Затраченное время можно разделить на три значимых элемента:
1. продолжительность реакции до начала рисования,
2. паузы во время рисования,
3. общее время, затраченное на произведение каждого отдельного продукта и всех рисунков.
Продолжительность первой реакции. Она также может служить показателем относительной массы «вовлечённой» или «дистанционной» тенденцией. Некоторые субъекты сразу же приступают к занятию, другие приходят в замешательство, колеблются, сомневаются. Особенно длительная продолжительность реакции может свидетельствовать о преждевременной тревоге, связанной с реакциями на влагу и грязь.
Паузы во время рисования. Они могут быть связаны с неожиданными эмоциональными эффектами, возникшими из-за цветовых сочетаний или размера рисунка, вызывающих страх или тревогу. Столкнувшись с новым
цветовым сочетанием, которое, так или иначе, становится для него значимым, субъект может вербально или мимически выразить свой ужас или отвращение.
Общее время. Общее время рисования отражает то, в какой степени субъект позволяет себе быть вовлечённым в процесс. Некоторые испытуемые не способны отделить себя от ситуации рисования либо потому, что получают через него облегчение, либо из стремления к совершенству. Некоторые продолжают рисовать, пока бумага не начнёт рваться.
Использование пространства и местоположения
При рисовании пальцем большинство индивидов ограничивают себя пределами бумаги и стремятся занять большую часть листа. По этой причине отклонения в использовании бумаги становятся значительными для интерпретации. Обычно наблюдаются два основных вида отклонений. Их можно определить как «экспансия» и «ограничение».
Экспансия. Некоторые индивиды выходят за пределы бумаги и рисуют на поверхности стола. Человек с таким поведением может иногда выражать свою экспансивность по-другому. Хотя он и будет в своей работе придерживаться границ бумаги, организация его рисунка будет подразумевать экспансию. Например, это может быть жирная линия, проведённая через весь лист, без начала и конца. Такая экспансивность при рисовании пальцами может говорить об отрицательно эмоциональных неконтролируемых реакциях.
Отмечают, что дети, попадающие под определение экспансивных при рисовании пальцами, страдают несдержанностью или сверхагрессивностью.
Ограничение. Эта категория субъектов использует очень малую часть листа. Субъект, отказывающийся использовать своё пространство, предоставляет доказательства своей сдержанности и замкнутости, особенно когда рисунок расположен на самых углах листа или как бы подвешен в пространстве. В таких случаях предполагается, что эта реакция связана с тревожностью.
Цвет
Значения цветов схожи во многих проективных методиках. Цвета – это прямое выражение наших эмоций.
Светотени
Мазки
Под «мазками» имеются в виду окончательные продукты движения на поверхности рисунка. Значение мазков при рисовании пальцами близко к значению линий при рисовании карандашами. При рисовании пальцами мазки являются более прямым выражением внутренней динамики субъекта, потому что они являются прямым продолжением движений тела, и нет никакого инструмента – посредника, который бы тормозил момент экспрессии.
При интерпретации мазков внимание должно быть сфокусировано на повторяющихся особенностях, а не на каких-либо отдельных примерах. Более того, мазки можно понять только через их общую конфигурацию. Значение мазка определяется его связью с другими мазками. В самом общем интерпретационном значении можно сказать, что характер мазков определяется степенью эмоционального контроля. Грубо можно выделить следующие атрибуты мазков по четырём основным категориям:
1 Направление мазков.
2 Ширина, нажим и многочисленность мазков.
3 Форма и длина мазков.
4 Фактура мазков.
5 Содержание.
К содержанию рисунка относятся:
1. видимое для наблюдателя изображение, то есть объекты, фигуры и абстрактные образы, изображённые им на листе;
2 высказывания, которые он сделал по ходу или после рисования. Нулевым содержанием можно назвать тогда, когда субъект занимается
бесцельной мазнёй и неспособен дать на неё никаких вербальных реакций.
Возраст и другие факторы влияющие на содержание рисунка.
Организация содержания.
Другие диагностические аспекты содержания.
Процессуальный и последовательный анализ содержания.
Движения и жесты
Ритм
Результаты первичного исследования негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста по методике «Пальцем окрашивания тест».
Параметры негативных проявлений | Имя ребёнка | Виталя | Даша | Серёжа | Артём М. | Арина | Юля | Таня | Артём Д. | Настя | Яна | |
Поведение. | Дистанция | + | - | - | - | - | + | - | - | - | + | |
Использование пространства | Экспансия. | - | + | + | - | - | - | - | - | + | - | |
Ограничения | - | - | - | - | + | + | - | + | - | + | ||
Преобладание цвета | Преобладание чёрного | + | - | + | + | - | + | + | + | - | - | |
Зелёный | - | + | + | - | + | - | - | - | + | + | ||
Красный | + | + | - | + | + | + | - | - | + | + | ||
Оранжевый | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
Мазки | Горизонтальные | - | + | - | - | + | - | - | + | - | - | |
Короткие | + | - | - | - | + | - | + | - | - | - | ||
Прерывистые | - | - | - | - | + | + | - | - | - | - | ||
Сильный нажим | + | - | + | + | + | + | + | - | - | + | ||
Итог | 6 | 4 | 4 | 3 | 7 | 6 | 3 | 3 | 3 | 5 |
+ наличие факторов
– отсутствие факторов
Нами составлена таблица на основе анализа детских рисунков. Для интерпретации данного теста нами также было составлено и использовано 11 показателей, по которым определяется степень негативных эмоциональных состояний каждого ребёнка. Из таблицы видно, что дети: Виталя, Арина, Юля, Яна проявили в своих рисунках больше негативных внутренних переживаний в виде тревоги, беспокойства и др., чем другие дети.
Сразу по окончании детьми работы с ними проводилась беседа по содержанию рисунка. Некоторые дети стеснялись говорить, что нарисовали. Это говорит о том, что у ребёнка имеются некоторые проблемы в плане общения не только с сверстниками, но и со взрослыми. Ещё одно доказательство наличия такой проблемы у девочки это наблюдения за ней во время рисования. Юля рисовать начала не сразу, немного поморщив нос – дистанция. Во время рисования всё время смотрела на «грязную» руку, но при этом ничего не говорила. Рисунок у неё получился аккуратный. Она боялась капнуть на лист. Также в её рисунке присутствуют все прямые символы замкнутости, пугливости, напряжения.
В рисунке Витали можно сразу увидеть красные, оранжевые цветовые пятна, что говорит о его враждебности по отношению к другим, а так же присутствие тревожности. Короткие штрихи в его рисунке, говорят о импульсивности поведения ребёнка.
В работе Арины мы увидели ограничения, что говорит о замкнутости ребёнка. Рисуя, ребёнок использовал силовой приём рисования пальцем, что говорит о напряжении в поведении ребёнка.
Яна своим рисунком помогла нам разглядеть её эмоциональное состояние. У этого ребёнка присутствует замкнутость, тревога, напряжение.
Меньше всего проявлений негативного поведения встретились в рисунках у других детей, что указывает на их эмоциональное благополучие.
Методика 2
Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек». Данная проективная методика исследования эмоционального состояния дошкольников была предложена Дж. Буком в 1948 г. Это американский психолог, он разработал систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувство неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
Слова дом, дерево, человек – знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать своё представление каждого объекта и своё отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека – это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своём рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.
Для выполнения данного теста исследуемому ребёнку предлагается бумага, простой карандаш, листок. На листе пишется имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при использовании этого карандаша наиболее ярко видны изменения в стиле нажима.
Инструкция для ребёнка: «Нарисуй пожалуйста как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого, следует отвечать, что он может рисовать так как ему хочется. Во время работы проводится наблюдения за рисующим, как он рисует.
Качественный анализ рисунков проводится с учётом их формальных и содержательных аспектов. Информативными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движения и настроение нарисованного объекта.
Для анализа рисунков используются три аспекта оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждой жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своём рисунке, какие детали имеют для него личную значимость двумя способами: позитивным или негативным. Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учётом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуально. Например, отсутствие таких основных деталей человека, как рот или глаза, может указывать на определённые трудности в человеческом общении или его отрицание.
Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуации или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении.
Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю, взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.
Показателями негативных эмоциональных состояний у старших дошкольников, таких как: тревожность, агрессивность, раздражительность, в этом тесте нам служили следующие параметры:
- длительная штриховка; – отсутствие окон;
- перерисовывание объекта; – широко расставлены руки;
- дерево, как два дерева; – ограничение пространства,
- подчёркнутая талия;
- отсутствие руки, ноги;
- мёртвое дерево, больной человек;
- выделенное лицо;
- облака;
Результаты первичного исследования негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста по тесту «Дом. Дерево. Человек».
Таблица 4. Параметры негативных проявлений
№ | Имя Ребёнка | поПовед | Длительная штрих-ка | Перерисовывание объ. | Дерево как два | Подчёркнутая талия | Отсутствие рук и ног | Мёртвоедерево, больн. ч | Выделенное лицо | Облака | Нет окон | Широко расстав. руки | Огранич.пространства | Колич-во негат. факт. |
1 | Виталя С. | + | - | - | - | + | - | - | + | - | _ | + | + | 5 |
2 | Даша Ш. | - | + | - | - | - | - | - | - | - | _ | + | + | 3 |
3 | Серёжа К. | - | + | - | - | + | + | - | - | + | - | - | - | 4 |
4 | Артём М. | + | - | - | - | - | - | + | - | + | + | - | - | 4 |
5 | Арина Б. | - | + | - | - | - | + | + | + | - | _ | - | - | 4 |
6 | Юля К. | - | + | - | - | - | - | - | - | - | _ | - | - | 1 |
7 | Таня К. | + | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | 2 |
8 | Артём Д | - | + | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | 2 |
9 | Настя Л. | - | - | - | - | - | - | - | - | + | _ | + | - | 2 |
10 | Яна Ш. | - | - | - | - | - | + | + | - | - | _ | - | - | 2 |
+ наличие факторов
– отсутствие факторов
Для интерпретации рисунков нами использовано 12 показателей, по ним определяется степень проявления негативных, эмоциональных состояний каждого ребёнка. Из таблицы №1 видно, что дети Виталя С., Серёжа К., Арина Б., Артём М., проявившие в своих рисунках больше других детей негативных внутренних переживаний в виде беспокойства, тревоги и даже страхов.
В беседе с каждым ребёнком, сразу после выполнения ими рисунка, нам удалось увидеть как дети противоречивы между своими высказываниями и содержанием рисунка. Из этого можно сделать вывод, что у детей имеются внутренние конфликты и также предположить, что эти конфликты являются следствием затруднений в контактах с окружающими их людьми. Всё это можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны – это очень смирная потребность в общении, привязанности, с другой – невозможность реализовать данную потребность.
Мы не можем сказать, что у данной группы детей не было потребности в контактах со сверстниками, но, по видимому, она ограничивается боязнью потерпеть фиаско, оказаться несостоятельными.
Поэтому эти дети или сторонятся других детей или вступают с ними в конфликты. Меньше всего проявлений негативного поведения встретилось в рисунках у Насти Л., Яны Ш., Тани К., что указывает на их эмоциональное благополучие.
Наблюдения за детьми во время рисования
Виталя С. Быстро приступил к выполнению задания. Во время выполнения много разговаривал, махал руками, мешал детям рисовать. Часто заглядывал в чужую работу. На своей работе сосредоточивался на несколько минут по несколько раз. При рисовании давил на мелок. Движения во время раскрашивания были резкими. Нарисовал самый первый. Импульсивен.
Даша Ш. Выслушав задания начала вертеться по сторонам. Начав рисовать долго выбирала цвет мелка. Рисовала старательно. Может взять чужой мелок. Постоянно обращала внимание детей на свою работу. Долго вырисовывала у дерева ветви.
Серёжа К. С желанием приступил к работе. Рисовать начал сразу. Сначала нарисовал домик, долго его раскрашивал. Затем Серёжа начал рисовать девочку. Он долго вырисовывал ей причёску, выбирал цвет для раскрашивания одежды. В конце работы нарисовал тучи. Во время рисования чувствовал себя тревожно. Не отвлекался от процесса рисования.
Таня К. Сразу приступила к заданию. Во время выполнения рисунка много разговаривала с соседом, всё время улыбалась. Постоянно комментирует, что она рисует, как её рисунок хорош, что он лучше всех. Во время выполнения чувствовала себя уверенно.
Юля К. Не сразу приступила к работе. Начав рисовать Юля низко наклонясь над листком закрывала свою работу руками. После того как ребёнок начал рисовать цветом, она увлеклась и уже не закрывала работу. Закончила рисунок самой последней. Он получился очень ярким, весёлым. Заканчивала работу она уверенно.
Артём М. Начал рисовать сразу. Не закончив рисовать один дом, приступает к рисованию другого дома. У него получаются просто геометрические фигуры. В своём рисунке использовал всего два цвета. Все изображённое носит хаотичный характер. Сам Артём говорит о содержании своих рисунков всё время одно и то же. «Это лес. В лесу живёт Баба Яга. На улице идёт дождь. А в другом доме не знаю кто живёт.» Свою работу рисует долго, закончил одним из последних. В процессе рисования произносит какие-то звуки, всё время поворачивает голову и смотрит на свой рисунок с разных сторон. Я думаю, что он рисовал свои страхи.
Арина Б. Начала рисовать сразу. Во время рисования погружена в свою работу. Иногда побеспокоит соседа, чтобы тот обратил на её работу внимание. Долго раскрашивала дом. Цвет выбирает быстро, можно даже сказать, что берёт мелок не глядя. В конце работы быстро нарисовала человечка и дерево. По окончании работы вспотела, потирала ладошки. Ребёнок в процессе рисования переживала, немного была неуверенна.
Артём Д. Начал рисовать быстро. Во время рисования не отвлекался. Всё рисует одинаковой величины. Очень мало внимания уделил дому, его он рисовал последним. В основном он выбирал чёрный и красный цвет. Нарисовал быстро. Много времени уделял дереву.
Яна Ш. Уверенно принялась за работу. Сначала нарисовала одно, затем переключилась на другое. Долго рисовала дом. Дерево и человека нарисовала быстро. У человека выделены глазницы и он без ног. Дерево получилось безжизненным. Надо отметить, что все пропорции соблюдены. Чувствовала себя спокойно.
На основании анализа результатов первичной психодиагностики, наблюдения за детьми в разных видах деятельности, мы можем дать психологическое описание детей, представив их в виде характеристик.
2.2 Система занятий, направленных на коррекцию эмоциональных нарушений у старших дошкольников с использованием арт-терапии
Коррекция эмоциональных нарушений у старших дошкольников – составляет самый большой, второй этап нашей экспериментальной работы. Исходя из результатов первичного исследования мы разработали ряд занятий, в основу которых положена программа ведущего психолога – С.И. Семенкова Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5–7 лет. Использовали опыт работы М.Ю. Стожарова коррекционно-развивающей работе по формированию психического здоровья детей, состоящего из блоков объединенной общей тематикой и др.
Основная цель данных занятий – ознакомить детей с различными видами эмоций, учить их управлять своими эмоциями и настраивать детей на положительные эмоции.
В каждое занятие мы включили элементы арт-терапии, использовали различные методы и приёмы в проведении. Все занятия мы старались подбирать исходя из основной цели нашей работы. На каждом занятии поставлены определённые задачи, которые подчинены данной цели. Ниже представлена сетка занятий на четыре месяца. В месяце нами планируется четыре занятия. Кроме занятий в группе применялись такие психокоррекционные методы, как психогимнастика, игры, просмотр мультфильмов, различные беседы и т.п. – направленные на создание положительных эмоций у старших дошкольников.
Данные занятия проводились дважды. Первые занятия несли ознакомительный характер, вторые – закрепляли знания, умения и навыки детей. К данной работе были подключены воспитатели и родители данной группы детей. Время проведения этих занятий соответствовало программным требованиям для детей старшего дошкольного возраста
Тематическое планирование занятий
Февраль
№ | Тема занятия | Цели | Задачи | Материал | Время |
1 | «Радость» | Формировать у детей умения определять, как окружающие испытывают чувство радости, адекватно реагировать на радость, связывать собственные положительные переживания с соответствующими словами. | Сформировать знания у детей об эмоциональном состоянии радости, развивать наблюдательность, интерес к изучаемому эмоциональному состоянию. | Зеркало, цветные карандаши, тетрадный лист. | 1–2 занятие, по 25 мин |
2 | «Радость» | Формировать у детей умения определять эмоциональное состояние других людей и осознавать своё собственное | Активизировать знания детей о состоянии радость, полученные на предыдущем занятии, продолжить навыки понимания эмоционального состояния других, интерес к изучаемому эмоциональному состоянию. | Лист бумаги, цветные карандаши, пиктограмма изображающая эмоцию радости. | |
3 | «Грусть» | Формировать у детей умения определять эмоциональное состояние других людей и осознавать своё собственное | Сформировать знания у детей об эмоциональном состоянии грусти, развивать навыки понимания эмоционального состояния других, интерес к изучаемому эмоциональному состоянию | Сказка «Волк и семеро козлят», «Федорино горе» К. Чуков-ского, цветные карандаши, тетрадный лист. | |
4 | «Грусть» | Формировать у детей умения определять эмоциональное состояние других людей и осознавать своё собственное | Активизировать знания детей о состоянии грусти, продолжить развивать навыки понимания эмоционального состояния других, интерес к изучаемому эмоциональному состоянию. | Зеркало, цветные карандаши, лист бумаги, пиктограмма, обозначающая эмоцию грусти. |
Март
1 | «Гнев» | Формировать у детей умения определять эмоциональное состояние других людей и осознавать своё собственное | Формировать знания у ребёнка об эмоциональном состоянии гнева, развивать наблюдательность, интерес к изучаемому эмоциональному состоянию. | «Мойдодыр» К.И. Чуковского, цветные карандаши, тетрадный лист. |
2 | «Гнев» | Формировать умения детей владеть своими эмоциями и адекватно реагировать на чужой гнев | Активизировать знания, полученные на предыдущем занятии, продолжать формировать знания о состоянии гнева, развивать наблюдательность, интерес к изучаемому эмоциональному состоянию, умения правильно реагировать на чужой гнев. | Зеркало, цветные карандаши, лист бумаги, пиктограмма, изображающая эмоцию гнева. |
3 | «Страх» | Формировать у детей умения определять эмоциональное состояние других людей и осознавать своё собственное | Познакомить детей поближе с эмоциональным состоянием страха. Развивать наблюдательность, интерес к изучаемому эмоциональному состоянию. | Набор пиктограмм, изображающие различные эмоции, сказка С. Михалкова «Три поросёнка», цветные карандаши, лист буманги. |
4 | «Удивление» | Формирование у детей умения определять такое эмоциональное состояние как удивление | «Сказка о царе Салтане.» А.С. Пушкина, зеркало, цветные карандаши, лист бумаги. |
Апрель
1 | «Радость и грусть» | Учить детей сопоставлять эмоциональные состояния радости и грусти | Закрепить знания детей об эмоции радости и об эмоции грусти, полученных на первом этапе, развивать умения детей сопоставлять данного эмоционального состояния. | Картинки, изображающего весёлого и грустного человека, цветные карандаши, лист бумаги, 4 сюжетных картинки, изображающие радость и грусть. |
2 | «Радость и гнев» | Формировать у детей умения сопоставлять данные эмоциональные состояния радости и гнева. | Закрепить у детей знания об эмоции радости и об эмоции гнева, полученные на первом этапе, развивать умения детей сопоставлять данные эмоциональные состояния. | Русские народные сказки «Лиса и журавль», «Мужик и медведь», 4 сюжетные картинки, две пиктограммы, изображающие эмоцию радости и гнева. |
3 | «Гнев и удивление» | Формировать у детей умения сопоставлять эмоциональные состояния гнева и удивления. | Закрепить знания детей об эмоции гнева и об эмоции удивления, полученные на первом этапе, развивать умения ребёнка сопоставлять данные эмоциональные состояния. | Стихотворение Н. Екимовой «Облака», цветные карандаши, лист бумаги. |
4 | «Радость, грусть, страх» | Формировать у детей умения сопоставлять эмоциональные состояния радости, грусти, страха. | Закрепить у детей знания об эмоции радости, об эмоции грусти и об эмоции страха, полученные на первом этапе, развивать умения детей сопоставлять данные эмоциональные состояния. | Открытки из произведений К.И. Чуковского: «Краденое солнце», «Доктор Айболит», плакат с изображением радостного, испуганного и грустного гномиков. |
Май
1 | Формировать у детей умения сопоставлять эмоциональные состояния радости, грусти, удивления, страха и гнева. | Закрепить у детей знания об эмоции радости, об эмоции грусти, об эмоции удивления и об эмоции страха, полученные на первом этапе, развивать умения детей сопоставлять данные эмоциональные состояния. | 5 пиктограмм, изображающих эмоции, цветные карандаши, лист бумаги, рассказ Н. Насова «Живая шляпа», отрывки из музыкальных произведений: «Песенка кота Леопольда», комп Б. Савельев; «Кикимора», комп. А. Лядов; грустная песенка Сыроежкина, песня «До чего дошёл прогресс», песня «Это что же такое», комп. Е. Крылатов. |
2 | Совершенствование дифференциации и адекватной интерпретации эмоциональных состояний других людей. | Развивать наблюдательность, способность детей по различным признакам распознавать эмоциональное состояние других людей. | Зеркало. |
3 | Совершенствование дифференциации и адекватной интерпретации эмоциональных состояний других людей. | Развивать наблюдательность, способности детей по различным признакам распознавать эмоциональное состояние других людей. | Зеркало, набор картинок, изображающих людей различных профессий, с разным настроением, сюжетные картинки, изображающие различные действия детей, цветные карандаши, лист бумаги |
4 | Проверка и закрепление знаний детей об эмоциях | Развивать умение передавать заданную эмоцию, развивать способности детей по различным признакам распознавать эмоциональное состояние. | Схематическое изображения домика с 5 жильцами – эмоциями, 5 заготовок для лица из бумаги, изображающих различные эмоциональные состояния, большие пиктограммы, изображающие основные эмоциональные состояния, отрывки из произведений Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Живая шляпа», К Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Тараканище», «Бармалей», «Мойдодыр», А. Погорельского «Чёрная курица», из сказки «Волк и семеро козлят, С Михалкова «Три поросёнка. А Пушкина «Сказка о царе Салтане» |
Разработки данных занятий представлены в приложении.
После проделанной работы нами было проведено повторное исследование эмоционального состояния детей данной группы и сделан анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений старших дошкольников.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 190.