Тема: “Сплошная линия”.
Школьники оставляют на столе только маленькую круглую беличью кисть (№ 1-3), банку с водой, стеклянную или пластмассовую палитру, на которой положена одна синяя или черная краска, лист бумаги размером 20 х 30 см.
Первоначально ребята проводят на листе по линейке несколько линий карандашом, а затем кистью.
Ребята осматривают кисть, промывают ее. Затем аккуратно набирают краску, еще раз осматривают ее кончик и уверенно проводят тонкую прямую линию.
Дается новое задание: построить простейший орнамент, состоящий из тонких линий.
Руководитель проводит одну линию, параллельно ей — вторую, третью тоже параллельно, но на более близком расстоянии. Четвертую еще ближе, а пятую совсем рядом; затем еще столько же линий, но в обратном порядке. Получается простейший орнамент полосы.
Это задание должны повторить ребята.
Так заканчивается первое практическое упражнение на проведение тонких сплошных линий.
Тема: “Орнамент полосы из тонких линий”.
Дети проводят параллельные тонкие линии под разным наклоном. Орнамент строится за счет различного ритмического расстояния между линиями. В гжельских росписях часто применяется орнамент из сеточки. Используя разные наклоны и расстояния между линиями, можно получить самые разнообразные сеточки.
Руководитель показывает, как делать точки — аккуратные и круглые. Надо взять тонкие круглые палочки, обмакнуть их в краску одним концом и сделать круглый отпечаток на бумаге.
Волнистая тонкая линия
При рисовании волнистой тонкой линии надо следить, чтобы высота и ширина изображаемых волн были одинаковыми. Сначала ученики проводят линии карандашом, а уже по карандашному следу — кистью. Когда ученик сделает 5-10 таких линий, он попытается работать только кистью.
Следующее задание повышенной трудности: проводить одни линии светлыми, а другие — темными. Учитель напоминает, что в орнаменте можно использовать и другие известные элементы: прямые, тонкие линии, точечные заполнения. Показывает варианты подобных работ. У учеников возникают новые представления, и они с удовольствием их осваивают.
Тема: “Широкие линии разной насыщенности”.
На следующем занятии руководитель показывает, как проводить кистью широкие линии: сначала — темную, затем — светлее и светлее, наконец совсем светлую, линии делает разной толщины. Рисует орнамент клетки из разных по ширине и насыщенности полос.
Трудность выполнения широкой линии разной насыщенности заключается в том, что след на бумаге, оставаясь с одной стороны темным, постепенно переходит в более светлый, почти белый. Это достигается за счет того, что на большую кисть (№ 16 - 22) набирается краска на одну сторону.
Существуют три вида классического геометрического орнамента: полоса, клетка, «горох». Ученики убеждаются в том, что, даже из «гороха» можно создать множество интересных орнаментов. Приводятся примеры разнообразных геометрических орнаментов и обращается внимание ребят на то, что в этом орнаменте нет сюжетной основы, но он сохраняет свою эстетическую ценность из-за строгого чередования ритмических элементов и тоновых разнообразий. Примером может служить греческий меандр, изображающий волну, круг, солнце.
Геометрические орнаментальные формы способны вызвать в нашем представлении сложные ассоциации, связанные с жизненными процессами и явлениями, что говорит о сохранении эстетических качеств геометрического орнамента.
Тема: “Капелька”.
Самым распространенным является растительный орнамент. Обучение этому орнаменту начинается с капельки. Этот элемент напоминает дождевую каплю, иногда похожую на лепесток цветка ромашки, слегка наклоненного в разные стороны. Иногда обучают рисовать капельку методом примакивания. Дети прикладывают к бумаге кисть, которая как печать оставляет след. Этот способ не позволяет рисовать капельку с наклоном удлиненную или укороченную. Для изображения капельки берется кисть № 5-7. Она должна иметь не острый кончик, а слегка полукруглый. На палитре готовят круглую беличью кисть, смоченную водой.
Затем набирают краску и прикасаются кистью к бумаге так, чтобы начало мазка было полукруглым. Ведут кистью вниз, чуть-чуть ее приподнимая и поворачивая. При этом кисть оставляет все более тонкий след. Рядом так же кладут другой мазок. Если слегка повернуть бумагу, по окружности образуется цветок, напоминающий ромашку. При рисовании ромашки поворот осуществляем сначала в одну сторону до половины цветка, затем для второй половины — в обратную сторону. Если сделать наклон только в одну сторону, то получится изображение, напоминающее шестеренку. Если кисть не поворачивать, мазок будет прямым.
Организация выставок
В конце учебного года проводятся отчетные выставки, которые знакомят школьников с творчеством кружковцев. Руководитель кружка и администрация школы заранее проводят подготовительные работы для организации экспозиции. Такие выставки способствуют развитию творческих способностей и художественного вкуса у зрителей.
Большое эмоциональное воздействие на зрителя оказывает художественное оформление выставки. Сколько радости и удовольствия получают дети, встречаясь с героями любимых сказок, басен, литературных произведений. При определении содержания декоративного монтажа следует исходить из основной темы выставки и конкретного материала, который необходимо распределить по разделам. Экспонаты должны быть удобно расположены для осмотра и сопровождаться надписью с указанием имени, фамилии и возраста автора. Необходимо заранее подготовить информационный материал о работе выставки, организовать консультации, привлечь к работе юных экскурсоводов.
На выставке педагоги, художники, методисты обмениваются опытом по эстетическому воспитанию школьников.
Встреча с художественным творчеством детей — это радость открытия красоты окружающего мира, радость творческого труда в создании изделий декоративно-прикладного характера. Поэтому выставка не только отчет о работе, но и праздник.
Примерный план урока в музее
Рассказ об истории создания музея.
Изучение экспонатов гжельского искусства.
Зарисовки музейных образцов.
Обсуждение увиденного.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аграновская М. Возрождение многоцветной Гжели. // Декоративное искусство СССР. 1985, № 1.
2. Дулькина Т. Становление, развитие и художественное своеобразие фаянса Гжели XIX века. - М.: 1979.
3. Капешина И. Традиции русского народного искусства в фарфоре Л.П.Азаровой. - В кн.: Традиции русского народного искусства и архитектуры. - М.: 1979.
4. Мусина Р. Пластика Гжели. - Сборник материалов для изучения Москвы и Московской губернии. Вып. 1, - М., 1864.
5. Попов О.С. Русская народная керамика. - М., 1957.
6. Салтыков А.Б. Художественная керамика Гжели. Ч. 1, Майолика XVIII века. - М., 1946.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Уч.педгиз., 1946.
8. Позднякова Г.С., Петрова О.Ф. Молодежь и изобразительное искусство. Ленинград, 1986.
9. Коган М.С. Эстетическое и художественное воспитание. Л., 1984.
10.Шевцов Е.В. Основные средства и формы эстетического воспитания. - М., 1985, с. 83.
11.Лобковская Т.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. - М., 1983.
12.Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать /в помощь учителю. - М.: АО “Столетие”, 1989.
13.Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях. - С.П., 1963, № 11.
14. Фомина Н.Н., Дмитриева А.А., Горячева Н.А., Гросул Н.В., Щербаков А.В., Коротаева
Е.И., Копцова Т.А., Михайлова Н.Н., составитель - Фомина Н.Н. Изобразительное
искусство и художественный труд. - М.: Просвещение, - А.О. “учебн. лит.”, 1995.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 236.