Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Глава 2. Международные конституционные принципы национально-государственного

Строительства.

 

Глава 3. Правотворческие взаимосвязи федерации и ее субъектов.

Соотношение правотворческой деятельности РФ и субъекта федерации Республики

Башкортостан.

Республика Башкортостан является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики.

Республика Башкортостан обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное Собрание-Курултай-Республики Башкортостан. Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из 120 депутатов и избирается сроком на пять лет.
3 августа 1994 г. был подписан договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан". Согласно Договору признавалось право Республики Башкортостан самостоятельно решать проблемы связанные с государственным устройством, собственностью, бюджетом, законодательством, судоустройством, международной и внешнеэкономической деятельностью.
24 декабря 1993 г. была принята Конституция Республики Башкортостан, в которой республика провозглашена суверенным демократическим государством, которое строит свои отношения с Российской Федерацией на основе двусторонних договоров и соглашений.
Хотелось бы подчеркнуть, что законодательство субъекта не должно противоречить федеральному законодательству.
Согласование законодательств субъектов РФ с федеральными законодательными актами, обозначенное руководством страны в качестве приоритетной задачи в сфере федеративного строительства, является перманентным процессом. Это обусловлено развитием федерального законодательства, социально-экономических, политических и иных условий жизни общества, вследствие чего Госдума принимает большое количество законов, в том, числе и в сфере совместного ведения. Естественно, законодательство субъектов должно соответственно реагировать на эти коррективы. Конституционное законодательство разрешает всевозможные коллизии между нормативными актами разного уровня в пользу федеральных. Госсобранием Республики Башкортостан проделана большая работа, направленная не только и не столько на механическое приведение в соответствие законодательных актов, сколько на гармоничное развитие с учетом новаций федерального законодательства. По состоянию на 1 апреля 2004 года республиканским парламентом либо изменены, либо признаны утратившими силу 464 нормативных правовых акта и работа в этом направлении активно продолжается.

Нареканий на темпы привидения в соответствие с федеральными республиканских законодательных актов, которые бы имели достаточную аргументацию, нет. Единственный орган, принимающий окончательное решение на предмет соответствия или несоответствия законов республики является Верховный суд РБ. На сегодняшний день в рассмотрении Верховного суда Башкирии таких дел нет. Без внимания не остается ни одно из обращений, исходящих от прокуратуры, и в случаях их обоснованности, вносятся своевременные изменения.

Однако, необходимо обратить внимание, что в российских средствах массовой информации время от времени появляются комментарии федеральных чиновников разного уровня о якобы имеющемся противоречии законодательства Республики Башкортостан федеральному законодательству.

Так, 30 марта 2004 года в информационном агентстве РОСБАЛТ в сети Интернет был помещен материал, в котором было приведено заявление руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан Ришата Кильмякова о том, что в Башкортостане действуют 100 нормативных правовых актов, не соответствующих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Вызывает недоумение позиция отдельных федеральных чиновников по вопросам согласования федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. Особо следует отметить, что некомпетентность проявляется чиновниками, которые по долгу службы обязаны владеть ситуацией в регионах, где они работают. В соответствии с гражданско-процессуальным законодательством факт противоречия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации федеральному законодательству может быть установлен только судом. Между тем, на сегодня в производстве Верховного Суда Республики Башкортостан находится только одно дело, связанное с противоречиями республиканского закона федеральному законодательству, которые уже устранены принятым 25 марта 2004 года Государственным Собранием законом.

Следует учитывать, что процесс совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации является постоянным, что обусловлено принятием федеральных законов по вопросам совместного ведения. В то же время, задачу, поставленную Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в 2000 году о согласовании федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, Республика Башкортостан выполнила согласование республиканского и федерального законодательства в Башкортостане завершено.

Так, 3 ноября 2000 года Государственное Собрание Республики Башкортостан приняло Закон Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан". 3 декабря 2002 года принятием Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан» фактически была завершена начатая весной 2002 года по инициативе Президента Республики Башкортостан конституционная реформа. Обновленная редакция Конституции Республики Башкортостан содержит целый ряд принципиальных положений, направленных на дальнейшую гармонизацию взаимоотношений с федеральным центром, оптимизацию государственного устройства внутри республики, более четкое распределение полномочий между ветвями власти и представляющими их органами государства, укрепление демократии при осуществлении публично-властных функций, расширение прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, законодательство Ресублики постоянно развивается, дополняя пробелы илинесовершенства федерального законодательства.

В 2003 году более чем 23 тысячам многодетных семей в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О государственной поддержке многодетных семей» были предоставлены льготы в оплате жилья, коммунальных услуг, газа, электроэнергии, топлива. За последние 2 года объем этих льгот увеличился в 1,8 раза и составил 32,1 млн. рублей.
Республиканский Закон «О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил» был принят в октябре 1994 года еще до принятия соответствующего Федерального закона. Башкортостан является одним из субъектов Российской Федерации, в наиболее полном объеме реализующих законодательство о социальной защите ветеранов. При этом объемы предоставляемых в соответствии с республиканским законом льгот существенно превышают льготы, предусмотренные Федеральным законом. По сравнению с нормами федерального законодательства республиканским Законом значительно расширена и категория граждан, которым предоставляются права и льготы. Численность дополнительных категорий составляет более 205 тыс. человек. А всего льготами в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О ветеранах…» пользуются более 737 тыс. граждан республики, в том числе около 30 тысяч инвалидов и участников Великой Отечественной войны. В соответствии с Законом Республики Башкортостан «О социальной защите инвалидов» в 2003 году инвалидам были предоставлены льготы более чем на 530 млн. рублей, рост к 2002г. составил 23,4 процента.
В 2004 году предстоит напряженная и значительная правотворческая работа по приведению республиканских законов в соответствие с федеральными. Федеральное законодательство развивается динамично, особенно в области регулирования общих принципов организации органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Так, в связи с внесением изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и принятием нового федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предстоит работа по обеспечению их реализации на местах. Парламент самым серьезным образом готовится к созданию необходимой нормативно-правовой базы формирования и организации эффективной работы системы муниципальных образований. В соответствии с федеральным законодательством, до 1 ноября 2005 года система местных органов власти должна уступить место муниципальным образованиям, и уже в 2004 году по словам Председателюя Государственного Собрания Курултая Республики Башкортостан К. Б. Толкачева предстоит принять порядка 70 соответствующих законов.  Необходимо по каждому муниципальному образованию принять отдельный закон с описанием административных границ.

Кстати, в Республике Башкортостан нет пока закона и об административной границе республики. Видимо, тоже есть необходимость подумать над этим, законодательно закрепить ее, демаркировать, естественно, согласовав это с соседями. Это необходимо сделать хотя бы во избежание возможных дискуссий и спекуляций в дальнейшем. Предполагается активизировать работу и по внесению законодательных инициатив в Госдуму , так до конца апреля планируется рассмотреть 4 проекта федеральных законов с последующим направлением для прохождения в Госдуму.

Уже в 2004 году планируется внести изменения в Конституцию, об этом говорится и в ежегодном Послании Президента РБ Муртазы Губайдулловича Рахимова

 

 









Заключение.

Главной задачей на сегодняшнем этапе развития государства остается сохранение стабильности и единства, в первую очередь, внутри федерации. Именно поэтому поиски правовых и политических способов устранения существующих противоречий в законодательстве Федерации и ее субъектов, прежде всего на уровне основных законов, представляются чрезвычайно актуальными.

Указанная проблематика особенно актуальна в разрезе двух основных направлений современного федерализма: решения проблемы противоречий в межнациональных отношениях и демократизации государственного устройства, являющейся, в том числе, одной из гарантий защиты прав и свобод граждан.

Дальнейшее развитие сотрудничества между различными нациями и народностями в рамках единого государства, всяческое противодействие сепаратизму и национализму, находящим, к сожалению, свое отражение и на конституционно-правовом уровне, должно стать первоочередной политической и правовой задачей государства в области развития федеративных отношений. Поэтому решение правовых, политических и экономических задач, возникших в период реформирования всего государственного строя, создание целостной и непротиворечивой конституционноправовой системы, в которой гарантируются права и интересы Федерации и ее субъектов, единые права и свободы человека и гражданина, должно стать повседневной заботой органов государственной власти, наделенных соответствующими конституционными правами и обязанностями.

Существующая Федерация далека от совершенства, более того, количество противоречий, правовых и политических коллизий отнюдь не уменьшилось с принятием Конституции 1993 г. и заключением множества договоров с республиками и другими субъектами Российской Федерации. Кризис российской государственности находит свое отражение и в конституции республики, стремящейся к одностороннему изменению своего статуса. Политические процессы, происходившие в республике Башкортостан, в направлении достижения всеобщей национальной и территориальной независимости, могут в дальнейшем привести к преобладанию конфедеративных тенденций и даже распаду России. Преградой для этого должна стать устойчивая политика экономического, социального и культурного возрождения России, всестороннее сближение различных политических и национальных сил через развитие сотрудничества и взаимопомощи на основе приоритетных политических мероприятий по мирному разрешению возникающих противоречий.

 

Список использованной литературы.

1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.// Российская газета от 25 декабря 1993 года.

2. Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. // Российская газета от 29 декабря 1993 года.

3. Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" от 10 октября 1995 г. // Собрание законодательства РФ от 16 октября 1995 г., №42, ст.3921.

4. Закон ЯмалоНенецкого автономного округа “О референдуме ЯмалоНенецкого автономного округа (Окружной референдум)” от 8 ноября 1995 года № 11 // Сборник законов ЯмалоНенецкого автономного округа 1995июнь 1998 годов. Издание Государственной Думы ЯмалоНенецкого автономного округа.С-Пб.: 1998 . ООО “Полиграф Стайл”.

5. Федеральный закон “0 внесении изменений и дополнений в федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” от 29 июля 2000г. №106-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2000 г., N 31, ст. 3205.

6. Федеральный закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Российская газета от 19 октября 1999г.

7. Федеральный закон "0 принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999г. №119-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 28 июня 1999г., №26, ст. 3176.

8. Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" от 4 января 1999 года №4-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 11 января 1999, №2, ст.231.

9. Закон ЯмалоНенецкого автономного округа “О местном самоуправлении в Ямало-Ненецком автономном округе” от 23 декабря 1996 года № 52 // Красный Север. 1996. 25 декабря. Спецвыпуск.

10. Устав (Основной закон) ЯмалоНенецкого автономного округа // Красный Север. 15 января 1999 года. Спецвыпуск.

11. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28 августа 1995 г. №154- ФЗ (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 1996 и от 17 марта 1997 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995, №35. Ст.3506; 1996, №17. Ст. 1917; Российская газета от 20 марта 1997 года.

12. Договор “ О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан", 3 августа 1994 г.

13. Закон Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан", 3 ноября 2000 года // Собрание законодательства РФ, 2000г. №20. Ст.2112.

14. Указ Президента РФ "Об утверждении Положения о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации” от 12 марта 1996 г. №370 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, №12. Ст.1058.

15. Указа Президента РФ "О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации" от 05 октября 1995 года №1007 // Собрание законодательства РФ от 09 октября 1995, № 41, ст.3875.

16. Указ Президента РФ "Об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ" от 22 октября 1993 года (с изменениями от 22 декабря 1993 года и от 03 октября 1994 года)// СААПП, 1993, №43, ст.4089 и Собрание законодательства РФ. 1994, №24, ст.2598.

17. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения об обеспечении контроля за соблюдением соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации" от 2 февраля 1998 г.// Собрание законодательства Российской Федерации №6, 9 февраля 1998. Ст.753.

18. Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о толковании части 2 ст.137 Конституции РФ" от 28 ноября 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995г., №49, ст.4868.

19. Декрет ВЦИК и СНК от 19 мая 1920 года "О советской автономии Башкирии" // СУ РСФСР. 1919. №46. Ст.451.

20. Постановление Государственной Думы Российской Федерации "По итогам парламентских слушаний "О проблемах соответствия конституций республик, уставов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации" № 233-ГД от 22 июля 1994 г.// Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 14, ст.1593. Распоряжение Президента РФ “Об объединенной комиссии по координации законодательной деятельности” от 26 ноября 1994 г. №606-рп // Российская газета. 30 ноября 1994.

21. Абдулатипов Р Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М.: Республика. 1994.

22. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997.

23. Алексеев С. С. Право: азбука – теория философия: опыт комплексного исследования. – М.: «Статут». 1999

24. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.,1998. Боброва Н.А., Зражевская Т.Д. Ответственность. в системе гарантий конституционных норм. Воронеж. Изд-во ВГУ. 1985.

25. Витрук Н.В. Конституционное правосудие.Судебное конституционное право и процесс.М.1998.

26. Колесников Е.В. Источники Российского конституционного права. Саратов. 1998.

27. Конституция, закон, подзаконный акт. Отв. ред. Тихомиров. Ю.А. М. 1994.

28. Конституция Российской Федерации. Комментарий под общей редакцией Б.Н. Топорина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994.

29. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в Российской Федерации. Красноярск. Сиб. юр. инст. МВД России. 1999.

30. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Отв. Ред. проф. Б.А. Страшун. Учебник. Общая часть в двух томах. М.: БЕК 1993.

31. Копейчиков В.В. Механизм государства в Советской федерации, М., 1973.

32. Кутафин О.Е., Шафир М.А. Конституция РСФСР - Основной закон жизни республик. М., 1980.

33. Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента РФ. М. 2000. 32. Лучин В.О. Указное право. М., 1998.

34. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М. Закон и право. ЮНИТИ. 1997.

35. Лысенко В.Н. Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений // Государство и право.1995. № 5.

36. Маликов М. Ф. Концептуальные основы правоотношений. Уфа. 2001

37. Михалева Н.А. Конституционные реформы в российских республиках. В кн.: Конституции республик в составе Российской Федерации.М., 1995.

38. Морозова Л.А. Национальные аспекты развития российской государственности // Государство и право. 1995, № 12

39. Нерсесянц В. С. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости//Социальные исследования. 2001. № 10.

40. Орзих М. Ф. Содержание методологии юридической науки // Правоведение. 1973. № 1.

41. Палиенко Н.Н. Суверенитет. Историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое значение. Ярославль. 1903.

42. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. Б.С. Крылов, И.П. Ильинский, Н.А.Михапёва.М. 1994.

43. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. ред. члена-корр. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца.М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 1999

44. Равен С.М. Принцип федерализма в советском государственном праве. Л., 1961.

45. Самигуллин В.К. Конституция Башкортостана: история и современность. Учебное пособие, Уфа, 1995.

46. Сборники документов "Конституции республик в составе Российской Федерации". Издание Государственной Думы. 1996. Выпуск 1 и 2.

47. Сборники документов "Уставы областей, краев, городов федерального значения". Издание Государственной Думы. 1995, 1996. Выпуск 1 и 2.

48. Сборник договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Части 1 и 2. Издание Государственной Думы. 1997.

49. Умнова И.А. Конституционные основы современного Российского федерализма. М., 1998.

50. Федеральное конституционное право России. Основные источники. Сост. и автор вступ. ст. проф. Б.А.Страшун. М., 1996.

51. Федеративный договор: Документы. Комментарий. М., 1992. Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917- 1922). М.: Издательство Московского Университета, 1966. Шафир М.А. Компетенция СССР и союзной республики. М., 1968.

52. Философская энциклопедия. Словарь. 1993.

53. Шапкин М. Конституция РФ и уставы края, области (проблемы соответствия) // Право и жизнь. 1996, №8.

54. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. М.1997.

55. Ященко А.С. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. Юрьев. 1912.


[1] (52, 520)

[2] (, 67

[3] (23, 36)

[4] (39, 4)

[5] (40, 24)

[6] (43, 307)

[7] (23, 89)

[8] (36, 328)

[9] (36, 364)

[10] (52, 595)

[11] (23, 56)

[12] (23, 78)

[13] (32, 92)

[14] (40, 112)

[15] (42, 99)

[16] (39, 134)

[17] (26, 135)

[18] (28, 104)

[19] (37,89)

[20] (34, 67)

[21] (51, 203)

[22] (25, 92)

[23] (53, 231)

 

[24] Закон ЯмалоНенецкого автономного округа “О референдуме ЯмалоНенецкого автономного округа (Окружной референдум)” от 8 ноября 1995 года № 11 // Сборник законов ЯмалоНенецкого автономного округа 1995июнь 1998 годов. Издание Государственной Думы ЯмалоНенецкого автономного округа.С-Пб.: 1998 . ООО “Полиграф Стайл”. С. 56.

 

[25] Закон ЯмалоНенецкого автономного округа “О местном самоуправлении в Ямало-Ненецком автономном округе” от 23 декабря 1996 года № 52 // Красный Север. 1996. 25 декабря. Спецвыпуск.

 

[26] Устав (Основной закон) ЯмалоНенецкого автономного округа // Красный Север. 15 января 1999 года. Спецвыпуск.

[27] (49, 112)

[28] (31, 67)

 

[29] Устав (Основной закон) ЯмалоНенецкого автономного округа // Красный Север. 1995. октябрь № 41.

[30] Закон ЯмалоНенецкого автономного округа «О ведении рыбного хозяйства в водоемах ЯмалоНенецкого автономного округа от 18 июня 1998 года № 18 // Сборник законов ЯмалоНенецкого автономного округа в области недропользования, землепользования и природоресурсного регулирования. Салехард: Государственно-правовой отдел администрации ЯмалоНенецкого автономного округа, 1998. С. 31.

 

[31] (27, 32)

[32] Ст. 60 Устава (Основного закона) ЯмалоНенецкого автономного округа // Красный Север. 15 января 1999 года. Спецвыпуск.

[33] (53, 137)


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.