В малой полиграфии доля государственного сектора за рассматриваемые годы сократилась на 10,2%. Удельный вес предприятий той или иной разновидности государственной формы собственности в общем числе предприятий, заявивших о себе в лицензионной службе Госкомпечати, снизился за то же время на 15,1%.
Заметно изменяется соотношение между государственной и негосударственной формами собственности. Так в целом по полиграфической промышленности на 01.01.95 оно было соответственно 1,7:1, а на 01.01.97 - почти 1:1. Таким образом, доля государственного к сектора в полиграфии постепенно сокращается, и в 1996 году в малой полиграфии она составила 49,8%, а среди крупных полиграфических предприятий - 51,7%. Однако доминирующее положение среди крупных предприятий составляют предприятия государственного сектора. Это объясняется несколькими причинами. Первая - относительно высокая капиталоемкость производства. Полиграфическое оборудование - сложное, высокоточное, поэтому дорогое. Для создания новых предприятий требуются значительные инвестиции, которыми не располагают частные лица.
Вторая причина - отсутствие интереса у частных и юридических лиц к приватизации государственных предприятий из-за низкой рентабельности печатного дела и отсталости действующих производств, на переоснащение которых нужны значительные средства [47].
Собственный инвестиционный потенциал полиграфических предприятий отрасли еще крайне низок. Средний размер годового фонда накопления одного предприятия недостаточен даже для разовой закупки одной печатной машины. Значительная капиталоемкость полиграфического производства при относительно невысокой рентабельности, обусловленной низкой покупательной способностью конечного потребителя, не позволяет предприятиям в условиях инфляции и высоких процентных ставок по кредитам направлять на объемные инвестиции собственные и заемные средства. В то же время государственные инвестиции в последнее время резко сократились. Считаем, что государственная поддержка необходима, поскольку сохранение государственного финансирования позволит поддержать (обновить) производственный потенциал типографий. Полагаем, что доля государственного сектора в отрасли будет сохраняться.
В то же время более 55% полиграфических мощностей сосредоточено в Москве, С-Петербурге и центральном экономическом регионе России. Этим обусловлены такие явления нынешнего периода, как перенасыщение рынков книжной продукцией и периодики в издательско-полиграфических центрах страны и низкая обеспеченность ими удаленных от этих центров регионов. Общая тенденция уменьшения темпов роста числа предприятий, получивших лицензии на полиграфическую деятельность, характерна практически для всех экономических районов страны [39].
На нынешнем этапе экономическая политика государства не обеспечивает условий для саморазвития полиграфического производства. Отрасль находится в затруднительном положении и остро нуждается в государственной поддержке, которая должна быть направлена на создание условий для дальнейшего воспроизводства на собственной финансовой основе.
Принятая Государственной Думой и утвержденная Правительством РФ Федеральная программа "Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания в России" призвана стабилизировать положение отечественной полиграфии. В программе разработаны меры по укреплению материально-технической базы отрасли, особое внимание уделяется совершенствованию техники, освоению прогрессивных технологий и материалов, возрождению отечественного полиграфического машиностроения. С этой целью Роскомпечать разместил на различных машиностроительных и конверсионных заводах России заказы на выпуск некоторых видов полиграфического оборудования. Программа состоит из трех подпрограмм: "Поддержка государственной полиграфии", "Книгоиздание в России", "Большая Российская Энциклопедия". Хотя именно в финансирование упирается очень большое количество нерешенных в нашей отрасли вопросов, федеральное финансирование программы невелико. В программе содержится обращение к администрациям регионов России с целью изыскания возможностей поддержать местные СМИ, полиграфию, книгоиздание. Федеральная программа не предусматривает строительства новых предприятий, особое место в ней занимает вопрос акционирования и приватизации полиграфических предприятий. Сейчас в госсобственности находится около 2000 типографий, которые по действующему законодательству имеют право акционироваться. В акционировании могут принять участие издательства. РТнвесторам, в том числе и иностранным, тоже разрешается вложить свои средства в акционирование типографий. Условие остается прежним - профиль предприятия должен быть сохранен, а в остальном все решают акционеры. Еще одна важная задача - обеспечить полиграфию отечественными материалами, 85% которых сегодня ввозится из-за рубежа [47].
В этой связи уместно было бы уделить внимание технологической стратегии. Под технологической стратегией понимается государственная политика, направленная на обеспечение соответствия материально-технической базы отрасли текущим и перспективным потребностям общества в продукции отрасли.
Как было отмечено выше, отрасль образуют предприятия государственного и негосударственного секторов. Государственную политику в отрасли осуществляет федеральный орган управления, в компетенцию которого входят отраслевые вопросы. В настоящее время таким органом является Комитет Российской Федерации по печати. Комитет призван реализовать технологическую стратегию в отрасли независимо от форм собственности предприятий, ее составляющих.
Особенности технологической стратегии применительно к негосударственному сектору обусловлены преобладающей сферой деятельности предприятий этого сектора (полиграфические работы по производству рекламной, коммерческой, представительской продукции, этикеток и упаковок, высококачественных изданий), а также размерами таких предприятий (небольшая численность работающих, ограниченные производственные и складские площади). С этих позиций технологическая стратегия ориентируется на производство малой полиграфической техники, обладающей способностью быстро переналаживаться на новый заказ, достаточно универсальной и в то же время обеспечивающей требуемое качество продукции. Вопросы производительности, оснащения автоматикой и прецизионной контрольно-регулирующей аппаратурой - дополнительные к базовым моделям широкого распространения.
Технологическая стратегия в отношении государственного сектора исходит из концепции его стабилизирующей роли на современном этапе экономических преобразований и нацеленности на удовлетворение тех нужд населения в печатной продукции, которые могут быть отнесены к разряду государственных нужд, для чего требуется соответствующая материально-техническая база. Речь идет о капиталоемких проектах, реализация которых необходима с государственной точки зрения, но по тем или иным причинам невыгодных для частного капитала. К их числу относится организация производства крупного технологического оборудования, освоение массовых технологий, выпуск специальных полиграфических материалов, нормативное, методическое и информационное сопровождение технического развития. Таким образом, технологическая стратегия должна учитывать основные тенденции нынешнего времени, характерные для всех секторов рынка печатной продукции независимо от того, государственные или негосударственные предприятия доминируют в этих секторах [46].
Предпринятая государством попытка создать посредством таможенных барьеров преимущественные условия для развития отечественного производства бумаги и картона, отвечающих современным требованиям полиграфической промышленности, не привели к существенным положительным результатам в этой отрасли. В настоящее время рынок мелованной бумаги и картона практически полностью формируется за счет импортной продукции, так как организация производства аналогичной продукции требует огромных инвестиционных затрат при ограниченности рынка сбыта, что не способствует привлечению инвестиций в такие проекты.
При этом существующая система ввозных таможенных пошлин (превышение ставок таможенных пошлин на сырье по отношению к ставкам на готовую продукцию) создает преимущественные возможности зарубежным поставщикам высококачественной полиграфической продукции, что не способствует развитию отечественной промышленности.
Общий объем рынка полиграфической продукции на 2000 г. оценивался в $1,8 млрд (по оценке Гейдельберг СНГ), из них около $0,9 млрд – продукция, получаемая на основе мелованных бумаг и картона. При этом импортируемая продукция составляла от 27,3% (этикетки) до 68,8% (журналы и каталоги).
В денежном выражении объем импортируемой полиграфической продукции высокого качества составляет более 50% от общего объема потребления, что свидетельствует о хорошем потенциале для развития отечественной полиграфической промышленности.
Отсутствие в доступных источниках информации по объемам потребления высококачественной полиграфической продукции в России в 2004 г. вынуждает использовать косвенные методы оценки рынка за 2004 г. Так, с учетом данных МПТР России о росте объемов импорта мелованных бумаги и картона с 173 тыс. тонн до 241 тыс. тонн (с 63,4 млн долл. США до 100 млн долл. США в стоимостном выражении), что составляет 39% (58% в стоимостном выражении), можно сделать вывод о соответствующем росте объемов рынка высококачественной полиграфической продукции ~ 1,5 раза (~ 1,4 млрд долл. США) при сохранении основных пропорций в структуре потребляемой продукции. Так как отечественная целлюлозно-бумажная промышленность не в состоянии покрыть потребности российской полиграфической и тарной промышленности, основная часть потребности покрывается за счет импорта.
Таблица 1 - Потребление бумаги и картона мелованных в России (тыс. тонн, по данным МПТР РФ, Госкомстат РФ, Минпромнауки РФ):
2008 2009 2007
Всего 164,9 239,3 н/д
Отеч. продукция 54,5 66,6 н/д
Импорт 113,1 173,4 241,3
Доля импорта 68,6% 72,5% –
Как видно из приведенной таблицы, потребление мелованных бумаги картона в России увеличивается почти на 50% ежегодно, при этом основной прирост обеспечивается за счет импорта, так как отечественная целлюлозно-бумажная промышленность не способна увеличивать объемы производства такими темпами, так как исторически отечественные целлюлозно-бумажные и картонажные комбинаты были ориентированы на другие виды продукции. Доля мелованных бумаг и картона в общем производстве бумаги и картона составляет соответственно 0,05% и 3%.
Высокие протекционистские пошлины на товары данной группы (15%), введенные в 1993 г., не помогли отечественной целлюлозно-бумажной промышленности существенно нарастить производство указанных продуктов.
Учитывая, что в России высококачественные мелованные бумаги сейчас практически не производятся (импорт превышает объемы собственного производства в несколько десятков раз), в подавляющем большинстве случаев поставщики предлагают мелованные бумаги западных производителей.
В связи с развитием отечественной полиграфии в последнее время усилилось давление зарубежных производителей печатной продукции на российский рынок. Имея значительные финансовые ресурсы, они имеют возможность минимизировать затраты на экспортную продукцию, идущую на российский рынок, а в отдельных случаях устанавливать демпинговые цены. При этом существующая в России таможенная политика препятствует развитию отечественной полиграфической промышленности.
Сложившаяся диспропорция в ценах на импортируемую печатную продукцию и бумагу для отечественной полиграфии, которая обходится российским полиграфистам значительно дороже, нежели их западным коллегам, в силу высоких ввозных пошлин, создает огромные препятствия развитию российских типографий. Таким образом, продукция отечественной полиграфической промышленности теряет конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках, что провоцирует размещение полиграфических заказов отечественных потребителей за рубежом.
При значительном дефиците отечественных материалов для полиграфии около 70% бумаги и картона мелованных импортируются при таможенной пошлине 15%, в то время как западные полиграфисты поставляют в Россию уже готовую полиграфическую продукцию (ТН ВЭД 4821 ярлыки, этикетки) по таможенной пошлине 5%, а продукцию, подпадающую под Флорентийское соглашение, – беспошлинно.
Разница в таможенных пошлинах между бумагой и товарными позициями, включающими ярлыки и этикетки, составляет 10%. Следовательно, созданы условия более благоприятные для иностранных производителей ярлыков, этикеток и прочей печатной продукции.
В результате до сих пор из России уходят ежегодно за границу заказы на полиграфические услуги на сотни миллионов долларов США. Так, по данным МПТР за пять лет (2005-2007 гг.) импорт только печатных изданий (то есть без учета упаковки, рекламы и этикетки) составил 1 974,24 млн. долл. США. Еще 238,86 млн долл. отрасль была вынуждена перечислить в бюджет в виде таможенных пошлин и НДС на ввезенное в РФ полиграфическое оборудование, а также мелованные сорта бумаги и картона, необходимые для печати многокрасочных изданий, которые в России не производятся. Это те деньги, которые при наличии разумной таможенной и налоговой политики в короткий срок могли бы обеспечить модернизацию отечественной полиграфии, вернуть в страну печать практически всех российских изданий и значительно увеличить поступления в бюджет от производства и реализации печатной продукции в Российской Федерации. (По материалам Коллегии МПТР России от 28 августа 2007 г.)
Для поддержки отечественных производителей полиграфической продукции предлагается:
1. С целью обеспечения равных конкурентных условий для отечественных производителей полиграфической продукции по сравнению с иностранными поставщиками предлагаются снизить пошлины на ввоз необходимого и практически не производимого внутри страны расходного материала – бумаги и картона мелованных (ТН ВЭД 4810) до 0%, что позволит отечественной полиграфической промышленности эффективно конкурировать с иностранными поставщиками как облагаемой таможенными пошлинами продукции, так и освобожденной от ввозных пошлин, в соответствии с условиями Флорентийского соглашения.
2. Для компенсации потерь бюджета от снижения таможенных пошлин на бумагу и картон мелованные (ТН ВЭД 4810) и защиты собственных производителей повысить ставку ввозной таможенной пошлины на этикеточную продукцию (ТН ВЭД 4821) и упаковку (ТН ВЭД 4819) до 15%.
Анализ возможных экономических последствий изменения ставок ввозных пошлин
Для перспективной комплексной оценки последствий предлагаемого изменения ввозных пошлин на бумаги и картон мелованные и готовую высококачественную полиграфическую продукцию, выполнены перспективные расчеты экономической эффективности для вариантов сохранения существующих ввозных пошлин и внедрения предлагаемых.
Обоснованность принятых исходных данных по темпам развития отечественной полиграфии подтверждает тот факт, что по результатам января-мая 2007 г. рост в полиграфической промышленности составил 5,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в 2009 г. рост составил 25,4% по сравнению с 2008 г. Таким образом, принятие в расчетах ~10% ежегодного прироста в полиграфической промышленности без изменения ввозных пошлин можно считать весьма оптимистичным – факты свидетельствуют о существенно больших темпах торможения развития отрасли.
Изменение таможенных пошлин в 2008 г. позволит к 2009 г. достичь следующих дополнительных эффектов:
– улучшить внешнеторговое сальдо (уменьшить отток валютных средств) более чем на 680 млн. долл. США в год (без учета возможного увеличения объемов экспорта готовой продукции);
– увеличить поступления в бюджеты и фонды различных уровней на 27 млн долл. США (при полном учете налогов эффект будет еще больше);
– повысить занятость населения на 28 тыс. человек;
– повысить покупательную способность населения на 80 млн. долл. США (что будет способствовать развитию других отраслей промышленности).
Табл. 2. - Прогноз объемов потребления полиграфической продукции, млн. долл. США
2004 2005 2006 2007 2008 2009
Газеты и журналы 495 550 605 660 715 825
Этикетки 207 223 238 254 269 300
Упаковка 576 660 744 828 912 1080
Рекламная продукция 96 102 108 114 120 132
Итого 1374 1535 1695 1856 2016 2337
Дата: 2019-07-24, просмотров: 430.