Глава 3. Правотворческие взаимосвязи федерации и ее субъектов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Соотношение правотворческой деятельности РФ и субъекта федерации Республики

Башкортостан.

Республика Башкортостан является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики.

Республика Башкортостан обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное Собрание-Курултай-Республики Башкортостан. Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из 120 депутатов и избирается сроком на пять лет.
3 августа 1994 г. был подписан договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан". Согласно Договору признавалось право Республики Башкортостан самостоятельно решать проблемы связанные с государственным устройством, собственностью, бюджетом, законодательством, судоустройством, международной и внешнеэкономической деятельностью.
24 декабря 1993 г. была принята Конституция Республики Башкортостан, в которой республика провозглашена суверенным демократическим государством, которое строит свои отношения с Российской Федерацией на основе двусторонних договоров и соглашений.
Хотелось бы подчеркнуть, что законодательство субъекта не должно противоречить федеральному законодательству.
Согласование законодательств субъектов РФ с федеральными законодательными актами, обозначенное руководством страны в качестве приоритетной задачи в сфере федеративного строительства, является перманентным процессом. Это обусловлено развитием федерального законодательства, социально-экономических, политических и иных условий жизни общества, вследствие чего Госдума принимает большое количество законов, в том, числе и в сфере совместного ведения. Естественно, законодательство субъектов должно соответственно реагировать на эти коррективы. Конституционное законодательство разрешает всевозможные коллизии между нормативными актами разного уровня в пользу федеральных. Госсобранием Республики Башкортостан проделана большая работа, направленная не только и не столько на механическое приведение в соответствие законодательных актов, сколько на гармоничное развитие с учетом новаций федерального законодательства. По состоянию на 1 апреля 2004 года республиканским парламентом либо изменены, либо признаны утратившими силу 464 нормативных правовых акта и работа в этом направлении активно продолжается.

Нареканий на темпы привидения в соответствие с федеральными республиканских законодательных актов, которые бы имели достаточную аргументацию, нет. Единственный орган, принимающий окончательное решение на предмет соответствия или несоответствия законов республики является Верховный суд РБ. На сегодняшний день в рассмотрении Верховного суда Башкирии таких дел нет. Без внимания не остается ни одно из обращений, исходящих от прокуратуры, и в случаях их обоснованности, вносятся своевременные изменения.

Однако, необходимо обратить внимание, что в российских средствах массовой информации время от времени появляются комментарии федеральных чиновников разного уровня о якобы имеющемся противоречии законодательства Республики Башкортостан федеральному законодательству.

Так, 30 марта 2004 года в информационном агентстве РОСБАЛТ в сети Интернет был помещен материал, в котором было приведено заявление руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан Ришата Кильмякова о том, что в Башкортостане действуют 100 нормативных правовых актов, не соответствующих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Вызывает недоумение позиция отдельных федеральных чиновников по вопросам согласования федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. Особо следует отметить, что некомпетентность проявляется чиновниками, которые по долгу службы обязаны владеть ситуацией в регионах, где они работают. В соответствии с гражданско-процессуальным законодательством факт противоречия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации федеральному законодательству может быть установлен только судом. Между тем, на сегодня в производстве Верховного Суда Республики Башкортостан находится только одно дело, связанное с противоречиями республиканского закона федеральному законодательству, которые уже устранены принятым 25 марта 2004 года Государственным Собранием законом.

Следует учитывать, что процесс совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации является постоянным, что обусловлено принятием федеральных законов по вопросам совместного ведения. В то же время, задачу, поставленную Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в 2000 году о согласовании федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, Республика Башкортостан выполнила согласование республиканского и федерального законодательства в Башкортостане завершено.

Так, 3 ноября 2000 года Государственное Собрание Республики Башкортостан приняло Закон Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан". 3 декабря 2002 года принятием Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан» фактически была завершена начатая весной 2002 года по инициативе Президента Республики Башкортостан конституционная реформа. Обновленная редакция Конституции Республики Башкортостан содержит целый ряд принципиальных положений, направленных на дальнейшую гармонизацию взаимоотношений с федеральным центром, оптимизацию государственного устройства внутри республики, более четкое распределение полномочий между ветвями власти и представляющими их органами государства, укрепление демократии при осуществлении публично-властных функций, расширение прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, законодательство Ресублики постоянно развивается, дополняя пробелы илинесовершенства федерального законодательства.

В 2003 году более чем 23 тысячам многодетных семей в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О государственной поддержке многодетных семей» были предоставлены льготы в оплате жилья, коммунальных услуг, газа, электроэнергии, топлива. За последние 2 года объем этих льгот увеличился в 1,8 раза и составил 32,1 млн. рублей.
Республиканский Закон «О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил» был принят в октябре 1994 года еще до принятия соответствующего Федерального закона. Башкортостан является одним из субъектов Российской Федерации, в наиболее полном объеме реализующих законодательство о социальной защите ветеранов. При этом объемы предоставляемых в соответствии с республиканским законом льгот существенно превышают льготы, предусмотренные Федеральным законом. По сравнению с нормами федерального законодательства республиканским Законом значительно расширена и категория граждан, которым предоставляются права и льготы. Численность дополнительных категорий составляет более 205 тыс. человек. А всего льготами в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О ветеранах…» пользуются более 737 тыс. граждан республики, в том числе около 30 тысяч инвалидов и участников Великой Отечественной войны. В соответствии с Законом Республики Башкортостан «О социальной защите инвалидов» в 2003 году инвалидам были предоставлены льготы более чем на 530 млн. рублей, рост к 2002г. составил 23,4 процента.
В 2004 году предстоит напряженная и значительная правотворческая работа по приведению республиканских законов в соответствие с федеральными. Федеральное законодательство развивается динамично, особенно в области регулирования общих принципов организации органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Так, в связи с внесением изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и принятием нового федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предстоит работа по обеспечению их реализации на местах. Парламент самым серьезным образом готовится к созданию необходимой нормативно-правовой базы формирования и организации эффективной работы системы муниципальных образований. В соответствии с федеральным законодательством, до 1 ноября 2005 года система местных органов власти должна уступить место муниципальным образованиям, и уже в 2004 году по словам Председателюя Государственного Собрания Курултая Республики Башкортостан К. Б. Толкачева предстоит принять порядка 70 соответствующих законов.  Необходимо по каждому муниципальному образованию принять отдельный закон с описанием административных границ.

Кстати, в Республике Башкортостан нет пока закона и об административной границе республики. Видимо, тоже есть необходимость подумать над этим, законодательно закрепить ее, демаркировать, естественно, согласовав это с соседями. Это необходимо сделать хотя бы во избежание возможных дискуссий и спекуляций в дальнейшем. Предполагается активизировать работу и по внесению законодательных инициатив в Госдуму , так до конца апреля планируется рассмотреть 4 проекта федеральных законов с последующим направлением для прохождения в Госдуму.

Уже в 2004 году планируется внести изменения в Конституцию, об этом говорится и в ежегодном Послании Президента РБ Муртазы Губайдулловича Рахимова

 

 









Дата: 2019-07-24, просмотров: 165.