ОСНОВЫ ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для очной формы обучения
Направление подготовки:
44.03.01 педагогическое образование
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Направление подготовки: 44.03.05 педагогическое образование (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОЗНИНИЕ |
Составители:
Е.В. Яковлева,
зав. каф. НООиСП, д.п.н., профессор,
Н.В. Гольцова,
к.п.н., доцент каф. НООиСП,
А.В. Шишова,
к.п.н., доцент каф. НООиСП
М.М. Косаренкова,
к.п.н., доцент каф. НООиСП,
В.А.Ильичева,
к.п.н., доцент каф. НООиСП,
И.В. Ильинская,
к.п.н., доцент каф. НООиСП
Череповец
2017
ВВЕДЕНИЕ
Реализация Указа Президента Российской Федерации « О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» , необходимость обеспечения ее жизнеспособности, устойчивости и дальнейшего развития в образовательных организациях определяют важную задачу – специальную подготовку педагогов, способных создать условия для воспитания и социализации обучающихся, их духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, расширения у них социокультурного опыта, включения в социальные практики на основе реализации вариативных программ воспитания, поддержки социальных инициатив, организации досуга, обеспечения социального партнерства субъектов воспитания и удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в личностном развитии.
Ключевой фигурой в организации детско-юношеского общественного движения становится старший вожатый - педагог, обладающий готовностью организовать целенаправленную, социально значимую жизнедеятельность детей – членов детско-юношеской организации.
Кроме овладения общими для всех педагогов компетенциями, формируемыми у студентов в процессе обучения при изучении дисциплин «Общая педагогика», «Общая психология», «Психология», «Введение в профессию», «Психология обучения и воспитания», «Педагогика», «Программа личностного и профессионального развития» и др., а также прохождения учебной и производственной практики, вожатому необходимо освоить специфические компетенции, связанные со знанием особенностей деятельности Российского движения школьников, приобрести практические умения работы со школьниками в детско-юношеской организации. Эти задачи решает дисциплина «Основы вожатской деятельности».
Дисциплина «Основы вожатской деятельности» относится в учебном плане к факультативам, изучается во 2 семестре на 1 курсе по очной форме обучения, трудоемкость составляет 4 зачетных единиц (144 часа) теоретического обучения.
Цель освоения дисциплины - подготовить обучающихся к работе в качестве старших вожатых в детско-юношеской организации, сформировать компетенции, необходимые для решения задач, стоящих перед Российским движением школьников.
Задачи.
1. Сформировать у обучающихся представления об основных понятиях: «детское движение», «детско-юношеская организация», «детское объединение», «деятельность детских общественных объединений и организаций», «содержание общественной деятельности детей», «самоуправление в детско-юношеской организации»; «формы, методы технологии воспитания, используемые в работе вожатого».
2. Сформировать у обучающихся представления о роли и месте детско-юношеской общественной организации в системе социальных институтов воспитания.
3. Обеспечить овладение методами педагогического сопровождения деятельности школьников в детско-юношеской организации, деятельности органов детского самоуправления.
4. Обеспечить освоение способов взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления.
5. Создать условия для формирования опыта участия в деятельности детско-юношеской организации в качестве старшего вожатого.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) | Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы – компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: · Специфику и роль детского движения на современном этапе. · Цели, задачи, принципы, направления деятельности «Российского движения школьников». · Роль и функции старшего вожатого. · Педагогические основы формирования детского коллектива и детского самоуправления. · Содержание, формы, методы и технологии (игровой деятельности; проектной деятельности; коллективной творческой и социально-значимой деятельности и др.) воспитания в современных условиях. · Возможности использования современных информационных и коммуникационных технологий в деятельности детско-юношеской организации. Уметь: · Ставить цели, проектировать, планировать, осуществлять педагогическую деятельность, с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся. · Формировать детский коллектив, · Организовывать коллективную творческую, социально значимую деятельность детей и взрослых, детское самоуправление; проводить массовые мероприятия. · Эффективно взаимодействовать с детьми и взрослыми, конструктивно строить общение. · Выстраивать систему социального партнерства деятельности детской организации. · Формировать организационную культуру детской организации. · Информировать детей и взрослых о деятельности организации, взаимодействовать со СМИ. Владеть · навыками организаторской деятельности: участие в социальных практиках в разных позициях (участник, исполнитель, организатор). · основами профессиональной этики и речевой культуры · навыками обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся | · способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2); · способен использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7). · способен осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2); · владеет основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5); · готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6). · способен решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3); · способен организовать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-7). |
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
№ и наименование раздела (модуля) дисциплины | Краткое содержание |
1. История вожатского дела | Истоки, история и опыт вожатской деятельности в России. Социально-психологический портрет современного школьника и проблемы современного детского движения. Педагогические отряды: вчера, сегодня, завтра. История возникновения и развития загородных детских лагерей в России и за рубежом. Русский скаутизм. Пионерское движение. Пионерский лагерь как дача, коммуна, санаторий, военное поселение. История коммунарского движения. Понятие о коммунарской методике. Идеи И.П. Иванова об отношениях доверия, уважения, творческого сотрудничества и товарищества между воспитателями и воспитанниками. Проблема формирования коллективистической направленности личности (по И.П. Иванову). Коллективное творческое дело как психолого-педагогический инструмент коммунарской методики. Воспитательные возможности, виды, формы коллективного творческого дела. Актуализация позитивного опыта коммунарской методики в современных условиях. Опыт деятельности Всероссийских и Международных детских центров. История создания и актуализация опыта деятельности Всероссийских детских центров «Орленок», «Океан», «Смена», международного детского центра «Артек». Современная специфика деятельности Всероссийских детских центров «Орлёнок», «Океан», «Смена», Международного детского центра «Артек». Орлятские традиции, методика инициации. Профильные смены в лагере. Современные тенденции развития вожатской деятельности. "Российское движение школьников". Направления и содержание деятельности Российского движения школьников. Позитивный опыт первых лет работы. |
2. Нормативно-правовые основы вожатской деятельности | Обзор действующего законодательства в сфере образования и организации отдыха и оздоровления детей. Конвенция ООН о правах ребенка и другие правовые акты, обеспечивающие физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие ребенка. Сфера профессиональной деятельности вожатого. Особенности трудового законодательства применительно к работе вожатого. Квалификационные требования, предъявляемые к вожатому. Права и обязанности вожатого. Трудоустройство. Заключение договоров. Система оплаты труда вожатых. Охрана труда вожатого. Защита персональных данных. Система должностного подчинения в школе, организации дополнительного образования и детском оздоровительном лагере. Документация деятельности вожатого. Правовые аспекты деятельности вожатого, сопровождающего работу первичного отделения Российского движения школьников. Детские общественные объединения на базе школ и учреждений дополнительного образования. Документы, регламентирующие деятельность детских общественных объединений. Детские общественные объединения и ученическое самоуправление: различие и возможности взаимодействия. Организация взаимодействия детского общественного объединения с различными структурами внутри образовательной организации и во внешней среде (НКО, СМИ, органы государственно-общественного управления, учреждения культуры и пр.). Правовые аспекты организации детского отдыха. Типы детских лагерей. Правовое обеспечение жизнедеятельности и развития ребенка в детском оздоровительном лагере. Санитарные и иные нормы пребывания детей в различных типах лагерей. Безопасная транспортировка детей. Правовые основы информационной деятельности. Законодательство, регулирующее деятельность СМИ. Защита персональных данных. Основы информационной безопасности. |
3. Психолого-педагогические основы вожатской деятельности. Сопровождение деятельности детского общественного объединения. Организация жизнедеятельности временного детского коллектива. | 3. Педагогическое мастерство вожатого. Психологические особенности современных школьников в разные возрастные периоды. Целеполагание в работе вожатого. Саморегуляция эмоционального поведения. Техника поведения вожатого, словесные и бессловесные действия вожатого. Личностная адаптация обучающихся к вожатской деятельности. Рефлексия как основа социально-педагогической компетентности вожатого. Профилактика эмоционального выгорания. Взаимодействие вожатого с социально-психологическими службами образовательной организации и детского оздоровительного лагеря. Конфликты в детском коллективе. Специфика межличностных и межгрупповых конфликтов в детском сообществе на разных возрастных этапах. Технологии управления конфликтами в детском коллективе (прогнозирование, профилактика, предупреждение и конструктивное разрешение). Влияние индивидуально-психологических особенностей личности ребенка на поведение в конфликте. Работа вожатого с одаренными детьми. Понятия «способности» и «одаренность». Типы одаренности. Социальная одаренность. Работа вожатого с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Понятие трудной жизненной ситуации. Характеристика различных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Экспресс-диагностика, методика и технология работы вожатого с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации в условиях детского объединения и временного детского коллектива. Работа вожатого с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект особого внимания вожатого. Инклюзивное общение. 3.1. Сопровождение деятельности детского общественного объединения. Механизмы формирования и развития детского общественного объединения. Организационная деятельность вожатого на разных этапах развития детского коллектива. Актив детского общественного объединения. Понятие, виды и стили лидерства. Формирование системы преемственности в детском объединении. Принципы самоуправления в детском общественном объединении. Психолого-педагогическое сопровождение целеполагания, планирования, реализации и анализа деятельности детского общественного объединения. Ценностные основания детской общественной организации их трансляция и формальное выражение. Способы мотивации детей к социально значимой деятельности, влияние включенности в нее на обучение, методы повышения мотивации к обучению через социально значимую деятельность. 3.2. Методика формирования временного детского коллектива и управление им. Понятие временного детского коллектива, его признаки, структура, проблемы и особенности социализации. Психолого-педагогические принципы формирования, условия и динамика развития временного детского коллектива в оздоровительных лагерях. Психологические особенности вхождения ребенка в группу. Внутриотрядная рефлексия. Нравственные основания взаимодействия в детском коллективе. Лидерство в детском коллективе. Стили управления временным детским коллективом. Сопровождение выхода из временного детского коллектива. Психолого-педагогическая логика развития лагерной смены. Тендерный аспект общения. Особенности межэтнического общения во временном детском коллективе. Характеристика основных периодов смены. Проблема адаптации личности к вожатской деятельности. Основные цель, задачи и содержание деятельности вожатого в каждом периоде смены. Инструментарий вожатого в работе с отрядом в каждом периоде смены. План-сетка как стратегия и тактика работы с отрядом. Основные принципы построения план-сетки. Методика планирования жизнедеятельности временного детского коллектива. Детское самоуправление в лагере. |
4. Технологии работы вожатого в образовательной организации и детском лагере | Методика и технология подготовки и проведения коллективного творческого дела. Виды коллективного творческого дела по направленности деятельности. Специфика познавательного, экологического, трудового, художественного и спортивного и другого дела. Организация коллективного творческого дела. Воспитательно-образовательное содержание коллективного творческого дела, этапы, технологии. Особенности навыков общения в процессе коллективного творческого дела. Соотношение позиций «взрослый-ребенок». Организация и проведение массовых мероприятий. Классификация массовых мероприятий. Этапы и алгоритм подготовки и проведения различных массовых мероприятий. Особенности подготовки и проведения праздников в школе и детском лагере. Фестиваль: виды, цель и задачи. Методика подготовки и проведения выставок, ярмарок, образовательных сессий, конференций, концертов, акций, слётов, форумов, конкурсов различной направленности и др. Детский коллектив как организатор массовых мероприятий. Организация дискуссионных мероприятий. Специфика и особенности организации дискуссионных мероприятий. Формы и методы дискуссионных мероприятий. Методика проведения с учетом возрастных особенностей детей. Организация и проведение линеек. Линейка как одна из организационных форм работы. Виды линеек: линейка-открытие, линейка-закрытие лагерной смены, утренние, вечерние линейки, театрализованные линейки и линейки, посвященные памятным датам. Методика проведения линеек. Игротехника. Игра - помощник в работе вожатого. Психолого-педагогический феномен игрового взаимодействия. Логика игрового взаимодействия. Принципы успешного игрового взаимодействия: ситуативность, вариативность, личностная адаптивность, педагогическая целесообразность. Классификация игр: подвижные игры, фольклорные игры, сюжетно-ролевые, познавательные, игры-знакомства, игры-тесты, игры в автобусе. Особенности игрового взаимодействия в работе с залом. Игра как регулятор психофизического и эмоционального состояния коллектива. Игры на развитие социально-ролевого потенциала участников группы. Алгоритм создания игры. Деловые и ролевые игры, маршрутные и станционные игры. Квест как современная интерактивная технология. Правила конструирования квеста, принципы участия. Проектная деятельность. Основы проектирования. Технология работы над проектом. Жизненный цикл проекта. Формирование команды проекта. Презентация и защита проекта. Оценка эффективности проекта на разных этапах его реализации. Технологии краундфайндинга, фандрайзинга и сторитейлинга. Формирование ценностей здорового образа жизни. Понятие «здоровый образ жизни». Приобщение детей к навыкам здорового образа жизни. Формирование ответственного отношения к своему здоровью. Вожатый как пример здорового образа жизни. Мотивация к здоровому образу жизни у детей через систему мероприятий. Организация спортивных мероприятий. Соотнесение выбора спортивного мероприятия с возрастом, физиологическими и психологическими особенностями групп детей. Виды спортивных мероприятий. Проведение утренней зарядки и физкультминуток в творческой форме. Спортивное ориентирование. Плавание, игры на воде и их безопасность. Профилактика травматизма при проведении спортивных мероприятий. Туризм и краеведение. Основы организации туристской деятельности. Интерактивные формы изучения края. Краеведение и поисковая работа. Организация и сопровождение деятельности школьных музеев. Песенное и танцевальное творчество. Значение песенного и танцевального творчества в развитии детей. Песня как фактор сплочения детского коллектива. Песня как фактор регуляции эмоционального состояния. Основные формы работы с песней: детские праздники песен, вечера авторской песни, музыкальные викторины, музыкальные сказки, мюзиклы. Виды песен, используемые в лагере: распевки, повторялки, кричалки, шуточные, патриотические, песни вожатского коллектива и др. Танцевальные игры. Тематические дискотеки. Патриотическое воспитание. Формирование осознанной гражданской позиции и патриотизма в детском коллективе. Военная и гражданская патриотика. Различные формы организации патриотических мероприятий в образовательной организации и детском лагере. Экологическое воспитание. Современные экологические проблемы и задачи экологического воспитания. Экологические отряды. Профориентация. Основы деятельности вожатого по направлению профориентация. Выездные мероприятия как способ формирования представлений о профессиях. |
5. Информационно-медийное сопровождение вожатской деятельности | Значение информационно-медийного сопровождения деятельности детского общественного объединения и работы детского оздоровительного лагеря. Различные источники информации. Различные подходы к типологии СМИ. Виды СМИ. Печать, медиа, диджитл. Жанровое многообразие журналистских и РК-материалов. Организация работы пресс-центра. Издание газеты, журнала. Подготовка радио и телевизионной передачи. Секреты хороших фотографий. Этика освещения жизни отряда: нравственный аспект. Секреты хороших новостей. Методы сбора и обработки информации. Секреты оформительской работы. Рубрики классного и отрядного уголка. Плакаты, стенгазеты, экран настроения и др. Правила освещения работы с детьми на сайте образовательной организации и детского лагеря и в социальных сетях. Информационная безопасность. Безопасность в социальных сетях. Деятельность вожатого по обеспечению Интернет-безопасности. Игры с использованием информационных технологий. Фотокросс, фотоохота, gг-кодирование в маршрутных играх и квестах в пространстве образовательной организации, микрорайона, района, города, детского оздоровительного лагеря. |
6. Профессиональная этика и культура вожатого | Основы вожатской этики. Вожатый – педагог, педагогическое сотрудничество и общение. Мировоззрение вожатого: ценностно-смысловые аспекты. Мотивация как условие профессионально-личностного развития вожатого. Педагогический такт и культура вожатого. Эмоциональная культура и проблема эмоционального выгорания: профилактика и преодоление эмоциональных, интеллектуальных и волевых перегрузок. Самоорганизация и самодисциплина вожатого. Здоровье как стратегическая ценность в работе вожатого. Профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка. Формирование социального иммунитета к различным негативным явлениям. Этика взаимоотношений с детьми, их родителями и коллегами. Позитивное взаимодействие, индивидуальная и коллективная ответственность, стимулирование тесного общения детей, создание условий для формирования навыков полезного социального поведения при организации совместной деятельности. Коммуникативная культура вожатого. Этика общения со старшими по должности, коллегами-вожатыми. Общение напарников. Общение с родителями Корпоративная культура. Корпоративная культура детского объединения или детского лагеря как система социокультурных связей и отношений. Параметры и характеристики определения корпоративной культуры детского коллектива. Стихийное и целенаправленное формирование корпоративной культуры. Имидж вожатого. Поддержание имиджа в рамках корпоративной культуры образовательной организации или лагеря. |
7. Основы безопасности жизнедеятельности детского коллектива | Ответственность вожатого за физическое и психологическое благополучие ребенка. Алгоритмы поведения вожатого в экстремальных ситуациях. Алгоритм поведения вожатого в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Обеспечение безопасности в различных климатических условиях, на водоемах, в лесу, в горах, при транспортировке. Ответственность вожатого за соблюдение правил пожарной безопасности. Обеспечение безопасности при проведении спортивных мероприятий. Понятия «терроризм», «экстремизм», «преступление против личности». Действия при угрозе взрыва и захвате заложников. Первая доврачебная помощь. Основы медицинских знаний вожатого. Техника оказания первой помощи детям при легкой травме, переломах, кровотечениях, солнечных ударах, ожогах, рвоте, сердечно-легочной реанимации, закупорке дыхательных путей, утоплении, электротравме, укусах змей, насекомых, отравлении. |
Лекции
№ раздела (модуля) | Тема лекции | Количество часов |
1 | Истоки, история и опыт вожатской деятельности в России | 2 |
2 | Правовые аспекты организации детского отдыха | 2 |
3 | Конфликты в детском коллективе | 2 |
3 | Методика формирования временного детского коллектива и управлением им. | 2 |
3 | Характеристика основных периодов смены | 2 |
4 | Технологии работы вожатого в образовательной организации | 4 |
4 | Технологии работы вожатого в детском лагере | 2 |
5 | Информационно-медийное сопровождение вожатской деятельности | 2 |
6 | Основы вожатской этики | 2 |
6 | Этика взаимоотношений вожатого с детьми, их родителями и коллегами | 2 |
7 | Алгоритмы поведения вожатого в экстремальных ситуациях | 2 |
Итого: | 24 |
Практические занятия
№ раздела (модуля) | Тема практического занятия | Количество часов |
1 | Современные тенденции развития вожатской деятельности | 2 |
2 | Нормативно-правовые основы вожатской деятельности | 2 |
3 | Педагогическое мастерство вожатого | 2 |
3 | Работа вожатого с одаренными детьми | 2 |
3 | Работа вожатого с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации | 2 |
3 | Работа вожатого с детьми с ограниченными возможностями здоровья | 2 |
3 | Сопровождение деятельности детского общественного объединения | 4 |
4 | Формирование ценностей здорового образа жизни Организация спортивных мероприятий | 2 |
4 | Формирование навыков безопасного и экологичного поведения на воде | 2 |
4 | Туризм и краеведение. Экологическое воспитание | 2 |
4 | Методика и технология подготовки и проведения коллективного творческого дела | 2 |
4 | Организация и проведение массовых мероприятий и линеек | 2 |
4 | Организация дискуссионных мероприятий | 2 |
4 | Основы деятельности вожатого по направлению профориентация | 2 |
4 | Игротехника | 2 |
4 | Проектная деятельность в детском объединении или детском лагере | 2 |
4 | Песенное и танцевальное творчество в развитии детей | 2 |
4 | Формирование осознанной гражданской позиции и патриотизма в детском коллективе | 2 |
5 | Организация работы пресс-центра | 2 |
5 | Деятельность вожатого по обеспечению информационной безопасности | 2 |
5 | Игры с использованием информационных технологий | 2 |
6 | Корпоративная культура детского объединения или детского лагеря | 2 |
7 | Основы безопасности жизнедеятельности детского коллектива | 2 |
Итого: | 48 |
Методические рекомендации к изучению дисциплины
(практические занятия, самостоятельная работа студентов)
Задания для зачета
(работа в группах по 4-5 человек)
Кейс 1.
5. Проанализировать устав «Российского движения школьников» и определить цели, предмет, принципы деятельности, структуру первичной организации Российского движения школьников
6. Описать функции вожатого на основе проекта профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».
7. Составить таблицу с характеристикой нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность вожатого
8. Составить «Азбуку форм» работы вожатого
9. Подготовить 2 методических разработки ключевых дел детско-юношеской организации (прием в организацию, тематический день и т.п.).
Кейс 2.
1. Подготовить графическое изображение модели структуры органов детского самоуправления в детской организации (формат А4)
2. Разработать план проведения общего собрания первичной организации по выборам органов детского самоуправления
3. Подобрать методы выявления лидеров
4. Разработать программу «Школа лидера».
Кейс 3.
1. Разработать проект программы деятельности детской общественной организации первичной организации
2. Разработать варианты ритуалов, атрибутов организации
3. Составить «копилку игр» для разных ситуаций взаимодействия детей в детской организации
4. Разработать и провести игровую программу для школьников
Кейс 4.
1. Составить список потенциальных партнеров детской общественной организации
2. Определить формы сотрудничества, в которых заинтересованы обе стороны
3. Составить карту социального партнерства и определить проекты, в рамках которых будет осуществляться партнерство и сетевое взаимодействие.
Кейс 5.
1. Познакомиться с сайтом РДШ
2. Найдите участников (группы) РДШ в социальных сетях.
3. Спланируйте информационные кампании по сопровождению мероприятий детской организации (на примере доступных СМИ)
4. Разработать план информационной кампании по сопровождению Дня единых действий
Кейс 6.
1. Описать алгоритм деятельности вожатого по формированию детского коллектива общественной оранизации
2. Провести методики в группе студентов (или детей): социометрия, «Мой отряд», Методика эмоционально – символических аналогий (А.Н. Лутошкин).
3. На основе результатов диагностики разработать программу работы с коллективом.
4. Подготовить технологическую карту и организовать коллективное творческое дело с группой студентов (или школьников) по одному из направлений содержания деятельности «Российского движения школьников».
Список литературы
1. Басов Н.Ф., Кирпичник А.Г., Кудинов В.А., Попова О.В. Детское движение в России: рефлексия научных исследований. Библиография. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. – 83 с. 2.
2. Кирпичник А.Г. Сущностные основы детского общественного движения // Основы социокинетики детства / сост., ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. – М., 2009. – С. 13–68.
3. Кирпичник А.Г., Басов Н.Ф., Трухачева Т.В. Традиции и новации в детском движении на постпионерском пространстве // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2007. – Т. 13. – № 2. – С. 218–221.
4. Кудинов В.А. Историография и периодизация скаутского движения. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная ра- бота. Ювенология. Социокинетика. – Кострома, 2011. – Т. 17. – № 3. – С. 212–218.
5. Кудинов В.А., Историческая обусловленность подростковых и юношеских организаций Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2016, Том 22 Социокинетика №3.- С.238
6. Кудинов В.А., Попова О.В. Объединение российских скаутов за рубежом и их влияние на возрождение скаутинга в России // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2008. – Т. 14. – № 2. – С. 248–254.
7. Кудинов В.А., Попова О.В. Теоретико-методологические основы изучения скаутинга как воспитательной системы личности подростка // Вест- ник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2008. – Т. 4. – № 6. – С. 230–234.
8. Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. – Архангельск: Поморский государственный университет. – 2005. – 598 с.
9. Детские общественные объединения Российской Федерации: Справочник. – М.: Логос, 2004. – 208 с.
10. Детское движение. Словарь-справочник / Сост., ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. – М., 2005. – 544 с.
11. Основы социокинетики детства: Пособие для тех, кто обучает взрослых организаторов детских общественных объединений и для тех, кто обеспечивает государственную поддержку развития детского общественного движения / сост., ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. – М., 2009. – 528 с.
12. Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2015/10/31/deti-dok.htm
13. Устав общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». 2016». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://рдш.рф/docs?page=2
14. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
15. Швецова Л.И. Взрослые вопросы детского движения. – М., 2009. – 208 с.
16. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.
17. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с.
18. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 8 -ми т. - Т.1. - М.: Педагогика, 1983. – С. 273-274.
19. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. - М.: Педагогика, 1988. – 144 с.
20. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. – 158 с.
21. Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания. - М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
22. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М.: Новая школа, 1993. – 112 с.
23. Программа деятельности детского объединения "Юность"// Режим доступа: https://infourok.ru/programma-deyatelnosti-detskogo-obedineniya-yunost-950948.html
24. Сергина, Е.А. Игровые технологии в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования / Е.А. Сергина, А.М. Федоров. // Школа будущего. Научно-методический журнал – 2015.- №4. – С.109-116
25. Технологии работы с молодежью (опыт работы кафедры социальных технологий и организации работы с молодежью МГГУ им. М.А. Шолохова). Коллективная монография под ред. С.Ю. Поповой (Смолик). - М.: Москва-Тверь: "СКФ- Офис", 2015. - 326 с.
26. Шмаков, С.А. Каникулы: прикладная «энциклопедия»: учителю, воспитателю, вожатому / С.А. Шмаков. – М., Новая школа,1997. – 160.с. 44
27. Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого (теория, методика, практика). Кипарис-9.Учебно-практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. – М., Пед. общество России, 2005. – с. 84 – 100.
28. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики / В.В. Похлебкин. – М.: Центрполиграф, 2006 г.
29. Смирнов С.Н. С.Н. Символика как средство воспитания патриотических чувств (на опыте воспитания в кадетских корпусах): монография/ под ред. Б.В.Куприянова. - Кострома: Авантитул, 2008.
30. Плешаков В.А. Методические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности Российского движения школьников. - М., 2016
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
www.chsu.ru/biblioteka/e-library Электронные ресурсы библиотеки ЧГУ
http://edu.chsu.ru/portal Образовательный портал ЧГУ
http://www.inion.ru Институт научной информации по общественным наукам РАН
http://www.rsl.ru Российская государственная библиотека
http://www.nlr.ru Российская национальная библиотека
htpp: www.gnpbu.ru Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского
http://elibrary.ru научная электронная библиотека
ОСНОВЫ ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для очной формы обучения
Направление подготовки:
44.03.01 педагогическое образование
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Направление подготовки: 44.03.05 педагогическое образование (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОЗНИНИЕ |
Составители:
Е.В. Яковлева,
зав. каф. НООиСП, д.п.н., профессор,
Н.В. Гольцова,
к.п.н., доцент каф. НООиСП,
А.В. Шишова,
к.п.н., доцент каф. НООиСП
М.М. Косаренкова,
к.п.н., доцент каф. НООиСП,
В.А.Ильичева,
к.п.н., доцент каф. НООиСП,
И.В. Ильинская,
к.п.н., доцент каф. НООиСП
Череповец
2017
ВВЕДЕНИЕ
Реализация Указа Президента Российской Федерации « О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» , необходимость обеспечения ее жизнеспособности, устойчивости и дальнейшего развития в образовательных организациях определяют важную задачу – специальную подготовку педагогов, способных создать условия для воспитания и социализации обучающихся, их духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, расширения у них социокультурного опыта, включения в социальные практики на основе реализации вариативных программ воспитания, поддержки социальных инициатив, организации досуга, обеспечения социального партнерства субъектов воспитания и удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в личностном развитии.
Ключевой фигурой в организации детско-юношеского общественного движения становится старший вожатый - педагог, обладающий готовностью организовать целенаправленную, социально значимую жизнедеятельность детей – членов детско-юношеской организации.
Кроме овладения общими для всех педагогов компетенциями, формируемыми у студентов в процессе обучения при изучении дисциплин «Общая педагогика», «Общая психология», «Психология», «Введение в профессию», «Психология обучения и воспитания», «Педагогика», «Программа личностного и профессионального развития» и др., а также прохождения учебной и производственной практики, вожатому необходимо освоить специфические компетенции, связанные со знанием особенностей деятельности Российского движения школьников, приобрести практические умения работы со школьниками в детско-юношеской организации. Эти задачи решает дисциплина «Основы вожатской деятельности».
Дисциплина «Основы вожатской деятельности» относится в учебном плане к факультативам, изучается во 2 семестре на 1 курсе по очной форме обучения, трудоемкость составляет 4 зачетных единиц (144 часа) теоретического обучения.
Цель освоения дисциплины - подготовить обучающихся к работе в качестве старших вожатых в детско-юношеской организации, сформировать компетенции, необходимые для решения задач, стоящих перед Российским движением школьников.
Задачи.
1. Сформировать у обучающихся представления об основных понятиях: «детское движение», «детско-юношеская организация», «детское объединение», «деятельность детских общественных объединений и организаций», «содержание общественной деятельности детей», «самоуправление в детско-юношеской организации»; «формы, методы технологии воспитания, используемые в работе вожатого».
2. Сформировать у обучающихся представления о роли и месте детско-юношеской общественной организации в системе социальных институтов воспитания.
3. Обеспечить овладение методами педагогического сопровождения деятельности школьников в детско-юношеской организации, деятельности органов детского самоуправления.
4. Обеспечить освоение способов взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления.
5. Создать условия для формирования опыта участия в деятельности детско-юношеской организации в качестве старшего вожатого.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) | Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы – компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: · Специфику и роль детского движения на современном этапе. · Цели, задачи, принципы, направления деятельности «Российского движения школьников». · Роль и функции старшего вожатого. · Педагогические основы формирования детского коллектива и детского самоуправления. · Содержание, формы, методы и технологии (игровой деятельности; проектной деятельности; коллективной творческой и социально-значимой деятельности и др.) воспитания в современных условиях. · Возможности использования современных информационных и коммуникационных технологий в деятельности детско-юношеской организации. Уметь: · Ставить цели, проектировать, планировать, осуществлять педагогическую деятельность, с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся. · Формировать детский коллектив, · Организовывать коллективную творческую, социально значимую деятельность детей и взрослых, детское самоуправление; проводить массовые мероприятия. · Эффективно взаимодействовать с детьми и взрослыми, конструктивно строить общение. · Выстраивать систему социального партнерства деятельности детской организации. · Формировать организационную культуру детской организации. · Информировать детей и взрослых о деятельности организации, взаимодействовать со СМИ. Владеть · навыками организаторской деятельности: участие в социальных практиках в разных позициях (участник, исполнитель, организатор). · основами профессиональной этики и речевой культуры · навыками обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся | · способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2); · способен использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7). · способен осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2); · владеет основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5); · готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6). · способен решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3); · способен организовать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-7). |
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
№ и наименование раздела (модуля) дисциплины | Краткое содержание |
1. История вожатского дела | Истоки, история и опыт вожатской деятельности в России. Социально-психологический портрет современного школьника и проблемы современного детского движения. Педагогические отряды: вчера, сегодня, завтра. История возникновения и развития загородных детских лагерей в России и за рубежом. Русский скаутизм. Пионерское движение. Пионерский лагерь как дача, коммуна, санаторий, военное поселение. История коммунарского движения. Понятие о коммунарской методике. Идеи И.П. Иванова об отношениях доверия, уважения, творческого сотрудничества и товарищества между воспитателями и воспитанниками. Проблема формирования коллективистической направленности личности (по И.П. Иванову). Коллективное творческое дело как психолого-педагогический инструмент коммунарской методики. Воспитательные возможности, виды, формы коллективного творческого дела. Актуализация позитивного опыта коммунарской методики в современных условиях. Опыт деятельности Всероссийских и Международных детских центров. История создания и актуализация опыта деятельности Всероссийских детских центров «Орленок», «Океан», «Смена», международного детского центра «Артек». Современная специфика деятельности Всероссийских детских центров «Орлёнок», «Океан», «Смена», Международного детского центра «Артек». Орлятские традиции, методика инициации. Профильные смены в лагере. Современные тенденции развития вожатской деятельности. "Российское движение школьников". Направления и содержание деятельности Российского движения школьников. Позитивный опыт первых лет работы. |
2. Нормативно-правовые основы вожатской деятельности | Обзор действующего законодательства в сфере образования и организации отдыха и оздоровления детей. Конвенция ООН о правах ребенка и другие правовые акты, обеспечивающие физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие ребенка. Сфера профессиональной деятельности вожатого. Особенности трудового законодательства применительно к работе вожатого. Квалификационные требования, предъявляемые к вожатому. Права и обязанности вожатого. Трудоустройство. Заключение договоров. Система оплаты труда вожатых. Охрана труда вожатого. Защита персональных данных. Система должностного подчинения в школе, организации дополнительного образования и детском оздоровительном лагере. Документация деятельности вожатого. Правовые аспекты деятельности вожатого, сопровождающего работу первичного отделения Российского движения школьников. Детские общественные объединения на базе школ и учреждений дополнительного образования. Документы, регламентирующие деятельность детских общественных объединений. Детские общественные объединения и ученическое самоуправление: различие и возможности взаимодействия. Организация взаимодействия детского общественного объединения с различными структурами внутри образовательной организации и во внешней среде (НКО, СМИ, органы государственно-общественного управления, учреждения культуры и пр.). Правовые аспекты организации детского отдыха. Типы детских лагерей. Правовое обеспечение жизнедеятельности и развития ребенка в детском оздоровительном лагере. Санитарные и иные нормы пребывания детей в различных типах лагерей. Безопасная транспортировка детей. Правовые основы информационной деятельности. Законодательство, регулирующее деятельность СМИ. Защита персональных данных. Основы информационной безопасности. |
3. Психолого-педагогические основы вожатской деятельности. Сопровождение деятельности детского общественного объединения. Организация жизнедеятельности временного детского коллектива. | 3. Педагогическое мастерство вожатого. Психологические особенности современных школьников в разные возрастные периоды. Целеполагание в работе вожатого. Саморегуляция эмоционального поведения. Техника поведения вожатого, словесные и бессловесные действия вожатого. Личностная адаптация обучающихся к вожатской деятельности. Рефлексия как основа социально-педагогической компетентности вожатого. Профилактика эмоционального выгорания. Взаимодействие вожатого с социально-психологическими службами образовательной организации и детского оздоровительного лагеря. Конфликты в детском коллективе. Специфика межличностных и межгрупповых конфликтов в детском сообществе на разных возрастных этапах. Технологии управления конфликтами в детском коллективе (прогнозирование, профилактика, предупреждение и конструктивное разрешение). Влияние индивидуально-психологических особенностей личности ребенка на поведение в конфликте. Работа вожатого с одаренными детьми. Понятия «способности» и «одаренность». Типы одаренности. Социальная одаренность. Работа вожатого с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Понятие трудной жизненной ситуации. Характеристика различных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Экспресс-диагностика, методика и технология работы вожатого с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации в условиях детского объединения и временного детского коллектива. Работа вожатого с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект особого внимания вожатого. Инклюзивное общение. 3.1. Сопровождение деятельности детского общественного объединения. Механизмы формирования и развития детского общественного объединения. Организационная деятельность вожатого на разных этапах развития детского коллектива. Актив детского общественного объединения. Понятие, виды и стили лидерства. Формирование системы преемственности в детском объединении. Принципы самоуправления в детском общественном объединении. Психолого-педагогическое сопровождение целеполагания, планирования, реализации и анализа деятельности детского общественного объединения. Ценностные основания детской общественной организации их трансляция и формальное выражение. Способы мотивации детей к социально значимой деятельности, влияние включенности в нее на обучение, методы повышения мотивации к обучению через социально значимую деятельность. 3.2. Методика формирования временного детского коллектива и управление им. Понятие временного детского коллектива, его признаки, структура, проблемы и особенности социализации. Психолого-педагогические принципы формирования, условия и динамика развития временного детского коллектива в оздоровительных лагерях. Психологические особенности вхождения ребенка в группу. Внутриотрядная рефлексия. Нравственные основания взаимодействия в детском коллективе. Лидерство в детском коллективе. Стили управления временным детским коллективом. Сопровождение выхода из временного детского коллектива. Психолого-педагогическая логика развития лагерной смены. Тендерный аспект общения. Особенности межэтнического общения во временном детском коллективе. Характеристика основных периодов смены. Проблема адаптации личности к вожатской деятельности. Основные цель, задачи и содержание деятельности вожатого в каждом периоде смены. Инструментарий вожатого в работе с отрядом в каждом периоде смены. План-сетка как стратегия и тактика работы с отрядом. Основные принципы построения план-сетки. Методика планирования жизнедеятельности временного детского коллектива. Детское самоуправление в лагере. |
4. Технологии работы вожатого в образовательной организации и детском лагере | Методика и технология подготовки и проведения коллективного творческого дела. Виды коллективного творческого дела по направленности деятельности. Специфика познавательного, экологического, трудового, художественного и спортивного и другого дела. Организация коллективного творческого дела. Воспитательно-образовательное содержание коллективного творческого дела, этапы, технологии. Особенности навыков общения в процессе коллективного творческого дела. Соотношение позиций «взрослый-ребенок». Организация и проведение массовых мероприятий. Классификация массовых мероприятий. Этапы и алгоритм подготовки и проведения различных массовых мероприятий. Особенности подготовки и проведения праздников в школе и детском лагере. Фестиваль: виды, цель и задачи. Методика подготовки и проведения выставок, ярмарок, образовательных сессий, конференций, концертов, акций, слётов, форумов, конкурсов различной направленности и др. Детский коллектив как организатор массовых мероприятий. Организация дискуссионных мероприятий. Специфика и особенности организации дискуссионных мероприятий. Формы и методы дискуссионных мероприятий. Методика проведения с учетом возрастных особенностей детей. Организация и проведение линеек. Линейка как одна из организационных форм работы. Виды линеек: линейка-открытие, линейка-закрытие лагерной смены, утренние, вечерние линейки, театрализованные линейки и линейки, посвященные памятным датам. Методика проведения линеек. Игротехника. Игра - помощник в работе вожатого. Психолого-педагогический феномен игрового взаимодействия. Логика игрового взаимодействия. Принципы успешного игрового взаимодействия: ситуативность, вариативность, личностная адаптивность, педагогическая целесообразность. Классификация игр: подвижные игры, фольклорные игры, сюжетно-ролевые, познавательные, игры-знакомства, игры-тесты, игры в автобусе. Особенности игрового взаимодействия в работе с залом. Игра как регулятор психофизического и эмоционального состояния коллектива. Игры на развитие социально-ролевого потенциала участников группы. Алгоритм создания игры. Деловые и ролевые игры, маршрутные и станционные игры. Квест как современная интерактивная технология. Правила конструирования квеста, принципы участия. Проектная деятельность. Основы проектирования. Технология работы над проектом. Жизненный цикл проекта. Формирование команды проекта. Презентация и защита проекта. Оценка эффективности проекта на разных этапах его реализации. Технологии краундфайндинга, фандрайзинга и сторитейлинга. Формирование ценностей здорового образа жизни. Понятие «здоровый образ жизни». Приобщение детей к навыкам здорового образа жизни. Формирование ответственного отношения к своему здоровью. Вожатый как пример здорового образа жизни. Мотивация к здоровому образу жизни у детей через систему мероприятий. Организация спортивных мероприятий. Соотнесение выбора спортивного мероприятия с возрастом, физиологическими и психологическими особенностями групп детей. Виды спортивных мероприятий. Проведение утренней зарядки и физкультминуток в творческой форме. Спортивное ориентирование. Плавание, игры на воде и их безопасность. Профилактика травматизма при проведении спортивных мероприятий. Туризм и краеведение. Основы организации туристской деятельности. Интерактивные формы изучения края. Краеведение и поисковая работа. Организация и сопровождение деятельности школьных музеев. Песенное и танцевальное творчество. Значение песенного и танцевального творчества в развитии детей. Песня как фактор сплочения детского коллектива. Песня как фактор регуляции эмоционального состояния. Основные формы работы с песней: детские праздники песен, вечера авторской песни, музыкальные викторины, музыкальные сказки, мюзиклы. Виды песен, используемые в лагере: распевки, повторялки, кричалки, шуточные, патриотические, песни вожатского коллектива и др. Танцевальные игры. Тематические дискотеки. Патриотическое воспитание. Формирование осознанной гражданской позиции и патриотизма в детском коллективе. Военная и гражданская патриотика. Различные формы организации патриотических мероприятий в образовательной организации и детском лагере. Экологическое воспитание. Современные экологические проблемы и задачи экологического воспитания. Экологические отряды. Профориентация. Основы деятельности вожатого по направлению профориентация. Выездные мероприятия как способ формирования представлений о профессиях. |
5. Информационно-медийное сопровождение вожатской деятельности | Значение информационно-медийного сопровождения деятельности детского общественного объединения и работы детского оздоровительного лагеря. Различные источники информации. Различные подходы к типологии СМИ. Виды СМИ. Печать, медиа, диджитл. Жанровое многообразие журналистских и РК-материалов. Организация работы пресс-центра. Издание газеты, журнала. Подготовка радио и телевизионной передачи. Секреты хороших фотографий. Этика освещения жизни отряда: нравственный аспект. Секреты хороших новостей. Методы сбора и обработки информации. Секреты оформительской работы. Рубрики классного и отрядного уголка. Плакаты, стенгазеты, экран настроения и др. Правила освещения работы с детьми на сайте образовательной организации и детского лагеря и в социальных сетях. Информационная безопасность. Безопасность в социальных сетях. Деятельность вожатого по обеспечению Интернет-безопасности. Игры с использованием информационных технологий. Фотокросс, фотоохота, gг-кодирование в маршрутных играх и квестах в пространстве образовательной организации, микрорайона, района, города, детского оздоровительного лагеря. |
6. Профессиональная этика и культура вожатого | Основы вожатской этики. Вожатый – педагог, педагогическое сотрудничество и общение. Мировоззрение вожатого: ценностно-смысловые аспекты. Мотивация как условие профессионально-личностного развития вожатого. Педагогический такт и культура вожатого. Эмоциональная культура и проблема эмоционального выгорания: профилактика и преодоление эмоциональных, интеллектуальных и волевых перегрузок. Самоорганизация и самодисциплина вожатого. Здоровье как стратегическая ценность в работе вожатого. Профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка. Формирование социального иммунитета к различным негативным явлениям. Этика взаимоотношений с детьми, их родителями и коллегами. Позитивное взаимодействие, индивидуальная и коллективная ответственность, стимулирование тесного общения детей, создание условий для формирования навыков полезного социального поведения при организации совместной деятельности. Коммуникативная культура вожатого. Этика общения со старшими по должности, коллегами-вожатыми. Общение напарников. Общение с родителями Корпоративная культура. Корпоративная культура детского объединения или детского лагеря как система социокультурных связей и отношений. Параметры и характеристики определения корпоративной культуры детского коллектива. Стихийное и целенаправленное формирование корпоративной культуры. Имидж вожатого. Поддержание имиджа в рамках корпоративной культуры образовательной организации или лагеря. |
7. Основы безопасности жизнедеятельности детского коллектива | Ответственность вожатого за физическое и психологическое благополучие ребенка. Алгоритмы поведения вожатого в экстремальных ситуациях. Алгоритм поведения вожатого в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Обеспечение безопасности в различных климатических условиях, на водоемах, в лесу, в горах, при транспортировке. Ответственность вожатого за соблюдение правил пожарной безопасности. Обеспечение безопасности при проведении спортивных мероприятий. Понятия «терроризм», «экстремизм», «преступление против личности». Действия при угрозе взрыва и захвате заложников. Первая доврачебная помощь. Основы медицинских знаний вожатого. Техника оказания первой помощи детям при легкой травме, переломах, кровотечениях, солнечных ударах, ожогах, рвоте, сердечно-легочной реанимации, закупорке дыхательных путей, утоплении, электротравме, укусах змей, насекомых, отравлении. |
Лекции
№ раздела (модуля) | Тема лекции | Количество часов |
1 | Истоки, история и опыт вожатской деятельности в России | 2 |
2 | Правовые аспекты организации детского отдыха | 2 |
3 | Конфликты в детском коллективе | 2 |
3 | Методика формирования временного детского коллектива и управлением им. | 2 |
3 | Характеристика основных периодов смены | 2 |
4 | Технологии работы вожатого в образовательной организации | 4 |
4 | Технологии работы вожатого в детском лагере | 2 |
5 | Информационно-медийное сопровождение вожатской деятельности | 2 |
6 | Основы вожатской этики | 2 |
6 | Этика взаимоотношений вожатого с детьми, их родителями и коллегами | 2 |
7 | Алгоритмы поведения вожатого в экстремальных ситуациях | 2 |
Итого: | 24 |
Практические занятия
№ раздела (модуля) | Тема практического занятия | Количество часов |
1 | Современные тенденции развития вожатской деятельности | 2 |
2 | Нормативно-правовые основы вожатской деятельности | 2 |
3 | Педагогическое мастерство вожатого | 2 |
3 | Работа вожатого с одаренными детьми | 2 |
3 | Работа вожатого с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации | 2 |
3 | Работа вожатого с детьми с ограниченными возможностями здоровья | 2 |
3 | Сопровождение деятельности детского общественного объединения | 4 |
4 | Формирование ценностей здорового образа жизни Организация спортивных мероприятий | 2 |
4 | Формирование навыков безопасного и экологичного поведения на воде | 2 |
4 | Туризм и краеведение. Экологическое воспитание | 2 |
4 | Методика и технология подготовки и проведения коллективного творческого дела | 2 |
4 | Организация и проведение массовых мероприятий и линеек | 2 |
4 | Организация дискуссионных мероприятий | 2 |
4 | Основы деятельности вожатого по направлению профориентация | 2 |
4 | Игротехника | 2 |
4 | Проектная деятельность в детском объединении или детском лагере | 2 |
4 | Песенное и танцевальное творчество в развитии детей | 2 |
4 | Формирование осознанной гражданской позиции и патриотизма в детском коллективе | 2 |
5 | Организация работы пресс-центра | 2 |
5 | Деятельность вожатого по обеспечению информационной безопасности | 2 |
5 | Игры с использованием информационных технологий | 2 |
6 | Корпоративная культура детского объединения или детского лагеря | 2 |
7 | Основы безопасности жизнедеятельности детского коллектива | 2 |
Итого: | 48 |
Методические рекомендации к изучению дисциплины
(практические занятия, самостоятельная работа студентов)
Дата: 2019-07-24, просмотров: 1992.