Возникновение буквенного древнегреческого письма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Греческий язык

Широков О. С.

По-видимому под влиянием египетских иероглифов и ассиро-вавилонской клинописи развились в первой половине - середине II тысячелетия до н. э. слоговые (силлабографические) письмена на Крите и Кипре.

От острова Кипр в сторону северо-восточного угла Средиземного моря тянется "Бычий хвост" — полуостров Карпасия (Дайнарет), заканчивающийся мысом св. Андрея, нацеленным на край современной турецко-сирийской сухопутной границы. К югу от неё в 100 км. (через море) от мыса св. Андрея, находится у г. Латакия Рас-Шамра "Укропный мыс", где были найдены развалины западносемитского города Угарит (XXII—XIII вв. до н. э.). Развитие его находилось под непосредственным воздействием культуры Кипра, а также более отдалённого Крита, и испытывало с юга значительное египетское и с востока месопотамское (восточносемитское) влияние.

В середине II тысячелетия возникла западносемитская письменность, угаритские письменные знаки имели клинообразную форму, но были силлабограммами, не различавшимися (как в Египте) по огласовкам. В поздних текстах (XIII в. до н. э.) фактически употреблялось только 22 знака. В то же время возникла схожая с угаритской по характеру, но отличная по внешней форме письменность других (северо-)западных семитов, заселявших плодородные земли Ханаана - Красной Земли" (егип. K’-n’-n, аккад. Kinah h i / Kitahna, библейск. Kena’an, откуда греческий перевод — "Финикия", букв. "Пурпурная, Красная". Они простирались вдоль средиземноморского побережья к югу от Угарита до Синайских высот и пустыни у границ Египта, где развивались города и государственные образования: Гебал ( совр. Джебла в Сирии), Сидон (совр. Сайда в Ливане), Тсур -Тир (совр. Сур в Ливане), Иерусалим, Иерихон, Аскалон (Ашкалон), Газа (в Палестине), Моав (в совр. Иордании) и др.

В Библии первое упоминание о западносемитском письме встречается в 31 — 34-й главах "Исхода" — сообщение о записи Моисеем на каменных скрижалях завета (договора) с Богом на Синайской горе (когда он вёл евреев из Египта в обетованную Палестинскую землю). Эти события должны были происходить между 1305 г. до н. э. (изгнание семитских племён из Египта) и 1230 г. (первое египетское свидетельство пребывания народаИзраиля в Палестине).

Согласно же греческой мифологической традиции ханаанский (финикийский — сидонский или тирский) царевич Кадм (хан. Q-D-M "восток") прибыл в Беотию (в центральной Греции) в 1313 г.до н. э., основал город Фивы и научил греков финикийскому буквенному письму. До этого лишь на юге Греции — на Пелопоннесе и Крите, изредка употреблялось плохо приспособленное к греческому языку силлабическое линейное письмо B, произошедшее из негреческого линейного A. В отличие от западносемитского языка в греческом языке была богатая система гласных, которые необходимо было передавать при фонографическом письме, и в первых, дошедших до нас (с VIII—VII вв. до н. э.), письменных памятниках наряду с западносемитскими по происхождению согласными буквами употребляются специальные буквы для гласных.

Первые письменные памятники в Европе принадлежали древнейшему земледельческо-скотоводческому населению острова Крит конца III—начала II тысячелетия до н. э. Условные рисуночные знаки этого письма, которые мы не в состоянии прочитать, соотносились не со звуками (фонемами), а с цельными словами неизвестного нам языка. Такого типа словесно-рисуночное письмо (логография) уже существовало за тысячелетие до критского в соседнем Египте (египетские иероглифы) и в более отдалённом Тигро-Евфратском междуречье (месопотамская клинопись), и самая ранняя в Европе протокритская халколитическая (меднокаменная) цивилизация испытывала прямое культурное влияние древнеегипетской цивилизации; она имела несомненные связи с древнейшими цивилизациями Передней Азии. В первой половине—середине II тысячелетия на Крите и Кикладских островах появляется линейное письмо: выстроенные в линию (слева направо) словные абстрактные начертания (на глиняных табличках), каждое из которых обозначало уже не значащее слово, а сам по себе ничего не значащий, но смыслоразличающий звуковой (фонемный) комплекс — слог.

Не известен язык ни критского логографического (иероглифического), ни критского силлабографического письма (линейного письма А), во всяком случае, он не был греческим, и протокритская цивилизация не была ещё греческой. Линейное письмо—предшественник греческого письма. В первой половине или середине II тысячелетия на южнокикладском острове Санторине-Тере, в 115 км к северу от Крита, произошло страшное вулканическое извержение, уничтожившее не только цивилизацию и саму жизнь на Санторине, но и приведшее к великим бедствиям для всей протокритской культуры: плодородные поля и сады Крита были засыпаны вулканическим пеплом, спасшееся население покидало остров, а через несколько десятков лет на опустелых критских землях и развалинах городов и дворцов стали обосновываться новые поселенцы, переправившиеся с северо-запада с полуострова Пелопоннес. Они воспринимали от оставшихся носителей протокриткой культуры элементы древней цивилизации и пытались приспособить к своему языку критскую силлабографию (слоговое письмо). Так возникло л и н е й н о е письмо В, которое было расшифровано в середине XX в., и оказалось, что его язык либо близок к греческому, либо является его древнейшим непосредственным предшественником.

Протогреческая цивилизация, созданная на месте протокритской на самом Крите, частично на Кикладах, и принесённая на полуостров Пелопоннес, называется Минойской по имени мифологического грозного критского владыки Миноса или крито-микенской. Её центры —.Кносс на Крите, Пилос и Микены на Пелопоннесе). Её носителями были южные палеобалканские племена; кроме предков греков к древней палеобалканской общности принадлежали также предки древних македонян, живших севернее горы Олимп и Фермского (совр. Салоникского) залива, по рекам Аксий (совр. Вардар) и Стримон, фригийцев, обитавших у Мраморного моря (Пропонтиды), фракийцев, заселявших пространства восточнее иллирийцев и северо-восточнее македонян, севернее фригийцев, от Родопских гор до Нижнедунайской низменности, и гетов (даков), проживавших между низовьями Дуная и Карпатами.

В эту эпоху протоэллинские племна выделялись из палеобалканского континуума создавалась основа общегреческой мифологии, возникали древнейшие святилища, и происходили те реальные исторические события, которые смутно отражены в древнегреческих сказаниях. Переходный крито-микенский период кончается первым общегреческим политическим предприятием, отражённым в эпосе—Троянской войной (середина XIII в.). Герои эпоса говорят на одном языке или близких диалектах со своими противниками-троянцами, ещё не называют себя общим именем эллины и не знают письменности. Окончательное оформление этот эпос получил в поэмах Гомера "Илиада" и "Одиссея", жившего в VIII в. С этого же века (с 776 г. до н. э.) установилось греческое летосчисление по олимпиадам — панэллинским (всегреческим) играм в Олимпии (на западе Пелопоннеса), проводившимся регулярно каждое четвёртое лето. На них (как и на другие священные праздниства - Истмийские игры, Элевсинские мистерии - допускались только эллины и не допускались варвары (иноязычные иноземцы).

Диалекты греческого языка

Первоначально употореблялись различные местные варианты древнегреческого алфавита, группирующиеся на западногреческие и восточногреческие Письменность и литература до V в. до н. э. развивались на четырёхосновных диалектах, имевших местные разновидности. На дорийском, диалекте говорили племена, считавшиеся потомками Дора, сына мифического предка всех греков Эллина: население маленькой области Дориды в Средней Греции, основных областей Пелопоннеса – Арголиды, Лаконии, Месении, Крита и Южных Киклад, острова Родоса и юго-западного побережья Малой Азии. Носители ионийского диалекта считались потомками Иона, внука Эллина, они заселили остров Эвбею, Северные Киклады, острова Хиос и Самос и западное побережье Малой Азии. На аттическом диалекте, близком к ионийскому; говорили Афины и полуострова Аттики. Носители сильно различавшихся между собой говоров эолийского диалекта считались потомками Эола, сына Эллина, и населяли Беотию – на северо-западе от Аттики, Фессалию – на северо-востоке материковой Греции, южнее Олимпа, остров Лесбос и соседнее северо-западное побережье Малой Азии.

На диалектах (говорах), близких к дорийскому, говорило население Средней Греции (Фокиды, Этолии, Акарнании), севера и северо-запада Пелопоннеса (Ахайи и Элиды). Особый архаический диалект, генетически близкий к палеобалканскому диалекту крито-микенского линейного письма В, был в Аркадии, в центре Пелопоннеса, и на острове Кипре, где до IV в. до н. э. использовалось особое силлабическое письмо, произошедшее в результате приспособления догреческого линейного А к греческому аркадо-кипрскому диалекту; его носители считались потомками Ахея, брата Иона и сына Ксуфа. третьего сына Эллина.

Создание и распространение буквенной письменности способствовало возникновению и развитию индивидуального, личного творчества — поэзии, философии. На грани VIII—VII вв. до н. э. создавал свои поэмы Гесиод; в VII в. возникла ионийская лирика (Каллин, Архилох), эолийский (лесбийский) мелос (Алкей Сапфо) и философия (Фалес, позже—Анаксимандр и Анаксимен).

"Буква" по-гречески "то грамма" (мн. ч. "та граммата") откуда рус. "грамота", в этом же значении употреблялось и слово "то стойхейон", буквально – ‘простейшая составляющая частица’, (мн. ч. "та стойхейя" –‘изначальные первостихии’); это слово произведено от "о стойхос" –‘выстроенный ряд’, сопряжённого с глаголом "стейхо" – ‘ступаю по порядку’, ‘вышагиваю в строю’. Точно так же от глагола "лао" ‘говорю, собираю, подбираю, выбираю’ производится слово "логос" – ‘речь, говорение, упорядоченный ряд правильно подобранных слов, осмысленное высказавание, смысл’.

Согласно мифологическому преданию, грамматическому ("буквенному") искусству, т. е. уменью и навыкам составлять из подобранных графических элементов ("стихий") осмысленные ряды слов научил греков, как уже упоминалось выше, финикийский царевич Кадм, прибывший на остров Ферос (Санторин) из Сидона (или из Тира), в тщетных поисках своей сестры Европы. Прибытие в Грецию Кадма произошло, по античной традиции, за 130 лет до разрушения Трои (1183 г. до н. э.), т. е. в 1313 г. К этому же времени относится первое упоминание о ханаанском письме в Библии. По другому преданию, из того же финикийского Сидона явился некий Мох, поведавший грекам учение о неделимых ( "атомои") первочастицах. Слово "стойхейон" могло означать в греческом языке и ‘буква’, и ‘атом’, точно так же, как слово "логос" – и ‘речь (слово)’, и ‘смысл’.

Греческий язык

Широков О. С.

По-видимому под влиянием египетских иероглифов и ассиро-вавилонской клинописи развились в первой половине - середине II тысячелетия до н. э. слоговые (силлабографические) письмена на Крите и Кипре.

От острова Кипр в сторону северо-восточного угла Средиземного моря тянется "Бычий хвост" — полуостров Карпасия (Дайнарет), заканчивающийся мысом св. Андрея, нацеленным на край современной турецко-сирийской сухопутной границы. К югу от неё в 100 км. (через море) от мыса св. Андрея, находится у г. Латакия Рас-Шамра "Укропный мыс", где были найдены развалины западносемитского города Угарит (XXII—XIII вв. до н. э.). Развитие его находилось под непосредственным воздействием культуры Кипра, а также более отдалённого Крита, и испытывало с юга значительное египетское и с востока месопотамское (восточносемитское) влияние.

В середине II тысячелетия возникла западносемитская письменность, угаритские письменные знаки имели клинообразную форму, но были силлабограммами, не различавшимися (как в Египте) по огласовкам. В поздних текстах (XIII в. до н. э.) фактически употреблялось только 22 знака. В то же время возникла схожая с угаритской по характеру, но отличная по внешней форме письменность других (северо-)западных семитов, заселявших плодородные земли Ханаана - Красной Земли" (егип. K’-n’-n, аккад. Kinah h i / Kitahna, библейск. Kena’an, откуда греческий перевод — "Финикия", букв. "Пурпурная, Красная". Они простирались вдоль средиземноморского побережья к югу от Угарита до Синайских высот и пустыни у границ Египта, где развивались города и государственные образования: Гебал ( совр. Джебла в Сирии), Сидон (совр. Сайда в Ливане), Тсур -Тир (совр. Сур в Ливане), Иерусалим, Иерихон, Аскалон (Ашкалон), Газа (в Палестине), Моав (в совр. Иордании) и др.

В Библии первое упоминание о западносемитском письме встречается в 31 — 34-й главах "Исхода" — сообщение о записи Моисеем на каменных скрижалях завета (договора) с Богом на Синайской горе (когда он вёл евреев из Египта в обетованную Палестинскую землю). Эти события должны были происходить между 1305 г. до н. э. (изгнание семитских племён из Египта) и 1230 г. (первое египетское свидетельство пребывания народаИзраиля в Палестине).

Согласно же греческой мифологической традиции ханаанский (финикийский — сидонский или тирский) царевич Кадм (хан. Q-D-M "восток") прибыл в Беотию (в центральной Греции) в 1313 г.до н. э., основал город Фивы и научил греков финикийскому буквенному письму. До этого лишь на юге Греции — на Пелопоннесе и Крите, изредка употреблялось плохо приспособленное к греческому языку силлабическое линейное письмо B, произошедшее из негреческого линейного A. В отличие от западносемитского языка в греческом языке была богатая система гласных, которые необходимо было передавать при фонографическом письме, и в первых, дошедших до нас (с VIII—VII вв. до н. э.), письменных памятниках наряду с западносемитскими по происхождению согласными буквами употребляются специальные буквы для гласных.

Первые письменные памятники в Европе принадлежали древнейшему земледельческо-скотоводческому населению острова Крит конца III—начала II тысячелетия до н. э. Условные рисуночные знаки этого письма, которые мы не в состоянии прочитать, соотносились не со звуками (фонемами), а с цельными словами неизвестного нам языка. Такого типа словесно-рисуночное письмо (логография) уже существовало за тысячелетие до критского в соседнем Египте (египетские иероглифы) и в более отдалённом Тигро-Евфратском междуречье (месопотамская клинопись), и самая ранняя в Европе протокритская халколитическая (меднокаменная) цивилизация испытывала прямое культурное влияние древнеегипетской цивилизации; она имела несомненные связи с древнейшими цивилизациями Передней Азии. В первой половине—середине II тысячелетия на Крите и Кикладских островах появляется линейное письмо: выстроенные в линию (слева направо) словные абстрактные начертания (на глиняных табличках), каждое из которых обозначало уже не значащее слово, а сам по себе ничего не значащий, но смыслоразличающий звуковой (фонемный) комплекс — слог.

Не известен язык ни критского логографического (иероглифического), ни критского силлабографического письма (линейного письма А), во всяком случае, он не был греческим, и протокритская цивилизация не была ещё греческой. Линейное письмо—предшественник греческого письма. В первой половине или середине II тысячелетия на южнокикладском острове Санторине-Тере, в 115 км к северу от Крита, произошло страшное вулканическое извержение, уничтожившее не только цивилизацию и саму жизнь на Санторине, но и приведшее к великим бедствиям для всей протокритской культуры: плодородные поля и сады Крита были засыпаны вулканическим пеплом, спасшееся население покидало остров, а через несколько десятков лет на опустелых критских землях и развалинах городов и дворцов стали обосновываться новые поселенцы, переправившиеся с северо-запада с полуострова Пелопоннес. Они воспринимали от оставшихся носителей протокриткой культуры элементы древней цивилизации и пытались приспособить к своему языку критскую силлабографию (слоговое письмо). Так возникло л и н е й н о е письмо В, которое было расшифровано в середине XX в., и оказалось, что его язык либо близок к греческому, либо является его древнейшим непосредственным предшественником.

Протогреческая цивилизация, созданная на месте протокритской на самом Крите, частично на Кикладах, и принесённая на полуостров Пелопоннес, называется Минойской по имени мифологического грозного критского владыки Миноса или крито-микенской. Её центры —.Кносс на Крите, Пилос и Микены на Пелопоннесе). Её носителями были южные палеобалканские племена; кроме предков греков к древней палеобалканской общности принадлежали также предки древних македонян, живших севернее горы Олимп и Фермского (совр. Салоникского) залива, по рекам Аксий (совр. Вардар) и Стримон, фригийцев, обитавших у Мраморного моря (Пропонтиды), фракийцев, заселявших пространства восточнее иллирийцев и северо-восточнее македонян, севернее фригийцев, от Родопских гор до Нижнедунайской низменности, и гетов (даков), проживавших между низовьями Дуная и Карпатами.

В эту эпоху протоэллинские племна выделялись из палеобалканского континуума создавалась основа общегреческой мифологии, возникали древнейшие святилища, и происходили те реальные исторические события, которые смутно отражены в древнегреческих сказаниях. Переходный крито-микенский период кончается первым общегреческим политическим предприятием, отражённым в эпосе—Троянской войной (середина XIII в.). Герои эпоса говорят на одном языке или близких диалектах со своими противниками-троянцами, ещё не называют себя общим именем эллины и не знают письменности. Окончательное оформление этот эпос получил в поэмах Гомера "Илиада" и "Одиссея", жившего в VIII в. С этого же века (с 776 г. до н. э.) установилось греческое летосчисление по олимпиадам — панэллинским (всегреческим) играм в Олимпии (на западе Пелопоннеса), проводившимся регулярно каждое четвёртое лето. На них (как и на другие священные праздниства - Истмийские игры, Элевсинские мистерии - допускались только эллины и не допускались варвары (иноязычные иноземцы).

Возникновение буквенного древнегреческого письма

К концу того же VIII в. относятся и первые дошедшие до нас памятники древнегреческого буквенного письма. Принципы письма, нормы и названия букв были заимсвованы у семитов восточного побережья Средиземного моря—финикийцев, которые тогда умели обозначать лишь согласные фонемы. Исходя из особенностей своей языковой структуры, где богатый вокализм играл не меньшую роль, чем консонантизм, более бедный, чем в языке финикийцев и других семитов, греки дополнили западносемитский (финикийский) консонантный алфавит обозначением гласных. Созданная двадцать восемь веков тому назад первая в мире буквенная консонантно-вокалическая письменность продолжается и в наше время и является родоначальницей письменностей всех европейских народов. Греческий алфавит в его классической форме (сложившейся к V в. до н. э. и окончательно завершённой в XIII в. н. э.) имеет 24 буквы.

Диалекты греческого языка

Первоначально употореблялись различные местные варианты древнегреческого алфавита, группирующиеся на западногреческие и восточногреческие Письменность и литература до V в. до н. э. развивались на четырёхосновных диалектах, имевших местные разновидности. На дорийском, диалекте говорили племена, считавшиеся потомками Дора, сына мифического предка всех греков Эллина: население маленькой области Дориды в Средней Греции, основных областей Пелопоннеса – Арголиды, Лаконии, Месении, Крита и Южных Киклад, острова Родоса и юго-западного побережья Малой Азии. Носители ионийского диалекта считались потомками Иона, внука Эллина, они заселили остров Эвбею, Северные Киклады, острова Хиос и Самос и западное побережье Малой Азии. На аттическом диалекте, близком к ионийскому; говорили Афины и полуострова Аттики. Носители сильно различавшихся между собой говоров эолийского диалекта считались потомками Эола, сына Эллина, и населяли Беотию – на северо-западе от Аттики, Фессалию – на северо-востоке материковой Греции, южнее Олимпа, остров Лесбос и соседнее северо-западное побережье Малой Азии.

На диалектах (говорах), близких к дорийскому, говорило население Средней Греции (Фокиды, Этолии, Акарнании), севера и северо-запада Пелопоннеса (Ахайи и Элиды). Особый архаический диалект, генетически близкий к палеобалканскому диалекту крито-микенского линейного письма В, был в Аркадии, в центре Пелопоннеса, и на острове Кипре, где до IV в. до н. э. использовалось особое силлабическое письмо, произошедшее в результате приспособления догреческого линейного А к греческому аркадо-кипрскому диалекту; его носители считались потомками Ахея, брата Иона и сына Ксуфа. третьего сына Эллина.

Создание и распространение буквенной письменности способствовало возникновению и развитию индивидуального, личного творчества — поэзии, философии. На грани VIII—VII вв. до н. э. создавал свои поэмы Гесиод; в VII в. возникла ионийская лирика (Каллин, Архилох), эолийский (лесбийский) мелос (Алкей Сапфо) и философия (Фалес, позже—Анаксимандр и Анаксимен).

"Буква" по-гречески "то грамма" (мн. ч. "та граммата") откуда рус. "грамота", в этом же значении употреблялось и слово "то стойхейон", буквально – ‘простейшая составляющая частица’, (мн. ч. "та стойхейя" –‘изначальные первостихии’); это слово произведено от "о стойхос" –‘выстроенный ряд’, сопряжённого с глаголом "стейхо" – ‘ступаю по порядку’, ‘вышагиваю в строю’. Точно так же от глагола "лао" ‘говорю, собираю, подбираю, выбираю’ производится слово "логос" – ‘речь, говорение, упорядоченный ряд правильно подобранных слов, осмысленное высказавание, смысл’.

Согласно мифологическому преданию, грамматическому ("буквенному") искусству, т. е. уменью и навыкам составлять из подобранных графических элементов ("стихий") осмысленные ряды слов научил греков, как уже упоминалось выше, финикийский царевич Кадм, прибывший на остров Ферос (Санторин) из Сидона (или из Тира), в тщетных поисках своей сестры Европы. Прибытие в Грецию Кадма произошло, по античной традиции, за 130 лет до разрушения Трои (1183 г. до н. э.), т. е. в 1313 г. К этому же времени относится первое упоминание о ханаанском письме в Библии. По другому преданию, из того же финикийского Сидона явился некий Мох, поведавший грекам учение о неделимых ( "атомои") первочастицах. Слово "стойхейон" могло означать в греческом языке и ‘буква’, и ‘атом’, точно так же, как слово "логос" – и ‘речь (слово)’, и ‘смысл’.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 195.