Телемедицина и особенности дистанционного обучения в сфере здравоохранения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Применение дистанционных образовательных технологий в обучении по медицинским специальностям является весьма актуальным и очень востребованным. На базе дистанционных образовательных технологий для обучаемых появляется возможность, помимо изучения теоретического материала, получить опыт работы с реальными техническими средствами. Обучающиеся могут не только видеть систему глазами обучающегося, смогут поработать в роли разработчика и преподавателя. И в этом смысле дистанционные образовательные технологии являются одной из составляющих нового направления, основанного на использовании телекоммуникаций для адресного обмена медицинской информацией между специалистами, – телемедицины.

Телемедицина – это средство, позволяющее врачам и пациентам получать дистанционный доступ к современным медицинским ресурсам и услугам, в том числе и международным. Интерес к телемедицинским технологиям отмечается в нашей стране уже больше десяти лет. После многочисленных публикаций в прессе наступило длительное затишье, которое только в последнее время сменяется некоторой активностью.

Надо отметить, что внедрение телемедицинских технологий в России никогда не относилось к приоритетам ни здравоохранения, ни коммерческих компаний, ни государства в целом. Появление новых телемедицинских центров, разработка передовых решений осуществлялись стихийно и не координировались ни государством, ни какой-либо незавсимой организацией. В последнее время ситуация начала медленно, но изменяться к лучшему. В рамках федеральных информатизационных программ, в частности, ФЦП «Электронная Россия» и аналогичных региональных программ, запланированы проекты создания телемедицинских сетей. Совсем недавно Минсвязи РФ выступило с инициативой о разработке федерального закона «Государственная программа (Генеральный план) создания национальной телемедицинской сети России» и предложением сделать телемедицину одним из приоритетных национальных проектов. Появились неправительственные организации, которые ставят своей целью продвижение телемедицинских технологий в России и создание соответствующих организационных структур. В частности, несколько лет назад при содействии НИИ Сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева образована Российская ассоциация телемедицины, которая, пожалуй, наиболее серьезно приступила к созданию единой и главное реально работающей телемедицинской сети в России.

Значительную активность последнее время проявляют регионы. Телемедицинские центры создаются в Центральном, Уральском и Южном округах, в Эвенкии и Архангельской области, Екатеринбурге, Якутии и многих других областях. Значительный шаг вперед сделал Ханты-Мансийский автономный округ, реализующий эти проекты в рамках ФЦП "Электронная Россия" для 33 населенных пунктов округа. В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе уже действуют около 20 телемедицинских пунктов. В частности, только зимой 2005 г . Российская ассоциация телемедицины и компания «Энвижн Груп» включили в сеть областную клиническую больницу в Ханты-Мансийске, четыре медицинских центра в Сургуте, а также Окружную детскую больницу в Нижневартовске.

Значительно укрепились контакты с иностранными телемедицинскими центрами и организациями. В частности, с 2002 г. ведутся консилиумы, консультации и трансляции хирургических операций с использованием современных телекоммуникационных технологий между Россией и Германией. Примерно тогда же осуществлялось сотрудничество по разработке технологии телемедицинских консультаций с борта международной космической станции в рамках международного проекта TEMOS (Telemedicine Emergency Service). В нем участвовали университеты Майнца, Эрлангена, Международный университет Страсбурга, Германское аэрокосмическое агентство, а с российской стороны — Российская Ассоциация телемедицины, Центр подготовки космонавтов, Институт медико-биологических проблем и Центр управления полетами.

В 2005 г. в Ганновере по рекомендации Межправительственной российско-германской комиссии по высоким технологиям был подписан договор между Российской ассоциацией телемедицины и Медицинским факультетом университета Регенсбурга (Германия) о создании первого совместного российско-германского телемедицинского центра. Аналогичное сотрудничество налаживается с Великобританией, Норвегией, Израилем и рядом других стран.

Во всем мире телемедицинские системы и комплексы развиваются очень интенсивно, при этом во многих странах для координации развития телемедицины созданы общественные и правительственные организации. В Канаде для координации развития программы телемедицины создано Общество телемедицины, объединяющее медиков, преподавателей, ИТ-компании. В США активно работает Ассоциация телемедицины. Для координации работ по телемедицине в Японии создан директорат при Министерстве здравоохранения. Аналогичная ситуация в Западной Европе. Китай при активном участии оператора связи ChinaSatCom планирует создание в странах Юго-Восточной Азии спутниковой сети для предоставления телемедицинских услуг. Индийское управление по космическим исследованиям в ближайшие несколько лет собирается вывести на орбиту специальный телекоммуникационный спутник Healthsat, который будет использоваться исключительно в интересах телемедицины.

Все эти процессы инициируются не только развитием новых технологий, в том числе и в медицине, но и проявляющимися в последнее время масштабными эпидемиями, такими как атипичная пневмония или птичий грипп, которые угрожают смертью множеству людей и поэтому требуют быстрого реагирования, в том числе в тех районах, где отсутствуют медицинские центры и трудно обеспечить качественные медицинские услуги.

Сегодня телемедицинские технологии применяются для:

• удаленной диагностики и консультирования, неотложной экспертной помощи в трудных медицинских случаях;

• медицины катастроф, для получения быстрого доступа к квалифицированной медицинской помощи в труднодоступных местах либо местах с разрушенной инфраструктурой;

• наблюдения и консультирования больных после сложных оперативных вмешательств;

• и, конечно же, для дистанционного медицинского обучения.

Внедрение новейших технологий, препаратов и медицинского оборудования, необходимость поддерживать актуальность специальных знаний делают проблему дистанционного непрерывного обучения и переподготовки медицинских кадров на местах чрезвычайно актуальной. Сюда же можно отнести необходимость обеспечения быстрого постоянного доступа специалистов-медиков к новейшей медицинской информации и возможности непосредственного контакта со специалистами высокого уровня.

Дистанционное обучение в рамках телемедицины сегодня включает в себя:

• обучение студентов-медиков и медперсонала, повышение квалификации врачей;

• работу с заочными аспирантами и докторантами;

• семинары для оперативного обмена информацией о новых методах диагностики и лечения, доступной в настоящее время только специализированным учреждениям здравоохранения;

• дистанционную трансляцию операций;

• тренинг пользователей при освоении новых медицинских технологий, оборудования и т.п.;

• получение доступа к услугам централизованных и интернациональных медицинских центров и центров обучения.

Сегодня в России используются различные способы организации дистанционного обучения медиков на базе новых информационных технологий. В последнее время все большее распространение получают три вида дистанционного обучения, основанные на:

• технологиях видеоконференцсвязи (ВКС);

• компьютерных телекоммуникационных технологиях;

• сочетании первого и второго.

Обучение, базирующееся на ВКС, сегодня является наиболее привлекательным, обеспечивая непосредственный визуальный контакт с удаленной аудиторией. Особенно это относится к системе повышения квалификации медицинских кадров, поскольку обучаемые могут стать не просто сторонними свидетелями, но и активными участниками использования новых медицинских технологий (операций, методов обследования), дискуссий и т.д. Данная форма дистанционного обучения интерактивна по своей сути и, безусловно, может считаться весьма перспективной. Большим достоинством подобной формы обучения является возможность одновременного подключения к оборудованию ВКС медицинского оборудования разного типа и трансляция по видео, одновременно с изображением пациента, медицинских параметров (графической информации, рентгенограмм и много другого).

Кроме того, именно подобная технология телеобучения, позволяет наиболее эффективно использовать возможность включения в процесс обучения или повышения квалификации международные медицинские центры и западных специалистов, обладающих знаниями и технологиями, пока еще трудно доступными в России.

Современное телемедицинское решение является сложным комплексом, и включает в себя:

• технические средства доступа в телекоммуникационные сети,

• каналы связи и сетевые средства доступа к ним,

• оборудование видеоконференцсвязи,

• цифровое медицинское оборудование, датчики и другие преобразователи медицинской информации в данные для передачи по каналам связи,

• медицинские информационные, экспертно-диагностические системы и базы данных,

• обучающие дистанционные системы.

Стандартный набор оборудования для проведения медицинских видеоконференций, как правило, включает:

• Канал IP или ISDN (не ниже 128 Кбит/c, рекомендуется 256 Кбит/с),

• Компьютер,

• Оборудование ВКС,

• Оборудование и программы ввода, обработки и хранения изображений, кривых ЭКГ и др. (сканер, плата ввода видеосигнала в компьютер, программа обработки и хранения изображений; программа ведения базы данных с записями о пациентах),

• Видеомагнитофон,

• Систему аудиосвязи.

В настоящее время для создания телемедицинских центров обучения может использоваться оборудование ВКС различных производителей, техника которых представлена на российском рынке и обладает схожими характеристиками – TANDBERG , Polycom , Sony , VCON. Если учитывать ряд параметров, в частности, стоимость, русификацию, производительность, удобство использования, совместимость с различным оборудованием и т.д., то компания «Энвижн Груп» сегодня ориентируется на TANDBERG.

Решения для дистанционного обучения в зависимости от назначения (объема помещений, количества слушателей, количества одновременно подключающихся дистанционных точек и т.п.) могут основываться на различных системах (кодеках). Например, это может быть TANDBERG 6000 (система, обладающая максимальной гибкостью и производительностью) или менее мощный TANDBERG 3000, либо вообще можно использовать более компактные кодеки в комплекте с обычными телевизорами или плазменными панелями. При этом, в зависимости от необходимости, такое решение может снабжаться дополнительным оборудованием, которое, как правило, не входит в стандартную поставку. Это, например, контрольная панель с сенсорным экраном (touch screen), т.е. устройство, позволяющее легко управлять всей системой дистанционного обучения методом нажатия кнопок графического интерфейса прямо на экране панели. В список управляемых устройств входят камеры, записывающие устройства любого типа, документальные камеры и микрофоны. Среди такого оборудования и специальный микрофон, размещаемый на потолке и позволяющий включать в разговор всех присутствующих в помещении. Это и Locator Mat, специальный коврик, наступив на который, преподаватель автоматически перенаправляет камеры в ранее запрограммированное место, например, на подиум или доску. Это и видео-электронные доски (Whiteboard), позволяющие транслировать написанное прямо на компьютеры и подключенную к ним систему ВКС.

В настоящее время дистанционное обучение в рамках телемедицинских программ осуществляют различные организации. Например, Российская ассоциация телемедицины регулярно проводит так называемую Академию телемедицины, в рамках которой специалисты медицинских центров России и ближайшего зарубежья обучаются современным технологиям, дистанционно обмениваются опытом с различными зарубежными и отечественными специалистами, обсуждают новые возможности.

Еще один пример. В 2003 году Тульской областной больницей был приобретен высокопроизводительный комплект видеоконференцсвязи и подключен цифровой ISDN канал, что позволило организовать телемедицинский центр. С октября 2003 проведено более 180 консультаций по различным патологиям (пороки сердца, стенозы, ИБС, ревматологические заболевания). Тульская областная больница давно и успешно сотрудничает с РНЦХ РАМН.

Будущее телемедицинских технологий в России видится сегодня достаточно оптимистичным, но при этом необходимо отметить, что и проблем в телемедицине и, соответственно, в дистанционном обучении медицинского персонала, пока очень много. Основная сложность заключается в том, что телемедицинские центры не могут существовать сами по себе, они обязаны действовать в некой организационной структуре, телемедицинской сети или нескольких сетях, именно в этом и заключается смысл использования коммуникационных технологий в медицине.

Кроме того, внедрение телемедицинских решений до сих пор идет хаотично, без серьезной координации усилий, как со стороны ведомств здравоохранения, так и поставщиков решений. До сих пор не регламентирована оплата услуг врачей и специалистов, которые проводят медицинские консультации и дистанционное обучение, очень часто они осуществляют это бесплатно, только за счет высокой ответственности и энтузиазма, их желания помочь пациентам и коллегам в сложных медицинских случаях. Не определены процедуры и регламенты взаимодействия с иностранными медицинскими и телемедицинскими центрами, что значительно ограничивает возможности международного сотрудничества.

Все эти проблемы через какое-то время, когда количество телемедицинских центров превысит «критическую массу», могут вызвать разочарование медиков и, тем самым, инициировать спад во внедрении этих, таких перспективных, технологий. Таким образом, требуется более активное участие государства в этих регламентирующих и организационных процессах. Отдельным вопросом стоит проблема создания региональных и национальных информационных медицинских систем и баз данных, объединение их с телемедицинскими сетями. Эта проблема пока в нашей стране никем не рассматривается, поскольку даже распространение локальных медицинских информационных систем идет достаточно медленно.

Но, зная о трудностях подготовки медицинского персонала и потребности в дополнительном последипломном образовании, можно с уверенностью сказать, что дистанционное образование в медицине сегодня крайне необходимо, и именно поэтому оно сейчас стало востребованным. Использование современных средств связи и вычислительной техники приводит к принципиально новой организации процесса обучения, приближая его, с одной стороны, к индивидуальным видам обучения, а с другой, позволяя производить часть обучения по месту работы учащегося. При этом, по оценкам экспертов, материальные затраты лечебных учреждений, связанные с подготовкой специалистов по такой системе, сокращаются примерно в 10 раз (за счет расходов на проживание слушателей в гостинице, потерь из-за отрыва от работы и т. д.).


2 Применение новых образовательных технологий для обучения сотрудников лечебно-профилактических учреждений Тульской области

2.1 Обоснование необходимости в применении средств дистанционного обучения для сотрудников медучреждений Тульской области

 

В настоящее время в системе здравоохранения Тулы функционирует 30 лечебно-профилактических учреждений: 6 городских больниц, 8 медсанчастей, 4 поликлиники для взрослого населения, 3 больницы и 2 поликлиники для детей, родильный дом, 5 стоматологических поликлиник и станция скорой медицинской помощи. Практически все они вовлечены (прямо или косвенно) в работы по созданию по созданию различных систем телемедицины. Данные работы курируются Межведомственным комитетом «Российская телемедицина», который является уполномоченным органом в области развития телемедицины, созданным Министерством Российской Федерации по связи и информатизации совместно с Российской академией медицинских наук и Медицинским центром Управления делами Президента Российской Федерации с целью обеспечения государственного подхода к решению задач телемедицины и координации выполняемых работ.

Решающим фактором успешного широкомасштабного внедрения телемедицинских систем должна стать Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002–2010 годы». Мероприятиями программы предусмотрено создание правового поля для развития ИКТ, включающего электронную подпись, электронный документ, защиту персональных данных и др., что позволит решить многие телемедицинские проблемы и создать технологии на юридически законном основании. Кроме того, программой предусмотрено развитие инфраструктуры информатизации. К 2010 году планируется создать 200 тыс. узлов доступа бюджетных организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений, к телекоммуникационным сетям. В результате появится база для внедрения телемедицинских технологий. Деятельность Межведомственного комитета «Российская телемедицина» будет направлена на координацию действий в этом направлении.

С другой стороны, реализуемый в настоящее время национальный приоритетный проект "Здоровье" – самая дорогостоящая из президентских программ – нацелен на то, чтобы работники здравоохранения постоянно учились, повышали квалификацию. Телемедицина дала возможность проведения циклов усовершенствования врачей в дистанционной форме. Так, для врачей общей практики Тульской области проводятся циклы, в ходе которых основную часть лекций удаленно читают доктора из клиник ММА им. Сеченова.

Беспрецедентные финансовые вложения бюджета Тульской области в закупки медицинского оборудования, в медицину за последнее время (в 2006 году финансирование увеличено в 53 раза по сравнению с 2005 годом) и в процессе реализации национального проекта «Здоровье» уже сейчас дают положительные результаты – стабилизация рождаемости, снижение младенческой смертности до 8,7 на 1000 родившихся (в РФ этот показатель составлял в 2005 году 11 человек), положительная динамика в снижении общей смертности населения (уменьшение на 6,2%), уменьшение инвалидизации населения на 13,7%.

На дооснащение пяти межмуниципальных лечебно-диагностических центров (в том числе средствами вычислительной техники), оснащение муниципальных лечебных учреждений диагностическим и компьютерным оборудованием запланировано выделение до 2010 года еще более 1 млрд. рублей.

В послании губернатора Тульской области Тульской областной Думе (2007 г.) сказано: «Перспективной задачей развития медицинской отрасли является развитие телемедицины как фактора интеграции здравоохранения Тульской области в медицину высоких технологий страны, увеличивающего возможность получения всеми гражданами современной медицинской помощи. … это позволит осуществить стратегический принцип здравоохранения региона – туляки должны получать лечение самого высокого уровня на тульской земле, тульскими высококвалифицированными врачами».

В рамках реализации "Программы социально-экономического развития Тульской области до 2010 года" был разработан и принят закон "Об областной целевой программе развития здравоохранения Тульской области на 2006-2010 годы". И, если в приоритетном национальном проекте в сфере здравоохранения основной акцент сделан на первичную медико-санитарную помощь и профилактику, то в программе развития здравоохранения Тульской области к этим задачам добавлены повышение доступности и качества специализированной медицинской помощи и внедрение современных медицинских и информационных технологий.

Таким образом, процесс информатизации медицины в Тульской области в настоящее время активно развивается, и насыщенность техническими средствами медицинских учреждений в ближайшее время выйдет на оптимальный уровень. Однако до сих пор существует определенное отставание в обеспеченности специализированными медицинскими программными средствами и, самое главное, необходимым количеством подготовленного к работе с ними персонала.

Проводимая в России структурно-функциональная реформа здравоохранения формирует ряд требований к модернизации медицинского образования для персонала медучреждений. Изменения в системе медицинского образования должны быть направлены на повышение качества подготовки специалистов, поддержание актуальности их знаний и одновременно на рациональное расходование ресурсов.

Одним из возможных подходов к модернизации медицинского образования является внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс. Дистанционное обучение позволяет преодолеть недостатки при традиционной подготовке специалистов сферы здравоохранения:

1) «Запаздывание знаний». Всем известно, насколько часто появляются новые заболевания (вероятно, любой помнит, как молниеносно появились и распространились так называемые «птичий грипп» и «атипичная пневмония»), разрабатываются новые препараты и методы лечения. Очевидно, что никто бы не хотел идти на прием к врачу, знания которого пять лет не обновлялись. Внедрение дистанционных образовательных технологий в систему повышения квалификации врачей позволит практикующему специалисту учиться на рабочем месте, сделать обучение непрерывным;

2) Нерациональное использование времени. В России порядка 620 000 врачей. Если допустим, что каждый из них повышает квалификацию раз в пять лет и курс обучения длится один месяц, то получается, что в данный момент порядка 10000 врачей оторваны от работы для учебы. А ведь это практически население небольшого города! Дистанционное обучение позволит меньше отрывать от работы врачей, поскольку часть обучения будет проходить на рабочем месте.

3) Большая затратность. Либо врач уезжает для обучения и приходится нести расходы по оплате транспорта, проживания, либо группа преподавателей прибывает для обучения группы врачей и несет те же виды расходов. Дистанционное обучение позволит значительно сократить продолжительность командировок и минимизировать расходы по этим статьям.

Таким образом, применение технологий дистанционного обучения при подготовке специалистов сферы здравоохранения в Тульской области позволит поддерживать знания актуальными (а это значит, повысить качество медицинской помощи), а также снизит затратность при получении базового образования или повышении квалификации.




Дата: 2019-07-24, просмотров: 191.