При создании курса для обучения медицинской информатике авторам круса необходимо, прежде всего, учитывать принцип целеполагания. Принцип целеполагания означает, что учебный курс должен иметь определенные цели.
Цели курса – это методическое понятие, определяющее совокупность знаний, умений и навыков, которые должен приобрести студент при изучении материалов курса.
Цели курса можно разбить на три основные группы:
• Знания, на получение которых нацелен курс;
• Навыки;
• Умения.
Учебные материалы курса создаются в виде отдельных, независимых, законченных элементов. Компоновка учебных материалов в связанный курс происходит в зависимости от целей курса. Вообще говоря, на базе одних и тех же материалов может быть собрано несколько курсов (например, разной степени сложности). При компоновке можно задавать различное расположение элементов в структуре курса или различный (по содержанию) набор элементов курса.
Содержимое собственно курса «Медицинская информатика» должно видоизменяться в зависимости от начальной подготовки обучаемых. В ведущих медицинских ВУЗах страны курс медицинской информатики введен в обязательную программу студентов первого и третьего курсов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, а также для других курсов медико-экономического факультетов и для студентов заочной формы обучения. При этом:
- на первом курсе должны преподаваться основы компьютерной грамотности. Это- представление информации в Интернет, структурная схема персонального компьютера, программные продукты и их классификация, операционная система Windows, графический интерфейс. Учебная программа должна формироваться таким образом, что первая половина должна быть отведена на изучение наиболее распространенных программ обработки текстовой, графической и цифровой информации Microsoft Office, электронные таблицы Excel, изучение ресурсов глобальной сети Интернет, а вторая – выяснение того, каким образом применяются информационные технологии в медицине и телемедицине;
- программа медицинской информатики для студентов третьего курса должна содержать уже более узкую специализированную направленность. Студентами должны изучаться медицинские ресурсы глобальной сети, медицинские информационные системы;
- еще более глубокое и качественное освоение сети должно предусматриваться в учебной программе для аспирантов и интернов, а также для сотрудников ИТ-отделов медицинских учреждений, имеющих определенный опыт и навыки в сфере информационных технологий: изучение наиболее обширных и популярных баз данных сети (MEDLINE, HealthSTAR, AIDSLINE, CANCERLIT), освоение стратегии исследования новых медицинских ресурсов, углубленное изучение средств коммуникаций.
Вообще говоря, тенденции в преподавании медицинской информатики последних лет таковы склоняются в пользу изучения собственно информационных технологий, способов хранения, переработки информации, путем сокращения той части программы, которая касается технических средств информатики.
В общем виде обобщенную структуру курса дистанционного обучения можно представить, как показано на рисунке 3:
Рисунок 3. Обобщенная структура курса дистанционного обучения
При формировании курса различные типы учебных материалов организуются в виде иерархической структуры.
Рисунок 4. Иерархическая структура дистанционного курса
Глава является элементом первого уровня в структуре курса и представляет логически законченную учебную единицу в пределах курса.
Структуру главы могут составлять следующие элементы:
• Разделы;
• Страницы;
• Тестовые задания;
• Наборы практических упражнений.
Раздел является элементом структуры главы и представляет собой логически законченную учебную единицу в рамках главы.
Структуру раздела могут составлять следующие элементы:
• Подразделы;
• Страницы;
• Тестовые задания;
• Наборы упражнений.
Страницы являются базовыми элементами курса и не имеют внутренней структуры.
Тестовые задания представляют собой специализированные разделы для контроля и самоконтроля знаний, полученных при изучении курса. Разделы тестовых заданий формируются из вопросов. Один и тот же вопрос может входить в состав нескольких тестовых заданий курса. Количество ответов на вопрос в общем случае может быть несколько.
Каждый раздел может включать в себя несколько тестовых заданий для самоконтроля и одно итоговое тестовое задание. По его результатам принимается решение по обучаемому – продолжать обучение или же необходимо повторно изучить данный раздел и сдать итоговый тест.
Наборы упражнений представляют собой специализированные разделы, для получения практических навыков и умений. Данные разделы состоят из набора практических упражнений. Одно и то же упражнение может входить в состав нескольких наборов.
Определим цели разрабатываемого курса как три основные группы:
• Знания, на получение которых нацелен курс, – основы медицинской информатики. Разобьем курс на следующие разделы:
1. Основные понятия медицинской информатики;
2. Техническая база информационной технологии;
3. Основные функции операционных систем. ОС Windows;
4. Текстовые процессоры. Microsoft Word;
5. Табличные процессоры. Microsoft Excel;
6. Системы управления базами данных (СУБД). Microsoft Access;
7. Программы подготовки презентаций. Microsoft PowerPoint;
8. Утилиты. Архиваторы;
9. Работа в сети Интернет;
10. Медицинские информационные системы;
• Навыки – знать и применять возможности информационных технологий, применение способов хранения, переработки, передачи информации;
• Умения – по результатам выполнения практических работ уметь пользоваться стандартными средствами – текстовыми и табличными процессорами, программами подготовки презентаций, СУБД, вспомогательными утилитами, пользоваться сервисами сети Интернет.
По каждому выделенному разделу 1-10 необходимо создать тесты для самоподготовки и итоговые тесты. Помимо этого, для подтверждения полученных знаний по всему курсу необходимо создания результирующего теста.
Выделение разделов 1-10 для получения конкретных знаний по курсу предопределяет разбиение пользователей системы дистанционного обучения на группы в соответствии с изученными разделами:
– Группа «Зарегистрированные пользователи, не сдавшие ни одного теста»;
– Группа «Пользователи, сдавшие итоговый тест раздела 1»;
– Группа «Пользователи, сдавшие итоговый тест раздела 2»;
– Группа «Пользователи, сдавшие итоговый тест раздела 3»;
– Группа «Пользователи, сдавшие итоговый тест раздела 9»;
– Группа «Пользователи, сдавшие итоговый тест раздела 10»;
– Группа «Пользователи, сдавшие результирующий тест по курсу» (закончившие обучение).
Каждой группе доступны все разделы курса. Однако доступ к тестам должен бтыь строго последовательным, например, пользователям группы «Пользователи, сдавшие итоговый тест раздела 3» доступны тесты разделов 1-4, но не доступны тесты разделов 5-10.
В процессе изучения курса пользователи по результатам прохождения тестов автоматически переносятся из группы в группу. Для каждого теста определяется диапазон баллов для оценок «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». При получении оценок «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично» пользователь должен автоматически переходить в следующую группу.
Обучение считается законченным, если пользователь сдал результирующий тест по курсу.
Для публикации материалов по курсу, создания тестов, размещения файлов с материалами целесообразно создать группу «Преподаватели» и заранее создать пользователей этой группы.
Требования к аппаратному и программному обеспечению
Для работы в системе дистанционного обучения, созданной на основе системы Ucoz, требования определяются возможностью работы обыкновенного браузера (Internet Explorer, Firefox, Opera и т.п.).
Аппаратная платформа – персональный компьютер, имеющий следующие технические характеристики:
· процессор тактовой частотой не ниже 1000 Мгц;
· объем оперативной памяти не менее 256 Мб;
· диагональ монитора 15 и более дюймов;
· объем видеопамяти от 16 Мб;
· разрешение монитора от 1024x768 при 16-ти или 32-хбитной цветовой палитре;
· наличие подключения к сети Интернет со скоростью не ниже 8 Кб/сек..
Программная конфигурация:
· Операционная система – любая;
· Установленный браузер с включенной поддержкой JavaScript и CSS.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 205.