Место и значение полиграфической промышленности в народно-хозяйственном комплексе страны
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

 

Введение.................................................................................................................3

1. Обзор литературы..............................................................................................6

2. Методика исследования....................................................................................7

3. Место и значение полиграфической промышленности в народно-хозяйственном комплексе страны........................................................................14

4. Территориальная организация полиграфической промышленности: социально-экономический анализ.......................................................................19

5. Краткая история развития полиграфической промышленности................34

6. Полиграфическая промышленность Ульяновской области........................47

6.1. История развития..........................................................................................47

6.2. Характеристика отдельных предприятий..................................................53

7. Проблемы и пути дальнейшего развития полиграфической промышленности на территории Ульяновской области....................................54

8. Использование материала в школе................................................................72

Выводы.................................................................................................................73

Список литературы..............................................................................................75



Введение

 

Полиграфия представляет собой особую отрасль промышленности, предназначенную для удовлетворения потребностей в печатной продукции. Значимость данной отрасли чрезвычайно велика, хотя сама она занимает небольшой удельный вес в формировании внутреннего валового продукта страны и традиционно относится к категории так называемых «прочих» отраслей. Являясь социально значимой отраслью, полиграфия напрямую зависит от социально-экономической обеспеченности общества и крайне уязвима в периоды экономической нестабильности. Полиграфическая деятельность имеет устойчивую привлекательность с точки зрения бизнеса, что подтверждается объемом привлекаемых инвестиций и организацией многочисленных частных предприятий. Полиграфию представляют государственные и частные газетные, журнальные и книжные издательства, типографии, специализированные торговые предприятия, что определяет наличие особых внутриотраслевых отношений. Кроме того, на полиграфпредприятия оказывают влияние общефедеральные проблемы, региональные аспекты, связанные с развитием территории, на которой они расположены, а также внутренние возможности, характеризующие силу и слабость самих предприятий.

Одной из задач экономической науки является определение приоритетных направлений и масштабов государственного вмешательства в рыночную экономику. Роль государства в регулировании национальной экономики предопределяется двумя обстоятельствами: государство рассматривается как крупный собственник и как выразитель национальных интересов.

Экономика большинства индустриально развитых стран мирового сообщества, в том числе и России, является многоукладной. Роль и масштабы государственного сектора в развитии национальной экономики предопределяются многими факторами, однако практически во всех индустриально развитых странах мирового сообщества государственный сектор занимает довольно прочные позиции. Он имеет значительный удельный вес и в экономике России. Практически во всех отраслях национальной экономики он занимает особое место и является объектом постоянного внимания со стороны государственных структур всех уровней.

Роль государственного сектора весьма существенна и в развитии полиграфической промышленности, издательско-полиграфического комплекса в целом.

Цели, масштабы, методы государственного регулирования постоянно совершенствуются и являются объектом исследования со стороны отечественных и зарубежных ученых.

Несмотря на актуальность данной проблемы, многие конкретные ее аспекты требуют практического обоснования и критической оценки. Только в последнее время стали появляться научные труды, посвященные этой проблеме.

Актуальность проблемы, ее недостаточное исследование применительно к полиграфической промышленности обусловили выбор темы и содержание данной дипломной работы.

Целью дипломной работы является изучение территориальных особенностей организации полиграфической промышленности на территории Ульяновской области с учетом ее специфической роли в развитии национальной экономики РФ.

В соответствии с целью были поставлены и решались следующие задачи:

• обоснование научных подходов к исследованию методов государственного регулирования рыночной экономики РФ;

• применение системного подхода к исследованию многоукладности российской экономики как открытой экономической системы, к изучению состава и структуры государственного сектора, направлений и перспектив его развития;

• обоснование теоретических и методологических подходов к оценке государственного воздействия на развитие предприятий государственного и негосударственного секторов;

• изучение конкретных методов государственной поддержки развития полиграфии и книгоиздания России;

• разработка основных направлений совершенствования системы государственного регулирования развития полиграфической промышленности, как совокупности различных организационно-правовых структур и предприятий различных форм собственности;

• обоснование методики оценки роли, значимости и перспективности государственного сектора полиграфической промышленности как объекта государственной поддержки.

Научная новизна основных результатов работы характеризуется системным подходом к изучению территориальных особенностей организации полиграфической промышленности, играющей особую роль в развитии многоукладной рыночной экономики Российской Федерации.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных экономистов в области рыночной экономики, нормативно - правовые акты законодательной и исполнительной властей РФ, публикации в периодической печати, в том числе, в общеотраслевых и отраслевых журналах, данные статистической отчетности, информационно — статистические сборники Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.



Обзор литературы

 

Изложению теоретических, методологических и методических проблем посвящены работы Грицына В.П., Лексина В.Н., Леонтьева В.В, Орешина В.П., Петрова А.Н. Сущность и содержание, механизмы и средства государственного воздействия на различные объекты рыночного хозяйствования рассмотрены в трудах Абалкина Л.И., Грязновой А.Г., Сорокина Д.Е. Различные взгляды на экономические процессы, связанные с антикризисным регулированием изложены в работах Богомолова В.А. и Богомоловой А.В..

Братчиков С.А. и Глазьев СЮ. изучали вопросы повышения эффективности деятельности государственных организаций. Марцинкевич В.И. всесторонне изучил опыт США и показал специфические формы и методы, при помощи которых государство США осуществляет всепроникающее регулирующее воздействие на все стороны социально-экономического развития страны. Конкретные направления государственного регулирования экономики России в переходный период рассматривались Мищенко В.В. и Лященко В.П.

В отрасли отдельными аспектами этой проблемы занимались преподаватели МГУП и работники МПТР. Богацкая СТ. - исследовала проблему сравнительной эффективности различных организационно -правовых форм хозяйствования. Исаева О.Г., Кондрашова В.К., -исследовали процессы. становления рыночных отношений в отрасли, особенности управления, в том числе планирования деятельности полиграфических предприятий в переходный период. Королев Р.В. изучал состояние и тенденции реструктуризации полиграфической промышленности в двух аспектах: изменение соотношений различных экономических укладов в отрасли и технологической структуры отрасли. Лукин В.Б., Марголин Е.М.

- исследуют проблемы ценообразования и роль государства в формировании ценовой политики издательств и полиграфических предприятий.



Методика исследования

 

Литературный

Методы исследования вытекают из необходимости выявления специфических закономерностей стилевой эволюции полиграфической промышленности. Это обусловило привлечение общенаучных методов: принципа историзма и целостности, структурноаналитического метода, принципа взаимосвязи исторического и логического. При работе с архивными, литературными и научными источниками были использованы методы сравнительного анализа[13, с. 22].

 

Сравнительный

Современная методология относит сравнительный метод, в соответствии с масштабами применения, к общенаучным, по функциональному назначению и способам применения - к эмпирическим методам. Можно вычленить различные формы сравнительного метода: сравнительно-сопоставительный метод, который выявляет природу разнородных объектов; сравнение историко-типологическое, которое объясняет сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития; историко-генетическое сравнение, при котором сходство явлений объясняется как результат их родства по происхождению; сравнение, при котором фиксируются взаимовлияния различных явлений.

При изучении различных свойств эмпирических объектов во всем их многообразии непременно используется сравнение. Общеизвестны крылатые слова: "Все познается в сравнении". Окружающий нас мир явлений и вещей бесконечен в смысле неисчерпаемости качественного и количественного их многообразия. Это неисчерпаемое качественное и количественное многообразие вообще, то есть в абсолютном смысле, не поддается количественной оценке. Качественная и количественная оценки как виды отражения действительности, возможны лишь при определенном упорядочении неисчерпаемого качественного и количественного многообразия. Первый этапом такого упорядочения является подразделение окружающего нас качественного многообразия на качества или свойства и на зависимости между свойствами. Следовательно, всеобъемлющая проблема отражения распадается на отражение свойств или величин и на отражение зависимостей между свойствами или величинами.

Эмпирические объекты обладают бесконечным числом различных свойств. Методом сравнения изучается, прежде всего, то свойство, которое является общим для ряда объектов и явлений, а значит обычным и более существенным, которое в дальнейшем целесообразно подвергнуть более детальному изучению. При сравнении необходимо выполнить два основных требования[20, с. 28]:

*сравнивать целесообразно лишь объекты, объективно обладающие общими однородными свойствами;

*сравнивать объекты необходимо лишь по наиболее существенным их свойствам.

 Вторым этапом упорядочения качественного многообразия является

подразделение свойств в зависимости от характера их проявления на три группы:

1-я - свойства, проявляющие себя только в отношении эквивалентности,

когда они могут быть одинаковыми или неодинаковыми;

2-я - свойства, проявляющие себя в отношении порядка. Такое свойство может быть, у различных объектов больше или меньше;

3-я - свойства, проявляющие себя в отношении аддитивности. При определенном объединении объектов, которые ими обладают, они суммируются.

Сравнение широко используется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории. Однако роль сравнения в познании нельзя переоценивать. Оно, как правило, носит поверхностный характер, отражая лишь первые шаги исследования. В то же время сравнение готовит предпосылки для проведения аналогии.

Классификация заключается в разделении множества различных объектов, обладающих обнаруженными на основе наблюдения и сравнения сходствами и различиями на группы и классы. Основным требованием к научной классификации как к логической операции служит упорядочение классифицируемых объектов только по их существенным признакам или свойствам, которые содержатся в определениях данных объектов. Различают два вида классификации:

*дихотомия - классификация по отсутствию или наличию данного свойства у классифицируемых объектов, проявляющемуся обычно только в отношении эквивалентности, например, подразделение людей по отношению к средствам производства, до полу и т.д.;

*классификация по изменению порядка или интенсивности существенного свойства, например, классическая классификация Менделеевым химических элементов по изменению их атомного веса. Такая классификация является основой автоматического распознавания объектов.

Определенно, как специфический логический прием, сравнительный метод является необходимой составной частью любого научного исследования, имеющего дело с реальными объектами (а не идеальными, как в различных областях математики).

 

Наглядный

Характер объекта и предмета исследования определили отбор методов, предполагающих сочетание изучения теории и практики развития творческой личности в общеобразовательной школе. Из числа теоретических методов в работе были использованы анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы; синтез данных из различных областей наук; моделирование. Эмпирические методы, реализованные в процессе эксперимента, включали создание педагогических ситуаций, наблюдение, анкетирование, анализ полученных результатов, их математическую обработку и графическую интерпретацию.



История развития

 

Нашу повседневную жизнь невозможно представить без разнообразной, многокрасочной полиграфической продукции. В этом году исполнится 210 лет полиграфической промышленности на территории Симбирской губернии – Ульяновской области. 18 (30) августа 1797 года в Симбирске был оттиснут типографским способом первый документ.

Карсун стал третьим уездным городом Симбирской губернии, в котором появилась своя типография. Разрешение на ее открытие от Симбирского губернатора 26 января 1900 года получил казанский мещанин Леонид Иванович Павлов. Полноценно функционировать это, как тогда выражались, «заведение для производства и продажи принадлежностей тиснения» начало в 1901 году.

Карсунский типографщик, Л.И. Павлов был личностью незаурядной. До открытия собственного «дела», он работал наборщиком в других частных «заведениях». «Главной рабочей силой типографии» называл наборщиков «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона: «Наборщики набирают, т. е. составляют из отдельных букв слоги, слова и периоды. По поступлении избранного для печати комплекта шрифта, таковой распределяется в разделенной на десятки открытых ящичков шрифт-кассе, где каждому знаку-литере присвоено особое гнездо, удаленное от руки наборщика в зависимости от частоты употребления. Русская касса имеет 110 отделений... Наборщик стоя помещается пред кассою, которая устанавливается наклонно на реале, особом ящике для хранения шрифтов... Хорошим наборщиком считается такой, который в продолжение 10-часовой работы набирает до 10 тыс. букв».

Леонид Иванович начинал с так называемых акцидентных или «мелочных» работ по изготовлению бланков, счетов, квитанций, визитных карточек (на деле, при наборе «мелочные» работы считались самыми сложными), с пары небольших печатных машин-«американок». Он оказался удачливым предпринимателем. Доходы позволили приобрести собственный дом «по левой стороне площади», приобретать новое оборудование, расширять штаты. Свыше 20 000 рублей оценивал имущество Л.И. Павлова в самый канун 1-й мировой войны уездный исправник.

В типографии были установлены три печатных машины немецкой фирмы «Аугсбург» и две «американки», изготовленные за океаном на фирме «Либерти». При ней состоял 21 рабочий – наборщики, тискальщик, производивший контрольные оттиски с вновь сделанного набора, печатники и их помощники – батырщики, накладывавшие на станок чистые листы бумаги и покрывавшие набор типографской краской. Механизмы машин приводились в движение руками четырех вертельщиков.

Дореволюционная история Карсуна не ограничилась единственным полиграфическим предприятием. 17 марта 1914 года разрешение на открытие типографии в собственном доме по Дворянской улице получил 37-летний крестьянин Александр Макарович Головин, он же Заплаткин. В типографии Заплаткина действовали скоропечатная машина и «американская ножная машина

На начало 1-й мировой войны, в августе 1914 года, Леонид Павлов незамедлительно среагировал подачей прошения о разрешении на издание ежедневных, два раза в сутки, бюллетеней с военными сводками, ценою в 3 копейки за экземпляр. Общественный ажиотаж вокруг разразившейся драмы сулил неплохой барыш. В типографии Заплаткина в 1915 году увидел свет небольшой сборник поэтических и прозаических миниатюр «Солдатские письма». Автором его был 31-летний симбирский литератор Николай Ильин (Нилли). Бесталанны и трогательны переживания поэта, остро ощутившего трагизм событий и судеб.

Затянувшаяся война привела Российскую Империю к революции. Удачливый предприниматель Л.И. Павлов лишился и дома, муниципализированного Советской властью, и предприятия, национализированного в декабре 1918 года.

Но его недюжинный талант типографщика и организатора оказался вполне востребован и при новом режиме. Леонид Иванович стал управляющим «Карсунской Типографии № 4 Симбирского Губсовнархоза, бывшей Типографией Павлова»!.. А после того, как по изданному в декабре 1922 года постановлению, юридические и частные лица получили возможность брать в аренду печатные предприятия у государства, Л.И. Павлов заарендовал «свою» типографию. Печатные машины, купленные им, а теперь «народные», исправно продолжали выпускать необходимую продукцию. Ещё не один год трудился Леонид Иванович на благо ставшего ему родным города Карсуна.

До сих пор существует основанная им на самой заре XX столетия типография.

 

Выводы

По нашему мнению, отсутствие комплексной региональной программы развития и поддержки полиграфии является основной причиной возникшей диспропорции распределения финансирования в отрасли, игнорирующей главную ее составляющую — полиграфические предприятия.

Не удалось действующей системе регионального управления полиграфией реализовать и те задачи, которые связаны с формированием специальных фондов поддержки отрасли, поиском партнеров и инвесторов для подведомственных предприятий. И здесь причина, на наш взгляд, заключается в отсутствии четкой региональной политики развития и поддержки отрасли и ее обобщения — соответствующей комплексной целевой программы. Таким образом, в настоящее время в республике нет целостной системы организационно-экономической поддержки полиграфической отрасли, а имеются лишь ее отдельные элементы. При этом основное внимание уделяется издательствам и редакциям, тогда как поддержка типографий находится на крайне низком уровне. В то же время, не вызывает сомнения, слабые позиции типографий ведут к тому, что отраслевые заказчики вывозят бюджетные средства за пределы региона. Это, в свою очередь, еще более усугубляет позиции полиграфических предприятий.

В целом развитие регионального движения в части программного обеспечения государственного регулирования и поддержки полиграфии во многом тормозится не только по причине ограниченности федеральных и региональных ресурсов, но и из-за слабой проработанности и обоснованности предлагаемых программных проектов. Ульяновская область в данном случае не является исключением. Попытка разработать региональную программу поддержки полиграфии не увенчалась успехом. Считаем, что сам подход к структурированию программы должен иметь универсальный характер. Что же касается обоснования предлагаемых в ней мероприятий, выбора форм и методов их обеспечения, то это зависит от региональной специфики и устойчивости ее отраслевой составляющей. Основополагающим условием формирования комплексной региональной программы поддержки и развития полиграфической отрасли должен стать принцип системности. Это предполагает, что данная программа должна стать неотъемлемой составной частью комплексной программы развития народного хозяйства региона, федеральной программы развития данной отрасли, экономической и социальной сфер России в целом.

Для этого необходимо, чтобы на федеральном уровне в основу формирования политики регулирования и поддержки полиграфической промышленности были заложены основные положения, позволяющие считать данную отрасль привлекательной, функционирующей в условиях интенсивной конкуренции и слабой экономической и правовой защищенности; ускорить процесс развития в ней рыночных организационных преобразований, способствующих внедрению внутриотраслевых и межотраслевых отношений; определить поддержку полиграфической отрасли из ведущих направлений системы государственного регулирования, непосредственно связанной с защитой безопасности и национальных интересов страны.



Список литературы

 

1. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России.— 2004г.

2. Атлас мира.–М.: АТКРО«Картография»,ОНИКС 21 век.–2004.– 448 с.

3. Буланов М.И. Экономика регионов. – С-Пб, 2005. – 76 с.

4. Вавилов С.С. Полиграфия в России. – М, 2005. – 144 с.

5. Вольский В.В. Социально-экономическая география России. – М.: Дрофа, 2005. – 442 с.

6. Гайворонов П.П. Судьбы отечественной полиграфии. – М, 2005. – 134 с.

7. География для поступающих в вузы. Страны мира / Н. Л. Стреха. – Мн.: Аверсэв, 2004. – 286 с.: ил. – (Школьникам, абитуриентам, учащимся).

8. Географический Энциклопедический словарь: Географические названия /Гл. ред. А.Ф.Трешников. — М.: Энциклопедия, 2003. – 786 с.

9. Глушкова Г.В., Семагин Ю.А. Тесты и задания по экономической и социальной географии мира. – М.: Владос, 2004. – 103 с.

10. Демографический справочник-ежегодник// под ред. Васильева В.И. – М.: Геолайн, 2006. – 329 с.

11. Зенина М.П. Ульяновская область глазами очевидца. – М, 2006. – 122 с.

12. Ильичева Е.И. Экономическая география России. – М.: Дрофа, 2005. – 235 с.

13. Кезлинг А.Б., Филатов В.И. Страны мира и международные организации: Справочник. – М.: УНИИНТЕХ, 2004. – 282 с.

14. Ульяновская область. Экономические связи в 2006 году: Ежегодный справочник. – М, 2006. – 190 с.

15. Ломакин В. К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. – 727 с.

16. Лукашова Е.Н. Поволжье. - М, 2005. – 113 с.

17. Лунев А.А. Россия в свете политических событий. – С-ПБ, 2004. – 113 с.

18. Максаковский В. П. Географическая картина мира: В 2 кн. Кн.II: Региональная характеристика мира. – М.: Дрофа, 2004. – 480 с.: ил., карт.

19. Малая энциклопедия стран. / Сиротенко Н. Г., Менделеев В. А. – Харьков: Торсинг, 2005. – 720 с.

20. Малая энциклопедия стран и народов мира.//Сост. Акчурин А.П., Семенова Н.А. – М.: Экономика, 2005. – 436 с.

21. Мир в цифрах 2006 г.: Карманный справочник// пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2002. – 117 с.

22. Мировая экономика: страны, регионы, континенты: Учебное пособие / Я. С. Друзик. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2005. – 528 с.

23. Новый универсальный справочник стран и народов мира// сост. Стадник А.Г. – Ростов/нД, 2006. – 360 с.

24. Пименова Р.А. Ульяновская область: Экономико-географическая характеристика. - М.: Мысль, 2004. – 228 с.

25. Пьянова Р.О. Путешествие во времени. – М.: ЭКО, 2006. – 190 с.

26. Родионова И. А., Бунакова Т. М. Экономическая география: Учебно-справочное пособие. – М.: Московский Лицей, 2005. – 496 с.

27. Социально-экономическая география мира / Под ред. В. В. Вольского. – М.: КРОН-ПРЕСС, 2004. – 592 с., с ил.

28. Страны Европы. Политико-экономический справочник. - М.: ЭКО, 2006. – 554 с.

29. Страны мира 2007: Справочник//под ред. Лаврова С.Б. – М.: Республика, 2006. – 532 с.

30. Страны и регионы мира 2006: Экономико-политический справочник / Под ред. А. С. Булатова. – М.: ТК Верби, Издательство Проспект, 2006.– 624 с.

31. Страны мира: Энциклопедический справочник. – Смоленск: Русич, 2005. – 624 с.

32. Ханина Т.А. Промышленность Поволжья. – М, 2005. – 144 с.

33. Шакиров А. Р. Экономика Ульяновской области в 2006 г. // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – №1.

34. Щеголев Б.Н. Поволжье: экономическое развитие и проблемы внешней торговли. – М, 2006. – 138 с.

35. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: Учебник / Под ред. д-ра геогр. Наук, проф. С. Б. Лаврова, канд. геогр. наук, доц. Н. В. Каледина. – М.: Гардарики, 2004. – 928 с.

36. Энциклопедия стран мира// под ред. Симонина Н.А. – М.: ЭКО, 2005. – 564 с.

37. Юриш И.Р. Экономические системы мира. – М, 2006. – 445 с.

38. Ярунов И.И. Сюжеты из прошлого. – М, 2006. – 177 с.

39. www. cia. gov (15.03.2006)

40. www. bndes. gov. br (15.03.2006)

41. http://ulgov.ru/

Оглавление

 

Введение.................................................................................................................3

1. Обзор литературы..............................................................................................6

2. Методика исследования....................................................................................7

3. Место и значение полиграфической промышленности в народно-хозяйственном комплексе страны........................................................................14

4. Территориальная организация полиграфической промышленности: социально-экономический анализ.......................................................................19

5. Краткая история развития полиграфической промышленности................34

6. Полиграфическая промышленность Ульяновской области........................47

6.1. История развития..........................................................................................47

6.2. Характеристика отдельных предприятий..................................................53

7. Проблемы и пути дальнейшего развития полиграфической промышленности на территории Ульяновской области....................................54

8. Использование материала в школе................................................................72

Выводы.................................................................................................................73

Список литературы..............................................................................................75



Введение

 

Полиграфия представляет собой особую отрасль промышленности, предназначенную для удовлетворения потребностей в печатной продукции. Значимость данной отрасли чрезвычайно велика, хотя сама она занимает небольшой удельный вес в формировании внутреннего валового продукта страны и традиционно относится к категории так называемых «прочих» отраслей. Являясь социально значимой отраслью, полиграфия напрямую зависит от социально-экономической обеспеченности общества и крайне уязвима в периоды экономической нестабильности. Полиграфическая деятельность имеет устойчивую привлекательность с точки зрения бизнеса, что подтверждается объемом привлекаемых инвестиций и организацией многочисленных частных предприятий. Полиграфию представляют государственные и частные газетные, журнальные и книжные издательства, типографии, специализированные торговые предприятия, что определяет наличие особых внутриотраслевых отношений. Кроме того, на полиграфпредприятия оказывают влияние общефедеральные проблемы, региональные аспекты, связанные с развитием территории, на которой они расположены, а также внутренние возможности, характеризующие силу и слабость самих предприятий.

Одной из задач экономической науки является определение приоритетных направлений и масштабов государственного вмешательства в рыночную экономику. Роль государства в регулировании национальной экономики предопределяется двумя обстоятельствами: государство рассматривается как крупный собственник и как выразитель национальных интересов.

Экономика большинства индустриально развитых стран мирового сообщества, в том числе и России, является многоукладной. Роль и масштабы государственного сектора в развитии национальной экономики предопределяются многими факторами, однако практически во всех индустриально развитых странах мирового сообщества государственный сектор занимает довольно прочные позиции. Он имеет значительный удельный вес и в экономике России. Практически во всех отраслях национальной экономики он занимает особое место и является объектом постоянного внимания со стороны государственных структур всех уровней.

Роль государственного сектора весьма существенна и в развитии полиграфической промышленности, издательско-полиграфического комплекса в целом.

Цели, масштабы, методы государственного регулирования постоянно совершенствуются и являются объектом исследования со стороны отечественных и зарубежных ученых.

Несмотря на актуальность данной проблемы, многие конкретные ее аспекты требуют практического обоснования и критической оценки. Только в последнее время стали появляться научные труды, посвященные этой проблеме.

Актуальность проблемы, ее недостаточное исследование применительно к полиграфической промышленности обусловили выбор темы и содержание данной дипломной работы.

Целью дипломной работы является изучение территориальных особенностей организации полиграфической промышленности на территории Ульяновской области с учетом ее специфической роли в развитии национальной экономики РФ.

В соответствии с целью были поставлены и решались следующие задачи:

• обоснование научных подходов к исследованию методов государственного регулирования рыночной экономики РФ;

• применение системного подхода к исследованию многоукладности российской экономики как открытой экономической системы, к изучению состава и структуры государственного сектора, направлений и перспектив его развития;

• обоснование теоретических и методологических подходов к оценке государственного воздействия на развитие предприятий государственного и негосударственного секторов;

• изучение конкретных методов государственной поддержки развития полиграфии и книгоиздания России;

• разработка основных направлений совершенствования системы государственного регулирования развития полиграфической промышленности, как совокупности различных организационно-правовых структур и предприятий различных форм собственности;

• обоснование методики оценки роли, значимости и перспективности государственного сектора полиграфической промышленности как объекта государственной поддержки.

Научная новизна основных результатов работы характеризуется системным подходом к изучению территориальных особенностей организации полиграфической промышленности, играющей особую роль в развитии многоукладной рыночной экономики Российской Федерации.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных экономистов в области рыночной экономики, нормативно - правовые акты законодательной и исполнительной властей РФ, публикации в периодической печати, в том числе, в общеотраслевых и отраслевых журналах, данные статистической отчетности, информационно — статистические сборники Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.



Обзор литературы

 

Изложению теоретических, методологических и методических проблем посвящены работы Грицына В.П., Лексина В.Н., Леонтьева В.В, Орешина В.П., Петрова А.Н. Сущность и содержание, механизмы и средства государственного воздействия на различные объекты рыночного хозяйствования рассмотрены в трудах Абалкина Л.И., Грязновой А.Г., Сорокина Д.Е. Различные взгляды на экономические процессы, связанные с антикризисным регулированием изложены в работах Богомолова В.А. и Богомоловой А.В..

Братчиков С.А. и Глазьев СЮ. изучали вопросы повышения эффективности деятельности государственных организаций. Марцинкевич В.И. всесторонне изучил опыт США и показал специфические формы и методы, при помощи которых государство США осуществляет всепроникающее регулирующее воздействие на все стороны социально-экономического развития страны. Конкретные направления государственного регулирования экономики России в переходный период рассматривались Мищенко В.В. и Лященко В.П.

В отрасли отдельными аспектами этой проблемы занимались преподаватели МГУП и работники МПТР. Богацкая СТ. - исследовала проблему сравнительной эффективности различных организационно -правовых форм хозяйствования. Исаева О.Г., Кондрашова В.К., -исследовали процессы. становления рыночных отношений в отрасли, особенности управления, в том числе планирования деятельности полиграфических предприятий в переходный период. Королев Р.В. изучал состояние и тенденции реструктуризации полиграфической промышленности в двух аспектах: изменение соотношений различных экономических укладов в отрасли и технологической структуры отрасли. Лукин В.Б., Марголин Е.М.

- исследуют проблемы ценообразования и роль государства в формировании ценовой политики издательств и полиграфических предприятий.



Методика исследования

 

Литературный

Методы исследования вытекают из необходимости выявления специфических закономерностей стилевой эволюции полиграфической промышленности. Это обусловило привлечение общенаучных методов: принципа историзма и целостности, структурноаналитического метода, принципа взаимосвязи исторического и логического. При работе с архивными, литературными и научными источниками были использованы методы сравнительного анализа[13, с. 22].

 

Сравнительный

Современная методология относит сравнительный метод, в соответствии с масштабами применения, к общенаучным, по функциональному назначению и способам применения - к эмпирическим методам. Можно вычленить различные формы сравнительного метода: сравнительно-сопоставительный метод, который выявляет природу разнородных объектов; сравнение историко-типологическое, которое объясняет сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития; историко-генетическое сравнение, при котором сходство явлений объясняется как результат их родства по происхождению; сравнение, при котором фиксируются взаимовлияния различных явлений.

При изучении различных свойств эмпирических объектов во всем их многообразии непременно используется сравнение. Общеизвестны крылатые слова: "Все познается в сравнении". Окружающий нас мир явлений и вещей бесконечен в смысле неисчерпаемости качественного и количественного их многообразия. Это неисчерпаемое качественное и количественное многообразие вообще, то есть в абсолютном смысле, не поддается количественной оценке. Качественная и количественная оценки как виды отражения действительности, возможны лишь при определенном упорядочении неисчерпаемого качественного и количественного многообразия. Первый этапом такого упорядочения является подразделение окружающего нас качественного многообразия на качества или свойства и на зависимости между свойствами. Следовательно, всеобъемлющая проблема отражения распадается на отражение свойств или величин и на отражение зависимостей между свойствами или величинами.

Эмпирические объекты обладают бесконечным числом различных свойств. Методом сравнения изучается, прежде всего, то свойство, которое является общим для ряда объектов и явлений, а значит обычным и более существенным, которое в дальнейшем целесообразно подвергнуть более детальному изучению. При сравнении необходимо выполнить два основных требования[20, с. 28]:

*сравнивать целесообразно лишь объекты, объективно обладающие общими однородными свойствами;

*сравнивать объекты необходимо лишь по наиболее существенным их свойствам.

 Вторым этапом упорядочения качественного многообразия является

подразделение свойств в зависимости от характера их проявления на три группы:

1-я - свойства, проявляющие себя только в отношении эквивалентности,

когда они могут быть одинаковыми или неодинаковыми;

2-я - свойства, проявляющие себя в отношении порядка. Такое свойство может быть, у различных объектов больше или меньше;

3-я - свойства, проявляющие себя в отношении аддитивности. При определенном объединении объектов, которые ими обладают, они суммируются.

Сравнение широко используется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории. Однако роль сравнения в познании нельзя переоценивать. Оно, как правило, носит поверхностный характер, отражая лишь первые шаги исследования. В то же время сравнение готовит предпосылки для проведения аналогии.

Классификация заключается в разделении множества различных объектов, обладающих обнаруженными на основе наблюдения и сравнения сходствами и различиями на группы и классы. Основным требованием к научной классификации как к логической операции служит упорядочение классифицируемых объектов только по их существенным признакам или свойствам, которые содержатся в определениях данных объектов. Различают два вида классификации:

*дихотомия - классификация по отсутствию или наличию данного свойства у классифицируемых объектов, проявляющемуся обычно только в отношении эквивалентности, например, подразделение людей по отношению к средствам производства, до полу и т.д.;

*классификация по изменению порядка или интенсивности существенного свойства, например, классическая классификация Менделеевым химических элементов по изменению их атомного веса. Такая классификация является основой автоматического распознавания объектов.

Определенно, как специфический логический прием, сравнительный метод является необходимой составной частью любого научного исследования, имеющего дело с реальными объектами (а не идеальными, как в различных областях математики).

 

Наглядный

Характер объекта и предмета исследования определили отбор методов, предполагающих сочетание изучения теории и практики развития творческой личности в общеобразовательной школе. Из числа теоретических методов в работе были использованы анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы; синтез данных из различных областей наук; моделирование. Эмпирические методы, реализованные в процессе эксперимента, включали создание педагогических ситуаций, наблюдение, анкетирование, анализ полученных результатов, их математическую обработку и графическую интерпретацию.



Место и значение полиграфической промышленности в народно-хозяйственном комплексе страны

 

В современных условиях существенно изменилась среда функционирования полиграфических предприятий. Изменились организационные принципы взаимоотношений между издателями, полиграфистами, книжной торговлей; появилось значительное число издающих структур и типографий, не относящихся к государственным предприятиям; коренным образом претерпели изменения форма и принципы материально-технического обеспечения.

Трудно переоценить значение материально-технической базы печати для жизни общества. От возможностей полиграфической промышленности в большей степени зависит нормальное функционирование всех отраслей хозяйства, средств массовой информации, государственных структур. В конечном счете состояние полиграфии определяет уровень информационного обеспечения общества, развития его творческого, научного и культурного потенциала.

Как было отмечено выше, сегодня существенно изменились условия функционирования предприятий, в том числе полиграфических. Положение предприятия в рыночной экономике изменилось коренным образом. Становясь объектом товарно-денежных отношений, оно обладает экономической самостоятельностью и полностью отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности. Сам термин "предприятие" после принятия Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) [14] претерпел существенные изменения. Он сохранен только для группы предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Все остальные юридические лица получили название организаций, которые подразделяются на две группы: коммерческие -основной целью их деятельности является извлечение прибыли, некоммерческие - их основная цель не связана с извлечением и распределением прибыли между участниками. Гражданским кодексом определены также формы, в которых могут создаваться организации. Для коммерческих организаций это: хозяйственные товарищества (объединения лиц, требующие непосредственного участия учредителей в предпринимательской деятельности), хозяйственные общества (объединения капиталов, не требующие непосредственного участия учредителей в предпринимательской деятельности, но предполагающие наличие специальных органов управления), акционерные общества (открытые и закрытые), производственные кооперативы (характеризуются личным участием членов-пайщиков в труде и в управлении по принципу "один пайщик - один голос", распределением доходов с обязательным учетом характера и степени трудового участия каждого члена-пайщика) и государственные и муниципальные унитарные предприятия. Термином "унитарное предприятие" подчеркивается неделимость имущества государственных предприятий, которое целиком принадлежит соответствующему государственному собственнику. Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов и учреждений.

В рыночной экономике организация сама принимает решения, бывшие раньше прерогативой вышестоящих органов управления. Она самостоятельно формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, ликвидация, слияние или наоборот разделение подразделений и филиалов, вхождение в состав ассоциаций и других объединений, реорганизация и перестройка организационной структуры управления и многие другие. Короче, организации приобретают все черты самостоятельности, характерные для работы в условиях рынка. В связи с вышесказанным, хочется отметить, что сегодня ушла в прошлое система государственного снабжения и финансирования предприятий, и перед полиграфистами встала одна из самых важных на сегодняшний день проблем - проблема инвестиций и кредитов. Раньше за счет госснабжения все ведущие предприятия отрасли получали современное оборудование, и этого было достаточно, чтобы предприятия могли работать пять - восемь лет, ничего не вкладывая в развитие своей полиграфической базы. Сегодня же предприятия должны сами изыскивать средства для оснащения своей базы.

К источниками финансирования предприятий в рыночной экономике относятся собственные и привлеченные (заемные) средства. Источниками собственных средств являются:

- уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);

- резервы, накопленные предприятием;

- прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).

 К основным источникам привлеченных средств относятся:

- ссуды банков;

- заемные средства;

- средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;

- кредиторская задолженность.

Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической причине - в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами. Основными же источниками финансирования остаются собственные средства. И здесь прибыль является основным источником средств динамично развивающегося предприятия [32, стр.23]. В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от многих факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов. В связи с этим хочется отметить, что раньше отношения полиграфистов, издателей и книготорговцев регламентировались министерством и комитетом по печати. В основе суть этих отношений сводилась к тому, что большая часть прибыли доставалась издателям и книготорговцам. Существовавшую практику отношений, нельзя считать справедливой, но многим типографиям она гарантировала безмятежную жизнь своих предприятий. Сейчас, в условиях рынка, такие отношения уже невозможны, поэтому бороться и добиваться перераспределения прибыли приходится самим полиграфистам.

Раньше при централизованной организации отрасли были только государственные предприятия. Сегодня по уровню собственности полиграфическую промышленность России составляют предприятия, находящиеся в ведении Роскомпечати, а также субъектов Федерации, сохраняющие форму федеральной собственности; переданные в собственность субъектов Федерации и находящиеся в их ведении; предприятия, подведомственные органам законодательной и исполнительной власти; предприятия различных общественных и религиозных и иных организаций; предприятия, входящие в состав других организаций и предприятия с образованием и без образования юридического лица; предприятия типа акционерных обществ, товариществ а также индивидуально-частного характера.

Решение о чековой приватизации промышленных предприятий было принято Правительством Российской Федерации в начале 1992г., была обнародована Программа и типовые документы. В это время успели приватизироваться несколько крупных полиграфических предприятия России, такие, например, как "Молодая гвардия", Чеховский, Ярославский и Тверской полиграфкомбинаты. Далее многие предприятия, желающие приватизироваться, столкнулись с бюрократическими рогатками. Однако процесс приватизации хоть и с трудом, но продвигается. По мнению многих полиграфистов, акционирование может укрепить позиции предприятий. Первые результаты акционирования в отрасли показали, что этой форме собственности принадлежит большое будущее.

Точный учет полиграфических предприятий, функционирующих на территории Российской Федерации, осложнен рядом обстоятельств. Несмотря на то, что полиграфическая деятельность согласно постановлению Правительства Российской Федерации подлежит лицензированию, далеко не все предприятия, обладающие юридической самостоятельностью, обратились за получением лицензии, тем не менее продолжая выпускать печатную продукцию. Множество полиграфических участков и подразделений существуют при различных организациях, учреждениях, предприятиях на правах вспомогательных производств, не фиксируя полиграфическую деятельность в качестве уставной. При этом, однако, печатная продукция производится в том числе и по сторонним заказам. В стране отсутствует порядок, согласно которому организации, осуществляющие хозяйственную деятельность, представляют информацию о себе независимо от формы собственности в тот федеральный орган исполнительной власти, который, по положению о нем, ведает соответствующей отраслью экономики. Все предприятия с производственной мощностью по печати меньше 2 млн. листов-оттисков могут обращаться за лицензиями в региональные управления Госкомпечати.

На начало 1997 года официально оформленным правом на занятия полиграфической деятельностью располагали около 3 тыс. предприятий. Из них 60% - мелкие, с производственной мощностью до 2 млн. листов- оттисков. Среди них 49,8% - государственные предприятия, высшие и средние учебные заведения [39]. Остальные образуют негосударственный сектор так называемой малой полиграфии. При общем относительно стабильном соотношении между предприятиями, получившими лицензии в центре и на местах, внутри этих совокупностей происходят заметные структурные изменения.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 443.