Тема: “Основные законы композиции”.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Руководитель дает краткие сведения о композиции. Говорит о достижении стилевого единства и выбора главного композиционного центра, симметрии, ритме, пропорциональности и масштабности. На практических занятиях кружковцы зарисовывают с таблиц основные схемы композиционного построения. Выполняют задания по заданному элементу: построить орнамент, узор, применяя принципы симметрии.

В процессе работы необходимо упомянуть о том, что все произведения искусства создаются по законам композиции, их несоблюдение или незнание приводит к нарушению гармонии в произведении.

Слово композиция в переводе с латинского языка означает расположение, составление, сложение. Композиция — это способ построения художественного произведения, принцип связи однотипных и разнородных компонентов и частей между собой. Одним из главных условий достижения правильного композиционного решения является соблюдение единства произведения, которое достигается органической связью всех частей композиции. Например, композиции гжельских мастеров отличаются стилевым единством росписи и формы, несмотря на то что выполнены они на разных предметах. Птицы, животные, растения выполняются в свободной кистевой манере письма. Рассказ о композиции гжельских мастеров лучше сопровождать показом образцов, иллюстраций альбомов и книг.

Одним из условий достижения гармонии в композиции является создание впечатления цельности. Этого можно достичь оправданным ограничением общей формы, количественной соразмерностью частей. Выделение главного, композиционного центра, подчинение этому центру отдельных деталей, которые могут иметь свой малый центр, но не приковывать внимание зрителя, такая соподчиненность деталей усиливает внутреннюю связь элементов и обогащает зрительное восприятие. Задача руководителя — научить ребят выделять главное в композиции, правильно определять композиционный центр. В гжельской росписи это может быть крупный цветок — розан, птица, деревенский пейзаж.

Можно предложить и другой способ: обобщить мелкие элементы орнамента росписи, сконцентрировав их в одном месте. Следует обратить внимание кружковцев на то, что главное в композиции можно выделить не только цветовым контрастом, но и большим пространством белого не заполненного по периферии листа или вычленить центр легким графическим решением.

Сочетание темного и светлого создает контраст в композиции. Композиционный центр может быть выделен за счет более темной разработки основных элементов росписи. Прием контраста часто используют художники Гжели. Их цветы резко выделяются на контрастном белом фоне. Юному художнику нужно подсказать, что в работах округлой формы главный композиционный центр может располагаться на пересечении радиальных линий. В квадратной или прямоугольной форме проще располагать центр посредине. Это классические варианты решения. Однако в работах прямоугольной или другой формы центр может быть расположен как в верхней, так и в нижней части.

Нужно также дать сведения кружковцам о законе симметрии и ритме. Симметрия в переводе с греческого языка означает соразмерность частей художественного целого. В симметричных формах всегда подразумевается ось, относительно которой симметричные части располагаются в зеркальном отражении. Пользуясь законом симметрии, художники достигают завершенности и целостности.

Если текстильщики не могут пройти мимо такого понятия, как раппорт, то гжельцы в своих произведениях этот закон почти не используют. Раппортом называют повторяющиеся мотивы. На гжельских произведениях этот элемент росписи можно встретить в мелкой пластике при росписи костюмов или отдельных частей одежды: рубашек, юбок, платьев, а также в разработке орнаментальных полос.

Таким образом, ребята узнают о симметрии, при которой повторяющиеся раппорты, мотивы как бы перевертываются вокруг своей оси, а элементы, составляющие орнамент, изображаются в зеркальном отражении. На занятиях учащиеся изучают орнамент полосы, различают основные схемы симметричного построения. Они уясняют, что выразительность композиционного решения зависит как от симметричного, так и асимметричного расположения деталей. Уравновешенность в произведении возникает за счет использования осей.

На занятиях следует напоминать школьникам о том, что симметрия почти всегда дополняется ритмом, который возникает при частом повторе осей симметрии. Ритм в переводе с греческого языка , означает мерность, такт, т.е. соразмерное чередование каких-либо элементов с определенной частотой. Надо научить кружковцев использовать повторение элементов, чтобы усилить выразительность. Создать чувство ритма в росписи возможно только при использовании закономерности так называемой триады, т.е. наличия трех повторений элементов в орнаменте по убывающей или возрастающей величине. Ритм в орнаменте, в свою очередь, характеризует движение элементов, изменение и развитие мотивов, передает переход от одного состояния к другому. Таким способом можно, казалось бы, неподвижному орнаменту при помощи ритмически расположенных элементов придать динамику.

Не следует смешивать два понятия: раппорт и мотив. Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может представлять собой один элемент — это простой мотив. Сложный мотив состоит из нескольких элементов, объединенных в орнаментальное образование.

На занятиях росписью следует остановиться на связи полосы орнамента с общей росписью всего изделия, т.е. согласованности композиции орнамента с формой предмета. Орнамент должен располагаться не отдельно от предмета, а подчеркивать форму изделия. Украшение на плоскости должно размещаться так, чтобы соотношение элементов между собой и плоскостью изделия было правильным. Нужно научить юных художников располагать орнамент на поверхности изделия так, чтобы он равномерно заполнял пространство. Свободные участки фона росписи должны подчиняться общему ритму. Надо найти оптимальное влияние фона на всю композицию орнамента, чтобы не создалось впечатление пустоты или тесноты. Поэтому они должны чаще смотреть на свою работу на расстоянии, чтобы увидеть ошибки. Мелкие детали нужно обобщать с целью выделения главного композиционного центра и пропорционального соотношения деталей росписи. Решая эти задачи, ребята создают состояние внутреннего равновесия — правых и левых частей композиции. Однако надо помнить, что противостоящие и разные по масштабу элементы композиции могут уравновешивать друг друга. Так, небольшой по размеру и тщательно разработанный мотив может быть дополнен большим по масштабу орнаментом, но без детальной проработки. На конкретных примерах работ художников Гжели можно видеть, что элементы растительного орнамента — листочки, цветы, завитки подчиняются ведущим линиям — веткам, длинным и гибким стеблям. Безошибочно можно угадать главную часть - композиционный центр, которому подчинены все элементы росписи.

Неповторимость, выразительность росписи придают использование завитка, елочки, сеточки. Сюжеты для орнаментов гжельцы находят в окружающей природе, а также используя традиционные мотивы и формы старых образцов.

Между композицией орнамента и композицией создаваемого изделия много общего. Ребята знакомятся с правильной последовательностью работы в росписи. Сначала карандашом на маленьком эскизе придумывается мотив и композиция росписи. Затем намечаются общие основные линии росписи, выделяется главный композиционный центр, решается пропорциональное соотношение частей, образующих орнамент, намечаются главные детали. Затем круглой большой кистью «гжельским махом» закладываются основные мазки розана, листьев. Движения руки кружковца должны быть уверенными и смелыми. Большую кисть (№ 16 - 22) сменяет миниатюрная (№ 1 - 3), которой очень аккуратно и быстро прорисовываются тонкие линии. Затем кистью (№ 4 - 6) прокладывают капельки. Через несколько минут роспись готова. В гжельской росписи не делается тщательная карандашная прорисовка. Кружковцы учатся сразу работать кистью.

В практической работе дети выполняют росписи в круге, прямоугольнике, квадрате, овале с различным расположением композиционного центра. Строят росписи по заданному мотиву с использованием принципа симметрии и асимметрии. Кружковцы знакомятся с орнаментальными композициями гжельских мастеров, выполняют копии с характерными признаками орнаментов и их элементов. На этих занятиях широко используются изделия мастеров, открытки, зарисовки и репродукции. Руководитель рассказывает, что с давних пор человек стремится украсить свое жилище, предметы быта. В росписи посуды орнамент имеет ведущее место. В то же время роспись может служить как украшение интерьера. Поэтому мы рассматриваем эту работу, как роспись типа эскиза для гжельской посуды или мелкой пластики и как самостоятельное произведение искусства.

Орнамент одно из наиболее важных художественных средств. В гжельских росписях орнамент занимает значительное место. Поэтому руководитель объясняет ребятам понятие узор и орнамент.

Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение, т.е. узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Узор — это рисунок, элементы которого могут располагаться произвольно. Если же элементы узора располагаются систематизированно, то это орнамент. Различают целые группы орнаментов по характеру составляющих элементов. Основные признаки орнамента: происхождение, назначение и содержание. Технический орнамент — рисунок, который состоит из простейших клеток. Например, спиралеобразные витки, напоминающие плетение веревок, и т.п. Символический орнамент — орнаментальные образы символов или их система, которые изображают животных, людей, орудия труда. Геометрический орнамент — строгое чередование ритмических элементов любой геометрической формы. Растительный орнамент — сочетание цветов, листьев, веточек, трав. Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста. Фантастическийэто изображения символического и мифологического содержания. Астральный орнамент изображает небо, звезды.

При объяснении материала нужно обращать внимание на то, что любое изображение животных или птиц, взятое для украшения произведения прикладного искусства или художественного конструирования, всегда подвергается стилизации. Процесс перевоплощения реальных образов природы в орнаментальные мотивы сложен. Отбирается самое типичное и характерное, придавая орнаменту новое образное содержание.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 189.