ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ТЕРРИТОРИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нормативная база проектирования (НБП) - это система международных, государственных и ведомственных официально принятых документов, регламентирующих основные правила и ограничения в деятельности архитекторов, строителей, технологов и других специалистов, разрабатывающих проекты строительства городов, поселков, промышленных и сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений, транспортных и инженерных коммуникаций, подземных комплексов и т.п. Такую систему составляют документы разных иерархических уровней. К высшему относятся международные и государственные правовые акты, нормирующие концептуальные положения. Низшие уровни - это нормативно-техническая документация: графические и текстовые конструкторские и технологические материалы, устанавливающие обязательные или рекомендуемые правила и нормы, используемые при проектировании, изготовлении, испытании, эксплуатации или ремонте сооружений или устройств.

В области строительства нормативно-техническая документация систематизируется по трем иерархическим ступеням: на федеральном уровне - госстандарты России, строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП); на уровне субъектов - территориальные строительные нормы (ТСН); на уровне отраслей, предприятий и объединений - стандарты предприятий стройкомплекса (СТП), стандарты объединений (СТО), ведомственные строительные нормы (ВСН), другая подобная документация. Естественно, документы низшего ранга опираются на концептуальные или методические положения соответствующих вышестоящих документов.

Структура нормативных документов охватывает все аспекты, которые должны учитывать инвесторы и разработчики проектов любого предприятия, здания или сооружения. В настоящее время среди этих аспектов особое значение придается выполнению вновь введенного в состав проектной документации раздела “Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций”. Эти требования изложены в СНиП 11-01-95 “Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений”.

Под инженерно-техническими мероприятиями гражданской обороны (ИТМ ГО) понимаются строительно-планировочные разработки, предусматривающие заблаговременное, в процессе реализации проекта, решение комплекса оборонно-технических задач, направленных на предотвращение угрозы для населения и территорий и на повышение надежности и безопасности функционирования проектируемого объекта в условиях диверсий или открытого вооруженного конфликта. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ИТМ ПЧС) обеспечивают выполнение идентичных задач, но с учетом угроз поражения людей и нанесения материального ущерба вследствие аварий, катастроф или стихийных бедствий в мирное время.

ИТМ ГО, осуществляемые совокупно с ИТМ ПЧС, выполняют одновременно три смежные задачи. Во-первых, они повышают защищенность проектируемого объекта, его производственных фондов, технологических процессов, административных и жилых зданий, а также рабочих, служащих и население на прилегающей территории от воздействий природных, техногенных или военных угроз, возникающих по чисто техническим или военно-политическим причинам. Во-вторых, уменьшают опасность и последствия таких воздействий на население и территорию в районе будущего объекта, возможные потери людей и материальный ущерб, сроки выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ и затрат на них. В-третьих, эти мероприятия в той или иной форме повышают надежность повседневной эксплуатации проектируемого предприятия.

Проектирование ИТМ ГО во времена Советского Союза выполнялось специализированными группами ведомственных проектно-конструкторских учреждений по техническим заданиям, разработанным заказчиком при участии инженеров отраслевых штабов ГО и согласованных с территориальными штабами гражданской обороны. Высший уровень нормативной базы проектирования ГО, как и в целом деятельности этой системы, в то время формировался соответствующими постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которые разрабатывались управлением начальника ГО СССР совместно с Генштабом Вооруженных Сил.

Одним из важных документов в этом плане явились принятые в 1963 году основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. Они нацеливали на решение важной задачи - обеспечение комплексной защиты населения городов и сельской местности от поражающих факторов оружия массового поражения, определяли масштабы мероприятий.

А первые нормы и правила защиты и жизнеобеспечения населения в объеме задач, указанных в Основных принципах в виде строительных норм и правил, появились в 1966 году. Через восемь лет этот документ был переработан и дополнен под тем же названием. В период до 1990 года он дважды корректировался, и в результате была издана его новая редакция. Однако произошедшие в последнее время изменения социально-экономической ситуации в нашей стране, военнополитической обстановки в мире заставили пересмотреть основные положения ранее разработанных документов. В настоящее время подготовлен проект положения - “Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций”. Он прошел несколько стадий согласования, но сложный бюрократический процесс оформления и проблемы с финансированием задерживают его выход в свет.

Какая же еще нормативно-техническая документация действует сегодня в области проектирования ИТМ ГО? Назовем разработанные в предшествующий период, но пока не потерявшие своей актуальности, строительные нормы и правила. Это следующие документы:

СНиП II-11-77* “Защитные сооружения гражданской обороны”;

СНиП 2.01.54-84 “Защитные сооружения гражданской обороны в подземных горных выработках”;

СНиП 2.01.55-85 “Объекты экономики в подземных горных выработках”;

СНиП 2.01.53-84 “Световая маскировка населенных пунктов и объектов экономики”;

СНиП 2.01.02-85* “Противопожарные нормы”;

СНиП 21-01-97 “Пожарная безопасность зданий и сооружений”;

СНиП 2.06.15-85 “Инженерная защита территорий от затопления и подтопления”;

СНиП 2.01.15-90 “Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования”;

СНиП 2.09.03-85 “Сооружения промышленных предприятий”;

СНиП 11-01-95 “Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений”;

СП 11-107-98 “Порядок разработки и состав раздела “Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций проектов строительства”;

СП 11-101-95 “Порядок разработки согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений.

Кроме того, используются ведомственные строительные нормы:

ВСН ГО 38-83 “Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения раздела инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в схемах и проектах районной планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов”;

ВСН ИТМ ГО АС-90 “Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны на атомных станциях”.

Некоторые из этих документов требуют переработки. Однако исследования по проблемам защиты населения сейчас фактически прекращены, проектные разработки не финансируются. Примерно то же можно сказать о проектировании ИТМ ГО ПЧС, направленных на повышение устойчивости функционирования промышленных и транспортных предприятий и объектов коммунального хозяйства. Между тем все более обнажаются недоработки в данной области, в том числе в правовых актах высшего уровня.

Известно, что надежная защита любых ценностей обеспечивается прочностью и устойчивостью инженерных конструкций, а не экономией строительных материалов или скоростью монтажа, за которым не успевает контроль. Потому и получается так, что сейсмостойкие здания подчас разваливаются скорее, чем обычные, но доброкачественно возведенные. Отсюда следует изменить идеологию строителей, направить ее на заблаговременную реализацию инженерно-технических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Эта идеология определяется прежде всего нормативной базой проектирования предприятий, зданий и сооружений.

Надо сказать, что ни в одном нормативном документе, принятом в доперестроечное время, вопрос о проектировании ИТМ ПЧС в прямой постановке не ставился. В СНиПах можно найти отдельные положения, относящиеся к противопожарной защите, к инженерно-техническим мероприятиям, снижающим опасность взрывов, выбросов ядовитых или радиоактивных продуктов при авариях на соответствующих объектах, а также особые требования к зданиям и сооружениям, возводимым в сейсмоопасных районах, в зонах возможных катастрофических затоплений, экстремальных снеговых, ветровых или гидродинамических нагрузок, закритических низких температур воздуха. Но этого сегодня явно недостаточно.

До тех пор, пока в системе нормативных документов в строительстве не разработан самостоятельный раздел по проектированию ИТМ ГО ПЧС, проектные организации будут использовать существующие строительные нормы и правила, ведомственные нормативные документы. Правда, деятельность законодательных федеративных органов и заинтересованных ведомств по формированию нормативной базы проектирования ИТМ ГО ПЧС уже началась. В частности, принят и введен в действие Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. В нем содержится требование рассматривать и оценивать качество проектов предприятий, зданий и сооружений в специализированной государственной экспертизе МЧС России.

Обнадеживающими в этом отношении стали СНиП 11-01-95 “Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений”. Благодаря активным действиям Госэкспертизы проектов и Департамента по защите населения и территории МЧС России, в этом документе предусмотрен раздел “Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций”. Поскольку содержание данного раздела в Инструкции не раскрыто, ВНИИ ГОЧС совместно с АО “ЦНИИпромзданий”, Госэкспертизой России и Госэкспертизой проектов МЧС, Государственным предприятием “Центринвестпроект” Минстроя России по заданию департамента предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС подготовил проект Инструкции о порядке разработки и составе раздела проектов строительства “Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций”. Приказом МЧС России от 31 марта 1998 года № 211 “Об утверждении и введении в действие Свода правил по проектированию и строительству “Порядок разработки и состав раздела “Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций проектов строительства” (СП 11-107-98) определен порядок ввода в действие этого документа с 1 июля 1998 г.

Имеются ещё два нормативных документа: СП 11-101-95 ”Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснования инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений” и СНиП 10-01-94 “Система нормативных документов в строительстве. Основные положения”. К сожалению, необходимые уточнения в них своевременно введены не были. Поэтому специалисты проектно-конструкторских бюро испытывают затруднения при разработке технико-экономических обоснований на строительство и реконструкцию предприятий. Создается впечатление, будто соответствующие мероприятия можно и не разрабатывать и денег с инвесторов не требовать. Затрудняется и деятельность территориальных органов ГОЧС в данном направлении. Словом, получается, что этим документам нет места в системе нормативных актов по строительству. Последнее обстоятельство усложняет выпуск нового СНиП “Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций”.

Обратим внимание на некоторое разночтение используемой терминологии. В частности, есть ли смысл разделять инженерно-технические мероприятия, цель которых - предотвратить гибель и травматизм людей, не допустить разрушений или повреждений зданий и сооружений, на мероприятия военного или мирного времени? Ведь по существу цели и задачи систем РСЧС и ГО, состав сил и средств в общем случае идентичны.

Ряд известных специалистов МЧС не раз предлагали ввести единый термин “гражданская защита”, который, кстати, мы видим в наименовании Академии гражданской защиты, журнала МЧС и др. Поэтому сейчас при формировании нормативной документации на современном этапе, думается, целесообразно было бы ввести термины “гражданская защита” и “инженерно-технические мероприятия гражданской защиты” взамен пока еще действующих, вроде установленных СНиП 11-01-95 “Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций”.

В соответствии с вышесказанным можно отметить, что нынешнее состояние нормативной базы проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций удовлетворить специалистов не может.



Приложение 1

ПРИКАЗ

 по Н-скому _____________________________________ заводу

 

№________

 

 "______"___________________ 199____ г.

 

Содержание . О подготовке и проведении исследований устойчивости работы Н-ского завода.

В соответствии с приказом Министра № _____ от "___" ________ 199___ г. в период с 15 апреля по 14 июня 199_____ года проводятся исследования устойчивости работы Н-ского завода.

Цель исследований. На основе оценки устойчивости работы завода определить возможные пути и способы ее повышения. Для подготовки и проведения исследований приказываю:

1. Организацию исследовательской работы возложить на группу руководителя во главе с главным инженером завода (фамилия) и на начальника штаба ГО (фамилия).

2. Для выполнения поставленных задач создать следующие расчетно-исследовательские группы: группа начальника ОКС; группа главного механика; группа главного технолога; группа главного энергетика; группа начальника снабжения и сбыта; группа начальника штаба и служб ГО.

(Указывается состав групп и фамилии руководителей.)

3. Утвердить календарный план подготовки и проведения исследований согласно приложению.

4. Группе руководителя до 10 апреля 19___ года составить план проведения исследований по двум этапам:

1-й этап. Оценка устойчивости работы завода.

2-й этап. Разработка мероприятий, повышающих устойчивость работы завода.

План проведения исследований довести до участников на общем сборе 15 апреля 199___ г.

5. Группам специалистов в соответствии с полученными задачами выполнить необходимые расчеты и подготовить материалы по оценке устойчивости к 5 июня 199___ г.

Итоговые доклады с выработанными мероприятиями по повышению устойчивости подготовить к 14 июня 199___ г.

6. По результатам работы расчетно-исследовательских групп группе руководителя исследований подготовить обобщенный материал и представить мне на утверждение к 20 июня 199 ___ г.

Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на главного инженера завода (фамилия) и начальника штаба ГО (фамилия).

Приложение. Календарный план подготовки и проведения исследований устойчивости работы завода (несекретно).

 

 

Директор завода____________________ (фамилия)

                                        (подпись)



Приложение 2

 

“УТВЕРЖДАЮ”

Директор завода

(руководитель исследований)

_______________________ (фамилия)

“____” ____________ 199__ г.

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

подготовки и проведения исследований устойчивости работы

 

 _________________________________________________________

(наименование завода)

 

 

№ п/п Основные мероприятия Время Ответственный исполнитель Кто привлекается
         

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

________________________________________________________________

 

1-Й ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЙ. ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ РАБОТЫ ЗАВОДА

_________________________________________________________________

 

 

 2-Й ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЙ. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ,

ПОВЫШАЮЩИХ УСТОЙЧИВОСТЬ РАБОТЫ ЗАВОДА

 _________________________________________________________________

 

 

 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

 __________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________

 

Начальник группы руководителя

исследований _____________________ (фамилия)

 

 



Приложение 3

“УТВЕРЖДАЮ”

Генеральный директор предприятия

(руководитель исследований)

____________________________ (фамилия)

“____”_________________ 199_ г.

 

ПЛАН

Дата: 2019-07-24, просмотров: 180.