Использование материала в школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цели урока:

Показать роль Волги в объединении русских земель, в развитии хозяйства России.

Продолжить формирование умений и навыков самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Через межпредметную связь закрепить и расширить ранее полученные знания.

Продолжить формирование умений работать с картой; самостоятельно делать выводы.

Оборудование: Карты (физическая, политическая, контурная), картины природы, кинофрагмент, экспозиция рисунков, “География России” учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под ред А.И. Алексеева в 2 кн. Кн 2: Хозяйство и географические районы. 9 кл – 3-е издание, исправленное М.: Дрофа, 2002. – 288 с.

На доске написаны строки из песен:

Волга, Волга – мать родная

– Волга, русская река.

Издалека долго течет река Волга

Течет река Волга – конца и края нет, … (Л. Ошанин)

Вдоль по матушке по Волге

На простор речной волны

Выплывали расписные

Стеньки Разина челны

Ход урока

I. Организация класса.

II. Новый материал.

Учитель: Тема нашего урока “О, Волга – колыбель моя!” Мы должны в течении урока, используя знания истории и литературы, доказать это. Мысленно мы проплывем Волгу от ее истока к устью. Заглянем в самые сокровенные уголки, связанные с рекой. Посмотрим какие ландшафты можно наблюдать, путешествуя по Волге и, наконец, сделаем вывод как Волга стала стержнем экономического развития России.

Вопрос: Волга знакома каждому жителю России. Какими эпитетами можно наделить ее?

Ответ: (матушка, красавица, родная, царица, Волга-реченька и т.д.).

Река священнейшая в мире,

Кристальных вод царица, мать!

Дерзну ли я на слабой лире

Тебя, о – Волга! величать,

Богиней песни вдохновенный,

Твоею славой удивленный?

Дерзну ль игрою струн моих,

Под шумом гордых волн твоих —

Их тонкой пеной орошаясь,

Прохладой в сердце освежаясь —

Хвалить красу твоих брегов,

Где грады, веси процветают,

Поля волнистые сияют

Под тению густых лесов,

В которых древле раздавался

Единый страшный рев зверей.

Учитель: Река Волга в сознании каждого россиянина – символ России, неотъемлемая часть ее богатейшей истории и самобытной культуры.

Вопрос: Как бы вы смогли раскрыть смысл строк взятых из стихотворения Н.А.Некрасова “О, Волга, колыбель моя”.

Ответ: учащиеся должны вспомнить историю формирования единого русского государства.

Надо хану дать урок:

Хан и жаден и жесток.

Не дает по Волге плавать

Русским людям на восток.

На ладьях всегда татары

Грабят русские товары,

А людей уводят в плен,

Гонят к персам — на обмен.

Всем соседям наказанье

Жить поблизости с Казанью. (Н. Кончаловская)

Вопрос: А почему ее называют Мать родная?

О Волга! яростна, ужасна,

Столь в благости мила, прекрасна:

Ты образ божий в мире сем!

Теки, Россию украшая;

Шуми, священная река,

Свою великость прославляя.

Дерзну ли петь, о мать река!

Как ты, красуясь в теченье

По злату чистого песка,

Несешь земли благословенье

На серебряном хребте своем

Везде щедроты разливаешь,

Везде страны обогащаешь

В блистательном пути твоем. (1793 г.)

Ответ: по берегам Волги жили и продолжают жить не только славянские племена, а и мордва, марийцы и т.д. Они-то и объединены были в единое государство – Русь. А сейчас по берегам и ее притокам располагаются республики Мари Эл, Татарстан, Башкортостан, Мордовия.

Вопрос: Вот мы говорим Волга, Волга, а что это за река, где ее начало и конец?

Ответ: Чтобы проследить, где рождается Волга, перенесемся в Осташковский район Тверской области, известный своими прекрасными озерами, в которые впадают многочисленные ручьи и речки. Здесь, у деревни Волговерховье, ничто не напоминает необъятных волжских просторов. Небольшое хвощовое болотце, окруженное с трех сторон густым еловым лесом. Поверхность болота — тонкий слой дернины с болотной и кустарниковой растительностью — резко колеблется даже при движении по нему собаки. Со дна болота бьют родники, дающие первые струйки волжской воды. Над самым волжским родником построена резная избушка, внутри которой устроен бювет из нержавеющей стали. К избушке ведет помост, на арке надпись: “Исток великой русской реки Волги”. Метрах в 20 — 30 от родника построен первый мост через Волгу. Длина его всего 3 м! Даже гуси предпочитают переходить здесь реку вброд. Не верится, что это великая Волга, о которой сложено столько песен. Вобравшая в себя воды лесных ручейков и прошедшая озера Малый и Большой Верхит, молчаливая в своем истоке речушка постепенно приобретает дар речи — начинает журчать и пениться, пробивая русло среди мелких валунных камней близ деревни Новинки. Затем она впадает последовательно в озера Стерж, Вселуг, Пено и, наконец, в Волго-озеро, пройдя которое принимает воды реки Селижаровки, вытекающей из озера Селигер.

Учитель: Протекая почти по всей территории Русской равнины от Валдайской возвышенности до Каспия, Волга пересекает практически все природные зоны европейской части России.

Задание: По карте природных зон определите в пределах каких ландшафтов протекает Волга (болота, леса, луга, лесостепь, полупустыня и пустыня).

Ответ: В просторную зеленую колыбель лесистой Валдайской возвышенности уложила заботливая природа малютку Волгу. Здесь она получает первую пищу от матери-земли, растет и набирается сил. Калининские леса накапливают за зиму глубокие снега, укрывают их хвойными вершинами от быстрого таяния весной и вдоволь кормят и поят влагой в течение всего лета колхозные поля.

Леса Валдая — колыбель не только Волги, но и Западной Двины, и Днепра. Поэтому Валдайский водораздел называют водоразделом трех морей: Каспийского, Балтийского и Черного.

От состояния лесов на этом водоразделе, а также на всей водосборной площади этих крупнейших рек европейской части нашей страны в значительной степени зависят судоходство, особенно в их верховьях, получение дешевой гидроэнергии и состояние рыбного хозяйства, орошение земель и расширение посевных площадей на юге. Каждый русский человек стремится хоть раз в жизни побывать на Волге. Это заветная мечта. Живописные озера волжского верховья с лесистыми островами — излюбленные места отдыха и туризма наших людей и зарубежных гостей.

Чтобы леса могли постоянно сохранять водоохранные свойства, в просторную зеленую колыбель лесистой Валдайской возвышенности уложила заботливая природа малютку Волгу. Здесь она получает первую пищу от матери-земли, растет и набирается сил. Тверские леса накапливают за зиму глубокие снега, укрывают их хвойными вершинами от быстрого таяния весной и вдоволь кормят и поят влагой в течение всего лета поля.

На географической карте европейской части нашей страны хорошо видно, как могучий ствол Волги у Астрахани распадается на множество рукавов, словно образуя корневую систему гигантского растения. Это водные коридоры, по которым волжская вода стекает в Каспий. Веер причудливых сплетений протоков, проран, ериков составляет дельту Волги — уникальную нашу русскую сокровищницу. Площадь ее очень велика — 18 тыс. км.

Этот удивительный край поражает и буквально околдовывает своим сказочным великолепием и весной, и знойным летом, и золотой осенью.

Достаточно около Астрахани свернуть чуть-чуть в сторону с главных рукавов Волги, как сразу попадаешь в непривычное окружение. Повсюду лабиринты протоков, зеркальные ильмени и озера, густые джунгли из ивы, тала, тополя и вяза, высоченные тростниковые крепи, а по узким бугристым береговым полоскам — пышное разнотравье.

Учитель: Красота этих мест неописуема. Поэтому Волга является туристическим районом.

Вопрос: А почему сюда устремляются туристы?

Ответ: Здесь есть уголки не только неповторимой природы – озеро Селигер, река Нерли, горы Жигули, но туристов привлекают старые русские города – Углич, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород. А места близ города Кострома – вотчина деда Мазая и некрасовской охоты (кино фрагмент).

Учитель: А вот в песне о Степане Разине поется:

а) Вдоль по матушке по Волге …

а в другой –

б) “Вниз по Волге-реке,

С Нижня Новгорода

Снаряжен стружок,

Как стрела летит

Вопрос: О какой особенности реки поется в этих песнях?

Ответ: Волга во все времена играла роль транспортного пути. И в прежние времена и сейчас она является важной транспортной артерией России.

Как по первым весенним туманам,

По весенней, широкой воде

Шли по Волге суда караваном,

Быстро шли, не стояли нигде.

Впереди были царские струги,

Что за рыбою в Астрахань шли,

После них патриаршие слуги

Патриаршие струги вели.

А за ними на стругах пшеницу

Выслал в Персию русский купец.

Струги ссыльных бродяг из темницы

Приплелись к каравану в конец. (Н. Кончаловская)

Когда-то Волга была типичной восточноевропейской рекой смешанного питания, с продолжительным ледоставом, бурными половодьями и летним спадом воды. В прежние времена в годы со снежной зимой и теплым летом, дружной весной в русло Волги поступало огромное количество воды. Подъемы уровня воды в некоторые многоводные годы достигали 14—17 м.

Наводнения были обычным явлением и в прибрежных городах, и в селах. Летом же, наоборот, Волга сильно мелела. Так например, в известном путеводителе начала XX в. говорилось: “От Рыбинска до Твери пароходство совершенно прекратилось... В некоторых местах... нашу матушку Волгу переходили вброд...”

Сейчас река (ниже Твери) выглядит совершенно по-другому. На Волге и Каме построен каскад из 11 ГЭС общей мощностью 13,5 млн кВт (35% мощности всех российских ГЭС). Возникли крупнейшие водохранилища — настоящие рукотворные моря. Благодаря им удалось покончить с разливами и наводнениями и сделать реку судоходной почти на всем протяжении.

Кроме того, водохранилища позволили оросить многие засушливые земли и перейти к получению независящих от погодных условий урожаев. В 1948 - 1952 гг. Волгу соединили с Доном. Волга получила выход к открытым южным морям.

С северными морями Волга была соединена значительно раньше. В начале XVIII в. была создана Вышневолоцкая водная система — водный путь от Волги до Балтийского моря. В 1810 г. было закончено строительство Мариинской системы — водного пути с 39 деревянными шлюзами, соединившего бассейны рек Волги и Невы. В 1950-1960-е гг. на месте устаревшей Мариинки создан Волго-Балтийский водный путь длиной около 1100 км.

Таким образом, Волга связанная тесными узами со своими притоками и другими реками, стала осью Единой глубоководной системы европейской части России. Осуществилась мечта Петра I протянуть через всю страну водные пути и связать ими северные и южные моря.

Вопрос: Могли бы вы доказать, это используя отрывки из произведений русских и советских писателей?

Учитель: Да, Волга, связанная тесными узами со своими притоками и другими реками, стала осью Единой глубоководной системы европейской части России.

Вывод: Великая российская река многие века играла и играет исключительную роль в истории Российского государства, его хозяйстве и культуре.

Современная Волга – во многом рукотворная река, поставленная на службу человеку, Волга – это и нефть, рыба и электроэнергия, крупнейшие города и заводы, исторические памятники и уникальные ландшафты.

Это и наш край, ее дельта, где создан один из первых в России заповедников – Астраханский.

Кино фрагмент (“В дельте реки Волги”).

Кто сказал, что Волга впадает в Каспийское море – Волга – в сердце впадает мое.

Экспозиция рисунков ученицы Трубенковой Наталии “Волга у Астрахани”.

II. Подведение итогов урока. Оценка ответов учащихся.

IV. Домашнее задание § 19.



Выводы

По нашему мнению, отсутствие комплексной региональной программы развития и поддержки полиграфии является основной причиной возникшей диспропорции распределения финансирования в отрасли, игнорирующей главную ее составляющую — полиграфические предприятия.

Не удалось действующей системе регионального управления полиграфией реализовать и те задачи, которые связаны с формированием специальных фондов поддержки отрасли, поиском партнеров и инвесторов для подведомственных предприятий. И здесь причина, на наш взгляд, заключается в отсутствии четкой региональной политики развития и поддержки отрасли и ее обобщения — соответствующей комплексной целевой программы. Таким образом, в настоящее время в республике нет целостной системы организационно-экономической поддержки полиграфической отрасли, а имеются лишь ее отдельные элементы. При этом основное внимание уделяется издательствам и редакциям, тогда как поддержка типографий находится на крайне низком уровне. В то же время, не вызывает сомнения, слабые позиции типографий ведут к тому, что отраслевые заказчики вывозят бюджетные средства за пределы региона. Это, в свою очередь, еще более усугубляет позиции полиграфических предприятий.

В целом развитие регионального движения в части программного обеспечения государственного регулирования и поддержки полиграфии во многом тормозится не только по причине ограниченности федеральных и региональных ресурсов, но и из-за слабой проработанности и обоснованности предлагаемых программных проектов. Ульяновская область в данном случае не является исключением. Попытка разработать региональную программу поддержки полиграфии не увенчалась успехом. Считаем, что сам подход к структурированию программы должен иметь универсальный характер. Что же касается обоснования предлагаемых в ней мероприятий, выбора форм и методов их обеспечения, то это зависит от региональной специфики и устойчивости ее отраслевой составляющей. Основополагающим условием формирования комплексной региональной программы поддержки и развития полиграфической отрасли должен стать принцип системности. Это предполагает, что данная программа должна стать неотъемлемой составной частью комплексной программы развития народного хозяйства региона, федеральной программы развития данной отрасли, экономической и социальной сфер России в целом.

Для этого необходимо, чтобы на федеральном уровне в основу формирования политики регулирования и поддержки полиграфической промышленности были заложены основные положения, позволяющие считать данную отрасль привлекательной, функционирующей в условиях интенсивной конкуренции и слабой экономической и правовой защищенности; ускорить процесс развития в ней рыночных организационных преобразований, способствующих внедрению внутриотраслевых и межотраслевых отношений; определить поддержку полиграфической отрасли из ведущих направлений системы государственного регулирования, непосредственно связанной с защитой безопасности и национальных интересов страны.



Список литературы

 

1. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России.— 2004г.

2. Атлас мира.–М.: АТКРО«Картография»,ОНИКС 21 век.–2004.– 448 с.

3. Буланов М.И. Экономика регионов. – С-Пб, 2005. – 76 с.

4. Вавилов С.С. Полиграфия в России. – М, 2005. – 144 с.

5. Вольский В.В. Социально-экономическая география России. – М.: Дрофа, 2005. – 442 с.

6. Гайворонов П.П. Судьбы отечественной полиграфии. – М, 2005. – 134 с.

7. География для поступающих в вузы. Страны мира / Н. Л. Стреха. – Мн.: Аверсэв, 2004. – 286 с.: ил. – (Школьникам, абитуриентам, учащимся).

8. Географический Энциклопедический словарь: Географические названия /Гл. ред. А.Ф.Трешников. — М.: Энциклопедия, 2003. – 786 с.

9. Глушкова Г.В., Семагин Ю.А. Тесты и задания по экономической и социальной географии мира. – М.: Владос, 2004. – 103 с.

10. Демографический справочник-ежегодник// под ред. Васильева В.И. – М.: Геолайн, 2006. – 329 с.

11. Зенина М.П. Ульяновская область глазами очевидца. – М, 2006. – 122 с.

12. Ильичева Е.И. Экономическая география России. – М.: Дрофа, 2005. – 235 с.

13. Кезлинг А.Б., Филатов В.И. Страны мира и международные организации: Справочник. – М.: УНИИНТЕХ, 2004. – 282 с.

14. Ульяновская область. Экономические связи в 2006 году: Ежегодный справочник. – М, 2006. – 190 с.

15. Ломакин В. К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. – 727 с.

16. Лукашова Е.Н. Поволжье. - М, 2005. – 113 с.

17. Лунев А.А. Россия в свете политических событий. – С-ПБ, 2004. – 113 с.

18. Максаковский В. П. Географическая картина мира: В 2 кн. Кн.II: Региональная характеристика мира. – М.: Дрофа, 2004. – 480 с.: ил., карт.

19. Малая энциклопедия стран. / Сиротенко Н. Г., Менделеев В. А. – Харьков: Торсинг, 2005. – 720 с.

20. Малая энциклопедия стран и народов мира.//Сост. Акчурин А.П., Семенова Н.А. – М.: Экономика, 2005. – 436 с.

21. Мир в цифрах 2006 г.: Карманный справочник// пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2002. – 117 с.

22. Мировая экономика: страны, регионы, континенты: Учебное пособие / Я. С. Друзик. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2005. – 528 с.

23. Новый универсальный справочник стран и народов мира// сост. Стадник А.Г. – Ростов/нД, 2006. – 360 с.

24. Пименова Р.А. Ульяновская область: Экономико-географическая характеристика. - М.: Мысль, 2004. – 228 с.

25. Пьянова Р.О. Путешествие во времени. – М.: ЭКО, 2006. – 190 с.

26. Родионова И. А., Бунакова Т. М. Экономическая география: Учебно-справочное пособие. – М.: Московский Лицей, 2005. – 496 с.

27. Социально-экономическая география мира / Под ред. В. В. Вольского. – М.: КРОН-ПРЕСС, 2004. – 592 с., с ил.

28. Страны Европы. Политико-экономический справочник. - М.: ЭКО, 2006. – 554 с.

29. Страны мира 2007: Справочник//под ред. Лаврова С.Б. – М.: Республика, 2006. – 532 с.

30. Страны и регионы мира 2006: Экономико-политический справочник / Под ред. А. С. Булатова. – М.: ТК Верби, Издательство Проспект, 2006.– 624 с.

31. Страны мира: Энциклопедический справочник. – Смоленск: Русич, 2005. – 624 с.

32. Ханина Т.А. Промышленность Поволжья. – М, 2005. – 144 с.

33. Шакиров А. Р. Экономика Ульяновской области в 2006 г. // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – №1.

34. Щеголев Б.Н. Поволжье: экономическое развитие и проблемы внешней торговли. – М, 2006. – 138 с.

35. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: Учебник / Под ред. д-ра геогр. Наук, проф. С. Б. Лаврова, канд. геогр. наук, доц. Н. В. Каледина. – М.: Гардарики, 2004. – 928 с.

36. Энциклопедия стран мира// под ред. Симонина Н.А. – М.: ЭКО, 2005. – 564 с.

37. Юриш И.Р. Экономические системы мира. – М, 2006. – 445 с.

38. Ярунов И.И. Сюжеты из прошлого. – М, 2006. – 177 с.

39. www. cia. gov (15.03.2006)

40. www. bndes. gov. br (15.03.2006)

41. http://ulgov.ru/

Дата: 2019-07-24, просмотров: 361.