Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Статья 123. Право обжалования

Комментарий кстатье 123

1. По мнению Верховного Суда РФ, жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора вправе подать любой участник уголовного судопроизводства или иное лицо в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают его интересы, а также действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель. Представителем заявителя может быть лицо, не принимавшее участия в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченный заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом.

2. Правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права и законные интересы. Ими могут быть, например, поручитель (ст. 103УПК), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (ч. 1 с. 105УПК), залогодатель (ст. 106УПК), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (ч. 5 ст. 148УПК), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица.

3. Недопустимы ограничения права на судебное обжалование решений и действий (бездействия), затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства, поскольку обеспечение гарантируемых КонституциейРФ прав и свобод человека и гражданина должно вытекать из фактического положения этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права" (п. 5<604>).

--------------------------------

<604> См.: ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 4.

4. Соответственно, Верховный Суд РФ употребленный в к.с.термин "иное лицо" толкует применительно к тому правовому положению, которое следует изк.с.Но при этом не учитывает требованияч. 1 ст. 125УПК.

5. В ст. 123УПК под "иными лицами" понимаются все те участники уголовного процесса, которые не являются сторонами. Это в первую очередь те, кого в наименованииглавы 8УПК законодатель называет "иные участники уголовного судопроизводства". Таковыми, по крайней мере, являются:

- свидетель (ст. 56УПК);

- эксперт (ст. 57УПК);

- специалист (ст. 58УПК);

- переводчик (ст. 59УПК);

- понятой (ст. 60УПК).

6. К тому же приведенный в главе 8УПК перечень нельзя признать исчерпывающим. К "иным лицам", о которых упоминается вк.с., следует также отнести:

- заявителя (ч. 2 ст. 141УПК);

- очевидца (п. 2 ч. 1 ст. 91УПК;

- врача (ч. 1 ст. 178УПК);

- близкого родственника (родственника) покойного, подлежащего эксгумации (ч. 3 ст. 178УПК);

- администрацию места захоронения (ч. 3 ст. 178УПК);

- адвоката свидетеля (п. 6 ч. 4 ст. 56УПК);

- законного представителя свидетеля (ч. 1 ст. 191УПК);

- педагога (ч. 1 ст. 191УПК);

- психолога (ч. 3 ст. 425УПК);

- поручителя (заслуживающее доверия лицо) (ст. 103УПК);

- командование воинской части (ст. 104УПК);

- лицо, которому несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый был отдан под присмотр (ст. 105УПК);

- залогодателя (ст. 106УПК);

- лицо, предъявляемое для опознания (ст. 193УПК);

- всех иных реализующих хотя бы одно свое уголовно-процессуальное право или свою уголовно-процессуальную обязанность лиц.

7. Таким образом, мы приходим к выводу, что в к.с.законодателю или хотя бы вПостановленииПленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" последовательнее было бы вместо понятия "участник уголовного судопроизводства" употреблять термин "стороны", а понятие "иные лица" заменить на "иные участники уголовного судопроизводства". В этом случае заложенная встатьюосновная идея была бы более четко прописана.

8. Однако не каждый "иной участник уголовного судопроизводства" и даже не любое из вышеперечисленных "иное лицо", чьи интересы решением (действием) затронуты, может рассчитывать на рассмотрение его жалобы судом в порядке ст. 125УПК. Суд на стадии предварительного расследования рассматривает и разрешает жалобы "иных лиц", если обжалуемое решение (действие, бездействие) было "способно причинить ущерб" их "конституционным правам и свободам".

9. В первом предложении первого абзаца п. 5вышеназванного Постановления Верховный Суд РФ ничего не пишет о бездействии, которое "затрагивает" права и законные "интересы" "иного лица". Между тем вк.с., из которой проистекает разъяснение высшего органа правосудия нашего государства, речь идет не только о решениях и действиях следователя (дознавателя и др.), но и его бездействии. "Иные лица" вправе принести жалобу и на бездействие следователя (дознавателя и др.). Данный вывод следует и из рекомендации Верховного Суда РФ относить к числу обжалуемых в порядкест. 125УПК правовых явлений бездействия - бездействие следователя (дознавателя и др.) при проверке сообщения о преступлении (абз. 3 п. 2Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1). На стадии возбуждения уголовного дела нет сторон, а значит, нет "участников уголовного судопроизводства" в том значении, которое закладывает в это понятие законодатель и проецирует на свои разъяснения Верховный Суд РФ. Соответственно, по меньшей мере, такое бездействие вправе обжаловать "иное лицо", чьи права и законные интересы оно нарушает, причем такое бездействие, которое способно причинить ущерб также конституционным правам и свободам такого человека.

10. Итак, "иным лицом" в суд может быть обжаловано и некоторое бездействие следователя (дознавателя и др.). Но данным уточнением мы бы не стали ограничиваться.

11. Верховный Суд РФ в том же Постановлении, как нам представляется, зря дословно использовал употребленную законодателем вк.с.характеристику обжалуемых правовых явлений, именуя таковые "процессуальными действиями и принимаемыми процессуальными решениями, затрагивающими интересы" "иного лица". Во-первых, он вновь непоследователен, так как упоминает лишь о процессуальных решениях (процессуальных действиях), хотя абзацем выше пытался доказать, что в порядкест. 125УПК обжалуются и решения (действия) должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Вряд ли, осуществляя оперативно-розыскную деятельность, должностное лицо (орган) принимает процессуальные решения и производит процессуальные действия. Во-вторых, в анализируемомабзацеон почему-то отошел от им же ранее вабз. 1 п. 2Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 сформулированного, неоднократно примененного и, по нашему мнению, более точного выражения - "иные лица, чьи права и законные интересы нарушены".

12. Согласно абз. 1 п. 5анализируемого Постановления помимо самих "участников уголовного судопроизводства" и "иных лиц" жалобу в порядкест. 125УПК в суд вправе подать также "действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель".

13. Заявитель - это лицо, которое не только имело право подать, но и подало жалобу. Такими заявителями могут быть "участники уголовного судопроизводства", а также "иные лица" в той части, в которой производимые процессуальные действия и (или) принимаемые процессуальные решения нарушают их права и законные интересы, но только если они лично реализовали свое право на подачу заявления. Когда заявление подано защитником, законным представителем или представителем, он и является заявителем. Поэтому избранная Верховным Судом РФ и анализируемая нами здесь формулировка представляется не безупречной. Вышеуказанные аргументы указывают на то, что защитник, законный представитель или представитель вправе подать жалобу в порядке ст. 125УПК в интересах не заявителя, а своего подзащитного либо представляемого им лица, которое является участником уголовного судопроизводства или иным лицом, чьи права и законные интересы нарушены обжалуемым решением (действием, бездействием).

14. Лицо, в интересах которого подается жалоба, не обратившееся в суд с таковой, вряд ли последовательно именовать заявителем . Именно такой логики придерживается и Верховный Суд РФ в абз. 1и2 п. 10Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1. Там он не именует заявителем подозреваемого (обвиняемого), в чьих интересах подана жалоба, его защитником либо законным представителем.

15. В абз. 2 п. 5названного Постановления Верховный Суд РФ привел примеры "иных лиц", чьи права и законные интересы затронуты процессуальными действиями (процессуальными решениями). Обратил внимание правоприменителя на существующее ограничение имеющегося у "иных лиц" права обжалования. Последние, по мнению высшего органа правосудия, обладают таковым лишь в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права и законные интересы. И, самое важное, допускает принесение жалоб "как физическим лицом, так и представителем юридического лица", будто представитель юридического лица не является физическим лицом.

16. И вновь формулировка абзацапорождает ряд вопросов. Текстк.с.указывает на то, что под "иными лицами" понимаются не участники уголовного процесса. А вп. 5Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 приведены примеры лиц, наделенных уголовно-процессуальным статусом, причем не просто обладающих соответствующими правами и обязанностями, но и реализовавших таковые. Именно поэтому данные примеры высшего органа правосудия нашего государства представляются не бесспорными. Несомненно, указанные лица могут быть заявителями. Однако процессуалисты, которые их отнесут к категории "участники уголовного судопроизводства", а не "иные лица, чьи права и (или) законные интересы затронуты процессуальными действиями (решениями)", легко могут обосновать свой такой подход к толкованиюк.с.Если встать на указанную, напомним, нами не поддерживаемую точку зрения, таким "иным лицом" скорее будет материально пострадавший супруг залогодателя (поручителя), а не сам поручитель; проживающие совместно с лицом, которому несовершеннолетний отдан под присмотр, граждане, чьи права и законные интересы нарушены процессуальным действием (решением) органа предварительного расследования.

17. А вот лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки, если оно не принимало участия в указанных следственных действиях, действительно, является иным лицом, чьи права и (или) законные интересы затронуты процессуальным действием (решением).

18. Таким образом, обжаловать в суд решения (действия, бездействие) следователя (дознавателя и др.) могут как лица, наделенные уголовно-процессуальным статусом, так и те, кто может быть таковым наделен в будущем, но пока еще решение о его допуске в уголовный процесс в определенном качестве не принято. А вот о том, что суд должен принимать к рассмотрению в порядке ст. 125УПК жалобу от лиц, которые уголовно-процессуальным статусом не только не наделены в момент принесения таковой, но и не могут быть наделены, так как отсутствуют соответствующие фактические основания, Верховный Суд РФ в своемПостановленииговорит непрямо.

19. Это не значит, что в случае нарушения прав и законных интересов указанных лиц процессуальными решениями и (или) процессуальными действиями таковые не могут обратиться в суд за их восстановлением (проверкой законности и обоснованности). Это значит лишь то, что ответ на поставленный вопрос может быть разным. По нашему мнению, то обстоятельство, что высший орган правосудия нашего государства на первое место ставит не уголовно-процессуальный статус лица, а "фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права", указывает на то, что в порядке ст. 125УПК может быть рассмотрена жалоба любого лица, чьи права и законные интересы затронуты решением (действием, бездействием) следователя (дознавателя), когда данное решение (действие, бездействие) способно причинить ущерб конституционным правам и свободам участника уголовного судопроизводства либо затруднить доступ гражданина к правосудию. Теоретически таким лицом может стать и тот, кто не в состоянии обладать никаким иным, помимо данной возможности обжалования в суд решений (действий, бездействия), уголовно-процессуальным правом.

20. И еще один важный момент, характеризующий институт "иных лиц", имеющих право на рассмотрение и разрешение их жалобы в порядке ст. 125УПК. Не становится "иным лицом" не являющийся участником уголовного судопроизводства гражданин, в отношении которого приняты решения и (или) проведены действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений и сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения следователя (дознавателя и др.). К такому выводу приходишь, потому что осуществляемые, пусть и по поручению органа предварительного расследования, но все же оперативно-розыскные, а не процессуальные меры не могут быть признаны процессуальными действиями и (или) процессуальными решениями. А вк.с.и вабз. 2 п. 5Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 речь идет об обжаловании именно процессуальных действий и (или) процессуальных решений.

21. Соответственно, правила абз. 2 п. 4Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 распространяются лишь на участников уголовного судопроизводства. Только они вправе рассчитывать на то, что их жалоба на решения и (или) действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений (сообщений) о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения органа предварительного расследования, будет рассмотрена судом в рамках досудебного производства по уголовному делу.

22. И последнее, что хотелось бы уточнить применительно к толкованию положений, зафиксированных в абз. 2 п. 5Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1. Последнее предложение здесь гласит: "Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица". Заметьте, не юридическое лицо, а его представитель. Но ведь он сам является физическим лицом. В этой связи разъяснение Верховного Суда РФ скорее должно было звучать так: "Заявителем может быть физическое лицо, в том числе и представитель юридического лица".

23. Действия и решения "должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование", не могут ущемить права и законные интересы представителя юридического лица. Если они затрагивают таковые, то в этом случае данный конкретный человек выступает не представителем юридического лица, а физическим лицом, чьи права и (или) законные интересы затронуты.

24. В ч. 1 ст. 125УПК закреплена основная идея обжалования в суд решений (действий, бездействия) следователя (дознавателя и др.). Она заключается в том, что в суд могут быть принесены жалобы лишь на те решения (действия, бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства (иных лиц) либо затруднить доступ граждан к правосудию. Юридическое лицо может быть и участником уголовного судопроизводства, и иным лицом. Но есть ли конституционные права и свободы у юридических лиц?Глава 2Конституции РФ посвящена правам и свободам человека и гражданина. Юридическое лицо не наделено такими правами и свободами. И затруднение доступа к правосудию также касается граждан. Именно поэтому, нам представляется, во-первых, юридическое лицо не может быть тем участником уголовного судопроизводства (иным лицом), которое вправе рассчитывать на рассмотрение его жалобы в порядкест. 125УПК. Во-вторых, руководитель предприятия (юрисконсульт) сам может пострадать от решения (действия, бездействия) следователя (дознавателя и др.). Но в этом случае он обжалует таковое в суд не как представитель юридического лица, а как иное лицо, чьи права и (или) законные интересы затронуты данным решением (действием, бездействием).

25. И, в-третьих, представитель участника уголовного судопроизводства не может обладать правами, которых законом лишен сам участник. Если данное положение рассматривать как аксиому, то рекомендация Верховного Суда РФ если и не является противоречащей самой идее, заложенной законодателем в ст. 125УПК, то, по крайней мере, не безупречна.

26. Недаром в следующем абзаце того же пунктаВерховный Суд РФ ясно ограничивает круг лиц, которые могут обжаловать решения (действия, бездействие) следователя (дознавателя и др.), лишь гражданами. При этом сам обращает внимание на то, что данная форма обжалования обеспечивает гражданам соблюдение гарантируемыхКонституциейРФ прав и свобод человека и гражданина.

27. Абзацем 3 п. 5Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1, с одной стороны, круг участников уголовного процесса расширен до любого физического лица, нуждающегося в обеспечении права на судебное обжалование решений (действий, бездействия) следователя (дознавателя и др.), с другой - своими разъяснениями Пленум Верховного Суда РФ прямо обращает внимание нижестоящих судей на то обстоятельство, чтост. 125УПК ставит физическое лицо в неравное положение с юридическим лицом, государственными (муниципальными) образованиями и даже с государством в целом. Последние законодателем "лишены" права на судебное обжалование решений (действий, бездействия), затрагивающих их права и законные интересы. Причем такое право у них отсутствует вне зависимости от того, были или нет они признаны в установленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства.

28. Разъяснение, зафиксированное в абз. 3 п. 5Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1, не распространяется на защитника, законного представителя и представителя, если они лично не нуждаются в обеспечении им гарантированныхКонституциейРФ прав и свобод человека и гражданина. Обычно таковые вступают в уголовный процесс в интересах другого лица, и поэтому они должны быть наделены соответствующим уголовно-процессуальным статусом либо, исходя из того, что записано в последнем предложенииабз. 1 того же пункта, представить документальное подтверждение того, что они уполномочены лицом, чьи права и законные интересы затронуты решением (действием, бездействием) следователя (дознавателя и др.), на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом. Указанный вывод следует из редакцииабз. 2 п. 7Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1, где одним из оснований возвращения заявителю жалобы указано отсутствие у защитника или представителя документов, подтверждающих его полномочия.

29. Действия (бездействие, решения) следователя (дознавателя и др.) обжалуются не только в суд. Действия (бездействие, решения) следователя (руководителя и члена следственной группы) могут быть обжалованы руководителю следственного органа, действия (бездействие, решения) дознавателя (начальника подразделения дознания, руководителя и члена группы дознавателей) - прокурору, надзирающему за исполнением законов данным лицом, производящим расследование (ст. 37УПК).

30. Жалобы на действия (бездействие, решения) указанных органов и должностных лиц подаются руководителю следственного органа (прокурору) или в суд непосредственно либо через следователя (дознавателя и др.), на действия которых жалоба приносится.

31. Жалобы могут быть как письменные, так и устные.

32. Принесение жалобы, вплоть до ее разрешения, не приостанавливает приведение в исполнение обжалуемого действия, если этого не найдет нужным сделать соответственно следователь (дознаватель и др.).

33. На следователе (дознавателе и др.) не лежит обязанность в какой-либо форме письменно оформлять свое решение о приостановлении или неприостановлении обжалуемого действия.

34. Согласно п. 7Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в порядке гражданского судопроизводства не могут быть рассмотрены и соответственно рассматриваются в соответствии с нормами уголовно-процессуального права дела об оспаривании следующих решений, действий (бездействия), связанных с применением норм уголовного и уголовно-процессуального права:

- решений, действий (бездействия), совершенных указанными в к.с. лицами и связанных с применением норм уголовного и уголовно-процессуального права при осуществлении производства по конкретному уголовному делу (включая досудебное производство). Вместе с тем в порядке, предусмотренном главой 25ГПК, могут быть оспорены действия должностных лиц, совершенные ими при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и не подлежащие обжалованию в порядке уголовного судопроизводства, а также действия должностных лиц оперативно-розыскных органов, отказавших лицу, виновность которого не доказана в установленном законом порядке, в предоставлении сведений о полученной о нем в ходе оперативно-розыскных мероприятий информации, или предоставивших такие сведения не в полном объеме (ч. ч. 3и4 ст. 5Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности");

- решений, действий (бездействия), связанных с разрешением уполномоченными органами вопроса об освобождении от уголовной ответственности (в частности, об обжаловании лицом, отбывшим наказание, неприменения в отношении него акта об амнистии);

- прямо названных в УПКрешений и действий, которые не связаны с каким-либо возбужденным уголовным делом: постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 125УПК), отказа в приеме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144УПК), решения Генерального прокурора РФ или его заместителя о выдаче лица (ст. 463УПК).

35. Вместе с тем дела по жалобам содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, связанные с ненадлежащими условиями содержания (например, необеспечение осужденных надлежащей медицинской помощью), а также на решения о применении администрацией следственных изоляторов или исправительных учреждений мер дисциплинарного взыскания рассматриваются по правилам главы 25ГПК.

36. Несоблюдение лицом, уполномоченным разрешать конкретные процессуальные вопросы, требований УПКо необходимости вынесения по результатам их рассмотрения тех или иных процессуальных документов (например, направление письма вместо процессуального документа) само по себе не может повлиять на вид судопроизводства, в котором подлежит обжалованию (оспариванию) документ, вынесенный по результатам рассмотрения процессуального вопроса <605>.

--------------------------------

<605> См.: ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" // Там же.

37. Возможность подачи жалобы на действия (бездействие, решения) следователя руководителю следственного органа, дознавателя (начальника подразделения дознания) - надзирающему прокурору, а жалобы на действия и решения прокурора - вышестоящему прокурору не могут истолковываться как ограничение возможности граждан на судебную защиту их прав и должны рассматриваться как дополнительные внесудебные гарантии соблюдения прав граждан <606>.

--------------------------------

<606> См.: Обзорсудебной практики Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 10.

38. Отказ прокурора или руководителя следственного органа в удовлетворении жалобы, поданной в порядке ч. 2 к.с., либо нерассмотрение указанными лицами такого заявления или такой жалобы не лишает лицо, подавшее заявление или жалобу, права на обращение в суд с заявлением о присуждении компенсации <607>.

--------------------------------

<607> См.: ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ N 30, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 64 от 23 декабря 2010 года "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. N 3.

39. См. также комментарий к ст. ст. 108,109,125,146,389.1,401.2УПК.

Статья 124. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

Комментарий к статье 124

1. Под прокурором в к.с.подразумевается прокурор, надзирающий за исполнением законов данным лицом (органом), производящим дознание.

2. В течение трех суток по жалобе должно быть принято решение только тогда, когда уже в самой жалобе содержатся достаточные данные, указывающие на необходимость принятия того или иного решения, то есть нет необходимости проводить ее проверку.

3. Если для установления наличия либо отсутствия оснований для полного или частичного удовлетворения жалобы либо для отказа в ее удовлетворении следует проводить предварительную проверку жалобы, срок проверки жалобы может достигать десяти, но не более, суток. Срок проверки жалобы продлению не подлежит.

4. В случае отсутствия оснований удовлетворения жалобы выносится постановление об отказе в ее удовлетворении. Через некоторое время предварительным расследованием могут быть выявлены новые обстоятельства, в связи с установлением которых поступившая к руководителю следственного органа (прокурору) новая аналогичная жалоба будет удовлетворена.

5. В постановлении о полном или частичном удовлетворении жалобы, так же как и об отказе в удовлетворении жалобы, должны быть изложены мотивы отказа, по которым жалоба признана неосновательной.

6. См. также комментарий к ст. ст. 19,42УПК.

Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб

Комментарий кстатье 125

1. Судья вправе проверить законность и обоснованность действий (бездействия, решения) не только следователя (дознавателя и др.), но и следственной группы (группы дознавателей), начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и даже следователя-криминалиста.

2. К иным решениям и действиям (бездействию) следователя (дознавателя и др.), следственной группы (группы дознавателей) и начальника органа дознания, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, как минимум, следует относить задержание в соответствии со ст. ст. 91и92УПК, возбуждение уголовного дела <608>.

--------------------------------

<608> Именно на это нацеливают рассуждения Конституционного Суда РФ. См.: ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 23 марта 1999 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 133, части первой статьи 218 и статьи 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан В.К. Борисова, Б.А. Кехмана, В.И. Монастырецкого, Д.И. Фуфлыгина и общества с ограниченной ответственностью "Моноком" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 14. Ст. 1749;ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 29 апреля 1998 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 113 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Костомукшского городского суда Республики Карелия" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 19. Ст. 2142.

3. Первое общее правило территориальной подсудности, закрепленное в ч. 1 к.с., касается действий (решений, бездействия), реализуемых на первоначальной стадии уголовного процесса, в период времени от поступления заявления (сообщения) о преступлении в орган предварительного расследования до вынесения по нему решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Такие решения (действия, бездействие) и, прежде всего, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела могут быть рассмотрены районным судом по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, о котором было сообщено следователю (дознавателю и др.).

4. Данное правило сформулировано небезупречно. Орган предварительного расследования обязан принять и в пределах своей компетенции рассмотреть, а равно разрешить любое заявление (сообщение) о преступлении. Таковым вполне, тем более в случае принятия по нему решения об отказе в возбуждении уголовного дела, может быть заявление (сообщение) о преступлении, совершенном за пределами территории обслуживания данного органа предварительного расследования.

Например, гражданин, проживающий в г. Рула, посредством интернета и почтовой связи заключил договор с индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в г. Энске (в договоре указано, что он заключен в г. Энске), перевел на его счет деньги, а товар не получил. Он полагает, что в отношении него совершено мошенничество. С соответствующим заявлением пострадавший обратился в орган предварительного расследования по месту жительства. Следователь отказал в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления. В настоящее время жалобу на такое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела пострадавший будет вынужден направлять в районный суд г. Энска, а не по месту нахождения органа, принявшего обжалуемое решение.

5. Представим ситуацию, когда эти города находятся на противоположных краях нашей необъятной Родины. В этом случае действующая редакция ч. 1 к.с.станет существенным препятствием доступа гражданина к правосудию. По меньшей мере, он вряд ли сможет отстаивать лично свои права, приняв участие в судебном заседании. Отмененная редакция, конечно, была несовершенной. Однако если бы она не была изменена, в предложенной ситуации жалобу гражданина рассматривал бы районный суд по месту производства предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении (по аналогии с местом производства предварительного расследования) и соответственно по месту вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В этом случае заявителю легче было бы отстоять свои права. Соответственно настоящая редакцияч. 1 к.с.вполне может иметь негативные последствия для тех заявителей, которые на стадии возбуждения уголовного дела пытаются обжаловать решения (действия, бездействие) следователя (дознавателя и др.), принятые (осуществленные) по заявлению (сообщению) о преступлении, произошедшему в другом районе, а тем более в ином субъекте Российской Федерации.

6. И это не единственная причина, позволяющая нам утверждать, что формулировка ч. 1 к.с.несовершенна. К примеру, если буквально толковать закрепленную вч. 1 к.с.норму права, не ясно, какой суд должен рассматривать жалобу на постановление прокурора об отказе в возбуждении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств? Между тем согласноабз. 1 п. 18Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" жалоба на постановление прокурора об отказе в возбуждении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренномст. 125УПК.

7. На момент принесения жалобы в суд на постановление прокурора об отказе в возбуждении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств уголовное дело не находится в производстве какого-либо органа предварительного расследования. Да и говорить о преступлении, по которому уже вынесен приговор, как о деянии, содержащем признаки преступления, тоже вряд ли правильно. Тем более что уголовное дело, по которому поступила жалоба, может включать в себя материалы о нескольких, совершенных в разных местах преступлениях. Какой суд в такой ситуации вправе рассмотреть жалобу? Буквально, получается, данная жалоба должна быть направлена по месту совершения одного из деяний, содержащих признаки преступления, о котором идет речь в уголовном деле. На деле же, скорее всего, искомую жалобу будет рассматривать районный суд по месту нахождения прокуратуры, возглавляемой прокурором, принявшим решение об отказе в возбуждении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Но и в том, и в другом случае право районного суда на рассмотрение искомой жалобы может быть поставлено под сомнение.

8. Подобная ситуация складывается и с обжалованием постановления о прекращении уголовного дела. На момент принесения такой жалобы дело прекращено, производство по нему не осуществляется. И соответственно, оно не может находиться в чьем-то производстве. Если, к примеру, предварительное расследование по этому делу осуществлялось по месту нахождения большинства свидетелей, последовательно было бы приносить жалобу на постановление о прекращении уголовного дела по месту нахождения органа, в производстве которого уголовное дело находилось на момент принятия искомого решения. Думается, именно так и будет принесена жалоба. Формулировку "по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело" на местах станут толковать расширительно, распространяя ее и на место нахождения органа, в производстве которого находилось уголовное дело на момент принятия решения (осуществления действия, бездействия).

9. Однако несложно заметить, что буквально в законе закреплено несколько иное правило. И если чтить букву закона, то в предложенной ситуации рассмотрением жалобы на постановление о прекращении уголовного дела должен заниматься районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, о котором идет речь в обжалуемом постановлении. И если там речь идет о нескольких деяниях, совершенных в разных районах, то, получается, данную жалобу вправе рассмотреть любой из районных судов, на территории обслуживания которого совершено хотя бы одно деяние, содержащее признаки преступления, которого касается решение о прекращении уголовного дела.

10. Переходим к анализу последнего предложения новой редакции ч. 1 к.с.Здесь определены признаки территориальной подсудности жалоб на решения (действия, бездействие) следователя (дознавателя и др.), в производстве которого находится уголовное дело, а также на решения (действия, бездействие) всех иных должностных лиц органов предварительного расследования, вовлеченных в процесс расследования, в том числе и дополнительного расследования данного уголовного дела.

11. В ч. ч. 2-6 ст. 152УПК закреплены все остальные правила определения территориальной подсудности помимо основного, которое гласит, предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Иначе говоря, в последнем предложениич. 1 к.с.законодатель не упоминает оч. 1 ст. 152УПК из-за того, что правило обжалование решения (действия, бездействия) следователя (дознавателя и др.) в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, закреплено в предыдущем предложениич. 1 к.с.

12. В ч. ч. 2-6 ст. 152УПК речь идет об уточнениях этого правила и исключениях из него. Иначе говоря, судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело, рассматриваются жалобы на решения (действия, бездействие) следователя (дознавателя и др.), когда предварительное расследование производится:

- по месту окончания преступления;

- по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них;

- по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей;

- по месту производства неотложных следственных действий по неподследственному органу предварительного расследования преступления;

- в вышестоящем по отношению к тому следственному органу, который должен был производить предварительное расследование.

13. Причем в этом случае превалирует правило последнего предложения ч. 1 к.с.Не может быть жалоба на решение (действие, бездействие) следователя, к примеру, следственного управления Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации, в производстве которого находится уголовное дело, быть рассмотрена районным судом по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, если, конечно, юридический адрес следственного управления Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации не находится в том же районе, где было совершено преступление. Точно также районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, не вправе рассмотреть жалобу на решение (действие, бездействие) следователя (дознавателя и др.), производящего предварительное расследование в соответствии с правиламич. 4 ст. 152УПК по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей. Аналогичным образом можно охарактеризовать правила территориальной подсудности и во всех остальных перечисленных вч. ч. 2-6 ст. 152УПК случаях.

14. Осталось высказаться по поводу того, что понимать под местом нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело. Полагаем, что таковым является юридический адрес учреждения, в штат которого входит или к которому прикомандирован следователь (дознаватель и др.), в производстве которого находится уголовное дело. Причем это адрес непосредственно нижестоящего учреждения, в котором следователь (дознаватель и др.) проходит службу (к которому он прикомандирован). Допустим, следователь проходит службу в следственном отделе по Центральному району города Сочи Следственного управления Следственного комитета РФ по Краснодарскому краю. Жалобу на его решения (действия, бездействие) вправе рассмотреть судья Центрального районного суда г. Сочи, а не судья районного суда по месту нахождения Следственного управления Следственного комитета РФ по Краснодарскому краю.

Прикомандирован следователь (дознаватель и др.) может быть для работы в следственной группе (группе дознавателей). Его могут временно прикомандировать и для производства предварительного расследования самостоятельно, а не в составе группы. И в том, и в другом случае жалобы на его решения (действия, бездействие) будет рассматривать районный суд по месту нахождения (по юридическому адресу) того следственного подразделения (органа дознания), в котором создана искомая следственная группа (группа дознавателей), или же к которому он прикомандирован для самостоятельного рассмотрения, разрешения заявлений (сообщений) о преступлении и производства предварительного расследования.

15. В соответствии со ст. 9Международного пакта о гражданских и политических правах, вступившего в силу 23 марта 1976 г., нормы которого в силуч. 4 ст. 15Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют верховенство над ее внутренним законодательством, каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.

16. Исходя из этого жалоба лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, его защитника или законного представителя относительно законности и обоснованности задержания должна приниматься судом к производству и разрешаться по существу применительно к порядку и по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством.

17. Форма жалобы законом не регламентирована. Поэтому нечеткость формулировок жалобы не может служить поводом для отказа в принятии ее судом к своему производству.

18. Судья должен определить место рассмотрения конкретной жалобы и уведомить участников судебной проверки о том, когда и где именно состоится ее рассмотрение <609>.

--------------------------------

<609> По аналогии. См.: Обзорсудебной практики Верховного Суда РФ "О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. N 9.

Заявитель должен быть своевременно извещен о времени рассмотрения жалобы <610>.

--------------------------------

<610> См.: Обзорзаконодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2009 года // Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 3 июня 2009 г.

19. Если на момент подачи жалобы или ее рассмотрения в судебном заседании выяснится, что уголовное дело, по которому принесена жалоба, передано в районный суд в порядке, предусмотренном ст. 222УПК, то жалоба направляется в тот же суд и рассматривается в соответствии с требованиямист. ст. 228и234УПК.

20. Часть третья к.с.закона предусматривает участие защитника в судебной проверке законности и обоснованности действий (бездействия, решения) следователя (дознавателя и др.) при условии, что он уже участвует в уголовном процессе.

21. Если же обвиняемый или подозреваемый одновременно с подачей жалобы следователю (дознавателю и др.) или в районный суд заявляет ходатайство об участии в судебной проверке избранного им защитника, то указанные должностные лица или судья должны принять меры к обеспечению участия в проверке этого защитника. При невозможности последнего явиться в суд в течение 5 суток названные должностные лица вправе предложить обвиняемому или подозреваемому пригласить другого защитника или назначить ему защитника через совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

22. Перед началом судебной проверки законности и обоснованности действий (бездействия, решения) следователя (дознавателя и др.) судья, при наличии к тому оснований, предупреждает заявителя, защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также переводчика о недопустимости разглашения данных предварительного следствия или дознания без разрешения следователя (дознавателя и др.), о чем отбирается подписка с предупреждением об ответственности по ст. 310УК, которая приобщается к уголовному делу.

23. Проверяя законность и обоснованность действий (бездействия, решения) следователя (дознавателя и др.), судья не вправе входить в обсуждение вопроса о виновности обвиняемого (подозреваемого) в инкриминируемом ему преступлении.

24. Постановление судьи должно быть мотивированным. Поэтому не отвечают этому требованию постановления, в которых аргументация сводится всего-навсего к выводам такого рода: "Суд считает решение следователя обоснованным", "Считаю действие следователя правомерным, нарушений УПКне допущено", "Оснований для отмены решения не нахожу", или приведены надуманные доводы: обвиняемый "совершил убийство, возможно, в состоянии крайней необходимости" или "не собирался скрываться от следствия или мешать следственным действиям", "не намерен уклоняться от следствия и суда" <611>.

--------------------------------

<611> См.: Обзорсудебной практики Верховного Суда РФ "О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. N 9.

25. Если при проверке законности и обоснованности действий (бездействия, решения) следователя (дознавателя и др.) судья выявит нарушения закона, ущемляющие права подозреваемого, обвиняемого или других участников процесса, он доводит об этом до сведения руководителя следственного органа (прокурора, осуществляющего надзор за дознанием) путем вынесения частного постановления.

26. Согласно решению Европейского Суда по правам человека к.с.нельзя рассматривать как статью, предусматривающую способы рассмотрения в суде жалоб, поданных лицами, содержащимися под стражей в ожидании экстрадиции <612>.

--------------------------------

<612> См.: Обзорсудебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года.

27. См. также комментарий к ст. ст. 39,42,108,109,123,146,401.2,466УПК <613>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарийк Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" А.П. Рыжакова включен в информационный банк.

<613> Подробный комментарий положений ст. 125УПК см.: Рыжаков А.П. Обжалование в суд решений (действий, бездействия) следователя (дознавателя и др.): Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". М.: Дело и Сервис, 2010.

Статья 126. Порядок направления жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей

Комментарий кстатье 126

1. Под местами содержания под стражей, о которых упоминается в к.с., понимаются следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, предназначенные для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.

2. Местами содержания под стражей могут быть также изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов Федеральной службы безопасности РФ, предназначенные для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

3. Содержащиеся в следственных изоляторах подозреваемые и обвиняемые могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца (ст. ст. 8-9,13Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").

4. Правила к.с.распространяются на представителей администрации всех перечисленных выше мест содержания под стражей.

Статья 127. Жалоба и представление на приговор, определение, постановление суда

Комментарий кстатье 127

1. Под судебными решениями, принятыми по делу в ходе досудебного производства, понимаются решения:

- о применении мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

- о продлении срока содержания под стражей;

- о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для проведения соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

- о производстве осмотра жилого помещения при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

- о производстве обыска и выемки в жилом помещении;

- о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

- о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93УПК;

- о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

- о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

- о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитных организациях;

- о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114УПК;

- о контроле телефонных и иных переговоров;

- о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами;

- принимаемые судом по итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие, решения) следователя (дознавателя и др.) в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 125УПК (ч. ч. 2и3 ст. 29УПК).

2. Законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений, постановлений судов может быть проверена не только в апелляционном, кассационном порядке, но и в связи с появлением вновь открывшихся или новых обстоятельств. Однако законом не предусмотрена подача жалоб или представлений в рамках производства ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств. Производство по уголовному делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств возбуждается в связи с поступлением к прокурору сообщений граждан, должностных лиц, а также данных, полученных в ходе расследования и рассмотрения других уголовных дел (ст. 415УПК). В суд от прокурора поступает не представление, а заключение по итогам проверки или расследования новых (вновь открывшихся) обстоятельств. После чего судом собственно и проверяется законность и обоснованность вступившего в законную силу судебного решения. О возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств см. содержание икомментарий к ст. ст. 413-418УПК.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.