Национальные коллизии стали одной из предпосылок Великой Октябрьской социалистической революции и свержения власти Временного правительства, а также в последующие за этими событиями созыв и передачу власти в руки II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, в котором участвовали также делегаты от Советов крестьян.
Съезд юридически закрепил создание нового Советского государства, представленного теми же территориями, что и в период Российской империи, так как, по определению, революция меняет лишь тип государства и власти, не воздействуя на пространство, на котором существует любое государственное образование.
II съезд Советов был составлен из подавляющего большинства представителей Советов Российской Республики, в том числе и делегатов от национальных районов[7], что повлияло на принятие решений на съезде с учетом их мнений.
Но, несмотря на такой многонациональный характер, никто не поставил вопрос о выходе какого-либо национального района или об изменении формы государственного единства России. Более того, данный вопрос ни разу не был затронут во время обсуждений.
Однако изначально проблема национального вопроса должна была быть представлена партией большевиков. Поэтому на заседании Центрального Комитета партии 21 октября (3 ноября) 1917 года В. И. Ленину было поручено подготовить доклады к началу съезда, в числе которых значился доклад и на тему национального вопроса[8]. Но как было сказано выше, этот вопрос не поднимался, что, очевидно, было выражено наличием других более важных проблем, требовавших скорейшего разрешения. И хотя национальный вопрос имел большую важность, острая необходимость в его решении не стояла. Гораздо сильнее в тот момент ощущалась потребность в рассмотрении вопросов о власти, о земле и о мире.
Это подтверждается тем, что ни в указаниях национальными Советами своих требований для съезда, ни в актах, принятых местными Советами, ни в письмах местных партий, направленных в Секретариат Центрального Комитета РСДРП (б), ни в документах партийных организаций национальный вопрос не значился, за редким исключением и лишь с косвенными указаниями на него. Сам В. И. Ленин неоднократно указывал на его вторичность.
Таким образом, II съезд Советов никак не изменил территориальную целостность России, но организовал юридические возможности для проведения преобразований. Несмотря на отсутствие национального вопроса на повестке съезда, по инициативе В. И. Ленина[9] было обещано введение права наций на самоопределение, предоставление его всем народам мирам, а также положено начало для создания особого органа для осуществления национальной политики Советского государства – Народного Комиссариата по делам национальностей, возглавленного И. В. Сталиным.
Первым документом, фактически установившим право наций на самоопределение, являлся Декрет о мире[10], в котором был изложен план борьбы за мир В. И. Ленина, единогласно принятый съездом Советов. По нему предлагалось заключить демократический мир всем воюющим странам, то есть без контрибуций и аннексий, под которыми Советским государством понимались не просто захват, а удержание чужих земель, захваченных во время войны или до нее, и независимо от того, «в Европе или в далеких заокеанских странах эта нация живет».
Вторым документом по последовательности принятия, но не по значимости, явилась Декларация прав народов России[11], которая четко провозгласила главные аспекты национальной политики Советского государства, проводимой большевистской партией. Роль данного документа в порядке рассмотрения права наций на самоопределение очень велика. Она заключается в том, что в Декларации было прямо заявлено введение «права народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства» наряду с «равенством и суверенностью народов России, отменой всех и всяких национально-религиозных привилегий и ограничений», а также «свободным развитием национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России». Позже некоторые из этих положений были также продублированы в Конституции 1918 года.
Данные документы в совокупности основали фундамент для разрешения национального вопроса и национально-государственных преобразований в России путем отделения некоторых национальных районов, находящихся в составе страны. И скоро предоставленное нациям право на самоопределение было осуществлено отдельными народами при опоре на советские конституционные акты.
Для лучшего понимания темы следует, прежде всего, рассмотреть и изучить условия осуществления этого права тремя различными народами, проживавшими на территории Финляндии, Украины и Турецкой Армении, так как процессы их отделения от России наиболее противоречивы и неординарны.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 166.