Организация и ход некоторых занятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема: “Сплошная линия”.

Школьники оставляют на столе только маленькую круглую беличью кисть (№ 1-3), банку с водой, стеклянную или пластмассовую палитру, на которой положена одна синяя или черная краска, лист бумаги размером 20 х 30 см.

Первоначально ребята проводят на листе по линейке несколько линий карандашом, а затем кистью.

Ребята осматривают кисть, промывают ее. Затем аккуратно набирают краску, еще раз осматривают ее кончик и уверенно проводят тонкую прямую линию.

Дается новое задание: построить простейший орнамент, состоящий из тонких линий.

Руководитель проводит одну линию, параллельно ей — вторую, третью тоже параллельно, но на более близком расстоянии. Четвертую еще ближе, а пятую совсем рядом; затем еще столько же линий, но в обратном порядке. Получается простейший орнамент полосы.

Это задание должны повторить ребята.

Так заканчивается первое практическое упражнение на проведение тонких сплошных линий.

Тема: “Орнамент полосы из тонких линий”.

Дети проводят параллельные тонкие линии под разным наклоном. Орнамент строится за счет различного ритмического расстояния между линиями. В гжельских росписях часто применяется орнамент из сеточки. Используя разные наклоны и расстояния между линиями, можно получить самые разнообразные сеточки.

Руководитель показывает, как делать точки — аккуратные и круглые. Надо взять тонкие круглые палочки, обмакнуть их в краску одним концом и сделать круглый отпечаток на бумаге.

Волнистая тонкая линия

При рисовании волнистой тонкой линии надо следить, чтобы высота и ширина изображаемых волн были одинаковыми. Сначала ученики проводят линии карандашом, а уже по карандашному следу — кистью. Когда ученик сделает 5-10 таких линий, он попытается работать только кистью.

Следующее задание повышенной трудности: проводить одни линии светлыми, а другие — темными. Учитель напоминает, что в орнаменте можно использовать и другие известные элементы: прямые, тонкие линии, точечные заполнения. Показывает варианты подобных работ. У учеников возникают новые представления, и они с удовольствием их осваивают.

Тема: “Широкие линии разной насыщенности”.

На следующем занятии руководитель показывает, как проводить кистью широкие линии: сначала — темную, затем — светлее и светлее, наконец совсем светлую, линии делает разной толщины. Рисует орнамент клетки из разных по ширине и насыщенности полос.

Трудность выполнения широкой линии разной насыщенности заключается в том, что след на бумаге, оставаясь с одной стороны темным, постепенно переходит в более светлый, почти белый. Это достигается за счет того, что на большую кисть (№ 16 - 22) набирается краска на одну сторону.

Существуют три вида классического геометрического орнамента: полоса, клетка, «горох». Ученики убеждаются в том, что, даже из «гороха» можно создать множество интересных орнаментов. Приводятся примеры разнообразных геометрических орнаментов и обращается внимание ребят на то, что в этом орнаменте нет сюжетной основы, но он сохраняет свою эстетическую ценность из-за строгого чередования ритмических элементов и тоновых разнообразий. Примером может служить греческий меандр, изображающий волну, круг, солнце.

Геометрические орнаментальные формы способны вызвать в нашем представлении сложные ассоциации, связанные с жизненными процессами и явлениями, что говорит о сохранении эстетических качеств геометрического орнамента.

Тема: “Капелька”.

Самым распространенным является растительный орнамент. Обучение этому орнаменту начинается с капельки. Этот элемент напоминает дождевую каплю, иногда похожую на лепесток цветка ромашки, слегка наклоненного в разные стороны. Иногда обучают рисовать капельку методом примакивания. Дети прикладывают к бумаге кисть, которая как печать оставляет след. Этот способ не позволяет рисовать капельку с наклоном удлиненную или укороченную. Для изображения капельки берется кисть № 5-7. Она должна иметь не острый кончик, а слегка полукруглый. На палитре готовят круглую беличью кисть, смоченную водой.

Затем набирают краску и прикасаются кистью к бумаге так, чтобы начало мазка было полукруглым. Ведут кистью вниз, чуть-чуть ее приподнимая и поворачивая. При этом кисть оставляет все более тонкий след. Рядом так же кладут другой мазок. Если слегка повернуть бумагу, по окружности образуется цветок, напоминающий ромашку. При рисовании ромашки поворот осуществляем сначала в одну сторону до половины цветка, затем для второй половины — в обратную сторону. Если сделать наклон только в одну сторону, то получится изображение, напоминающее шестеренку. Если кисть не поворачивать, мазок будет прямым.

 

Организация выставок

 

В конце учебного года проводятся отчетные выставки, которые знакомят школьников с творчеством кружковцев. Руководитель кружка и администрация школы заранее проводят подготовительные работы для организации экспозиции. Такие выставки способствуют развитию творческих способностей и художественного вкуса у зрителей.

Большое эмоциональное воздействие на зрителя оказывает художественное оформление выставки. Сколько радости и удовольствия получают дети, встречаясь с героями любимых сказок, басен, литературных произведений. При определении содержания декоративного монтажа следует исходить из основной темы выставки и конкретного материала, который необходимо распределить по разделам. Экспонаты должны быть удобно расположены для осмотра и сопровождаться надписью с указанием имени, фамилии и возраста автора. Необходимо заранее подготовить информационный материал о работе выставки, организовать консультации, привлечь к работе юных экскурсоводов.

На выставке педагоги, художники, методисты обмениваются опытом по эстетическому воспитанию школьников.

Встреча с художественным творчеством детей — это радость открытия красоты окружающего мира, радость творческого труда в создании изделий декоративно-прикладного характера. Поэтому выставка не только отчет о работе, но и праздник.

Примерный план урока в музее

Рассказ об истории создания музея.

Изучение экспонатов гжельского искусства.

Зарисовки музейных образцов.

Обсуждение увиденного.

 



БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Аграновская М. Возрождение многоцветной Гжели. // Декоративное искусство СССР. 1985, № 1.

2. Дулькина Т. Становление, развитие и художественное своеобразие фаянса Гжели XIX века. - М.: 1979.

3. Капешина И. Традиции русского народного искусства в фарфоре Л.П.Азаровой. - В кн.: Традиции русского народного искусства и архитектуры. - М.: 1979.

4. Мусина Р. Пластика Гжели. - Сборник материалов для изучения Москвы и Московской губернии. Вып. 1, - М., 1864.

5. Попов О.С. Русская народная керамика. - М., 1957.

6. Салтыков А.Б. Художественная керамика Гжели. Ч. 1, Майолика XVIII века. - М., 1946.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Уч.педгиз., 1946.

8. Позднякова Г.С., Петрова О.Ф. Молодежь и изобразительное искусство. Ленинград, 1986.

9. Коган М.С. Эстетическое и художественное воспитание. Л., 1984.

10.Шевцов Е.В. Основные средства и формы эстетического воспитания. - М., 1985, с. 83.

11.Лобковская Т.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. - М., 1983.

12.Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать /в помощь учителю. - М.: АО “Столетие”, 1989.

13.Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях. - С.П., 1963, № 11.

14. Фомина Н.Н., Дмитриева А.А., Горячева Н.А., Гросул Н.В., Щербаков А.В., Коротаева

Е.И., Копцова Т.А., Михайлова Н.Н., составитель - Фомина Н.Н. Изобразительное

искусство и художественный труд. - М.: Просвещение, - А.О. “учебн. лит.”, 1995.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 200.