Понятие мотива и мотивации в психологии личности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мотив – это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?».

Мотивация трактуется в двояком смысле:

• как обозначение системы факторов, детерминирующих поведение.

Сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое;

• как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность; это относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной.

Мотивация связана с побудительной стороной деятельности и поведения личности. Кроме побудительной, выделяют регуляционную сторону, которую обеспечивают познавательные психические процессы, темперамент, характер, эмоции, воля.

Мотивация может быть внутренней (связана с личностными диспозициями, к которым относятся потребности, цели, намерения, желания) и внешней (обусловлена стимулами, исходящими из сложившейся ситуации). Внешняя и внутренняя мотивации взаимосвязаны и определяют поведение человека.

А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше – мотивы самосохранения; далее – уверенность, престижность, любовь. На вершине иерархии – познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации личности.

Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу)

– физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.);

– потребность в безопасности (стабильность, порядок);

– потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);

– потребность в уважении (самоуважение, признание);

– потребность в самоактуализации (развитие способностей).

Существует огромное количество концепций мотивации. Условно их можно свести к трем основным направлениям.

Теория биологических побуждений. Нарушение в балансе организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает индивидуума к его удовлетворению.

Теория оптимальной активации. Организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно.

Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления.

 

Вывод по лекции

Изучение истории психологии, конечно, не может сводиться к простому перечислению проблем, идей и представлений различных психологических школ. Для того чтобы разобраться в них, нужно уяснить их внутреннюю связь, единую логику становления психологии как науки. Психология как учение о душе человека всегда обусловлена антропологией, учением о человеке в его целостности. Исследования, гипотезы, выводы психологии, какими бы отвлеченными и частными они ни казались, подразумевают определенное понимание сущности человека, ориентируются на тот или иной его образ. В свою очередь, учение о человеке вписывается в общую картину мира, формируемую на основе синтеза знаний, мировоззренческих установок исторической эпохи. Поэтому история становления и развития психологических знаний видится как вполне логичный процесс, связанный с изменением понимания сущности человека и с формированием на этой основе новых подходов к объяснению его психики.

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит отличие психологического знания от психологического познания?

2. Какие формы существования психологического знания представлены в современном общественном и индивидуальном сознании?

3. Укажите основные подходы в определении предмета истории науки

4. Перечислите особенности предметной области истории психологии

5. Опишите основные методологические принципы истории психологии

6. Охарактеризуйте самостоятельные методы истории психологии

 

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме

Основная:

1. Клюева Н. и др. (ред.). Педагогическая психология: учебник для вузов. – Litres, 2017.

Дополнительная:

1. Столяренко Л.Д. Краткий курс в историю психологии // Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - С.47-58.

2. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб.: Евразия, 1998. - 526 с.

3. Якунин В.А. История психологии. - СПб.: Изд-во Михайлова, 2001. - 480 с.

4. Ярошевский М.Г. Исторический путь развития психологии // Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1997. - С.5-69.

5. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996. - 416 с.

6. Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Мысль, 1985. - 575 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/istoriya-razvitie-psihologii.html История становления и развития психологии

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 199.