Семья в системе воспитательных институтов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Из курса дошкольной педагогики вы помните, что за многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения, семейное и общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность не сравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием.

Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом в школу, занимается в кружке или студии художественного воспитания, посещает спортивную секцию и т.д.

Все воспитательные институты призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый их них обладает теми или иными преимуществами. Так, детский сад более квалифицированно, чем семья, осуществляет обучение, развитие творческих способностей детей, подготовку к школе и др. Иные возможности у учреждений дополнительного образования. Например, занятия в бассейне под руководством специалиста-тренера помогут ребенку овладеть наиболее рациональными приемами и способами плавания, сэкономят его силы и время. Художник, владеющий методикой обучения дошкольников рисованию, сумеет сформировать у ребенка разнообразные технические умения, пробудить интерес к творческой деятельности, к изобразительному искусству. В какой-то степени и семья может ввести ребенка в мир тех знаний и умений, о которых говорилось выше. Но важно, насколько это будет педагогически грамотно. Ведь неправильной методикой воспитания и обучения развитию ребенка легко нанести больше вреда, чем пользы. При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности. Поэтому сегодня речь идет не о замене домашнего воспитания общественным или наоборот, а об их взаимодополняемости в созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов.

В цивилизованных странах необходимость сочетания домашнего и общественного воспитания очень хорошо понимают, вследствие чего вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать, практически не ставится. Большинство семей в экономически развитых странах (Франция, Великобритания, Канада, США) не мыслят себе воспитания ребенка без квалифицированной помощи педагогов-профессионалов и идут на значительные материальные затраты, связанные с платой за дошкольное учреждение. В нашей стране несколько иная картина: почти половина детей дошкольного возраста воспитывается дома силами родителей и других родственников. Между тем психологические обследования детей, поступающих в первый класс, показали, что те из них, кто воспитывался только в семье, уступают по ряду важнейших параметров психологической готовности к обучению в школе своим сверстникам, посещающим дошкольное учреждение (Г.Г Кравцов). Даже принимая во внимание многие недостатки современного дошкольного общественного воспитания, понимая необходимость его реформирования и улучшения, нельзя не отметить, что в детском саду ребенок приобретает опыт общения, навыки собственной инициативной деятельности, приобщается к культурным ценностям. Детский сад сохраняет субкультуру детства. естественным образом передает игровые традиции, способы самоорганизации, чего лишены многие современные дети, будучи единственными у своих родителей и растущие в окружении взрослых. Современное дошкольное учреждение имеет возможность позитивно влиять на культурное поле семьи, рекомендуя книги для чтения, советуя посетить музеи, выставки, театры, знакомит с содержанием и методикой проведения детского домашнего праздника, дня рождения ребенка.

В последние годы семья все чаще стала прибегать к помощи учреждений, занимающихся коррекцией развития, поведения ребенка. Это психологическая консультационная служба, логопедические кабинеты при поликлиниках, специальные группы дошкольного учреждения для детей с ЗПР, с хроническими заболеваниями и т.д. Зачастую в тех или иных дефектах развития ребенка прямо или косвенно «повинна» семья, и коррекционные оздоровительно-образовательные учреждения исправляют «огрехи» наследственности, ошибки домашнего воспитания.

Семьи, в которых растут дети дошкольного возраста, незримыми нитями связаны со школой: родители беспокоятся о том, насколько ребенок подготовлен к требованиям современной школы, и в силу своих возможностей начинают ориентироваться на эти требования. Потом наступает период выбора школы, подготовки детей к обучению в ней.

Вывод по лекции

Таким образом, современное семейное воспитание не рассматривается как автономный фактор формирования личности. Напротив, эффективность домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия. В настоящее время педагогическая наука подошла вплотную к необходимости научного осмысления перспектив семейной педагогики, так как современная социокультурная ситуация требует внятной интерпретации новых взглядов исследователей на то, что происходит с ребенком до школы и вне школы.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите периоды развития семейного воспитания в России.

2. Какие формы внесемейного воспитания в Древней Руси послужили истоками домашнего воспитания.

3.В какой период семья начала осуществлять воспитательную функцию.

4.Общие и различные признаки общественного и семейного воспитания

5.Основные направления взаимодействия семьи и образовательного Учреждения.

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме

Основная:

1. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – Directmedia, 2015.

Дополнительная:

1. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ.сред. пед. учеб. заведений http://www.labirint.ru/books/209110/

Интернет-ресурсы:

1. Карцева Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Л. В. Карцева. - 2-е изд. - М. :Издательско-торговая корпорация "Дашков и К-", 2013. - 224 с.// http://znanium.com/bookread.php?book=415032

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед.учеб. заведений. http://pedlib.ru/Books/3/0386/3_0386-1.shtml

 

Тема 21. РАЗВИТИЕ ОСНОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

План лекции

1.   Основные понятия инклюзивного образования

2.   Нормативно-правовые основы организации инклюзивного образования

Содержание лекции

1. Категориальный аппарат инклюзивного образования

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Особые образовательные потребности - потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения. Когнитивные возможности: владение мыслительными операциями, возможность запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления об окружающем мире. Энергетические - умственная активность и работоспособность. Эмоционально-волевые – направленность активности ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания.

 

2. Нормативно-правовые основы организации инклюзивного образования

Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней: международные, федеральные правительственные, ведомственные, региональные.

Международное законодательство в области закрепления права детей с ОВЗ и инвалидностью на получение образования:

1.   Всеобщая Декларация прав человека (принята 10 декабря 1948г.) - основа для создания международно-правовой регуляции в области защиты прав личности человека. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права.

2.   Декларация прав ребенка (принята 20 ноября 1959г.) - выработаны основные принципы соблюдения прав путем формирования законодательных и других мер поддержки образования. Принцип 5 Декларации уточняет - «ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния».

3.   Конвенция «О борьбе с дискриминацией в области образования», (принята 14 декабря 1960г.) - впервые были рассмотрены вопросы о существующей дискриминации в образовании и необходимости создания единых подходов к организации процесса обучения всех детей.

4.   Саламанкская декларация (принята 7-10 июня 1994г.) - обычные школы с инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями и создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

Федеральное законодательство в области закрепления права детей с ОВЗ и инвалидностью на получение образования:

1.   Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г.);

2.   Федеральный закон № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г.);

3.   Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24 ноября 1995г.);

4.   Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24 июля 1998г.).

Ведомственные документы в сфере высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья:

1.   методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК- 44/05вн);

2.   приказ Министерства образования и науки от 28 июля 2014 г. № 839 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/2016 год».

 

Вывод по лекции

Таким образом, изучение истории развития инклюзивного образования необходимо для понимания его современного содержания, значения и целей реализации.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под выражением «особые образовательные потребности»?

2. В каком документе были впервые рассмотрены вопросы о существующей дискриминации в образовании и необходимости создания единых подходов к организации процесса обучения всех детей?

3. Что провозглашала Саламанкская декларация?

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме

Основная:

1. Пургина Е. И. Философские основы инклюзивного образования в контексте специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья //Педагогическое образование в России. – 2014. – №. 2.

Дополнительная:

1. Алехина C. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании //Психологическая наука и образование. – 2011. – №. 1. – С. 83-92.

2. Сабельникова С. И. Развитие инклюзивного образования //Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2009. – №. 1. – С. 42-54.

3. Семаго Н. Я. и др. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу //Психологическая наука и образование. – 2011. – №. 1. – С. 51-59.

Интернет-ресурсы:

1. https://studme.org/145461/pedagogika/osnovy_inklyuzivnogo_obrazovaniya - Основы инклюзивного образования

Тема 22. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

План лекции

1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

2. Сущность и структура педагогических инноваций

3. Содержание и организация инновационной деятельности в современной образовательной организации

 

Содержание лекции

1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

Сегодня в новых социально-экономических условиях наблюдается стремительное развитие интереса руководителей и педагогических работников образовательных учреждений к проведению научных исследований и экспериментальной работы в своих учебных заведениях. Данное положительное явление, с одной стороны, говорит об осознании педагогическими коллективами учебных заведений необходимости коренных преобразований в образовании. С другой стороны, об осознании ими своей ответственности за эти преобразования и необходимости повышения своего научно-педагогического уровня. Вместе с тем стремление к научно-экспериментальной работе совершенно недостаточно подкреплено соответствующим методическим обеспечением, зачастую допускаются ошибки в планировании исследований и проведении экспериментальной работы.

Инновационная деятельность, осуществляемая целыми педагогическими коллективами, школьными командами или отдельными учителями для преодоления трудностей и решения тех проблем образовательного процесса, которые сложно решить (или не решать совсем) традиционными способами, направлена на создание нового: на поиск новых путей решения старых проблем, на внедрение новых технологий, на построение новых отношений между участниками образовательного процесса, на достижение новых результатов, на получение новых знаний. Как же разработать такое новшество, которое может перевести образовательное учреждение на более высокий качественный уровень, то есть развить?

На первый взгляд, кажется, что всё новое сначала нужно придумать, а потом лишь механически воспроизвести на практике и освоить. Отсюда возникает следующее представление: создание нового обязательно предполагает высокий уровень креативности педагогических кадров, а для освоения разработанного уже требуется меньше творчества или его совсем не нужно. На самом же деле процессы создания и освоения нового находятся в сложной и неразрывной взаимосвязи и протекают практически одновременно, что не позволяет их чётко разграничить.

В практике существует пять способов развития обновления школы. Принято выделять следующие виды инноваций: развитие собственного опыта, заимствование опыта, кем-то ранее созданного, освоение научных разработок, осмысливаемый и анализируемый путь проб и ошибок и, наконец, собственно эксперимент. Следует заметить, что все эти пути в определённом смысле являются экспериментом, поскольку они имеют большую или меньшую схожесть с ним.

Заметим, что в массовой педагогической практике часто не выделяют очень чётких границ между понятиями «эксперимент» и совсем нетождественными ему понятиями «поиск», «поисковая работа», «опыт», «опытно-экспериментальная работа», «исследовательская работа» и тому подобное и называют всё экспериментом. Но ведь и творческий поиск, и опытная работа предполагают эксперимент, то есть поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Конкретная инновационная педагогическая деятельность может относиться к тому или иному понятию по доминантному признаку. Чем больше в ней нового, тем она ближе к собственно эксперименту; чем больше в ней воспроизведения в иных условиях другими педагогами уже известных технологий, тем она ближе к опытной работе, в ходе которой может идти поиск нового, его апробация, то есть опять же эксперимент.

Безусловно, чтобы школа и учитель развивались, они должны пробовать, экспериментировать, тем самым создавать новую практику образования. С другой же стороны, эксперимент всегда связан с риском, выражающемся в том, что часть задуманного не осуществляется из-за неблагоприятных условий (кадровых, материальных, временных и других) или некоторые предположения оказываются ошибочными. Для того чтобы в ходе эксперимента получить качественный результат за сравнительно короткие сроки (то есть создать новое), а также уменьшить возможные риски, эксперимент требует тщательного обдумывания, детальной разработки и грамотной организации.

Научные труды М.Н. Скаткина, В.В. Краевского, В.И. Загвязинского и др. показывают, что разработка и освоение любых инноваций должны быть достаточно полно охвачены всеми элементами программы эксперимента, этапами его подготовки и проведения. Хотелось бы обратить внимание ещё и на то, что если администрация образовательного учреждения, педагогический коллектив или отдельный педагог хочет достигнуть серьёзных педагогических результатов, то новшество нельзя «внедрять», то есть привносить нечто новое насильно, под давлением. Прежняя трактовка «Директор – внедряет, учителя, ученики – осваивают» устарела. Есть один инновационный процесс создания, освоения новшества, в котором у всех участников свои функции и обязанности.

Экспериментальная деятельность в сфере образования направлена на развитие и совершенствование управления инновационной деятельностью образовательных учреждений разных уровней по широкому спектру актуальных проблем, включая: методологию формирования содержания образования с учетом актуальных и перспективных требований производства и потребностей личности и общества; формирование современной воспитательной и здоровьесберегающей среды; применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и в управлении образовательным учреждением; разработку и реализацию системы управления качеством образования; развитие многофункциональности учебных заведений; формирование и развитие инновационных образовательных учреждений; формирование путей интеграции учебных заведений разных уровней; формирование инклюзивной образовательной среды.

На фоне наиболее актуальных проблем и перспектив развития инновационной и экспериментальной деятельности в системе российского образования инновационная педагогическая деятельность учебных заведений становится ведущей тенденцией ее модернизации, адаптации к сложившейся экономической, социальной и демографической ситуации и обеспечении сбалансированности динамично развивающихся рынка труда и образовательных услуг.

Образование, являющееся важной составной частью социального развития общества, призванное удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении гражданами образования и профессиональной квалификации специалиста, в значительной мере требует осуществления инновационной деятельности по широкому спектру вопросов, включая совершенствование учебно-методического, нормативного, социально-экономического, психолого-педагогического, организационного, кадрового и материально-технического обеспечения.

Система образования выполняет двуединую функцию в общественном развитии: с одной стороны, она является одним из основных институтов социализации человека, с другой стороны – обеспечивает воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Сегодня выполнение этой функции

осуществляется в условиях высокой динамичности экономических и политических факторов и соответствующих требований к результатам деятельности образовательной системы. В этом контексте первостепенное значение имеет способность образовательной системы оперативно и гибко реагировать на изменяющиеся запросы общества. Реализация данной задачи в полной мере может быть осуществлена только на основе выработки новых идей, их апробирования и внедрения в практику образовательных учреждений, то есть в процессе целенаправленной экспериментальной работы.

При этом предполагается не однолинейная, одноаспектная, а системная работа, охватывающая множество реализующихся инновационных процессов как основу развития образования.

Понятие «инновационная деятельность» применительно к образовательным учреждениям может быть интерпретировано как преобразование содержания образования, организационно-технологических

основ образовательного процесса, условий его осуществления (кадровых, материальных и др.), направленное на повышение качества образования, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых. Определение основных направлений инноваций должно исходить из представления о задачах и функциях образовательной системы и комплексного анализа проблем, существующих в данной сфере.

Экспериментальная деятельность в сфере образования - это:

- целенаправленная деятельность, предполагающая активное воздействие экспериментатора (педагога, воспитателя) на изучаемую ситуацию и замер сдвигов в психологических, педагогических, поведенческих характеристиках обучающихся, происходящих под влиянием этого воздействия;

- внедренческая деятельность, обеспечивающая развитие, изменение объекта и предмета экспериментирования посредством специально используемых средств и способов;

- деятельность, связанная с новационными идеями, с их внедрением;

- всегда сознательно и целенаправленно проектируемая, управляемая и контролируемая деятельность;

- диагностируемая деятельность;

- деятельность, дающая новое педагогическое знание.

В литературе и педагогической практике часто употребляется словосочетание «опытно-экспериментальная работа (ОЭР). Эксперимент отличается от простого опыта тем, что последний специально не планируется, не прорабатывается и не диагностируется. Отдельный опыт конкретного педагога может быть связан с инновациями. И тогда его называют передовым педагогическим опытом, а преподавателя – новатором. Но стоит только ввести в этот естественно и эволюционно складывающийся и протекающий опыт организацию, прогнозирование, планирование и диагностику, как он тут же переходит в ранг эксперимента.

Непосредственной нормативной основой для инновационной работы является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) (Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования), Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 июля 2013 г. № 611 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования», Положение о федеральной экспериментальной площадке Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 18.10.1999 № 579) и Положение об организации экспериментальной работы в образовательных учреждениях (утверждено приказом Минобразования России от 13.04.1999 № 974), Положение о конкурсе инновационных площадок «Путь к успеху» (для ступени начального общего образования), утвержденное Минобрнауки РФ (2015 г.).

Научно-методическое сопровождение и распространение результатов деятельности федеральных и региональных экспериментальных площадок как формы развития инновационных процессов осуществляется путем детальной проработки и утверждения на уровне Министерства просвещения РФ программы эксперимента по каждой теме, организации поэтапного анализа результатов его выполнения. В данной программе обосновываются следующие положения:

1. Общие данные об эксперименте.

1.1. Тема эксперимента.

1.2. Общая характеристика места проведения.

1.3. Общая характеристика участников (экспериментаторов и экспериментируемых).

1.4. Тип эксперимента.

2. Научный аппарат эксперимента.

2.1. Теоретическая основа (опорные теории, основные понятия).

2.2. Цель экспериментального исследования.

2.3. Экспериментальная гипотеза.

2.4. Описание независимых переменных.

2.5. Описание зависимых переменных.

2.6. Методы диагностирования независимых переменных.

2.7. Методы диагностирования зависимых переменных.

2.8. Методы обработки эмпирических данных.

3. Организация эксперимента.

3.1. Материально-техническое обеспечение.

3.2. Методическое обеспечение.

3.3. Организационно-педагогическая подготовка участников эксперимента.

3.4. Психологическая подготовка участников эксперимента.

3.5. График проведения эксперимента.

4. Приложение. Экспериментальные материалы. Методы диагностирования.

Вся программа эксперимента по каждому разделу разрабатывается очень подробно, во всех деталях, особенно график. Он определяет тактику экспериментирования. Сюда включаются все виды операций по трем этапам (подготовительный, формирующий, аналитический) с указанием времени проведения. В графике также следует указывать распределение видов работ между участниками эксперимента, наличие или отсутствие пилотажного исследования, выделение контрольных групп и проведение необходимых срезов. В настоящее время идет процесс значительной активизации инновационной и экспериментальной работы учебных заведений различных уровней. Это обусловливает необходимость соответствующего нормативного и методического обеспечения и мониторинга их деятельности.

Направления инновационной и экспериментальной работы в сфере образования:

Совершенствование содержания образования – важнейшее направление инновационной и экспериментальной работы. Инновации в этой области обусловлены самой практикой деятельности образовательных учреждений в условиях возрастания и дифференциации требований со стороны населения и потребителей кадров, регионализации образования. Расширение академической самостоятельности учебных заведений создало основу для формирования в рамках ФГОС разнообразных образовательных программ и форм их реализации, обеспечив, таким образом, широкие возможности для инноваций.

Такая работа направлена, прежде всего, на повышение гибкости и вариативности профессиональных образовательных программ. Гибкость достигается за счет введения в программы учебных дисциплин дидактических единиц, обеспечивающих оперативное обновление содержания образования в соответствии с современным развитием науки, техники и культуры. Вариативность содержания образования создается через формирование национально-регионального компонента, введение специализаций, элективных и факультативных курсов. Значимое место в инновационной деятельности в области содержания занимает формирование образовательных программ повышенного уровня, реализуемых с использованием различных моделей и технологий и обеспечивающих усиление фундаментальной и гуманитарной подготовки, изменение соотношения теоретической и практической подготовки в сторону увеличения доли теоретической подготовки, повышение ориентации на овладение информационными технологиями, освоение новых знаний и умений, востребованных на рынке труда.

Широкий спектр инноваций в данной области обусловливает необходимость организации целенаправленной экспериментальной деятельности по основным принципиальным вопросам совершенствования содержания образования.

Результаты анализа и обобщения инноваций в содержании по различным специальностям (направлениям подготовки) стали составной частью информационной базы для формирования ФГОС нового поколения.

Расширяется деятельность учебных заведений по развитию личностно-ориентированной организации образовательного процесса.

На уровне дошкольного образования эксперименты охватывают широкий спектр исследований. Особую актуальность на современном этапе представляют эксперименты, направленные на:

- развитие профессиональной компетентности руководителей дошкольных образовательных учреждений в системе повышения квалификации работников образования, направленное на совершенствование педагогического мастерства руководителей и воспитателей ДОУ;

- развитие вариативных форм предшкольного образования. При этом разрабатываются региональные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и функционирование различных форм предшкольного образования, проводится мониторинг эффективности системы предшкольного образования, создаются инновационные учебные планы и программы;

- формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников. При этом происходит повышение уровня сформированности у детей ряда обобщающих умений и навыков; а также повышение профессиональной компетенции педагогов.

Эксперименты в средних общеобразовательных школах направлены на:

- внедрение технологий обеспечения и развития здоровья детей в ходе учебного процесса. Организаторы экспериментов по здровьесберегающим технологиям ставят перед собой задачи развития здоровья учащихся в условиях школы на основе педагогического, физиолого-валеологического, и психологического взаимодействия;

- совершенствование содержания обучения школьников. В этом случае задачи эксперимента – это освоение новых учебных программ, учебников, пособий, соответствующих современным достижениям педагогической науки, методики, дидактики.

- апробацию учебно-методического комплекта «Безопасность на дорогах» для дошкольников и младших школьников;

- гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Цели работы – создание единого научно-педагогического пространства, обеспечивающего эффективный поиск и становление тенденций общества к гражданско-патриотической и духовно-нравственной воспитанности личности. Основная задача организаторов эксперимента – сохранение и развитие национального духовного здоровья и культурного богатства России через содействие государственной политике в области образования и воспитания подрастающего поколения. В ряде регионов тематика деятельности экспериментальных площадок формулируется как «Изучение истории родного края»;

- правовое образование в школе. Цель эксперимента – актуализация вопросов формирования правовой культуры у школьников и создание современной системы правового обучения, в рамках которой возможно решение целого комплекса общественных проблем.

Эксперименты в системе начального и среднего профессионального образования (далее - НПО и СПО). Образовательные учреждения НПО и СПО занимаются:

- разработкой современной системы управления качеством профессионального образования, создавая действующую модель управления способную формулировать четкие цели перед всеми работниками училища и его подразделениями и управлять качеством профессиональной подготовки;

– формированием профессиональных компетенций выпускников учреждений начального профессионального образования (очень распространенное направление экспериментов). Участники эксперимента разрабатывают модель процесса обучения, обеспечивающую эффективность формирования профессиональных компетенций учащихся;

- созданием многоуровневого ресурсного центра на своей базе (актуальное направление эксперимента для многих ОУ НПО). При этом обеспечивается повышение эффективности образовательной деятельности; реализация основных и дополнительных профессиональных образовательных программ профессионального образования; создание условий для развития дополнительного профессионального образования; обновление материальной базы образовательного учреждения;

- созданием системы менеджмента качества (является актуальным направлением экспериментальной деятельности в ОУ СПО). Ряд колледжей проводят адаптацию типовой модели системы менеджмента качества в учреждениях среднего профессионального образования, организуют методическую и консультационную поддержку создания систем качества; информационно-методическое сопровождение апробации и внедрения типовой модели СМК в учреждениях СПО. Другие колледжи создают системы менеджмента качества подготовки специалистов, отвечающие требованиям ИСО 9001:2000 и получают международный сертификат;

- исследованиями по развитию индикативной оценки эффективности и качества деятельности учреждения среднего профессионального образования. При этом проводят проектирование организационных структур локального (внутреннего) мониторинга и оценки качества СПО на каждом этапе процесса обучения;

- формированием различных инновационных моделей непрерывного профессионального образования. Многие ОУ СПО формируют на своей базе Ресурсные центры в качестве инновационной модели непрерывного профессионального образования в регионе. При этом эксперименте можно выявить критерии эффективности взаимодействия учреждений различного типа в рамках функционирования Ресурсного центра, а также организовать

регулярную мониторинговую деятельность, которая позволит повысить творческий потенциал субъектов образовательного пространства региона – школ, ОУ НПО, ОУ СПО, вузов;

- расширением пространства социального партнерства как одним из условий подготовки конкурентоспособного специалиста (распространенная тематика эксперимента в ОУ СПО). В ходе эксперимента происходит развитие взаимодействия с социальными партерами в области кадрового обеспечения путем привлечения к преподаванию специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующей сфере, совершенствование форм профориентационной работы в техникумах и колледжах. В рамках данного направления ОУ СПО осуществляют построение интегрированной среды «образование – наука – производство» и механизмов сотрудничества колледжа с потенциальными потребителями выпускников, разработку принципов и механизмов взаимодействия с предприятиями и предпринимательскими структурами всех уровней в образовательной, научно-исследовательской, профессиональной области;

- решением проблем формирования компетентного выпускника, конкурентоспособного на современном рынке труда. При этом используется инновационный подход к формированию модели выпускника ОУ СПО. Основной целью этого направления исследовательской деятельности коллективов является разработка и экспериментальное апробирование структуры, содержания и образовательных технологий, обеспечивающих высокое качество подготовки выпускников системы СПО, особенно для высокотехнологичных предприятий, например машиностроительного профиля, с учетом требований регионального рынка труда.

В системе дополнительного образования также проводится интересная экспериментальная работа. Одним из направлений является развитие эстетической компетенции, творческой потребности в самоактуализации личности воспитанника системы дополнительного образования. Ряд учреждений дополнительного образования экспериментируют с инновационными формами досуговой деятельности учащихся, обеспечивающих качество дополнительных образовательных услуг, соответствующих актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Особую актуальность приобретают эксперименты, направленные на проектирование и проверку на практике модели региональной системы дополнительного образования в режиме очно-заочного и дистанционного обучения, способной выступать средой и педагогическим механизмом эффективного решения задач по предоставлению услуг дополнительного образования сельским детям и подросткам.

В высших учебных заведениях большое внимание уделяется развитию системы непрерывного образования. На основе вузов создаются региональные интегрирующие центры непрерывного образования, ориентированного на становление индивидуальности каждого школьника, студента, специалиста. Особое значение в вузах придается организационно-управленческому и научно-методическому сопровождению профильного обучения учащихся в системе непрерывного многоуровневого образования. В ходе названных экспериментов происходит практическая апробация форм и методов организации профильного обучения учащихся в системе непрерывного многоуровневого образования, обеспечивающего раннюю профилизацию обучения молодежи и, как следствие, повышение качества подготовки специалистов.

Многие вузы проводят эксперимент по содействию занятости и трудоустройству выпускников в условиях социально-экономического развития региона. Большое внимание в экспериментальной деятельности уделяется развитию воспитательной системы вуза. При этом вузы разрабатывают концептуальные подходы к построению структурно-функциональной модели вузовской воспитательной системы и формируют критерии и показатели ее эффективности.

Ряд вузов проводят эксперимент по созданию в общеобразовательных учреждениях региона педагогических условий для формирования социальной, коммуникативной, предметных компетентностей учащихся. При этом разрабатываются алгоритмы формирования компетентностей учащихся средствами учебных дисциплин, дополнительного образования, проектной деятельности, ученического самоуправления. Участники данного эксперимента создают диагностический инструментарий по оценке формирования компетентностей учащихся.

 

2. Сущность и структура педагогических инноваций

Педагогическая инноватика представляет собой совокупность научных знаний о создании новшеств в сфере образования и воспитания, а также специального обучения с их всесторонней оценкой и порядком реализации в практической деятельности.

В системе педагогических инноваций следует различать понятия «новшество» и «нововведение»:

1. Новшество – это идея, метод, средство, технология, которая вносит определенное дополнение или преобразование в существующую систему образования.

2. Нововведение – это процесс внедрения и освоения указанного новшества в соответствии с имеющимися возможностями, а также существующем мировоззрении педагогического сообщества.

Педагогические инновации – это целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы, и вызывающие его усовершенствование.

Уровни новшеств в образовании:

1. Усовершенствование – изменение одного или более элементов образовательного процесса; приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности.

2. Рационализация – установление нового правила использования известных педагогических средств для решения традиционных задач.

3. Модернизация – изменение нескольких элементов действующей образовательной системы.

4. Эвристическое решение – отыскание способа решения известных педагогических проблем; создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств для решения актуальных педагогических задач.

5. Педагогическое изобретение – новое средство, технология или новое сочетание педагогических средств для осуществления образования.

6. Педагогическое открытие – постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению её составляющего элемента.

В.А. Сластенин и Л.С. Подымова в жизненном цикле педагогической инновации выделяют следующие этапы:

1. Этап рождения новой идеи или возникновения новой концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).

2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец.

3. Этап нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество, его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества.

4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространении) новшества в новые сферы.

5. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя новизну. Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.

6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.

К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.

Согласно разработанной учёным систематике педагогические нововведения подразделяются наследующие типы и подтипы:

1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.

5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.

8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

9. По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.

10.По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

 

3. Содержание и организация инновационной деятельности в современной образовательной организации

В современных условиях важнейшим условием развития системы образования является инновационная деятельность. Инновационную деятельность в образовании следует рассматривать как систему взаимосвязанных действий, направленных на преобразование сложившейся практики образования, на разрешение существующих в системе образования проблем.

М.М. Поташник выделяет показатели образовательной организации, характеризующие ее как инновационую:

1. Удовлетворение изменяющихся образовательных потребностей населения:

- превышение государственных стандартов образования по направлениям инновационной деятельности;

- обеспечение развития ребенка за счет базового компонента и дополнительных образовательных услуг.

2. Непрерывность инновационной деятельности и поисковый характер деятельности педагогов.

3. Периодическое внесение изменений в цели образовательной организации в соответствии с изменяющимися условиями экономической и культурной жизни региона.

4. Высокий уровень развития образовательной организации как системы:

- коллектив, отличающийся ответственностью, профессиональной подготовленностью, тесным сотрудничеством и высокой эффективностью труда;

- готовность педагогов к инновационной (внедренческой) деятельности;

- оптимальная структура управления, основанная на системно-синергетическом подходе и программно-целевом принципе управления, четкое распределение функций;

- взаимосвязь целей, содержания образования, методов и форм организации образовательного процесса;

- условия, способствующие саморегуляции и развитию творческого потенциала каждого педагога;

- удовлетворяющая современным требованиям материально-техническая база;

- осуществление систематического обучения педагогических кадров посредством системы методической и научно-методической работы в соответствии с их потребностями, интересами, проблемами;

- благоприятный психологический микроклимат.

Инновации в обучении – это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата.

По мнению А.В. Хуторского инновационная деятельность в школе должна рассматриваться со следующих позиций:

- нововведения на уровне дидактических идей и концепций;

- нововведения в учебном процессе;

- нововведения в учебном курсе;

- нововведения в традиционной школе;

- нововведения в инновационной школе;

- инновационная деятельность педагога.

Внутри инновационного процесса в образовательной организации происходит множество других видов деятельности:

Учебная деятельность учащихся. Продуктом этой деятельности являются образовательные результаты –новые по отношению к тем, которые были или могли быть без нововведения.

Педагогическая деятельность учителя-инноватора в отношении учебной деятельности. Продукт его деятельности – образовательный процесс, в который вводится новшество.

Педагогическая деятельность педагога (ученого), изучающего педагогическую и учебную деятельность. Продуктом этой деятельности является педагогическая инновация.

Методологическая деятельность по отношению к педагогической деятельности учителя и педагогической деятельности педагога. Продуктом этой деятельности является методология педагогической инноватики.

Каждая деятельность после учебной является по отношению к предыдущей деятельности более высокого порядка.

 

Вывод по лекции

В связи с рассмотрением понятий инновационной и экспериментальной деятельности обнаруживаются некоторая неточность и двусмысленность. С одной стороны, строго говоря, эксперимент – это один из методов научной работы, научного исследования, который лежит в основе как инновационной, так и собственно экспериментальной деятельности. С другой стороны, в последнее время среди большинства работников образования термины «эксперимент», «экспериментальный» считаются синонимами любой инновационной деятельности в образовательных учреждениях – по созданию новых типов учебных заведений, по апробации и внедрению нового содержания, форм, методов обучения и т.д., нередко без какой либо опоры на научную основу.

Тем не менее, экспериментальные и инновационные площадки служат источником и катализатором новых идей и нетрадиционных решений, связанных с обучением, воспитанием и развитием личности на всех уровнях системы образования (дошкольного, начального, общего, профессионального и т.д.).

 

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте дефиниции инновационной и экспериментальной деятельности. Выразите соотношение этих двух понятий одним из символов: = , - , ® , , « и др. Аргументируйте свой ответ.

2. Заполните таблицу, используя рекомендуемую литературу и педагогические справочники. Сделайте вывод об общем и отличительном в характеристиках экспериментальной и инновационной деятельности как ключевых понятий:

Признаки Экспериментальная деятельность Инновационная деятельность Примечания
Цель      
Объект      
Субъекты      
Методы      
Средства      
Нормативно-правовая основа      
Критерии эффективности (успешности)      

3. Есть ли разница между понятиями «инновационная площадка» и «экспериментальная площадка»? Аргументируйте свой ответ.

4. Назовите общие и специфические направления исследовательской деятельности образовательных учреждений на разных уровнях системы российского образования.

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме

Основная:

1. Хуторской А. В. Доктрина образования человека в Российской Федерации (проект) //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2015. – №. 1.

Дополнительная:

1. Бережная Т.Н., Таранова Т.Н. Инновационная методическая культура учителя начальных классов: Монография / Т.Н. Бережная, Т.Н. Таранова. – Ставрополь, 2010.

2. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Деловые советы. – Изд. 2-е, доп. – М., 1998. – 134 с. ISBN 5-85449-063-3

3. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / А.В. Хуторской. – М., 2008.

Интернет-ресурсы:

1. Атлас краевых инновационных площадок / Под общ. ред. Панасенковой М. М. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2016. – 283 с. – Режим доступа: http://staviropk.ru/index.php/deyatelnost/nauchno-metodicheskaya-rabota.html

2. Горкунова И.М. Инновации в образовании. Современные педагогические технологии [Электронный ресурс]. URL : http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/library/2012/10/31/podborka-materiala-po-teme-innovatsii-v.

3. Григорьева С. Г. Основные механизмы функционирования инновационной культуры педагога начальной школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – Режим доступа: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru

4. Научная, экспериментальная и инновационная деятельность учителя / НМЦ-ИНФО ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ. - №7-8 (24-25). – 2009. – Режим доступа: www.krasnogvard-nmc.spb.ru

5. Организация исследовательской опытно-экспериментальной работы. – Режим доступа: http://chimitaf.ucoz.ru/organizcija_issledovat.raboty.pdf

6. Перечень экспериментальных площадок ФГАУ «ФИРО» на 31.03.2017 года. – Режим доступа: www.firo.ru

7. Проблемы педагогической инноватики [Электронный ресурс]. URL : http://www.akvobr.ru/problemy_pedagogicheskoi_innovatiki.html.

8. Седова Н.В. Подготовка учителя к опытно-экспериментальной работе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2012. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru

9. Хуторской А.В. Современные педагогические инновации на уроке [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0705-4.htm

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 635.