Среди областей сотрудничества, которые часто выделяют исследователи в качестве приоритетных, «ресурсы международного правосудия; разработка международных договоров и приспособление законов войны к этим актам международного терроризма; и применение экономических санкций против тех стран, которые покрывают акты терроризма, хотя, как было признано, это может быть и неосуществимо»[78]. Но все эти направления действий могут принести пользу лишь в том случае, если оценка действий террористов не будет увязываться с заявленными ими политическими мотивами и ко всем террористам будет применен единый стандарт преступной природы их действий. Что, впрочем, ни в коей мере не умаляет важности решения правительствами политических проблем, послуживших политической основой террористических акций.
По сути дела, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма на сегодняшний день стала первым международным документом, подписанным уже многими странами, который касается не просто отдельных видов террористической деятельности, но обращен в целом к явлению терроризма и такой важной его составляющей, как обеспечение его финансовой основы. Именно инициатива по выработке этой конвенции способствовала принятию ООН решения о разработке единой конвенции по борьбе с терроризмом.
Принятые в последние годы Конвенции ООН по борьбе с бомбовым терроризмом (1997) и Международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма (1999), а также работа над проектами Конвенции ООН по ядерному терроризму и Всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом в очередной раз наглядно продемонстрировали приоритетность для ООН данной области международного сотрудничества, а также подтвердили общее мнение о многогранности и проявлении терроризма[79].
Международное сообщество пришло к мнению о необходимости в дополнение к уже имеющимся международным инструментам ООН и в целях создания единой правовой основы для международного сотрудничества в борьбе с терроризмом выработать Всеобъемлющую конвенцию по борьбе с международным терроризмом. Соответствующая инициатива была выдвинута в 1996 году Индией на 51-м заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Резолюцией 53/108 «Меры по уничтожению международного терроризма», принятой на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1998 году, был дан мандат на приоритетную выработку проекта конвенции по названному вопросу - наряду с продолжающейся работой над Конвенциями против ядерного терроризма (инициатива разработки которой принадлежит России) и финансирования террористической деятельности (последняя была открыта к подписанию 10.01.2000)[80].
Основным критерием, используемым экспертами при работе над данным документом, изначально являлся принцип недублирования имеющихся международно-правовых инструментов. Инициаторы проекта хотели закрепить в преамбуле конвенции ряд политических позиций, что было особенно проблематично в контексте сложной взаимосвязи практики национально-освободительного движения с террористическими актами. Другие вообще полагали, что в конвенцию не следует включать цитаты из политических документов, что понизило бы ее ценность в борьбе с терроризмом, или свести их к минимуму, и вообще она должна сосредоточиться на индивидуальной уголовной ответственности и не пытаться охватить вопрос об ответственности государств за такие деяния.
Первоочередной задачей в борьбе с преступностью и терроризмом является не только укрепление международного сотрудничества, но и наведение порядка во взаимодействии правоохранительных органов и спецслужб внутри национальных государств. Теракты 11 сентября заставили Соединенные Штаты, которые всегда гордились своими спецслужбами, кардинально пересмотреть всю организацию их взаимодействия в борьбе с новыми угрозами. Создано новое министерство национальной безопасности, которое координирует эту работу. Создана новая спецслужба, занимающаяся проблемами безопасности в киберпространстве, ужесточено уголовное законодательство, направленное на борьбу с “отмыванием” грязных денег.
Не менее сложные проблемы стоят в этой сфере и в Российской Федерации. Десять субъектов оперативно-розыскной деятельности, каждый из которых в той или иной мере занимается борьбой с терроризмом и преступностью, на государственном уровне координируются слабо. При наличии единого Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”, внутриведомственные инструкции и наставления противоречат друг другу, что приводит к снижению качества всей работы[81].
Затянувшийся процесс принятия Федерального закона “О противодействии легализации (“отмыванию”) преступных доходов” отбросил Россию на одно из последних мест в рейтинге стран, ведущих борьбу с “отмыванием” грязных денег. А принятый закон является самым мягким из всех существующих в мире и требует уже доработки и уточнений.
Не лучшим образом обстоит дело с принятием комплекса антикоррупционных законов. Хотя российские проекты, подготовленные еще 10 лет назад, были высоко оценены международными экспертами.
В настоящее время члены Комитета Государственной Думы Российской Федерации по безопасности предлагают в проекте закона “О борьбе с коррупцией” жесткую регламентацию прав и обязанностей чиновников, установку контроля над их доходами и расходами, большую открытость информации о деятельности государственных учреждений, принятие действенных мер против проникновения представителей криминального мира в органы законодательной и исполнительной власти[82].
Требуют особого внимания службы безопасности коммерческих структур, по крайней мере в России, поскольку в них работают 1 млн. человек, из них 300 тысяч – имеют лицензию на огнестрельное оружие. В этих структурах много высококвалифицированных специалистов, которые в последнее десятилетие вынуждены по различным причинам покинуть правоохранительные органы. Имея хорошие специальные знания, практику работы, связи в силовых структурах, получая достаточное (несоразмерно большее, чем на государственной службе) вознаграждение, они стоят на страже бизнеса, к сожалению, не всегда честного. А получившее распространение в последние годы явление, которое в народе прозвали “милицейская крыша”, иначе как позором назвать нельзя. Нынешние усилия МВД РФ по изжитию этих явлений заслуживают поддержки.
Вызов мировому сообществу со стороны преступности оказался настолько мощным, что оно не может чувствовать себя удовлетворенным результатами предпринимаемых антикриминальных усилий. Как было уже отмечено, приходится с сожалением констатировать, что “мозговые” штабы транснациональных криминальных и террористических организаций в своих действиях более консолидированы, мобильны, информированы и энергичны. Во многом это объясняется тем, что даже авторитетные международные, межправительственные организации, участвующие в борьбе с преступностью, из-за необходимости соблюдения формальных процедур существенно запаздывают в своих решениях. К тому же далеко не по всем вопросам достигнуто взаимопонимание между официальными властными структурами и многочисленными специализированными общественными организациями. Отсюда вытекает необходимость поиска более эффективных механизмов взаимодействия всех государственных и негосударственных антикриминальных, антитеррористических сил различных стран мира с целью выработки новых подходов в борьбе с преступностью и терроризмом.
Шагом в этом направлении стала инициатива, которую внесла российская сторона по созданию Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума. Впервые об этом было заявлено в 1999 г. За 2,5 года к предложению инициатора присоединились еще 38 стран мира. 5 декабря 2002 г. в Венском центре ООН состоялось первое заседание Международного оргкомитета Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума[83].
Инициатива России получила поддержку в ООН. Форум, будучи международной неправительственной организацией, может в перспективе стать лидером в деле укрепления и расширения взаимодействия различных международных и национальных организаций в выработке рекомендаций по борьбе с преступностью и терроризмом. Для оказания помощи Форуму в России в 2000 году создан Национальный Антикриминальный и Антитеррористический Фонд и Оргкомитет. Нынешняя международная конференция тоже проходит под эгидой Форума совместно с Комитетом Государственной Думы Российской Федерации по безопасности.
Стратегическая задача Форума – это привлечение широких кругов мировой общественности: глав государств и правительств, представителей органов законодательной и исполнительной власти, представителей бизнеса, деятелей культуры, средств массовой информации, специалистов судебных и полицейских органов, научно – исследовательских, образовательных учреждений, участников политических, общественных объединений и движений – к созданию единого антикриминального и антитеррористического фронта.
16 октября 2001 г. в Люксембурге открылась внеочередная встреча министров Европейского союза. Они обсуждали пути борьбы с финансированием терроризма[84].
Новые меры по борьбе с финансированием терроризма включают, в частности усиление экономических санкций в отношении банков и стран, которые подозреваются в совершении операций с "грязными" деньгами.
Министры юстиции и внутренних дел стран-членов ЕС также обсудили поднимавшиеся ранее вопросы – о всеевропейском определении понятия "терроризм" и унификация ордера на арест, которые должны ускорить процесс выдачи подозреваемых в террористической деятельности.
Среди мер, которые должны препятствовать деятельности террористов, было выдвинуто и требование к банкам называть имена подозрительных вкладчиков и предоставлять подробную информацию об их счетах. В настоящий момент лишь половина стран Евросоюза располагает подобными данными.
Особое внимание было уделено оффшорным зонам и странам со строгими законами о тайне банковских операций.
В список этих стран попали Филиппины и Науру – в последней зарегистрированы 400 оффшорных банков[85].
Среди прочих санкций, европейским банкам было запрещено открывать свои представительства в странах, которые, как подозревают, поддерживают фонды, используемые террористами.
Европейские банки теперь также будут обязаны отчитываться о любых крупных финансовых операциях, проведенных с банками, попавшими в "черный список".
Как заявили представители ЕС агентству Франс пресс, 15 стран Евросоюза согласились ввести штрафы против банков стран третьего мира, которые, как считают, не спешат бороться с отмыванием денег.
Согласно Франс пресс, таковыми считаются 19 стран. Тринадцать государств, которые ожидают членства в ЕС, также должны будут соблюдать правила борьбы с отмыванием денег. Среди таких стран, к примеру, Венгрия, которая сейчас входит в черный список подозреваемых[86].
Широко используют применение экономических санкций в борьбе с международным терроризмом США. Так, в 2001 году Соединенные Штаты отменили экономические санкции в отношении Индии и Пакистана, введенные в 1998 году после проведения двумя странами ядерных испытаний.
Согласно распространенной в Дели информации, президент США Джордж Буш заявил, что "сохранение санкций в отношении Индии и Пакистана, введенных в рамках договора о контроле за экспортом оружия, не отвечает интересам национальной безопасности Соединенных Штатов"[87]. Решение об отмене санкций было принято после того, как Индия и Пакистан выразили готовность оказать помощь США в проведении военной акции против режима талибов.
Санкции, в частности, включали запрет на предоставление Индии и Пакистану правительственных кредитов, оказание финансово-экономической помощи, продажу военного оборудования и лицензий на его производство.
Индия приветствует решение президента США Джорджа Буша об отмене санкций, введенных в отношении страны после проведения в мае 1998 года в Покхране ядерных испытаний.
В распространенном 23 сентября 2001 г. МИД Индии сообщении отмечается, что "принципиально, это хорошее решение"[88].
Подразделение министерства финансов США, отвечающее за надзор над иностранными активами (OFAC), главным образом, занято наложением штрафов на американцев, нарушающих экономические санкции против Кубы. В то же время именно это подразделение должно принимать активное участие в поиске и нейтрализации американских источников финансирования террористических сетей наподобие "Аль-Каеды".
Как сообщает Associated Press, проблема подобной расстановки приоритетов обсуждалась в Конгрессе США по случаю поступления туда отчетности из американского минфина. Из соответствующих документов видно, что в OFAC выявлением источников финансирования "Аль-Каеды", а равно изучением личного состояния Саддама Хусейна, занимаются всего четыре человека, в то время как борьбой с нарушителями санкций против Кубы занято около 30 сотрудников[89].
С 1994 года OFAC собрала штрафов на сумму более 8 миллионов долларов с лиц и организаций, нарушивших запрет на торговлю и туристические связи с Кубой. За причастность к финансированию международного терроризма американское ведомство за тот же период собрало с нарушителей около 9,5 тысяч долларов штрафов[90].
Представители Конгресса заявили, что будут настаивать на реорганизации деятельности подобных подразделений Минфина. В настоящее время в этом американском министерстве существует 4 автономных контрольно-ревизионных подразделения, которые, в частности, должны работать с источниками финансирования террористов. Необходимость реформирования признают и в самом Минфине. Предположительно, эти подразделения будут переведены под контроль вновь создаваемой службы антитеррористической финансовой разведки министерства.
Из последних действий США в борьбе с мировым терроризмом можно назвать принятие экономических санкций против Сирии. Сенат США подавляющим большинством голосов (89 против 4) 25 октября 2005 г. утвердил законопроект о введении экономических санкций против Сирии. Ранее этот проект уже был принят Палатой представителей, также подавляющим большинством (398 против 4), но в Сенате в него были внесены поправки, предоставляющие президенту большую свободу маневра при выборе санкций[91].
Теперь, чтобы стать законом, законопроекту достаточно быть подписанным президентом. Белый дом не всегда бывает доволен вводимыми законодателями экономическими санкциями против "проблемных" стран, так как эти суровые меры ограничивают возможности дипломатического воздействия, но в данном случае готов принять их как неизбежные. В частности, теперь администрация сможет запрещать все сделки по поставке материалов и оборудования "двойного назначения", то есть в принципе могущих быть использованы для производства оружия.
"Мы не можем более иметь отношения с Сирией и не можем закрывать глаза на то, что она очень, очень явно поддерживает терроризм", – заявила сенатор от Калифорнии Барбара Бохер. Она имеет в виду, что Сирия дала убежище лидерам палестинских группировок "Хамас" и "Исламский джихад".
Кроме того, в законопроекте говорится, что для снятия санкций Сирия должна прекратить длящуюся 13 лет оккупацию части Ливана, а также остановить усилия наладить производство оружия массового поражения.
Группа американских законодателей, находящихся в поездке по Ближнему Востоку, встретилась во вторник с президентом Сирии Башаром Асадом и рассказала ему о разочаровании американцев в тех странах, которые не сотрудничают с ними в борьбе с терроризмом. Асад заверил американцев, что он делает все возможное для того, чтобы укрепить границу с Ираком и, как заявил встречавшийся с Асадом конгрессмен Джим Коулб (Jim Kolbe) "намерен продолжать сотрудничать с нами в этом"[92].
Таким образом, использование экономических санкций является важным средством в борьбе с мировым терроризмом. Это подтверждает и тот факт, что мировое сообщество стремится к закреплению этой формы борьбы законодательно. Здесь может быть широко использован опыт США, которые активно использует экономические санкции в качестве одного из действенных способом борьбы с международным терроризмом.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 258.