В процессе ознакомления учащихся с ТНР с произведениями изобразительного искусства решаются следующие задачи:
· развитьумение создавать творческий рассказ на тему картины, структурно оформленный и выразительный.
Проблема восприятия детьми произведений искусства и методик по знакомству их с искусством разрабатывалась в ряде исследований Н.М. Зубаревой, И.С. Левшиной, Р.А. Мирошкиной, П.А. Вершиниой и др.
И.С. Левшина выделяет уровни художественного восприятия:
0 уровень восприятия - характеризуется полным отсутствием художественного начала при восприятии произведений искусства. На данном уровне восприятия картина, как произведение искусства не существует для ребёнка вообще.
I уровень –характерно выделение лишь внешних признаков произведений искусства. Это так называемое прочтение картин в «фасаде».
II уровень – характеризуется следующими способностями: человек владеет азбукой искусствоведческих знаний, способен сопереживать с героем картины, с ее автором или с главным художественным образом.
На III уровне восприятия художественных произведений, человеке способен понять главный образ (идею) картины, позицию автора, выразить свое мнение по этому поводу, соглашаясь или не соглашаясь с автором.
IV уровень восприятия художественных произведений – уровень созерцания, при котором человек при беглом просмотре картины определяет её истинную ценность. IV уровень восприятия не присущ детям дошкольного возраста.
Уровни восприятия определяются объемом искусствоведческих знаний. Чем больше ребенок знает о воспринимаемом предмете или явлении, чем лучше владеет искусствоведческим категориальным аппаратом, тем глубже может понять художника, встать на его место, разгадать загадку картины, что в свою очередь непосредственно связано с уровнем художественного восприятия. Детям очень трудно, но иногда возможно подняться до III уровня художественного восприятия. Здесь им на помощь приходит образное мышление ребёнка, которое позволяет понять художника, его замысел. При этом дети одного и того же возраста могут находятся на различных уровнях восприятия содержания картины.
Наиболее доступными, по мнению Н.М. Зубаревой, для понимания детей 6-7 лет являются картины пейзажного жанра, следующей по уровню сложности идет жанровая картина, и наибольшие затруднения у детей этого возраста вызывает натюрморт.
Проблемой ознакомления детей с художественными произведениями занимались также Р.А. Мирошкина, Г.А. Вишнева, Т.Г. Казакова, П.А. Вершинина и др. Так Р.А. Мирошкина рассматривала вопросы методики знакомства детей с графикой (книжная иллюстрация), разработала ряд дидактических игр и методических приёмов для ознакомления детей с иллюстрацией. К числу ее разработок относятся способы, с помощью которых она рекомендует закреплять знания детей о выразительных средствах, используемых в иллюстрациях.
Исследование П.А. Вершининой посвящено изучению возможностей композиции. По её мнению, ребёнку не до конца доступно понимание жанровой картины, т.к. он еще не может понять переживания большого количества людей. При этом, чем меньше людей изображено на картине, тем она понятнее ребёнку. Наиболее доступна его пониманию одно, двух фигурная композиция (например, портрет).
Организация предварительной работы по восприятию произведений искусства
Перед внесением картины для рассматривания с детьми необходимо провести большую предварительную работу в целях обогащения их жизненного опыта. Следует помнить о том, что восприятие художественных произведений – это деятельность и как всякая другая деятельность обеспечивается: знаниями, практикой и эмоциями (мотивацией).
Объем знаний необходимый для целостного восприятия художественных произведений должен включать в себя знания об искусстве вообще (беседа о живописи, графике, скульптуре в доступной, игровой форме), в том числе знания о выразительных средствах, изобразительных материалах, об их возможностях. А так же знания о том, что каждый человек может рассказать о увиденном, пережитом, но каждый расскажет по-своему. Практика включает в себя опыт как эстетического восприятия (например любование природой), так и художественного восприятия, который в свою очередь обеспечивается умением детей видеть в предметах содержательную, выразительную стороны, и умение выделенные, главные признаки предметов переводить на язык графического изображения.
Так же необходимо формировать у детей умение последовательно смотреть на картину. Например, М.В. Грибанова предлагает примерные схемы рассматривания картин.
Примерные схемы анализа различных жанров произведений живописи
Пейзаж: 1. Название, автор. 2. Содержание. Композиция. 3. О чём картина. 5. Средства выразительности и их связь с идеей произведения. 6. Особенности передачи художественного образа в пейзаже.
Натюрморт:1. Название, автор.2. Содержание. Композиция. 3. О чём картина (об эпохе, предметы рассказывают о человеке, картина создана просто для любования). 4. Выразительные средства и манера письма художника.5. Ещё раз определяется о чем повествует картина.
Жанровая картина:1. Название, автор.2. Содержание.3. О чём картина (главный художественный образ).4. Герои картины, их внутреннее состояние выраженное через позу, выражение лица, одежду и т.д.5. Средства выразительности.6. Идея, загадка картины.
Портрет: 1. Автор и название.2. Отношение художника к портретируемому. 3. Средства выразительности (поза, движение и положение головы, лицо – мимика глаз, губ, руки, одежда, фон).
Кроме накопления определенной суммы знаний, формирования умений, необходимо обеспечить детям эмоционально окрашенное восприятие любых предметов. Например, предложить эмоциональное переживание ситуаций, аналогичных содержанию картины, учить ребёнка сопереживать любым, в том числе неодушевленным предметам, используя игры-имитации.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 667.