Военные антитеррористические действия (войны в Афганистане и Ираке) США
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

После 11 сентября США оказались в состоянии войны, целью которой провозглашается ликвидация международного терроризма.

12 сентября Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию, безоговорочно осудившую террористические нападения на США как угрозу для международной безопасности. Резолюция призвала все государства предпринять совместные усилия с целью "предать правосудию" террористов и способствовать расширению международного сотрудничества для предотвращения и искоренения актов терроризма[58].

В тот же день Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1368, в которой подтверждалось право на коллективную и индивидуальную самооборону. СБ призвал к сотрудничеству в осуществлении международных антитеррористических конвенций и резолюций Совета Безопасности и подтвердил свою готовность предпринять все необходимые шаги с тем, чтобы отреагировать на террористические нападения. В частности, отмечалась резолюция СБ № 1269 от 19 октября 1999 г., в которой подчеркивалась необходимость интенсифицировать борьбу с терроризмом и подтверждалось, что пресечение всех актов международного терроризма является жизненно важным вкладом в поддержание международного мира и безопасности[59]. Кроме того, в резолюции № 1333 от 19 декабря 2000 г. СБ решительно осудил использование районов Афганистана, контролируемых группировкой "Талибан", для предоставления убежища террористам, в частности бен Ладену, и принял к сведению вынесение обвинительного акта США против бен Ладена и его сообщников, потребовал от талибов выполнить требование о его выдаче "компетентным властям страны, где против него был вынесен обвинительный акт"[60].

В своей интерпретации решений ООН администрация Буша попыталась объявить, что они дают право США самостоятельно "предпринимать военные действия против террористов в Афганистане", без какого-либо контроля со стороны Совета Безопасности. Правое крыло Республиканской партии требует "игнорировать ООН", поскольку эта организация может помешать США "нанести удар по Ираку, Ирану, Сирии, Ливии и другим" американским противникам. Показательно, что президент Буш даже не упомянул ООН в своей речи на объединенном заседании Конгресса. Президент не счел необходимым и выступить на открытии ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Вместо него американскую позицию на заседании изложил третьеразрядный дипломат – заместитель постоянного представителя США в ООН[61].

Выступая на объединенном заседании обеих палат Конгресса 20 сентября 2001 г., президент Буш сделал максимум для того, чтобы добиться самой широкой поддержки целей войны американской общественностью и международным сообществом. "Наш враг – это сеть радикальных террористов и каждое правительство, которое их поддерживает", – заявил Буш. По его словам, новая война будет отличаться от войн против Ирака в 1991 г. и Югославии в 1999 г.: "Мы используем все ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении, все средства дипломатии, все средства разведки, все инструменты правопорядка, все финансовые рычаги и все необходимые орудия войны, чтобы сломать и разгромить глобальную террористическую сеть". Президент предупредил, что "американцы должны готовиться не к одному сражению, а к длительной кампании"[62]. В октябре Буш заявил, что война против международного терроризма может продолжаться более двух лет. Следует напомнить, что формально Конгресс не принимал решения об объявлении войны. За всю американскую историю война объявлялась лишь 5 раз. Некоторые члены Конгресса призывали к такому шагу, но большинство не поддержало такое предложение. "Я не совсем понимаю, как объявить войну, если вы не определили, кто является противником", – заявил сенатор Джон Маккейн[63].

Однако принятая Конгрессом резолюция уполномочила президента применять "вооруженные силы США против тех, кто несет ответственность за недавнее нападение на США". Президент может использовать "всю необходимую и соответствующую силу против государств, организаций и лиц, которые, как определит президент, планировали, командовали, совершали или помогали террористическому нападению, которое произошло 11 сентября 2001 г., или укрывают такие организации и таких лиц, для того, чтобы предотвратить новые акты международного терроризма против США"[64]. Это представляет президенту огромные полномочия самостоятельно определять, с кем вести войну. Не случайно эту резолюцию эксперты сравнивают с печально известной Тонкинской резолюцией 1964 г., санкционировавшей войну во Вьетнаме. Правда, новая резолюция содержит ссылку на Закон о военных полномочиях 1973 г., требующую от президента вывода войск через 90 дней, если Конгресс не одобрит их применения. Президент направил в 25 сентября в Конгресс письмо, в котором официально поставил в известность американских законодателей, что в соответствии с конституционным правом верховного главнокомандующего им был отдан приказ об отправке "войск с боевым снаряжением и войск поддержки в ряд государств, находящихся в зонах операций центрального и тихоокеанского командований" вооруженных сил США. В письме на имя председателя Сената и спикера Палаты представителей Буш сообщил также, что для борьбы с терроризмом "может возникнуть необходимость направить дополнительные войска в эти или другие регионы мира, в том числе в страны, где уже находятся американские вооруженные силы". При этом президент США сообщил, что в настоящий момент "невозможно предсказать размах и продолжительность" как отправки войск, так и операций по борьбе с терроризмом, поскольку существует вероятность того, что "американская кампания против терроризма будет долгой"[65]. В своем выступлении в Конгрессе президент США предъявил 5 требований к Афганистану: выдать бен Ладена, освободить арестованных иностранных граждан, обеспечить защиту иностранных журналистов и дипломатов, немедленно закрыть все террористические лагеря и допустить американскую проверку этих лагерей[66]. Естественно, Соединенные Штаты не ожидали принятия талибами этого ультиматума.

Для операции в Афганистане привлекается часть специальных сил ВМС (5500 человек), ВВС (9500 человек) и армии (30000 человек), подготовленных и оснащенных для контртеррористических действий. До 5 тыс. военнослужащих специальных сил регулярно участвуют в разведывательных, психологических и иных операциях в 70 странах.

Предполагаемый масштаб военных действий потребовал мобилизации 50 тыс. резервистов (в том числе 13 тыс. для ВВС, 10 тыс. для сухопутных сил, 7500 для морской пехоты и 3 тыс. для ВМС).

К началу октября группировка вооруженных сил США на Среднем и Ближнем Востоке существенно увеличилась. В этом регионе было сосредоточено 28 тыс. военнослужащих, около 300 самолетов, примерно 25 надводных кораблей[67].

8 октября 2001 года США приступили к активным действиям, осуществив массированные удары крылатыми ракетами, палубной авиацией и тяжелыми бомбардировщиками по целям в Афганистане. Ударам подверглись более 10 тренировочных лагерей террористов, а также секретная лаборатория вблизи Джелалабада, где, как предполагают, разрабатывается химическое и биологическое оружие, по ряду объектов в Кандагаре и в провинции Логар, которые находятся под контролем бен Ладена. Кроме того, в список целей вошли политические и военные объекты талибов в Кабуле, а также аэродромы и другие военные базы на территории Афганистана[68].

В дальнейшем предполагалось перенести упор в военных операциях на другие страны, продолжающих, по мнению США, оказывать поддержку международному терроризму. Показательно, что в период боевых действий в Афганистане Пентагон не стал ослаблять свою группировку в Персидском заливе, которая действовала против Ирака.

Сегодня можно констатировать, что заявленные США цели операции были выполнены лишь в части смены власти в Кабуле. Большие потери американских жизней и серьезные материальные затраты на другую операцию – в Ираке – заставили Вашингтон переложить с августа 2003 года ответственность за операции в Афганистане на НАТО.

События начали развиваться с конца 2001 года, когда США, ощутив вкус "быстрой победы" в Афганистане, приняли решение расширить зону антитеррористической операции. Новым объектом воздействия был выбран Ирак. К такому выводу подталкивал ряд громких заявлений, сделанных высокопоставленными чиновниками Вашингтона. В интервью телекомпании Fox News Дональд Рамсфельд заявил о том, что "такие страны, как Ирак, которые укрывают террористов и способствуют их деятельности по всему миру, а также террористические организации, являются нашими врагами"[69]. Позднее не менее прозрачный намек был сделан постоянным представителем США при ООН. В своем в обращении к Совету Безопасности ООН он заявил, что США, помимо Афганистана и террористической группировки Усамы бен Ладена, могут нанести удар и по другим странам и организациям[70].

29 января 2002 года Дж. Буш-младший в своем послании «О положении страны» провозглашает концепцию "оси зла", под которой в Вашингтоне понимали «самые ужасные и жестокие государства мира». В это «образование» вошли Иран, Ирак и Северная Корея. А примкнули к нему, например, в виде списков «стран, поддерживающих терроризм», еще с десяток государств. Ирак обвинялся в том, что он "по-прежнему открыто демонстрирует свою враждебность к Америке и поддержку террора"[71]. В США начинается кампания по подготовке общественного мнения к новой войне. Объект определен, пропагандистский слоган отработан – "Америке угрожают", повод – предположение, что Ирак ведет разработки оружия массового уничтожения, и антиамериканский режим Саддама Хусейна готов использовать его против Америки, цель – помощь иракскому народу в свержении этого режима.

В середине февраля газета The Guardian раскрывает секрет полишинеля: от источников в дипломатических кругах ей становится известно, что Пентагон и ЦРУ начали подготовку к нападению на Ирак с целью отстранения от власти Саддама Хусейна. В конце февраля ливанская газета Al-Mustaqbal сообщила, что директор ЦРУ Дж. Тенет в ходе переговоров с президентом Египта Хосни Мубараком заявил последнему, что это решение окончательно и пересмотру не подлежит[72].

Мировая пресса интенсивно начинает обсуждение этой проблемы, в ходе которого выясняется одна любопытная деталь – идея войны с Ираком не поддерживается не только арабским миром, но и большинством союзников США по антитеррористической коалиции. Все они требуют как четких доказательств того, что Ирак действительно осуществляет разработки оружия массового уничтожения, так и мандата ООН для осуществления этой акции. И хотя, за редким исключением, практически никто не сомневается, мягко говоря, в нелицеприятной сущности режима Саддама Хусейна, для лидеров большинства государств настораживающе звучит сама мысль о том, что одно государство по праву сильного позволяет себе решать судьбу лидера суверенного государства, являющегося к тому же членом ООН.

Однако администрация Белого дома не хочет слышать голос коллективного разума. И лучше всего ее позицию выражает высказывание министра обороны США Дональда Рамсфельда: "Отсутствие свидетельств (причастности Ирака к террористической деятельности и производству ОМУ) не может служить свидетельством их отсутствия"[73]. В этом высказывании вся суть новой политики США – они переходят к новой фазе военного и политического доминирования в мире, когда им уже не нужно никого убеждать в своей правоте, кроме своих собственных граждан.

Что же касается войны с Ираком, то она также, безусловно, входила в число важнейших событий президентского правления Джорджа Буша-младшего. Более того, эта кампания во многом стала судьбоносной и для нынешнего президента, и для значительной части его команды, «не доделавшей эту работу» в 1991 и 1993 годах.

Война в Ираке стала успешной военной операцией, несмотря на то, что за ней последовало. Между тем весь мир видел, какие доводы использует Вашингтон для оправдания военной акции, получившей название «Шок и трепет». И весь мир слышал, как накануне президентских выборов действующая администрация публично признается в «ошибках»: оружие массового поражения так и не найдено, и вряд ли это вообще произойдет, Саддам Хусейн не был связан с боевиками «Аль-Каиды», демократию по-американски Ирак не воспринимает. Но при этом никто, конечно, не говорит о прекращении «демократизации» страны и выводе иностранных войск из нее – столько сил и средств уже вложено, да и нефтяные вышки второго по разведанным запасам нефти государства в мире сулят немалые прибыли.

14 февраля 2003 года в США была опубликована Белым домом Национальная стратегия борьбы с терроризмом. В предисловии к ней, в частности, говорилось:

«Атаки, предпринятые террористами 11 сентября 2001 года в Вашингтоне, округ Колумбия, Нью-Йорке и Пенсильвании, были актами вооруженной агрессии против Соединенных Штатов Америки и их союзников, равно как и против самой идеи цивилизованного общества. Терроризму не может быть оправданий. Мир должен реагировать и вести борьбу с этим злом, которое стремится поставить под угрозу и уничтожить наши основные свободы и наш образ жизни. Сегодня идет война между свободой и страхом.

Наш противник – это не один человек. Это не конкретный политический режим. И уж, конечно, это не религия. Наш противник – это терроризм: умышленное политически мотивированное насилие, осуществляемое в отношении мирных людей и объектов субнациональными группами или тайными агентами. Те, кто использует методы терроризма, вне зависимости от своих конкретных светских или религиозных целей, стремятся разрушить власть закона и изменить порядок вещей с помощью насилия и страха. Эти террористы опираются на извращенное представление о том, что убийства, похищения людей, вымогательство, грабежи и создание паники являются легитимными формами политической деятельности»[74].

Из последних действий США в борьбе с мировым терроризмом можно назвать принятие экономических санкций против Сирии. Сенат США подавляющим большинством голосов (89 против 4) 25 октября 2005 г. утвердил законопроект о введении экономических санкций против Сирии. Ранее этот проект уже был принят Палатой представителей, также подавляющим большинством (398 против 4), но в Сенате в него были внесены поправки, предоставляющие президенту большую свободу маневра при выборе санкций[75].

Теперь, чтобы стать законом, законопроекту достаточно быть подписанным президентом. Белый дом не всегда бывает доволен вводимыми законодателями экономическими санкциями против "проблемных" стран, так как эти суровые меры ограничивают возможности дипломатического воздействия, но в данном случае готов принять их как неизбежные. В частности, теперь администрация сможет запрещать все сделки по поставке материалов и оборудования "двойного назначения", то есть в принципе могущих быть использованы для производства оружия.

"Мы не можем более иметь отношения с Сирией и не можем закрывать глаза на то, что она очень, очень явно поддерживает терроризм", – заявила сенатор от Калифорнии Барбара Бохер. Она имеет в виду, что Сирия дала убежище лидерам палестинских группировок "Хамас" и "Исламский джихад".

Кроме того, в законопроекте говорится, что для снятия санкций Сирия должна прекратить длящуюся 13 лет оккупацию части Ливана, а также остановить усилия наладить производство оружия массового поражения.

Группа американских законодателей, находящихся в поездке по Ближнему Востоку, встретилась во вторник с президентом Сирии Башаром Асадом и рассказала ему о разочаровании американцев в тех странах, которые не сотрудничают с ними в борьбе с терроризмом. Асад заверил американцев, что он делает все возможное для того, чтобы укрепить границу с Ираком и, как заявил встречавшийся с Асадом конгрессмен Джим Коулб (Jim Kolbe) "намерен продолжать сотрудничать с нами в этом"[76].

Многие считают, что Вашингтону в некоторой степени даже выгодна та военная напряженность, которая сохраняется в стране и вокруг нее, так как именно она делает обоснованным их присутствие не только в Афганистане, но и в центральноазиатских республиках. И уже, конечно, вряд ли в обозримом будущем США покинут Центральную Азию, в которую до распада СССР попасть они не могли. Более того, их военное присутствие в этом стратегически важном регионе растет – недалеко до нефти и газа Каспия, опять же Китай и нестабильный Пакистан с его ядерным оружием можно контролировать, да и быть рядом с южными границами России лишним для Вашингтона не будет[77].

Что же касается войны с Ираком, то она также, безусловно, входит в число важнейших событий президентского правления Джорджа Буша-младшего. Более того, эта кампания во многом становится судьбоносной и для нынешнего президента, и для значительной части его команды, «не доделавшей эту работу» в 1991 и 1993 годах.

Нынешняя война в Ираке стала успешной военной операцией, несмотря на то что за ней последовало. Между тем весь мир видел, какие доводы использует Вашингтон для оправдания военной акции, получившей название «Шок и трепет». И весь мир слышит, как теперь, накануне президентских выборов, действующая администрация публично признается в «ошибках»: оружие массового поражения так и не найдено, и вряд ли это вообще произойдет, Саддам Хусейн не был связан с боевиками «Аль-Каиды», демократию по-американски Ирак не воспринимает. Но при этом никто, конечно, не говорит о прекращении «демократизации» страны и выводе иностранных войск из нее - столько сил и средств уже вложено, да и нефтяные вышки второго по разведанным запасам нефти государства в мире сулят немалые прибыли.

Таким образом, США начало свой поход против терроризма, который она осуществляет как с помощью военной силы, так и при помощи экономических санкций.

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 247.