Изобразительное творчество является одним из ведущих методов психокоррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков.
Ещё в 1930-х годах для коррекции эмоционально-личностных проблем ребёнка психоаналитиками был предложен метод арт-терапии.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребёнка.
В исследованиях психологов было давно замечено: рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребёнка, помогает детям узнать себя и свои способности.
Р. Альшулер и Э. Крамер выделяют четыре типа изображений, показывающих как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности ребёнка. Это бесформенные и хаотичные каракули, схемы, пиктограммы и собственно-художественные произведения. Каракули, например, представляя собой исходную стадию детского рисунка, в более старшем возрасте могут выражать чувство беспомощности и одиночества.
В схематичных изображениях и пиктограммах в более старшем возрасте проектируются сублимация подавленных желаний или потребность в защите. Символические изображения отражают подавленные аффекты в форме сублимации.
В отечественной психологии методы арт-терапии использовались в коррекции психических заболеваний у взрослых и неврозов у детей.
Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний внутреннего мира. Уже сама преобладание серых тонов и доминирование чёрного цвета в рисунках подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывает уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчётливых, но пересекающихся линий. При заторможенности, замкнутости и тем более беспокойстве дети рисуют мало предпочитая другие виды деятельности.
Особую ценность представляет рисование в группе по следующим, поочерёдно предлагаемым на каждом занятии темам: «В детском саду», «На улице», «Во дворе», «Дома», «Семья» «Что было со мной самое плохое или хорошее», «Кем я хочу стать».
При рисовании целесообразнее всего пользоваться вначале цветными карандашами. За месяц до этого можно попросить детям принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в группе. Цель этого заключается в активизации интереса к рисованию дома. Его отсутствие обедняет психическое развитие детей и свидетельствует о наличии в нём каких-то затруднений.
Темы для рисования на первых занятиях в группе выбираются самими детьми. Это может быть домик, машина, дерево, затем мишка, собака, птичка, человечек и т.д. Дети сами выбирают, с кем они будут сидеть за столиками, и уже это выявляет их симпатии и антипатии.
После предварительных занятий, можно приступать к тематическому рисованию. Не превышающие 30 минут занятия проводятся раз в несколько дней и затрагивают одну, максимум две темы. Если кто-то из детей отказывается рисовать, не следует фиксировать на этом внимание, как и подчёркивать успехи других.
Например, в рисунке на тему «В детском саду» представляет интерес взаимное расположение фигур сверстников и автора рисунка. Дети с истерическими чертами характера вне зависимости от своего реального положения рисуют себя обычно в центре группы. У детей с невротическими реакциями на рисунке мало сверстников или они отсутствуют совсем, что отражает проблемы взаимопонимания с ними, то же относится к рисунку «На улице, во дворе», указывающем на затруднения в приобретении дружеских, устойчивых контактов в чрезмерную опеку в семье. На рисунке «Дома» изображается какая-либо семейная сценка, вроде «папа читает газету, мама готовит еду, младший брат или сестра находятся в дальнем углу, а бабушка стоит».
К наиболее информативным относится рисунок на тему «Семья». В отличие от предыдущего, даётся инструкция нарисовать всех, с кем живёт ребёнок. При анализе рисунка следует учитывать возможность не только объективного отражения семейной ситуации, но и установку на её изменение в благоприятную для ребёнка сторону. Всё же имеет значение порядок и близость расположения фигур и особое место, где находится сам ребёнок: между родителями или рядом с одним из них. В последнем случае это говорит о более выраженной привязанности к одному из родителей. Заслуживают внимание и размеры фигур, соотносимые с их ролью в семье и авторитетом для ребёнка. Наконец, общая цветовая гамма с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.
Тема «Самое плохое или хорошее» представляет возможность выбора событий, происходящих с детьми. Большинство из них предпочитает отображать в рисунке хорошее, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее почти в каждой группе находятся несколько детей, рисующих неприятные события, что может послужить основой для последующей, психотерапевтически ориентированной беседы с ними.
«Кем я хочу стать» – заключительный раздел тематического рисования в группе, вносящий в него оптимистическую струю и способствующий повышению уверенности детей в своих силах.
В данном параграфе мы описали основные методы коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Подробно остановились на одной из ведущих и эффективных методиках арт-терапии признанной многими психологами мира. Для подтверждения данной версии эмоциональных нарушений у старших дошкольников нами была проведена экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 184.