Распространение древнегреческой цивилизации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Древние греки, возводившие своё происхождение к мифическому Эллину и чётко противопоставлявшие себя другим народам (варварам), и в пору зарождения, и в пору подъёма и полного расцвета своей культуры и этнического самосознания, никогда не имели единого государства, были разрозненны политически, раздираемы внутриэллинскими войнами, но всегда чувствовали своё этническое единство в общности быта, обычаев, преданий, религии и культуры. Древнегреческая (эллинская) цивилизация распространялась в другие страны — на север к близкородственным македонянам и фракийцам, на запад в Италию, на восток в Малую Азию.

Древние македоняне и фракийцы имели, как и эллины, палеобалканское происхождение, диалект (язык) македонян был особенно близок к эолийскому и дорийскому диалектам древнегреческого языка, однако первоначально их всё же считали варварами. Их царь Архелай (прав. 439—399), сплотивший под своей властью всю Македонию, искал сближения с греческими городами и добился допуска своих подданных к Олимпийским играм, т. е. признания македонян эллинами. При его дворе жил великий трагик Еврипид. Выходцем из греко-македонского города Стагиры (на п-ове Халкидике) был философ-энциклопедист Аристотель (384—322), родившийся в семье македонского придворного врача, но учившийся, а потом и преподававший в Афинах в платоновской Академии, названной так по имени священного сада божественного героя Академа, где располагался гимнасий, в котором Платон занимался со своими учениками.

Продолжая и развивая исследования своего великого учителя, Аристотель по-своему их переосмысливал, дополняя новыми изысканиями. В своём сочинении "Поэтика" Аристотель дал лог ический анализ сорвесного высказывания: "Во всяком словесном изложении (речи) есть следующие части: буква ("стойхейон" –‘элемент’), слог, союз, имя, глагол, член (артикль), падеж ("птосис" – ‘отклонение’), предложение ("логос" – ‘высказывание’). Элемент (буква) — это "неделимый звук, но не всякий, а такой, из которого может возникнуть разумное слово" (ср. в наше время представление Л. В. Щербой фонемы как потенциальной значимой единицы, потенциальной морфемы или потенциального слова). Гласный элемент "слышится без прикладывания (толчка) языка", а "безгласный" — "при наличии прикладывания языка, но не даёт, однако, никакого звука, а делается слышимым в соединении (с гласным)". "Слог есть незначащий (не имеющий самостоятельного значения) звук, состоящий из безгласного и гласного". "Союз есть незначащий звук, не препятствующий и не содействующий составлению звука значащего" (речь идёт о служебных частицах). "Член есть незначащий звук, показывающий начало, конец или разделение высказывания (предложения)"."<Имя есть звук сложный (составной), значащий, без признака (оттенка) времени, части которого сами по себе незначащи". "Глагол есть составной (сложный) звук, значащий, с признаком (оттенком) времени, части которого, как и в именах, сами по себе незначащи". "Отклонение (падеж) имени или глагола—это когда они означают ‘кого?, кому?’ и подобные отношения, или обозначают ‘один’ или ‘много' <...>, или же отношения выразительности, приказания". <...>. "Логос же (речь, высказывание предложение) есть составной значащий звук, части (члены) которого также значащи".

В 352—336 гг. до. н. э. царь эллинизированной Македонии Филипп II подчинил все эллинские города, создав на юге Балканского полуострова большое объединённое государство, доставшееся после убийства Филиппа (336 г.) его сыну Александру, воспитаннику Аристотеля Стагирита. После гибели Филиппа Аристотель уехал в Афины, где в роще Аполлона Ликейского основал учебное заведение, ("Афинский Лицей", его же царственный ученик приступил к грандиозным завоевательным походам (334—324) на Персидское царство.

Завоевания Александра Македонского привели к образованию в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке гигантского конгломерата эллинистических с греко-македонским правящим слоем и эллинизированных государств. С этого времени начинается эпоха эллинизма, когда распространившаеся на огромных пространствах позднеэллинская культура теряла древние региональные различия и особенности, диалекты сближались и создавалась общегреческая койнэ, общий диалект, в основу которой лёг др евний аттический с сильным влиянием ионийского. В традиционном письменном языке соблюдались строгие аттические нормы.

Александрийские грамматики и теория о "частях речи"

Важнейшим центром эллинистической филологии стал "Храм Муз", Мусейон, в Александрии, божественных покровительниц наук и искусств, который был одновременно и музеем, и библиотекой, и научным учреждением. В "Музее" трудились (в III—II вв.) знаменитые александрийские грамматики Зенодот, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский, Дионисий Фракийский. Непосредственной практической целью их занятий было создание учения о грамматическом искусстве – правильно читать и понимать тексты Гомера и других древних авторов, бывших предметом обязательного изучения во всех эллинистических школах. В связи с толкованием трудно понимаемых текстов возник спор об аналогии (правильности речи) и аномалии (грамматической неправильности). Он был продолжением традиционного спора о фюсеи (природной объективной правильности) и тесеи (господствующих в языке произвольных отступлениях от всяких правил, их условности). Созданию подробной описательной грамматики греческого языка помогли выявленные сторонниками господства принципа аналогии примеры общих закономерностей и регулярности, как и грамматические отступления и исключения сторонников превалирования принципа аномалии. Александрийские грамматики (грамматисты) разрабатывали правила и исключения из правил орфографии, деля буквы на гласные и согласные, краткие и долгие гласные, глухие (напряжённые), средние (звонкие) и придыхательные согласные, формулировали правила ударения, стихосложения. Но главной их заслугой было учение о "членах логоса" – "частях" речи или "членах" предложения, заложенное Дионисием Фракийским и его учениками и окончательно завершённое через четыре с лишним столетия) их позднейшим последователем Аполлонием Дисколом и ег о сыном Геродианом (во II в. н. э.).

Классификация "членов логоса" производилась александрийцами по формальному критерию: имя—обладает падежами; глагол не склоняется по падежам, но обладает временами и лицами; причастие "причастно" как имени (падежное склонение), так и глаголу (времена); артикль — "член" и относительное местоимение ставится как перед именем (определённый артикль), так и после ("который" и др.); местоимение ставится вместо имени; предлог ставится всегда впереди имени или глагола (глагольная приставка); наречие не склоняется; союз соединяет слова (а также и предложения). Принцип формальной классификации не выдерживался здесь последовательно, но в школьную практику александрийские традиции вошли прочно. Онибыли позже заимствованы римлянами для описания латыни, а в эпоху Возрождения переносились для описания новых языков, в том числе и славянских. Синтаксис понимался как учение о синтаксических формах, получивших позже (уже в средние века) названия согласования и управления.

Классическая греческая грамматика как грамматика языка великой древней культуры, оказывавшей и продолжающей оказывать огромное влияние на культуры всех европейских и всех христианских народов, традиционно изучается на всех филологических факультетах и во многих школах (гимназиях) всего мира на основе норм, установленных и кодифицированных александрийскими филологами. Принято употреблять латинские грамматические обозначения, переведённые ещё в древности с греческих александрийских терминов. Выделяется четыре падежа (nominativus, accusativus, genetivus, dativus; также звательная форма vocativus, единственное (singularis), множественное (pluralis) и двойственное число (dualis), настоящее время (praesens), систему прошедших времён: простое прошедшее (aoristus), длительное (imperfectum), предшествующее настоящему (perfectum), предшествующее прошедшему(plusquamperfectum), систему наклонений: изъявительное (indicativus), сослагательное (coniunctivus), желательное (optativus), императив (imperativus), три залога: действительный (activum), страдательный (passivum), взаимный (medium). Разнообразны типы греческого склонения и спряжения: богатая формальная синонимия, разнообразие флексий.

В Александрии на греческий язык в конце III или в начале II в. до н. э. семьюдесятью "толковниками" был осуществлён перевод с древнееврейского Библии (Ветхого завета: Пятикнижия и книг Пророков и Писаний). В языке "перевода семидесяти" наряду с "правильными" аттическими впервые были сопряжены (особенно в заимствованных еврейских именах) формы койнэ.

Словом "логос" было переведено еврейское gaddabar, означавшее ‘слово, речь, дело, творение, вещь’, в том числе ‘слово и дело’ всеблагой Личности, т. е. Единого и Всемогущего Бога. Так в слово "логос", которое исконно могло означать лишь ‘безличное высказывание, бесцельное упорядочение, правильность ради правильности’, начали вкладывать новый, богословский смысл, первоначально отсутствовавший в языческой эллинской философии, верившей в безличную судьбу и не признававшей всеблагого начала (провидения, целенаправленного промысла).

Объединившись в завоёванных македонцами странах политически, греки теряли органическую духовную связь с древнеэллинскими традициями, прораставшими через весь исконный быт их предков, никогда не имевших в древности единого греческого государства, но соединённых общегреческой культурой, которая противопоставляла их всем варварам (иноязычным иноземцам).

Во вновь образовавшихся государствах пришлое греческое население осваивало быт, местные традиции и верования лишь поверхностно эллинизированного коренного населения, а панэллинское (всегреческое) культурное наследие, хотя и пользовалось широкой популярностью, но становилось лишь признаком образованности и учёности. Исконно-греческие этнические традиции расплывались, теряли свою определённость, пронизываясь культурно-бытовыми традициями, народной психологией и привычками поверхностно эллинизировавшегося восточного населения, привносившего в новую синкретическую культуру духовное наследие своих западносемитских (еврейско-финикийско-сирийских, месопотамских) и египетских предков. Это создавало предпосылки для зарождения новых этносов.

Греция, Македония, а позже и другие эллинистические государства постепенно подпадали под политическое влияние эллинизированной Римской республики. В 229 г. до н. э. римляне добились допущения к Истмийским играм и Элевсинским мистериям, получив, таким образом, право считаться эллинами, подобно тому, как за 180 лет до них такое же право получили македоняне, допущенные к Олимпийским играм. В 148 г. Македония была окончательно превращена в Римскую провинцию, а походы в 64—30 гг. до н. э. Красса, Помпея, Цезаря и Октавиана Августа привели к покорению Римом всего эллинского мира и образованию Римской империи.

Греческий язык широко изучался в римских школах, а в восточных провинциях империи он употреблялся и как второй официальный (государственный) язык. С первых веков христианства в восточноримских провинциях стала складываться новая этническая общность, объединённая общим греческим языком (койнэ) и активно распространявшимися христианскими идеями и обычаями.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 190.