Внутренняя антитеррористическая политика Дж. Буша
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В США за период с 1958 по 1999 гг. было принято более 40 правовых актов, в той или степени касающихся усиления борьбы с терроризмом, в том числе специальная Президентская директива (июнь 1995 г.) и Закон об усилении борьбы с терроризмом (1996 г.). Эти законодательные акты значительно расширяют права федерального руководства, правоохранительных органов и администрации штатов по выявлению и пресечению готовящихся терактов как на территории США, так и за рубежом[46].

В период до 2000 года в США на усиление борьбы с терроризмом было предусмотрено выделить целевым порядком дополнительно 1 млрд. долл., которые предполагалось израсходовать на приобретение специального оборудования и подготовку персонала. Американскому президенту было предоставлено право прекращать все виды помощи государствам, вовлеченным прямо или косвенно в деятельность, классифицируемую как международный терроризм. Иммиграционные власти наделялись полномочиями без объяснения причин депортировать из США лиц, подозреваемых в причастности к деятельности террористических организаций. Были приняты другие меры, ужесточающие ответственность за терроризм, расширяющие полномочия антитеррористических структур: на 1 тыс. человек была увеличена численность антитеррористического персонала; ФБР было предоставлено право на прослушивание и скрытую видеосъемку лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности; введена смертная казнь за осуществление террористических актов, приведших к человеческим жертвам; возможность привлечения вооруженных сил для пресечения терроризма и борьбы с ним (захват участников, предоставление необходимой техники, специального оборудования и снаряжения для дезактивации, дегазации и дезинфекции, предоставление учебных центров ВС США для отработки спецзадач)[47].

В США к антитеррористической деятельности привлечены различные ведомства, к важнейшим из которых относятся государственный департамент, ЦРУ, ФБР и министерство обороны. Госдепартамент при этом является ведущей организацией по выработке национальной политики, программ и способов борьбы с международным терроризмом. В составе госдепартамента функционирует специальный отдел, который занимается выработкой государственной стратегии и осуществлением сотрудничества с другими государствами по предотвращению международных терактов. Начальник отдела осуществляет руководство межведомственной рабочей группой по терроризму, в обязанности которой входит разработка национальной антитеррористической политики, включая подготовку законодательных инициатив. Кроме того, отдел курирует подготовку специалистов по борьбе с терроризмом дружественных стран, а также координирует научно-исследовательскую работу по разработке и усовершенствованию форм и способов борьбы с терроризмом.

Ежегодно госдепартамент готовит список государств, содействующих международному терроризму. В 1999 году в этот список включены Ирак, Иран, КНДР, Куба, Ливия, Сирия, Судан[48].

При Джордже Буше-младшем Америка открыто заявила о своих притязаниях на мировое господство и стала активно проводить курс на построение однополярного мира во главе с собой. Отправной точкой в этом плане следует считать теракты в США 11 сентября 2001 года.

В конце октября Палата представителей приняла законопроект о борьбе с терроризмом 357 голосами против 66[49]. По мнению газеты "Вашингтон пост", "палата представителей дала Генеральному прокурору Эшкрофту почти все, что он запросил, внося проект закона в конгресс в сентябре. Законопроект облегчает получение информации правоохранительными и разведывательными органами, и обновляет законы о слежке с учетом новых информационных средств, таких как электронная почта и сотовые телефоны"[50].

За этот закон проголосовали 211 республиканцев и 145 демократов, против – 62 демократа, 3 республиканца и 1 независимый конгрессмен[51]. Таким образом, треть членов демократической фракции выступила против этого законопроекта. По словам конгрессмена-демократа Б. Фрэнка, "ирония заключается в том, что этот законопроект, который именуют законом о патриотизме, защите США, единения вокруг звезднополосатого флага, обсуждался самым антидемократичным образом. Закон проскочил через конгресс в рекордное время, без обычных процедур обсуждения в комитетах, что напугало сторонников гражданских прав, которые считают, что законодатели проштамповали далеко идущие меры, о чем они когда-нибудь пожалеют"[52].

Таким образом, террористическое нападение 11 сентября оказало серьезное воздействие на сложившиеся в обществе представления о роли гражданских прав и свобод, функциях государства и самой сущности "американского образа жизни".

В начале 2002 года президент Буш выступил с посланием «О положении страны», в котором появился термин «ось зла», под которой в Вашингтоне понимали «самые ужасные и жестокие государства мира». В это «образование» вошли Иран, Ирак и Северная Корея. А примкнули к нему, например, в виде списков «стран, поддерживающих терроризм», еще с десяток государств[53].

До этого выступления Америка уже воевала в Афганистане, громя в горах талибов и ранее широко известную лишь в узких кругах террористическую организацию «Аль-Каида». Первые ракетно-бомбовые удары по Афганистану ВВС и ВМС США и их союзников нанесли 8 октября 2001 года. Сегодня можно констатировать, что заявленные США цели операции выполнены лишь в части смены власти в Кабуле. Большие потери американских жизней и серьезные материальные затраты на другую операцию – в Ираке – заставили Вашингтон переложить с августа 2003 года ответственность за операции в Афганистане на НАТО.

При нынешнем американском лидере США вышли из бессрочного советско-американского Договора по противоракетной обороне от 1972 года, который Москва считала «краеугольным камнем стратегической стабильности» и начали развертывание системы ПРО страны, что этот документ и запрещал делать. К концу первого президентского срока Буша-младшего первые ракеты-перехватчики уже стояли на боевом дежурстве на Аляске, а к следующему году появялись и на западном побережье США – в Калифорнии. Будет у Америки способность гарантированного предотвращения ракетно-ядерного удара по своей территории – никто уже не сможет оспорить ее стратегическое доминирование в мире.

Правда, до сих пор никто, в том числе и сами американцы, не может сказать, насколько эффективной будет строящаяся система ПРО США. В рамках ее проектирования Пентагон провел 8 испытаний, лишь 5 из которых были успешными. При этом не всегда испытания, связанные с ПРО и другими системами вооружения, способными обеспечить стратегическое преимущество Америке, укладываются в действующие международные соглашения. Речь идет о намерениях США, озвученных администрацией Буша-младшего, вывести оружие в космос, создать новый вид ядерного оружия сверхмалой мощности, для чего потребуется проведение полноценных ядерных испытаний.

«Разоруженческие» процессы, занимавшие у нескольких последних президентов США все же одно из ведущих мест в своей деятельности, Джорджа Буша особо не интересовали. Более того, если бы не настойчивость России, то, скорее всего, не было бы и российско-американского Договора об ограничении стратегических наступательных потенциалов, подписанного в России в мае 2003 года. Этот документ, по мнению многих специалистов, остается «переходным», но с точки зрения национальной безопасности по большому счету пока устраивает и США, и Россию.

К сфере стратегической стабильности, все же скорее изрядно пошатнувшейся, чем укрепившейся при президенте Буше, можно отнести и такие ошибочные, с точки зрения России, действия, как расширение НАТО на Восток и явная тенденция к выдавливанию России с непосредственного постсоветского пространства - ныне территории СНГ.

Именно Джордж Буш-младший довел до конца начатое Биллом Клинтоном и провел вторую волну расширения НАТО за счет трех балтийских республик - Латвии, Литвы и Эстонии, а также Болгарии, Румынии и Словакии. Американский лидер утверждал, что это расширение не угрожает России - наоборот, на ее западных границах наступит полная стабильность. Но опасения Москвы, связанные, например, с неприсоединением новых членов Североатлантического альянса к Договору об обычных вооруженных силах в Европе (регулирующего и контролирующего, напомним, качественные и количественные характеристики вооружений и военной техники в регионе), по-прежнему не слышат ни в Вашингтоне, ни в других столицах альянса. Более того, Россия, ратифицировавшая этот документ (США его, как и канувший в Лету Договор по ПРО, относят к реликтам «холодной войны»), получила уведомление, что США и страны - члены НАТО «рассмотрят возможность» ответного шага только после вывода российских войск из Грузии и Приднестровья.

По сути России откровенно предлагается отдать свое влияние и значимость в СНГ. В этом случае, считают специалисты, она стала бы весьма изолированной и не имеющей значения страной, и перспектива повторить судьбу СССР оказалась бы весьма реальной. Если же Россия сумеет усилить свою роль на постсоветском пространстве, это могло бы стать хорошей отправной точкой для возвращения РФ на центральную арену мировой политики. Однако для этого необходимо, чтобы стратегическая мощь России в какой-то мере была скоординирована со стратегической мощью и стратегией Запада.

Шанс сделать это появился «на волне 11 сентября» в конце 2001 года, когда британский премьер Тони Блэр озвучил инициативу относительно создания совета «Россия - НАТО» в новом и очень многообещающем формате «двадцатки». Совет был создан. Но до сих пор все его заседания проходят «во второй день» после того, как «в первый день» непосредственно натовцы обсуждают свои вопросы, не допуская к ним Россию. С нашей же страной НАТО обсуждает вопросы сотрудничества в борьбе с совместными вызовами и угрозами. Прекрасно понимая при этом, что, к примеру, состоявшееся расширение НАТО на непосредственное постсоветское пространство в том виде, которое оно имеет на сегодняшний день (с неработающим механизмом контроля качественных и количественных показателей вооруженных сил у российских границ), в России не может восприниматься иначе, чем как один из вызовов и угроз. Но «такие» вызовы НАТО с Россией на заседаниях не обсуждает.

В отличие от администрации Клинтона нынешняя администрация США не пытается создать некое идеальное мироустройство по американскому образцу, а стремится не допустить появления равного США по силе противника в XXI веке. Китай - главный кандидат на роль такого противника, хотя переход к политике сдерживания КНР (как США "сдерживали" Советский Союз) пока считается преждевременным. Что касается России, то она больше не считается врагом, во всяком случае - равным по силе идеологическим и геополитическим противником, каким был СССР. Но Россия в обозримом будущем будет оставаться единственной страной, способной с помощью ядерного оружия физически уничтожить США.

Выступая на заседании обеих палат конгресса 20 сентября, президент Буш объявил о создании Управления безопасности национальной территории, которое должно координировать антитеррористическую деятельность всех государственных министерств и ведомств. Его руководителем со статусом члена кабинета стал губернатор Пенсильвании Том Ридж, личный друг Буша, который в 2000 г. рассматривался в качестве одного из главных претендентов на должности вице-президента и министра обороны. Хотя Ридж является ветераном войны во Вьетнаме, к нему с большим подозрением относятся консервативные круги республиканской партии (когда Ридж был членом палаты представителей, он выступал за аборты и против НПРО)[54].

Управление безопасности национальной территории не получило статус федерального министерства, поэтому назначение Риджа не потребовало одобрения со стороны Конгресса. Бюджет управления составил всего 25 млн. долл.[55]

Помимо Управления безопасности национальной территории администрация объявила о создании в Совете национальной безопасности двух новых отделов. Один из них, Отдел по борьбе с терроризмом, возглавил отставной армейский генерал Уэйн Даунинг, который должен координировать деятельность военных и разведывательных органов. Даунинг получил известность, как автор доклада, анализировавшего причины гибели 19 военнослужащих в результате террористического нападения на американский объект в Саудовской Аравии. Другой отдел, который возглавил известный специалист по контртерроризму Ричард Кларк, должен обеспечивать защиту информационной инфраструктуры страны[56].

В США началось осуществление широкомасштабных программ по укреплению территориальной безопасности. Как писала газета "Крисчен сайенс монитор", "возводятся стены Крепости Америка"[57].

В прошлом десятилетии главным локомотивом американской экономики стали новейшие информационные технологии. Благодаря этому средние темпы роста американского ВВП составили 3,6% в год, что в полтора раза выше, чем темпы роста мировой экономики. Соединенные Штаты существенно опередили таких конкурентов, как Германия и Япония. Ежегодный прирост внутренних инвестиций достиг в США 7%, в то время как для всего мира он не превышал 3%. При этом США превратились в главный рынок для иностранных инвестиций. В конце 90-х годов американский рынок поглощал свыше 30% глобальных иностранных инвестиций. В результате на долю США приходится 45% капитализации мирового рынка, что в два раза больше доли этой страны в мировом ВВП.

Победив демократов на выборах 2000 года, лидеры республиканской партии сочли, что колоссальная мощь американской экономики позволяет осуществить на практике лозунг "И масло, и пушки!". Уже в первые месяцы пребывания у власти президент Буш-младший осуществил самое большое в американской истории сокращение налогов. Уповая на "свободный рынок", руководители нынешней администрации провозгласили, что снижение налогов позволит стимулировать долговременный экономический рост. Бюджет Пентагона вырастет за два года почти на 100 млрд. долларов. Нынешняя администрация добивается увеличения военных расходов до 4% ВВП. Во второй половине нынешнего десятилетия этот показатель может увеличиться до 4,5% ВВП. Военные расходы США, составлявшие в 1998 году 260 млрд. долл., в 2003 финансовом году достигнут почти 400 млрд. долл. В результате возникает беспрецедентная в мировой истории ситуация. Сегодня американские военные расходы составляют свыше половины расходов на оборону всех стран мира. Еще выше американская доля в глобальных расходах на закупку вооружений (около 65%) и на военные НИОКР (примерно 75%).

Превосходство в информационных технологиях позволяет оснастить американские вооруженные силы неядерными высокоточными вооружениями, способными сводить к минимуму способность противника предпринимать действия против войск и территории США.

В ходе осенней кампании 2001 года против талибов и "Аль-Каиды" новые системы вооружений впервые сыграли решающую роль в боевых действиях. Это позволило избежать привлечения крупных группировок американских войск для проведения крупномасштабных наземных операций и свести потери США к минимуму.

Новая военно-стратегическая концепция США предусматривает достижение политических целей войны против любого противника без применения ядерного оружия. Вместе с тем не исключается, что противник, не имея возможности вести ответные действия против американских войск с помощью обычных вооружений, использует "асимметричный ответ" и применит против США оружие массового уничтожения - баллистические ракеты с ядерными, химическими и биологическими боезарядами. Использование ОМУ будет нивелировать американское превосходство в обычных вооружениях и сдерживать применение вооруженных сил США.

Поэтому особое место в планах Пентагона занимает противоракетная оборона. При этом рассматривается широкий спектр различных систем ПРО как стратегического, так и тактического назначения. Финансирование НИОКР по противоракетной обороне за последние два года выросло примерно в 2 раза. При этом большинство программ находится в стадии НИР, хотя часть программ перешла в стадию ОКР.

Наибольшее продвижение достигнуто в области тактической ПРО. В конце 90-х годов началось производство и развертывание системы "Патриот" 3-й модификации, способной осуществлять перехват оперативно-тактических баллистических ракет типа "Скад". Кроме того, в ближайшие годы намечается проведение испытаний системы ПРО воздушного базирования с использованием химического лазера, установленного на самолете "Боинг".

Следует подчеркнуть, что, резко увеличив расходы на противоракетную оборону, администрация Буша фактически отказалась от планов развертывания ограниченной НПРО (100-250 перехватчиков), которые были разработаны администрацией Клинтона. Пока осуществляется развертывание только систем тактической ПРО. В сфере стратегической дело ограничивается проведением исследований, испытанием и созданием прототипов. На практике руководство США интенсифицировало НИОКР по противоракетной обороне, но не приняло окончательного решения по архитектуре стратегической ПРО.

В ходе избирательной кампании Буш-младший обещал провести радикальный пересмотр ядерной политики США. Однако этого не произошло. Принятый в январе 2002 года документ "Обзор ядерной стратегии", как можно судить по имеющейся в печати информации, не затрагивает основы подхода США к ядерному оружию.

Количественные сокращения ядерных вооружений (до 3800 развернутых боезарядов в 2007 году и 1700-2200 боезарядов в 2012-м) сохраняют стратегические силы США на уровне, необходимом для ведения ядерной войны против России. Хотя такая война считается маловероятной, Россия по-прежнему считается единственной страной в мире, способной уничтожить Соединенные Штаты. Поэтому состав и структура американских стратегических наступательных сил позволяют осуществлять любой вариант нанесения ядерных ударов по России в рамках интегрированного плана СИОП, включая упреждающий противосиловой удар.

Помимо России и Китая объектами американской ядерной политики являются и так называемые государства-изгои. Это включенные Бушем в "ось зла" Ирак, Иран и Северная Корея, а также Ливия и Сирия, которых США обвиняют в попытках создать оружие массового уничтожения.

При этом Вашингтон, с одной стороны, предупреждает потенциальных противников, что применит против них ядерное оружие, если они попытаются использовать против Соединенных Штатов и американских союзников химическое или биологическое оружие, а с другой - объявляет, что не допустит получения этими странами доступа к ОМУ.

В этой связи важное значение имеет содержащийся в "Обзоре ядерной стратегии" тезис относительно необходимости разработки нового малогабаритного ядерного боеприпаса, способного поражать подземные бункеры, в которых может храниться химическое, биологическое оружие. Такие боеприпасы могут быть использованы и для поражения других сверхзащищенных целей, включая подземные пункты военного и политического управления.

Вместе с тем в новой доктрине США ядерное оружие утрачивает главенствующую роль, как это было в период холодной войны, и становится интегрированной частью новой стратегической триады, создание которой провозглашено в "Обзоре ядерной стратегии". Если раньше под стратегической триадой понималось три вида носителей ядерного оружия (МБР, БРПЛ и ТБ), то теперь составными частями триады становятся стратегические наступательные вооружения, противоракетная оборона и высокоточное обычное оружие, подкрепленные способностью к еще большему наращиванию военного потенциала. Именно сочетание этих трех компонентов должно обеспечить подавляющее военное превосходство США в XXI веке.

Умеренно-либеральные демократы, находившиеся у власти в США при администрации Клинтона, пытались консолидировать результаты победы в холодной войне и оформить американское лидерство в глобализирующемся мире прежде всего невоенными средствами.

Новое руководство США отвергло ставку на многосторонние действия. С точки зрения республиканцев, для обеспечения американского лидерства не требуется опоры на международный консенсус. После прихода к власти администрация Буша-младшего провозгласила курс на односторонние действия: США будут действовать вместе с союзниками там, где это возможно, но готовы действовать самостоятельно там, где это необходимо. Подобная позиция исходит из того, что американские союзники не имеют альтернативы - они будут вынуждены поддерживать Соединенные Штаты, поскольку не в состоянии действовать самостоятельно, тем более - вопреки Вашингтону.

Если при проведении операции в Афганистане США заручились соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН, то в дальнейшем, похоже, администрация Буша не намерена испрашивать санкцию для расширения масштабов операции. Так, Соединенные Штаты приняли решение о направлении своих сил на Филиппины, в Йемен, Грузию. Началась подготовка широкомасштабной военной операции против Ирака. Таким образом, установка на односторонние силовые действия вновь возобладала в Вашингтоне.

Особенно резкое отторжение вызывает у правого крыла администрации Буша режим контроля над вооружениями. С точки зрения консервативных республиканцев, контроль над вооружениями стал препятствием для обеспечения подавляющего военного превосходства США. По мнению нынешних руководителей Пентагона, американское военное строительство не должно быть ограничено режимом контроля над вооружениями, поскольку такой режим воспринимается как односторонние ограничения для США. В то же время американским интересам отвечает нераспространение оружия массового поражения и средств его доставки ("асимметричный ответ").

Нынешний министр обороны Дональд Рамсфелд еще во время своего первого пребывания на посту министра обороны в 1975-1976 гг. сорвал подписание Договора ОСВ-2. В 1998 году возглавляемая им комиссия обеспечила пропагандистское прикрытие планов НПРО, объявив (вопреки мнению большинства экспертов), что через 5 лет "государства-изгои" могут создать МБР, способные поражать американскую территорию. В январе 2001 года, накануне инаугурации Буша-младшего, был опубликован доклад второй комиссии Рамсфелда с требованием ускоренной милитаризации космоса.

Второй эшелон в Пентагоне и ряд других важных постов в администрации заняли выдвиженцы Ричарда Перла, который на протяжении 30 лет ведет непримиримую борьбу против контроля над вооружениями. Еще в 1972 году Перл, бывший тогда помощником сенатора Джексона, пытался сорвать заключение договоренностей по ПРО и ОСВ-1. Для него и его сторонников любой договор по контролю над вооружениями по определению невыгоден США, поскольку ограничивает свободу односторонних американских действий.

Когда при Джордже Буше-старшем завершилась холодная война, то Россия унаследовала от СССР режим двустороннего (с США) контроля над вооружениями. Но в отличие от Советского Союза Россия не была и не может быть сверхдержавой, равной по мощи Соединенным Штатам. В условиях острейшего социально-экономического и политического кризиса, в котором наша страна пребывала в 90-е годы, возникла колоссальная асимметрия между Вашингтоном и Москвой.

С момента прихода к власти нынешняя администрация не скрывала намерения выйти из Договора по ПРО. При этом утверждалось, что раз Россия и США больше не являются врагами, то договоры между ними по контролю над вооружениями теперь не нужны. Вместо этого предлагалось создать некие "новые стратегические рамки". Однако Россия не согласилась одновременно с США объявить о прекращении действия Договора. Против выступили Китай и другие страны, включая ключевых американских союзников по НАТО. Объявив 13 декабря 2001 г. о выходе из Договора по ПРО, США продемонстрировали, что больше не намерены сохранять видимость стратегического паритета. Администрация Буша поставила окончательную точку в истории холодной войны. Взяв курс на обеспечение абсолютного военного превосходства, Вашингтон не намерен признавать Москву, Пекин или кого-либо еще равным себе по стратегическому статусу.

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 270.