Методы и приёмы ознакомления детей с ТНР изобразительным искусством.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К числу наиболее эффективных методических приемов, способствующих развитию художественного восприятия детей можно отнести беседу по картине, которая включает в себя три группы вопросов К первой группе вопросов относятся вопросы, направленные на усвоение содержания картины. Вопрос «Что нарисовано на картине?» неэффективен, т.к. ответы детей при ответе на таким образом сформулированный вопрос ограничиваются перечислением персонажей и предметов, что не ведет к толкованию и установлению логических связей между ними. Необходимо задавать вопросы, заставляющие думать о замысле картины, позволяющие взглянуть на картину глазами художника, понять идею, «загадку» картины. Например: «Про что эта картина?», «Как бы ты назвал картину?», вопросы, начинающиеся со слов «Как ты думаешь…»

Можно задавать детям и вопросы, направленные на определение личностного отношения ребёнка к изображённому (Нравится ли тебе картина? Какое настроение она у тебя вызывает? Какое настроение было у художника, когда он писал картину?).

Вторая группа вопросов должна быть направлена на выделение выразительных средств. Так, например, ребёнку доступны для понимания особенности колорита. Дети могут различать на картине пасмурную и солнечную погоду, могут говорить о согласованности контрастных цветовых пятен, о времени суток, о композиционном и цветовом строе картины.

Третья группа вопросов должна быть направлена на уяснение того, как соотнести воспринятое на картине с изобразительной задачей (с задачей нарисовать). Это вопросы типа «С помощью чего художник рисовал…?», «Какие нужно взять краски, чтобы рассказать о…?»Кроме беседы по вопросам применяются другие словесные методы и приёмы. Такие как беседа о художнике. При организации этого вида бесед необходима наглядность, например фотографии художника. Так же можно сравнить 2 картины разных художников на одну тему.

Следующим методическим приемом является искусствоведческий рассказ, который должен включать в себя рассказ о деятельности художников, о мастерской, об изобразительных материалах и т.д. Во время таких бесед детям даются начала специальной терминологии.

К числу словесных методических приемов так же относятся: рассказ педагога о картине (используется на самых ранних этапах обучения); план-образец анализа картины (приём на закрепление); художественное слово, которое предполагает использование при восприятии произведений искусства стихов, прозы, музыки; создание детьми собственной картины по названию её художником; рассказ о характере персонажа или образа (до занятия); составление творческих рассказов образного содержания, которые должны включать в себя сравнения, метафоры, образные выражения, строки из стихов; описание предшествующих и последующих картине событий, что способствует развитию воображения, фантазии.

Использование в качестве методического приема творческого рассказа, который предполагает личностное участие детей в картине и обогащает содержание их работ. Перед рисованием такого рода можно провести рисование человека в разных позах, в движении, рассмотреть картинки, статуэтки, изображающие человека в движении.Рассказ об увиденном с закрытыми глазами развивает образную память детей. Приём используется, если у детей уже имеется навык восприятия картины.

Эффективен прием коллективного обсуждения произведений искусства, предполагающий построение занятия в дискуссионном плане. При этом формируются навыки общения, ребёнок учится высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Кроме словесных приемов используются и другие приемы. Например, приём «вхождения» в картину. Данный прием помогает лучше понять замысел художника. Если дети видят картину впервые, то перед использованием приема «вхождения» в картину надо дать им возможность познакомится с ней.

Используется и музыкальное сопровождение. Следует помнить, о том что музыкальный образ должен соответствовать изобразительному. Часто перед внесением картины с детьми наблюдают за аналогичными предметами, явлениями действительности. Во время наблюдения важно дать ребёнку возможность потрогать, понюхать, погладить предмет, поиграть с ним, т.е. задействовать максимальное количество анализаторов.

В качестве методического приема используются движение руки, или всего тела: игры-имитации; показ рукой, где и как ребёнок хочет расположить предметы.

В некоторых случаях можно использовать упражнение в рисовании отдельных предметов, т.к. некоторые предметы ребенку трудно нарисовать сразу, педагог должен это предусмотреть и дать ему возможность поупражняться.

Ряд авторов предлагают использовать игровые приёмы при ознакомлении детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства. Например, это различные игры-путешествия («Путешествие в город мастеров»), организационно-игровые, настольно-печатные игры («Изобразительное лото»). Различают игры по типу «Отгадай-ка» - ребёнок составляет словесные описания картины, а дети отгадывают, о какой картине идёт речь.

При выборе картин необходимо учитывать определенные требования к их отбору: картина должна быть реалистичной(изображение должно соответствовать жизненным опыту ребенка), знакома детям по содержанию, средства выразительности, используемые художником, должны быть доступны пониманию ребёнка.

Рассматриваемые картины не обходимо использовать преимущественно трёх жанров: пейзаж (лучше знакомая природа), натюрморт, портрет, при этом предпочтение следует отдавать одно-двух-фигурным композициям.

Таким образом, большинство исследований показывают, что дети с нарушениями речи способны воспринимать произведения искусства, понимают основные жанры (пейзаж, натюрморт, портрет), умеют выделять некоторые выразительные средства живописи, скульптуры, графики, используют эти средства в своих творческих работах.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 333.