Говоря о мошенничестве, надо отметить два обстоятельства. Во-первых, если мошенничество произошло, то победителей не бывает. Пойманные мошенники (таковых все-таки ловят, и иллюзий на этот счет ни у кого быть не должно) несут наказание, должны возмещать ущерб, «теряют лицо» в глазах близких людей. Организации теряют деньги, время и доверие потребителей. Во-вторых, расследование мошенничества (плюс судебные издержки) может составить очень значительную сумму. В то же время профилактические меры, направленные на предотвращение мошенничества, могут быть достаточно дешевыми.
В силу сказанного именно предупреждение мошенничества должно быть постоянной заботой руководства организации.
Специалисты считают одним из основных факторов в предупреждении мошенничества создание атмосферы честности, открытости и взаимопомощи. Основные составляющие такой атмосферы известны:
• прием на работу честных людей и проведение их специальной подготовки по противостоянию мошенничеству;
• политика «открытых дверей», доступность руководства, отсутствие жульничества с их стороны, отсутствие авралов в работе;
• наличие всеми принимаемого и соблюдаемого кодекса чести, который регламентирует пограничные зоны деятельности, отделяет дозволенное от неприемлемого;
• создание специальной программы помощи сотрудникам, облегчающей им преодоление давления внешних обстоятельств;
• формирование в коллективе убежденности, что нечестность наказуема;
• противостояние возникновению ореола восхищения нарушителями.
Как это не печально, но кадровая и технологическая политика зачастую ведет к созданию атмосферы, которая способствует злоупотреблениям. Элементами такой политики обычно являются:
• неопределенность в вопросах социального обеспечения, явное неравноправие сотрудников внутри организации, неучет различий между людьми, неадекватная заработная плата, плохие возможности для продвижения по службе, враждебная по отношению к коллегам атмосфера, большая текучесть кадров и прогулы, атмосфера недружелюбного соперничества, недостаточная профессиональная подготовка кадров;
• наличие руководителей, которые служат образцом равнодушия или неправильного поведения, автократический стиль руководства, отсутствие обратной связи от сотрудников к руководителям, наличие руководителей с импульсивным, бесчувственным, слишком эмоциональным или подавляющим характером;
• неоправданное планирование финансовых показателей, жизнь только сегодняшним днем и сиюминутными задачами, авральный стиль работы, излишне жесткие правила внутреннего распорядка, проблемы с финансированием, борьба с последствиями, а не с причинами злоупотребления, отсутствие четких должностных обязанностей.
К сожалению, приведенный список можно пополнить и другими элементами.
Особо надо подчеркнуть, что сокращение количества таких преступных действий, как мошенничество, возможно только при неотвратимости наказания. Характерная личная особенность мошенников такова, что, как правило, просто увольнение воспринимается ими как нечто малоболезненное, в то время как извещение семьи и знакомых о причинах увольнения ощущается как реальное наказание.
Другой важный фактор предупреждения мошенничества — это устранение возможностей для злоупотреблений. С этой целью специалисты рекомендуют:
• иметь хорошую систему активно работающего внутрифирменного контроля;
• предотвращать сговор между сотрудниками фирмы, с одной стороны, и клиентами или поставщиками, с другой;
• проверять персонал;
• наладить работу «горячей линии» для получения информации о симптомах или фактах злоупотреблений;
• проводить активную предупредительную политику в области аудита;
• проинформировать партнеров об отношении фирмы к злоупотреблениям и т. д.
Конечно, игнорирование мер контроля сводит на нет всю работу по предотвращению мошенничества. Если же контроль действительно ведется и сотрудники вдобавок знают, что у их коллег есть возможность сообщить о своих подозрениях, то люди редко влезают в незаконные дела (страх разоблачения — один их самых серьезных сдерживающих факторов для потенциальных мошенников).
Наконец, надо упомянуть и такую возможность, как мошенничество по отношению к фирме сторонних лиц и организаций, особенно в области инвестиций. Как правило, махинации с инвестициями по отношению к данной фирме имеют место, когда у злоумышленников есть возможность получать информацию о своей
жертве (а то и от жертвы). Противостоять подобным аферам можно, требуя полную информацию о финансовом положении потенциального партнера, о его деятельности в прошлом и настоящем, о прохождении им аудиторской проверки, о длительности занятия подобным бизнесом, а также просто задумавшись о целесообразности подобных инвестиций.
Вывод, который можно сделать из всего сказанного, достаточно прост: для предотвращения мошенничества необходимы компетентность и бдительность.
§ 4.4. Некоторые частные вопросы безопасности бизнеса
Обсуждая вопросы защиты бизнеса, целесообразно хотя бы бегло коснуться еще некоторых тем.
Первая из них — это рэкет. Безусловно, лучшая защита от рэкета — это глубокая нищета, хотя бы внешняя, так как вымогательство любого типа — это в первую очередь информационная борьба.
Конечно, можно пойти на то, чтобы платить рэкетирам, но возникают вопросы:
• деловая сторона (часто выполнение первых условий рэкета — только начало: будут все новые суммы и новые условия, дело может дойти до полного разорения или постепенного превращения первоначально законопослушной организации в преступную);
• правовая сторона дела (если плату рэкетирам предприниматель перекладывает на потребителей своего товара, он становится участником преступления? (Да — Нет. Ненужное зачеркнуть);
• экономическая сторона дела (процветание рэкета, как и процветание любой криминальной деятельности, означает отток трудовых и материальных ресурсов из сферы производства в сферу паразитирования и, как следствие, уменьшение объемов полезного производства);
• социальная сторона дела (богатства, накопленные любым криминальным образом, очень редко, скажем так, используются впоследствии на благо общества, а недооценивать силу и власть, которые дает богатство, нельзя).
Первые рекомендации при такой напасти, как рэкет, могут носить только самый общий характер.
Если рэкетир пытается шантажировать предпринимателя каким-то компроматом, то последнему надо пытаться тянуть время, постараться выяснить, что известно шантажисту, дискутировать о сумме и составе компромата, постараться выйти на информацию о рэкетире и его источниках сведений (нередко требование «поделиться» исходит от дилетантов или из ближайшего окружения (внедренный сотрудник, подкупленный или сломленный сотрудник, недовольный или уволенный сотрудник и т. д.). Если рэкетир переоценил значение компромата или предприниматель готов пострадать за содеянное, то он не должен открывать свои карты перед вымогателем, не надо терять свое информационное преимущество.
Другой тип рэкета — угроза жизни, здоровью, организации, когда преступники требуют деньги за то, что они не сделают ничего плохого предпринимателю, его родным или организации. Частая и популярная реализация этого способа — навязанная дорогая охрана или навязанные работники с чрезмерными окладами, посаженные, вдобавок, на ключевые посты.
Самые надежные меры защиты, как всегда, — предварительные: умелая дезинформация (особенно когда есть подозрение, что началась охота за компроматом на вас), работа в рамках закона (в первую очередь умелая уплата налогов), аккуратный подбор сотрудников и хорошая рабочая атмосфера (при которой сотрудник не будет скрывать факт «наезда» на него), отсутствие «темных пятен» (нанимание «крутых ребят» для выколачивания долгов из партнеров, обращение к авторитетам преступного мира, покупка ворованного, мелкие нарушения закона и т. д.).
Бизнесмен должен понимать, что нередко «темные пятна» готовятся самими преступниками для начала игры. Возможен и другой способ действия преступников, более «вежливый»: угрозы представляются как «деловые» предложения, предложения «содействия» в бизнесе за определенный процент (как правило в начале небольшой, но потом неожиданно быстро растущий, подкрепляемый актами устрашения). В этом случае преступники действуют хитрее, готовят объяснения и запасные версии на случай «прокола», начинают «прессовать» бизнесмена издалека (предлагается сходить попариться, съездить на природу или на рыбалку и т. д.).
Конечно, знание того, как преступники могут закинуть крючок, и другие предварительные меры не гарантируют от неприятностей. Поэтому на случай возникновения такой неприятности, как рэкет, надо иметь определенный план действий. Такой кризисный план позволяет избежать необдуманных действий, паники и смягчает удар.
В кризисном плане обычно отражается следующее:
• виды угроз (шантаж, захват заложников, опасность вредительства и т. д.);
• состав кризисной группы, обязанности ее членов, правила взаимозаменяемости сотрудников;
• список документов и ценностей для усиленной охраны и эвакуации, способы усиления охраны и эвакуации;
• описание типовых ситуаций действий преступников и способов противодействия;
• конкретные действия руководства и привлеченных сотрудников;
• взаимодействие с правоохранительными органами и службами безопасности партнеров (если есть договоренность о взаимной поддержке);
• меры по защите семей сотрудников, кризисных линий связи, охране коммуникаций;
• установление по возможности личностей рэкетиров («засветившиеся» рэкетиры не так опасны) и другие необходимые действия.
И, конечно, в борьбе с рэкетом нужны квалифицированные специалисты и объединение усилий бизнесменов.
На этом закончим обсуждение первой темы и перейдем к следующим вопросам.
Как показывает опыт, надо знать своих партнеров и клиентов не только по их рассказам. В противном случае возможны всякие неожиданности (контрагент растворился в пространстве вместе с вашим товаром и деньгами, проверенный человек начинает прогорать и пытается решить свои проблемы за ваш счет и т. д.). Информацию о тех, с кем вы имеете деловые контакты, надо собирать регулярно, по возможности объективно и из разных источников.
О проверяемом человеке или фирме можно получить практически любую информацию, дело зависит от затрат, сроков и профессионализма исполнителей. Эту работу берутся выполнять информационные агентства, охранные и детективные службы, частные детективы и «консультанты» из числа бывших и действующих сотрудников силовых ведомств. Разброс цен достаточно велик, зависит от многих параметров. Надо узнавать и сравнивать цены и результаты.
Искать исполнителей можно по объявлениям и через знакомых, опять-таки надо сравнивать цены, обещания, отношение к вам как к заказчику. Четко формулируйте свои вопросы. Во-первых, от этого зависит цена, сроки и результат. Во-вторых, неконкретный вопрос влечет неконкретный ответ. На вопрос: «Каково финансовое положение фирмы «Рога и копыта»?», скорее всего будет дан ответ: «Устойчивое». Другое дело вопрос: «Какова оценка объема ежемесячной наличной выручки за последние полгода такой-то фирмы?»
Если вы — не крупный бизнесмен, то обращайтесь не в самые крупные агентства. Ищите хорошо зарекомендовавшего себя исполнителя — «середнячка», у них и цены поменьше, и рядовыми клиентами они дорожат.
Надо искать такого исполнителя, который может оказать многие услуги, может сделать многое, а не только проверить по узкому кругу учетов. В противном случае при возникновении новых вопросов вам придется искать нового исполнителя. Бывают полезными и информационные посредники, которые могут знать, где дешевле и быстрее достать нужную информацию. Избегать надо тех, для кого информационная работа — источник приработка, а не заработка, так как у них дело вряд ли поставлено на поток.
Если ваши интересы выходят за рамки стандартной проверки, а исполнитель не может дать даже предварительной оценки стоимости работы, то скорее всего он просто не ориентируется в интересующих вас вопросах. Ясно, что с ним лучше дел не иметь. Не стоит иметь дел и с «бандитами». Во-первых, у них нет нужной квалификации, во-вторых, ваши вопросы — это информация о вас самих (то есть вы можете ненароком навести их на себя).
Специалисты обращают внимание еще на ряд частных, но важных моментов:
• надо быть осторожным и внимательным, решая вопросы страхования, надо собрать информацию и проанализировать несколько вариантов страхования;
• свои бизнес-планы не обсуждайте в сомнительном окружении, вашими идеями могут воспользоваться другие;
• не посещайте сомнительных и скандальных заведений, не привязываетесь к одному, пусть и хорошему месту;
• не ведите демонстративно шикарного образа жизни, это может стать источником угрозы;
• по возможности пользуйтесь кредитными карточками, но помните, что и с ними мошенничают;
• если уезжаете, постарайтесь поселить на время отъезда кого-то в вашей квартире;
• отказывайтесь от ночных бизнес-встреч в дальних районах, особенно с незнакомыми партнерами.
Наконец, надо хотя бы кратко сказать о такой приятной ситуации, как появление зарубежного партнера. После того, как пройдет эйфория от раскрывающихся перед вами радостных перспектив (эйфория может возникнуть как следствие рассказа заморского гостя, от нее надо поскорее избавиться), сходите в нужное посольство и внимательно изучите материалы о данной фирме. Остерегайтесь громких наименований и внушительных титулов, иногда они просто скрывают миниатюрность фирмы. Лично посетите фирму и посольство и посмотрите, что к чему. Обратите внимание на адрес фирмы, если этот адрес — абонентский ящик или какая-то экзотика (острова в Тихом океане), то надо насторожиться, обязательно проверьте место регистрации фирмы.
Потребуйте детальных переводов всей документации (договоров, бизнес-планов и т. д.). Помните, что в другой стране действует не наше, а другое законодательство, поэтому надо выяснить, что означает каждое условие каждого документа.
Не верьте предпринимателям, утверждающим, что их не интересует прибыль. За советы вежливо благодарите, но нужны вам не столько они, сколько деньги. Не вкладывайте деньги через маклеров.
Будьте внимательны к мелочам. Скажем, позвоните по телефону, указанному в визитной карточке. Если выясняется, что фирма не имеет секретаря, работающего полный день, то вряд ли вам стоит рассчитывать на такую фирму. Еще более подозрительно, если при крупной сделке вас просят, скажем, для лучшего прохождения сделки произвести какие-то, в общем, не очень большие предварительные платежи, да еще и в третьей стране.
Конечно, очень много зависит от знаний, опыта, сообразительности, конечно, «конь о четырех ногах и то спотыкается», конечно, всего не предусмотришь. Но одно дело, если вас обыгрывают, как могут (могут и не обыграть), и совсем другое дело, если вас обыгрывают, как хотят. Не ограничивайтесь первым знакомством с тем кругом проблем, который был затронут, и тогда к вам придет не маленькая случайная неустойчивая удача, а крупный, закономерный и прочный успех.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 202.