуемому даётся 100 слов и 7‒10 минутнаответы1. Большинство реакций, приводимых в ассоциативных словарях, получено у студентов университетов и колледжей в возрасте 17‒25 лет (приэтом слова‒стимулы давались на родном для испытуемых языке).

По способу проведения ассоциативный эксперимент может быть прямым (свободным), направленным и цепным. При прямом ассоциативном эксперименте реакции ограничены только количественно (испытуемого просят назвать 1–3 реакции на каждое предъявляемое слово-стимул), при направленном – качественно (реакция должна относиться к определен-ной лексической или тематической группе, части речи и т. п.). Цепной экспери-мент предполагает, что последовательно следующие друг за другом реакции ограничены только временем их порождения.

Разновидностью ассоциативного эксперимента являются также методика незаконченных предложений, парный ассоциативный тест, вычисление коэффициента сплоченности группы и под.

Методика оценки данных ассоциативного эксперимента. Существует несколько вариантов возможной интерпретации результатов ассоциативного эксперимента. Приведем некоторые из них.При анализе словесных реакций испытуемых выделяют, прежде всего, так называе-мые синтагматические (небо ‒ голубое, дерево – растет,машина ‒ едет, курить ‒ вредно) и парадигматические (стол ‒ стул, мать ‒ отец) ассоциации.Синтагматическими называются ассоциации, грамматический класс которых отличен от грамматического класса сло-ва‒стимула и которые всегда выражают предикативные отношения. Парадигматические ассоциации представляют собой слова‒реакциитогожеграмматическогокласса, чтоисло-ва‒стимулы. Ониподчиняютсясемантическому принципу «минимального контраста», согласно которому чем меньше отличаются слова‒стимулыотслов‒реакцийпосоставусе-мантических компонентов, тем более высока вероятность актуализации сло-ва‒реакциивассоциативномпроцессе. Этотпринципобъясняет, по-чемупохарактеруассоциацийможновосстановитьсемантическийсоставслова‒стимула: целыйрядассоциаций, возникшихуиспытуемогона данное слово, содержит ряд признаков, аналогичных тем, которые содержатся в слове‒стимуле (например: летние, лето, начались, отдых, скоро, ура, безделье, школа, лагерь отдыха). По этим словесным реакциям можно достаточно легко восстанавливать слово‒стимул (в данном случае ‒слово каникулы).Некоторые исследователи полагают, что парадигматические ассоциации отражают языковые отношения (в частности, отношения слов‒лексемврамкахлексическихиграмматическихпарадигм), асинтагматические–отображаемыев речи предметные отношения (21, 155, 251 и др.)Среди словесных реакций в психолингвистике выделяют также реакции, отображающие родо‒видовыеотношения (кошка – домашнее животное, стол ‒ мебель), «звуковые» ассоциации, имеющие фонетическое сходство со стимулом (кошка – крошка, дом ‒ том), реакции, отображающие ситуационные связи обозначаемых предметов (кошка – молоко, мышка), «клишированные», восстанавливающие «речевые клише» (мастер ‒золотые руки, гость – каменный), «социально‒детерминированные» (женщина – мать, хозяйка) и др.

Одной из главных отличительных особенностей ассоциативного эксперимента является его простота и доступность применения, поскольку он может проводиться и индивидуально, и одновременно с большой группой испытуемых. Испытуемые оперируют значением слова в контексте ситуации речевого общения, что позволяет выявлять в ходе эксперимента и некоторые неосознаваемые компоненты значения.

Особое значение ассоциативный эксперимент имеет для практической психологии; не случайно он является одним из старейших методов экспериментальной психологии. К числу первых вариантов ассоциативного эксперимента относится методика «свободных ассоциа-ций» Х.Г. Кента – А.Дж. Розанова (313). В ней в качестве стиму-лов‒раздражителейиспользуетсянабориз 100 слов. Речевыереакциинаэтисловастандартизированынаматериалебольшогочислаисследований (психическиздоровыхлюдей, восновном‒взрослых), наосновечего определён удельный вес нестандартных речевых реакций (их соотношение со стандартными). Эти данные позволяют определить степень неординарности и «эксцентричности» мышления испытуемых.

Впервые ассоциативный эксперимент был предложен К. Г. Юнгом для выявления скрытых бессознательных комплексов. Ассоциативный тест базируется на гипотезе о том, что человек в любой момент способен на ассоциации, его представления взаимосвязаны друг с другом, то есть любое представление вызывает в памяти другое представление. Большое значение имеют те стимулы, на которые человек не может реагировать, на которые испытуемому ничего не приходит в голову или он дает ассоциации, только спустя длительный промежуток времени. К.Г. Юнг обнаружил, что «артефакты», которые всегда были обусловлены сильно проявляющимися аффектами. Такими артефактами являются: увеличенное время реакции, непонимание, повторение слов-стимулов, отсутствие реакции, ослышка, заикание и т. д. Исходя из этого, К. Г. Юнг делает вывод о том, что внимание человека нарушено внутренними факторами. Внимание привлекается существующими в них эмоциональными комплексами, независимо от их эмоциональной окраски (положительной или негативной). Учитывая тот факт, что эмоции оказывают регулирующее влияние на все психические процессы, то разрабатываемая методика обладает широкими функциональными возможностями.

22 вопрос: Анамнестический метод в Судьбоанализе.

АНАМНЕСТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Судьбоанализ — это направление глубинной психологии, которое делает осознанным бессознательные притязания предков личности. Другими словами индивид ставится перед бессознательными возможностями собственной судьбы и перед выбором лучшей форм экзистенции.

Концепция судьбоанализа была разработана венгерским психологом и психиатром Леопольдом Сонди. В основу данной концепции лег психоанализ Фрейда, где основное внимание уделено индивидуальному бессознательному, и аналитическая психология Юнга, в которой основной акцент сделан на коллективном бессознательном. Однако, судьбоанализ идет намного дальше этих представлений, основной акцент данная концепция делает на исследовании феноменов, так называемого семейного или родового бессознательного, основной особенностью которого является проявление его в выборах человека.

Концепция судьбоанализа изначально разрабатывалась в контексте генетики. Относительно истории ее возникновения Сонди пишет: «Я спрашивал себя снова и снова, что могут представлять собой повторяющиеся время от времени латентные генетические тенденции, которые сближают партнеров вместе в браке или любовной связи? Почему каждый из них выбирает именно этого, а не другого человека в качестве объекта своей любви? Почему человек выбирает себе в друзья именно этого человека, а не другого? Почему люди выбирают себе именно эту профессию? Ответы на эти вопросы имели важное значение… Именно так, от сухого как пыль исследования наследственности, я пришел к удивительно интересному и всепоглощающему изучению судьбоносных ситуаций, таких как любовные взаимоотношения, брак, выбор друзей и профессии. Я стал «аналитиком судьбы».Это высказывание Сонди выступает в качестве отправной точки отсчета зарождения Научного Судьбоанализа.

АНАМНЕСТИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. anamnesis - воспоминание), один из видов ретроспективного наблюдения демографических процессов, при к-ром сведения о демографич. и иных событиях собираются путем опроса людей о прошлом, по их воспоминаниям.

А. м возник в связи с необходимостью изучения недокументированного прошлого нас. В СССР получил широкое распространение в первые годы Сов. власти в серии исследований сан.-гигиенич. условий жизни нас. ряда малых народностей. Значение метода не ограничивается восполнением офиц. регистрации, он дает возможность изучать демографич. процессы по более подробной и углубленной программе, чем это предусмотрено текущей регистрацией, исследовать взаимозависимость изучаемых явлений, а также их связь с социально-экон. факторами и условиями внеш. среды. А. м позволяет получить сведения о прошлом в той форме и в тех разрезах, к-рые требуются для совр. исследования.

Осн. содержание анамнестич. обследований заключается в сборе сведений за длит. период, предшествующий моменту опроса. Наиболее плодотворным оказалось использование A.M. при изучении рождаемости и младенческой смертности. В этом случае опрашиваются женщины, к-рые сообщают сведения о браках, poдах и судьбе детей за весь период своей жизни. Специфич. особенностью сбора сведений А. М. отличающей его от др. аналогичных опросов нас., является установление точной даты наступления каждого из демографич. событий, что позволяет изучать их в хронологич. последовательности. Другая важная особенность А. м - в способе статистической разработки материала, при котором совокупность опрашиваемых представляется как совокупность прожитых ими человеко-лет.

А. м имеет ряд преимуществ по сравнению с др. методами. Единоврем. сбор сведений за ряд лет обеспечивает единство терминологии и толкования, единство формы опроса и разработки. При использовании А. м нет необходимости иметь контрольную группу для выявления влияния тех или иных факторов на демографич. процессы. A. м дает возможность, не нарушая однородности материала, образовывать отд. совокупности по тому или иному признаку. Данные анамнестич. обследований позволяют применить продольный анализ для изучения демографич. процессов. Недостаток метода - неточность и неполнота ответов опрашиваемых, особенно касающихся отдаленных во времени событий. Кроме того, имеют место искажения, обусловленные самой спецификой метода: о демографическом прошлом исследуемой группы нас. судят на основании ответов той ее части, к-рая дожила до момента обследования. Между тем частота нек-рых событий в жизни доживших и не доживших может быть разной, особенно если сам факт дожития зависит от изучаемого процесса. Напр., если частые роды увеличивают риск смерти, то среди доживших будет меньше много рожавших женщин. Т. о., состав опрошенных может отличаться от состава лиц, живших в отдаленные календарные периоды. Поэтому точность А. м находится в обратной зависимости от уровня миграции и смертности исследуемого нас.

 С понятием «осознание судьбы» Зонди связывает надежду «приостановить рост дегуманизации современного человека и способствовать его свободному становлению и гуманизации» состоит в постоянном движении противоречий и противоположностей и не Таким образом, судьбоанализ делает людей сознательными, чтобы они пережили бессознательное принуждение (навязывание) судьбы, кроме того, чтобы они рядом с этим навязыванием судьбы также располагали другими, лучшими возможностями существования и среди них могли выбирать. Только тогда можно говорить, что человек имеет собственную личностную судьбу. «Судьба является целостностью всех унаследованных и свободно выбранных возможностей существования».

Помимо индивидуального и коллективного бессознательного Л. Зонди определяет еще одну сферу, обуславливающую судьбу – родовое бессознательное. Эта родовая сфера с ее «фигурами предков», является наследственной основой всех вариантов судьбы притязания предков. «Под притязанием предков судьбоанализ понимает стремление фигуры предка полностью повториться в жизни потомка в той же самой форме экзистенции, в которой она один или несколько раз проявляла себя в истории целого рода». Даже если фигура предка «захотела» бы манифестировать в определенной форме судьбы, носитель подобного притязания все-таки имел бы различные варианты выбора своей будущей всегда имеет возможность выбора. «В случае навязанного выбора предок может проявить себя в виде болезни. Если же человек знает об этой опасности, то он может сознательно – хотя чаще всего он делает это бессознательно – выбрать такой вид профессиональной деятельности, в которой он социализирует притязания предков, вместо того чтобы составление генеалогического дерева, родословной пациента. Необходимо получить информацию хотя бы о двух поколениях по вертикали вверх и об одном-двух поколениях – вниз (если они есть), а также по горизонтали (т.е. о родителях, бабушках и дедушках, дядях и тетях, родных и двоюродных братьях и сестрах и о всех известных родственниках пациента).

Генеалогическое дерево показывает ситуацию в семье и возможные формы человеческую жизнь. Все многообразие функций он подразделяет на две группы: навязанная судьба (четыре функции) и свободная судьба, которой он также дает определения «Я-судьба», «Выбор – судьба», тем самым подчеркивая значимость субъектности в жизни человека. Выделенные функции должны рассматриваться не статически, а диалектически, так как они всегда между собой взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга.

Эти две формы судьбы находятся в тесных отношениях друг с другом.

Понятие судьбы теряет не только свой характер принуждения, оно граничит со свободой. Судьбу человека обуславливают стремление к свободе и навязанность. Психические противоположности и возможность управления ими образуют динамику, которая формирует судьбу.

 

притязаний предков, продолжающих динамически функционально жить и действовать в родовом бессознательном человека.

бессознательной защитной деятельности «Я» (З. Фрейд) в течении жизни и выражается в качестве индивидуальных потребностей побуждений напротив, затормозить развитие определенных потенций человека.

человек, равно как и его интеллектуальные способности, которые формируют властью, своей целенаправленностью и своим «Сверх-Я» может при благоприятных обстоятельствах, благодаря свободе выбора, взломать границы наследственности, природы побуждений, социальной и духовной среды и добиться для себя свободной судьбы Я. При неблагоприятных условиях – Я в своем бессилии, напротив, полностью обречено на вынужденную судьбу и повторяет, как правило, судьбу одного из своих формируют судьбу, все время меняют направление своего движения. Таким образом, судьба постоянно меняет формы своего проявления. Подобно смене декораций и актеров на вращающейся сцене театра, на сцене жизни отдельной личности тоже происходят изменения.

превращается в навязанную. Если же, напротив, «Я» с помощью Духа способно оказать энергичное сопротивление окаменевшему влиянию функций, определяющих навязанность судьбы, и снова привести в движение вращающуюся «сцену», то при благоприятных обстоятельствах может реализоваться свободный выбор судьбы, человеческое становление.

23 вопрос: Биографический метод в Судьбоанализе.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 164.