Второй этап: создание массовой партии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Создав организационное ядро, на втором этапе контрэлита решает задачу создания массовой контрэлитной организации. В ленинской стратегии ею стала большевистская партия. Создается сеть местных партийных ячеек. Организуется широкая, в масштабах страны (а по возможности, и за ее пределами) пропаганда. Для партии, претендующей взять власть, необходима широкая социальная опора. Сторонники контрэлитной идеологии рекрутируются именно путем пропагандистской обработки. Наиболее типичный способ пропаганды – создание подконтрольных СМИ. Большевизм, как известно, сформировался в качестве самостоятельного идейного течения благодаря партийной печати.

Общепризнанна роль в институализации РСДРП газеты «Искра». Для большевиков такую же пропагандистски организующую роль сыграла газета «Вперед». Далее эстафету пропагандистского рупора большевизма взяла на себя «Правда». День ее учреждения, 5 мая, еще до революции считался большевиками «праздником рабочей печати» [166] .

При обращении к генезису революционной оппозиции в России вновь обнаруживается особая катализирующая роль печатного издания. Пропагандистски организующим центром выступила возглавляемая А.И. Герценым Вольная русская типография в Лондоне. Деятельность ее находилась под покровительством самого Н. Ротшильда. Попытка российского правительства организовать в 1849 г. арест имущества А.И. Герцена встретила ультимативное противодействие со стороны банковского дома. Уже после указанного скандала в 1857 г. в Вольной русской типографии был организован выпуск газеты «Колокол», ставшей главным пропагандистским рупором оппозиции. Во время польского восстания 1863 г. «Колокол» откровенно солидаризировался с сепаратистами, дезавуируя перед всей Европой русскую имперскую политику. В этом отношении А.И. Герцен явился идейным предтечей антироссийской либеральной журналистики периода первой чеченской кампании 130 лет спустя. Только в 1865 г. российское правительство добилось от английских властей наложения запрета на деятельность Вольной русской типографии, переместившейся к тому времени в Швейцарию.

Страна банкиров становится в тот период главным средоточием российской политической эмиграции. Согласно известному афоризму, все в истории повторяется дважды. Сегодня лондонская миссия А.И. Герцена вызывает прямые параллели с современной деятельностью другого состоятельного российского лондонца. Медийные приемы дезавуирования России по прошествии полутора столетий концептуально не изменились [167] .

Почему в условиях 1917 г. победили именно большевики? Очевидно, что одним из существенных факторов их успеха стала пропагандистская активность. Для проверки этого тезиса был проведен расчет удельного веса партийной печати в общем количестве наименований периодической печати, издаваемой в 1917 г.

РСДРП безусловно лидировала по этому показателю. Для большинства региональных социально-демократических изданий жесткой дифференциации на большевистское и меньшевистское направления не существовало. Этим объясняется расчет по РСДРП в целом. Такой же недифференцированный расчет велся в отношении эсеровской печати. При этом издания, идентифицировавшие себя как меньшевистские, оборонческие, как приверженцы группы «Единство», составляли лишь 9,2 % в общем спектре социал-демократических печатных органов. Столь же незначительной (5,2 %) была доля в эсеровских СМИ изданий левых эсеров и эсеров-максималистов. Кадеты в пять раз проигрывали РСДРП по уровню пропагандистской активности. Именно в такой последовательности по степени убывания оказалась в итоге политическая весомость партий в борьбе за власть – большевики, эсеры, кадеты.

Обращает на себя внимание крайне высокая пропагандистская активность еврейских партийных организаций. Она оказалась в три раза выше, чем совокупно у всех других национальных партий. А вот издательская активность черносотенцев в 1917 г. была фактически на нулевом уровне. Не этим ли объясняется парадоксальный феномен паралича, сковавшего деятельность правомонархических союзов и организаций периода революции? Монархисты элементарно свернули свою пропаганду и в итоге оказались обречены на поражение. Общий вывод из проведенного сопоставления состоит в определяющем характере пропагандистской активности партий для их политической успешности (рис. 5.8) [168] .

Целенаправленная информационная активность – не единственный способ организации пропагандистской кампании. Наряду с этим в задачах партийной пропаганды задействуются художественные мотиваторы. Объектом воздействия в данном случае выступает сфера коллективного бессознательного. На партийные пропагандистские задачи работают литература и искусство. Отсюда особое значение, которое придавал В.И. Ленин вовлечению в ряды РСДРП Максима Горького. Такие же фигуры обнаруживаются в рядах других контрэлитных партий [169] .

Рис. 5.8. Объем представленности политических партий в периодической печати в 1917 г.

Еще одна возможная ниша пропагандистской деятельности – это образование. Часто контрэлитная пропаганда велась посредством инкорпорации адептов соответствующих идеологических направлений в уже существующие образовательные учреждения. Первая российская революция была подготовлена в значительной мере оппозиционной профессурой, идейно доминировавшей в университетах на рубеже XIX–XX вв. Хронологически период перманентного революционного брожения в столицах начался со студенческих беспорядков 1899 г. Участвовавшие в волнениях студенты целевым образом на протяжении ряда поколений готовились к революции [170] . Наряду с традиционными создавались специальные контрэлитные образовательные ниши. Через них теоретики партий излагали основы новой идеологии уже акцентированным образом. Таким опытом в РСДРП явилась ориентированная на политэмиграцию деятельность двух партийных школ – на Капри (Италия) и в Лонжюмо (Франция). Лекционный курс составлял стройную систему подготовки пропагандистов для практической работы в массах. После окончания курса слушатели, как правило, направлялись в Россию для проведения нелегальной политической работы (табл. 5.2) [171] .

Таблица 5.2 Лекционный курс в партийной школе РСДРП(б) в Лонжюмо в 1911 году

Партийные организации, не располагающие достаточными финансовыми ресурсами, добивались информационной раскрутки другими способами. При минимуме контроля над СМИ на первый план в пропагандистских целях выходят различного рода эксцитативные действия. Информационный резонанс достигался в данном случае за счет приемов эпатажа. К традиционному арсеналу такого рода деятельности относится распространение листовок, организация пикетов, митингов.

Применялись и более радикальные приемы, в практике которых намеренно переходится грань хулиганского деяния (битье

стекол, захват помещений в соответствующих офисах, сожжение портретов и чучел политических оппонентов, скандирование эпатажных лозунгов, срыв официальных мероприятий, нападения на представителей властной элиты и т. п.) [172] . Представление о том, что хулиганско-экстремистская организация типа скинхедов не может перерасти в массовую партию, принципиально неверно. Многие пришедшие в итоге к власти контрэлитные движения начинали с уличного экстремизма. Именно таким образом происходило становление фашистских партий в Европе.

Российские революционные кружки также впервые заявили о себе организацией студенческих полуполитических акций. Экстремизм в данных случаях являлся необходимым этапом партогенеза. Посредством него при дефиците наличных ресурсов обеспечивалось формирование информационной среды, протопартийные организации достигали определенного рейтинга известности. Понятно, что обеспечиваемая эпатажными способами известность далеко не всегда имела позитивное звучание. Но главное на этом этапе заключалось в другом – достигнуть включенности в информационное поле.

При рассмотрении процесса нового элитогенеза не следует сбрасывать со счетов нишу антиэлиты. Сегодняшние антиэлитные группы могут со временем трансформироваться в контрэлиту и далее, при определенных обстоятельствах, придти к власти. Возможность такой трансформации следует учитывать в контексте двух вероятных сценариев: угрозы «оранжевой революции» и направления пассионарной энергии антиэлиты в русло модернизационных государственнических задач.

Среди наиболее радикальных средств пропагандистской раскрутки контрэлитных организаций может находиться тактика террора. Теракт в условиях информационного общества – это верный способ заявить о себе. Широкий резонанс террористического действия является важнейшим мотиватором его совершения. В этом смысле современный терроризм принципиально отличается от терактов древнего и средневекового мира. В советской историографии в рамках критики неонароднического направления в революционном движении был сформулирован тезис о неэффективности террористической тактики [173] . Но каковы в данном случае критерии? Для захвата власти тактики террора, безусловно, недостаточно. Но вот для достижения информационного резонанса или устрашения политических противников теракт оказывался достаточно действенным средством.

«Политическое убийство, – пояснялось в одной из прокламаций «Земли и воли», – это единственное средство самозащиты при настоящих условиях и один из лучших агитационных приемов» [174] . Именно террористическая Боевая организация обеспечила широкую популярность Партии социалистов-революционеров. Число адептов эсеровского направления резко возросло после ряда успешных покушений на видных государственных сановников [175] .

В любом случае при массовой пропаганде через СМИ и при эксцитативной пропаганде действием партия нуждается в финансовых средствах. Организационно существовать за счет членских взносов она не в состоянии. Следовательно, перед любой партией, претендующей на роль массовой организации, встает проблема поиска источников финансирования. В этом смысле жестко и бескомпромиссно стоящей на позиции классовой непримиримости (придерживающейся интенции – не брать деньги от буржуев), имевшей значимое влияние народной партии никогда не существовало. Даже создатель теории пролетарской революции К. Маркс находился одно время на денежном довольствии у своего соратника, владельца нескольких фабрик Ф. Энгельса. Какого-то морального отторжения того, что получаемые деньги представляли собой пресловутый прибавочный продукт, у автора «Манифеста коммунистической партии» не возникало. Для того, чтобы владельцы финансовых ресурсов направили их на поддержку той или иной партии, со стороны последней необходимо гарантировать отработку интересов партийного спонсора. «Если мы, – советовал Ф. Энгельс будущим партстроителям, – хотим чем-то помочь какому-нибудь делу, оно должно сперва стать нашим собственным, эгоистическим делом.».

Договоренность о финансировании может быть достигнута на разных условиях: введение во власть; законодательные изменения; создание благоприятной институциональной среды; экономические преференции; обещание неприкосновенности и т. п. В каждом конкретном случае ищется предмет интереса потенциального спонсора. Именно такое искусство обнаружили лидеры НСДАП в Германии, заручившиеся, несмотря на антикапиталистический характер выдвигаемой идеологии, финансовой поддержкой со стороны крупного капитала во главе с Г. Круппом. В том случае, когда с инициативой создания новых партийных структур выступает «высшая власть», бизнес может быть тривиально приглашен к «добровольному» финансированию. Примеров такого рода по странам незападного мира – огромное количество.

Универсальным источником финансового обеспечения организаций контрэлиты могли выступать внешние политические субъекты – прежде всего иностранные государства. В этом отношении вызывающее по сей день историографический резонанс немецкое финансирование большевиков не является чем-то беспрецедентным [176] . Если это действительно контрэлита, то внутренние источники финансовых поступлений для нее оказываются, как правило, перекрытыми. Происходит поиск внешних интересантов. Иностранные деньги при этом могут работать как во благо, так и во вред стране. Все зависит от того, как ими распорядиться.

В современном внешнем мире существуют не только интересанты разрушения России. Имеются значительные силы, интересы которых соотносятся с перспективой российского цивилизационного и государственного возрождения. Возможно, что это может быть какой-то составной частью ресурса истинной модернизации России.

Обратимся вновь к опыту РСДРП (б). Касса большевиков имела несколько источников формирования:

1) членские взносы;

2) поступления от продажи печатной продукции;

3) поступления от экспроприаторских акций;

4) пожертвования от представителей крупного бизнеса (С. Морозов, Н. Шмидт и др.);

5) финансирование со стороны иностранных государств.

Устойчивость положения партии определялась диверсифицированностью каналов финансирования. Когда перекрывался один из них, на первый план выходили другие. Такая же диверсификация достигалась в отношении внешних источников. Применительно к ситуации 1917 г. наряду с немецким отмечается и англо-американский след в финансировании революционных партий. Таким образом, романтическая иллюзия относительно того, что можно создать мощную оппозиционную партию, не располагая соответствующими денежными ресурсами, обнаруживает по опыту истории свою практическую несостоятельность [177] .

Объемы поступающих в партии финансовых средств, находящихся в рамках фиксируемого контроля избиркома, и «теневые потоки» денежных вливаний имеют колоссальное расхождение. К «черной» части избирательных фондов относится, в частности, львиная доля поступлений от физических лиц. Кто может зафиксировать передачу денег посредством наличного расчета? Сколько стоят выборы в Российской Федерации? Согласно оценкам, полученным на основании интервьюирования осведомленных политических функционеров, на начало 2000-х гг. выборные затраты измерялись суммами, указанными в табл. 5.3 [178] . К 2010 г. суммы существенно возросли.

Таблица 5.3 Оценка стоимости избирательных кампаний (в долл. США)

«Дайте мне обезьяну и я сделаю из нее президента», – цинично провозглашал Б.А. Березовский [179] . А между тем, одними только выборами финансовые затраты партий не исчерпываются. Функционирование партийных структур предполагает также наличие текущего финансирования (табл. 5.4) [180] .

Таблица 5.4 Экспертные оценки ежегодных затрат на текущее функционирование партий (в долл. США)

В то же время, официальные финансовые отчеты партий оперируют суммами значительно ниже тех, которые указываются неофициально. Расхождения достигают порядков. Однако если даже брать за основу официальные данные избиркома, то совокупный размер средств, затрачиваемых партиями на избирательные кампании, измеряется астрономическими величинами. У организации, выстраивающей свой бюджет исключительно на членских взносах партийцев, в такого рода борьбе капиталов шансов победить практически нет. Для постановки задачи создания массовой организации контрэлиты надо, по меньшей мере, обладать объемом ресурсов, хотя бы сопоставимым с партией власти (речь даже не идет об абсолютном равенстве) (рис. 5.9).

Рис. 5.9. Объемы поступления средств в избирательные фонды политических партий

Все это делает наиболее эффективным путь получения заказа на создание контрэлитной партии от самой власти (высших ее представителей, не удовлетворенных состоянием существующей элитной опоры). Именно поэтому контрэлита имеет больше шансов на трансформацию, чем антиэлита. В условиях политического противодействия со стороны властной элиты создание массовых контрэлитных партий без соответствующего ресурсного обеспечения весьма затруднительно. Такая партия будет легитимно задавлена еще на стадии формулирования своих намерений. Купируя эти угрозы, создаются конспиративные организации. Этап организационного прикрытия является универсальной практикой взращивания политической оппозиции. Весьма распространен в этом отношении формат различных экологических, научно-исследовательских, филантропических, образовательно-просветительских и даже оккультно-эзотерических обществ. Между тем, под вывеской занятия оккультными практиками, для чего был предусмотрен соответствующий ритуал, происходило формирование организации, способной претендовать на взятие власти.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 258.