Калькулирование себестоимости продукции позволяет установить безубыточные цены, оценить рентабельность конкретных объектов и управлять затратами на конкретные изделия. Поэтому калькулирование себестоимости является необходимой частью деятельности любого предприятия.
Для калькулирования себестоимости используют следующие методы:
1) Попередельный метод.
Объектом калькулирования является передел или законченная часть технологического процесса, завершаемая выпуском промежуточного продукта (полуфабриката). Применяется метод при массовом производстве, в котором сырье поэтапно превращается в готовую продукцию [3].
2) Позаказный метод.
Объектом калькулирования выступает производственный заказ. Данный метод используется только для единичного производства [3].
3) Нормативный метод.
Предпосылкой появления этого метода послужило создание и развитие нормативной базы, включающей нормы затрат ресурсов на объекты калькулирования – отдельные изделия, операции, части изделий.
Суть метода заключается в следующем:
- определяется нормативная себестоимость объекта на основе норм;
- вводится учет изменения норм в результате осуществления различных операций;
- производится учет фактических затрат с подразделениями затрат по нормам и отклонениями от норм;
- анализируются причины отклонений.
В данном случае фактическая себестоимость будет равна:
Сфакт = ∑(Снорм ± изменения норм ± отклонения от норм).
Ключевым моментом является фиксация отклонений от норм и изменений норм, что позволяет более эффективно и оперативно управлять затратами [3].
Прибыль и рентабельность
Понятие прибыли
Любое коммерческое предприятие ставит основной целью своей деятельности получение прибыли. Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы. В обратном случае предприятие получает убыток. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. Прибыль используется также для расчета рентабельности собственных и заемных средств, основных средств. Однако прибыль является не только основной целью деятельности любой коммерческой организации, но и важнейшей экономической категорией [12].
Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства. Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции.
Во-первых, как было сказано, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. И, в-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней [3].
На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; цены на производственные ресурсы и др.
Внутренними факторами изменения прибыли могут быть основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, цена продукции); неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (неправильное установление цен, нарушения условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.) [2].
При выборе путей увеличения прибыли ориентируются в основном на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли. Увеличение прибыли предприятия может быть достигнуто за счет увеличения выпуска продукции; улучшения качества продукции; продажи излишнего оборудования и другого имущества или сдачи его в аренду; снижения себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; диверсификации производства; расширения рынка продаж и т.д. [5].
Дата: 2019-07-24, просмотров: 191.