Выпускная квалификационная работа
студентки направления подготовки 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки»
Направленность: «История театра и кино, театральная и кинокритика»
Допущена к защите на ГЭК:
Заведующий кафедрой д-р иск., профессор ______________ Г.В. Макарова « » июня 2019 г. | Научный руководитель канд. иск., ст. преп. ______________ А.О. Сопин « » июня 2019 г. |
Москва 2019
Содержание
Введение..............................................................................................................3
1. Основные темы и новые тенденции в зарубежном
кинематографе с мистическими мотивами
во второй половине ХХ века – начала XXI века.
Появление и роль новых технологий; использование
приема «субъективной камеры»...................................................................9
1.1. «Полтергейст» (1982), «Звонок» (1998) ...............................................9
1.2. «Ад каннибалов» (1979), «Ведьма из Блэр» (1999), «Визит» (2015)...17
2. Архаичные образы ужасного: трансформации представлений
о ведьмах и вампирах и их изображений...................................................28
2.1. «Суспирия» (1977), «Дракула» (1992),
«Выживут только любовники» (2013)................................................28
Заключение..........................................................................................................42
Список использованной литературы...............................................................45
Фильмография..................................................................................................48
Приложение......................................................................................................51
Введение
Данная работа посвящена кинематографу с мистическими мотивами, принципам его влияния на зрителя и изменению этих принципов в связи с историческими событиями, психологическими особенностями зрителя и социальными факторами. Если определять главную способность и необходимую черту произведения искусства как оказание на зрителя эмоционального воздействия, то кинокартины с элементами ужасного особенно важны для изучения. Фильмы с мистическими мотивами существуют на протяжении всей истории кинематографа и не теряют своей актуальности, но при этом почти всегда обладают определенным набором черт, образов и художественных средств выразительности, которые варьируются в соответствии с восприятием современного себе зрителя — чем больше временной разрыв с тем или иным произведением искусства такой направленности, тем менее страшными они кажутся (в некоторых случаях даже приобретают комичный характер). В ходе исследования был проведен опрос в сети интернет, где опрошенными выступили 55 человек от 20 до 30 лет, с разными профессиями и образованием. Они ответили на 9 вопросов. Во многом, тезисы и выводы этого исследования строятся на результатах этого опроса. Подробный его анализ представлен в приложении.
Объектом моего исследования является кинематограф с мистическими мотивами и элементами ужасного и его принципы влияния на зрительское восприятие.
Предметом исследования были выбраны фильмы второй половины XX — начала XXI века, содержащие мистические мотивы, элементы и архаичные образы ужасного — «Полтергейст» (1982), «Звонок» (1998); «Ад каннибалов» (1979), «Ведьма из Блэр» (1999), «Визит» (2015); «Суспирия» (1977), «Дракула» (1992) и «Выживут только любовники» (2013).
Цели и задачи исследования:
1) выявить и рассмотреть основные темы и новые тенденции в зарубежном кинематографе с мистическими мотивами во второй половине ХХ века – начала XXI века;
2) определить мотив новых технологий в современных фильмах ужасов и историю его появления;
3) рассмотреть роль «субъективной камеры» в возникновении особого направления «фильмов найденной пленки»;
4) проанализировать трансформацию представлений о ведьмах и вампирах и их изображений от воплощения классических сюжетов до современных вариаций.
Структура исследования определяется целями и задачами: работа состоит из введения, двух глав (первая из которых делится на две части), заключения, списка использованной литературы, фильмографии и приложения.
Исследование представляет собой компаративный анализ с герменевтическими элементами. Данной теме в нашем киноведении были посвящены работы Дмитрия Комма, Юрия Ханютина, Янины Маркулан, в которых был дан общий обзор материала на момент выхода исследований и предложены пути для дальнейшего анализа. Для более подробного изучения, были использованы работы зарубежных авторов[1].
Кино с элементами ужасного является интересным предметом изучения и с исторической точки зрения. Ориентированное в большинстве своем на запросы массового зрителя, оно невольно характеризует современную для себя социально-политическую ситуацию. Аналогии провести несложно: от возникновения тоталитарных режимов и акценте на монструозном образе главного антагониста (который представляет собой чуть ли не абсолютное зло с почти что отсутствующими мотивировками) в кинематографе 1920-х и 1930-х до рассредоточивания источника страха и несконцентрированных в одной фигуре образов ужасного 1960-х. Также, например, Вторая мировая и холодная войны приводят к появлению в 1950-е в кинематографе США и Японии апокалипсических мотивов — гигантских обезьян и ящериц, НЛО, динозавров, зомби, которые появляются чаще всего по причине неосторожности самих людей и не поддаются контролю. Таким образом в искусстве сублимировался страх перед ядерным взрывом и новой мировой катастрофой.
Наши страхи в большинстве своем архетипичны: люди с «оригинальными» фобиями встречаются достаточно редко. В основном, это стандартный набор: боязнь высоты, воды, пауков, закрытого пространства, в редких случаях — страх перед плесенью или трещинами, смертельными заболеваниями, микробами. Темноты и шкафов в детстве боятся почти все, кто-то избавляется от страха в раннем возрасте, кто-то позже, а кто-то не избавляется совсем. Происхождение многих тревог объясняется рефлексами, приобретенными еще в доисторическое время. Например, некоторые исследователи связывают страх темноты и незнакомцев у детей с первобытным страхом быть съеденным — если охота не удалась, приходилось жертвовать более слабыми (и воспроизводимыми) членами стаи, не говоря уже про опасность, исходящую от хищников, которые охотятся преимущественно в темное время суток.
Кандидат биологических наук, доцент кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии биологического факультета СПбГУ Екатерина Виноградова в своих исследованиях[2] утверждает, что с физиологической точки зрения страх, или правильнее будет употребить в данном контексте термин «стресс» — вещь не совсем однозначная и, что важно, имеющая как отрицательные влияния на организм, так и, как бы непривычно это ни звучало, положительные. Чтобы стресс был «благоприятным», в организме должны произойти определенные реакции. Процесс испуга от встречи с чем-то опасным и новым — это цепочка выработки организмом ряда определенных гормонов. Для настоящего исследования особенно важны знаменитый адреналин и эндогенные опиаты, которые как раз и являются основой стремления к экстриму и стрессу. В ситуации, когда наши предки спасались от хищника, в процессе погони выделялся адреналин, а после окончания — эндогенные опиаты, оказывающие обезболивающее и успокаивающее воздействие. Получается, что фильмы ужасов, помимо роли зеркала современной (для картины) социальной, психологической и политической ситуации, играют еще одну важнейшую для реципиента роль — биологическую. Дело в том, что человек перманентно находится в пограничном состоянии стресса, в ситуациях, которые лишены разрядки и, как следствие, выброса эндогенных опиатов. За нами как будто постоянно гонится хищник, но никогда не отстает и никогда не догоняет. В повседневности современному человеку ничего остро не угрожает, и если мы испытываем стресс, то он очень редко представляет смертельную опасность. Чаще всего это проблемы на работе, хамство в общественном транспорте, ссоры в семье. В кровь поступает адреналин, который заставляет организм активизировать защитные функции. Но так как стресс не доходит до своего апофеоза, не завершен, то поощряющих, успокаивающих и восстанавливающих нервную систему эндогенных опиатов человек не получает. Тут и приходят на помощь экстремальные виды спорта для одних и, как более доступный вариант, тревожащие произведения искусства — для других. Фильмы ужасов (а особенно с хорошо прописанным сюжетом и убедительной визуальной составляющей) обманывают наш мозг, вводят своего зрителя в искусственное состояние стресса и в конце спасают от монстра. Открытые финалы — немного другой случай, и является она чаще всего в данной области коммерческим ходом, ведь если зло не уничтожено, то придется прийти в кинотеатр на продолжение франшизы. Также, конечно, в подобных искусственных стрессогенных ситуациях человек не только получает достаточное количество нужных гормонов (которые, кстати, помогают избежать депрессии), но и удовлетворяет потребность в эмоциях, которых ему недостает в обыденной жизни.
Говоря о сублимации страхов, нельзя обойти стороной ситуации, когда фильмы ужасов становятся источником изначально несуществующих у зрителя тревог. Но, объяснение достаточно простое — не существует явлений исключительно односторонних, всё имеет обратные последствия. Подробное же изучение влияния фильмов ужасов на психику человека — обширная тема для отдельного самостоятельного исследования.
Фильмы с мистическими мотивами — «площадка» для художественного эксперимента. Часто, в поисках более действенного пути оказать воздействие на зрителя, режиссеры совмещают уже проверенные средства выразительности с совершенно новой эстетикой — в итоге получается панорама приемов и средств выразительности, которая помогает составить представление о том или ином времени и его визуальном образе.
Следовательно, обращаясь к анализу кинематографа с элементами ужасного, можно не только получить представление об исторической ситуации и настроениях эпохи, но и определить основные художественные средства выразительности, характеризующие поэтику изучаемого периода.
Помимо эстетического портрета времени, благодаря исследованию фильмов ужасов можно также понять уровень чувствительности зрительского восприятия того или иного времени.
Обращаясь к зарубежному кинематографу с мистическими мотивами второй половины XXI века важно выделить и разобрать как новые приемы и мотивы, так и трактовку режиссерами уже давно существующих в искусстве образов страшного. Второй случай рассматривается на примере кинокартин «Суспирия» (1977), «Дракула» (1992) и «Выживут только любовники» (2013).
В фильмах ужасов этого периода появляется новая тема — современные технологии и их связь с мистическим. Чтобы понять, какую роль играет этот мотив (по мнению режиссеров) в мыслях зрителей для анализа выбраны фильм «Полтергейст» (1982), а также «Звонок» (1998).
В этот период в кинематографе рождается новый прием — «фильмы найденной пленки», полностью снятые «открытой» субъективной камерой, на экране — якобы обнаруженные подлинные записи людей, пропавших без вести. Такой ход невозможно оставить без внимания, так как он олицетворяет многие новые веяния искусства в целом: роль автора, субъективное восприятие окружающей действительности в сфере документального кинематографа, ограниченность видения окружающего мира сквозь призму «гаджетов». Для изучения этого приема были выбраны фильмы «Ад каннибалов» (1979), «Ведьма из Блэр» (1999) и «Визит» (2015).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 240.