Декоративное, тематическое рисование. Рисование с натуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Значение декоративного рисования для развития детей с нарушениями речи довольно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности в очень высокой степени способствует эстетическому воспитанию школьников. Он наиболее понятен и доступен учащимся коррекционной школы. Поэтому с этого вида работы и рекомендуется начинать систематическое обучение рисованию.

Декоративное рисование не требует абсолютно точных знаний о форме и конструкции объектов, которые обязательны при выполнении рисунка с натуры. При составлении узоров учащиеся используют простейшие изобразительные элементы и наиболее простые детали, чередуя и повторяя их через одинаковые промежутки. Другое достоинство декоративных рисунков заключается в том, что композиция, т.е. расположение и взаимосвязь частей, может быть очень простой.

Декоративное рисование позволяет более результативно формировать технические приемы работы, так как при выполнении узоров по образцу детям значительно легче, чем при изображении реального предмета, понять то или иное направление линий, усвоить тот или иной способ деятельности.

Во время декоративного рисования учащиеся отрабатывают силу нажима на карандаш, ритмичность проведения однородных повторяющихся движений и их амплитуду (размах). Они учатся проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые, рисуют волнистые линии, делят отрезки на равные части, выполняют развивающие глазомер несложные рисунки. Школьники многократно упражняются в симметричном расположении элементов узора, в воспроизведении цветовых сочетаний и основных геометрических форм.

В начальный период занятий наиболее приемлемы узоры из геометрических форм, чередующихся по величине (круг большой — круг маленький, круг большой — круг маленький и т.д.). Затем учащиеся рисуют узоры, включающие две формы (круг – квадрат, круг – квадрат и т.д.). Наконец, более сложную композицию представляют узоры, состоящие из двух-трех форм и других геометрических элементов.

При составлении узоров важное место занимает пространственная композиция рисунка. Во время рассматривания какого-либо узора педагог просит рассказать, как он составлен, предлагает найти середину, показать уголки, края. Кроме того, внимание детей направляется с помощью вопроса «где?». Это ставит школьников перед необходимостью словесно определять взаимное расположение элементов.

В процессе решения этих задач важно соблюдать определенную последовательность. При этом следует придерживаться следующих психолого-дидактических требований:

· активизировать сенсорные и мыслительные процессы путем организации всестороннего рассматривания и осмысливания деталей узора, выделения их признаков, сравнения и классификации по цвету;

· выдерживать определенный порядок при раскрашивании элементов узора, для чего необходимо: различать цвета (на знакомом детям материале), выделить цвет составной части узора, обозначить его словесно, закрепить его название, соотнести с цветом других частей, выбрать цветной карандаш по названию, назвать заданный цвет, фиксировать внимание учащихся на красивых сочетаниях цветов и цветовых оттенков, усиливая мотивацию деятельности, раскрасить узор (орнамент) согласно образцу;

· в начальный период обучения следует рисовать узоры с небольшим числом деталей, ограничиваясь при этом лишь двумя насыщенными цветами (например, желтым и синим), а затем постепенно вносить некоторые усложнения; симметрично расположенные элементы целесообразно давать одинакового цвета;

· предоставлятьдетям возможность выбирать цвета для раскраски из ограниченного числа цветов;

· в старших классах в качестве образцов следует использовать орнаменты не только с контрастными сочетаниями цветов, но и с мягкими переходами оттенков одного и того же цвета;

· с учениками, имеющими отклонения в цветоразличении, надо многократно проводить дополнительную индивидуальную работу;

· при подведении итогов работы особое внимание следует уделять воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений в выполненном рисунке.

Декоративное творчество развивается постепенно, и все задания даются в определенной системе: составление узоров по готовым образцам, составление узоров из данных элементов, составление узоров по заданной схеме, самостоятельное составление узоров.

Большое значение при обучении декоративному рисованию имеет беседа, которую учитель проводит с учащимися непосредственно перед началом новой работы. В процессе беседы он знакомит детей с предметами декоративно-прикладного искусства, сообщает тему урока, говорит о содержании предстоящей работы. При анализе образца дети не только называют декоративные элементы, отмечают их расположение, но и указывают количество этих элементов.

Особенно важное место на уроках декоративного рисования занимают объяснение и показ. Объяснение должно быть, как правило, кратким и выражать суть предлагаемого задания. Наиболее эффективным средством обучения декоративному рисованию является демонстрация постепенно выполняемого (на доске или большом листе бумаги) учителем рисунка.

В младших классах часть задания может быть выполнена непосредственно вслед за действиями учителя; в этом случае учащиеся рисуют как бы под диктовку. «Как я нарисую на доске, - говорит учитель, - так и вы у себя в тетрадях». В старших классах такой способ должен использоваться реже. Однако полный показ и развернутое объяснение последовательности выполнения орнамента следует применять систематически.

Объяснение и показ как методы обучения дают хорошие результаты в том случае, если учитель постоянно активизирует учащихся, стимулирует их умственную деятельность, стремится повысить у них интерес к занятиям и т.д.

Исключительно важное значение при обучении декоративному рисованию имеет использование приготовленных к уроку образцов. Они отражают разнообразие декоративных мотивов, являются примером того, какими могут быть узоры в полосе, квадрате, круге; образцы дают возможность видеть, как по-разному располагаются узоры в одной и той же геометрической форме.

В течение одного урока целесообразно показать не более трех-четырех образцов, отличающихся друг от друга какой-либо одной особенностью, например подбором элементов или их расположением. Задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся смогли понять, что в узорах является одинаковым, а что отличает друг от друга. В связи с этим особое внимание должно быть уделено всестороннему анализу и изучению образца.

В декоративном рисовании большое внимание следует уделять подбору цветовых сочетаний. Наряду с белой бумагой надо чаще использовать цветную. Цветной фон вносит в рисунок яркость, сочность, нарядность.

Существенная роль в обучении декоративному рисованию принадлежит систематическому рассматриванию и оценке детских работ. В ходе просмотра рисунков оценку им дают и ученики и учитель.

Тематическое рисование является очень важным разделом работы на уроках изобразительного искусства. Оно представляет собой композиционное повествование средствами рисунка и цвета на темы определенных событий и впечатлений из окружающей жизни, а так же на темы сказок, песен, произведений литературы, и т. д.

В содержание занятий тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, придуманные самими детьми.

Задачами тематического рисования являются:      

1. Патриотическое, этическое, эстетическое воспитание.

2. Творческая переработка своих чувств и переживаний.

3. Понимание и оценка своих чувств, окружающей жизни, обогащение интеллекта.

4. Наблюдение природы и окружающего мира, которые служат неисчерпаемым источником красоты, обогащают эмоциональный мир ученика.

Тематическое рисование это творческий процесс переживания и воспроизведение пережитого при помощи имеющихся зрительных представлений. Оно позволяет учителю выявить степень развития учащегося, так как в основе рисунка ребенка лежит подражательная способность изображать то, что видит вокруг себя и что себе представляет.

Важной задачей является развитие у детей образного мышления и умения переводить в художественные образы свои мысли и представления. Тематическое рисование развивает фантазию, творческое воображение, инициативу, заставляет анализировать виденное и отражать характерное, развивает и укрепляет память.

Уроки тематического рисования должны быть расположены в плане занятий таким образом, чтобы между ними на уроках рисования с натуры, лепке, дети накапливали навыки и приемы, которые давали бы положительные изменения в качестве работы над рисунком.

Особое значение приобретает необходимость предварительного, целенаправленного накопления впечатлений имеющих отношение к изучаемой теме, например: внеклассное наблюдение природы, предметов на местности, человека в движении, животных, транспорта и т. д.

Виды рисования на темы:

1. Рисование по замыслу детей или на свободную тему.

2. Рисование на литературные темы

3. Иллюстрирование сказок является подразделом предыдущего вида рисования.

4. Изображение сюжетов из окружающей действительности: «Какой бывает дождик?», «Осень в городе», «Уборка урожая», «Зимние забавы», «Мир нашего аквариума», «Мы в театре, цирке» и т.

Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства, т. е. учит их пользоваться рисунком как графическим языком, языком художественных образов.

Тематическое рисование правильнее назвать композицией. Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это изображение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Это распределение, изображение на листе бумаги, холсте предметов, явлений, действий людей, связанных какой – либо идеей. Большинство композиций на темы связаны с изображением человека в движении, архитектурных строений, природы, животных.

Обучение композиции нужно начинать с раскрытия основных ее правил и законов. В тематической композиции приходится встречаться со следующими законами композиции: симметрия и асимметрия; равновесие и ритм; статика и динамика; подчинение второстепенного главному; выделение зрительного центра и выявление главного в композиции картины, закон золотого сечения, равновесие, целостность, открытость, замкнутость.

Композиция – это структура, взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит его смысл. Изобразительные задачи, связанные с организацией рисунка в пространстве, имеют синтетический характер. Их реализация требует от учащихся наличия представлений о величине, положении, направлении, расстоянии и других пространственных соотношениях и связях.

Пространственные представления формируются и развиваются на основе зрительных восприятий и тактильно-моторной чувствительности, однако ведущая роль все же принадлежит зрению. Только с помощью зрения происходит непосредственное соизмерение пространственных отношений между предметами в пределах листа бумаги. Выполнить такое соизмерение ребенку значительно сложнее, чем установить пространственные признаки предмета, например его форму. По этой причине дети сначала рисуют отдельные предметы, а позднее объединяют их общим сюжетом, создавая тем самым несложные композиции.

Во время рисования нормально развивающийся ребенок раннего возраста заполняет разнородными изображениями весь лист бумаги. С возрастом и под влиянием обучения композиция рисунков начинает существенно изменяться. Дети применяют разные способы размещения частей рисунка.

Вопрос передачи в рисунке реальных пространственных отношений между предметами занимал многих исследователей детского рисунка. Так, например, А. В. Бакушинский выделяет 3 этапа композиционного решения изображения: на 1 этапе лист бумаги представляется в виде горизонтальной плоскости (земля, пол, стол), на которой изображения как бы раскладываются. В таких работах каждый предмет нарисован обособленно, вне связи с другими. На 2 этапе все предметы располагаются по одной линии, на одной узкой полосе. В рисунках такого рода по нижнему краю листа проводится горизонтальная линия и на ней размещаются в профильном положении изображения предметов. Это так называемое фризовое построение. На 3 этапе лист бумаги делится горизонтальной линией на две равные части. Нижняя часть представляется горизонтальной плоскостью, а верхняя — вертикальной. Предметы, расположенные на земле, изображаются в нижней части листа, а те, которые находятся на линии горизонта или в воздухе, - в верхней. Этот способ построения сюжетного рисунка обеспечивает передачу глубины пространства.

Большинство детей с ТНР не в полной мере понимают пространственные ситуации, связанные с процессом рисования. Специфические затруднения выявляются у них при ориентировке в пространстве листа бумаги, установлении местонахождения объекта и направления движения, размещении изображений по отношению друг к другу.

Основными правилами композиции являются:

  • в композиции обязательно должно быть главное и второстепенное (главный персонаж, предмет или форма).
  • главное в композиции выделяется размером (малым или большим в сравнении с другим); формой, цветом, характером и расположением.
  • на картине создается композиционная целостность, когда ни одного элемента нельзя, ни прибавить, ни изъять, не изменив общего впечатления.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 597.