Краткая история развития полиграфической промышленности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В соответствии с требованиями необходимо было значительно увеличить выпуск книг, изменить их тематику. Печатный двор не мог удовлетворить эту потребность, он нуждался в коренном переоборудовании для печатания светских книг в их новой форме, что не могло быть выполнено в короткий срок. В 1698 г. во время своего пребывания в Голландии Петр I дал привилегию негоцианту Яну Тессингу на печатание русских книг в Амстердаме (официальная грамота была прислана позже, в феврале 1700 г.). По программе, составленной Петром I, типография должна была выпускать «европейский, азиатский и америцкия земныя и морския картины и чертежи, и всякие печатные листы и персоны, и о земных и морских ратных людех, математическия, архитектурския, и городостроительныя и иныя художественная книги» - те книги, в которых нуждалась Россия. Эти издания должны были содействовать «славе нашему великаго государя нашего царского величества превысокому имени и всему Российскому нашему царствию меж европейски монархи». Подчеркивалось, чтобы «пониженья б нашего царскаго величества превысокой чести и государств наших славы в тех чертежах и книгах не было».

В помощь Тессингу, не знавшему русского языка, был взят белорус И.Ф. Копиевский, тоже владевший языком не в совершенстве. Он был переводчиком, составителем и издателем русских книг, печатавшихся в Амстердаме.

Первыми Амстердамскими изданиями были «Введение краткое во всякую историю» и «Краткое и полезное руковедение во арифметику», составленное Копиевским. Здесь впервые в печатной русской книге применялись арабские цифры и ряд терминов, получивших затем распространение в научной и технической книге.

Для Амстердамской русской типографии были изготовлены специальные литеры, более мелкие и тонкие, чем московские. Некоторые буквы в этих книгах по очертанию приближаются к гражданскому шрифту.

Печатание книг за границей, оторванное от России, плохо поддавалось контролю, стоило дорого. Оно не могло решить проблемы увеличения выпуска книг. Амстердамская типография Тессинга уже в 1702 г. прекратила свою работу.

В 1701 г. Петр реорганизовал Монастырский приказ, в ведении которого находилась типография и книгопечатное дело. Начальником приказа царь назначил одного из наиболее приближенных ему лиц - графа И.А. Мусина-Пушкина. Ему было поручено управлять всеми издательскими делами и руководить государственными типографиями. Изготовлением книг на Печатном дворе руководил справщик Ф. Поликарпов - видный деятель русского просвещения в петровское время. Под его началом Московская типография усилила выпуск книг светской тематики, в том числе таких непривычных для нее изданий, как «Таблицы логарифмов и синусов, тангенсов, секансов», реляции о победах русских войск и др.

В 1705 г. в дополнение к Печатному двору создана гражданская типография В. Киприянова, печатавшая главным образом карты. Позже она была передана в ведение приказа артиллерии и обслуживала нужды инженерных и навигационных школ, печатая карты, таблицы, гравюры, или «куншты», и некоторые учебные книги.

К 1708 г. был переоборудован Печатный двор. При типографии была устроена гравировальная мастерская, в которой стали печатать чертежи и иллюстрации, широко применявшиеся в технической и научной книге того времени. В 1722 г. в Москве была открыта типография при сенате для печатания официальной литературы.

Во втором десятилетии XVIII в. появляются типографии в новой русской столице - Петербурге. Первая из них, Санкт-Петербургская типография, основана в 1710 г. Она выпускала основную массу гражданских книг, став в короткое время ведущей типографией в стране. Первая датированная книга, выпущенная этой типографией в июле 1712 г., - «Краткое изображение процессов, или судебных тяжб», излагает правила производства суда и следствия.

В 1720 г. при Александро-Невском монастыре открылась вторая типография в Петербурге. В ней печатались кирилловским шрифтом «Проповеди» и «Слова» Ф. Прокоповича и других сподвижников Петра I, некоторые учебники, в том числе популярный букварь Ф. Прокоповича - «Первое учение отроком».

В 1721 г. образована типография при сенате, где в большом количестве печатались законодательные документы - указы, регламенты, уставы, а также манифесты и другая литература. Для нужд учащихся и печатания распоряжений Адмиралтейской коллегии была создана типография при Московской академии. О темпах развития книгопечатания в первой четверти XVIII в. говорят цифры: если в 1701 г. было выпущено 8 названий книг, то в 1724 г. - 149. За 24 года издательская продукция возросла почти в 19 раз. Наивысшего подъема издательская деятельность достигает в 1720-1722 гг., т.е. в момент завершения Северной войны.

В течение всей первой четверти XVIII в. выходила первая русская печатная газета «Ведомости», пришедшая на смену рукописным «Курантам».

Первые номера «Ведомостей» вышли 16-17 декабря 1702 г., но печатные экземпляры их не сохранились. 27 декабря 1702 г. тысячным тиражом выпускается «Юрнал, или Поденная роспись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотебурхом чинилась. Сентября с 26 числа в 1702 году». Первый сохранившийся номер датирован 2 января 1703 г. С него и ведется отсчет началу русской периодической печати.

Основными директивными материалами для развития издательского дела в годы индустриализации страны и подготовки к сплошной коллективизации сельского хозяйства были решения XIV и XV съездов партии и XVI партконференции. Усилить роль печати как орудия сплочения трудящихся масс вокруг партии, как средства политического воспитания масс требовало постановление ЦК «Об улучшении партруководства печатью» (3 октября 1927 г.). Постановление предусматривало мероприятия по укреплению редакций журналов и книгоиздательств, по улучшению профессионального образования работников печати. 28 декабря 1928 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «Об обслуживании книгой массового читателя».

«Текущий период социалистического строительства, - говорилось в постановлении, - чрезвычайно увеличивает значение массовой книги как орудия организации масс и коммунистического просвещения; повышения их культурного уровня». ЦК ВКП(б) потребовал усилить работу не только издательств, но и всех государственных, общественных, кооперативных и особенно партийных организаций в обслуживании книгой массового читателя. В постановлении подчеркивалась необходимость коренным образом улучшить тематику массовой книги.

Для усиления связи издательств с читателями и осуществления рабоче-крестьянского контроля над печатной продукцией ЦК ВКП (б) предложил издательствам проводить предварительное обсуждение рукописей в рабочей и крестьянской аудитории. Отвечая на постановление ЦК партии, советские издательства усилили выпуск массовой литературы. Госиздат разработал в 1929 г. проект серии общественно-политической и художественной литературы «Дешевая библиотека» (предполагаемый тираж - сотни тысяч экземпляров). На широкие массы рабочего читателя была рассчитана «Библиотека рабочего», популяризирующая задачи партии, ее программу и устав.

Об успешной реализации решений партии свидетельствуют цифры: если в 1927-1928 гг. массовая литература занимала во всей книжной продукции меньше 20%, то уже в 1929-1930 гг. ее удельный вес поднялся до 50%. Тиражи в полмиллиона, миллион и более экземпляров становятся обычными. Ни одна страна мира не знала таких колоссальных тиражей массовой книги. Центральное место занимала популярная книга для рабочих и крестьян. Был создан ряд серий по основным вопросам социалистического строительства.

В начале 20-х гг. полиграфическая промышленность находилась в тяжелом положении и не могла быть использована на полную мощность. В 1920 г. в среднем на всю Россию приходилось не более 16 пудов (около 750 кг) бумаги в месяц. Из-за бумажного голода издательскому делу угрожала катастрофа. В результате энергичных пер, принятых по инициативе партии, началось быстрое восстановление и этой отрасли народного хозяйства. Возобновилось словолитное производство и изготовление печатных красок, значительно увеличился выпуск бумаги, началось преобразование крупных, полиграфических предприятий (бывшей «типографии И.Д. Сытина в Москве и «Печатного двора» в Ленинграде) и строительство новых типографий.

Издательское дело в связи с введением новой экономической политики перестроилось на новый лад. По окончании гражданской войны книжный рынок находился в катастрофическом состоянии - сократился, а по отдельным отраслям знания прекратился выпуск книг, тогда как потребность в них в связи с политической обстановкой в стране, развертыванием культурной революции и социалистического строительства очень возросла. Особенно остро книжный голод ощущался в 1920 г., когда было выпущено минимальное количество книг. Введение новой экономической политики потребовало коренных изменений в деятельности издательств, перестройки организационных и экономических основ книгоиздания и книгораспространения.

Монополизация издательского дела в руках Госиздата, сыгравшая положительную роль в период гражданской войны, не отвечала уже задачам страны, запросам трудящихся. Появились новые формы и методы руководства издательским делом, были созданы условия для развертывания общественной инициативы в организации новых издательств в дополнение к Госиздату, чтобы покончить с книжным голодом.

Перестройка издательского дела началась с обнародования 28 ноября 1921 г. «Декрета о платности произведений непериодической печати». За ним последовало разрешение всем кооперативным обществам и отдельным лицам заниматься издательским делом. Взамен централизованного распределения книг развертывается книжная торговля. В экономику издательств внедряется хозрасчет, что благотворно сказалось на их деятельности, повысило выпуск книжной продукции. Строгий хозяйственный расчет заставлял издательства продуманно составлять свои тематические планы, глубже изучать запросы читателей, более рационально определять тиражи, отказаться от убыточных ведомственных изданий. Издательства стали уделять больше внимания оформлению книги, качеству бумаги, набора, иллюстраций и т.п.

Результаты перестройки сказались очень быстро. Уже в 1922 г. заметно выросла книжная продукция СССР. В 1923 г. тираж книг достиг уровня довоенного 1913 г. - года наивысшего развития издательской деятельности в царской России. В 1924 г. этот уровень был превзойден в 1,5 раза. К десятилетию Советской власти уровень 1913 г. был превзойден по тиражу в 2,5 раза, а по количеству изданий - в 1,5 раза.

Однако появление около 2 тыс. новых издательств вызвало отрицательные явления: параллелизм и дублирование, засорение книжного рынка идеологически невыдержанными изданиями, бесхозяйственное расходование материальных средств. В середине 20-х гг. происходит затоваривание книжного рынка, книги оседают на складах и в книготорговой сети. Издательства испытывали финансовые трудности. Для борьбы с этими отрицательными явлениями принимались оперативные меры. При Госиздате и его отделениях создавались отделы для политического контроля продукции как государственных, так и иных издательств.

В начале 1923 г. было создано Объединение партийно-советских издательств - Совпартиздат. В него вошло 64 крупнейших предприятия, включая и Госиздат. Объединение регулировало выпуск книг, проверяло идейно-политическое содержание и качество подготовки изданий. Оно занималось также вопросами развития полиграфии и книжной торговли, планированием сети издательств и их типизацией. В известной мере оно подготовило почву для создания ОГИЗа.

С первых же дней Великой Отечественной войны вся жизнь Советского Союза была перестроена на военный лад и подчинена одной задаче - борьбе с фашизмом. Свой большой вклад в победу над фашистами внесла печать, работавшая в период войны в чрезвычайно сложных и трудных условиях.

Советская полиграфическая промышленность, как и другие отрасли народного хозяйства, понесла тяжелые потери. На Украине и в Белоруссии, в Прибалтике и на Орловщине, в других оккупированных районах почти полностью были уничтожены типографии и заводы полиграфического машиностроения. Почти совсем прекратился выпуск полиграфического оборудования, большие затруднений были с полиграфическими материалами - шрифтами, бумагой, краской, картоном, переплетными тканями. Оформление изданий резко ухудшилось - уменьшился их формат, переплеты в большинстве случаев были заменены обложкой, сократилось использование глубокой и офсетной печати.

Многие полиграфические и бумажные предприятия, находившиеся в западных районах страны, прекратили работу, некоторые» были эвакуированы на восток и не сразу смогли возобновить свою деятельность.

В 1943 г. была создана портативная плоскопечатная машина для использования в тылу врага. Тогда же возобновился выпуск полиграфического оборудования в связи с вводом в действие Шадринского, Рыбинского и Пензенского заводов.

Советские издательства, как и все народное хозяйство страны, оказались в тяжелом положении. Большая часть издательств в западных и юго-западных областях СССР, захваченных немецко-фашистскими оккупантами, прекратила свое существование. Основная часть издательских работников, авторских кадров ушла в армию. Работа издательств была перестроена на военный лад. Задача состояла в том, чтобы при резком сокращении материальных ресурсов, при значительно меньшем числе работников обеспечить книгой, брошюрой, листовкой, плакатом Советскую Армию и Флот, героических тружеников тыла. Под руководством и при неустанной заботе партии и Советского правительства издательства продолжали в тяжелых условиях снабжать фронт и тыл необходимой литературой. Это было достигнуто рациональной организацией издательского дела, продуманным составлением тематических планов, выпуском литературы, рассчитанной на широкие круги читателей. В годы войны издательства сократили объемы изданий. Если в 1940 г. средний объем книг составлял 6,2 печатных листа, то в 1942 г. он уменьшился до 2,1 печатного листа, т.е. почти в 3 раза.

Был взят курс на производство массовой книги. Из тематических планов издательств исключались работы, посвященные узким второстепенным вопросам, оставлялись только, те работы, которые содействовали решению стоящих перед Советским государством задач и предназначались для широкого круга читателей.

Исключительно продуктивно, с огромным напряжением работали крупнейшие центральные издательства - Воениздат, Госполитиздат, Гостехиздат, Сёльхозгиз и др. Значительно возрос удельный вес областных издательств северных и восточных районов, не подвергшихся оккупации. С 1940 по 1943 г. их доля по числу изданий возросла с 34 до 54%, а по тиражу с 6 до 13%. Интенсивно работали республиканские издательства - Азербайджанское, Армянское, Грузинское, Казахское, Киргизское, Таджикское, Узбекское. Издательская продукция за годы войны сильно сократилась, но уже с 1944 г. выпуск книг увеличивается, так же как и упавший в первые годы войны средний объем одной книги. При резком сокращении среднего объема одной книги в 1942 г. резко возрос средний тираж, так как в период войны выпускались главным образом многотиражные брошюры. Сократились тиражи и периодичность центральной и местной печати.

Период 60-70-х гг. ознаменовался значительными достижениями советской полиграфии. К середине 70-х гг. в СССР введено в строй свыше 150 новых полиграфических предприятий в Москве, Киеве, Минске, Баку, Куйбышеве, Ярославле, Калинине, Туле, Чехове, Электростали. В числе новостроек - новые корпуса типографий газеты «Правда», «Красное знамя», «Красная звезда», первая очередь Калининского комбината детской книги и Чеховского комбината для выпуска журналов. По данным на 1979 г., в стране работало более 3200 полиграфических предприятий.

Предприятия обогатились современным оборудованием, в том числе фотонаборными, электрогравировальными и другими машинами новейших типов. Достижения техники позволили выпускать многокрасочные издания в короткие сроки, используя новейшие электронные процессы изготовления печатных форм и высокопроизводительные многокрасочные печатные машины. Широко внедряется в полиграфическую промышленность перспективный офсетный способ печати. Получает распространение печать без давления - электрография и магнитография. В перспективе - создание типографий-автоматов, где все процессы изготовления книги протекают автоматически благодаря закодированной программе.

Создание новых гарнитур книжных шрифтов делает оформление книги более интересным. Увеличивается выпуск книг в цельнобумажном переплете с яркой красочной обложкой. Внедряется бесшвейное клеевое, крепление книг, лакировка бумажных переплетов, припрессовка прозрачных пленок к переплету и суперобложке, цветная печать на переплете. Применение автоматизированных поточных линий позволило только в 1980 г. выпустить с их помощью 278 млн. экз. книг в твердом переплете и более 240 млн. экз. в мягкой обложке. Все шире применяются синтетические материалы. Создается синтетическая «бумага». Для технических целей в Японии, например, получен заменитель бумаги из стекла. Предполагается, что стекло-бумагу можно будет использовать для издания книг, газет и т.п.

Иллюстративное оформление современной книги будет усовершенствовано благодаря объемным (стереоскопическим) иллюстрациям, особенно необходимым в учебных книгах по технике, естествознанию, медицине и т.п. Они могут быть использованы и в детской книге. Получила распространение новая форма книги - микрокнига, в которой обычные страницы уменьшены в 15-20 раз. Микрокнигу можно читать только с помощью особого проекционного аппарата, в котором увеличенное изображение проецируется на экран, или с помощью специальных очков. Микрокнига дает значительную экономию бумаги и площади хранения.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 399.