Каждая проблема принятия решения имеет свои особенности, но у всех проблем есть и общие компоненты:
• наличие какой-то определенной, своей в разных случаях, исходной ситуации;
• не менее двух вариантов решения;
• последствия при выборе каждого из вариантов.
Можно выделить и общий подход к решению проблемы выбора:
• исследовать собственно проблему;
• уяснить исходную ситуацию;
• сформировать возможные решения;
• описать последствия этих решений;
• оценить возможные варианты решений и последствия решений;
• выбрать решения;
• обобщить опыт принятия решений.
Эта общая схема конкретизируется в соответствии с характером задачи. Если по своей сути перед нами задача исследования операций (о чем шла речь в части I), то можно назвать следующие логические элементы:
• выделение цели или совокупности целей;
• выделение альтернативных средств, при помощи которых можно достичь цели;
• определение необходимых ресурсных затрат для каждой альтернативы;
• построение математической или логической модели, то есть определение зависимости между целями, альтернативными средствами их достижения, окружающей средой и ресурсами;
• определение критерия выбора предпочтительной альтернативы;
• проведение необходимых расчетов, их анализ, внесение, при необходимости, соответствующих коррективов;
• собственно принятие решения и его исполнение.
Если задачей является принятие решений в организации, то можно выделить следующие этапы:
• определение целей деятельности организации;
• выявление проблем, трудностей в процессе достижения этих целей;
• исследование проблем и постановка диагноза;
• поиск альтернатив решения, оценка альтернатив, выбор лучшей;
• согласование решений в организации и их утверждение;
• подготовка к вводу решения в действие;
• управление осуществлением решения;
• проверка эффективности принятого решения, внесение необходимых коррективов.
Общими в подходе к решению проблемы выбора являются и следующие пять аспектов:
• КТО должен (или хочет) решать?
• ГДЕ, то есть на каком месте, в каком окружении, при каких обстоятельствах и граничных условиях предстоит принять решение?
• КОГДА (до какого срока или как часто) надо принимать решение?
• КАК (каким образом или в какой форме) должно быть выражено решение?
• ЧТО обуславливает решение? В чем его цель?
• ДЛЯ ЧЕГО оно служит? Зачем его надо принимать?
Наконец, надо заметить, что обсуждение процесса разработки и принятия решения — это фактически тоже моделирование. При таком моделировании, конечно, надо следовать определенным принципам. К моделям принятия решений предъявляют следующие требования:
• корректность (математическая и формально-логическая непротиворечивость модели, невозможность получения в ее рамках бессмысленных, принципиально невозможных или противоречащих друг другу результатов);
• адекватность (правильность отражения в модели моделируемых принципов и особенностей процесса принятия решения);
• полнота (достаточная точность и достаточный объем отражения основных принципов, лежащих в основе принятия решения);
• универсальность (возможность ее применения к достаточно широкому классу ситуаций).
Теперь давайте познакомимся с некоторыми процедурами выбора. Прежде всего отметим, что при использовании любой из них, важно не только сопоставить все возможные решения, но и иметь как можно более полный перечень возможных решений. Самая хорошая процедура, используемая самым хорошим менеджером, не даст того варианта решения, который не попал в поле зрения, не пришел на ум (фокусник не может вынуть из своей шляпы того, что туда не было положено).
По-видимому, самая простая процедура выбора изображена на рис. 2.1.
Рис, 2.1. Схема возможных вариантов
Возможные варианты довольно легко приходят в голову, хорошо группируются, анализируются и оцениваются. Более подробное и более объемное представление проблемы дает целое дерево решений, о чем будет идти речь дальше.
Достаточно широко используется процедура, известная под названием «морфологический анализ», или «морфологический метод». Несколько упрощая суть этого метода, можно представить его так. Составляется таблица, в левой колонке которой могут быть перечислены, скажем, объекты воздействия, а в верхней строке — возможные способы воздействия (мероприятия). Затем клетки заполняются возможными воздействиями на данный объект какими-либо вариантами данного способа. Достоинство метода в том, что можно целенаправленно формировать как объекты воздействия, так и способы воздействия, а затем систематически исследовать различные варианты. Приведем в качестве примера морфологическую таблицу для торговой фирмы, желающей увеличить сбыт и уменьшить расходы (пример, конечно, максимально упрощенный) (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Упрощенный вид морфологической таблицы
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ | ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ |
Покупатель 1.Реклама 2.Обещание «бесплатных» дополнительных услуг | 1.сервисное обслуживание 2.Скидка или кредит постоянным покупателям |
Поставщик 1.Встречные услуги 2.Контакты с конкурен- том поставщика | 1.Закупка оптом 2.Самовывоз |
В рамках морфологического анализа можно рассматривать и задачи с достаточно большим числом варьируемых переменных, (то есть не только те две переменные, объект — способ воздействия, о которых написано раньше).
Широкое применение в настоящее время получили специальные математические методы, используемые в сложных и объемных (с большим числом учитываемых факторов) ситуациях. В качестве примера опишем метод «Стоимость — эффективность».
Допустим, решается вопрос об определении количества рекламных щитов с информацией о товарах вашей фирмы. С помощью экспертов или из статистических данных можно оценить (и довольно точно!) связь объемов продаж с количеством щитов. С другой стороны, можно подсчитать (достаточно точно!) общие затраты как функцию числа щитов. Эта функция может расти нелинейно, так как при изготовлении большего числа щитов может возникнуть экономия (на накладных и транспортных расходах, скидка при оптовых закупках и т. д.). Затем ЛПР совместно анализирует связь эффективности рекламы и ее стоимости. В простейшем случае можно ориентироваться на отношение стоимости к результату, то есть на отношение затрат на рекламу к доходу от продаж. Можно сравнивать дополнительные затраты на рекламу с дополнительным доходом, который приносит эта реклама. Иногда ЛПР фиксирует определенную желательную эффективность и минимизирует затраты или, наоборот, задается бюджетным ограничением на затраты и стремится максимизировать эффективность.
Как понятно из приведенного примера, метод «Стоимость — эффективность» — это оптимизационный подход к достаточно объемным или громоздким задачам, а также к задачам, в которых есть трудности с представлением исходной информации (о такой ситуации речь будет идти в следующем пункте).
Как правило, умелое сочетание науки, математических методов и искусства менеджера дает хорошие результаты при использовании подхода «Стоимость — эффективность».
Дата: 2019-07-24, просмотров: 234.