Основы безопасности жизнедеятельности детского коллектива
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для обсуждения

 

  1. Ответственность вожатого за физическое и психологическое благополучие ребенка.
  2. Алгоритм поведения вожатого в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
  3. Обеспечение безопасности в различных климатических условиях, на водоемах, в лесу, в горах, при транспортировке.
  4. Ответственность вожатого за соблюдение правил пожарной безопасности.
  5. Обеспечение безопасности при проведении спортивных мероприятий.
  6. Понятия «терроризм», «экстремизм», «преступление против личности». Действия при угрозе взрыва и захвате заложников.
  7. Первая доврачебная помощь.
  8. Основы медицинских знаний вожатого.
  9. Техника оказания первой помощи детям при легкой травме, переломах, кровотечениях, солнечных ударах, ожогах, рвоте, сердечно-легочной реанимации, закупорке дыхательных путей, утоплении, электротравме, укусах змей, насекомых, отравлении.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Познакомиться с содержанием аптечки первой медицинской помощи.
  2. Освоить техники оказания первой помощи детям.

 

Список литературы

1. Алиева, Л.В. Воспитательная система летнего детского образовательно-оздоровительного лагеря: пособие для руководителя, педагога, вожатого / Л.В. Алиева. - М: ГОУДОД ФЦТТУ, 2009. - 42 с.

2. Антинаркотические акции «Летний лагерь - территория здоровья»: сборник методических рекомендаций для педагогических работников детских оздоровительных лагерей и пришкольных летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательных организаций Новосибирской области / Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО,2014.-128с.

3. Афанасьев, СП. Что делать с детьми в загородном лагере / СП. Афанасьев, СВ. Коморин, А.И. Тимонин. - М: МЦ «Вариант», 2002. - 224 с.

4. Афанасьев, СП. Чем занять детей в пришкольном лагере, или 100 отрядных дел: методическое пособие / СП. Афанасьев, СВ. Коморин. - М.: Эврика-М, 1998. - 111 с.

5. Барышникова, Г.Б. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере: настольная книга вожатого / Г.Б. Барышникова. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 191 с.

6. Бурдихина, Н.В., Матусяк, И.М. 50 игр с залом / Н.В. Бурдихина, И.М. Матусяк -Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.

7. Бузырева, Л.М. Копилка вожатских премудростей. Методическое пособие /
Л.М. Бузырева, Н.А. Губарева, П.Ю. Комаров и др. - М: ЦГЛ, 2003.- 128 с.

8. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Основы вожатского мастерства / М.Е. Вайндорф-Сысоева - М., ЦГЛ, 2005. - с. 160.

9. Волгунов, В.А. Воспитательная среда детского оздоровительного лагеря: модель, принципы и условия формирования / В.А. Волгунов, М.И. Зайкин. - Нижний Новгород: Растр-НН, 2005.-236 с.

10. Газман, О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С Газман. - М.: Издательство «Мирос», 2002. - 296 с.

11. Газман, О.С. Педагогика в пионерском лагере / О.С. Газман, В.Ф Матвеев. - М., 1982.-96 с.

12. Жизнь за пределами Интернета или «Большое Приключение» в детском лагере Дмитрия и Матвея Шпаро / Сост. М. Шпаро, Е. Колесникова. — М.: Анкил, 2013. - 168 с.

13. Когда за окном дождь...: картотека игр и фокусов для детского сада и оздоровительного лагеря / Авт.-сост. Петрова С.Н. - М.: ЦДО «Восхождение», 2010. - 79 с.

14. Начинская, СВ. Физическая культура и спорт: непрерывное образование / СВ. Начинская, Н.В. Масягина. - М.: Национальный книжный центр, 2012. - 92 с.

15. Организация физкультурно-спортивной работы в детском оздоровительном лагере: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы ов факультета физической культуры по организации практической деятельности в период прохождения педагогической практики в детском оздоровительном лагере - Тула: Тульский полиграфист, 2015. - 83 с.

16. Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста / Под ред. Г.У. Солдатовой. - М.: Федеральный институт развития образования, 2012. - 48 с.

17. Фридман, М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха / М.Г. Фридман. - М.: Просвещение, 1991. - 208 с.

18. Якуб, С.К. Вспомним забытые игры: старинные русские игры, или достоверный рассказ о том, как и во что играли наши прабабушки, прадедушки и во что будет играть всем нынешним ребятам / С.К. Якуб. - М.: Дет. лит., 1990. - 159 с.


Задания для зачета

(работа в группах по 4-5 человек)

Кейс 1.

5. Проанализировать устав «Российского движения школьников» и определить цели, предмет, принципы деятельности, структуру первичной организации Российского движения школьников

6. Описать функции вожатого на основе проекта профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».

7. Составить таблицу с характеристикой нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность вожатого

8. Составить «Азбуку форм» работы вожатого

9. Подготовить 2 методических разработки ключевых дел детско-юношеской организации (прием в организацию, тематический день и т.п.).

 

Кейс 2.

1. Подготовить графическое изображение модели структуры органов детского самоуправления в детской организации (формат А4)

2. Разработать план проведения общего собрания первичной организации по выборам органов детского самоуправления

3. Подобрать методы выявления лидеров

4. Разработать программу «Школа лидера».

Кейс 3.

1. Разработать проект программы деятельности детской общественной организации первичной организации

2. Разработать варианты ритуалов, атрибутов организации

3. Составить «копилку игр» для разных ситуаций взаимодействия детей в детской организации

4. Разработать и провести игровую программу для школьников

Кейс 4.

1. Составить список потенциальных партнеров детской общественной организации

2. Определить формы сотрудничества, в которых заинтересованы обе стороны

3. Составить карту социального партнерства и определить проекты, в рамках которых будет осуществляться партнерство и сетевое взаимодействие.

 

Кейс 5.

1. Познакомиться с сайтом РДШ

2. Найдите участников (группы) РДШ в социальных сетях.

3. Спланируйте информационные кампании по сопровождению мероприятий детской организации (на примере доступных СМИ)

4. Разработать план информационной кампании по сопровождению Дня единых действий

Кейс 6.

1. Описать алгоритм деятельности вожатого по формированию детского коллектива общественной оранизации

2. Провести методики в группе студентов (или детей): социометрия, «Мой отряд», Методика эмоционально – символических аналогий (А.Н. Лутошкин).

3. На основе результатов диагностики разработать программу работы с коллективом.

4. Подготовить технологическую карту и организовать коллективное творческое дело с группой студентов (или школьников) по одному из направлений содержания деятельности «Российского движения школьников».

Список литературы

1. Басов Н.Ф., Кирпичник А.Г., Кудинов В.А., Попова О.В. Детское движение в России: рефлексия научных исследований. Библиография. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. – 83 с. 2.

2. Кирпичник А.Г. Сущностные основы детского общественного движения // Основы социокинетики детства / сост., ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. – М., 2009. – С. 13–68.

3.  Кирпичник А.Г., Басов Н.Ф., Трухачева Т.В. Традиции и новации в детском движении на постпионерском пространстве // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2007. – Т. 13. – № 2. – С. 218–221.

4. Кудинов В.А. Историография и периодизация скаутского движения. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная ра- бота. Ювенология. Социокинетика. – Кострома, 2011. – Т. 17. – № 3. – С. 212–218.

5. Кудинов В.А., Историческая обусловленность подростковых и юношеских организаций Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2016, Том 22 Социокинетика №3.- С.238

6.  Кудинов В.А., Попова О.В. Объединение российских скаутов за рубежом и их влияние на возрождение скаутинга в России // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2008. – Т. 14. – № 2. – С. 248–254.

7.  Кудинов В.А., Попова О.В. Теоретико-методологические основы изучения скаутинга как воспитательной системы личности подростка // Вест- ник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2008. – Т. 4. – № 6. – С. 230–234.

8.   Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. – Архангельск: Поморский государственный университет. – 2005. – 598 с.

9. Детские общественные объединения Российской Федерации: Справочник. – М.: Логос, 2004. – 208 с.

10. Детское движение. Словарь-справочник / Сост., ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. – М., 2005. – 544 с.

11. Основы социокинетики детства: Пособие для тех, кто обучает взрослых организаторов детских общественных объединений и для тех, кто обеспечивает государственную поддержку развития детского общественного движения / сост., ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. – М., 2009. – 528 с.

12. Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2015/10/31/deti-dok.htm

13. Устав общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». 2016». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://рдш.рф/docs?page=2

14. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

15. Швецова Л.И. Взрослые вопросы детского движения. – М., 2009. – 208 с.

16. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.

17. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с.

18. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 8 -ми т. - Т.1. - М.: Педагогика, 1983. – С. 273-274.

19. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. - М.: Педагогика, 1988. – 144 с.

20. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. – 158 с.

21. Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания. - М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

22. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М.: Новая школа, 1993. – 112 с.

23. Программа деятельности детского объединения "Юность"// Режим доступа: https://infourok.ru/programma-deyatelnosti-detskogo-obedineniya-yunost-950948.html

24. Сергина, Е.А. Игровые технологии в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования / Е.А. Сергина, А.М. Федоров. // Школа будущего. Научно-методический журнал – 2015.- №4. – С.109-116

25. Технологии работы с молодежью (опыт работы кафедры социальных технологий и организации работы с молодежью МГГУ им. М.А. Шолохова). Коллективная монография под ред. С.Ю. Поповой (Смолик). - М.: Москва-Тверь: "СКФ- Офис", 2015. - 326 с.

26. Шмаков, С.А. Каникулы: прикладная «энциклопедия»: учителю, воспитателю, вожатому / С.А. Шмаков. – М., Новая школа,1997. – 160.с. 44

27. Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого (теория, методика, практика). Кипарис-9.Учебно-практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. – М., Пед. общество России, 2005. – с. 84 – 100.

28. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики / В.В. Похлебкин. – М.: Центрполиграф, 2006 г.

29. Смирнов С.Н. С.Н. Символика как средство воспитания патриотических чувств (на опыте воспитания в кадетских корпусах): монография/ под ред. Б.В.Куприянова. - Кострома: Авантитул, 2008.

30. Плешаков В.А. Методические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности Российского движения школьников. - М., 2016

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

www.chsu.ru/biblioteka/e-library Электронные ресурсы библиотеки ЧГУ

http://edu.chsu.ru/portal Образовательный портал ЧГУ

http://www.inion.ru Институт научной информации по общественным наукам РАН

http://www.rsl.ru Российская государственная библиотека

http://www.nlr.ru Российская национальная библиотека

htpp: www.gnpbu.ru Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского

http://elibrary.ru научная электронная библиотека

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 803.