Выпускная квалификационная работа
на тему:
"Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста"
Оглавление
Введение
1. Проблемы исследования эмоциональных нарушений в психологии
1.1 Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста и её причины
1.2 Виды эмоциональных нарушений у старших дошкольников
1.3 Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте
2. Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников
2.1 Организация и методы исследования. Результаты первичного исследования
2.2 Система занятий направленных на коррекции эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с использованием арт-терапии
2.3 Анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
На сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.
Недостаточное исследование мира детских эмоций в дошкольном возрасте не позволяет эффективно определить её влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка и результаты его деятельности. На наш взгляд, исследования в данном направлении могут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста, в том числе развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.
Структура нашей работы позволяет увидеть как теоретический, так и прикладной аспект проблемы эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора, определяется работами отечественных исследователей таких как А.И. Захаров, М.И. Буянов, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский и др., которые подчёркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер, упор следует делать на ведущие в данном возрасте деятельность. Поэтому при работе с дошкольниками большое распространение получили различные варианты арт-терапии – метода коррекции, в основе которого лежит рисунок.
Наряду с теоретическим обоснованием метода арт-терапии в психокоррекционном процессе внимание в работе уделяется прикладному аспекту характеристики форм работы арт-терапии.
Цель: изучение эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста и возможных путей коррекции.
Объект: Эмоциональное нарушение как психологический феномен.
Предмет: возможности арт-терапии в коррекции негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Выделить эмоциональные нарушения, наиболее часто встречающиеся в дошкольном возрасте.
3. Подобрать диагностический инструментарий для выявления эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Апробировать систему арт-терапевтических упражнений и показать эффективность их применения в коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников.
Методы:
– Анализ теоретических источников проблемы;
– Сбор эмпирических данных;
- метод психокоррекции;
- Метод наблюдения;
– методы количественной и качественной обработки.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в ходе исследования данные смысловых составляющих сознания дали «Рисунок как средство коррекции эмоциональных нарушений в старшем дошкольном возрасте» могут быть применены в различных областях педагогической практики при рассматривании вопросов, связанных с развитием детей дошкольного возраста.
Структура работы: Выпускная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения. В приложении предоставлены практические рекомендации по организации и применению определённой формы работы арт-терапии как в общем, так и конкретно для коррекции высокого уровня тревожности.
Вспыльчивость
Ребёнка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному с точки зрения взрослых поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость – это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявления характера. Тем не менее, она причиняет и взрослым, и самому ребёнку массу неудобств и поэтому требует преодоления.
Приступ вспыльчивости необходимо попытаться предупредить. В одних случаях удаётся отвлечь ребёнка, в других, наоборот, целесообразней покинуть его, оставив от аудитории. Детей постарше можно побуждать выражать свои чувства словами.
Если же ребёнок уже вспылил, то урезонить его не удастся. Успокаивающие слова не будут действовать. Здесь важен спокойный эмоциональный тон. Когда приступ пройдёт, понадобится утешение, особенно если ребёнок сам напуган силой своих эмоций. На этой стадии старший дошкольник уже может выразить свои чувства словами или выслушать объяснения взрослого. Взрослый не должен уступать ребёнку только ради того, чтобы не вызвать припадка, однако важно оценить, действительно ли запрет взрослого имеет принципиальное значение, не борется ли он с пустяком и не является ли это ложной принципиальностью и самоутверждением.
Пассивность
Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребёнка, считают, что просто «тихоня», отличающийся хорошим поведением. Тем не менее, это далеко не всегда так.
Тихие дети испытывают разнообразные и далеко не самые приятные эмоции. Ребёнок может быть несчастным, подавленным, застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным, ибо может пройти немало времени, прежде чем появится ответная реакция.
Нередко тихое поведение ребёнка – реакция на невнимание или неурядицы дома. Впадая в такое поведение, он изолируется в своём мире. Проявлением этого является посасывание пальца, царапание кожи, выдёргивания у себя волос или ресниц, раскачивание и пр.
Простое приказание прекратить это занятие вряд ли сработает, так как оно помогает ребёнку справиться с душевным состоянием. Более эффективным будет всё то, что поможет ему выразить эмоции. Необходимо также выяснить, какие события или обстоятельства вызвали у ребёнка такое состояние, так как осведомлённость поможет найти пути установления контакта с ним. Если позволяет возраст, можно простимулировать ребёнка выразить свои чувства в игре или доверительной беседе. Основные направления работы с таким ребёнком – помочь выразить свои переживания в иной, более приемлемой форме, добиться его доверия и расположения, разрешить в непосредственном контакте с родителями ту ситуацию, которая вызывает у ребёнка столь тяжёлые переживания.
Другой причиной тихого пассивного поведения ребёнка могут быть страх перед незнакомыми новыми взрослыми, малый опыт общения с ними, неумения обратиться ко взрослому. Такой ребёнок может и не нуждается в физической ласке или вообще не переносить физических контактов.
Всегда есть риск, что ребёнок слишком сильно привязан к взрослому, вытащившему его из «скорлупы». Необходимо помочь ребёнку приобрести уверенность в себе, только тогда он сможет выйти из-под опеки одного взрослого, которому доверяет, и научится сам сходиться с новыми людьми – сверстниками и взрослыми.
Застенчивость – черта характера, выражающаяся в болезненном опасении привлечь к себе внимание окружающих, безмотивное чувство стыда. Противоположная черта – беззастенчивость, нахальство. Застенчивость свойственна преимущественно девочкам, особенно тем, кому с ранних лет внушали мысль о внешней привлекательности. Мальчиками, застенчивость порою преодолевается с помощью нарочито дерзких выходок, грубости по отношению к сверстникам и взрослым. Застенчивость является серьёзной помехой в учении детей. Она обуславливает страх перед вызовом отвечать у доски, любым устным ответом. Застенчивый ребёнок не в состоянии использовать при ответе имеющиеся у него знания. Со временем подобная ситуация определяет полную пассивность ребёнка на занятиях и общественной деятельности.
В семье застенчивого ребёнка развивается над влиянием излишне строгого, авторитарного стиля воспитания, когда подавляются многие его личностные проявления, никто не интересуется его мнением, часты наказания, включая физические.
Ранние проявления застенчивости можно скорректировать, постоянно одобряя ребёнка побуждая его высказывать собственное мнения, включая в игры, где необходима инициатива, умение принять быстрое решение, проявить смелость. Полезны беседы с разбором удачных действий и поступков ребёнка.
Гиперактивность
В основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста, физические и психические травмы. Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов, как эта, весьма распространённая в дошкольном возрасте.
Основные признаки гипердинамического синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребёнок импульсивен, и никто не рискнёт предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из – за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребёнок в детском коллективе.
Самая большая проблема гипердинамичного ребёнка – его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем–то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.
Пик проявлений гипердинамического синдрома – 6-7 лет. В благоприятных случаях к 14-15 годам его острота сглаживается, а первые его проявления можно заметить ещё в младенчестве.
Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребёнка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет его жизни. Необходимо чётко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребёнка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность надо направлять и организовывать: если он бежит куда–то, то пусть это будет выполнением какого–то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игр с правилами, спортивные занятия. Самое главное – подчинить его действия цели и приучить достигать её.
В старшем дошкольном возрасте гипердинамического ребёнка начинают приучать к усидчивости. Когда он набегается и устанет, ему можно предложить занятия лепкой, рисованием, конструированием, причём нужно обязательно постараться сделать так, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребёнка довести начатое дело до конца. На первых порах требуется настойчивость взрослых, которые порой буквально физически удерживают ребёнка за столом, помогая ему закончить постройку или рисунок. Постепенно усидчивость станет для него привычной и, поступив в школу, он сможет усидеть за партой весь урок.
Если коррекционная работа с гиперактивным ребёнком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6-7 годам проявления синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребёнок столкнётся ещё с более серьёзными трудностями.
Говоря о эмоциональных нарушениях в старшем дошкольном возрасте параллельно нужно говорить и о коррекции таковых, так как такие нарушения могут вести к определённым негативным последствиям для ребёнка в дальнейшей его жизни. Для этого нужно выявить нарушение и проводить коррекционную работу.
Психологическая диагностика эмоциональных нарушений очень сложна и требует тщательного дифференцированного подхода к этой проблеме.
Анализ направленности конфликта у детей – первый этап психологической диагностики. Его успешность зависит от способности психолога видеть и анализировать эмоциональные проявления ребёнка, что достигается в процессе наблюдения за игрой ребёнка, направленной беседы с родителями и педагогами. После этого рекомендуется использовать психологические методики для уточнения полученных данных. Экспериментально-психологическое обследования детей с эмоциональными нарушениями рекомендуется проводить как индивидуально, так и в присутствии родителей. Перед психологом стоит важная задача диагностировать родительскую позицию по отношению к ребёнку, проанализировать родительские установки и стили воспитания, оценить психологический климат в семье. Наибольшую информацию психологу, как правило, даёт совместная с обменом ролей игра родителей с детьми, где за основу берутся ситуации, возникающие в семье. Опыт показывает огромное преимущество игровых методов в системе диагностики. Следует подчеркнуть, что сам процесс диагностики продолжается на других этапах психокоррекционного комплекса, так как определяющим принципом психологической коррекции является единство диагностики и коррекции.
В данном параграфе мы кратко описали некоторые виды эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста. Какие психологические методы диагностики и коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте, используют психологи мы расскажем в следующем параграфе.
1.3 Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.
Значительный этап работы с этими детьми – коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные.
Коррекционная работа может проводиться 1–2 раза в неделю. На каждого ребёнка заводится дневник наблюдений, который позволяет проследить за его поведением.
Человеческая натура обладает замечательной гибкостью, готовностью адаптироваться к окружающей среде, и наша задача – сделать эту среду наиболее благоприятной для ребёнка.
– приблизить условия детского сада к домашним;
– разрешить детям свободно передвигаться по всему учреждению;
– обеспечить доброжелательное отношение воспитателей и специалистов к своим подопечным, постоянно внушая им уверенность в свои силы;
– давать детям различные поручения, требующие вступления в контакт со взрослыми.
С целью коррекции, в старшем дошкольном возрасте, можно использовать изобразительное творчество детей и игры, содержание, организация и методика проведения которых будет направлена:
– на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности детей, на их двигательное раскрепощение;
- на развитие у детей навыков совместной деятельности, формирование доброжелательного отношения друг к другу.
В нашей работе мы кратко рассмотрим некоторые психологические методы коррекции.
1 Сказкотерапия – это самый древний психологический и педагогический метод. Он оказывается эффективный в работе не только с маленькими детьми, но и со взрослыми. В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. Даже простое чтение сказки даёт удивительный эффект и помогает преодолевать жизненные трудности
Современному ребёнку мало просто прочитать сказку, поговорить о её сюжете, о героях. Сказку необходимо осмыслить, вместе с детьми искать и находить скрытый смысл – уроки. Сказкатерапия – суть её в процессе образований связей между сказочными событиями, героями и поведением в реальной жизни, т.е. это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В сказках можно найти полный перечень всех жизненных проблем и ситуаций, которых ребёнок усваивает. Слушая сказки ребёнок накапливает в своём подсознании и при необходимости применяет в жизни.
В процессе сказкотерапии можно использовать разные жанры: притчи, былины, мифы, анекдоты и др. Типы сказок использующиеся в сказкотерапии: Художественные – народные, авторские – дидактические, психотерапевтические, медитативные, психологические.
Художественные сказки – их древняя основа – единство человека и природы несут в себе важные идеи мироустройства: 1) окружающий нас мир – живой. 2) все имеют право на собственную жизнь. 3) разделение добра и зла и победа добра. 4) всё самое ценное даётся через испытание, а что далось даром быстро теряется. 5) вокруг много помощников.
Дидактические сказки – они создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. В роли героев – цифры, буквы. В них раскрывается смысл и важность определённых знаний.
Психологические сказки – создаются для мягкого влияния на поведения ребёнка. Коррекционный смысл их в том, что происходит замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснения ребёнку смысла происходящего. Их создают сами психологи.
Психотерапевтические – это сказки врачующие душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий, помогающий увидеть жизнь с другой, скрытой стороны. Многие из них посвящены проблемам жизни и смерти и т.д.
Медитативные – они создаются для снятия психо-эмоционального напряжения для накопления положительного опыта, положительных моделей взаимоотношений и т.д. В них нет конфликтов и злых героев. 1 вид. Они строятся по типу путешествия. И 2 вид сказки в которых отражены идеальные отношения между родителями и т.д.
Игротерапия – это использование игры для коррекции тех или иных выражения «Я». В дошкольном возрасте это направление занимает одно из ведущих средств, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности. Игротерапия – индивидуальная, – коллективная, – директивная – взрослый руководит игрой. Педагог выступает в качестве организатора и транслятора её символического значения, – не директивная – спонтанные игры самих детей Ролевая гимнастика. Уже в 3–4 года дети осваивают ролевые действия: походить как кошка, помяукать и т.д. Пальчиковые игры. Происходит обучение элементарной техники, выразительных движений, управление своим телом. 5–6 лет используют ролевые образцы т.е. ребёнок полностью принимает роль сказочных героев, животных, неодушевлённых предметов. При этом он использует голос, мимика, жесты, движения.
б) Психодрама. – это разыгрывание по ролям каких либо сюжетов. Пальчиковая драмматизация – разыгрывание сюжетов с помощью пальцев.
2 Игры направленные на развитие произвольности – умение управлятьсобой. Дети знакомятся с понятием «Сила», «Воля», хозяин своих чувств. Самоконтроль – догонялки, соревнования – эстафета.
3 Игры на развитие коммуникативных навыков. Они обучают умению сотрудничать, развивают вербальные и невербальные средства общения и т.д.
4 Игры на развитие воображения и творческого мышления.
3 Музыкатерапия. Это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде.. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику. Все виды роковой музыки действуют угнетающе. Резко уменьшают объём памяти, внимания. В мозгу образуются вспышки, аналогичные приступам эпилепсии. Низкие звуки – стабилизируют психику. Высокие звуки – дестабилизируют психику. Сейчас активно начинают применять колоколотерапию. Сегодня разработаны целые пакеты программ, в которых подобраны определённые музыкальные произведения для лечения болезней. «Музыка гармонии» Гайден – хорошее чувства и др.
Возможности музыкатерапии.
а) Активизировать ребёнка, поднять настроение.
б) Улучшения эмоционального настроения.
в) Мышечная релаксация.
г) Успокоение.
д) Обогащение эмоционального мира.
Формы использования музыкотерапии.
а) На занятии в качестве фона.
б) При засыпании.
в) Для выплеска энергии.
Самостоятельные упражнения с музыкальными инструментами – выразить свои чувства, музыку радости, музыка страха.
Библиотерапия
Таблица 2. Карта наблюдений за Виталей С. В различных видах деятельности
Признаки | На занятии | Перерыве между занятиями | Во время Индив. работы | Утро Своб. деятельность | Прогулка Своб. деятельность | Подготовка ко сну | Вечер Своб. деятельность | Итог | Среднее |
Инфантильная агрессивность 1 Задиристый. 2 Часто ссорится с детьми. 3 Неугомонный, буйный, непослушный. 4 Сердит других детей. | + + - + 75% | + + - + 75% | - - + - 25% | + - - + 50% | + + - + 75% | + - + + 75% | - - - + 25% | 400% | 57.2% |
Сверхактивность 1 Находится в постоянном движении. 2 Не умеет ждать. 3 Характерны внезапные проявления буйного темперамента. | + + + 100% | + - + 66% | - - - 0% | - + - 33% | + + + 100% | + + - 66% | - + + 66% | 431% | 61.5% |
Обособленность 1 Застенчивый. 2 Любит одиночество. 3 Необщителен. 4 Пуглив | - - - - 0% | - - - - 0% | - - - - 0% | - + - - 25% | - - - - 0% | - - - - 0% | - - - - 0% | 25% | 3.5% |
Страх 1 ощущает страх перед садом. 2 Жалуется что его не любят 3 Боязнь темноты. 4 Беспокойный сон. | - + - - 25% | - + - - 25% | - + - - 25% | - - - - 0% | - - - - 0% | - - - - 0% | - + - - 25% | 100% | 14.29% |
Трудности в обучении. 1 Легко отвлекается 2 Запоминает материал с трудом 3 Отстаёт от других детей 4 Плохо считает | + - - - 25% | + - - - 25% | - - - - 25% | + - - - 25% | + - - - 25% | + - - - 25% | + - - - 25% | 175% | 25% |
Агрессивное поведение. 1 Охотно провоцирует детей. 2 Мешает другим детям своим поведением 3 Толкает, бьёт других детей. 4 Когда сердится, грозит причинить другим зло | + + - - 50% | + + + + 100% | - - - - 0% | + + + + 100% | + - - + 50% | + + - + 75% | + + - + 75% | 450% | 64.2% |
Скованное поведение. Страх. 1 Боится чужих взрослых. 2 Изменение ситуации его легко выводит из равновесия 3 Боится, что проиграет во время игры 4 Быстро пугается. 5 Не защищается, когда другие дети обижают. | - - - - - 0% | - + - - - 20% | - - - - - 0% | - + - - - 20% | - + - - - 20% | - - - - - 20% | - + - - - 20% | 120% | 17.1% |
Пассивно-агрессивное поведение. 1 Становится капризным и упрямым, если что-то не получается так как он хочет. 2 Обижается на малейшую критику по отношению к себе. 3 Постоянно заряжен гневом. 4 Сердито и зло смотрит на окружающих | + + - - 50% | + - - - 25% | - - - - 0% | + + - - 25% | + + - - 25% | + + - - 25% | + + - - 25% | 17,5% | 25% |
+ наличие признаков
– отсутствие признаков
Первый отобранный нами тест называется «Пальцем окрашивания тест». Эта проективная методика исследования личности. Описана Рут Ф. Шоу. В 1932 г. Методика рисования пальцем родилась в Риме для преодоления специфических проблем, возникавших в её школе. Эта была школа, где встречались дети различных национальностей, говорящие на различных языках, и рисование пальцами должно было стать таким методом самовыражения, который бы подходил всем и не зависел от вербализации.
Мисс Шоу обратила внимание психологов на свою новую образовательную методику, когда заметила, что она помогает её юным ученикам справится с определёнными эмоциональными проблемами.
Обследуемому предлагают влажный лист бумаги и набор красок. Рисунок выполняется пальцем, который окунается в краску.
Проведения теста.
Перед тем как дети заходят в помещение, ёмкости должны быть наполнены водой, краски открыты, а лист помещён на столе. Детям даётся инструкция:
«Здесь имеется шесть основных цветов, которые можно использовать в любых сочетаниях для получения любого эффекта. Мы не используем кисти, потому что у нас есть десять пальцев. Пять на одной руке и пять на другой. Это гораздо больше, чем одна кисть. Делайте всё, что вы хотите сделать и скажите мне, когда закончите». Во время теста проводится наблюдения за тем как ребёнок рисует. Во времени ограничений не даётся. В среднем работа занимает 15 – 20 минут. После окончания рисунка ребёнка просят придумать название и задают вопрос, может ли ребёнок как-либо соотнести свой рисунок с собственной жизнью. Детей просят придумать рассказ, связанный с рисунком.
Анализ рисунков проводится следующим образом.
Наблюдение общего поведения. Определённые аспекты поведения индивида в тестовой ситуации имеют большое диагностическое значение. Ситуация рисования пальцами во многих отношениях напоминают игровую и представляет уникальную возможность получения таких данных о поведении, которые можно интерпретировать.
Поведение субъекта до и во время рисования включает в себя позу субъекта, скорость его движений, частоту дыхания и спонтанные высказывания. Уникальными факторами, характерными только для метода рисования пальцами, является реакция на влажность и тактильные ощущения испачканности.
Можно определить значение каждого определённого аспекта поведения, однако вместе все поведенческие реакции формируют целостную картину, по которой обычно можно судить об общей установке или настроении субъекта. Для удобства, выявленные из поведенческих характеристик установки и настроения можно суммировать под понятиями «дистанция» и «вовлеченность».
В ситуации рисования пальцами субъект может проявить две различные тенденции:
a. «Дистанция», которая показывает стремление индивида отделить
себя от задания;
b. «Вовлечённость», отражающее намерение полностью участвовать в процессе.
Дистанция. Часто первая реакция индивида в ситуации рисования пальцами предполагает доминирование «дистанционной» тенденции. Такое поведение можно классифицировать следующим образом:
а) Пространственно-физическое
б) Вербальное
в) Невербальное.
Может показаться, что дистанцируемые тенденции противоречат ранее заявленному утверждению, что рисование пальцами способствуют спонтанному участию и что примеры отвержения этого метода редки. На самом деле тенденция к дистанцированному поведению начинает уменьшаться с того момента, как субъект каким-либо образом вошёл в ситуацию рисования, к тому же ситуация настолько эмоционально заряжена, что способна сломить любую степень дистанцированности.
Дистантная тенденция может иметь различную глубинную мотивацию. Это может быть инфантильный негативизм, враждебность, осторожность и неудовлетворённость. Осторожность лучше всего видна в предвосхищающей реакцию на влагу и грязь. Это как раз тот случай, когда дистанция может быстро преодолена. После контакта с сыростью и «грязью» субъект может испытать сильное чувство удовлетворения и тогда перейти к ярко выраженному «вовлечённому» поведению.
Вовлечённость. В противоположность индивидам с дистанционным поведением, есть субъекты, которые готовы сразу же погрузиться в ситуацию рисования целиком. Такое поведение представляет вовлечённую тенденцию. В процессе рисования субъект может задействовать не только пальцы, но и движения всего тела. В мимических жестах будет выражаться восторг или гнев, к ритмичным движениям присоединяются ладони, плечи, спина.
Некоторые испытуемые наслаждаются длительным мытьём рук в воде. Поведение, показывающее доминирование «вовлечённой тенденции, лучше всего описать словами «погружение в работу». Мотивация, лежащая в основе вовлечённого поведения опять, же может быть различной. Она может быть представлена стремлением к удовлетворению, в частности от контакта с водой и «грязью», или это может быть агрессия и враждебность.
Некоторая степень вовлечённости присутствует уже с того момента, когда индивид вообще попадает в ситуацию рисования пальцами. Процессуальный анализ часто выявляет изменения в поведении субъекта в сторону увеличения степени вовлечённости.
Цвет
Значения цветов схожи во многих проективных методиках. Цвета – это прямое выражение наших эмоций.
Светотени
Мазки
Под «мазками» имеются в виду окончательные продукты движения на поверхности рисунка. Значение мазков при рисовании пальцами близко к значению линий при рисовании карандашами. При рисовании пальцами мазки являются более прямым выражением внутренней динамики субъекта, потому что они являются прямым продолжением движений тела, и нет никакого инструмента – посредника, который бы тормозил момент экспрессии.
При интерпретации мазков внимание должно быть сфокусировано на повторяющихся особенностях, а не на каких-либо отдельных примерах. Более того, мазки можно понять только через их общую конфигурацию. Значение мазка определяется его связью с другими мазками. В самом общем интерпретационном значении можно сказать, что характер мазков определяется степенью эмоционального контроля. Грубо можно выделить следующие атрибуты мазков по четырём основным категориям:
1 Направление мазков.
2 Ширина, нажим и многочисленность мазков.
3 Форма и длина мазков.
4 Фактура мазков.
5 Содержание.
К содержанию рисунка относятся:
1. видимое для наблюдателя изображение, то есть объекты, фигуры и абстрактные образы, изображённые им на листе;
2 высказывания, которые он сделал по ходу или после рисования. Нулевым содержанием можно назвать тогда, когда субъект занимается
бесцельной мазнёй и неспособен дать на неё никаких вербальных реакций.
Возраст и другие факторы влияющие на содержание рисунка.
Организация содержания.
Другие диагностические аспекты содержания.
Процессуальный и последовательный анализ содержания.
Движения и жесты
Ритм
Результаты первичного исследования негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста по методике «Пальцем окрашивания тест».
Параметры негативных проявлений | Имя ребёнка | Виталя | Даша | Серёжа | Артём М. | Арина | Юля | Таня | Артём Д. | Настя | Яна | |
Поведение. | Дистанция | + | - | - | - | - | + | - | - | - | + | |
Использование пространства | Экспансия. | - | + | + | - | - | - | - | - | + | - | |
Ограничения | - | - | - | - | + | + | - | + | - | + | ||
Преобладание цвета | Преобладание чёрного | + | - | + | + | - | + | + | + | - | - | |
Зелёный | - | + | + | - | + | - | - | - | + | + | ||
Красный | + | + | - | + | + | + | - | - | + | + | ||
Оранжевый | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
Мазки | Горизонтальные | - | + | - | - | + | - | - | + | - | - | |
Короткие | + | - | - | - | + | - | + | - | - | - | ||
Прерывистые | - | - | - | - | + | + | - | - | - | - | ||
Сильный нажим | + | - | + | + | + | + | + | - | - | + | ||
Итог | 6 | 4 | 4 | 3 | 7 | 6 | 3 | 3 | 3 | 5 |
+ наличие факторов
– отсутствие факторов
Нами составлена таблица на основе анализа детских рисунков. Для интерпретации данного теста нами также было составлено и использовано 11 показателей, по которым определяется степень негативных эмоциональных состояний каждого ребёнка. Из таблицы видно, что дети: Виталя, Арина, Юля, Яна проявили в своих рисунках больше негативных внутренних переживаний в виде тревоги, беспокойства и др., чем другие дети.
Сразу по окончании детьми работы с ними проводилась беседа по содержанию рисунка. Некоторые дети стеснялись говорить, что нарисовали. Это говорит о том, что у ребёнка имеются некоторые проблемы в плане общения не только с сверстниками, но и со взрослыми. Ещё одно доказательство наличия такой проблемы у девочки это наблюдения за ней во время рисования. Юля рисовать начала не сразу, немного поморщив нос – дистанция. Во время рисования всё время смотрела на «грязную» руку, но при этом ничего не говорила. Рисунок у неё получился аккуратный. Она боялась капнуть на лист. Также в её рисунке присутствуют все прямые символы замкнутости, пугливости, напряжения.
В рисунке Витали можно сразу увидеть красные, оранжевые цветовые пятна, что говорит о его враждебности по отношению к другим, а так же присутствие тревожности. Короткие штрихи в его рисунке, говорят о импульсивности поведения ребёнка.
В работе Арины мы увидели ограничения, что говорит о замкнутости ребёнка. Рисуя, ребёнок использовал силовой приём рисования пальцем, что говорит о напряжении в поведении ребёнка.
Яна своим рисунком помогла нам разглядеть её эмоциональное состояние. У этого ребёнка присутствует замкнутость, тревога, напряжение.
Меньше всего проявлений негативного поведения встретились в рисунках у других детей, что указывает на их эмоциональное благополучие.
Методика 2
Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек». Данная проективная методика исследования эмоционального состояния дошкольников была предложена Дж. Буком в 1948 г. Это американский психолог, он разработал систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувство неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
Слова дом, дерево, человек – знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать своё представление каждого объекта и своё отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека – это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своём рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.
Для выполнения данного теста исследуемому ребёнку предлагается бумага, простой карандаш, листок. На листе пишется имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при использовании этого карандаша наиболее ярко видны изменения в стиле нажима.
Инструкция для ребёнка: «Нарисуй пожалуйста как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого, следует отвечать, что он может рисовать так как ему хочется. Во время работы проводится наблюдения за рисующим, как он рисует.
Качественный анализ рисунков проводится с учётом их формальных и содержательных аспектов. Информативными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движения и настроение нарисованного объекта.
Для анализа рисунков используются три аспекта оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждой жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своём рисунке, какие детали имеют для него личную значимость двумя способами: позитивным или негативным. Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учётом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуально. Например, отсутствие таких основных деталей человека, как рот или глаза, может указывать на определённые трудности в человеческом общении или его отрицание.
Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуации или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении.
Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю, взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.
Показателями негативных эмоциональных состояний у старших дошкольников, таких как: тревожность, агрессивность, раздражительность, в этом тесте нам служили следующие параметры:
- длительная штриховка; – отсутствие окон;
- перерисовывание объекта; – широко расставлены руки;
- дерево, как два дерева; – ограничение пространства,
- подчёркнутая талия;
- отсутствие руки, ноги;
- мёртвое дерево, больной человек;
- выделенное лицо;
- облака;
Результаты первичного исследования негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста по тесту «Дом. Дерево. Человек».
Таблица 4. Параметры негативных проявлений
№ | Имя Ребёнка | поПовед | Длительная штрих-ка | Перерисовывание объ. | Дерево как два | Подчёркнутая талия | Отсутствие рук и ног | Мёртвоедерево, больн. ч | Выделенное лицо | Облака | Нет окон | Широко расстав. руки | Огранич.пространства | Колич-во негат. факт. |
1 | Виталя С. | + | - | - | - | + | - | - | + | - | _ | + | + | 5 |
2 | Даша Ш. | - | + | - | - | - | - | - | - | - | _ | + | + | 3 |
3 | Серёжа К. | - | + | - | - | + | + | - | - | + | - | - | - | 4 |
4 | Артём М. | + | - | - | - | - | - | + | - | + | + | - | - | 4 |
5 | Арина Б. | - | + | - | - | - | + | + | + | - | _ | - | - | 4 |
6 | Юля К. | - | + | - | - | - | - | - | - | - | _ | - | - | 1 |
7 | Таня К. | + | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | 2 |
8 | Артём Д | - | + | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | 2 |
9 | Настя Л. | - | - | - | - | - | - | - | - | + | _ | + | - | 2 |
10 | Яна Ш. | - | - | - | - | - | + | + | - | - | _ | - | - | 2 |
+ наличие факторов
– отсутствие факторов
Для интерпретации рисунков нами использовано 12 показателей, по ним определяется степень проявления негативных, эмоциональных состояний каждого ребёнка. Из таблицы №1 видно, что дети Виталя С., Серёжа К., Арина Б., Артём М., проявившие в своих рисунках больше других детей негативных внутренних переживаний в виде беспокойства, тревоги и даже страхов.
В беседе с каждым ребёнком, сразу после выполнения ими рисунка, нам удалось увидеть как дети противоречивы между своими высказываниями и содержанием рисунка. Из этого можно сделать вывод, что у детей имеются внутренние конфликты и также предположить, что эти конфликты являются следствием затруднений в контактах с окружающими их людьми. Всё это можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны – это очень смирная потребность в общении, привязанности, с другой – невозможность реализовать данную потребность.
Мы не можем сказать, что у данной группы детей не было потребности в контактах со сверстниками, но, по видимому, она ограничивается боязнью потерпеть фиаско, оказаться несостоятельными.
Поэтому эти дети или сторонятся других детей или вступают с ними в конфликты. Меньше всего проявлений негативного поведения встретилось в рисунках у Насти Л., Яны Ш., Тани К., что указывает на их эмоциональное благополучие.
Наблюдения за детьми во время рисования
Виталя С. Быстро приступил к выполнению задания. Во время выполнения много разговаривал, махал руками, мешал детям рисовать. Часто заглядывал в чужую работу. На своей работе сосредоточивался на несколько минут по несколько раз. При рисовании давил на мелок. Движения во время раскрашивания были резкими. Нарисовал самый первый. Импульсивен.
Даша Ш. Выслушав задания начала вертеться по сторонам. Начав рисовать долго выбирала цвет мелка. Рисовала старательно. Может взять чужой мелок. Постоянно обращала внимание детей на свою работу. Долго вырисовывала у дерева ветви.
Серёжа К. С желанием приступил к работе. Рисовать начал сразу. Сначала нарисовал домик, долго его раскрашивал. Затем Серёжа начал рисовать девочку. Он долго вырисовывал ей причёску, выбирал цвет для раскрашивания одежды. В конце работы нарисовал тучи. Во время рисования чувствовал себя тревожно. Не отвлекался от процесса рисования.
Таня К. Сразу приступила к заданию. Во время выполнения рисунка много разговаривала с соседом, всё время улыбалась. Постоянно комментирует, что она рисует, как её рисунок хорош, что он лучше всех. Во время выполнения чувствовала себя уверенно.
Юля К. Не сразу приступила к работе. Начав рисовать Юля низко наклонясь над листком закрывала свою работу руками. После того как ребёнок начал рисовать цветом, она увлеклась и уже не закрывала работу. Закончила рисунок самой последней. Он получился очень ярким, весёлым. Заканчивала работу она уверенно.
Артём М. Начал рисовать сразу. Не закончив рисовать один дом, приступает к рисованию другого дома. У него получаются просто геометрические фигуры. В своём рисунке использовал всего два цвета. Все изображённое носит хаотичный характер. Сам Артём говорит о содержании своих рисунков всё время одно и то же. «Это лес. В лесу живёт Баба Яга. На улице идёт дождь. А в другом доме не знаю кто живёт.» Свою работу рисует долго, закончил одним из последних. В процессе рисования произносит какие-то звуки, всё время поворачивает голову и смотрит на свой рисунок с разных сторон. Я думаю, что он рисовал свои страхи.
Арина Б. Начала рисовать сразу. Во время рисования погружена в свою работу. Иногда побеспокоит соседа, чтобы тот обратил на её работу внимание. Долго раскрашивала дом. Цвет выбирает быстро, можно даже сказать, что берёт мелок не глядя. В конце работы быстро нарисовала человечка и дерево. По окончании работы вспотела, потирала ладошки. Ребёнок в процессе рисования переживала, немного была неуверенна.
Артём Д. Начал рисовать быстро. Во время рисования не отвлекался. Всё рисует одинаковой величины. Очень мало внимания уделил дому, его он рисовал последним. В основном он выбирал чёрный и красный цвет. Нарисовал быстро. Много времени уделял дереву.
Яна Ш. Уверенно принялась за работу. Сначала нарисовала одно, затем переключилась на другое. Долго рисовала дом. Дерево и человека нарисовала быстро. У человека выделены глазницы и он без ног. Дерево получилось безжизненным. Надо отметить, что все пропорции соблюдены. Чувствовала себя спокойно.
На основании анализа результатов первичной психодиагностики, наблюдения за детьми в разных видах деятельности, мы можем дать психологическое описание детей, представив их в виде характеристик.
2.2 Система занятий, направленных на коррекцию эмоциональных нарушений у старших дошкольников с использованием арт-терапии
Коррекция эмоциональных нарушений у старших дошкольников – составляет самый большой, второй этап нашей экспериментальной работы. Исходя из результатов первичного исследования мы разработали ряд занятий, в основу которых положена программа ведущего психолога – С.И. Семенкова Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5–7 лет. Использовали опыт работы М.Ю. Стожарова коррекционно-развивающей работе по формированию психического здоровья детей, состоящего из блоков объединенной общей тематикой и др.
Основная цель данных занятий – ознакомить детей с различными видами эмоций, учить их управлять своими эмоциями и настраивать детей на положительные эмоции.
В каждое занятие мы включили элементы арт-терапии, использовали различные методы и приёмы в проведении. Все занятия мы старались подбирать исходя из основной цели нашей работы. На каждом занятии поставлены определённые задачи, которые подчинены данной цели. Ниже представлена сетка занятий на четыре месяца. В месяце нами планируется четыре занятия. Кроме занятий в группе применялись такие психокоррекционные методы, как психогимнастика, игры, просмотр мультфильмов, различные беседы и т.п. – направленные на создание положительных эмоций у старших дошкольников.
Данные занятия проводились дважды. Первые занятия несли ознакомительный характер, вторые – закрепляли знания, умения и навыки детей. К данной работе были подключены воспитатели и родители данной группы детей. Время проведения этих занятий соответствовало программным требованиям для детей старшего дошкольного возраста
Тематическое планирование занятий
Февраль
№ | Тема занятия | Цели | Задачи | Материал | Время |
1 | «Радость» | Формировать у детей умения определять, как окружающие испытывают чувство радости, адекватно реагировать на радость, связывать собственные положительные переживания с соответствующими словами. | Сформировать знания у детей об эмоциональном состоянии радости, развивать наблюдательность, интерес к изучаемому эмоциональному состоянию. | Зеркало, цветные карандаши, тетрадный лист. | 1–2 занятие, по 25 мин |
2 | «Радость» | Формировать у детей умения определять эмоциональное состояние других людей и осознавать своё собственное | Активизировать знания детей о состоянии радость, полученные на предыдущем занятии, продолжить навыки понимания эмоционального состояния других, интерес к изучаемому эмоциональному состоянию. | Лист бумаги, цветные карандаши, пиктограмма изображающая эмоцию радости. | |
3 | «Грусть» | Формировать у детей умения определять эмоциональное состояние других людей и осознавать своё собственное | Сформировать знания у детей об эмоциональном состоянии грусти, развивать навыки понимания эмоционального состояния других, интерес к изучаемому эмоциональному состоянию | Сказка «Волк и семеро козлят», «Федорино горе» К. Чуков-ского, цветные карандаши, тетрадный лист. | |
4 | «Грусть» | Формировать у детей умения определять эмоциональное состояние других людей и осознавать своё собственное | Активизировать знания детей о состоянии грусти, продолжить развивать навыки понимания эмоционального состояния других, интерес к изучаемому эмоциональному состоянию. | Зеркало, цветные карандаши, лист бумаги, пиктограмма, обозначающая эмоцию грусти. |
Март
1 | «Гнев» | Формировать у детей умения определять эмоциональное состояние других людей и осознавать своё собственное | Формировать знания у ребёнка об эмоциональном состоянии гнева, развивать наблюдательность, интерес к изучаемому эмоциональному состоянию. | «Мойдодыр» К.И. Чуковского, цветные карандаши, тетрадный лист. |
2 | «Гнев» | Формировать умения детей владеть своими эмоциями и адекватно реагировать на чужой гнев | Активизировать знания, полученные на предыдущем занятии, продолжать формировать знания о состоянии гнева, развивать наблюдательность, интерес к изучаемому эмоциональному состоянию, умения правильно реагировать на чужой гнев. | Зеркало, цветные карандаши, лист бумаги, пиктограмма, изображающая эмоцию гнева. |
3 | «Страх» | Формировать у детей умения определять эмоциональное состояние других людей и осознавать своё собственное | Познакомить детей поближе с эмоциональным состоянием страха. Развивать наблюдательность, интерес к изучаемому эмоциональному состоянию. | Набор пиктограмм, изображающие различные эмоции, сказка С. Михалкова «Три поросёнка», цветные карандаши, лист буманги. |
4 | «Удивление» | Формирование у детей умения определять такое эмоциональное состояние как удивление | «Сказка о царе Салтане.» А.С. Пушкина, зеркало, цветные карандаши, лист бумаги. |
Апрель
1 | «Радость и грусть» | Учить детей сопоставлять эмоциональные состояния радости и грусти | Закрепить знания детей об эмоции радости и об эмоции грусти, полученных на первом этапе, развивать умения детей сопоставлять данного эмоционального состояния. | Картинки, изображающего весёлого и грустного человека, цветные карандаши, лист бумаги, 4 сюжетных картинки, изображающие радость и грусть. |
2 | «Радость и гнев» | Формировать у детей умения сопоставлять данные эмоциональные состояния радости и гнева. | Закрепить у детей знания об эмоции радости и об эмоции гнева, полученные на первом этапе, развивать умения детей сопоставлять данные эмоциональные состояния. | Русские народные сказки «Лиса и журавль», «Мужик и медведь», 4 сюжетные картинки, две пиктограммы, изображающие эмоцию радости и гнева. |
3 | «Гнев и удивление» | Формировать у детей умения сопоставлять эмоциональные состояния гнева и удивления. | Закрепить знания детей об эмоции гнева и об эмоции удивления, полученные на первом этапе, развивать умения ребёнка сопоставлять данные эмоциональные состояния. | Стихотворение Н. Екимовой «Облака», цветные карандаши, лист бумаги. |
4 | «Радость, грусть, страх» | Формировать у детей умения сопоставлять эмоциональные состояния радости, грусти, страха. | Закрепить у детей знания об эмоции радости, об эмоции грусти и об эмоции страха, полученные на первом этапе, развивать умения детей сопоставлять данные эмоциональные состояния. | Открытки из произведений К.И. Чуковского: «Краденое солнце», «Доктор Айболит», плакат с изображением радостного, испуганного и грустного гномиков. |
Май
1 | Формировать у детей умения сопоставлять эмоциональные состояния радости, грусти, удивления, страха и гнева. | Закрепить у детей знания об эмоции радости, об эмоции грусти, об эмоции удивления и об эмоции страха, полученные на первом этапе, развивать умения детей сопоставлять данные эмоциональные состояния. | 5 пиктограмм, изображающих эмоции, цветные карандаши, лист бумаги, рассказ Н. Насова «Живая шляпа», отрывки из музыкальных произведений: «Песенка кота Леопольда», комп Б. Савельев; «Кикимора», комп. А. Лядов; грустная песенка Сыроежкина, песня «До чего дошёл прогресс», песня «Это что же такое», комп. Е. Крылатов. |
2 | Совершенствование дифференциации и адекватной интерпретации эмоциональных состояний других людей. | Развивать наблюдательность, способность детей по различным признакам распознавать эмоциональное состояние других людей. | Зеркало. |
3 | Совершенствование дифференциации и адекватной интерпретации эмоциональных состояний других людей. | Развивать наблюдательность, способности детей по различным признакам распознавать эмоциональное состояние других людей. | Зеркало, набор картинок, изображающих людей различных профессий, с разным настроением, сюжетные картинки, изображающие различные действия детей, цветные карандаши, лист бумаги |
4 | Проверка и закрепление знаний детей об эмоциях | Развивать умение передавать заданную эмоцию, развивать способности детей по различным признакам распознавать эмоциональное состояние. | Схематическое изображения домика с 5 жильцами – эмоциями, 5 заготовок для лица из бумаги, изображающих различные эмоциональные состояния, большие пиктограммы, изображающие основные эмоциональные состояния, отрывки из произведений Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Живая шляпа», К Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Тараканище», «Бармалей», «Мойдодыр», А. Погорельского «Чёрная курица», из сказки «Волк и семеро козлят, С Михалкова «Три поросёнка. А Пушкина «Сказка о царе Салтане» |
Разработки данных занятий представлены в приложении.
После проделанной работы нами было проведено повторное исследование эмоционального состояния детей данной группы и сделан анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений старших дошкольников.
Имя ребёнка
Заключение
Проведённая нами исследовательская работа и анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема эмоциональных нарушений у детей остаётся актуальной.
Эмоциональное состояние старших дошкольников в настоящее время отличается от такового в прошлые годы. Преобладающими характеристиками являются агрессивность, высокий уровень тревожности, негативные чувства.
Нами было проведено психодиагностическое обследование старших дошкольников детского сада «Радость» г. Лесосибирска с использованием проективных методик «Дом. Дерево. Человек», «Пальцем окрашивания тест» и с использованием целенаправленного наблюдения. Нами подобрана и адаптирована система занятий, основанная на методе арт-терапии, в частности рисуночной терапии. Эта система занятий, метод целенаправленного наблюдения и через проективные методики способствовала снижению у детей таких показателей как агрессивность, эмоциональная неуравновешенность, тревожность. Проведенная практическая работа с детьми способствовала также и изменению эмоционального состояния у старших дошкольников, а именно: у детей снизились агрессивные проявления, меньше стало раздражительности и тревожности. Даже для десяти детей нами получены количественные и качественные изменения в поведении. Использование рисунка в коррекционной работе оказалось более приемлемым в нашей ситуации. Эффективность применения арт-терапии подтверждена методами обработки данных и качественными изменениями в поведении детей.
Предложенная нами система занятий может быть полезна всем специалистам, работающими с дошкольниками.
Список литературы
1. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996, 400 с.
2. Бамм Р., Бараш Б. и др. Семейное воспитание. Словарь для родителей. – М.: Просвещение, 1966. С. 321.
3 Батарашев А.В. Тестирование. Основной инструментарий практического психолога: Учеб. Пособие. – 3 изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2003 – 240 с.
4 Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд – во «Совершенство», 1998. – 352 с..
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М. Изд. Центр «Академия» С 62.
11 Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 208 с.
12 Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярослааль: Академия развития, 1996. – 208 с.
13 Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру. – М.: «Линка – пресс», 2000. – 224 с.
3. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей. – Иркутск, 1992. – 157 с.
15. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М.: Знание, 1978. – 127 с.
4. Любина Г.А. Обучение дошкольников «языку чувств» // Дошкольное воспитание. – 1996, №2.
5. Неверович Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Невировича. – М., 1986.
6. Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6–7 лет. – М.: Педагогика, 1992.
Выпускная квалификационная работа
на тему:
"Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста"
Оглавление
Введение
1. Проблемы исследования эмоциональных нарушений в психологии
1.1 Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста и её причины
1.2 Виды эмоциональных нарушений у старших дошкольников
1.3 Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте
2. Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников
2.1 Организация и методы исследования. Результаты первичного исследования
2.2 Система занятий направленных на коррекции эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с использованием арт-терапии
2.3 Анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
На сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.
Недостаточное исследование мира детских эмоций в дошкольном возрасте не позволяет эффективно определить её влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка и результаты его деятельности. На наш взгляд, исследования в данном направлении могут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста, в том числе развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.
Структура нашей работы позволяет увидеть как теоретический, так и прикладной аспект проблемы эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора, определяется работами отечественных исследователей таких как А.И. Захаров, М.И. Буянов, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский и др., которые подчёркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер, упор следует делать на ведущие в данном возрасте деятельность. Поэтому при работе с дошкольниками большое распространение получили различные варианты арт-терапии – метода коррекции, в основе которого лежит рисунок.
Наряду с теоретическим обоснованием метода арт-терапии в психокоррекционном процессе внимание в работе уделяется прикладному аспекту характеристики форм работы арт-терапии.
Цель: изучение эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста и возможных путей коррекции.
Объект: Эмоциональное нарушение как психологический феномен.
Предмет: возможности арт-терапии в коррекции негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Выделить эмоциональные нарушения, наиболее часто встречающиеся в дошкольном возрасте.
3. Подобрать диагностический инструментарий для выявления эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Апробировать систему арт-терапевтических упражнений и показать эффективность их применения в коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников.
Методы:
– Анализ теоретических источников проблемы;
– Сбор эмпирических данных;
- метод психокоррекции;
- Метод наблюдения;
– методы количественной и качественной обработки.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в ходе исследования данные смысловых составляющих сознания дали «Рисунок как средство коррекции эмоциональных нарушений в старшем дошкольном возрасте» могут быть применены в различных областях педагогической практики при рассматривании вопросов, связанных с развитием детей дошкольного возраста.
Структура работы: Выпускная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения. В приложении предоставлены практические рекомендации по организации и применению определённой формы работы арт-терапии как в общем, так и конкретно для коррекции высокого уровня тревожности.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 202.