ГЛАВА III МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ГЖЕЛИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организация работы кружка

В кружок принимают школьников 2 - 4-х классов, не более 7-10 человек, в связи с тем что руководитель работает индивидуально с каждым, подробно объясняет задание и показывает движение кисти.

Занятия проводятся в светлом, просторном помещении, имеющем полки для хранения работ, красок, кистей, литературы и другого необходимого инвентаря и оборудования, один раз в неделю по 2 часа с небольшим перерывом или по часу два раза в неделю.

Дисциплина, посещаемость, а также результаты творческого труда во многом зависят от четкого планирования занятий, их содержания.

На первом занятии кружковцы выбирают старосту, который помогает руководителю (отмечает отсутствующих, назначает дежурных по уборке помещения, следит за порядком).

Занятия требуют аккуратности и дисциплинированности. В кружке много подсобного материала. Это альбомы, плакаты, открытки, копии гжельских росписей, работы детей. Отдельно хранятся краски, кисти, бумага, незавершенные работы.

Учебно-воспитательная работа в кружке строится по учебно-тематическому плану. План составляется руководителем на полугодие с поурочным планированием. В пособии описывается методика проведения нескольких занятий в соответствии с темами программы.


Учебно-тематический план

Тема Общее количест- во часов (ч) Теорети-ческие занятия (ч) Практи- ческие занятия (ч)

Первый год обучения

Развитие гжепьского промысла в XVIII-XIX вв. 2 2 - Необходимые сведения о цветоведении 2 1 1 Основные законы композиции 2 1 1

Геометрический орнамент

Тонкая линия. Упражнения 2 0,5 1,5 Орнамент полосы из тонких линий 2 0,5 1,5 Сеточка. Упражнения 2 0,5 1,5 Орнамент полосы из сеточки 2 0,5 1,5 Точки. Упражнения 2 0,5 1,5 Орнамент полосы, включающий тонкие линии, сеточку и точки 2 0,5 1,5 Волнистая тонкая линия. Упражнения 2 0,5 1,5 Орнамент полосы, включающий ранее пройденные элементы 2 0,5 1,5 Широкая светлая линия. Упражнения 2 0,5 1,5 Орнамент полосы, включающий широкую светлую линию, точки и тонкую линию 2 0,5 1,5

Растительный орнамент

Кистевой мазок в одну сторону. Упражнения 2 0,5 1,5 Кистевой мазок в другую сторону. Упражнения 2 0,5 1,5 Бутон розы. Упражнения 2 0,5 1,5 Центр цветка розы. Упражнения 2 0,5 1,5 Завиток. Упражнения 2 0,5 1,5 Елочка. Упражнения 2 0,5 1,5 Листок ветки. Упражнения 2 0,5 1,5 Веточки с розой. Упражнения 2 0,5 1,5 Волнистая широкая линия разной насыщенности 2 0,5 1,5 Орнамент полосы, включающий волнистую широкую линию и другие элементы 2 0,5 1,5 Капелька. Упражнения 2 0,5 1,5 Орнамент узор, состоящий из капельки и других элементов 2 0,5 1,5 Свободная тема 10 2,5 7,5 Итоговая тема 4 0,5 3,5 Поездка в музей или на выставку 4 3 1 Организация выставки 4 1 3 Итого: 72 22 50

 

Руководитель кружка может использовать этот примерный тематический план.

В соответствии с индивидуальными наклонностями отдельные темы, включенные в план, могут быть изменены. Свободная тема может быть предложена как на заключительном этапе работы в кружке, так и на промежуточном, когда ребята самостоятельно решают поставленные перед ними задачи, применяя знания, полученные на предыдущих занятиях. Учитывая творческую активность кружковцев и приобретенные навыки, руководитель кружка может заменить рекомендуемое задание другим по содержанию.

 

Учебно-материальное обеспечение

 

Для работы в кружке необходимы следующие материалы и инструменты: гуашевые и акварельные краски синего цвета, бумага рисовальная или альбом размером 200 х 300 мм, кисти круглые беличьи. Минимальное число кистей для росписи — три. Большая - № 18, 19, 20, 21, 22; средняя - №17, 6, 5; маленькая - №1, 2, 3. Для росписи лучше приобрести гуашевые краски.

Кобальтовая роспись фарфора после обжига приобретает синий цвет, поэтому и роспись по бумаге лучше проводить синей гуашью. Гжельцы пишут круглыми беличьими кистями хорошего качества.

Руководителю кружка необходимо иметь для работы образцы изделий народных мастеров, диапозитивы, открытки, альбомы, таблицы, книги.



Практические занятия

 

Перед началом занятия руководителю кружка необходимо подготовить помещение. В постоянной экспозиции следует разместить лучшие росписи кружковцев, оформить стенды, отражающие историю развития гжельского народного художественного промысла. К этой работе надо привлекать и самих ребят.

На занятиях нужно приучать кружковцев к культуре труда. Кисти, палитра с окраской, банка с водой должны находиться на столе с правой стороны от ученика. На столе ничего не должно быть лишнего, под рукой — только необходимый материал, оригиналы и пособия. Особое внимание нужно обратить на кисть. Это главный инструмент художника. И обращаться с ним следует правильно: нельзя оставлять кисти в банке с водой, так как от этого кончики волосков загибаются и кисть приходит в негодность; нельзя носить кисти в целлофановом мешке или в сумке без упаковки. Их нужно убирать в пенал. После работы кисти нужно хорошо промыть и поставить в вазу или бокал волосками вверх.

Для выполнения задания используется гуашь, темпера или акварельные краски. Руководитель должен рассказать о происхождении и свойствах бумаги и красок. Гуашь по сравнению с акварельной краской — непрозрачная, в переводе с итальянского языка — водяная краска. Она представляет собой густую пасту, состоящую из пигмента, смешанного с клеем на воде, легко растворяется в воде, а в соединении с белилами дает множество цветовых сочетаний. В нашем кружке гуашевые краски используются так же, как и акварельные, т.е. для получения мазка с тенями вместо белил используют воду. Такое применение гуаши позволяет приблизиться к технологии росписи производства. Отличие состоит лишь в том, что художница-росписчица использует в своей работе не гуашь, а окись кобальта и пишет не по бумаге, а по пористому, слегка обожженному фарфору. Так же как и кружковцы, она работает на стеклянной палитре и окись кобальта разводит водой. Поэтому при наличии фарфоровых заготовок и окиси кобальта кружковцы легко осваивают производственный процесс гжельской росписи. Стоит упомянуть о том, что гуашевые краски применяются для выполнения декоративно-прикладных и художественно-оформительских работ.

Если гуашь сильно разбавить водой, то слой наносимой краски будет прозрачным. Слабо разбавленная краска имеет вид густой пасты, толстый слой которой может отслаиваться и растрескиваться. При высыхании гуашевые краски теряют свою насыщенность, приобретая белесоватый оттенок. Поэтому нужно заранее учитывать силу цветового пятна и не добавлять в гуашь белил.

При разработке рисунков для фарфора лучше использовать берлинскую или железную лазурь. Менее подходит ультрамарин. Применение этих красок позволяет добиваться качественного исполнения выразительных декоративных элементов, находить интересные тоновые сочетания. Еще в средние века в искусстве многих стран Европы и Азии гуашевые и акварельные краски использовались для иллюстрирования рукописей.

Другая краска, с которой можно работать на занятиях, — темпера в переводе с итальянского означающая «смешивать краски», обладает прекрасными качествами: не изменяет цвет при высыхании, не шелушится, имеет более прочные клеевые качества и издавна пользуется заслуженной популярностью у художников. Она была известна еще в Древнем Египте, а в средние века наряду с масляной краской широко применялась для росписи интерьеров. Темпера — очень прочная краска, состоящая из красящего вещества (пигмента) и связующего вещества (эмульсии). В зависимости от состава эмульсии она подразделяется на белковую и желтковую. Со свойствами акварельных красок дети знакомы еще с детского сада.

В кружке разработка формы и конструкции изделия, например, конфигурации вазы, чайника, кумгана, подноса или фигурок зверюшек, ведется на уровне конструирования и вырезания из бумаги, росписи, а затем наклеивания на цветную бумагу. Приступая к работе, руководитель кружка учитывает, что изготовление такого рода изделий может быть использовано к торжественным датам и праздникам.

Вся постановка обучения строится таким образом, что ребята, знакомясь с росписью и усваивая простейшие элементы, выполняют вначале несложные композиции, которые с каждым последующим заданием усложняются. Такая постановка учебно-воспитательного процесса способствует психологической готовности к труду, овладению графической грамотой, освоению приемов художественной обработки материалов.

Занятия в кружке способствуют эстетическому формированию личности школьника. Художественное воспитание, сливаясь с производственным трудом, способствует воспитанию у кружковцев трудовых качеств, эстетическому обогащению их внутреннего мира.

Занятия гжельской росписью можно проводить не только в часы внеклассной работы, но и на уроках трудового и эстетического обучения. Так, например, на уроках труда по обработке древесины на таких изделиях, как игрушки, кухонные доски, разнообразные вешалки, детская мебель, можно успешно применять роспись с последующим покрытием изделия лаком.

На занятиях следует использовать наглядные пособия. На таблицах кроме характерных элементов росписи должны быть представлены основные этапы работы. Руководитель кружка должен научить ребят пользоваться иллюстрациями, открытками, таблицами, работать с ними вдумчиво. Кружковец должен внимательно познакомиться с образом, попытаться проследить движение основных орнаментных линий, угадать силу нажима кисти, отрабатывая техническую точность движения руки, отметить композиционное расположение основных элементов росписи.

В процессе работы с таблицами и иллюстрациями дети знакомятся с технологией и этапами росписи, с основами композиции и необходимыми законами цветоведения, изучают приемы кистевого письма. Все сведения по основам композиции и цветоведению даются учащимся как на теоретических, так и на практических занятиях. В зависимости от возрастных особенностей детей руководитель условно делит членов кружка на младшую (1-4 классы) и старшую (5 - 6 классы) группы. Задания, выполняемые учащимися, различаются по степени сложности и распределяются в зависимости от возраста. Работа с кружковцами младшей группы должна включать элементы игры.

Важным воспитательным моментом в развитии творческой личности школьника, приобретении им навыков самостоятельной работы является пример руководителя, который не только интересно объясняет и рассказывает, но и показывает все приемы росписи. Первые пробы в написании характерных штрихов и мазков проводят на отдельных листах бумаги. Только после многократно выполненных отдельных элементов можно добиться хорошего уровня исполнения. Для достижения результативности практические занятия чередуются с теоретическими: демонстрация таблиц, иллюстраций, открыток, изделий гжельских мастеров, лучших работ кружковцев.

Приступая к изучению каждой темы, руководитель рассказывает ребятам о возникновении и развитии гжельского народного промысла, о таких народных мастерах, как Наталья Ивановна Бессарабова. Под руководством Александра Борисовича Салтыкова она разработала систему росписи и новый ассортимент изделий из фарфора. О народном художнике РСФСР Людмиле Азаровой, потомственной мастерице, заслуженном художнике РСФСР Татьяне Дунашевой, лауреате премии РСФСР имени И.Е. Репина Зинаиде Акуловой, заслуженных художниках РСФСР Александре Федотове и Владимире Петрове, лауреате премии Ленинского комсомола Валентине Розанове. Эти художники создали стиль современной Гжели, свою манеру творческого исполнения, бережно сохранив лучшие традиции старого промысла. Достойная смена молодых мастеров в совершенстве овладевает всеми тонкостями технологии и моделирования форм и является основным разработчиком посуды и сувенирных изделий.

Руководитель должен так строить занятия, чтобы у школьников появилось желание работать творчески, а для этого ребят необходимо приучать к самостоятельной работе, так как при излишней опеке можно получить обратный результат. Самое сложное для занимающихся в кружке — это выбор сюжета будущей работы. Естественно, что интересы у всех детей различны. Одним нравятся растительные орнаменты, другим — сюжетные изображения по сказкам, рассказам, третьим — изображения животных и птиц. Девочек больше привлекают композиции с растениями, лиризм сказок и убранство быта. Мальчиков интересует героика русских сказок, древняя история Родины, современная тематика и, конечно, космос. Любят ребята изображать праздники русской зимы с веселым гуляньем, катанием на санках, лошадях, весельем на качелях и каруселях. Но все композиции объединяет соблюдение законов изобразительного творчества и гармонии.

Хотелось бы отметить, что использование мотивов сюжетной росписи должно быть всегда оправданно. У ребят в разные периоды учебы в кружке наблюдается тяготение к иллюстрированию сказок. Руководителю следует предостерегать детей от простого иллюстрирования произведения. Роспись должна быть не просто иллюстрацией, а законченной композицией. Для успешного решения этих задач каждый кружковец перед началом работы с помощью руководителя выбирает основной композиционный эпизод. Особенно часто обращаются ребята к русским народным сказкам и поэмам А.С. Пушкина, сказкам братьев Гримм. В большинстве этих композиций присутствует полюбившийся детям растительный или геометрический орнамент, который придает работам нарядность и подчеркивает сказочность сюжета. Без орнаментальных разработок не обходится ни одна работа кружковца. Творчески работают ребята над созданием собственной композиции, проявляют фантазию, выдумку. Иногда у них возникает желание работать вместе. Коллективный труд сплачивает детей, а результаты превосходят все ожидания. При этой форме работы проявляется творческий рост кружковцев, так как допущенные ошибки одних ребят замечаются другими и вовремя устраняются. Юные художники, объединенные одним творческим делом, стараются не подводить друг друга.

Коллективная работа может быть выполнена на одном листе большого формата или состоять из склеенных вместе листов работ, выполненных отдельно каждым кружковцем. Для подготовки к такой работе требуется разработка общего эскиза. Часто делается несколько эскизов лучшими кружковцами, затем на просмотре отбирается наиболее удачный и затем распределяется участие каждого в общем деле. Если работа выполняется на одном большом листе, то одним из кружковцев в натуральную величину делается набросок рисунка карандашом. Затем приступаю к прорисовке каждого элемента. Анализ работы при коллективном творчестве проводится на каждом этапе. Подготовку к росписи выполняет обычно один из кружковцев, а работу красками ведут все. Такая форма работы может быть применена при разработке ширмы для кукольного театра. Однако роспись может быть проведена и с меньшим количеством участников: два-три человека. Другие могут быть заняты разработкой костюмов для персонажей спектакля и декораций.

Фантазия детей очень богата. Поэтому часто композиции, особенно коллективные, они выполняют даже на объемных формах. В этом случае руководитель должен на конкретном примере объяснить, как располагается на поверхности орнамент, почему он должен подчиняться заданной форме. Таким образом, вопросами композиционного построения дети занимаются постоянно.

Для развития художественного вкуса школьников большое значение имеет обучение законам композиции гармоническому заполнению поверхности листа. Мотив слегка намечается карандашом на листе в нужном месте, без уточнения его элементов. Рисуется лишь основа построения орнамента, определяющая основное направление линий и главных элементов. Затем определяются пропорциональные соотношения частей. Именно такая последовательность работы в росписи считается правильной. Школьники часто нарушают эту закономерность, выполняя композицию по частям, прорисовывая сначала мелкие элементы и только потом крупные, заполняя пустые места. Возможен и такой способ работы, но он под силу только очень опытному мастеру, поэтому при обучении такое решение недопустимо.

Для формирования художественного вкуса, творческой активности, глубокого понимания гжельского искусства учебное задание разделяется на отдельные последовательные этапы. Кружковцы всегда должны сопоставлять композиции своих работ с решениями народных мастеров. Задача руководителя состоит в том, чтобы научить ребят мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение. После выполнения каждого задания организуются просмотры и обсуждения выполненных работ. Если ученик затрудняется оценить работу товарища, можно задать вспомогательные вопросы: «Что тебе нравится в этой работе, что удалось ее автору, а что нет?» Таким образом ребята учатся анализировать работу друг друга, определять ошибки и стремятся их не повторять. Но мастерство приходит не сразу, поэтому ежедневные упражнения по обработке техники приемов письма продолжаются на протяжении всего учебного времени.

Для закрепления пройденного материала, расширения кругозора, воспитания художественного вкуса проводятся экскурсии в музеи, выставочные залы, на природу. Здесь несомненно ведущая роль принадлежит педагогу. Именно он обратит внимание ребят на интересный узор, мотив, орнамент, которые можно использовать в своих творческих исканиях. Руководитель учит детей видеть в природе розаны и бутоны не только гжельских художников, но и живописцев. Дети с особой тщательностью художника-натуралиста изучают строение листьев и цветов. После таких экскурсий целесообразно давать задания на дом: рисовать стилизованно растения по своим зарисовкам с натуры. На следующем после экскурсии занятии дайте ребятам создать собственные росписи. Так, последовательно, шаг за шагом кружковцы приближаются к заключительному этапу работы, на котором руководитель должен оказать каждому конкретную помощь. Поэтому он сам должен владеть приемами гжельского письма.

В течение всего учебного года проводятся конкурсы на лучшую роспись. В отборе работ принимают участие все школьники кружка.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 190.