А.В. Петровский определяет мышление следующим образом: Мышление - это социально обусловленный и неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Исключительно важная особенность мышления - неразрывная связь с речью. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Человеческое мышление невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью.
Специальные наблюдения в ходе психологических экспериментов показывают, что некоторые школьники и даже взрослые часто испытывают трудности в процессе решения задачи, пока не формулируют свои рассуждения вслух. Когда же решающие начинают специально и все боле четко формулировать, проговаривать одно за другим основные рассуждения, то такое думание вслух обычно облегчает решение задачи. Формулируя свои размышления вслух для других, тем самым формулирует их и для себя.
Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
В структуру речевого общения входят:
1) Значение и смысл слов, фраз. Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл информации.
2) Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, медленный), модуляция высоты голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.
3) Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шёпот, вздохи; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки - паузы, а также звуки назализации - «хм-хм», «э-э-э».
В психологии распространена следующая классификация видов мышления, предложенная Л.Д.Столяренко:
По форме: наглядно – действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
По типу решаемых задач: теоретическое, практическое.
По степени развёрнутости: аналитическое, интуитивное.
По степени новизны: репродуктивное, продуктивное.
По направленности: реалистическое, аутистическое.
По наличию цели: произвольное, непроизвольное.
1. Наглядно-действенное - вид мышления, опирающийся на непосредственное на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с ними. Этот вид мышления преобладает у детей до трех лет включительно.
2. Наглядно-образное мышление. Вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников( 4-7 лет).
3. Словесно-логическое - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Впервые появляется у детей в школьном возрасте.
4. Теоретическое и практическое мышление. Первое - познание законов, правил; решение задачи теоретически на основе выдвижения гипотез. Второе - решение задачи практически путем физического преобразования действительности.
5. Интуитивное и аналитическое мышление. Интуитивное, в отличие от аналитического, является минимально осознанным. Аналитическое предполагает рационализм в решении задачи.
6. Реалистическое и аутистическое. Первое направленно на внешний мир, второе связано с реализацией желаний человека (выдача желаемого за действительное).
7. Продуктивное и репродуктивное мышление. Если первое ориентированно на оперирование уже готовыми знаниями, то второе предполагает поиск и создание чего-то нового.
8. Произвольное - целенаправленное решение задач, непроизвольное - сновидения.
К основным формам мышления относятся: понятия, суждения, умозаключения.
К основным видам умственных операций относятся: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракция, конкретизация, индукция, дедукция.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 253.