Второй половины XX века – начала XXI века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Выпускная квалификационная работа

студентки направления подготовки 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки»

Направленность: «История театра и кино, театральная и кинокритика»

 

 

Допущена к защите на ГЭК:

 

Заведующий кафедрой д-р иск., профессор   ______________ Г.В. Макарова  « » июня 2019 г. Научный руководитель канд. иск., ст. преп. ______________ А.О. Сопин « » июня 2019 г.

 

 

Москва 2019

Содержание

 

Введение..............................................................................................................3

1. Основные темы и новые тенденции в зарубежном

кинематографе с мистическими мотивами

во второй половине ХХ века – начала XXI века.

Появление и роль новых технологий; использование

приема «субъективной камеры»...................................................................9

1.1. «Полтергейст» (1982), «Звонок» (1998) ...............................................9

1.2. «Ад каннибалов» (1979), «Ведьма из Блэр» (1999), «Визит» (2015)...17

2. Архаичные образы ужасного: трансформации представлений

о ведьмах и вампирах и их изображений...................................................28

2.1. «Суспирия» (1977), «Дракула» (1992),

      «Выживут только любовники» (2013)................................................28

Заключение..........................................................................................................42

Список использованной литературы...............................................................45

Фильмография..................................................................................................48

Приложение......................................................................................................51

 

 

Введение

Данная работа посвящена кинематографу с мистическими мотивами, принципам его влияния на зрителя и изменению этих принципов в связи с историческими событиями, психологическими особенностями зрителя и социальными факторами. Если определять главную способность и необходимую черту произведения искусства как оказание на зрителя эмоционального воздействия, то кинокартины с элементами ужасного особенно важны для изучения. Фильмы с мистическими мотивами существуют на протяжении всей истории кинематографа и не теряют своей актуальности, но при этом почти всегда обладают определенным набором черт, образов и художественных средств выразительности, которые варьируются в соответствии с восприятием современного себе зрителя — чем больше временной разрыв с тем или иным произведением искусства такой направленности, тем менее страшными они кажутся (в некоторых случаях даже приобретают комичный характер). В ходе исследования был проведен опрос в сети интернет, где опрошенными выступили 55 человек от 20 до 30 лет, с разными профессиями и образованием. Они ответили на 9 вопросов. Во многом, тезисы и выводы этого исследования строятся на результатах этого опроса. Подробный его анализ представлен в приложении.

Объектом моего исследования является кинематограф с мистическими мотивами и элементами ужасного и его принципы влияния на зрительское восприятие.

Предметом исследования были выбраны фильмы второй половины XX — начала XXI века, содержащие мистические мотивы, элементы и архаичные образы ужасного — «Полтергейст» (1982), «Звонок» (1998); «Ад каннибалов» (1979), «Ведьма из Блэр» (1999), «Визит» (2015); «Суспирия» (1977), «Дракула» (1992) и «Выживут только любовники» (2013).

Цели и задачи исследования:

1) выявить и рассмотреть основные темы и новые тенденции в зарубежном кинематографе с мистическими мотивами во второй половине ХХ века – начала XXI века;

2) определить мотив новых технологий в современных фильмах ужасов и историю его появления;

3) рассмотреть роль «субъективной камеры» в возникновении особого направления «фильмов найденной пленки»;

4) проанализировать трансформацию представлений о ведьмах и вампирах и их изображений от воплощения классических сюжетов до современных вариаций.

Структура исследования определяется целями и задачами: работа состоит из введения, двух глав (первая из которых делится на две части), заключения, списка использованной литературы, фильмографии и приложения.

Исследование представляет собой компаративный анализ с герменевтическими элементами. Данной теме в нашем киноведении были посвящены работы Дмитрия Комма, Юрия Ханютина, Янины Маркулан, в которых был дан общий обзор материала на момент выхода исследований и предложены пути для дальнейшего анализа. Для более подробного изучения, были использованы работы зарубежных авторов[1].

Кино с элементами ужасного является интересным предметом изучения и с исторической точки зрения. Ориентированное в большинстве своем на запросы массового зрителя, оно невольно характеризует современную для себя социально-политическую ситуацию. Аналогии провести несложно: от возникновения тоталитарных режимов и акценте на монструозном образе главного антагониста (который представляет собой чуть ли не абсолютное зло с почти что отсутствующими мотивировками) в кинематографе 1920-х и 1930-х до рассредоточивания источника страха и несконцентрированных в одной фигуре образов ужасного 1960-х. Также, например, Вторая мировая и холодная войны приводят к появлению в 1950-е в кинематографе США и Японии апокалипсических мотивов — гигантских обезьян и ящериц, НЛО, динозавров, зомби, которые появляются чаще всего по причине неосторожности самих людей и не поддаются контролю. Таким образом в искусстве сублимировался страх перед ядерным взрывом и новой мировой катастрофой.

Наши страхи в большинстве своем архетипичны: люди с «оригинальными» фобиями встречаются достаточно редко. В основном, это стандартный набор: боязнь высоты, воды, пауков, закрытого пространства, в редких случаях — страх перед плесенью или трещинами, смертельными заболеваниями, микробами. Темноты и шкафов в детстве боятся почти все, кто-то избавляется от страха в раннем возрасте, кто-то позже, а кто-то не избавляется совсем. Происхождение многих тревог объясняется рефлексами, приобретенными еще в доисторическое время. Например, некоторые исследователи связывают страх темноты и незнакомцев у детей с первобытным страхом быть съеденным — если охота не удалась, приходилось жертвовать более слабыми (и воспроизводимыми) членами стаи, не говоря уже про опасность, исходящую от хищников, которые охотятся преимущественно в темное время суток.

Кандидат биологических наук, доцент кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии биологического факультета СПбГУ Екатерина Виноградова в своих исследованиях[2] утверждает, что с физиологической точки зрения страх, или правильнее будет употребить в данном контексте термин «стресс» — вещь не совсем однозначная и, что важно, имеющая как отрицательные влияния на организм, так и, как бы непривычно это ни звучало, положительные. Чтобы стресс был «благоприятным», в организме должны произойти определенные реакции. Процесс испуга от встречи с чем-то опасным и новым — это цепочка выработки организмом ряда определенных гормонов. Для настоящего исследования особенно важны знаменитый адреналин и эндогенные опиаты, которые как раз и являются основой стремления к экстриму и стрессу. В ситуации, когда наши предки спасались от хищника, в процессе погони выделялся адреналин, а после окончания — эндогенные опиаты, оказывающие обезболивающее и успокаивающее воздействие. Получается, что фильмы ужасов, помимо роли зеркала современной (для картины) социальной, психологической и политической ситуации, играют еще одну важнейшую для реципиента роль — биологическую. Дело в том, что человек перманентно находится в пограничном состоянии стресса, в ситуациях, которые лишены разрядки и, как следствие, выброса эндогенных опиатов. За нами как будто постоянно гонится хищник, но никогда не отстает и никогда не догоняет. В повседневности современному человеку ничего остро не угрожает, и если мы испытываем стресс, то он очень редко представляет смертельную опасность. Чаще всего это проблемы на работе, хамство в общественном транспорте, ссоры в семье. В кровь поступает адреналин, который заставляет организм активизировать защитные функции. Но так как стресс не доходит до своего апофеоза, не завершен, то поощряющих, успокаивающих и восстанавливающих нервную систему эндогенных опиатов человек не получает. Тут и приходят на помощь экстремальные виды спорта для одних и, как более доступный вариант, тревожащие произведения искусства — для других. Фильмы ужасов (а особенно с хорошо прописанным сюжетом и убедительной визуальной составляющей) обманывают наш мозг, вводят своего зрителя в искусственное состояние стресса и в конце спасают от монстра. Открытые финалы — немного другой случай, и является она чаще всего в данной области коммерческим ходом, ведь если зло не уничтожено, то придется прийти в кинотеатр на продолжение франшизы. Также, конечно, в подобных искусственных стрессогенных ситуациях человек не только получает достаточное количество нужных гормонов (которые, кстати, помогают избежать депрессии), но и удовлетворяет потребность в эмоциях, которых ему недостает в обыденной жизни.

Говоря о сублимации страхов, нельзя обойти стороной ситуации, когда фильмы ужасов становятся источником изначально несуществующих у зрителя тревог. Но, объяснение достаточно простое — не существует явлений исключительно односторонних, всё имеет обратные последствия. Подробное же изучение влияния фильмов ужасов на психику человека — обширная тема для отдельного самостоятельного исследования. 

Фильмы с мистическими мотивами — «площадка» для художественного эксперимента. Часто, в поисках более действенного пути оказать воздействие на зрителя, режиссеры совмещают уже проверенные средства выразительности с совершенно новой эстетикой — в итоге получается панорама приемов и средств выразительности, которая помогает составить представление о том или ином времени и его визуальном образе.

Следовательно, обращаясь к анализу кинематографа с элементами ужасного, можно не только получить представление об исторической ситуации и настроениях эпохи, но и определить основные художественные средства выразительности, характеризующие поэтику изучаемого периода.

Помимо эстетического портрета времени, благодаря исследованию фильмов ужасов можно также понять уровень чувствительности зрительского восприятия того или иного времени.

Обращаясь к зарубежному кинематографу с мистическими мотивами второй половины XXI века важно выделить и разобрать как новые приемы и мотивы, так и трактовку режиссерами уже давно существующих в искусстве образов страшного. Второй случай рассматривается на примере кинокартин «Суспирия» (1977), «Дракула» (1992) и «Выживут только любовники» (2013).

В фильмах ужасов этого периода появляется новая тема — современные технологии и их связь с мистическим. Чтобы понять, какую роль играет этот мотив (по мнению режиссеров) в мыслях зрителей для анализа выбраны фильм «Полтергейст» (1982), а также «Звонок» (1998).

В этот период в кинематографе рождается новый прием — «фильмы найденной пленки», полностью снятые «открытой» субъективной камерой, на экране — якобы обнаруженные подлинные записи людей, пропавших без вести. Такой ход невозможно оставить без внимания, так как он олицетворяет многие новые веяния искусства в целом: роль автора, субъективное восприятие окружающей действительности в сфере документального кинематографа, ограниченность видения окружающего мира сквозь призму «гаджетов». Для изучения этого приема были выбраны фильмы «Ад каннибалов» (1979), «Ведьма из Блэр» (1999) и «Визит» (2015).



Дата: 2019-07-24, просмотров: 207.